Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ В ЦЕЛЕВЫХ СТРАТЕГИЯХ ЭКОФИЛОСОФИИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ В ЦЕЛЕВЫХ СТРАТЕГИЯХ ЭКОФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
субъект / Россия / информационная экология / экофилософия / информация / будущее / subject / Russia / information ecology / ecophilosophy / information / future

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Баркова Элеонора Владиленовна

В статье представлен опыт обоснования концепции информационной экологии, расширяющей пространство ее прикладных и междисциплинарных исследований. В контексте проблем трансформации современного мира и востребованности проекта будущего России показана востребованность такого ответа философии на этот социальный заказ, которая связана с продвижением экофилософии, ориентированной на защиту всего пространства связей человека и мира, включая информационное пространство. Одним из ее необходимых разделов и целевых установок экофилософии является информационная экология, интерпретированная как органическая часть Жизни, восстанавливающая роль человека как субъекта-создателя и транслятора информации, сохраняющего способность критического отношения к ней и устранению информационного мусора в процессах развития жизнесохраняющего проекта перспектив бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2411-2275-2024-3-117-121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ECOLOGY IN THE TARGET STRATEGIES OF ECOPHILOSOPHY

The article attempts to substantiate the concept of information ecology, expanding the space of its applied and interdisciplinary research. In the context of the problems of the transformation of the modern world and the demand for the project of the future of Russia, the demand for such a response of philosophy to this social order is shown, which is associated with the promotion of ecophilosophy, focused on protecting the entire space of connections between man and the world. One of its necessary sections is the information ecology studied in the article, interpreted as an organic part of Life, restoring the role of man as a subject-creator and transmitter of information, preserving the ability of a critical attitude to it and the elimination of information garbage in the processes of developing a life-preserving project of the prospects of human existence.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ В ЦЕЛЕВЫХ СТРАТЕГИЯХ ЭКОФИЛОСОФИИ»

УДК 330.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-3-117-121

БАРКОВА Э.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ В ЦЕЛЕВЫХ СТРАТЕГИЯХ ЭКОФИЛОСОФИИ1

Ключевые слова: субъект, Россия, информационная экология, экофилософия, информация, будущее.

В статье представлен опыт обоснования концепции информационной экологии, расширяющей пространство ее прикладных и междисциплинарных исследований. В контексте проблем трансформации современного мира и востребованности проекта будущего России показана востребованность такого ответа философии на этот социальный заказ, которая связана с продвижением экофилософии, ориентированной на защиту всего пространства связей человека и мира, включая информационное пространство. Одним из ее необходимых разделов и целевых установок экофилософии является информационная экология, интерпретированная как органическая часть Жизни, восстанавливающая роль человека как субъекта-создателя и транслятора информации, сохраняющего способность критического отношения к ней и устранению информационного мусора в процессах развития жизнесохраняющего проекта перспектив бытия человека.

BARKOVA, E. V.

INFORMATION ECOLOGY IN THE TARGET STRATEGIES OF ECOPHILOSOPHY Key words: subject, Russia, information ecology, ecophilosophy, information, future

The article attempts to substantiate the concept of information ecology, expanding the space of its applied and interdisciplinary research. In the context of the problems of the transformation of the modern world and the demand for the project of the future of Russia, the demand for such a response of philosophy to this social order is shown, which is associated with the promotion of ecophilosophy, focused on protecting the entire space of connections between man and the world. One of its necessary sections is the information ecology studied in the article, interpreted as an organic part of Life, restoring the role of man as a subject-creator and transmitter of information, preserving the ability of a critical attitude to it and the elimination of information garbage in the processes of developing a life-preserving project of the prospects of human existence.

В процессах становления нового исторического времени с его противоречиями, рисками и одновременно возможностями утверждения нового масштаба человека - части универсальной эволюции всего планетарного бытия - сегодня открывается рост актуализации нового проекта высокотехнологичного будущего России, а в нем - рефлексии содержательно-проектных векторов философского мировидения и методологии. Действительно, «мы подошли, по точно сформулированной мысли Н.Н. Моисеева, не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мысли и новой структуры ценностей» [1, с. 18].

Главное, поэтому, в футурологическом проекте России, не ограниченном целями развития искусственного интеллекта и инструментально-цифрового пространства, - это построенная на основе принципа детерминации из будущего концепция создания культурно-природного ландшафта, субъект которого, бережно сохраняя и совершенствуя свою планету, Родину, локально-региональное пространство жизни, осваивая информацию, раздвигает границы своего человеческого присутствия в мире. Такая концепция - путь решения и глобальной проблемы защиты жизни на Земле, сохранения жизнетворческого импульса в культуре и совершенствования Человека, природы его естественного интеллекта - условий сохранения способности к самоидентификации и критической оценке информационной Вселенной и статуса искусственного интеллекта.

Очевидно, что в разработке проекта будущего с такими ориентирами востребована стратегия опережающего развития философии России, цель которой - открытие онтологии, способной выполнить функцию защитного слоя современной культуры, а потому исследования и продвижения жизнеутверждающих идей и идеалов, человеко-возвышающих ценностей и соответствующего им содержания всех философско-мировоззренческих проблем и технологий. Самыми востребованными в таком проекте оказываются социально-гуманитарные технологии мышления и деятельности, проекции которых определяют приоритеты и границы использования всех других, включая цифровые, информационно-коммуникативные, инструментов и технологий.

Общий посыл на реформирование философии в соответствии с этими ориентирами точно сформулировал французский философ Э. Морен: «науки и философии призваны размышлять о

1 Статья подготовлена в рамках реализации финансируемой госбюджетной научно-исследовательской тематики «Экомир и социокультурные проблемы современности: концептуальное пространство экофилософии во взаимодействии фундаментального и прикладного в пространстве общества знаний» ^ЯЛ2-2023-0003) (заключение комиссии РАН №142023/1023030700034-5-6.3.1)

человеке, о жизни, о мире, о реальности, и это мышление должно реагировать на человеческое сознание и быть ориентированным на жизнь. Реформа мышления представляет собой ключевую антропологическую и историческую проблему. Никогда в истории человечества ответственность за мышление и за культуру не имела такого решающего значения, как сегодня» [2].

Попытки концептуального переосмысления данной проблематики как правило предпринимаются в переломные, революционные эпохи [3]. В последние десятилетия в пространстве отечественной философии одно из ведущих мест заняли концепции информационного общества, которые шаги в будущее связывают главным образом с медиа-революционным развитием технологий, возможностями искусственного интеллекта, цифровизации, информационно-технологической инструментальной среды. В их содержании на периферию внимания уходит то содержание ценностно-проектного измерения философско-мировоззренческих идей, в котором открывается самоценность Человека и развертывается аргументация возможностей развития естественного интеллекта, мышления, фантазии, интуиции, богатства чувственного мира и деятельности. Тогда как в центр концептуально-философского пространства здесь попадали анализируемые на основе информационного детерминизма как общего принципа организации жизни хорошо узнаваемые тенденции, инновационные инструменты и пути продвижения цифровой среды. В силу этого философия информационного общества как методология изучения перспектив бытия современного мира оказывалась направленной лишь на продуцирование, хранение, трансляцию и воспроизводство информации, коммуникативных сетей, где нет места для пространства роста ответственности человека за судьбу Родины, культуры. Природы и Земли как общего Дома.

В науке и учебных курсах и сегодня по-прежнему воспроизводятся концепции, которые переносят свойства субъекта проектирования будущего - Человека-созидателя и источника критического отношения к информации на свойства самой информации, снимая тем самым, субъектное измерение культурно-цивилизационного бытия жизни человека и современного мира. Между тем, следствия проектных смыслов этих концепций и продвижения идей цифровой медиареволюции уже ясны. По верному замечанию И.А. Асеевой, они убедительно показали, что сегодня «ожидаемое чувство цифрового благополучия, возникающее благодаря ускорению социально-экономических процессов и расширению географии контактов, в большой степени девальвируется из-за взрывного распространения практик взаимообмана и манипулирования, постправды как новой нормальности, целенаправленной фильтрации и персонально-ограниченного подбора информации, массовых вторжений в приватные пространства, расцвета кибер-преступности, когнитивной деградации» [4, с. 25].

Не менее очевидным является и другое следствие этой логики - мир информационных технологий оказался жестко встроенным в процессы информационно-когнитивной войны, духовно-культурной колонизации и разрушительные для человека формы культурного, экономического и политического неравенства. «Глобальные цифровые системы оказывают существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Для защиты от угроз глобальных информационных систем необходимо формирование информационного суверенитета» [5, с. 258].

Закономерной, вследствие этого, оказывается направленность философского поиска в России на создание проекта будущего, в жизне-защищающей концепции которого не утрачивается самоценность и целостность бытия, сохраняется позиция честности и ответственности человека за сохранение Земли со всем многообразием ее природных и культурных форм, развивается идея единства человеческой истории и возможностей развития бытия человека, а не техно-человека.

Такой установке соответствует логика развития экофилософии - направления знания, которое в последние годы получает все более стремительное развитие и выходит за границы начавшихся в 1960-1980-ые годы исследований, предметом которых была система «общества и природы» и поиск решения природоохранных задач.

«Экофилософия, - как отмечает Е.Н. Шульга, - не ограничивается изучением только биологических объектов...но постепенно включает в проблемное поле своих исследований широкий комплекс вопросов социоприродного и даже социокультурного значения. Такая направленность био- и экофилософии позволяет характеризовать ее как философскую дисциплину, ориентированную на познание самых разных аспекты проявления жизни» [6, с. 23].

Но в силу этого и само развитие здесь понимается не линейно - как непрерывное восхождение к инновациям, дистанцирующим человека от его прошлого и традиций, но и как восхождение к целостно понятому смыслу жизни с его не только современными и временными, но и вечными проблемами, и потому с классическими образцами в философии и всех других формах культуры. Сохраняющаяся забота о природе здесь, раздвигая границы предшествующих исследований, конкретизируется в общих формах заботы и о природе человека, культуры, общества и его институтов, космоса, пространства коммуникаций и технологий.

В этом - отличие проектных смыслов экофилософии от радикально-инновационных решений проблемы «естественное-искусственное», мыслящих будущее в отрыве от прошлого. Одно из них предложено, например, в философской книге «Антитехнологическая революция: как и зачем» американского, как сказано в аннотации, математика и террориста Теодора Качинского, считающего, что главное сегодня - «противоречие между дикой природой и технологической системой. Отсюда следует, что цель должна быть выбрана такая: «убить» технологическую систему» [7, с. 210].

Значительно больше, правда, примеров других радикальных - пусть и символических -убийств, т.е. тех проектов, авторы которых в течение всех последних десятилетий настойчиво продвигают идею «ухода со сцены мира» отжившего свое время всего естественного мира вместе со всей живой природой Земли, включая природу человека и норм его культуры.

В соответствии со своей этимологией, логика экофилософии направлена на сохранение, обустройство Земли. И одной из главных категорий, обеспечивающих перспективы жизни в нем является «целеполагание», поскольку именно цель определяет все остальные ценности, проекции жизни в будущее, направленность деятельности и тип развития субъекта. Восстанавливая статус субъекта в формировании проекта будущего, экофилософия выполняет регулятивную функцию, необходимую для ее интерпретации в качестве метатехнологии мышления, детерминирующей аксиологический смысл и границы применения всех других технологий.

Этот экофилософский поворот в современной философии конкретизируется в таком ее разделе как информационная экология.

Подчеркнем, речь идет далеко не только о регуляции стихийно растущих сегодня информационных потоков, их ценностно-культурном ограничении, важных для «чистки» от информационного мусора в соответствии с житзнеобеспечивающей потребностью любого субъекта, работы с конкретными методами и методиками и для самоидентификации и сохранении ценностей и идеалов - основы развития самосознания.

Более того, статус информационной экологии в парадигмальном поле экофилософии будет отличаться как от прикладной, так и междисциплинарной предметной области научных эколого-информационных исследований. Известно, что на первых этапах ее становления информационную экологию рассматривали как дисциплину, исключительно занимающуюся проблемами устранения из культурного пространства информационного мусора, вопросами защиты человека от фейков, избыточной и ложной информации - основы манипуляций. Но в условиях меняющегося мира возникла потребность в существенном дополнении и соответственно - в расширении ее предметно-смыслового поля.

Так, Е.В. Петрова предложила рассматривать «информационную экологию несколько шире - как современное становящееся междисциплинарное научное направление, зародившееся в рамках экологии человека и изучающее в широком смысле закономерности взаимодействия человека и окружающей информационной среды. Информационная (цифровая) среда, окружающая современного человека, становится средой его постоянного пребывания, своего рода экосистемой» [8, с. 128].

По-видимому, сегодня есть основания для продвижения еще более широкой -экофилософской интерпретации: информационная экология может быть сконституирована как раздел философского знания, который исследует информацию как атрибут бытия как целого, а потому и бытия человека, не только культуры, общества, но и природы и космоса в их органическом единстве и развивает представление об их информационной соизмеримости на основе универсального информационного кода, нарушение, а тем более уничтожение которого человеком грозит катастрофой для всего Бытия [9, с. 13-14].

Восстановление в информационной экологии основного положения - субъекта как центра порождения и трансляции универсального информационного кода - условия непрерывности универсальной эволюции Жизни на Земле, всей человеческой истории и культуры, а не только развития информации. Поэтому еще одной важной функцией философии информационной экологии является наряду с преодолением иллюзии ее самодостаточности в современном мире научная аргументация причины несводимости субъекта к его наличному бытию, жизни в пространстве «здесь и теперь», поскольку субъект - часть Мироздания -всегда сохраняет потенциал своих воздействий на информационные процессы и критического отношения к ним. Но тогда и создаваемая человеком наука оказывается не просто результатом продуцирования, получения, трансляции, хранения информационных потоков, а формой распределения информации, идущей от субъекта как части жизни.

Ключевым положением информационной экологии тогда становится утверждение о том, что человек как носитель природы естественного интеллекта, в которой проявлен универсальный информационный код Вселенной - это не только передаваемая из века в век в процессе коммуникаций, в т. ч. научных, основа способности человека мыслить, действовать или общаться. Главное - это то, что человек, а не сама по себе информация всегда способен трансцендировать, т.е. выходить за границы любой объектно-информационной среды, искусственного интеллекта любой сложности и рефлексировать ее как нечто внешнее для себя, т.е. возвышаться над ней, чтобы выработать способы ее освоения как объекта и включения его в свои проекты будущего.

Именно эти жизнесохраняющие смыслы пропускает современная медианаука, активно работая с понятийным аппаратом, ограниченным категориями цифровой революции, искусственного интеллекта, глобализации, техночеловека, информационной цивилизации, медиаобразования, антропологического перехода и т.д. [10].

Из экофилософской логики освоения информационной экологии следует более высокая степень ответственности человека и человечества как субъекта за содержание проектирования будущего, необходимости включения в его информационное поле жизнесохраняющие смыслы и ценностные ориентиры, дающие надежду и возвышающие человека над собой и своим прошлым и настоящим.

Отсюда - задачей информационной экологии, связанной с ее информационно-познавательной просветительской функциями, становится развитие содержания культуры и проектных смыслов программ образования, необходимых для освоения не любой, а проверенной и доказанной наукой информации, коррелирующей с идеей развития научной и общей культуры России, гармонизации форм бытия и ведущей человека к умению связывать будущее с таким прошлым, с такими его идеями, концепциями, образами, художественными, философскими и научными мирами, которое открывает человеку «вход» в целостность, бесконечность и вечность бытия.

Таким образом, информационная экология, рефлексируемая в целевых установках экофилософии, методологически восходящей к традициям философии космизма, связывающей информационные коды космоса, Вселенной, Земли и ее природы, культуры и общества открывает их соответствие не на прикладном (находящемся в плоскости конкретных эмпирических задач) уровне, а онтологически, т.е. раскрывая культурно-человеческую, гуманистическую норму информационной организации бытия современного человечества. Но тогда и в основе проекта будущего лежит не инструментально-прикладная информация, а та, в которой расширяется пространство Жизни и смысл укорененности человека и всего человечества в современном мире.

Развитие информационной экологии в пространстве экофилософии, вследствие этого, правомерно рассматривать как философскую деятельность по корректировке содержательных параметров науки, образования, страны и бытия в целом. А проблематизацию будущего России, как и оценку содержания растущего потока футурологической информации, отражающей сегодня главным образом спектр тех настроений и оценок, социальных трансформаций, которые характерны для современного мира, информационная экология существенно дополняет. Корректируя процессы управления информацией и знаниями, она выполняет функцию экспертизы проекта будущего и его мировоззренческих проектно-смысловых векторов. Границами допуска той или иной информации в такой проект являются смыслы сохранения Жизни на Земле и совершенствования Человека, его естественного интеллекта, культуры, что позволяет, работая с

информацией, строить будущее на основе освоения универсально-информационного кода и восхождения к новым уровням науки и культуры России.

Бесспорно, множество центрированных информацией проблем современной науки и практики требуют дальнейшей разработки и концептуализации. Но, как показывает данное исследование, очевидно: информационная экология, исследуемая в качестве подсистемы экофилософии, - уже сегодня становится одним из неснимаемых условий защиты человека от его поглощения искусственным интеллектом и медиа-революционной цифро-информационной средой и важным философским направлением развития проблемы человека, всегда способного создавать, контролировать и регулировать все информационные процессы, сохраняя онтологическое пространство своей субъектности.

Литература и источники

1. Mоисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. M.: MTOEy, 1998.

2. Mорен Э. К пропасти // [Электронный ресурс]// https://jorkoffski.livejournal.com/1056340.html (дата обращения 23.09.2024)

3. Турицын И.В. Советская власть и российская пресса (проблема взаимоотношений и взаимовлияния, 1921-1929 гг.). Автореф. дис. ... докт. ист. паук. M., 1998.

4. Асеева И.А. Кривое зеркало цифровизации // Вопросы философии. 2024. № 2. С.25-33.

5. Экология цивилизаций: монография. M.: Издательский Дом «yM^>, 2023. 284 с.

6. Шульга Е.Н. Экофилософия и символический мир природы // Logos et Praxis. 2018. №1. С. 22-31.

7. Качинский Т. Антитехнологическая революция: как и зачем. M.: Опустошитель, 2024. 388 с.

8. Петрова Е.В. Проблемы и перспективы информационной экологии в общей структуре экологического знания // Культурно-историческое измерение современной пауки. M.-СПб.-Белгород: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С.118-130.

9. Баркова Э.В. Информационная экология: целеполагание и аксиологические ориентиры // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: тр. Mеждународная научно-практич. копф. СПб.: Изд-во Политехи. Уп-та, 2014. С. 13-14.

10. Кириллова Н.Б. Новые концепты медианауки в социокультурной системе информационной цивилизации // Перспективы пауки и образования. 2021. № 6 (54). С. 10-22.

References and Sources

1. Moiseev N.N. Sud'ba civilizacii. Put' razuma. M.: MNEPU, 1998.

2. Moren E. K propasti // [Elektronnyj resurs] https://jorkoffski.livejournal.com/1056340.html (data obrashcheniya 23.09.2024)

3. Turicyn I.V. Sovetskaya vlast' i rossijskaya pressa (problema vzaimootnoshenij i vzaimovliyaniya, 1921-1929 gg.). Avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk. M., 1998.

4. Aseeva I.A. Krivoe zerkalo cifrovizacii // Voprosy filosofii. 2024. № 2. S.25-33.

5. Ekologiya civilizacij: monografiya. M.: Izdatel'skij Dom «UMC», 2023. 284 s.

6. Shul'ga E.N. Ekofilosofiya i simvolicheskij mir prirody // Logos et Praxis. 2018. №1. S. 22-31.

7. Kachinskij T. Antitekhnologicheskaya revolyuciya: kak i zachem. M.: Opustoshitel', 2024. 388 s.

8. Petrova E.V. Problemy i perspektivy informacionnoj ekologii v obshchej strukture ekologicheskogo znaniya // Kul'turno-istoricheskoe izmerenie sovremennoj nauki. M.-SPb.-Belgorod: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2022. S.118-130.

9. Barkova E.V. Informacionnaya ekologiya: celepolaganie i aksiologicheskie orientiry // Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obshchestva: tr. Mezhdunarodnaya nauchno-praktich. konf. SPb.: Izd-vo Politekhn. Un-ta, 2014. S. 13-14.

10. Kirillova N.B. Novye koncepty medianauki v sociokul'turnoj sisteme informacionnoj civilizacii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021. № 6 (54). S. 10-22.

БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор, кафедра истории и философии, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

BARKOVA, ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University.

УДК 327.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-3-121-127

ФАЛЬКО Е.А.

КОГНИТИВНАЯ ВОЙНА В КОНТЕСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Ключевые слова: когнитивная война, понимание, многополярность, сознание, герменевтика, онтология, бытие.

В контексте исторической трансформации времени, межгосударственных отношений и движения мира к многополярности рассмотрен феномен когнитивной войны. Предложено определение понятия «когнитивная война», а также исследованы методы, посредством которых она реализуется в процессах бытия современного мира. В материале раскрыта сущность когнитивной войны, ее риски не только для человека, но и судеб общества и человечества.

FALKO, E.A.

COGNITIVE WARFARE IN THE CONTEXT OF THE EMERGENCE OF A MULTIPOLAR WORLD: EXPERIENCE SOCIO-

PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Key words: cognitive warfare, understanding, multipolarity, consciousness, hermeneutics, ontology, being.

The presented article examines the phenomenon of cognitive warfare. It is placed in the context of the historical transformation of interstate relations and the movement of the world towards multipolarity. The definition of the concept of "cognitive warfare" is given, as well as its methods by which it is brought to life are proposed. The material reveals the essence of cognitive warfare and its danger not only for humans, but also for the whole society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.