ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 574
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ
© Людмила Алексеевна ПРОНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: [email protected]
Проанализирована современная информационная ситуация, приводящая к информационным перегрузкам. Рассмотрены виды и компоненты информационной культуры, которые выступают механизмом преодоления информационной перегрузки.
Ключевые слова: информационная ситуация; информационная перегрузка; информационная культура; виды и компоненты информационной культуры.
Информационная цивилизация меняет статус информации: все большую роль играет информированность, квалифицированное информационное поведение, высокий уровень информационной культуры, информационное мировоззрение и т. п. В настоящее время информация становится все более специфической, трудной для понимания, ее количественные и качественные критерии изменяются стремительно, а знания устаревают достаточно быстро. Любой объект, явление или событие необходимо изучать более тщательно, чем когда-либо в прошлом, затрачивая все больше времени на процессы взаимодействия с информацией. Томас Фридман отметил: «Никогда за всю историю существования нашей планеты такое количество людей не имело возможности совершенно самостоятельно находить информацию в таком объеме, о таком количестве вещей и таком количестве людей». Профессора Лайман и Вэриан из Калифорнийского университета в Беркли еще в 2006 г. подсчитали, что каждый год мир создает объем информации, в 37 тыс. раз превышающий объем печатного фонда Библиотеки Конгресса США (см.: [1, с. 12]).
За последние 30 лет в мире произведено больше информации, чем за предшествующие 5 тыс. лет, ежедневно записывается около 20 млн слов технической информации. На
планете существуют 1,5 млрд телевизоров и 2,5 млрд радиоприемников, ежегодно появляются 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млрд научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный книжный фонд удваивается каждые 10-15 лет, число телефонных каналов - каждые 11 лет, число автоматизированных баз данных увеличивается в 10 раз за 10 лет, всемирный фонд описания изобретений (патентов) исчисляется примерно в 510 млн страниц текста, и при этом он каждый год увеличивается на 1 млн документов и т. д. В настоящее время в области науки ежегодно издается несколько миллионов новых книг, 60 тыс. журналов по всем отраслям науки и техники, медицине и сельскому хозяйству, в которых ежедневно публикуются 2,5-3 млн статей. Поэтому современное поколение людей вынужденно жить в информационно насыщенной среде и пространстве. Информационный поток нельзя воспринять в полном объеме, все труднее найти необходимое. При этом необходимо иметь в виду следующее: пропускные физиологические способности человека довольно ограничены и оцениваются в единицах в секунду: например, при корректорской работе - 18, при чтении вслух - 30, чтении «про себя» - 45. Наибольшее количество данных, которые человек может воспринять, составляет около 8 единиц в секунду. Доба-
вим, что радиослушатель утрачивает способность воспринимать информацию, если она передается со скоростью более 180 слов в минуту. В телевизионном вещании оптимальным для передачи текстового материала, сопровождающегося изображением, можно считать средний темп, составляющий 103 слова в минуту. Эти цифры накладывают жесткие ограничения и на другие операции с информацией. Следует учитывать также дефицит времени и недостаток внимания у людей при получении информации. При такой скорости усвоения данных в течение жизни человек может прочитать не более 3 тыс. книг с учетом того, что будет ежедневно воспринимать по 50 страниц текста. В Германии были проведены специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в одной из берлинских научных библиотек не прочитанные ни разу книги насчитывают 90 % ее общего фонда. Такая картина типична не только для Германии, но и для многих библиотек разных стран. Это означает, что практически миллионы страниц, хранящие научно-технические и иные знания, были не востребованы теми, кому предназначались. Следует иметь в виду и то, что даже в условиях всеобъемлющей электроники печатная продукция в силу определенного контроля за ее качеством является пока основным источником информации. Данная ситуация привела к информационным перегрузкам.
Информация, будучи благом, когда человек контролирует ее, превращается во зло. если поток информации «выходит из повиновения». Одной из популярных профессий сегодня является менеджер. Проанализируем его работу. Так, по некоторым данным менеджер прочитывает за неделю до 1 млн слов. Чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, ему требуется получение огромного объема самых разнообразных данных о фирме, заводе, человеке, о специфике труда и характере управления в данной сфере, необходимы их анализ и обработка с перспективой получения новых данных. Однако потоки тех сведений, которые поступают в органы управления, намного превышают возможности людей в отношении их восприятия и обработки, что приводит к трудностям и сбоям. Точные данные на этот счет хорошо представлены в
американской литературе. В отчете «Управление коммуникациями на рабочем месте ХХ1 столетия» указывается, что американские работники получают в среднем по 130 сообщений в день, а их британские коллеги -169. Уникальный факт приводит американский специалист по менеджменту Бертран Л. Акофф. На столе одного из руководителей крупной корпорации он увидел «собственными глазами» фолиант в 600 страниц, появившийся в результате компьютерной распечатки данных о состоянии запасов. Отчет составляется и появляется ежедневно, в т. ч. и у его коллег [2, с. 357]. Возникает ситуация, когда осознание необходимости «переработать» значительное количество документов могут подавить у руководителей способность думать и, соответственно, принимать решения. Менеджеры полагают, что борьба с информационными перегрузками превращается в крупную современную проблему. Информационная перегрузка приводит к информационному стрессу, который вызывает необдуманные действия, принятие неразумных решений, т. к. мозг находится в состоянии паники и входящая информация оценивается неправильно. В такой момент руководителю, менеджеру кажется, что новая порция информации может изменить все его представления о ситуации, и поэтому он опасается принимать окончательное решение.
Ученые также не избежали информационных перегрузок, оказавшись заложниками специального средства - компьютера, созданного ими в целях борьбы с информационной лавиной. Наиболее значимой проблемой становится старение знания, хранимого в документах. Появился термин «период полураспада актуальных знаний», который означает период времени, в течение которого половина уже воспринятых сведений утрачивает полезность. Заметим, что этот период становится все более коротким. Если для высшего образования по разным направлениям он составляет от 5-7 до 10 лет, то в области компьютерных технологий он сократился до одного года. По расчетам американских ученых, если открытие или изобретение предполагает стоимость 10 тыс. долл., то их дешевле открыть заново, нежели отыскать в завалах информации. Специалисты в сфере информации отмечают, что «болевой точкой» становится переизбыток хранимой информа-
ции. И даже информационным работникам все сложнее осуществлять поиск релевантной информации.
Развитие мультимедийных технологий привело к ситуации, когда виртуальные миры могут передаваться и обновляться 60 раз в секунду, что гораздо быстрее того, что может зафиксировать человеческое сознание.
Ускорение изменений в предметном мире и духовном мире имеет результатом ускорение движения информации, что и вызывает информационную перегрузку и появление в результате синдрома информационной усталости. Информационная перегрузка сохраняется с возможностью перехода на другой, более абстрактный уровень. При обилии данных последние многократные события в голове человека «стирают» предыдущие.
Интенсивное использование информационных технологий в развитых странах мира, массированное распространение информации ставит перед обществом, странами, социальными группами и человеком сложный вопрос: как снизить информационную перегрузку?
Многое из того, что связано с информационной перегрузкой, зависит от конкретной обстановки. На начальном этапе требуется определенное количество информации, чтобы имелась возможность приспособиться к ней. По мере адаптации к подобному состоянию информационные перегрузки снижаются, что, однако, не компенсирует рост психологического напряжения на данном этапе. Серьезное беспокойство вызывает и энтропия информационного пространства, приводящая к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества (захламленность, загрязненность «информационным мусором», «информационными отходами» и т. п.).
Успех деятельности в большинстве профессий зависит от объема информации, которым она (данная деятельность) располагает и насколько успешен ее поиск и ее переработка работником. Практически в любой профессиональной деятельности приходится одновременно осуществлять поиск, сбор информации, ее обработку и своеобразную сортировку, отбор, оценку, свертывание. В структуре взаимодействия с большим количеством внешних раздражителей - держателей информации могут преобладать и отри-
цательные моменты. Психологи утверждают, что чем меньше количество контактов с внешними раздражителями, тем больше глубина взаимодействия. Многообразие и разнообразие информации усугубляет и без того поверхностный анализ входящих данных. Поэтому для изменения данной ситуации следует уменьшать количество контактов и концентрироваться на первостепенных. Тогда, уменьшая количество, мы усиливаем интенсивность входных сигналов. Человек получает возможность взглянуть глубже на вещи и явления, которые его окружают. На наш взгляд, эффективным механизмом преодоления информационной перегрузки выступает информационная культура.
Информационная культура связана с двойственным процессом: с одной стороны -это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различных материальных носителях. Тогда информационная культура включает следующие элементы: совокупность социальной информации, накопленной обществом за весь период исторического развития (инфофонд); способ переработки, накопления, хранения, трансляции информации в обществе, степень массовости использования информации в обществе и ее доступности для личности (т. е. инфовзаимодействие).
Одновременно все эти элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностей в зависимости от роли информации социализации личности. Если рассматривать информационную культуру в этом плане, то нужно говорить о ней как об инструменте адаптации личности к условиям внешней информационной среды и информационного пространства в целом, как о способе гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации, оптимального взаимодействия с инфофондом. В нашем случае информационная культура выступит эффективным механизмом преодоления информационных перегрузок.
В качестве компонентов информационной культуры можно выделить:
- методологию и мировоззрение информационного общества;
- совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире информации;
- способ жизнедеятельности человека в информационном обществе;
- методику оперирования всеми видами информации.
Первый компонент позволит осознать процессы информационной перегрузки, последующие - выработать механизм их преодоления. Информационный компонент становится основным в любом виде деятельности, а оперирование информацией является важнейшей методологией человеческой деятельности в целом и в любых ее разновидностях и вариантах. Информационная культура личности проявится в его информационном поведении, отражающем информационное мировоззрение субъекта. Информационное поведение характеризуется знаниями, умениями и навыками осуществления информационных операций, оперирования информацией, способностью к саморегуляции и самоанализу собственного информационного поля и собственного поведения. Именно по информационному поведению можно судить об уровне информационной грамотности и информационной компетентности.
В настоящее время происходит создание различных форм хранения информации (банков, баз данных и знаний), разнообразных информационных продуктов и услуг, развитие информационных сетей, превращение библиотек в информационные центры и другие процессы становления современной информационной инфраструктуры. Обладая высоким уровнем информационной культуры, каждый человек может иметь значительную информационную свободу. А она, в свою очередь, должна быть обеспечена знаниями, умениями и навыками, компетенциями, которые соответствуют современной информационной ситуации. Исходя из этого, в качестве типов информационной культуры можно выделить: культуру символических действий, культуру слова, культуру письменности, электронную культуру. В зависимости от материальных носителей - аудиокультуру (устная форма культуры), видеокультуру (письменная и экранная форма), аудивизуальную культуру (как отражение феномена медиа - разновидности экранной формы) [3].
Каждый компонент будет ориентирован на конкретные информационные действия: эффективный поиск, рациональную переработку, информационное свертывание, умение оценивать информацию, применять количественные и качественные критерии отбора информационных источников, владеть методиками чтения и т. д.
Уровни информационной культуры зависят от специальных знаний, умений и навыков, информационной компетенции, от информационного мировоззрения и информационного мышления. Данные уровни влияют на активность взаимодействия индивида с окружающим информационным миром, информационную насыщенность взаимообмена. Если информационные возможности, объем информации и скорость ее обмена с внешней информационной средой у личности находятся на низком уровне, то нет необходимости ни в культуре научного исследования, ни в культуре использования современных информационных технологий, ни в информационно-правовой культуре и т. д. В этом случае инфовзаимодействие человека с окружающим миром предстает в простом виде. Он будет подвержен информационной перегрузке, инфобиологической неадекватности и т. п. Компоненты в полном объеме закрепляются в структуре информационной культуры лишь в том случае, если личность активно взаимодействует с информационной средой и информационным пространством. Высокий уровень информационной культуры личности должен включать все компоненты, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тогда человек успешно взаимодействует с информационной средой и противостоит негативным информационным явлениям, в т. ч. и информационной перегрузке. Следовательно, необходимо целенаправленно
формировать и развивать информационную культуру, что возможно только через систему образования и активную деятельность всех общественных институтов, связанных с информацией и документами. Информационная культура помогает человеку строить комфортные и эффективные взаимоотношения с окружающей информационной средой и информационным пространством и преодолевать информационную перегрузку.
1. Шрайберг Я.Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века? // Научные и технические библиотеки. 2012. № 1. С. 12.
2. Акофф Л. О менеджменте. СПб., 2002.
3. Пронина Л.А. Информационная культура как механизм саморегуляции общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 3. С. 272-278.
Поступила в редакцию 25.12.2012 г.
UDC 574
INFORMATION CULTURE AS MECHANISM OF OVERCOMING OF INFORMATIONAL OVERLOAD Ludmila Alekseyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: [email protected] Modern informational situation leading to information overloads is analyzed. The types and components of information culture which are the mechanism of overcoming of informational overload are viewed.
Key words: informational situation; informational overload; informational culture; types and components of information culture.