Научная статья на тему 'Информационная экономика: перспективы развития и совершенствования'

Информационная экономика: перспективы развития и совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малик И.П.

Статья посвящена определению сущности информационной экономики и дальнейших перспектив ее развития. Одним из важнейших элементов развития информационной экономики определены институты, формирующие ее инфраструктуру. Проанализировано возможности использования ИКТ в стратегическом развитии предприятий с целью построения инфраструктуры информационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная экономика: перспективы развития и совершенствования»

2. Водачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии / Л. Водачек,: сокращенный перевод со словацкого В.С. Рапопорт [Текст] / Л. Водачек, О. Водачкова. -М.: Экономика, 1989. - 145 с.

3. Фатхуддинов Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. -СПб.: Питер, 2002. - 400 с.

4. 1лляшенко С.М. Маркетингова товарна пол^ика промислового пщприемства: управлшня стратепями диверсифшацп: монографiя [Текст] / С.М. 1лляшенко, Г.О. Пе-ресадько: за заг. ред. д.е.н., проф. С.М. 1лляшенка. - Суми: Ушверситетська книга, 2009. - 328 с.

5. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР [Текст] / Гольдш-тейн Г.Я. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2000. - 256 с.

6. Курс MBA по стратегическому менеджменту / [Лайм Фаэя, Роберт Рэнделла и др.]; под редакцией Лайма Фаэя, Роберта Рэнделла [Текст]. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. - 608 с.

7. Пестрецова О. Финансовая ответственность внутри предприятия как метод мотивации персонала [Текст] / О. Пестрецова // Бизнес. - №6. -2004. - С. 56-57.

8. Маркетинг i менеджмент шновацшного розвитку: Монографiя [Текст] / За заг. ред. д.е.н., проф. С.М. 1лляшенка. - Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2006. - 728 с.

9. Штраейгг Георг. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента [Текст] / Георг Штрайегг // Проблемы теории и практики стратегического управления. - № 5. - 2000. - С. 93-98.

10. Рюли Эдвин. Исследование стратегических процессов в организации [Текст] / Эдвин Рюли, Саша Л. Шмидт // Проблемы теории и практики стратегического управления. - № 6. - 2000. - С. 99-104.

УДК 330.342.24

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ INFORMATION ECONOMY: PROSPECTS AND IMPROVEMENT

Малик И.П., канд. экон. наук, доцент Национального технического

университета Украины «КПИ» Malyk Iryna, PhD, Associate Professor at National Technical University

of Ukraine «KPI»

Аннотация: статья посвящена определению сущности информационной экономики и дальнейших перспектив ее развития. Одним из важнейших элементов развития информационной экономики определены институты, формирующие ее инфраструктуру. Проанализировано возможности использования ИКТ в стратегическом развитии предприятий с целью построения инфраструктуры информационной экономики.

Summary: the article is devoted to the essence of the information economy and the future prospects of its development. Institutions are identified as one of the key elements of the information economy and they play key role in formation of its infrastructure. The possibility of using ICT in enterprises strategic development in order to build the infrastructure of the information economy is analyzed in the article

Ключевые слова: информационная экономика, информационно-коммуникационные технологии, институты информационной экономики, информационное общество.

Key words: information economy, information and communication technology, institutions of information economy, information society.

Развитие информационного общества в Украине используя постулаты устойчивого развития должно происходить согласно динамичному и интегрированному подходу, который включает всех заинтересованных сторон и основываться на принципах диалога, партнерства и поручения полномочий.

Вхождение в информационную экономику требует от предприятий внедрение новых методов управления, предусматривающее широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Существует необходимость системного развития сферы ИКТ, чтобы каждому гражданину Украины была предоставлена возможность создавать и накапливать информацию и знания, иметь к ним свободный доступ, пользоваться и обмениваться ними, предоставить возможность каждому человеку в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя общественному и личностному развитию и повышению качества жизни.

При активном развитии информационной экономики в Украине стратегическим ориентиром для развития предприятий является формирование новой информационной инфраструктуры, которая будет включать новые институты (рис. 1). К таким институтам можно отнести Е-экономику, Е-правительство, Е-демократию, Е-образование, Е-культуру, Е-медицину.

Рисунок 1. Инфраструктура информационной экономики.

¿"-экономика - это экономика, основанная на знаниях, более 50% ВВП которой обеспечивается деятельностью, связанной с получением информации и знаний и последующим их преобразованием. Необходимым усло-

вием является занятость в этой сфере большей части трудоспособного населения. Перевод экономики в плоскость Е-экономики призван сформировать основу для эффективного ее осуществления, что предусматривает формирование новой бизнес-модели, вместе с развитием ¿-бизнеса, Е-коммерции, Е-банкинга, Е-трейдинга, Е-маркетинга, Е-денег и т.д.

Под понятием Е-бизнес понимают бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем, а значительная часть решений использует Интернет-технологии для передачи данных и предоставления Web-сервисов.

Е-коммерция предусматривает осуществление сторонами действий при заключении или выполнении сделки по поставке электронных товаров или продажи или поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг или совершении иных действий, направленных на получение прибыли, с использованием электронных сообщений, если в результате таких действий у сторон возникают обязательствах имущественного характера [1]. Развитию Е-коммерции в Украине способствовало принятие Закона Украины «Об электронной коммерции».

Категория Е-банкинг может быть определена как технология дистанционного банковского обслуживания, что обеспечивает доступ к счетам и совершению операций в любое время и с любого компьютера, который имеет доступ к сети Интернет.

Е-трейдинг - это финансовые операции и операции, осуществляемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажа товаров и услуг, а также переводы денежных средств.

Понятие Е-маркетинга включает практику использования всех аспектов традиционного маркетинга в сети Интернет, что касается основных элементов маркетинг-микса: цена, продукт, место продажи и продвижение. Основной целью Е-маркетинга является получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта.

Е-деньги - это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям [2]. Во-первых, фиксируются и хранятся на электронном носителе. Во-вторых, выпускаются эмитентом при получении от других лиц денежных средств в объеме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость. В-третьих, принимаются как средство платежа другими (кроме эмитента) организациями.

Институт Е-правительства предусматривает способ организации государственной власти с помощью систем локальных информационных сетей и сегментов глобальной информационной сети, обеспечивающей функционирование органов власти в режиме реального времени и делает максимально простым и доступным ежедневное общение с ним граждан, юриди-

ческих лиц, неправительственных организаций. В рамках формирования данного института в Украине предполагается разработка и внедрение концептуальных основ интегрированной системы «Электронное Правительство».

Построение ¿"-демократии предусматривает такую форму организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень взаимодействия в процессах государства и государственного управления граждан между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и субъектами хозяйствования [1].

Основные принципы и направления развития электронной демократии определены Концепцией развития электронного управления в Украине, Стратегией государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и Планом действий инициативы «Партнерство «Открытое Правительство».

¿-образование - использование ИКТ с целью повышения эффективности процесса обучения и развития навыков, самостоятельного обучения в течении всей жизни [1].

Институт ¿-культуры включает использование ИКТ с целью обеспечения свободного доступа к совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории, поощрение уважительного отношения к культурному наследию, его сохранности [1].

¿-медицина предусматривает использование ИКТ с целью повышения эффективности и гуманизации медицинских услуг и услуг здравоохранения, устранение неравенства в доступе к медицинским услугам, пропаганда здорового образа жизни и повышение ответственности каждого гражданина за состояние своего здоровья, обеспечение свободного доступа к медицинской информации, имеющей общественный интерес [1].

Среди преимуществ, которые обеспечивают ИКТ в информационной экономике можно выделить следующие:

- доступ к информации для частных и профессиональных решений;

- сокращение расстояния как фактор социального и экономического участия;

- доступ к возможностям: ИКТ расширяет возможности людей, бизнеса, особенно малого и среднего бизнеса, местных и общественных групп делать то, что они делают, только лучше;

- увеличение возможности обучения и получения образования;

- повышение осведомленности относительно внешней среды;

- улучшение и содействия торговле;

- борьба с бедностью;

- создание новых рабочих мест;

- содействие развитию местных общин;

- расширение доступа к информации о средствах к существованию;

- предотвращение кризисов и восстановление;

- исследования, наблюдения окружающей среды и управления;

- здравоохранение и борьба с болезнями и ВИЧ / СПИД;

- содействие развитию КСО.

С целью перспективного развития информационной экономики в Украине, учитывая стратегический ориентир развития предприятий, целесообразно использование ИКТ на принципах устойчивого развития, что может осуществляться в социальном, экономическом и экологическом направлениях (рис. 2).

предприятий.

Социальные аспекты использования ИКТ в стратегическом развитии предприятий включают такие характеристики как образование, здоровье нации, гендерное равенство, развитие молодежи, корпоративная социальная ответственность.

Образование. Использования ИКТ в сфере образования направлено на улучшение качества преподавания и обучения, а также демократизацию доступа к образованию.

Интернет предоставляет студентам и преподавателям доступ к значительному объему актуальной информации и знаний (библиотеки, электронные каталоги, музеи, научно-исследовательские центры). Изучение окружающей среды и общение значительно расширились: студенты теперь могут общаться друг с другом, со своими преподавателями, с другими специалистами по электронной почте, посредством конференций, электронных форумов и коммуникационных агентов. Кроме того, с использованием ИКТ в образовании, появились такие формы как дистанционное обучение и онлайн-обучение, вебинары, что делает обучение непрерывным. Преимущества использования ИКТ для предприятий при обучении персонала совпадают с преимуществами для студентов. Таким образом, ИКТ улучшает общую эффективность просвещения в школах и высших учебных заведениях на национальном, региональном и местном уровне, а также на предприятиях.

Здоровье нации. Медицинская помощь с использованием ИКТ позволяет медицинским работникам и учреждениям предоставлять услуги для решения важнейших медицинских потребностей в отдаленных сельских местностях, а также тех, которые испытывают недостаток квалифицированного медицинского персонала и услуг.

ИКТ используются во многих развивающихся странах, с целью облегчения предоставления дистанционных консультаций, диагностики и лечения. Основные данные собираются и передаются через Интернет с первичных медицинских центров и больниц к врачам-специалистам, которые анализируют данные и отвечают на запросы, предоставляют основные результаты первичной диагностики и, в некоторых случаях, выписывают рецепты, тем самым освобождая пациентов от необходимости обращаться в медицинские учреждения в городе.

Гендерное равенство. Информационные технологии могут стать важным катализатором преобразований в экономической, социальной и политической жизни женщин. ИКТ могут расширять права и возможности женщин путем обеспечения доступа к информации и общинам, возможности получения доходов наравне с мужчинами.

В процессе обеспечения гендерного равенства ИКТ могут быть использованы для:

- обеспечения образования и обучения специализированным профессиям;

- создание канала (сообщества) для экономической независимости женщин, предоставляя возможности для получения доходов и занятости;

- обеспечения доступа к информации о репродуктивном здоровье, болезнях и нуждах детей и другой локализованной информации.

Развитие молодежи. Молодежь может использовать ИКТ для обеспечения возможностей по всем направлениям развития. Создание сайтов, электронных форумов и социальных сетей позволяет молодым онлайн-сообществам общаться во всем мире, преодолевая границы стран. Эти мо-

лодежные общины могут делиться мнениями и взглядами на социальные, политические и экономические вопросы, а не полагаться на средства массовой информации.

Корпоративная социальная ответственность (КСО). Корпоративная социальная ответственность - это социальная ответственность каждого делового предприятия. Это концепция, согласно которой предприятия учитывают интересы общества, берут на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и другие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду.

Использование ИКТ позволяет распространять информацию о КСО внутри общества, тем самым повышая общественную осведомленность и сознание.

Проводить социально ответственную политику сегодня для компаний означает:

- соблюдать все юридические обязательства перед государством, своевременно и прозрачно уплачивать налоги, наполнять государственный бюджет;

- честно и прозрачно работать со всеми заинтересованными сторонами: клиентами, бизнес-партнерами, акционерами, инвесторами, поставщиками, правительственными структурами.

Быть социально ответственным работодателем означает:

- создавать сотрудникам достойные условия труда в полном соответствии с законодательной базой;

- внедрять современные методы организации труда и придерживаться высоких стандартов безопасности труда;

- развивать корпоративную культуру и бизнес-этику;

- предоставлять сотрудникам равные возможности, справедливо оценивать вклад каждого в успешность бизнеса;

- инвестировать в человеческие ресурсы, обучать сотрудников и предоставлять им возможности развития и реализации собственного потенциала.

Экономические аспекты использования ИКТ предусматривают рассмотрение способов расширения и обеспечения прав и интересов заинтересованных лиц, обеспечения экономических возможностей и стабильности, конкурентоспособности и инновационности компаний, способы ведения электронного бизнеса.

Расширение и гарантия прав и интересов. Процесс расширения и обеспечения прав и интересов позволяет гражданам обеспечить, изменять и улучшать их жизнь путем принятия решений и использования инструментов для создания лучшего настоящего и будущего.

ИКТ могут способствовать укреплению и расширению прав и интересов:

- повышение прозрачности процессов управления и ведения бизнеса, поощрение общения и обмена информацией между людьми и организациями, а также внутри правительства;

- механизмы участия, такие как электронные форумы, которые позволяют участвовать в принятии решений, тем самым гарантируя демократический процесс.

Экономические возможности и стабильность. Экономический рост может ускоряться благодаря использованию ИКТ, в частности через создание рабочих мест, улучшение доступа на рынки, содействие повышению продуктивности сельского хозяйства.

Экономический вклад ИКТ реализуется в двух направлениях: генерации доходов и сокращения бедности. ИКТ позволяют людям и предприятиям, использовать экономические возможности с помощью повышения эффективности бизнес-процессов, стимулирования участия в экономических сетях и создания возможностей для трудоустройства.

ИКТ могут:

- упростить подключение к глобальной сети, в результате чего становится возможным использование новых способов создания и доставки продуктов и услуг в глобальном масштабе;

- предоставлять развивающимся странам, доступ к новым рынкам и новым источникам конкурентных преимуществ для повышения доходов.

Конкурентоспособность и инновационность компаний. ИКТ является одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества в эпоху глобализации. Инновационное развитие предполагает использование такой модели экономического роста, основанной на систематическом внедрении современных достижений научно-технической деятельности и ИКТ, использование передовых организационно-управленческо-производственных систем для создания и реализации на мировых и национальном рынках наукоемких инноваций[3].

Электронный бизнес предполагает преобразование главных бизнес-процессов с помощью Интернет-технологий. Революция в сфере ИКТ воплотилась не только в том, как и где производятся товары, но также и в процессе распределения (продажи) товаров. Электронный бизнес включает в себя все хозяйственные операции, которые используют электронные средства связи и цифровой информации для ведения бизнеса между организациями, так и между организациями и частными лицами.

Разновидностями электронного бизнеса являются: бизнес-бизнес (B2B), бизнес-потребитель (B2C), бизнес-правительство (B2G) потребитель-потребитель (C2C) и электронная коммерция (e-commerce).

Примерами являются электронная коммерция или торговля, в том числе, использование мобильных средств коммуникации, электронный консалтинг, электронное издательство и т.д.. Возникновения и функционирования онлайн-сообществ, социальных сетей молодежи способствовало развитию электронного бизнеса, который позволяет взаимодействовать между их членами.

Экологические аспекты включают защиту окружающей среды, рациональное использование ресурсов и зеленый офис, уменьшение загрязнения окружающей среды.

Защита окружающей среды. ИКТ могут осуществить ценный вклад в устойчивое управление окружающей средой через улучшение мониторинга и реагирования, содействия экологической активности, более эффективного использования ресурсов.

С помощью мониторинга экологической обстановки средствами ИКТ могут быть приняты превентивные меры по защите окружающей среды. Кроме того, ИКТ могут быть использованы для мониторинга и реагирования на экологические катастрофы.

Национальное развитие и экологическая политика зависит от экспертного анализа информации, который опирается на применение ИКТ. Например, дистанционное зондирование было основополагающим для идентификации экологических проблем, так же как и компьютерное моделирование для понимания происхождения и эволюции подобных проблем.

Рациональное использование ресурсов и зеленый офис. Имплементация ИКТ в пользование природными ресурсами предполагает их использование в объемах и способами, которые обеспечивают устойчивое экономическое развитие, гармонизацию взаимодействия общества и природной среды, рационализацию использования природно-ресурсного потенциала, экономические механизмы экологобезопасного природопользования.

Реализация на предприятиях с помощью ИКТ концепции управления организацией «зеленый офис» позволяет уменьшить его негативное влияние на окружающую среду путем максимального сокращения ресурсов, отходов и применения «экологически чистых» материалов.

Уменьшение загрязнения окружающей среды. Внедрение на предприятиях ИКТ позволяет уменьшать загрязнение окружающей среды за счет использования современных систем, которые более эффективно и точно, по сравнению с погрешностями, которые присущие людям-операторам, минимизируют негативное влияние производственных процессов на предприятии.

На сегодня быть экологически ответственной компанией означает:

- работать над уменьшением негативного влияния производственных и отделочных циклов на окружающую среду (землю, воздух, воду и экосистемы), инвестировать в экологически чистые технологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшать экологические характеристики бизнеса и стремиться к более рациональному использованию природных ресурсов.

В процессе трансформации бизнеса актуализируется роль информационных технологий, в частности в таких бизнес-процессах предприятий, как взаимодействие с клиентами и заинтересованными сторонами, управление всеми видами ресурсов (материальными, человеческими, финансовыми и т. д.) и запасов, документооборота, оказание услуг, маркетинг, РЯ и другие. Информационные системы трансформируются из обычной технологии

в инструмент повышения эффективности управления и создания новых конкурентных преимуществ [4].

Таким образом, необходимо отметить, что в Украине происходит становление информационной экономики, которое сопровождается формированием основных институтов. Особо следует обозначить роль и влияние ИКТ на развитие информационной экономики и успешное их использование в социальном, экономическом и экологическом направлениях стратегического развития предприятий. В процессе диверсификации пользовательской аудитории формируются новые интерактивные модели ИКТ, которые при сохранении заданных темпов развития будет требовать в краткосрочном периоде новой институциональной инфраструктуры.

Развитие информационной экономики в Украине позволит не только обеспечить необходимый уровень социально-экономического развития, но и за счет создания новых конкурентных преимуществ выведет страну на качественно новый уровень развития экономики, что, в свою очередь, улучшит социально-экономическое благосостояние народа.

Библиографический список

1. Закон Украши «Про затвердження Нацюнально'1 стратеги розвитку шформацшно-го суспшьства в Укрш'ш на 2006-2015 роки» [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3454-15

2. Директива Европейского парламента и Совета ЕС. [Електронний ресурс] . - Режим доступу: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:32000L0046:EN:HTML

3. Економша Украши: стратегия i полгтика довгострокового розвитку/ За ред. Акад. НАН Украши В.М. Гейця. - К.: 1н-т екон. Прогнозув..; Фешкс, 2009.-1008 с. Инновации и экономический рост.-М.: Наука, 2008. - 377 с.

4. Степанова О. М. Розвиток шформайцшно!' системи тдприемства [Електронний ресурс]/ Степанова О. М. // Економша тдприемств. - Режим доступу: http://firearticles.com/economika-pidpryemstv/123-rozvitok-informajcijnoyi-sistemi-pidpriyemstva-stepanova-o-m.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.