Научная статья на тему 'Информационная гигиена: общетеоретическая оценка проблемы'

Информационная гигиена: общетеоретическая оценка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1160
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА / ИНФОРМАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ИГРА / СУИЦИД / INFORMATION HYGIENE / INFORMATION / SECURITY / CHILDREN / ADOLESCENTS / GAME / SUICIDE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молодцова Ирина Александровна, Максимова Елена Александровна, Сливина Людмила Петровна

Использование информационных технологий во всех сферах деятельности порождает проблему гигиенического регулирования информационных нагрузок для населения, прежде всего детского. В статье описаны отрицательные эффекты влияния информации на детей и подростков, которые требуют создание безопасной информационной среды. Отмечена целесообразность развития информационной гигиены для профилактики негативного влияния информации от разных источников на здоровье людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молодцова Ирина Александровна, Максимова Елена Александровна, Сливина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION HYGIENE: GENERAL THEORETICALASSESSMENT OF THE PROBLEM

The use of information technology in all spheres of activity raises the problem of hygienic regulation of information loads for the population, especially children. The authors describe the negative effects of information on children and adolescents. Due to this fact, there is a need to create secure information environment. It is necessary to list some principles of information hygiene: complexity, focus, socio-political activity, science, accessibility, integrity, consistency, qualitative and quantitative approach in data analysis, differentiated and individual approach to the child, continuity of protection, ease of use of protective methods and tools, reasonable sufficiency, flexibility of management and application, openness of algorithms and protection mechanisms, validity of access, personal responsibility, etc.Thus, the development of the information society involves developing information hygiene to prevent the negative impact of information load from different sources on the health of the population, especially children. It is necessary to calculate the individual risks of different types of information and to predict their consequences for the health of adolescents, followed by the development of a program of preventive and recreational work with them. To this end, Russia has the scientific potential and modern technologies in the field of hygiene, protection and promotion of the health of children, adolescents and young people.

Текст научной работы на тему «Информационная гигиена: общетеоретическая оценка проблемы»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/NBIT.jvolsu.2018.2.4

УДК 004 : 613 ББК 32.988-5 : 51.2

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ

Ирина Александровна Молодцова

Кандидат медицинских наук,

доцент кафедры специальной педагогики и психологии,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

irina.molodtsova@gmail.com

просп. им. В.И. Ленина, 27, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация

Елена Александровна Максимова

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информационной безопасности, Волгоградский государственный университет infsec@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

s

Людмила Петровна Сливина

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены,

Волгоградский государственный медицинский университет post@volgmed.ru

оо пл. Павших Борцов, 1, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация

0

(N

Аннотация. Использование информационных технологий во всех сферах дея-g тельности порождает проблему гигиенического регулирования информационных нагрузок для населения, прежде всего - детского. В статье описаны отрицательные эффек-^ ты влияния информации на детей и подростков, которые требуют создание безопасной ^ информационной среды. Отмечена целесообразность развития информационной гигиена ны для профилактики негативного влияния информации от разных источников на здоро-св

g вье людей.

| Ключевые слова: информационная гигиена, информация, безопасность, дети,

1 подростки, игра, суицид.

К

се Защита уязвимых групп населения от мационных технологий во всех сферах дея-Ц информации, причиняющей вред их здоровью тельности. Среди числа факторов риска на-о и развитию, является одной из сложных про- рушений здоровья появился новый - инфор-блем в мире. Современное общество харак- мационный, который требует изменений в об© теризуется широким использованием инфор- щеметодологических оценках, гигиенических

регламентациях, технологии управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, особенно детского. Это послужило основой для возникновения нового направления - информационной гигиены [2; 3; 4].

Цель статьи - обосновать актуальность информационной гигиены для профилактики нарушений здоровья детей и подростков в современных условиях.

Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции. Увеличивается количество психических заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Европе из 870 млн человек около 100 млн испытывают состояние тревоги и депрессии, 8 млн страдают биполярными аффективными и паническими расстройствами. При росте традиционных заболеваний появились новые информационно-зависимые синдромы: компьютерный; аддикции (патологические зависимости от телевидения, социальных сетей); депрессии, формируемые социальными сетями; интернет-зависимые психозы; мании - сенсорные, связанные с интернетом; лу-домания (зависимость от компьютерных игр); фобии (номофобия - боязнь остаться без связи). Особую опасность представляют интернет-зависимые суициды.

ВОЗ по показателю уровня суицида делит все страны на 3 группы: высокий и очень высокий (свыше 20 человек на 100 тыс. населения), средний (от 10 до 20 человек на 100 тыс. населения), низкий (до 10 человек в год на 100 тыс. населения). С 2013 г. среди 25 стран с наибольшим суицидом жителей Россия занимает 15-е место - 19,5 на 100 тыс. человек.

Количество самоубийств в России постоянно колеблется. В 1990-е гг. этот показатель составлял 43-46 случаев на 100 тыс. человек. С 2001 по 2017 г. количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10 % в год. За первые 9 месяцев 2015 г. этот показатель составил 17,7 на 100 тыс. человек, в 2016 г. -15,4, в 2017 г. - 14,3, что составляет самый низкий уровень с начала 1960 года. Следует отметить, что число убийств в Российской Федерации с января по июль 2017 г. составило 6,2 на 100 тыс. человек.

По данным ВОЗ за последние 30 лет значительно возросло число суицидов сре-

ди детского населения. В мире средний показатель составляет 7 случаев на 100 тыс. населения. В России с начала 1990-х гг. коэффициент самоубийств среди подростков почти удвоился. Наибольшее значение этого показателя отмечалось в 2002 г., с 2005 г. - 19-20 случаев на 100 тыс. человек. По информации Следственного комитета России число детских суицидов возросло за 5 месяцев 2015 г. на 28 %, в 2016 г. - на 57 %. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение [1; 7].

Следует отметить, что юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки. За последние годы коэффициент самоубийств среди юношей удвоился, среди девушек оставался стабильным [5; 6].

Эксперты насчитали более 800 причин суицидов, причем в 40 % случаев они остаются неизвестными. Среди же выясненных причин доминируют проблемы с личной жизнью, непонимание родителей и родственников, сложность общения со сверстниками, неурядицы и неудачи, одиночество, безысходность и отсутствие желания бороться со сложившимися обстоятельствами. Подростковый период в психологии характеризуется кризисом, который проявляется в конфликтах с внутренним и окружающим миром. На фоне появившегося «чувства взрослости» отмечается несформи-рованность ценностей и форм взаимодействия во взрослом мире. Динамика мотивов общения со сверстниками меняется каждые два года: в 10-11 лет - желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; в 12-13 лет преобладает мотив занять определенное место в коллективе сверстников; в 14-15 лет актуализируются стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности; с 15-16 до 17-19 лет (взросление) - переход к самостоятельности, период самоопределения, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Подростки - самые активные пользователи сети Интернет, которая является как мощным инструментом профилактики нарушений здоровья, так и источником информации, стимулирующей развитие суицидального поведения. В настоящее время имеет место подмена ведущей деятельности подростков,

И.А. Молодцова, Е.А. Максимова, Л.П. Сливина. Информационная гигиена

учебной и трудовой, на игровую, которая характерна для дошкольников и младших школьников. Результаты многочисленных исследований подтвердили, что самоубийства среди подростков в ряде случаев обусловлены их общением в Интернете. Детская статистика самоубийств по годам отметила увеличение суицидов из-за возникших смертельных игр - «Синий кит» и «Тихий дом». Первые сообщения об играх в интернете появились в 2015 г., когда отмечался всплеск детских суицидов. Суицидальное поведение в подростковом возрасте отличается от аналогичного поведения у взрослых, что обусловлено особенностями физиологических и психологических механизмов, формирующейся личности. Возникает необходимость развития нового направления - информационная гигиена.

Информационная гигиена изучает закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывает нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности. Информационная гигиена может рассматриваться как междисциплинарная наука на стыке гигиены, физиологии, биологии, биохимии, математики, физики, информатики, психологии, информационной безопасности, конфликтологии и других наук. Она имеет право на тенденцию к развитию и усложнению как по методам научного исследования, так и по сферам приложения и внедрения системы знаний. В этой связи можно выделить следующие ее основные задачи:

1) изучение характеристик и закономерностей информационных носителей, процессов и потоков, восприятия, переработки, хранения и производства новой информации, зависимости индивидуального и общественного здоровья от информации;

2) определение гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов, научное обоснование гигиенического информационного поведения;

3) разработка санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производ-

ства, распространения, потребления, хранения, воспроизведения информации;

4) разработка мер по оптимизации информационно-интеллектуальной деятельности.

Следует перечислить некоторые принципы информационной гигиены: комплексность, целенаправленность, социально-политическая активность, научность, доступность, целостность, системность, качественно-количественный подход при анализе полученных данных, последовательность, дифференцированный и индивидуальный поход к ребенку, непрерывность защиты, простота применения защитных методов и средств, разумная достаточность, гибкость управления и применения, открытость алгоритмов и механизмов защиты, обоснованность доступа, персональная ответственность и другие.

Таким образом, развитие информационного общества предполагает становление информационной гигиены для профилактики негативного влияния информационной нагрузки от разных источников на здоровье населения, особенно детского. Необходимы расчет индивидуальных рисков воздействия разных видов информации и прогнозирование их последствий для здоровья подростков с последующей разработкой программы профилактической и оздоровительной работы с ним. Для этого Россия располагает научным потенциалом и современными технологиями в сфере гигиены, охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция / М. А. Алимова. - Барнаул, 2014. - 100 с.

2. Информационная гигиена и регулирование информации для уязвимых групп населения / Э. И. Денисов, А. Л. Еремин, О. В. Сивочалова, Н. Н. Курьеров // Гигиена и санитария. - 2014. -№5. -С. 43-49.

3. Ишимбаева, А. Н. Суицидальное поведение у детей и подростков Забайкальского края : дис. ... канд. мед. наук : 14.01.06 / Ишимбаева Анна Николаевна. - М., 2013. - 189 с.

4. Пантюхина, Г. А. К проблеме расследования уголовных дел, связанных с суицидальными действиями несовершеннолетних с использованием социальных

сетей / Г. А. Пантюхина // Социологические и гуманитарные науки. - 2017. - Т. 9. - № 2/2. - С. 186 -192.

5. Пичиков, А. А. Половые различия суицидального поведения у подростков : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.01.06 / Пичиков Алексей Александрович. - СПб., 2015. - 28 с.

6. Превенция суицидальных рисков среди учащихся первого курса ГМУ г. Семей (Казахстан) / Г. К. Алтыбаева, Н. Н. Оспанова, Т. М. Молдага-лиев, Ж. Д. Сарсембина, Г. К. Бураханова, А. А. Ка-лиева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Сухаревские чтения. Суицидальное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда». - М., 2017. - С. 8-10.

7. Сашенков, С. А. Роль социальных сетей в формировании суицидального поведения у несовершеннолетних / С. А. Сашенков // Общество и право. - 2017. - № 1. -С. 210-212.

REFERENCES

1. Alimova M.A. Suitsidalnoe povedenie podrostkov: diagnostika, profilaktika, korrektsiya [Suicidal Behavior of Adolescents: Diagnosis, Prevention, Correction]. Barnaul, 2014. 100 p.

2. Denisov E.I., Eremin A.L., Sivochalova O.V, Kuryerov N.N. Informatsionnaya gigiena i regulirovanie informatsii dlya uyazvimykh grupp naseleniya [Information Hygiene and Information Management for Vulnerable Groups]. Gigiena i sanitariya, 2014, no. 5, pp. 43-49.

3. Ishimbaeva A.N. Suitsidalnoe povedenie u detey i podrostkov Zabaykalskogo kraya: dis. ... kand.

med. nauk [Suicidal Behavior in Children and Adolescents of the Trans-Baikal Territory. Cand. med. sci. diss.]. Moscow, 2013. 189 p.

4. Pantyukhina G.A. K probleme rassledovaniya ugolovnykh del, svyazannykh s suitsidalnymi deystviyami nesovershennoletnikh s ispolzovaniem sotsialnykh setey [To the Problem of Investigating Criminal Cases Related to Suicidal Actions of Minors Using Social Networks]. Sotsiologicheskie i gumanitarnye nauki, 2017, vol. 9, no. 2/2, pp. 186-192.

5. Pichikov A.A. Polovye razlichiya suitsidalnogo povedeniya u podrostkov: avtoref. dis. ... kand. med. nauk [Gender Differences in Adolescents' Suicidal Behavior]. Saint Petersburg, 2015. 28 p.

6. Altybaeva G.K., Ospanova N.N., Moldagaliev T.M., Sarsembina Zh.D., Burakhanova G.K., Kalieva A.A. Preventsiya suitsidalnykh riskov sredi uchashchikhsya pervogo kursa GMU g. Semey (Kazakhstan) [Prevention of Suicidal Risks among First-Year Students of State Medical University (the City of Semey, Kazakhstan)]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sukharevskie chteniya. Suitsidalnoe povedenie detey i podrostkov: effektivnaya profilakticheskaya sreda» [Proceedings of the All-Russian Research and Practice Conference with International Participation 'Sukharev Readings. Suicidal Behaviour of Children and Adolescents: Effective Protective Environment']. Moscow, 2017, pp. 8-10.

7. Sashenkov S.A. Rol sotsialnykh setey v formirovanii suitsidalnogo povedeniya u nesovershennoletnikh [The Role of Social Networks in the Formation of Suicidal Behavior in Minors]. Obshchestvo ipravo, 2017, no. 1, pp. 210-212.

INFORMATION HYGIENE: GENERAL THEORETICAL ASSESSMENT

OF THE PROBLEM

Irina A. Molodtsova

Candidate of Sciences (Medicine),

Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Psychology, Volgograd State Socio-Pedagogical University irina.molodtsova@gmail.com

Prosp. Lenina, 27, 400066 Volgograd, Russian Federation

Elena A. Maksimova

Candidate of Sciences (Engineering), Associate Professor, Head of Department of Information Security, Volgograd State University infsec@volsu.ru

Prosp. Universitetsky,100, 400062 Volgograd, Russian Federation

H.Á. Mornd^ea, E.A. MaKCUMoea, Cmeuna. Hн$ормацноннаa raraeHa

Lyudmila P. Slivina

Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Department of Hygiene, Volgograd State Medical University post@volgmed.ru

Pavshikh bortsov Sq., 1, 400131 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The use of information technology in all spheres of activity raises the problem of hygienic regulation of information loads for the population, especially children. The authors describe the negative effects of information on children and adolescents. Due to this fact, there is a need to create secure information environment. It is necessary to list some principles of information hygiene: complexity, focus, socio-political activity, science, accessibility, integrity, consistency, qualitative and quantitative approach in data analysis, differentiated and individual approach to the child, continuity of protection, ease of use of protective methods and tools, reasonable sufficiency, flexibility of management and application, openness of algorithms and protection mechanisms, validity of access, personal responsibility, etc.

Thus, the development of the information society involves developing information hygiene to prevent the negative impact of information load from different sources on the health of the population, especially children. It is necessary to calculate the individual risks of different types of information and to predict their consequences for the health of adolescents, followed by the development of a program of preventive and recreational work with them. To this end, Russia has the scientific potential and modern technologies in the field of hygiene, protection and promotion of the health of children, adolescents and young people.

Key words: information hygiene, information, security, children, adolescents, game, suicide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.