Информационная экономика и трансформация человеческого капитала
И.В. Матвейкин, к.т.н.; В.В. Извозчикова, к.т.н., Оренбургский ГАУ
Современной экономике присущи тенденции глобальной информатизации общества. В настоящее время наступает качественно новый этап развития цивилизации, сущность которого состоит в освоении и широкомасштабном использовании информации в ее высшей форме — научных знаниях практически во всех областях человеческой деятельности.
В последние десятилетия бурно развивающийся процесс информатизации охватывает многие страны мира и отчетливо принимает характер глобальной информационной революции. Происходит процесс перехода от «материального» к «информационному» обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации [1].
Начало XXI в. можно признать точкой отчета третьего этапа в развитии мировой экономики — информационной экономики или экономики, основанной на знаниях. Главным фактором ее развития является синтез секторов науки и инноваций, а также системы образования, основным же производительным ресурсом — челове-'
'
'
'
'
'
'
'
'
ческий капитал. Это подтверждает тот факт, что за последние годы в мировой экономике произошло изменение структуры совокупного капитала, связанное с доминированием человеческого капитала в структуре национального богатства [2].
Как видно из диаграмм, представленных на рисунке 1, Россия значительно отстает от экономических развитых стран по доли человеческого капитала в общей структуре совокупного капитала. В докладе «Программы развития ООН» (ПРООН) постоянный представитель данной программы в Москве Стефан Василев, говоря о развитии человеческого потенциала в РФ за 2004 год, отметил: «Если Россия пойдет по пути экстенсивной экономики, она превратится в сырьевой придаток других государств».
Научный труд, подготовленный российскими и зарубежными специалистами под патронатом ПРООН, был посвящен проблемам перехода России к обществу, основанному на знаниях. В данном труде отмечено, что нашей стране жизненно необходимо сделать шаг от экономики, базирующейся на эксплуатации полезных ископаемых (это не может давать гарантии экономического роста в долгосрочной перспективе), к
-
1111
1 1 II I — п
1 п 1
НЕ! і ■ 1
:
В □ і
Рис. 1 - Структура совокупного капитала различных континентов
развитию, основанному на использовании интеллектуальных ресурсов. Здесь также отмечено, что уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Российский показатель по доле затрат на гражданские исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) — 0,9%. Это существенно ниже американского (2,4%), японского (2,9%) и среднеевропейского (1,5%).
Прогноз перспектив развития отечественной науки и высоких технологий показывает, что без принятия срочных мер в этой сфере в конце нынешнего десятилетия (2008—2010 гг.) возможно сокращение научно-технического потенциала страны из-за естественного ухода старшего поколения и очень слабого притока молодежи. Это приведет к потере позиций, завоеванных ранее учеными, инженерами и рабочими нашей страны. Очевидно, что для оценки нынешнего состояния российского общества и перспектив его продвижения по пути к обществу, основанному на знаниях, первостепенную роль играют сферы, в которых эти знания рождаются, хранятся, передаются в другие области, то есть наука и образование.
Анализ человеческого фактора (рис. 2) в основных секторах развития экономики России показал, что большая часть человеческого капитала, способного к саморазвитию и творческой инициативе, сосредоточена в доминирующих отраслях производства и распространения информации (секторы 5,6,7). Это определяет один из ключевых факторов становления информационной экономики [3]. Распределение человеческого капитала по Оренбургской области (рис. 3) имеет несколько иную картину [4]. Это свидетельствует о том, что в регионе доминирует индустриальная экономика и необходимы срочные меры для ускорения перехода Оренбургской области к информационной экономике.
Несмотря на то что человеческий капитал, задействованный в секторах 1, 2, 3, близок к индустриальной экономике, трудовая деятельности в этих секторах в условиях информационной экономики должна удовлетворять новым требованиям общества. В первую очередь таким, как постоянное совершенствование навыков, информатизация процесса, умение работать в команде. Рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний в этих секторах, служат двигателем новой экономики.
Кроме того, уровень безработицы среди людей, имеющих высокий уровень квалификации,
в 1
■ 1
'
Н 3. Материальные услуги - бытовые, коммунальные, транспортные, торговля
I
И 4. Нематериальные услуги - страхование, здравоохранение, культура
□ и
® .
В 1
Рис. 2 - Распределение человеческого капитала по основным секторам экономики России
В 1
■ 1
'
ц 3. Материальные услуги - бытовые, коммунальные, транспортные, торговля
I
В 4. Нематериальные услуги - страхование, здравоохранение, культура
В и
0 1
Рис. 3 - Распределение человеческого капитала по основным секторам экономики Оренбургской области
гораздо ниже, чем у других специалистов. В период становления информационной экономики этот показатель еще более снижается, а самый низкий уровень безработицы наблюдается среди работников по подготовке информации (рис. 4).
Таким образом, непрерывное обучение и повышение квалификации человека становится необходимым условием современной экономики. Уже сейчас увеличивается среднее количество лет обучения. Этому способствует мотивация людей, так как только непрерывное образование в течение всего жизненного цикла работника является залогом стабильного дохода и успеха в обществе. Это подтверждает (рис. 5) статистика развитых стран — процент безработицы среди людей с высшим образованием довольно низок [5].
Однако общая оценка экспертами ООН ситуации в сфере российского образования достаточно критична. В докладе ПРООН сделан вывод, что несоответствие между масштабами третичного образования в России и уровнем экономического развития страны объясняется во многом изъянами сферы образования, а не неэффективностью рынка труда. Авторы доклада отметили: «Само по себе наличие диплома о высшем профессиональном образовании перестало быть свидетельством уровня подготовки специалиста». В связи с этим особое внимание необходимо уделять подготовке или переподготовке специалистов новых информационных профессий, так или иначе связанных с информационным посредничеством: менеджеров по информации,
Рис. 4 - Уровень безработицы по профессиональной принадлежности к занятиям
* По данный обследований населения по проблемам занятости Госкомстата России за 2007 год ** По данным института демографии Государственного университета за 2007 год.
Рис. 5 - Зависимость уровня безработицы от уровня образования
менеджеров по рекламе, специалистов по связям с общественностью, менеджеров деловых коммуникаций, а также администраторов информационных систем и баз данных, офис-менеджеров. Конечной целью их деятельности является использование информации как ресурса, с помощью которого возможно существенно усилить интеллектуальный потенциал как каждой отдельной личности, так и коллективов, а значит, и общества в целом.
Для этого в России требуются существенные изменения в преподавании информационных и управленческих дисциплин в системе высшего профессионального образования, которое может осуществляться на базе общей технической или гуманитарной подготовки.
При подготовке специалистов — информационных посредников на базе высшего образования необходимо в первую очередь предусматривать формирование рыночного мышления, на основе которого возможно обучение студентов методам и средствам информационного управления деятельностью любых организаций и практическое использование информации в качестве стратегического ресурса. Необходимо изменить сам подход к пониманию информации и возможностей ее использования как средства информационного воздействия на развитие других областей интеллектуальной деятельности человека в науке, технике, бизнесе, культуре.
Определяющим фактором развития нового типа общества и присущей ему экономики становится доминирующая роль высококвалифицированного творческого труда. Сегодня успех современного предприятия определяется не столько численностью персонала, сколько наличием специалистов, способных создать новое изделие или услугу, найти новый способ организации производства, уловить процесс формирования новых потребностей в рыночной сфере и адекватно отреагировать на него. Появляются новые формы человеческой деятельности, динамично формируется человеческий капитал, который выражается в постоянно обновляющихся знаниях и навыках.
Если рассмотреть систему технического сервиса в АПК Оренбургской области, то можно заметить: в последние годы на тракторах и комбайнах ведущих западных фирм широко используются бортовые электронные средства. Они выполняют функции контроля, регулирования или автоматического управления различными системами и механизмами своей техники, а также обеспечивают оператора необходимой информацией. Эти функции логически увязаны с особенностями устройства и функционирования соответствующих систем и механизмов сельхозтехники и с режимами работы как самих средств, так и машинотракторных агрегатов в целом.
На выпускаемых в настоящее время отечественных (и вообще в СНГ) тракторах подобные средства не применяются, однако большинство тракторных заводов рассматривают возможность установки бортовых электронных систем (БЭС) на своих перспективных и мощных моделях. В связи с этим целесообразно использовать возможности интеллектуальных информационных систем для решения комплекса задач диагностирования технического состояния новой техники и знания высококвалифицированных специалистов как в области информационных технологий, так и в области диагностики технических средств.
Повышению точности оценки технического состояния сельхозмашин специалистами-ди-агностами будет способствовать повышение квалификации и доступ к новой разнообразной информации по техдиагностике. Кроме того, в техническом сервисе необходимо вводить должности, связанные с информационными технологиями и требующие инженерных знаний, а это потребует переподготовки некоторых кадров. Но специалисты, проживающие в сельской местности, часто не имеют возможности оперативно получать новую необходимую им информацию, повышать свою квалификацию или менять специализацию, не отрываясь от работы на длительное время. Сегодня в этом может помочь дистанционное обучение, которое имеет ряд положительных сторон. Это более дешевый и быстрый способ обучения, а при правильной его организации еще и более качественный и эффективный по сравнению с традиционным способом. Время обучения сокращается на 35—45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15—25%. При этом дистанционное обучение позволяет сокращать дополнительные расходы, связанные с проездом к месту обучения и арендой жилья. Однако сейчас удаленное обучение в сельском хозяйстве почти не затронуто разработчиками курсов дистанционного обучения. И специалисты не имеют возможности получать необходимую им информацию удобным для себя образом.
Анализ современного состояния информационных обучающих систем (ИОС) позволяет выявить проблемы, возникающие при их разработке:
а) отсутствие обоснованной классификации знаний о предмете обучения и разброс терминологии;
б) отсутствие единого математического базиса процедуры структурирования знаний эксперта при разработке базы данных ИОС;
в) жесткость моделей представления знаний в плохо структурируемой предметной области;
е) отсутствие соответствующих методик.
Нерешенность выделенных проблем заставляет разработчиков обеднять и ограничивать
реальные знания экспертов, что обусловливает весьма низкую адаптивность ИОС и малую возможность индивидуальной настройки на пользователя и предметную область, наблюдаемые у большинства обучающих систем.
Разработка средств представления в ИОС знаний о предметной области, адекватно отражающих суждения эксперта, а также проектирование ИОС с учетом особенностей современного состояния стандартизации в области информационных систем и специфики предметной области компьютерного обучения позволяют решить отмеченные проблемы.
Таким образом, в информационной экономике именно экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования информационных ресурсов и источников, главным носителем которых является человек, обладающий высоким уровнем общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать
ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов.
Повышение уровня образования и квалификации человека, а также подготовка и переподготовка специалистов, связанных с информационной обработкой (причем с преимущественным использованием электронного и дистанционного обучения), будет способствовать экономическому росту и продвижению как экономики Оренбургской области, так и России в целом по пути развития информационной экономики.
Литература
1. Корнейчук, Б.В. Информационная экономика: учебное пособие / Б.В. Корнейчук // СПб.: Питер, 2006. - 400 с.
2. Implementing the President’s Management Agenda for E-Government, February 27. - 2005.
3. Российский статистический ежегодник 2008 / Статистический сборник. М.: 2008.
4. Оренбургская область в цифрах, 2008: Крат.стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2008. — 88 с.
5. OD gets good marks overall. Federal Computer Week, 4 February, 2005.
6. Электронное обучение 2008: эффективность и результативность // http://www.elearnexpo.ru