Научная статья на тему 'Информационная культура старшеклассников как модус формирования личности и функциональной технологии в условиях образовательных учреждений региона'

Информационная культура старшеклассников как модус формирования личности и функциональной технологии в условиях образовательных учреждений региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕГИОН / INFORMATIONAL SOCIETY / INFORMATIONAL CULTURE / FUNCTIONAL TECHNOLOGY / CONTINUOUS EDUCATION / GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Нина Георгиевна

Рассматривается информационная культура как отражение общей культуры личности. Процессуальный подход обеспечивает технологичность, поэтому формирование информационной культуры старшеклассника имеет свои методы, приемы, последовательность процедур. Информационная культура становится способом формирования общей культуры личности и разновидностью функциональной технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Нина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational Culture as Modus of Personality Formation and Functional Technology in the Regional Educational Institutions

The article examines information culture as a reflection of general culture of individual. Procedural approach provides technological effectiveness; hence, formation of senior pupils information culture has its own methods, modes, sequence of procedures. Informational culture becomes a method of formation of general culture of individual and a type of functional technology

Текст научной работы на тему «Информационная культура старшеклассников как модус формирования личности и функциональной технологии в условиях образовательных учреждений региона»

УДК 374.7

Смирнова Нина Георгиевна Nina Smirnova

информационная культура старшеклассников как модус формирования личности и функциональной технологии в условиях образовательных учреждений региона

informational culture as modus of personality formation and functional technology in the regional educational institutions

Рассматривается информационная культура как отражение общей культуры личности. Процессуальный подход обеспечивает технологичность, поэтому формирование информационной культуры старшеклассника имеет свои методы, приемы, последовательность процедур. Информационная культура становится способом формирования общей культуры личности и разновидностью функциональной технологии

Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, функциональная технология, непрерывное образование, общая культура личности, образовательные учреждения, регион

The article examines information culture as a reflection of general culture of individual. Procedural approach provides technological effectiveness; hence, formation of senior pupils’ information culture has its own methods, modes, sequence of procedures. Informational culture becomes a method of formation of general culture of individual and a type of functional technology

Key words: informational society, informational culture, functional technology, continuous education, general culture of individual, educational institutions, region

Информационное общество, важнейший принцип которого — «равные возможности доступа к культурным ценностям и образованию для всех» — становится реалиями настоящего времени. Чтобы воплотить этот принцип на практике, подготовить подрастающее поколение к жизни и работе в информационном обществе, необходимо уделить внимание информационной культуре как отражению общей культуры личности.

Если рассматривать формирование информационной культуры как процесс, то он приобретает технологичность, т.е. воплощает методы, приемы, последовательность процедур и тесно связан с применяемыми средствами, используемыми материалами.

Поэтому правомерна заявленная тема статьи, поскольку информационная культура, на наш взгляд, является модусом (лат. modus — мера, способ, разновидность) формирования общей культуры личности и функциональной технологии, в частности, речь идет о технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности (Е.И. Григорьева).

Технология информационно-познавательной и просветительной деятельности предполагает уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

Безусловно, информационная культура

проявляется в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации, в способности использовать компьютерные технологии, во владении основами аналитической переработки информации, в овладении практическими способами работы с различной информацией, в знании морально-этических норм работы с информацией.

Информационная культура качественно влияет на развитие мышления учащихся, способствуя умению мыслить категориями, отделять главное от второстепенного, анализировать ситуацию и делать выводы, развивая его образную, абстрактную и творческую направленность.

С внедрением профильного обучения на старшей ступени общего образования ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Современные старшеклассники имеют существенные отличия от предшествующих поколений в профессиональных предпочтениях. По данным исследований, они выбирают области деятельности престижные и высокооплачиваемые: экономика, юриспруденция, информатика. Усиливается прагматический материальный аспект. Среди девочек имеет место тенденция к выбору статуса домохозяйки, «стремление выйти замуж за богатого». Социальные, общественно значимые мотивы (приносить пользу людям, служение Отечеству и т.п.) почти исчезают из мотивационной сферы. «Хочу иметь свой бизнес или работать в перспективной, престижной компании». «Я хотел бы поступить в престижный вуз с военной кафедрой, т.к. нет желания пополнять ряды нашей армии». Полученные данные подтверждают известный социологический факт: притязания учащихся в сфере будущей профессии завышены по сравнению с нуждами общества и собственными способ-

ностями.

В информационном обществе на каждой ступени системы непрерывного образования учащиеся должны быть подготовлены к восприятию и переработке больших объемов информации. Обществу нужны люди, умеющие находить нужную информацию и пользоваться ею, быстро и правильно принимать решения, способные постоянно поддерживать свой высокий уровень общей культуры, профессионализм.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает наличие специальной подготовки учащихся, когда информационные знания становятся важным элементом общего образования. По мнению Н.И. Гендиной, социальная значимость формирования информационной культуры у подрастающего поколения не только очевидна, но и бесспорна [2].

Стало быть, выпускник общеобразовательной школы (гимназии) должен обладать достаточно высоким уровнем информационной культуры.

В последние годы одним из критериев информационной культуры становится умение искать и передавать информацию через компьютерные сети. При низком уровне информационной культуры потребление носит случайный характер, формируется тяга к сенсационным и развлекательным формам, предпочтение отдается звуковым каналам. Эта информация не перерабатывается на когнитивном (интеллектуальном) уровне и не превращается в «живое» знание, личностно-смысловое.

Представляется, что именно в гимназии более глубоко, чем в обычной школе, решаются задачи формирования интеллектуального потенциала современного российского общества. Здесь обучение ориентировано на способных и одаренных детей; имеется тесное взаимодействие с вузами.

В педагогической литературе и практике отмечаются трудности и противоречия, которые возникают в период перехода от средней школы к высшей: фактографический характер усвоения материала, боязнь оторваться от заученного текста; недоста-

точные умения анализировать, обобщать, делать выводы. Приведенные данные свидетельствуют, что преемственность в системе непрерывного образования недостаточна. Возникает проблема, требующая формирования готовности и умений старшеклассников, абитуриентов, студентов успешно преодолевать трудности перехода с одной ступени обучения на другую.

С этой целью для учащихся школ и гимназий преподавателями Кемеровского государственного университета культуры и искусств созданы многообразные формы обучения: спецкурсы, спецклассы, факультативы.

Спецклассы работают по двухгодичному плану обучения, который составлен в соответствии с нормативными требованиями базисного учебного плана.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики. В структуру учебного плана гимназий и школ включены курсы: «Информационная культура» и «Основы компьютерной грамотности», обеспечивающие непосредственное формирование знаний и умений по информационной культуре.

Обучение решает два блока задач. Первый ориентирован на конкретные специальные знания. К ним относятся знания о законах функционирования информации в обществе, о системе информационных центров, об информационных ресурсах и источниках, о справочно-поисковом аппарате; знания правил, необходимых для оформления докладов, рефератов, составления списков литературы.

Второй блок включает задачи по развитию интеллектуальных умений работы с информацией. В него входят умения формировать информационные запросы; искать информацию в различных источниках, используя компьютерные сети, Интернет; преобразовать информацию, работая в различных жанрах (реферат, доклад, статья и т.д.).

Преподавание основного курса «Информационная культура» строится с учетом профессиональных намерений учащихся. Содержание обучения максимально приближается к будущей профессиональной деятельности. В основу данного подхода взяты результаты исследования по формированию профессионального самоопределения молодежи, которые были получены в Кемеровском государственном университете под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Э. Касаткиной [3].

В данном направлении курс «Информационная культура» предусматривает следующие составляющие:

— осуществление готовности молодежи к дальнейшей учебной и трудовой деятельности в условиях информационного общества;

— развитие личностных качеств и способностей;

— формирование общей культуры личности на когнитивном, мотивационно-поведенческом и эмоционально-ценностном уровнях;

— обеспечение преемственности общеобразовательной, общекультурной и профессиональной подготовки;

— формирование самостоятельности, ответственности и дисциплинированности в учебной и дальнейшей трудовой деятельности.

Функциональное назначение данного предмета включает три составляющие:

1) обучение знаниям, умениям, навыкам в интеллектуальной работе с информацией;

2) развитие творческих интеллектуальных способностей;

3) стимулирование позитивных установок к интеллектуальной деятельности.

Прохождение курса делится на этапы:

— констатирующий: диагностика

уровня готовности к интеллектуальной информационной деятельности;

— формирующий: развитие творческих интеллектуальных способностей в работе с информацией с учетом индивидуальных качеств личности;

— итоговый: представление результа-

тов интеллектуального труда.

Формы организации учебного процесса:

— обучающие: лекции, практические занятия, экскурсии, семинары;

— организующие — научно-исследовательский процесс: научные конференции, подготовка и защита рефератов, деловые игры, создание творческих проектов;

— организующие деятельность во вне-учебное время: участие в олимпиадах, конкурсах, подготовка публикаций, подготовка мероприятий в рамках образовательных учреждений региона, входящих в структуру Центра непрерывного образования (ЦНО) Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Первоначально курс «Информационная культура» был апробирован в гимназиях и школах Кемеровской области: МОУ «Гимназия № 24» (г. Междуреченск), МОУ «Гимназия № 32» (г. Новокузнецк), МОУ «Гимназия № 25» (г. Кемерово), ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат» (с. Елыкаево Кемеровской области), МОУ «Общеобразовательная школа» №№ 48, 34, 33, 92, 93 (г. Кемерово).

Курс нацелен на помощь в профессиональном самоопределении, на реализацию и развитие интеллектуальных и творческих способностей, овладение навыками научноисследовательской работы. Изложение материала в курсе осуществляется доступным языком с ограниченным использованием специальной терминологии и адаптированием теоретических положений. В основу изложения материала положены дидактические принципы научности, доступности, связи с жизнью, учета возрастных и индивидуальных особенностей личности учащихся. Усвоение материала осуществляется на всех уровнях: узнавание, воспроизведение, приобретение навыков решения стандартных и нестандартных творческих задач.

Для реализации развивающей функции в ходе изучения курса учащимся постоянно предоставляется возможность выбора в конкретной ситуации, что позволяет пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого разработаны специальные средства, способы и приемы. Используют-

ся несколько моделей: «экспертный совет», «редакционная коллегия», «научная конференция», «научно-исследовательская группа», «сценарная группа», «бизнес-проект», «рекламная компания», «круглый стол», «устный журнал» и т.д. Их использование помогает старшеклассникам взвесить свои возможности, склонности, намерения, все в большей степени приближаясь к избираемой или предпочитаемой сфере будущей профессиональной деятельности. Активная позиция, в которую объективно ставится учащийся, способствует приобретению социального опыта, социокультурной и профессиональной адаптации.

Ситуации выбора обеспечивают условия для развития интересов, склонностей учащихся, устанавливают диалоговое общение и сотрудничество между педагогом и учащимися, а также соклассниками; они способствуют развитию готовности старшеклассника совершать самостоятельный, осознанный выбор сферы деятельности, своей позиции, функциональной роли, способа организации и выполнения задания, прогнозировать свои результаты.

Эффективность преподавания курса «Информационная культура» подтверждается участием школьников в многочисленных конкурсах и олимпиадах, получением ими призовых мест.

Школьники, включенные в систему непрерывного образования, легче адаптируются к учебе в вузе.

Наблюдение за студентами КемГУКИ

— выпускниками школ (гимназий), входящих в структуру Центра непрерывного образования университета, показало, что они наиболее успешны в учебе, чаще являются лидерами в группах, профессионально ориентированы, связывают свое будущее с информацией: «Буду заниматься новыми информационными технологиями», «Интересуют связи с общественностью», «Буду информационным посредником».

Резюмируя, отметим, что в настоящее время информационная культура становится способом формирования когнитивного (интеллектуального) уровня общей культуры личности и разновидностью

функциональной технологии: информаци- онная культура недостаточно еще изучена и онно-познавательной и просветительной может быть обозначена предметом исследо-деятельности. С этих позиций информаци- вания ученых, специалистов.

Литература

1. Гендина Н.И. Концепция разработки комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры» // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. статей / отв. ред. д-р пед. наук, профессор Н.И. Гендина. — Кемерово: КемГАКИ, 1999.

- С. 97-106.

2. Гендина Н.И. Кризис системы образования и проблемы формирования информационной культуры личности // Библиотечная жизнь Кузбасса / КемОНБ. — Кемерово, 1998. — Вып. 3 (20). — С. 3-34.

3. Касаткина Н.Э. Методология и методика исследования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Психолого-педагогические основы непрерывного образования: межвуз. сб. науч. тр. / Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, ОблИУ; ред. коллегия: Е.М. Титаренко, Н.Э. Касаткина, Т.С. Панина. — Кемерово: КемГУ, 1996. — С. 6-23.

4. Непрерывное многоуровневое профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Всерос. научно-практич. конф. (10 апреля 2008 г.): В 2-х ч. Ч. 1 / под общей ред.: Г.Н. Жукова, И.В. Львовой, А.А. Нагорняк. — Кемерово: КемГППК, 2008. — 336 с.

5. Смирнова Н.Г., Мартынова Е.В., Сбитнеа Г.И., Голощук Л.А. Курс «Основы информационной культуры» в системе непрерывного образования // Библиотечная жизнь Кузбасса / Ке-мОНБ. — Кемерово, 2001. — Вып. 4 (34). — С. 141-147.

6. Смирнова Н.Г. Концептуальные подходы к организации работы центра непрерывного образования Кемеровской государственной академии культуры и искусств // Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен: мат. 1 Сибирского семинара по непрерывному образованию (19-21 октября 1999 г., Новосибирск) / отв. ред. канд. пед. наук Д.М. Цукерблат. — Новосибирск, 2001. — 196 с.

7. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

Коротко об авторе______________________________

Смирнова Н.Г., канд. пед. наук, доцент, руководитель Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета культуры и искусств, профессор кафедры педагогики и психологии cno@kemguki.ru

Научные интересы: непрерывное образование как социокультурный феномен, педагогическая антропология культуры, общая культуры личности

______________________ Briefly about the author

N. Smirnova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Centre of Continuous Education of Kemerovo State University of Culture and Arts, Professor of the Chair of Pedagogics and Psychology

Areas of expertise: continuous education as a sociocultural phenomenon, pedagogical anthropology of culture, general culture of individual

в0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.