Научная статья на тему 'Информационная культура и уроки обществознания в школе'

Информационная культура и уроки обществознания в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепайкина Наталья Геннадьевна

В данной статье представлены основные способы применения новейших информационных технологий на уроках обществознания, как один из методов развития информационной культуры в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и уроки обществознания в школе»

при работе с компьютером. Выделяем следующие категории: 1 - никогда не пользовался компьютером; 2 - имеется попытка самостоятельного обучения; 3 - имеются навыки, есть потребность в систематизации собственных знаний.

Прохождение процесса обучения, сертификационного тестирования, получение сертификата, подтверждающего полученные знания и умения.

Проект полезен не только обратившимся к нам слушателям, но и самим тренерам-студентам. Студенты приобретают профессиональные навыки преподавания, консультирования и др., и повседневные навыки общения, планирования времени, умения решать проблемы. Умение работать с общественностью необходимо не только будущим педагогам, но и студентам всех других специальностей. Встречи и общение с людьми, представителями других возрастных групп, с иным опытом, с представителями иных стран позволит лучше понять общество, в котором живет волонтер. Через общение волонтер без сомнения заведет новые знакомства, благодаря которым появится возможность расширять связи не только в настоящем, но и в будущем. Повышение самооценки и самоуважения - самооценка волонтера поднимается и утверждается в результате того, что человек ощущает себя важной частью команды и высоко ценится своими коллегами.

Цифровое неравенство поколений расслаивает общество по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Взаимодействие поколений направлено на преодоление цифрового неравенства. Это неравноправие не должно быть большим, иначе именно оно будет определять все перекосы современного информационного общества.

=10- Литература

1. Социология образования. http://ru.wikipedia.org/wiki Социология_образования

2. Киселев А.К., Шустов С.Б. Информация, образование, общество: спасут ли сети от цифрового неравенства // Нижегородское образование. Нижний Новгород, 2010.

Информационная культура и уроки обществознания в школе

Чепайкина Наталья Геннадьевна (chepppi@mail.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», РМЭ

Аннотация

В данной статье представлены основные способы применения новейших информационных технологий на уроках обществознания, как один из методов развития информационной культуры в современной школе.

В России обучение навыкам работы с информацией имеет большую историю; накоплены богатые традиции и опыт работы школ, вузов и библиотек по подготовке граждан к жизни в информационном обществе. Однако последнее десятилетие в России получила широкое распространение концепция информационной культуры.

В постиндустриальном обществе человек должен быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации. Этому способствуют новые условия труда, порождающие зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Причем овладение этой культурой начинается с раннего детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

На сайте МОО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru/) представлен огромный спектр вопросов перехода к информационному обществу, связанному с историей и становлением понятия «информационная культура» не только в нашей стране, но и на международном уровне.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования

208

ИТО Марий Эл -2010

технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации (В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко, «Вопросы формирования информационной культуры»). В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы. Это значит, что использование информационных технологий в школе - процесс вполне закономерный. С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий в самом, пожалуй, трудном положении оказались учителя-предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея специального образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, мы за короткий срок освоили фактически новую специальность, сочетающую две области: овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя и применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету. Одним из таких средств использования новейших информационных технологий стал компьютер.

Исходя из задач урока можно выделить, три основных подхода к применению ИКТ, каждый из которых несет в себе как положительные моменты, так и отрицательные:

Наглядно-демонстрационный. Учитель использует визуальный ряд для иллюстрации своего рассказа. Этот способ может привести к тому, что ученики, следя за сменяющимися «картинками» «забывают» воспринимать (а то и просто слушать) учебную информацию. Затем наступает привыкание, и восприятие иллюстративного материала тоже притупляется.

Блочно-схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности их построения. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами. Учитель в полной мере может использовать возможности программного обеспечения Microsoft Office: PowerPoint, Publisher, Word и др.

Интерактивный. Наиболее сложный способ. Сочетает в себе элементы наглядно-демонстрационного и блочно-схематичного подходов. Частью этого способа является также использование возмож -ностей поисковых систем Интернет. Использование такого способа требует очень высокого уровня квалификации учителя, высокого уровня методической обработки материала. Применение ИКТ при таком подходе чаще вызывает активность школьников, провоцирует их на сопоставление, размышление, дискуссию. При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Важно определить:

- какой способ стоит применить на уроке;

- для каких тем использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;

- какие программные средства целесообразно использовать для лучшего усвоения учебного ма -териала;

- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у обучающихся;

- как в целом организовать занятия с использованием компьютера.

Компьютер на уроке обществознания чаще всего используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование). Во время объяснения нового материала расширяются возможности учителя по решению дидактических и методических задач урока, что способствует успешному усвоению темы учениками и их развитию. Для формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и четко планировать действия целесообразно проводить занятия в компьютерном классе, то есть применять ИКТ в индивидуальном или в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет). В ходе таких уроков обучающиеся сами могут подбирать иллюстративный материал, если обладают уже навыком работы с поисковыми системами («Yandex», «Rambler», «Google» и др.). Однако проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например,

при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; средство диагностики и контроля.

Использования ИКТ в работе учителя обществознания становится все более значимым. Нужно идти в ногу со временем. Развитие обществоведческой науки идет параллельно развитию человечества. Чем больше усложняется человеческая жизнь, тем более сложным становится процесс познания, представления истории. А еще больше проблем появляется при попытке передать знания об обществе и исторический опыт в процессе обучения. Применение ИКТ гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель - ученик». Компьютер приходит на помощь учителю. Он позволяет оптимизировать труд педагога. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Например, на уроках обществознания используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания известных личностей истории и современности, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой материал, и в нужный момент использовать на уроке. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Используя неограниченные возможности программного обеспечения компьютера, учитель может изготовить раздаточный печатный материал к уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся, например, тесты, кроссворды, тексты с заданиями и т. д. Редактор таблиц Excel позволяет создавать таблицы, диаграммы и графики, представляя ученикам статистические данные. Сохраняя материалы в электронном виде, мы получаем возможность редактировать их, многократно копировать и размножать.

Творчески работающий учитель создает свои образовательные ресурсы - презентации, сайты по различным курсам и темам, которые могут быть частью, основой урока, творческой работой учеников. Это методическая копилка любого учителя.

Привлечение школьников, активно работающих с компьютером, к созданию презентаций, формирует у них более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, анализировать, обобщать, делать выводы. Эффективное сотрудничество в разнообразных по составу и профилю группах помогает решать творческие, исследовательские задачи. Так, например, проектная деятельность, являясь одной из альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, приводит к «интеллектуальному продукту», устанавливающему ту или иную истину в результате процедуры исследования. Данная работа возможна только при тесном и плодотворном взаимодействии с учителем информатики, который обучает компьютерным технологиям на своих уроках. Без технической поддержки проектная деятельность стала бы менее яркой и интересной. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры. Как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования современные ученики все чаще используют сведения из сети Интернет. Но при этом не следует забывать, что компетентный в области ИКТ учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети, только тогда интернет-технологии можно рассматривать как один из элементов личностно-ориентированного подхода. В первую очередь, Интернет является информационным источником для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-х классах и Единому государственному экзамену (ЕГЭ). С уверенностью можно сказать, что верным путем в будущее школьного образования является умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технические средства и методы. Это и есть информационная культура современного педагога и сегодняшнего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.