Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А.
Информационная компетентность будущего инженера
За последние несколько десятков лет ситуация в нашем обществе кардинально изменилась. По свидетельству специалистов человечество перешло к информационному типу общества, которому в самых общих чертах присуще: ориентация на знания; цифровая форма представления объектов; инновационная природа и виртуализация производства; конвергенция и динамизм социальных процессов (Г.В.Белов) [3]. Поэтому проблема информационной компетентности будущих специалистов инженерного профиля сегодня приобретает особую значимость. Отметим, что «инженер (от фр. ingfinieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность) - это специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства» [10, с. 244]. При этом основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений, например: оптимизация проектного решения (в т.ч. вариантное проектирование), оптимизация технологии, разработка принципиально новых решений, имеющих характер изобретений и т.п.
Освещение поставленной проблемы в педагогике наиболее детально представлено в компетентностном подходе. Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин); компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А. Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации системы образования (Б.Д. Эльконин); компетентность определяется как готовность специалиста включиться в определенную деятельность (А.М. Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий).
В педагогике дифференцируют понятия компетентность и компетенция. Под компетенцией понимают наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере (А.В. Хуторской, С.В. Тришина). Компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере (А. В. Хуторской, С. В. Тришина).
Если говорить о практике подготовки специалистов-инженеров, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что будущий специалист будет знать и уметь «на выходе».
Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно к ситуациям применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают
ISNN 1029-3388
способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности». Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность [1]. А. В. Хуторской, С. В. Тришина выделяют еще один вид - информационную компетентность, определяя ее как одну из ключевых компетентностей, которая имеет объективную и субъективную стороны [7; 11]. Объективная сторона, с точки зрения авторов, заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через его индивидуальность, профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности [7; 11] (А.В. Хуторской, С.В. Тришина).
Информационная компетентность, как важнейший, объединяющий вид компетентности, трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств (О.Б. Зайцева) [5]; как новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств (А.Л. Семёнов) [9]. Информационная компетентность определяется как «интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей » (Н. В. Евладова) [6]. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности (С.В. Тришина)[7].
Как видим, понятие информационной компетентности на сегодняшний день является неоднозначным: информационная компетентность рассматривается, как составляющая профессиональной компетентности, и как составляющая информационной культуры личности в целом.
Объединяющим основанием по проблеме становления и развития информационной компетентности является понятие «информация». Информация (от лат. information - разъяснение, изложение) - первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов технических средств. С середины 20 в. понятие «информация» стало общенаучным, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму [4, с. 504].
Такое расширительное толкование, неоднозначность определений наводит на мысль о том, что информация - это один из мощнейших ресурсных источников. Сегодня ни одно предприятие и производство не может обойтись без информационных технологий. Несомненно, информация и все, что с ней связано, играет и будет в дальнейшем играть решающую роль во всех жизненных ситуациях, следовательно, проблема информационной компетентности выходит на передний план научного осмысления.
Так, в структуре категории «информационная компетентность» выделяют
следующие компоненты:
• когнитивный, отражающий процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти и т.п.);
• ценностно-мотивационный, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению будущего специалиста в мир ценностей, в степени мотивационных побуждений человека, влияющих на его отношение к работе и к жизни в целом;
• технико-технологический, отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации, знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов, выбор определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;
• коммуникативный, отражающий знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);
• рефлексивный, заключающийся в осознании собственного уровня саморегуляции, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением, а также в расширении самосознания, самореализации [7, 8] (М.Ю. Порхачев, С.В. Тришина).
Уточнение категории «информационная компетентность», выделение ее структурных компонентов, определение целей и задач в самых общих чертах позволяют определить пути развития данного необходимого качества будущего инженера. Данные пути согласуются и в некоторой степени определяются Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., где в качестве основной цели образования выделяется обеспечение подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Во-первых, формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию (система знаний о мире, способах деятельности человека, т.е. аналитическая компетентность). Во-вторых, развитие информационной компетентности личности невозможно представить без практического опыта реализации известных способов деятельности, воплощающихся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. В-третьих, развитие и приобретение опыта творческой, исследовательской деятельности, выражающейся в самостоятельности, активности, применении нестандартных методов решения профессиональных задач, стоящих перед личностью, и т.п. В-четвертых, формирование и развитие информационной компетентности должно быть основано на морально-нравственной составляющей (воспитанность, гражданская ответственность, гуманизм, нравственная культура и т.п.).
Согласно определенным целям формирования и развития информационной компетентности будущего специалиста инженерного профиля должны быть предприняты
Кт 1029-3388
соответствующие действия со стороны административных работников учебных заведений по корректировке учебных планов, разработке методических рекомендаций, с одной стороны. С другой - мотивация педагогов, преподавателей по подготовке и внедрению дисциплин по выбору, среди которых определенное место должно отводиться педагогике и психологии, обязательного минимума прикладных программ по развитию информационной компетентности и т.п.
Так, например, в новом образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Минобразования РФ 17.03.2000 г., среди прочих требований к специалисту-инженеру отмечается способность эффективно управлять коллективом сотрудников предприятия, что предполагает владение основами психологии и педагогики, т.е. кроме специальной подготовки по профессии, выделяется развитие профессионально-педагогической компетентности инженера. Инженер как потенциальный руководитель трудового коллектива призван выполнять среди прочих функций также и воспитательную функцию, а это также определенная информационная компетентность, которая находится, как показывают исследования Н.А. Банько, на очень низком уровне [2]. Инженеры испытывают трудности при инициировании и поддержании общения, аргументировании собственных позиций в решении коммуникативно-производственных ситуаций, около половины обследованных работников не способны корректировать собственное поведение в ситуациях профессионального общения, прислушаться к мнению коллег, адекватно оценивать собственное участие в совместной работе и т.п.
Как видим, формированию и развитию информационной компетентности будущего инженера в теории педагогики отводится должное внимание: дифференцируются понятия, определяются пути развития, ставятся цели, задачи, но до настоящего времени не сформированы системные представления об оптимизации в выстраивании той или иной траектории обучения и воспитания студентов инженерных специальностей в новых условиях. Существующие подходы формирования информационной компетентности, реализуемые в системе высшего образования, традиционные технологии в настоящий момент себя не оправдывают. Следовательно, необходимо обратить более пристальное внимание на внедрение новых технологий в педагогическую практику.
Литература
1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст]/ В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3 - 13.
2. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н.А. Банько. - Волгоград, 2002. - 218 с.
3. Белов, Г. В. Социальные парадигмы информационного общества и проблемы информационного права [Текст] / Г.В.Белов // Проблемы информатизации. - 1999. -№3. - С. 24 - 37.
4. Большой энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1435 с.
5. Евладова, Н.В. Формирование информационной компетентности будущих экономистов [Текст]/ Н.В. Евладова, Е.А. Бурдуковская, А.А. Шумейко. -Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2006. - 183 с.
6. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук/ О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.
7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
8. Порхачев, М.Ю. Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Ю. Порхачев. - Екатеринбург, 2006. - 180 с.
9. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст]/ А. Л. Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
10. Современный толковый словарь русского языка [Текст]/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, М.:РИПОЛ-классик, 2008. - 960 с.
11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]/А.В. Хуторской//Ученик в обновляющейся школе. -М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135 - 157.
Экономика в условиях современного образования Юсупов М.М., Кобилев А.Г.
О главных причинах затяжной инфляции в реформируемой экономике России
Производительность труда была предметом специального исследования в разные периоды времени для многих ученых-экономистов, как отечественных, так и зарубежных. Несмотря на многочисленные исследования (а возможно и из-за их чрезмерной многочисленности), многие аспекты этой сложной многоплановой проблемы до сих пор не имеют однозначного толкования в экономической науке. Так, например, в книге американского экономиста Д.С. Синка "Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение" говорится, что в подразделениях фирмы аэрокосмического и оборонного производства "Ханнуэлл" используются 158 показателей для измерения производительности и качества труда [4, с. 470-474]. А в работе советского экономиста В.М. Зубова "Как измеряется производительность труда в США" доказывается, что производительность труда, как обобщенная категория итоговой деятельности предприятия, может быть измерена с учетом качества и количества труда, его эффективности и результативности, удовлетворения потребностей потребителей и удовлетворённости работника [1, с. 30], то есть опять-таки целой системой показателей. Именно поэтому для проведения практического анализа сначала следует определить основные исходные положения, относящиеся к трактовке содержания и измерения производительности труда.
Очевидно, что основная проблема, которая возникает при изучении производительности труда, сводится к тому, чтобы установить, можно ли выразить производительность труда одним показателем, или для этого необходима система показателей ? Одно из возможных направлений решения этой проблемы предложил