Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лисеенко Р.Г.

В статье рассматриваются и сравниваются понятия информационной культуры и информационной грамотности, а также место образования в формировании информационной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лисеенко Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE"

The article describes and compares the concept of information culture and information literacy, and the place of education in the formation of information culture of the person.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

УДК 004

Лисеенко Р.Г. студент

Брянский гос. университет им. акад. И.Г. Петровского

филиал в г. Новозыбков

Liseenko R. G., student BryanskStateUniversity. Universityof. I.G. Petrovsky

A branchinNovozybkov ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА "INFORMATION CULTURE" Аннотация: в статье рассматриваются и сравниваются понятия информационной культуры и информационной грамотности, а также место образования в формировании информационной культуры личности.

Annotation: the article describes and compares the concept of information culture and information literacy, and the place of education in the formation of information culture of the person.

Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность.

Keywords: information culture, information literacy. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, а также повышение компьютерной грамотности населения.[1] Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.[2]

В современном информационном обществе информационная культура определяется как относительно целостная система профессиональной и общей культуры человека, взаимосвязанная с культурой мышления. Кроме того информационная культура имеет структуру, составляющим которой являются: мировоззренческий аспект, предполагающий осознание влияния информационных технологий на развитие общества; профессиональный,

направленный на использование современных средств информационных технологий в профессиональной, учебной и исследовательской деятельности.[4] Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.[3] Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества.[2] В целом же, овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли, а что самое значимое - способ вхождения в информационное общество.

Использованные источники:

1. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики. URL: http://lib.sportedu.ru

2. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. URL: http: //demo .neb .elar.ru

3. Кравец В.А., Кухаренко В.Н. Вопросы формирования информационной культуры. URL: http://www.pedlib.ru

4. Белоус Н.Н. Проблемы и тенденции информатизации образования// Акуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=23056266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.