Научная статья на тему 'Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан'

Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4714
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативное благосостояние / потребление населения / информационная экономика / population's consumption / creative welfare / information economy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хажеева Мария Алексеевна

Рассматриваются современные тенденции трансформации экономики и их воздействие на изменение благосостояния населения. Анализируется поведение индивида, которое является не следствием свободного выбора каждого человека как личности, а результатом социального давления, вызывающего рост потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern trends of economy transformation and their impact on the changes of population"s welfare are considered. The author analyzes an individual behaviour that is not a consequence of a free choice of each person as an individual but is a result of social pressure that in its turn causes consumption growth.

Текст научной работы на тему «Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан»

М..А. ХАЖЕЕВА

УДК 330.59 М.А. ХАЖЕЕВА

ББК 65.94 кандидат экономических наук, доцент

Иркутского государственного университета путей сообщения

e-mail: marya77@list.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГРАЖДАН

Рассматриваются современные тенденции трансформации экономики и их воздействие на изменение благосостояния населения. Анализируется поведение индивида, которое является не следствием свободного выбора каждого человека как личности, а результатом социального давления, вызывающего рост потребления.

Ключевые слова: креативное благосостояние, потребление населения, информационная экономика.

M.A. KHAZHEEVA

PhD in Economics, associate professor of Irkutsk State Railway University e-mail: marya77@list.ru

INFORMATION ECONOMY AS A BASIS FOR ECONOMIC GROWTH AND CITIZENS' WELFARE

IMPROVEMENT

The modern trends of economy transformation and their impact on the changes of population's welfare are considered. The author analyzes an individual behaviour that is not a consequence of a free choice of each person as an individual but is a result of social pressure that in its turn causes consumption growth.

Keywords: creative welfare, population's consumption, information economy.

Интенсивное экономическое развитие многих развитых стран и все большее их вовлечение в процесс глобализации привело к появлению таких терминов, как «информационное общество», «общество знаний». Наше государство стремится не отставать от уровня более развитых стран. Поэтому путь развития, избранный правительством, включает прежде всего развитие социально-ориентированного общества, или социального государства.

Понятие «социальное государство» встречается в трудах Л. Эрхарда. Он писал, что в социальном государстве все усилия социальной политики должны быть направлены на то, чтобы каждого человека уже с момента рождения оградить от превратностей жизни, однако когда стараются «оградить челове-

ка от всех перемен судьбы, тогда — и это вполне ясно — нельзя требовать от людей, воспитанных в таких условиях, чтобы они выявили в необходимой мере такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям в производительности, и другие лучшие качества, столь судьбоносные в жизни и будущности нации и сверх того являющиеся предпосылкой для создания основанного на личной инициативе социального рыночного хозяйства» [5, с. 199]. По мнению Л. Эрхарда, «сущность социального рыночного хозяйства только тогда можно считать полностью достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая подлинное повышение реальной заработной платы» [там же].

В настоящее время целью социального государства является обеспечение достойных условий жизни и благоденствия всех граждан. Это означает, что государство обязано создавать все условия для саморазвития личности, исключая факторы социального иждивенчества. В действительности за материальное обеспечение граждан должно отвечать не только государство, но и сами граждане на основе гарантированной свободы и отношений собственности.

На сегодняшний момент действия нашего государства, провозгласившего себя социальным, пока не полностью отвечают принятому Конституцией положению об обеспечении нормального функционирования социально-рыночного хозяйства и на этой основе увеличения доходов, повышения жизненного уровня, занятости населения, социальной поддержки бедных и нуждающихся слоев населения, а также обслуживания и развития отраслей социальной сферы. Тем не менее решение поставленных задач постоянно ведется, последствия, на наш взгляд, будут более глобальными, чем можно было бы предположить, и это связано с переходом к информационной экономике. С ее развитием необходимо учитывать такую характеристику общества, как природа интересов его людей, поскольку они различны. И именно в интересах, в их скрытом виде, можно рассматривать источники развития общества. Современный человек стремится в первую очередь к личному материальному интересу. Поэтому происходит превалирование личных интересов над общественными.

В развитых странах уже наблюдается становление информационного общества, основанного на развитии креативного благосостояния. Поскольку уровни благосостояния населения различны, правительство РФ в настоящее время пытается решить проблему повышения уровня благосостояния граждан с помощью монетарных методов. Так, кривая Лоренца демонстрирует разрыв в доходах граждан. Данная дифференциация связана с превалированием личных материальных интересов небольшой группы людей над интересами остальных. В связи с ростом доходов основные интересы большинства людей сводятся к материальным, тем самым мы сами себя вовлекаем в общество массового потребления. Необходимо не забывать

о том, что становление общества массового потребления более развитые страны пережили еще в прошлом столетии, оттого и уровни развития производительных сил в нашей стране и там неодинаковы, что приводит к различиям и в интересах граждан. В этом случае материальный интерес доминирует. Через массовое потребление происходит самоутверждение личности, оно приводит к появлению ярко выраженного эффекта Веблена. Именно Веблен ввел понятие социального престижа и рассмотрел стоимость товара как решающий фактор, зависящий не от пользы товара, а от связанного с ним престижа и социального статуса. Изменение поведения под воздействием мнения окружающих является уже не следствием свободного выбора каждого человека как личности, а результатом социального давления. Такое социальное давление вызывает реакцию, выражающуюся в росте потребления: человек окружает себя предметами роскоши для демонстрации более высокого уровня благосостояния, чем у других людей.

Таким образом, деятельность большинства людей может быть направлена на достижение собственных, отличных от общественных интересов. Рост объемов потребления может привести к тому, что у разных социальных групп материальные интересы будут отличаться, могут появиться в том числе и отрицательные интересы, например наркомания или пьянство. С повышением уровня духовного развития может измениться восприятие низших потребностей. Даже личные воспоминания и впечатления «выцветут» или «размоются» на фоне потока полученной информации до такой степени, что каждому человеку уже потребуется известное напряжение, чтобы вспомнить о прежних условиях жизни. Такой этап становления личности многие развитые страны уже прошли. Уровни благосостояния нашего государства и многих развитых стран различны. Мы находимся на разных ступенях развития, поэтому товарные отношения стали всеобщей формой связи между отдельными контрагентами, производящими блага и услуги [1].

Различия между индустриальным и информационным состояниями общества огромны. В информационном обществе преодолены традиционные формы товарного обмена и частной собственности, основанной прежде

М.А. ХАЖЕЕВА

всего на неравномерном распределении материального богатства. Там на первое место выходит развитие человека как личности, использование его творческого потенциала, а не наращивание материальных ценностей, т.е. происходит преобладание нематериального над материальным. Однако переход от индустриального общества (массового потребления) к информационному не может быть быстрым, это может стать делом ближайшего десятилетия. Поэтому, для того чтобы не отстать от развитых стран, необходим переход из индустриального состояния общества в состояние общества исследователей, живущих в век информации и новых технологий. Новая экономика не может функционировать без старой и ее составляющих, так как обе формы экономики не только сосуществуют параллельно, но и проникают друг в друга, переплетаясь и дополняя одна другую. Поскольку они существуют параллельно, будет прослеживаться и замещение индустриального состояния информационным.

В настоящее время основными условиями, определяющими благосостояние индивида, являются его воспитание и образование, соответственно, главными общественными институтами, формирующими будущее благосостояние, становятся семья и школа. Никакой рыночный механизм не может обеспечить потребителя более качественной и лучшей жизнью, чем он заслуживает по своему уровню знаний и степени культурной образованности. На основании полученного уровня знаний человек формирует определенный способ потребления, где итогом должно стать воспитание разумного потребления. С появлением необходимости в творческой деятельности формируются другие потребности, а получение удовольствия, связанное с биологическими инстинктами, должно уйти на второе место, поскольку должно измениться само восприятие. Подходы к определению сущности и уровня благосостояния неодинаковы, поскольку различны возможности и условия его достижения.

Когда биологические инстинкты у людей перейдут на второй план, тогда экономика, формирующаяся на основе информации, сама будет являть собой источник роста. Необходимо отметить, что развитие информационной экономики способствует экономическому росту, повышению уровня

благосостояния граждан и качества жизни населения соответственно [2].

Информация в значительной степени является общественным благом, а акт признания публичного блага состоит в его использовании в той или иной форме. При производстве благ и услуг преобладающее значение имеет творчество. Оно представляет собой высшую деятельность, на которую способен только человек и не способны ни животные, ни машины без вмешательства последнего. Результатом творческого труда является получение информации или знаний. Если для индустриальной эпохи было характерно производство и потребление материального продукта, в информационном обществе будет цениться только тот материальный продукт, который будет способствовать развитию индивида [3].

В современном обществе функционирование всей экономической системы будет вызывать изменение основных характеристик доминирующих в обществе благ. Подвергнется трансформации в первую очередь физическая форма блага, оно станет нематериальным. Также модифицируется и экономическая форма блага, т.е. оно станет не только товарным. В этом случае изменятся и общественные отношения по поводу создания, распределения и использования информационных продуктов, не опосредованные товарным обменом с использованием денег, так как информация является продуктом высшей деятельности человека. Использование любых инноваций, связанных с получением информации, повышает роль рынка: информация превращается в товар, т.е. доступ к ней все чаще будет возможен только на коммерческих основаниях. В этом отношении информация все больше будет уподобляться любым другим товарам.

Так, Г. Шиллер утверждает, что рыночные принципы (стремление к максимизации прибыли) работают в информационной сфере так же, как и в капиталистическом обществе в целом. В соответствии с этими принципами количество и качество произведенной информации напрямую зависят от того, есть ли возможность прибыльно ее продать. Отсюда следует, что давление рынка особенно сильно сказывается на решении, какого вида информацию нужно производить, для кого и на каких условиях [4, с. 17].

С развитием информационного общества материальное благосостояние уже не будет так доминировать, как в настоящее время. Условием повышения благосостояния станет некоторый период, равный суммарной продолжительности времени на осуществление «высшей деятельности». В информационном обществе теория благосостояния видоизменится: именно творческий труд будет образовывать неэкономическое благосостояние, основанное на том, что самоутверждение, самообразование и есть совершенное благо для деятельности человека как личности.

Измерить информацию методически достаточно тяжело, поскольку она нематериальна, данный продукт, с одной стороны, частный, а с другой — общественный, принадлежащий всем. Возможно потребление информации как до ее покупки, так и после ее продажи. Происходит это через ознакомление покупателя с содержанием информационного продукта до акта покупки, что фактически означает приобретение им этого продукта и получение потенциальной возможности использовать его в собственных интересах. Кроме того, продавец информационного продукта по-прежнему информирован о его содержании после акта

продажи и оттого может свободно и беспрепятственно употреблять этот продукт по своему усмотрению: либо использовать в своей творческой деятельности, либо продать другим покупателям, либо бесплатно разместить в Интернете.

Все вышеизложенное оказывает непосредственное воздействие на благосостояние населения, изменяя и улучшая его. Раньше уровень социально-экономического развития общества не измерялся суммарным объемом времени на осуществление творческой деятельности людей. С развитием информационной экономики благосостояние можно рассматривать как широкое, емкое понятие, представляющее собой сложный социально-экономический феномен, объединяющий и включающий различные характеристики стиля, образа и качества жизни населения, к которым необходимо подходить с уровневой точки зрения, учитывая, кроме того, «высшую деятельность» в обществе. При этом совокупный доход уже не рассматривается как главный фактор. Он представляется как необходимый подфактор для развития высшей деятельности, который способствует повышению уровня образованности и здоровья индивида.

Список использованной литературы

1. Демина М.П. Переход к постиндустриальной стадии развития и формирование элементов индустриальной экономики // Макроэкономика: Актуальные направления и проблемы развития. Иркутск, 2008.

2. Демина М.П. Становление и качественные особенности информационной экономики // Социальные ориентиры российской экономики в век информатизации: сб. науч. тр. Иркутск, 2005. С. 20—30.

3. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М., 1999.

4. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: учеб. пособие. СПб., 2006.

5. Эрхард Л. Благосостояние для всех: репр. воспр.: пер. с нем. М., 2001.

Bibliography (transliterated)

1. Demina M.P. Perekhod k postindustrial'noi stadii razvitiya i formirovanie elementov industrial'noi economiki // Makroeconomika: Actual'nye napravleniya i problemy razvitiya. Irkutsk, 2008.

2. Demina M.P. Stanovlenie i kachestvennye osobennosti informatsionnoi economiki // Sotsial'nye orientiry rossiiskoi economiki v vek informatizatsii: sb. nauch. tr. Irkutsk, 2005. S. 20—30.

3. Inozemtsev V.L. Raskolotaya tsivilizatsiya. M., 1999.

4. Korneichuk B.V. Informatsionnaya economika: ucheb. posobie. SPb., 2006.

5. Erkhard L. Blagosostoyanie dlya vsekh: repr. vospr.: per. s nem. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.