Научная статья на тему 'Проблема стратификации в условиях информационного общества'

Проблема стратификации в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1020
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ СТРАТИФИКАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION STRATIFICATION / INFORMATION CULTURE AS STRATIFICATION CRITERION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронина Людмила Алексеевна

Раскрываются причины более активного использования информационной стратификации и позиции ряда авторов, предлагается новый подход, где базовым критерием выступает информационная культура. Выделяется 5 групп в соответствии с уровнем информационной культуры и информационного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF STRATIFICATION IN INFORMATION SOCIETY CONDITIONS

The reasons of increased use of information stratification and position of a number of authors are revealed; a new approach, where the basic criterion is information culture, is offered. The 5 groups according to the level of information culture and information outlook are given.

Текст научной работы на тему «Проблема стратификации в условиях информационного общества»

УДК 316.342

ПРОБЛЕМА СТРАТИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА1

© Людмила Алексеевна ПРОНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: pronina@tsu.tmb.ru

Раскрываются причины более активного использования информационной стратификации и позиции ряда авторов, предлагается новый подход, где базовым критерием выступает информационная культура. Выделяется 5 групп в соответствии с уровнем информационной культуры и информационного мировоззрения.

Ключевые слова: информационное общество; информационная стратификация; информационная культура как критерий стратификации.

Проблемы стратификации рассматриваются многими учеными на протяжении столетий. Сложилась система признаков, которые активно используют для выделения различных групп. Однако современная ситуация существенно изменила жизнь и деятельность человека и общества в целом: сегодня мы живем в обществе, которое определяют как информационное, общество знания. Выделим ряд факторов, которые изменяют подходы к стратификации.

Информационная цивилизация меняет статус информации, использование которой имеет позитивные и негативные последствия. Все большую роль играет информированность, а информация становится все более специфической, трудной для понимания, ее количественные и качественные критерии изменяются достаточно быстро. Любой объект, явление или событие необходимо изучать более тщательно, чем когда-либо в прошлом, затрачивая все больше времени на процессы взаимодействия с информацией. Развитие мультимедийных технологий привело к ситуации, когда виртуальные миры могут передаваться и обновляться 60 раз в секунду, что гораздо быстрее того, что может зафиксировать человеческое сознание.

Приведем некоторые данные, опубликованные в последнее время. За последние 30 лет в мире произведено больше информации, чем за предшествующие 5 тыс. лет. Ежедневно записывается около 20 млн слов тех-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 12-13-68000 «Информационно-культурная стратификация населения Тамбовской области».

нической информации, выходит в свет около 1 тыс. наименований новых книг. Средний менеджер прочитывает за неделю до 1 млн слов. Ежегодно только в США выпускается более 9 тыс. периодических изданий. Еженедельное издание «New York Times» содержит больше информации, чем прочитывал

в XVII в. за всю свою жизнь средний англичанин. Специалистами в области информатики установлена следующая динамика роста информации: до 1800 г. объем информации удваивался каждые 50 лет, с 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990 г. - ежегодно. Доктор Роберт Хилиерт, специалист федеральной информационной комиссии США, утверждает: «При этом росте знаний ко времени, когда родившийся сегодня ребенок окончит колледж, количество знаний в мире увеличится в 32 раза, обновившись с момента его рождения на 97 %» [цит. по: 1, с. 120].

В настоящее время появился ряд новых терминов, связанных с современным состоянием системы «информация - коммуникационная среда - человек»: это информационная перегрузка, информационное «ожирение», перепроизводство информации, инфобиоло-гическая неадекватность (означает несоответствие объема поступающей извне информации тому объему, который может воспринять центральная нервная система человека). Новейшим явлением представляется т. н. «синдром информационной усталости», связанный с невозможностью человека справиться с непрерывно возрастающим объемом информации.

В качестве отрицательных последствий можно выделить информационный прессинг -

феномен культуры, институциональный атрибут социальных процессов и отношений. Информационные и социальные сети, массме-диа, интернет-сообщества завоевывают доминирующее положение в информационном пространстве. В современном обществе сложилась система государственного и частного информационного прессинга. К основным характеристикам информационного прессинга относят: нелинейность и скрытность; неограниченная территория и скорость; куму-лятивность; нематериальная природа; нело-кализованность в социальном времени и пространстве. Сегодня можно утверждать, что человек может не воспринимать на каком-то этапе информационное давление, но оно проявится в дальнейшем в форме поведенческих актов и преобладающей системы ценностей. Мы имеем дело с информационным воздействием вне конкретной территории, т. к. у информации нет границ. Использование современных информационных технологий привело и к увеличению скорости распространения информации. Информация имеет свойство накапливаться, дополняться, изменяться. Основной проблемой современного общества является не нехватка данных, а возможность ее эффективного использования. Ограничениями распространения информации являются только доступность и наличие коммуникационных каналов. В остальном практически любая открытая информация является общественным достоянием, она общедоступна. Человек может потреблять ее в любом месте и в любое время. Поэтому и информационный прессинг нельзя локализовать в социальном времени и пространстве.

Информационный прессинг, информационный шум, информационная война, информационная перегрузка и т. п. стали привычными явлениями в современной жизни и деятельности человека. Каждый из объектов окружающего мира непременно характеризуется наличием информациогенных свойств, т. е. совокупностью таких черт, которые стимулируют введение сообщения со сведениями о данном базовом факте в канал распространения информации и последующее превращение сведений в сообщаемую информацию. Полезной называют ту информацию. которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность лично-

сти или социальной организации. Но чтобы «добыть» полезную информацию, приходится взаимодействовать с информационными потоками и массивами, где значительная часть информации является ненужной в данный момент. В кибернетике для обозначения подобной ситуации используется термин «помехи».

Но одновременно с избытком информации появляются и информационный голод и нехватка информации. Чем больше документов создается по интересующей Вас проблеме, тем меньшее количество поступает на региональный рынок, тем больше времени затрачивает человек на поиск информации о документе, а затем на поиск самого документа. Все это также приводит к информационной перегрузке. Приведем некоторые цифры, характеризующие информационную ситуацию в мировых масштабах, которая приводит к информационным перегрузкам и к появлению в результате синдрома информационной усталости. Например, на планете существуют 1,5 млрд телевизоров и 2,5 млрд радиоприемников, ежегодно появляются 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млрд научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный книжный фонд удваивается каждые 10-15 лет, число телефонных каналов - каждые 11 лет, число автоматизированных баз данных увеличивается в 10 раз за 10 лет, всемирный фонд описания изобретений (патентов) исчисляется примерно в 510 млн страниц текста, и при этом он каждый год увеличивается на 1 млн документов и т. д. Поэтому современное поколение людей вынужденно жить в этом безбрежном океане информации. Ее поток нельзя воспринять в полном объеме. Только с частью мы взаимодействуем, воспринимаемой избирательно и в определенных целях. При этом необходимо иметь в виду следующее: пропускные физиологические способности человека довольно ограничены и оцениваются в единицах в секунду: при корректорской работе - 18, при чтении вслух - 30, чтении «про себя» - 45. Наибольшее количество данных, которые человек может воспринять, составляет около 8 единиц в секунду [1-3]. Появление персональных компьютеров вызвало у многих людей иллюзорное представление о быстрой преодолимости сложностей, связанных с информационным взрывом и,

соответственно, с информационными перегрузками. Время показало, что это не так. Информация, будучи благом, когда человек контролирует ее, превращается во зло, если поток информации «выходит из повиновения». Заметим, однако, что такое зло не является фатальным, если человек-исследователь выступает в роли актора процесса (при необходимом ограничении в усвоении и использовании информации). Иначе говоря, если в этом отношении между собой и информацией он выступает в роли целерационального субъекта (М. Вебер).

Информационная перегрузка приводит к информационную стрессу, который вызывает необдуманные действия, принятие неразумных решений, т. к. мозг находится в состоянии паники и входящая информация оценивается неправильно. Ученые также не избежали информационных перегрузок, оказавшись заложниками компьютера, созданного ими в целях борьбы с информационной атакой. В России только в последние годы население стало беспокоиться в связи с отсутствием доступа к информационно-коммуникативным технологиям, а проблема приобретения персонального компьютера стала особенно острой.

Информационное общество породило новое социальное явление - информационную стратификацию. Социально информационная стратификация отражает доступ различных слоев к информационным ресурсам общества и коммуникационным каналам. По Г. Шиллеру существуют два слоя - «информационные богачи» и «информационные бедняки». Такой подход применим и к отдельным группам населения и государствам. П.А. Раменский выделяет взаимосвязь информационной экономики и информационной стратификации, утверждает, что информационное неравенство становится одним из факторов дифференциации социальных групп [4]. Например, среди показателей -качественные характеристики средств применяемых коммуникаций и уровень информационной активности (Б. Кутелия, А.Н. Криворучко). С.В. Бондаренко выделяет 10 тип стратификационной системы - информационный. Он утверждает, что информационная стратификация будет определяться не столько социальным признаком, сколько соотношением в психике субъектов социальных

отношений и политикой государственных и межгосударственных структур. С.В. Бондаренко отмечает, что в социальном сообществе страты образуются на основе схожести статусов и ролей. В виртуальном сообществе -интересов, целей акторов [5].

В.Л. Иноземцев утверждает, что среди многочисленных социальных групп особое значение приобретает группа, именуемая в западной обществоведческой теории knowledge-class, которую он называет «классом интеллектуалов». Ее характерные особенности - высокие стандарты образования, принятые в этой среде, уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан. Признаком «класса интеллектуалов» является востребованность его представителей в разных структурных элементах социальной иерархии и их исключительная мобильность. «Сегодня в развитых обществах образовался слой интеллектуальных работников, которые обладают неотчуждаемой собственностью на информацию и знания, являются равными партнерами собственников средств производства, не эксплуатируемы как класс, их деятельность мотивирована качественно новым образом» [6, с.71]. Тогда уже не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества: напротив, он сам формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты [6; 7].

В России целью исследования (руководитель О.Н. Вершинская) была разработка теоретико-методологического подхода к измерению готовности населения к жизни и работе в информационном обществе. Предлагаемый подход к анализу информационного неравенства базируется на операционали-зации понятия «готовность» и на определении моделей успешного поведения в информационной среде. Готовность к жизни и работе в информационном обществе определяется коллективом через следующие параметры: возможность доступа к ИКТ, наличие информационного имущества; уровень компьютерной подготовки и осведомленности о возможностях ИКТ; степень информационной активности и уровень вовлеченности в мир ИКТ; характер мотивации. Так, О.Н. Вершинская выделяет следующие группы населения

по их отношению к информационным и телекоммуникационным технологиям те, кто:

- создает новую информационную среду, творит новые информационные ресурсы;

- использует новую информационную среду и интегрировался в нее;

- находится в процессе интеграции и делает первые шаги;

- не сделал первого шага, но и не отрицает необходимость этого;

- отчужден от новой информационной среды и не замечает ее;

- активно противостоит нововведениям, считая их общественно вредными.

Она замечает, что представителей первых трех групп - статистическое меньшинство, а энергетика этих групп очень сильна [8].

По мнению Л. Бляхера, в информационном обществе возникают виртуальные страты - случайное пересечение идеалов. Виртуальные страты отличаются от стабильных и наследуемых страт по следующим признакам: существуют лишь во взаимодействии; данные организованности весьма коротко живущие; их нельзя обнаружить ни в исходных, ни в итоговых состояниях: их там действительно еще или уже нет; определяются они набором случайных факторов [9]. По мнению О.Ю. Павлюченко, реализация определенных интернет-стратегий становится стратообразующим фактором, а высшая страта - оператор информационного пространства [10]. Таким образом, большинство авторов утверждают, что информационная стратификация отражает доступ различных слоев к информационным ресурсам общества и коммуникационным каналам, в качестве показателей выделяют информационное неравенство, цифровой раскол и т. п. Мы уточняем, что чаще всего имеется в виду физический доступ, в то же время вне рамок остаются содержательные моменты доступа к ресурсам и каналам.

Современную теорию информации можно использовать в выработке адекватной концепции социокультурной стратификации. Механизм существования этнических и субкультурных общностей всех типов может быть описан в рамках понятий энтропии и информации. Стратификация в обществе выполняет жизненно важные функции, одной из которых является распределение индивидов по важным для выживания общества со-

циальным позициям, но глобальной задачей является сдерживание социальной энтропии, предотвращение установления социокультурной однородности индивидов. Общество должно иметь сложную структуру, чтобы быть устойчивым по отношению к социальным катаклизмам, потрясениям, внешнему давлению. Возникновение и умножение субкультур препятствует увеличению энтропийных процессов в социуме, смягчает накопление социальной напряженности, неизбежно возникающей в случае нарастания социальной поляризации. Рост разнообразия требует соответствующего совершенствования социальных интеграторов. Чтобы интегрировать общество со множеством субкультур, государство вынуждено брать на себя управление и поддерживать громадную социальную инфраструктуру, причем затрачиваемые на это средства составляют почти половину всего дохода общества. В современных условиях целесообразно говорить о необходимости формирования новой культурно-информационной политики государств.

Человек на протяжении многих лет испытывает воздействие данных факторов, однако в последнее время их интенсивность и плотность распространения увеличивается в геометрической прогрессии. Данный факт стимулирует индивидуума осознанно или подсознательно вырабатывать механизмы адаптации, отличающиеся субъективной глубиной и уникальным процессным механизмом. Все это подтверждается еще и тем, что люди склонны вырабатывать привычки и действовать согласно им. Человек учится навыкам, приобретает знания и опыт. Восприняв их на сознательном уровне, он сохраняет их на бессознательном, и они автоматизируются. Каждый человек приспосабливается с разной степенью осознанности данного процесса, однако, в последствии вырабатывает некий автоматический алгоритм действий на внешний раздражитель, которым в данном случае является единица информации. Если бы человек не обладал разумом и когнитивными способностями, информация стала бы бесполезной. Каждый индивидуум в силу собственной индивидуальности и умственных способностей по-разному обрабатывает, сортирует, систематизирует и использует входящий в сознание информационный поток. Эти когнитивные процессы и порож-

дает разрыв в понимании того, что является информацией для каждого, какая часть информации будет усвоена, а затем использована. Поэтому базовым признаком стратификации могут выступать и уровни информационной культуры личности. На наш взгляд, можно выделить следующие группы те, кто:

- обладает высоким уровнем информационной культуры и информационным мировоззрением;

- обладает базовым уровнем информационной культуры и активно использует новую информационную среду, интегрировался в нее;

- находится в процессе освоения компонентов информационной культуры и делает первые шаги;

- не освоил компоненты информационной культуры, но и не отрицает необходимость этого;

- отчужден от институтов формирования информационной культуры.

Именно информационная культура характеризует степень освоения информационных ресурсов, уровень информационного сознания, степень информационной активности человека и общества в целом. Поэтому в условиях информационного общества целесообразно создавать многомерную стратификацию.

1. Тоффлер А. Футурошок. СПб, 1997.

2. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121.

3. Информационные технологии в бизнесе: энциклопедия. СПб, 2002.

4. Раменский, П.А. Поведение информационных потоков в условиях социальной трансформации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2004.

5. Бондаренко С.В. Информационная стратификация в информационном обществе // Информационное общество. 2000. Вып. 6. С. 33-39.

6. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 67-77.

7. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

8. Вершинская О.Н. Информационное неравенство как социологическая проблема. иКЬ: www.emag.lis.ru. (дата обращения 10.09.2012).

9. Бляхер Л.Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России. М., 1997.

10. Павлюченко О.Ю., Бляхер Л.Е. К вопросу об исследовании социальной структуры российской интернет-аудитории // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 57-61.

Поступила в редакцию 16.09.2012 г.

UDC 316.342

PROBLEM OF STRATIFICATION IN INFORMATION SOCIETY CONDITIONS

Ludmila Alekseyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: pronina@tsu.tmb.ru The reasons of increased use of information stratification and position of a number of authors are revealed; a new approach, where the basic criterion is information culture, is offered. The 5 groups according to the level of information culture and information outlook are given.

Key words: information society; information stratification; information culture as stratification criterion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.