ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008:002
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА
© Людмила Алексеевна ПРОНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: [email protected]
В статье характеризуется современная информационная ситуация, требующая специального механизма взаимодействия с информацией и информационными ресурсами. Таким механизмом является информационная культура. Предложена синергетическая модель информационной культуры, обосновано соотношение информационной культуры с компьютерной, интернет-, виртуальной и т. п. субкультурами.
Ключевые слова: информационная культура; компьютерная субкультура; виртуальная субкультура.
В настоящее время человек живет и работает в сложных информационных условиях. Информатизация разрушает традиционные циклы жизнедеятельности людей и сам ритм их жизни, вытесняет ценность межличностного общения, заменяет реальный мир виртуальным, усиливает возможности манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. Приведем некоторые цифры, характеризующие современную информационную ситуацию. Так, на планете существуют 1,5 млрд телевизоров и 2,5 млрд радиоприемников, ежегодно появляются 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млрд научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный книжный фонд удваивается каждые 10-15 лет, число телефонных каналов - каждые 11 лет, число автоматизированных баз данных увеличивается в 10 раз за 10 лет, всемирный фонд описания изобретений (патентов) исчисляется примерно в 510 млн страниц текста, и при этом он каждый год увеличивается на 1 млн документов и т. д. Поэтому современное поколение людей вынужденно жить в информационно насыщенной среде и качественно ином информационном пространстве. Информационный поток нельзя воспринять в полном объеме: только с частью мы взаимодействуем, воспринимаем избирательно и в определенных
целях. При этом необходимо иметь в виду следующее: пропускные физиологические
способности человека довольно ограничены и оцениваются в единицах в секунду: при корректорской работе - 18, при чтении вслух -30, чтении «про себя» - 45. Наибольшее количество данных, которые человек может воспринять, составляет около 8 единиц в секунду. Добавим, что радиослушатель утрачивает способность воспринимать информацию, если она передается со скоростью более 180 слов в минуту. В телевизионном вещании оптимальным для передачи текстового материала, сопровождающегося изображением, можно считать средний темп, составляющий 103 слова в минуту. Эти цифры накладывают жесткие ограничения и на другие операции с информацией. По мнению А. Тоффлера, например, каждый новый фильм «снимается во все более сжатые сроки», музыканты играют музыку Моцарта, Баха и Гайдна в более быстром темпе, а это означает, что «увеличился объем слуховой информации в течение данного интервала времени». По мнению лексикографов, сегодня быстрее, чем раньше, происходят изменения значений, употребляемых в разговорной речи слов (терминов) [1, с. 128, 287]. Развитие мультимедийных технологий привело к ситуации, когда виртуальные миры могут передаваться и обновляться 60 раз
в секунду, что гораздо быстрее того, что может зафиксировать человеческое сознание. В мире ежедневно записывается около 20 млн слов технической информации. Ежегодно только в США выпускается более 9000 периодических изданий. Еженедельное издание «New York Times» содержит больше информации, чем почитывал в XVII в. за всю свою жизнь средний англичанин. Специалистами в области информатики установлена следующая динамика роста информации: до 1800 г. объем информации удваивался каждые 50 лет, с 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990 г. - ежегодно. За последние 30 лет в мире произведено больше информации, чем за предшествующие 5000 лет. Доктор Р. Хилиерт, специалист федеральной информационной комиссии США, утверждает: «При этом росте знаний ко времени, когда родившийся сегодня ребенок окончит колледж, количество знаний в мире увеличится в 32 раза, обновившись с момента его рождения на 97 %» [1, с. 120]. Ускорение изменений в предметном и духовном мирах имеет результатом ускорение движения информации, что вызывает «информационные болезни».
Постепенно человек сталкивается не просто с выбором, а со сверхвыбором, которое несет в себе информационное общество и обилие информации. В связи с этим требуется человек новой формации, умеющий использовать, обрабатывать и пропускать через себя информационные потоки, преобразовывать и генерировать новую информацию за определенное время. Поэтому актуальными становятся аналитический склад ума, креативное мышление, творческие способности, умения взаимодействовать с окружающей информационной средой. Все это является предпосылками кадрового кризиса, в котором преимущества получат те сотрудники, которые смогут грамотно управлять информацией, знанием, управлять своим временем.
В настоящее время появился ряд новых терминов: информационная перегрузка, информационное ожирение, перепроизводство информации, информационный голод, инфо-биологическая неадекватность (означает несоответствие объема поступающей извне информации тому объему, который может воспринять центральная нервная система человека). Новейшим явлением представляется т. н. «синдром информационной усталости»,
связанный с невозможностью человека справиться с непрерывно возрастающим объемом информации.
В современном мире возрастает возможность манипулирования обществом вообще и отдельной личностью в частности: сила информационных потоков не сдерживается ни моральными, ни культурными границами. На человека обрушивается мощный поток информации, воздействующий на общественное сознание и чувства. Современные психологи отмечают, что психика любого человека, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, слабо поддается осознанному регулированию, и поэтому она становится уязвимой для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. Одновременно меняется структура социальных, экономических и межличностных отношений, механизм взаимодействия. Ценность процесса общения отходит на второстепенный план, уступая место информации. Люди все более скептически относятся к идеям взаимодействия, склоняясь к идее информационного обмена. Социализация, воспитание молодого поколения идет в условиях отстраненности от живых коммуникаций с превалированием виртуальных контактов. Некоторые информационные явления являются результатами определенных информационных процессов, другие -сами являются процессами или их совокупностью.
Н. Винер пишет: «Информация - это имя для контента того, что обменивается с внешним миром, когда мы прилаживаемся к нему, и что заставляет эту адаптацию говорить о нем. Процесс получения и использования информации - это процесс нашей адаптации к случайностям внешнего окружения нашей эффективной жизни внутри этого окружения. Потребности и сложность современной жизни предъявляют большие требования к этому информационному процессу, чем когда-либо ранее. Жить эффективно - значит жить с адекватной информацией» [2, с. 10]. В современном информационном пространстве необходимо создание развитого механизма саморегуляции общества, способного выявлять, предвосхищать кризисные ситуации, обострение социальных противоречий и проблем, тенденций противодействия и торможения, разрешать их, исходя из принципов и
закономерностей информационного общества. Таким механизмом социальной эволюции, обеспечивающей саморегулирование и самоуправление политической, идеологической, информационной общественных подсистем является информационная культура. Информационная культура способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и роли в окружающем его мире, истории, системе современных мировых связей. Развивающееся на основе высокой информационной культуры взаимодействие народов способствует не только универсализации материального и духовного производства на основе прогрессивных технологий, но и формированию прочных предпосылок всеобщей безопасности. Информационная культура позволяет человеку избежать или нивелировать последствия «информационных болезней».
Понимание сущности информационной культуры личности предполагает, прежде всего, ее осознание как одного из проявлений общей культуры человека. Человек - творец. созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, с другой -открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным и информациологическим ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам, или каким он кажется окружающим, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности, информационному поведению, информационному образу жизни. Они становятся оптимальными и рациональными, и человек избегает информационных перегрузок, а умение оценивать информацию помогает ему успешно противостоять различным инфологемам, информационному прессингу.
Информационная культура, являясь частью культуры, развивается по синергетическим законам. Информационная культура -открытая, самоорганизующаяся система, находящаяся в неравновесном состоянии, что связано с непрекращающимися потоками информации. Она способна к стабилизации, что связано с периодами стабильности ин-
форматизации, когда происходит окончательное закрепление форм информации. В то же время она - диссипативна, т. к. существует в состоянии постоянного информационного обмена.
Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы, каждый раз выводившие ее на более высокую ступень развития. Один из наиболее значительных информационных кризисов привел к появлению письменности, когда устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации, и фиксация информации на материальных носителях ознаменовала собой новый, следующий период информационной культуры - документальный. Необходимость включения в систему информационных феноменов документа, единства носителя и содержания изменило содержание информационной культуры. В ее состав вошли культура общения с документами; культура кодирования и фиксации информации; культура документографического поиска и т. д. Оперирование информацией облегчилось, претерпел изменение образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными формами.
Очередной информационной кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Л.В. Скворцов пишет: «Информационный процесс, основанный на новых технологиях, порождает компьютерного человека. Специфика компьютерного человека заключается в том, что он относится к окружающему его миру через посредство компьютерных и телекоммуникационных систем. Иными словами, он видит мир через информационную призму, созданную другими людьми» [3, с. 16]. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое целое. На каждом качественно новом этапе предшествующие формы информационной культуры функционируют, обогащаясь новыми. Данные кризисы можно рассматривать как точки бифуркации информационной культуры. Мы согласны с Л.В. Скворцовым, который утверждает, что и само общество
«может создавать условия возникновения кризисов, связанных с недостатком информации или распространением неадекватной информации» [3, с. 73]. Возникают реальные условия возможного перерастания информационных кризисов в информационные катастрофы, способные парализовать все общество. Каждый период развития цивилизации имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет степень и скорость распространения информации в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. Проходя в своем развитии через многочисленные глобальные и локальные кризисы, информационная культура выходит на новый уровень развития. Информационная культура сегодня тесно связана современными средствами коммуникаций - спутниковая связь, межконтинентальные компьютерные сети, network (информационные сети конкретной локальной направленности), которые способны преодолевать пространство и время. Следовательно, для информационной культуры характерны следующие свойства: открытость, неустойчивость, стохастичность и т. д. Информационная культура, как сложная открытая система, находится в состоянии временного равновесия, т. к. постоянно пополняется новыми элементами. Так, рассматривая проблемы взаимоотношений общества и информационного пространства, инфосферы, необходимо дополнить содержание понятия «информационная культура» информационной этикой, эстетикой и гигиеной компьютерных информационных технологий, информационной безопасностью, включая меры по защите человеческой психики. Информационную культуру следует рассматривать как свойство личности, позволяющее адекватно и эффективно реагировать на процесс информатизации общества.
Информационную культуру целесообразно рассматривать как двухкомпонентную структуру, состоящую из ядра и защитного пояса. К ядру мы относим систему информационных ценностей, информационных норм, информационных знаний, информационных значений и символов. В качестве защитного пояса выступают умения и навыки информационной деятельности, развитое восприятие информации. Тогда пояс выполняет следующие функции: самосохранения, интеграции,
достижения цели, адаптации. Функции же ядра - социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. В целом информационная культура, как система, выполняет защитную, креативную, коммуникативную, сигнификативную, нормативную функции и является стандартом информационного поведения и информационного образа жизни. Информационная среда и информационное пространство побуждают пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, диагностировать себя как создателя и потребителя информации, осознать складывающуюся информационную ситуацию. Факторами развития информационной культуры являются: система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура общества; демократизация общества; развитие экономики. Образование мы рассматриваем как сенситивный период в формировании базиса информационной культуры.
Уровни информационной культуры зависят от активности взаимодействия индивида с окружающим миром, информационной насыщенности взаимообмена. Если информационные возможности, объем информации и скорость ее обмена с внешней средой у личности находятся на низком уровне, то нет необходимости ни в культуре научного исследования, ни в культуре использования современных информационных технологий, ни в информационно-правовой культуре и т. д. В этом случае взаимодействие человека с окружающим миром предстает в простом виде. Он подвержен информационному прессингу, перегрузке, инфобиологической неадекватности и т. п. Компоненты в полном объеме закрепляются в структуре информационной культуры лишь в том случае, если личность активно взаимодействует с информационной средой и информационным пространством. Высокий уровень информационной культуры личности должен включать все компоненты, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. И человек успешно взаимодействует с информационной средой и противостоит негативным информационным явлениям.
Постановка проблем формирования новой жизненной среды чаще всего представ-
ляет собой констатацию стихийности явлений электронного мира. Основной социокультурный конфликт связан с двумя взаимодополняющими тенденциями: легитимацией индивидуальности в новом пространстве и включением индивида в единую жизнь человечества. По-новому открывается вне-статусный смысл свободы, обеспеченной процессом трансформации антропогенной среды [4]. Основные мирообразующие линии по мере развития киберпространства будут ориентированы не на материальный мир объектов и уподобленных им отношений между людьми, а на отношения между образами. В связи с этим возникает проблема сохранения осмысленных цивилизационных связей в условиях развития информатизации. Нередко электронный мир воспринимается негативно потому, что потенциал информационных технологий маскирует собой проблему реализации внестатусных смыслов культуры, подчинения человека логическому фанатизму, формирования системы внемате-риальных ценностей и многие другие фундаментальные аспекты смыслотворчества культуры. В то же время понимание новой природы социального взаимодействия, возникающей в сетевом мире, необходимо для решения проблем современной культуры. Именно наличие виртуального мира определяет характер трансформаций жизненной среды. Так, сформировалось новое направление - электронная культура как особая форма конструирования образа мира в условиях формирования нового идентификационного кода.
В качестве средства сохранения культурного наследия сегодня предлагается оцифровка документов. ЮНЕСКО принимает даже специальный документ, и многие страны начинают активно заниматься оцифровкой различных памятников культуры. По мере создания, распространения процесса цифрования, создания новых форм документов возникает и развивается цифровая субкультура. М. Брауде-Золоторев замечает: «...цифровая субкультура в развитых экономиках становится своего рода пропуском в «новую экономику», и ее носители получают существенные конкурентные преимущества перед «отставшими от поезда». Точно так же, как теперь в России, не зная иностранного языка, зачастую в принципе нельзя рассчи-
тывать на высокооплачиваемую творческую работу, владение компьютерными технологиями и интернетом в развитых странах становится обязательным для успеха. Кстати, как и языки, воспринимать новые технологии лучше не как набор навыков и знаний, а как некую культуру - с молоком матери и в соответствующем возрасте.» [5, с. 3]. Данные процессы стали возможны в связи с компьютеризацией общества, а значит и в связи с распространением компьютерной культуры, которая сегодня уже достигла определенного уровня развития во многих странах. Человечество сегодня переходит к новой фазе экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. В связи с этим возникает новое экранное мышление, для которого характерно «сращение» логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Заявленный тезис актуален еще и потому, что сама интернет-культура имеет ряд характерных особенностей. В интернет-культуре есть своя идеология, которая оказывает влияние на культуру общения личности. Это система понятий и представлений, которая формируется, прежде всего, в виртуальных сообществах, без которых сеть представляла бы собой просто технический аппарат для получения нужной информации. Так, например, под идеологией российской интернет-культуры подразумевается та философия, которая мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль жизни приверженцев интернета, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя те или иные обязательства. К идеям, актуальным для интернет-идеологии, можно отнести идеи технократизма, владычества компьютерщиков над другим, «иным» миром, идею индивидуализма, индивидуальных достижений и индивидуального успеха. В интернете, как и в обществе в целом, существует своя стратификация, которая характеризуется отсутствием жесткой детерминации положения личности в социуме, высокой мобильностью статуса, отсутствием строгой субординации в отношениях между «верхами» и «низами». Это косвенно подтверждается тем, что за какой-нибудь год человек может несколько раз поменять псевдоним, свое сетевое имя - ник нейм. Принципиально меняется в интернете способ распространения культуры: иерархичность, влияние свер-
ху, если не исчезает, то значительно ослабевает; культурные сообщения и медиа-тексты не «спускаются» сверху, они распространяются по принципу «паутины» по каналам социальной (а затем и компьютерной) сети -от личности к личности, от пользователя к пользователю.
Глобальная сеть создает условия для формирования виртуальных общностей, генерирует текстовые форматы нового типа, стирает границы между государствами, элиминирует расстояния, разъединяющие людей, выстраивает вокруг себя специфическую форму культуры - киберкультуру. Данные процессы привели к возникновению особой виртуальной культуры, интернет-культуры, в итоге - киберкультуры. Киберкультура обзавелась уже своей мифологией, этическими нормами, стилем жизни, словарем-сленгом и т. д. Для приобщения к ней требуется обладать высоким образовательным и имущественным цензом, что формирует профессиональный стиль. В связи с этим можно утверждать, что современный этап информатизации привел к появлению новой субкультуры -киберкультуры. Сегодня информатизация имеет уже новые формы проявления - компьютеризацию, медиатизацию, интернетизацию. Таким образом, информационная культура начинает расслаиваться. В качестве субкультур выступает электронная, экранная, компьютерная, сетевая, интернет-, цифровая, виртуальная культуры, медиакультура. Последние можно объединить в киберкультуру.
Информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в обществе. Информационное мировоззрение можно определить как систему обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятель-
ности. Для информационного мировоззрения характерна открытость: способность постоянно видоизменяться в связи с изменением внешних условий. Информационность мировоззрения проявляется в том, что оно «выводит» духовно богатую личность на иной аспект осмысления связей людей - на аспект многообразия как важного и необходимого качества позиции личности. Информационное мировоззрение вырабатывается не столько как определенная модель установок личности, сколько как процесс анализа знаний для обоснования собственной позиции, процесс овладения навыками понимания чужого воззрения, соотнеся его с собственным [6, с. 32]. Данный компонент информационной культуре будет базовым в преодолении информационного прессинга.
На наш взгляд, информационная культура - это система, в которой психологические, когнитологические, процессуальные аспекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимооп-ределяемы. Она является одной из составляющих культуры, связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. В этом случае информационная культура выступает как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социальнозначимой информации. Человек, как личность, формируется путем целенаправленного и продуманного воспитания, а его развитие определяется внутренними и внешними условиями (средой). В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения становятся информационные технологии.
Содержание информационной культуры личности (общества), ее сознательное и целенаправленное формирование может рассматриваться в разных плоскостях: мировоззренческой, психологической, социальной, технологической и т. п. В мировоззренческой плоскости информационная культура заключается в осознании человечеством сущности происходящих явлений, познании законов и закономерностей распространения информации в обществе и ее воздействия на лич-
ность. В психологической плоскости информационная культура - это выработка оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности; это формирование умения действовать в условиях избыточной информации, правильно оценивать качественную сторону информации, отбирать достоверные сведения, критически мыслить, умение анализировать и синтезировать имеющуюся информацию; это выработка навыков защиты личности от информационного шума. В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности необходимого уровня информированности. И, наконец, в технологической плоскости информационная культура - это овладение информационной технологией, знакомство с информационными ресурсами общества, овладение навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования [6, с. 84].
Общество с высоким уровнем информационной культуры предполагает толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, информационному мировоззрению, лояльность к уровню информационной культуры личности, отношение к ней как к самоценному феномену. Развитие информационной культуры личности происходит на протяжении всей жизни под воздействием прессинга инфосферы.
Информационная культура - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Информационная культура является средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового культурного пространства. Она определяет уровень информационного общения - принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога, представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой информационной картины мира и определение своего места в этом быстро меняющемся мире.
Л.В. Скворцов утверждает, что информационную культуру следует рассматривать «как реальный механизм прояснения сознания в информационном обществе, играющий фундаментальную роль в обеспечении нор-
мального функционирования социума» [3, с. 47]. Информационная культура предстает как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности. Овладение информационной культурой есть путь универсализации качеств человека, которая находит свое конкретное выражение в различных формах духовного совершенствования, профессиональной и общественной деятельности. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к постоянному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором - информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что в любой сфере (социальной, экономической, технологической и т. д.) решения принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации. Информационная культура может служить интегральным показателем уровня развития общества и индивида. Она является важнейшим движущим фактором этого развития. Многие информационные проблемы исчезают, нивелируются, если человек и общество обладает информационной культурой. Информационная культура - условие устойчивой и безопасной жизни и деятельности в принципиально новом по качеству информационном пространстве.
1. ТоффлерА. Футуршок. СПб., 1997.
2. Хлебников Г.В. Философия информации: Н. Винер, Л. Флориди, Т. Байнам // Философия. 2011. № 2. С. 5-48.
3. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. М., 2011.
4. Дацюк С. Парадоксальная интенция свободы слова в Интернет. иКЬ: http://www.Uis.kiev. иа/Я^іапМіп/^/раг-іпіШшІ. Загл. с экрана.
5. Брауде-Золотарев М. Цифровой барьер // Компьютере. 2000. № 29 (358).
6. Проблемы информационной культуры. Информационное мировоззрение и информационная культура: сборник статей. М., 1996. Вып. 3.
Поступила в редакцию 15.12.2011 г.
UDC 008:002
INFORMATION CULTURE AS SELF-REGULATION MECHANISM OF SOCIETY
Lyudmila Alekseyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Professor, Doctor of Philosophy, Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: Lucy253@yandex. ru
The article characterizes the modern information situation demanding the special mechanism of interaction with information and information resources. This mechanism is information culture. The synergetic model of information culture is offered, the correlation of information and computer cultures, internet- virtual and similar subcultures.
Key words: information culture; computer subculture; virtual subculture.