Научная статья на тему 'Икт как условие модернизации экономики региона'

Икт как условие модернизации экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / MODERNIZATION / REGIONAL ECONOMY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ECONOMIC SUBJECTS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Анна Анатольевна

Возможности и направления модернизации в немалой степени определяются не только внешними условиями конкретных регионов и особой спецификой формирования пространственной структуры региональных экономик, но и формированием системы коммуникационных связей, ИКТ-активностью экономических субъектов, полноты и комплексности использования информационных технологий. Уровень использования ИКТ становится одним из главных факторов экономического роста, повышения производительности труда и конкурентоспособности. В статье проанализированы возможности включения информационнокоммуникационных технологий в механизм модернизации региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрьева Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities and directions of modernization largely determined not only by the external conditions of particular regions and special characteristics of formation of the spatial structure of regional economies, but also the formation of a system of communication links, ICT activity of economic subjects, complete and comprehensive utilization of information technology. The level of use of ICT is becoming one of the main factors of economic growth, increased productivity and the ability to compete. The paper analyzes the possibility of incorporating information and communication technologies to upgrade the mechanism of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Икт как условие модернизации экономики региона»

ЮРЬЕВА А.А.

ИКТ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА1

Возможности и направления модернизации в немалой степени определяются не только внешними условиями конкретных регионов и особой спецификой формирования пространственной структуры региональных экономик, но и формированием системы коммуникационных связей, ИКТ-активностью экономических субъектов, полноты и комплексности использования информационных технологий. Уровень использования ИКТ становится одним из главных факторов экономического роста, повышения производительности труда и конкурентоспособности. В статье проанализированы возможности включения информационно-коммуникационных технологий в механизм модернизации региональной экономики.

Ключевые слова: модернизация, региональная экономика, информационно-коммуникационные технологии, экономические субъекты, управление.

YUREVA A.A.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF THE REGION

Possibilities and directions of modernization largely determined not only by the external conditions of particular regions and special characteristics of formation of the spatial structure of regional economies, but also the formation of a system of communication links, ICT activity of economic subjects, complete and comprehensive utilization of information technology. The level of use of ICT is becoming one of the main factors of economic growth, increased productivity and the ability to compete. The paper analyzes the possibility of incorporating information and communication technologies to upgrade the mechanism of the regional economy.

Keywords: modernization, regional economy, information and communication technology, economic subjects, management.

Как правило, в разрабатываемых стратегических документах развития регионов мало внимания уделяется прикладным аспектам модернизации. Механизмы реализации стратегий ограничиваются совершенствованием законодательной базы в предметной области и действующей системы управления, возможностью внедрения прогрессивных технологий в производственной и социальной сферах, повышением качества и степени использования ресурсной базы, ростом предпринимательской активности населения.

Одним из важнейших условий модернизации региональной экономической системы становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Многообещающий потенциал ИКТ выступает, с одной стороны, как основа развития постиндустриального общества, с другой — как один из приоритетных путей решения насущных задач бизнеса и, соответственно, роста его продуктивности и вклада в эффективность регионального развития.

Использование ИКТ вносит существенный вклад в экономику, в частности, в рост производительности труда и экономический рост. По оценкам Европейской Комиссии, в период между 1995 и 2004 гг. увеличение производительности труда в ЕС на 50% произошло за счет ИКТ. По последним данным ОЭСР, вклад инвестиций в ИКТ в экономический рост в 20002009 гг. в США был около 30%, а в таких странах, как Дания, Бельгия и Германия, превышал 32% [1].

Включение информационно-коммуникационных технологий в механизм модернизации экономики региона может быть представлено в следующих измерениях:

1. Методологическое измерение (как концепция управления).

2. Инструментальное измерение (выбор и оценка эффективности вовлечения ИКТ в региональный хозяйственный механизм).

3. Социальное измерение (степень востребованности и масштабы развития ИКТ в органах власти, бизнесе, образовании, медицине, культуре).

4. Международное и межрегиональное измерение (глобальный уровень формирования логистической коммуникативной цепочки отношений между поставщиком и потребителем ИКТ с учетом эффективности развития маркетинговой логистики).

Методологическое измерение. Рассматривая информационно-коммуникационные технологии как основополагающую концепцию модернизации экономики региона, необходимо учи-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-32-06001).

тывать ряд принципов:

1. Выбор (выявление) стратегического вектора развития региона, характеризующего:

— геополитическую и экономическую роль ИКТ в целях обеспечения национальной безопасности;

— степень межрегиональной дифференциации и ожиданий менеджмента на всех уровнях соподчинения;

— инфраструктурный потенциал;

— уровень развития человеческого капитала.

2. Измерение масштабности включения ИКТ в процессы модернизации на следующих уровнях:

— институциональном;

— информационном;

— производственно-логистическом;

— социальном;

— культурном (духовном).

Управление развитием ИКТ включает деятельность всех возможных участников рыночной коммуникационной среды региона, в направлении как вертикального соподчинения, так и горизонтального сотрудничества.

На федеральном уровне решаются концептуальные вопросы информационно-коммуникационного пространственного управления — законодательное обеспечение развития ИКТ в РФ и на уровне субъектов РФ, вопросы информационно-консультационной, методической, организационной и финансовой поддержки регионов. В настоящее время в большинстве российских регионов приняты законы о региональной информатизации, в соответствии с которыми информационно-коммуникационное направление развивается на всех уровнях: власть, бизнес, общественность.

На уровне субъекта федерации определяются задачи управления развитием ИКТ как регионального комплекса информационных систем и ресурсов (с учетом возможностей и условий развития каждого конкретного региона) с целью интеграции информационно-технологической инфраструктуры региона с федеральной информационно-технологической инфраструктурой и формированием общего информационно-коммуникационного пространства.

На местном уровне выстраивается коммуникативная цепочка логистических связей субъектов ИКТ-среды с учетом собственных приоритетов экономического, социального и экологического развития.

Исследование вопроса эффективного управления развитием ИКТ в регионе позволяет провести классификацию региональных экономических субъектов как субъектов рыночной коммуникационной среды.

Во-первых, они могут быть сгруппированы по направлению осуществления коммуникации, в т. ч. по степени интеграции и адаптивности коммуникации. Данная группа включает производителей ИКТ, поставщиков ИКТ, посредников коммуникативного процесса и конкурентов по осуществлению коммуникации.

Во-вторых, по степени открытости коммуникативному процессу. Это:

— любые контактные аудитории, проявляющие реальный или потенциальный интерес к целям коммуникативного процесса, а также оказывающие влияние на возможность достижения поставленных целей коммуникации (финансовые структуры — банки, инвестиционные компании и др.);

— общественные организации;

— контактные аудитории средств массовой информации (редакции газет и журналов, телецентры и радиостанции);

— неорганизованные слои населения;

— местные контактные аудитории (представители органов власти, работники ведущих предприятий по развитию ИКТ на территории).

Третья группа классификации включает экономических субъектов по степени коммуникационной устремленности и ожиданий менеджмента. Это субъекты, заинтересованные развивать коммуникационные связи и субъекты, просчитывающие коммуникационные альтернативы при принятии всех возможных решений (например, в случае развития неблагоприятной ситуации они могут сделать выбор в сторону ухода к конкурентам).

Четвертая группа субъектов формируется по принадлежности им объектов собственности на ИКТ. Это — региональные (местные) субъекты собственности и «головные» (федеральные) субъекты собственности.

Одним из важных критериев определения степени заинтересованности региональных экономических субъектов в формировании той или иной коммуникативной цепочки является обоснование экономических, социальных и экологических приоритетов их развития. Регион как экономический субъект в качестве приоритетов отмечает стабильное развитие экономики,

объединение интересов всех хозяйствующих субъектов; на уровне муниципального образования — это согласование производственной и социальной сфер, комплексное развитие местных ресурсов. Предприятие как бизнес-структура основной акцент делает на увеличении объемов предложения конкурентной продукции, занятии устойчивых позиций на внутреннем и внешнем рынках. Общественность заинтересована в формировании открытого информационного общества и защите интересов населения, а население — в комплексном воспроизводстве производственной и социальной сфер, развитии региональной (и территориальной) инфраструктуры, создании условий труда и отдыха, экологической безопасности.

Инструментальное измерение. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент модернизации экономики региона позволяют, во-первых, увеличить влияние на рыночный сегмент, который занимает предприятие (фирма), во-вторых, расширить его границы за счет показателей конкурентоспособности.

Наиболее восприимчивым к новинкам рынка ИКТ становится коммерческое предприятие, которое как инфокоммуникационная бизнес-структура, основной акцент делает на увеличении объемов предложения конкурентной продукции, занятии устойчивых позиций на внутреннем и внешнем рынках. Кроме инструментов производственно-сбытового менеджмента и маркетинга, руководство предприятий осознает все возрастающее значение использования информационных технологий, позволяющих не только повысить общие показатели коммерческой деятельности, но и получить достаточно ощутимый общественный результат (повышение имиджа, престижа создаваемой торговой марки и т. д.). Использование ИКТ бизнесом позволяет выйти за пределы локального и регионального рынка, получить доступ к новым рынкам и новым рыночным сегментам, в т. ч. использовать электронную коммерцию.

Коммуникативная направленность региональных бизнес-структур проявляется в информировании общества о своей деятельности, целях и задачах развития, сборе информации о различных группах общественности (здесь возможно возникновение проблем доступности информации и сопоставимости данных) и создании позитивного имиджа, положительной репутации в общественном мнении.

Для того чтобы определить эффективность использования ИКТ в производственно-коммерческой деятельности, необходимо оценить:

— допустимую степень зависимости «коммерческого портфеля» предприятия от экономической ситуации на региональном (локальном) рынке;

— продуктово-рыночную ориентацию предприятия и ее конкурентоспособность на региональном (локальном) рынке;

— геополитическое формирование коммуникации;

— формы проникновения и последовательность выхода «коммерческого продукта» (продукта с использованием ИКТ) на региональный (локальный рынок);

— уровень стандартизации (адаптации) коммуникационного развития предприятия к ИКТ-развитию других предприятий;

— степень глобализации — единства решения задач развития сети услуг как единого целого с использованием всех возможностей телекоммуникационного бизнеса.

Одним из важнейших показателей использования ИКТ в бизнесе является наличие на предприятиях комплексных информационных систем, обеспечивающих планирование ресурсов и управление процессами (Enterprise Resource Planning, ERP). Как в производственных процессах различают механизацию (облегчение действий человека) и автоматизацию (исключение человека из процесса), так и в использовании ИКТ в бизнесе можно различить две аналогичные стадии: применение ИКТ в качестве более совершенных средств механизации офисной деятельности (офисные программы, заменяющие калькулятор и пишущую машинку, электронная почта, доступ к веб-сайтам в сети Интернет) и комплексное применение ИКТ, позволяющее избавиться от человеческого фактора при выполнении некоторых процессов, а также улучшить организацию труда за счет автоматизации бизнес-процессов предприятия [1]. В настоящее время происходит формирование новой инфокоммуникационной идеологии на базе телекоммуникационной, компьютерной и медиаиндустрии, которые требуют передачи больших объемов разнородного трафика (голос, видео, данные).

Развитие рынка информационных технологий в регионах невозможно без формирования общей инфраструктуры — специальных территорий развития информационных технологий («технопарков»), телекоммуникационной инфраструктуры, подготовки специалистов необходимой квалификации. Задачами создания технопарков являются:

— привлечение финансовых средств в сферу инновационного предпринимательства;

— создание инфраструктурной среды для развития инновационных продуктов;

— удержание высококвалифицированных кадров путем создания новых рабочих мест достойного уровня.

Технопарк, помимо своих прямых функций, должен обладать необходимыми инфраструктурными мощностями и возможностью предоставления консалтинговых и креативных услуг

для создания и развития малых компаний, основной задачей которых станет продвижение созданного в недрах технопарка «инновационного продукта».

Социальное измерение. Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым условием коммуникационного развития домохозяйств и населения. Условиями включения данного институционального сектора в процессы модернизации региональной экономической среды являются [1]:

1. Показатели развития ИКТ-инфраструктуры:

— телефонная плотность фиксированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек населения, штук);

— проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 человек населения, штук);

— число персональных компьютеров на 100 человек населения, штук;

— доля взрослого населения, использующего Интернет (трехмесячная аудитория),%.

2. Показатели оценки человеческого капитала, характеризующие уровень производительности региональной ИКТ-системы:

— доля занятого населения, имеющего высшее образование, %;

— число исследователей на 10 тыс. человек населения, человек;

— численность выпускников по направлениям подготовки (специальностям) в сфере ИКТ на 10 тыс. человек населения, человек).

3. Показатели использования ИКТ домохозяйствами и населением:

— доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, %;

— доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, %;

— число мобильных сотовых телефонов на 100 домохозяйств, штук;

— доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер (ПК), %

— доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет, %.

4. Показатели использования ИКТ в органах государственной власти и местном самоуправлении, в бизнесе, образовании, медицине, культуре:

— число ПК в органах государственной власти, в т. ч. имеющих доступ в сеть Интернет, на 100 занятых работников (используется с целью выявления доступа домохозяйств и населения к государственным услугам);

— число ПК на 100 занятых в лечебно-профилактических учреждениях, в т. ч. имеющих доступ в сеть Интернет на 100 занятых;

— число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учащихся в школах, вузах и других учебных заведениях;

— доля организаций, имеющих ПК, в т. ч. имеющих доступ в сеть Интернет, на 100 занятых, имеющих веб-сайты, использующих сеть Интернет для размещения, получения и оплаты заказов товаров (услуг);

— доля библиотек, имеющих ПК, в т. ч. с доступом в Интернет; доля музеев, имеющих доступ в сеть Интернет; объем электронных каталогов библиотек (в % к общему объему фондов); объем электронных каталогов в музеях (в % к общему объему фондов).

Международное и межрегиональное измерение. ИКТ оказывают внешнее воздействие на всю цепочку логистических связей, охватывая деятельность всех институциональных секторов. Глобальный характер формирования логистической коммуникативной цепочки отношений между поставщиком и потребителем ИКТ-продукта и услуг возможен только с учетом проведения эффективной маркетинговой логистики.

В этом случае настоящих и стратегических партнеров целесообразно разделить на три группы. Первая группа — страны (регионы) — рынки сбыта промышленной продукции. Вторая — стратегические партнеры-инвесторы. Третья группа — ближайшие соседи, имеющие общие проблемы и интересы в социально-экономической и экологической сферах.

Таким образом, современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации, т. е. в развитии глобального рынка ИКТ. Развитие рынка информационно-коммуникационных технологий в немалой степени определяется не только внешними условиями конкретных регионов и особой спецификой формирования пространственной структуры региональных экономик, формированием системы коммуникационных связей и ИКТ-активностью экономических субъектов, но и показателем полноты и комплексности использования информационных технологий на уровне федерального округа, субъекта федерации или локальной территории.

Информационно-коммуникационные технологии вносят решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемами производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет. Внедрение ИКТ в различных сферах требует и качественно нового кадрового потенциала.

Развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий является

важным фактором модернизации экономики. Внедрение прикладных аспектов модернизации (на основе макроструктурного анализа) позволит современному промышленному обществу интегрировать в информационное общество и общество услуг, основным сырьем и факторами производства которого являются не только материальные товары, труд и капитал, но также и информация, идеи, концепции, планы.

Литература

1. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011 : анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации ; под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Ша-пошника. — М., 2012.

2. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Конкурентоспособность региона: методологические вопросы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 4. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.