УДК 681.783 С.А. Шойдин СГГ А, Новосибирск
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ ГОЛОГРАММ В ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕНЕНИЯХ
How do you get people to notice something, they have seen a million times? -известный рекламный слоган голографической продукции фирмы Du Pont [1]. Ответ на этот вопрос менеджеры Du Pont находят в применении вместо полиграфических рекламных картинок - голографических. Действительно, колоссальная информационная избыточность голограмм позволяет произвести на потенциального потребителя значительно большее впечатление, чем обычное фото, даже очень высокого качества. Например, вращая перед собой голограмму, можно видеть один и тот же объект с разных ракурсов, с одной стороны заглядывать в те части изображения, которые закрыты самим объектом при его рассматривании с другого ракурса. Это создает иллюзию присутствия реального объекта и привлекает внимание. Количественно информационная емкость голограмм рассчитывалась в работах, посвященных голографическим запоминающим устройствам [2], и на много порядков превосходит информационную емкость лучших дисплеев и фотографий. Однако, исследуя этот вопрос, можно обнаружить, что количество информации, необходимое для понимания необычности увиденного, не так уж и велико. Так, висящее перед голограммой изображение, производящее на человека сильнейшее впечатление своей необычностью [3], может быть простым плоским предметом, кодирование которого проще, чем обыкновенное фото. Такой висящий в воздухе предмет может быть даже не изображением реального объекта, а более простой, абстрактной фигурой, даже просто точкой, на кодирование положения в пространстве которой достаточно нескольких бит. Это аналогично задаче распознавания цели, когда её изображение содержит много информации, а вывод свой - чужой содержит всего 1 бит. Из сказанного выше напрашивается вывод о необходимости более детального информационного анализа структуры изображений при создании голографических устройств рекламы. Аналогично, правильная постановка задачи создания виртуального дизайна направляет нас на разработку абстрактных изображений, несущих в себе специальные психологические эффекты [4]. В заключение следует сказать, что вопрос создания голографического кинематографа [5] также упирается сегодня в ограниченную пропускную способность информационных каналов. В табл. 1 видны количественные оценки информационной емкости стационарного сигнала, проходящего от предмета до наблюдателя по различным каналам. Видно, что выводы, к которым приходит наблюдатель, видя эти изображения, заключаются в крайне малом объеме информации, не сравнимом с реальной информационной емкостью сигнала. Можно с очевидностью предположить, что один из ближайших
путей создания голографического кинематографа тесно связан с переосмыслением информационной избыточности динамического трехмерного изображения с целью определения, какую его часть и как следует фиксировать на голограммах.
Таблица 1
Носитель Количество информации на поле А4 (200*300) мм2
Фото 5*106бит
Стерео фото 107 бит
Панорамное фото 5*106бит*К~108 бит
Голограмма З^Х/ю^Ш^ит/мм2 *105 мм2=1012бит
Световая волна, рассеянная объектом ?
Образ на сетчатке глаза. 7*106 бит (цвет) 7*107 (ч/б)
Промежуточный образ ?
Обработанное мозгом изображение Миша, ты?(16 бит.) Привет Василий! (22 бит.) Не понял... (25 бит) Ты кто? (10 бит.)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Du Pont Magazine, Wilmington, № 3, 1997, p. 6-9.
2. Соскин С. И., Шойдин С. А. Расчет оптической схемы голографического запоминающего устройства. Опт. и спектр. - 1978. - Т. 44. - № 3, с. 566-573.
3. Шойдин С. А., Кондаков В. Ю. Устройство для демонстрации декоративных голограмм. Свидетельство на полезную модель № 21460. - 2002.
4. Дж. Гиббсон. Когнитивная психология. - М.: Наука, 1977. -С. 325.
5. Комар В. Г., Серов О. Б. Изобразительная голография и голографический кинематограф. - М.: Искусство, 1987.
© С.А. Шойдин, 2006