Раздел I
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ
К. К. Колин
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сформулированы определения понятий информационной и электронной культуры, а также объекта и предмета исследований информационной культурологии как новой научной дисциплины. Рассмотрена структура и содержание предметной области информационной культурологии, ее современное состояние, актуальные проблемы и перспективы развития. Ключевые слова: информационная культура, информационная культурология, электронная культура.
We defined the concepts of information and e-culture, as well as object and subject of research information Cultural Studies as a new scientific discipline. The structure and content of the domain information Culture, its current status, current problems and prospects.
Key words: information culture, informational cultorology, electronic culture.
1. Актуальность проблемы
Итоги первого десятилетия развития цивилизации в XXI в. свидетельствуют, что одним из его стратегически важных направлений является глобальная и все более глубокая информатизация общества. Информационное развитие страны рассматривается сегодня не только как необходимое условие ее конкурентоспособности в мировом сообществе, но и как важный фактор социальноэкономического развития, эффективного использования человеческого потенциала, повышения качества жизни населения и обеспечения национальной безопасности.
Именно поэтому на ежегодно проводимых всемирных экономических форумах наряду с обсуждением проблем в области экономики и финансовой сферы рассматриваются и проблемы информационного развития различных стран и регионов мира. Для этой цели специалистами формируются международные рейтинги, характеризующие различные аспекты информационного развития отдельных стран, при этом сегодня учитываются не только инструментально-технологические, но также и гуманитарные аспекты информационного развития того или иного государства, в том числе и уровень информационной грамотности его населения.
Исследования показывают [6; 7; 10-12; 19], что именно гуманитарные аспекты информационного развития общества в ближайшие годы будут оказывать все большее влияние на уровень и качество жизни
большинства населения нашей планеты. Ведь уже сегодня информационное неравенство рассматривается как одна из основных проблем развития цивилизации [11; 21].
Можно утверждать, что вопросы формирования информационной культуры общества, а также проблемы изучения этого стратегически важного направления развития культуры становятся весьма актуальными и требуют системного научно-методологического анализа [8; 20].
В данной работе сделана попытка провести такой анализ и показать, что информационная культура, основанная на использовании новых информационных технологий, а также электронная культура представляют собой новые феномены системного характера, означающие революционный по своему содержанию этап развития культуры. Для его изучения необходима и соответствующая научная дисциплина - информационная культурология. В современной научной литературе эта проблематика практически не разработана. Нет даже более или менее четкого определения информационной культурологии как научной дисциплины. Ее предметная область не структурирована, а ее границы и основные направления исследований не обозначены. Требует своего формирования и понятийный аппарат этой дисциплины. Надеемся, что данная работа станет одним из первых шагов в этом направлении и послужит предметом для научного обсуждения.
7
2. Определение понятия информационной культуры и ее основные компоненты
По мнению ряда специалистов [3], в настоящее время единого понимания содержания термина информационная культура еще не сложилось, хотя в последнее десятилетие он широко используется в научной литературе. Появление этого термина изначально связано с концепцией информационного общества и быстрым развитием информационного сектора экономики в промышленно развитых странах. Сегодня ясно, что становление информационного общества приводит к коренным изменениям практически всех элементов социального пространства, создает новые виды и средства деятельности миллионов людей, формирует новые привычки и стереотипы их поведения и общения, а также новые представления об уровне и качестве жизни [12; 19]. При этом новые элементы социального пространства и деятельности людей становятся атрибутами их повседневной жизни и профессиональной деятельности, т. е. элементами культуры.
В данной работе сделана попытка сформулировать общее определение понятия информационная культура, которое, как нам представляется, может быть использовано для дальнейших исследований этого многогранного феномена. При этом использовался метод системного подхода, который применяется, в частности, петербургским философом М. С. Каганом в его работах по теории культуры. Рассматривая культуру как подсистему в составе более общей системы - бытия (природы, общества и человека), автор предлагает исследовать культуру как новую, четвертую форму бытия, порождаемую деятельностью человека [22].
С точки зрения М. С. Кагана, культура включает в себя следующие главные компоненты:
- «сверхприродные» качества человека, формируемые у него в течение жизни;
- многообразие предметов культуры (материальных, духовных, художественных);
- способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» и «распредмечивают» содержание, заложенное в продуктах их деятельности;
- общение как способ реализации потребности людей друг в друге.
Если принять этот подход за методологическую основу, то информационную культуру следует рассматривать как подсистему культуры, ее составную часть. Тогда и само определение этой подсистемы следует формулировать в соответствии с тем или иным определением понятия культуры, которых в настоящее время существует очень много.
Ведь, как известно, и сама культура представляет собой исключительно сложный и внутренне противоречивый феномен, определение которого сегодня еще не имеет единого цельного и общепризнанного понимания [22].
И тем не менее, отдавая себе отчет в сложности решения поставленной задачи и опираясь на методологию системного подхода, мы предлагаем следующее определение понятия информационная культура.
Информационная культура представляет собой подсистему культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности.
Следуя приведенной выше логике, основными компонентами информационной культуры можно признать следующие.
1. Информационные качества человека, формируемые у него в течение жизни и профессиональной деятельности. Сюда мы относим такие качества человека, как информационная культура личности, информационная и компьютерная компетентность и грамотность, а также информационное мировоззрение.
2. Многообразие предметов новой информационной культуры - материальных, духовных и художественных. Это могут быть электронные книги, электронные библиотеки, музеи и картинные галереи, произведения новой экранной культуры и т. п.
3. Новые способы деятельности человека в информационной сфере. Сюда в первую очередь необходимо включить новые информационные технологии, которые создаются и используются в сфере культуры как специалистами, так и обычными пользователями (технологии поиска информации, мультимедиа, виртуальная реальность и др.).
4. Новые виды и формы информационных коммуникаций в обществе, которые создают людям широкие возможности для своего развития и общения с другими людьми.
Нам представляется, что приведенное определение, несмотря на его явную рационалистическую направленность, обусловленную связью с процессом информатизации общества, позволяет достаточно полно рассмотреть основные проблемы и направления развития информационной культуры, а также дать адекватные этим проблемам определения объекта и предмета информационной культурологии и провести структуризацию предметной области этой научной дисциплины.
8
3. О содержании термина электронная культура
Термин электронная культура появился в научной литературе сравнительно недавно и поэтому еще не имеет однозначного толкования. Его нет ни в специализированных словарях, ни в изданиях энциклопедического и философского характера. Впервые он начал использоваться в связи с расширением практики представления на электронных носителях информации о различных объектах культурного наследия: музейных коллекций, произведений живописи, памятников архитектуры, а также других произведений искусства [2; 24].
Важно подчеркнуть, что представление в электронной форме информации о социально значимых объектах культуры вначале рассматривалось лишь в качестве одного из способов сохранения культурного наследия общества для будущих поколений. Однако в дальнейшем, по мере развития процесса информатизации общества, становилась все более понятной и другая, весьма существенная возможность социального использования электронных копий объектов культуры: к ним достаточно просто можно обеспечить доступ удаленных пользователей, владеющих современными средствами телекоммуникации.
Таким образом, можно утверждать, что с развитием процесса глобальной информатизации общества начинается принципиально новый этап развития культуры, значение которого трудно переоценить. Ведь теперь для самых широких слоев населения могут стать доступными не только представленные в выставочных залах музеев и картинных галерей различных стран объекты культуры и искусства, но также и те из них, которые находятся в запасниках и по разным причинам для общего обозрения не выставляются.
Тем не менее нам представляется, что содержание понятия электронная культура сегодня должно получить новое, более широкое толкование. Эта необходимость обусловлена распространением в обществе тех новых электронных средств информатики, которые сегодня используются во многих сферах социальной практики и становятся неотъемлемой частью современной культуры. Использование этих средств существенно изменяет стереотипы поведения миллионов людей, их представления о пространстве и времени, качестве жизни, а также о структуре личного, корпоративного и национального богатства [1; 12; 19].
Для того чтобы сформулировать адекватное современной ситуации определение термина электронная культура, воспользуемся дефиницией куль-
туры, приведенной в «Новой философской энциклопедии» [16].
Культура (от лат. си1Шга - ‘возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание ’) - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях.
Нам представляется, что это определение является одним из наиболее широких, так как охватывает практически все наиболее важные аспекты жизнедеятельности человека и общества. На его основе раскроем содержание понятия электронная культура:
Электронная культура - новая область развития современной культуры, которая формируется на основе использования электронных средств информатики и связанных с ними информационных и коммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Электронная культура является подсистемой информационной культуры и включает в себя средства, виды и результаты деятельности человека в данной сфере.
Из этого определения следует, что электронная культура, по мере развития информационного общества и электронных средств информатики, будет пронизывать все многообразие человеческой культуры, а не только сферу информационной культуры в узком понимании этого термина. С методологической точки зрения нам это замечание представляется принципиально важным.
О соотношении понятий информационная культура и электронная культура. Учитывая приведенные выше определения названных понятий, можно констатировать, что они очень близки по своему содержанию, но не являются тождественными, хотя их очень часто путают даже в достаточно ответственных правительственных и международных документах. Причина заключается в том, что система терминов в данной области еще не установилась.
Рассмотрим различие понятий. С термином электронная культура должны быть связаны лишь те аспекты информационной культуры, которые имеют непосредственное отношение к применению электронных средств в информационной сфере или же к созданию, изучению и развитию этих средств в интересах культуры. В то же время, как было показано выше, в состав информационной культуры мы включаем и другие компоненты, которые не обязательно связаны с использованием электронных средств информатики.
9
Таким образом, понятие информационная культура обозначает более широкую область культуры по сравнению с понятием электронная культура. В определенном смысле можно полагать, что электронная культура является лишь одной из подсистем информационной культуры. Причем, весьма важной, быстро развивающейся и поэтому заслуживающей самого внимательного анализа и изучения как в системе науки, так и в системе образования.
Отметим также, что некоторые уже достаточно распространенные в настоящее время термины, например электронное правительство, электронное государство, в сущности больше относятся к проблемной области не электронной, а информационной культуры. Ведь этими терминами сегодня обозначается совокупность информационных ресурсов и технологий, а также организационно-правовых норм, которые обеспечивают доступ населения к информации органов государственного управления. Именно этот аспект, а не его электронное представление, является наиболее существенным при решении данной социально значимой проблемы.
Поэтому такие уже принятые и широко используемые термины, как электронное правительство, электронное государство, электронная торговля и некоторые другие, следует понимать не буквально, а фигурально - в их расширительном толковании, связанном с принадлежностью к предметной сфере информационной культуры.
Это замечание нам представляется существенным, так как изложение последующих материалов в данной работе будет в значительной мере опираться на использование этих и близких к ним терминов.
4. Объект и предмет исследований информационной культурологии
Ранее было отмечено, что информационная культурология является новой дисциплиной, которая в настоящее время находится на начальной стадии своего формирования. Возникновение этой дисциплины обусловлено необходимостью научного осмысления тех принципиально новых явлений в развитии культуры, которые связаны со стремительным развитием процессов информатизации и все большим доминированием информационных компонентов человеческого бытия практически на всех уровнях социального и культурного пространства.
В настоящее время существуют лишь единичные публикации по данной проблеме [14], поэтому и объект и предмет исследований этой новой науки еще не имеют достаточно четких определений, а ее
предметная область требует и четкого структурирования, и, конечно же, научного обсуждения.
Объектом исследований информационной культурологии, по нашему мнению, следует считать информационную культуру (в приведенной выше трактовке этого термина), т. е. всю совокупность тех информационных проявлений в сфере культуры, которые связаны с результатами деятельностью человека и развитием процесса информатизации общества, а также с усилением роли информации в развитии цивилизации.
Что же касается предмета исследований этой новой дисциплины, то таким предметом должны стать закономерности проявления и реализации информационных процессов в сфере культуры, а также методы, средства, виды и результаты деятельности человека в области информационной культуры, связанные с использованием средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий.
Основным научным методом информационной культурологии, по нашему мнению, должен стать информационный подход к анализу новых направлений развития культуры, самого общества и положения в нем человека как в настоящее время, так и в обозримом будущем. Эта рекомендация базируется на наших представлениях об информационной природе самого феномена культуры, а также на результатах анализа уже имеющегося опыта использования информационного подхода как весьма эффективного общенаучного метода исследований [9].
Кроме того, как будет показано далее, для развития некоторых важных направлений информационной культуры необходимыми и полезными являются многие традиционные методы информатики (например, цифровое представление информации об объектах культуры), а также методы и технологии виртуальной реальности, в том числе методы конструирования виртуальных объектов культуры [22].
5. Структура и содержание предметной области информационной культурологии
При структуризации предметной области информационной культурологии мы будем учитывать те основные компоненты информационной культуры, которые были выделены ранее при определении содержания термина информационная культура. При этом в первую очередь должны изучаться и философские основы культурологии как научной дисциплины.
Исходя из этого подхода, можно выделить следующие основные сегменты предметной области информационной культурологии.
10
1. Философские основы информационной культурологии.
2. Изучение новых информационных качеств личности, корпоративных и социальных структур, а также общества в целом, формируемых в результате развития процесса информатизации. Сюда мы предлагаем относить исследования в области информационной культуры личности, корпоративной информационной культуры, информационной культуры государственных и общественных структур, общества, а также проблем формирования информационного миропонимания и мировоззрения.
3. Изучение предметов новой информационной культуры - материальных, духовных и художественных. Это могут быть электронные книги, электронные библиотеки, архивы, музеи и картинные галереи, произведения новой экранной культуры и т. п.
4. Изучение новых видов, способов и технологий деятельности человека в области информационной культуры, а также новых информационных технологий, которые создаются и используются в сфере культуры.
5. Изучение культурологических аспектов развития новых видов, форм и технологий информационных коммуникаций в обществе.
6. Актуальные направления исследований в области информационной культурологии
В настоящее время в структуре предметной области информационной культурологии представляется целесообразным выделить следующие наиболее актуальные направления исследований:
- информационная культура личности, корпоративных, государственных и социальных структур;
- электронная культура;
- социально-культурологические проблемы развития сетевых структур общества и информационных коммуникаций;
- новые информационные технологии в сфере культуры, искусства и творчества;
- культурологические аспекты информационной безопасности;
- информационная этика;
- информационная антропология;
Методология структуризации предметной
области информационной культурологии. Предлагаемая в данной работе структура предметной области информационной культурологии определена исходя из следующих методологических соображений. В первую очередь выделены те направления исследований, по содержанию которых в научном сообществе уже имеются достаточно общие представле-
ния. Примерами здесь могут служить такие направления, как информационная культура личности и электронная культура. Эти термины уже достаточно широко используются в научной литературе, а сами направления получили определенное отражение в программах ЮНЕСКО в области проблем развития культуры и в сфере образования [1; 3].
Второй методологический принцип структуризации предметной области рассматриваемой нами новой науки состоит в том, что выделяются те направления исследований, которые, по мнению авторов, являются перспективными на ближайшие годы в связи с их актуальностью и социальной значимостью, хотя в настоящее время эти исследования еще и не развернуты на необходимом уровне. К таким направлениям относятся, например: философские основы информационной культурологии, информационная антропология, культурологические аспекты информационной безопасности. Нам представляется, что именно эти направления будут стратегически важными для решения проблемы преодоления системного кризиса современной цивилизации.
Информационная культура личности. В состав данного направления должны входить исследования различных аспектов формирования сравнительно нового и исключительно важного феномена развития информационной культуры, которое в самые последние годы получило название информационной культуры личности. Содержание этого понятия еще нельзя признать окончательно устоявшимся, хотя именно оно, по мнению профессора Н. И. Гендиной, является наиболее перспективным в ближайшем будущем [3].
Соглашаясь с этой оценкой, заметим, что понятие информационной культуры может быть использовано для характеристики культурологических аспектов информационного развития человека, корпорации, социальных структур или же общества в целом. Иными словами, можно говорить об информационной культуре личности, корпоративной информационной культуре или же об информационной культуре общества в той или иной стране, а также об информационной культуре цивилизации в целом.
Отметим также, что понятие информационной культуры личности является более общим по отношению к таким достаточно широко используемым в последние годы понятиям, как информационная компетентность, информационная грамотность, компьютерная компетентность и компьютерная грамотность [3; 4]. Это замечание справедливо и по отношению к понятиям корпоративная информаци-
11
онная культура и информационная культура общества в целом.
7. Информационная антропология
Отдельного обсуждения, по нашему мнению, заслуживает вопрос о содержании такого направления информационной культурологи, как информационная антропология. Нам представляется, что в отличие от предложенного в работе подхода [14] это направление должно объединять исследования, связанные с изучением информационных способностей человека по восприятию, хранению и обработке информации, а также с философской и социальнокультурологической проблемой становления личности нового типа - информационного человека (Homo Informaticus).
В дальнейшем в состав этого направления могут войти и исследования проблемы изменений природы самого человека, которые связаны с встраиванием в его биологическое тело различного рода информационных устройств микроинформатики, создаваемых на основе последних достижений в области нанотехнологий. Такие изменения не являются плодом фантазии, они происходят уже сегодня, и поэтому в дальнейшем человечеству угрожает вполне реальная новая опасность - биологического вырождения и
формирования принципиально новой «электронной цивилизации», которая по своему существу будет представлять собой цивилизацию киборгов [15; 23].
В том, что научные исследования в области информационной антропологии актуальны, нет никаких сомнений. Однако эта проблема является комплексной и для своего изучения требует привлечения специалистов в области философии, культурологии, психологии, социологии, физиологии и информатики. Возможно, что именно философские и культурологические аспекты изучения этой проблемы окажутся здесь наиболее значимыми.
Заключение
Вполне естественно, что приведенные выше концептуальные подходы к определению содержания понятий информационной и электронной культуры, а также объекта и предмета исследования новой научной дисциплины - информационной культурологии, не являются исчерпывающими. Структура, содержание и границы предметной области этой дисциплины, а также ее понятийный аппарат требуют дальнейшего формирования и конструктивного научно-методологического обсуждения.
Надеемся, что данная работа станет поводом для таких обсуждений.
1. Алексеев, А. Ю. Исследования искусственного интеллекта - главный фактор развития электронной культуры / А. Ю. Алексеев // Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 30-36.
2. Вельтман, К. Электронная культура: достижения и перспективы / К. Вельтман // Информ. о-во. - 2002. - Вып.1. -С. 24-30.
3. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межре-гион. центр библиотеч. сотрудничества, 2006. - 512 с.
4. Информационная грамотность: международные перспективы [пер. с англ.] / под ред. Х. Лау. - М.: МЦБС, 2010. -240 с.
5. Колин, К. К. Глобализация и культура / К. К. Колин // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. - 2004. - № 1. - С. 12-15.
6. Колин, К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования / К. К. Колин // Открытое образование. - 2009. - № 3(74). - С. 63-72.
7. Колин, К. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция / К. К. Колин // Глобализация: синергетический подход: сб. науч. тр. - М.: РАГС, 2002. - С. 323-334.
8. Колин, К. К. Информационная культура в информационном обществе / К. К. Колин // Открытое образование. -2006. - № 6. - С. 50-57.
9. Колин, К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания / К. К. Колин // Межотраслевая информ. служба. - № 1. - 1998. - С. 3-17.
10. Колин, К. К. Качество жизни в информационном обществе / К. К. Колин // Человек и труд. - 2010. - № 1. - С. 39-43.
11. Колин, К. К. Культура как объект информационной безопасности / К. К. Колин // Синергетика, философия, культура: сб. науч. тр. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 146-167.
12. Колин, К. К. Системная модернизация России и проблемы развития информационного общества / К. К. Колин // Гос. служба. - 2010. - № 2. - С. 32-37.
12
13. Колин, К. К. Широкополосный доступ в Интернет как критическая технология развития информационного общества в России / К. К. Колин // Современные телекоммуникации России. - 2009. - № 9(29). - С. 6-9.
14. Матвиенко, Д. В. Информационная культурология и информационная антропология как новые научные направления / Д. В. Матвиенко // Культур. жизнь Юга России. - 2008. - № 3. - С. 6-8.
15. Нариньяни, А. С. e-HOMO - два в одном (Homo sapience в ближайшей перспективе) / А. С. Нариньяни // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. - М.: ИИнтел, 2005. - С. 259-273.
16. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 341-347.
17. Разлогов, К. Э. Электронная культура и экранное творчество / авт.-сост., науч. ред. К. Э. Разлогов. - М.: РИК, 2006. - 386 с.
18. Розин, В. М. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда / В. М. Розин // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. - М.: ИФ РАН, 2004. - С. 3-23.
19. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер. - М., 2008. - 569 с.
20. Урсул, А. Д. Культура, образование, безопасность в новой парадигме развития / А. Д. Урсул, А. Л. Романович // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. -С. 436-448.
21. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации / А. Д. Урсул. - М.: Луч, 1993. - 275 с.
22. Философия культуры. Становление и развитие / М. С. Каган и др. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
23. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ: Люкс, 2004. - 349 с.
24. Шлыкова, О. В. Электронная культура: дефиниции и тенденции развития / О. В. Шлыкова // Электронная культу-
ра: трансляция в социокультурной и образовательной среде. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 26-29.
13