Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / CONSTITUTIONAL LAW / INFORMATION LAW / INFORMATION POLICY / INFORMATION SOVEREIGNTY / CYBERSECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мохов Артем Юрьевич, Преснякова Анна Андреевна

В статье рассматриваются правовые основы государственной информационной политики Российской Федерации на современном этапе развития технического прогресса и информатизации всех сфер общественной жизни. Определяется понятие информационного суверенитета как состояния независимости национальной инфраструктуры компьютерных сетей от внешнего негативного воздействия, предотвращения угроз управленческим информационным сетям (порталы государственных и муниципальных услуг, ведомственные информационно-аналитические системы и т.д.) во внутреннем пространстве, защиты персональных данных. Обозначены основы государственной информационной политики в некоторых зарубежных странах. В контексте осуществляемой конституционной реформы выдвигается предложение о регулировании информационной политики на конституционном уровне, отнесение вопросов информационной безопасности и защиты персональных данных к исключительному ведению федеральных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY AND INFORMATION SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL FOUNDATIONS

The article discusses the legal foundations of the state information policy of the Russian Federation at the present stage of development of technical progress and informatization of all spheres of public life. The concept of information sovereignty as a state of independence of the national infrastructure of computer networks from external negative impacts, threats to management information networks (portals of state and municipal services, departmental information and analytical systems, etc.) in the internal space, the protection of personal data is defined. The foundations of the state information policy in some foreign countries are outlined. In the context of the ongoing constitutional reform, a proposal is made to regulate information policy at the constitutional level, assigning information security and personal data protection issues to the exclusive responsibility of the federal authorities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

МОХОВ Артем Юрьевич,

ассистент кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления - филиал РАНХиГС. E-mail: aumohov@mail.ru;

ПРЕСНЯКОВА Анна Андреевна,

студент факультета государственного и муниципального управления Волгоградского института управления - филиал РАНХиГС. E-mail: annapresnakova77@gmail.com

Краткая аннотация: в статье рассматриваются правовые основы государственной информационной политики Российской Федерации на современном этапе развития технического прогресса и информатизации всех сфер общественной жизни. Определяется понятие информационного суверенитета как состояния независимости национальной инфраструктуры компьютерных сетей от внешнего негативного воздействия, предотвращения угроз управленческим информационным сетям (порталы государственных и муниципальных услуг, ведомственные информационно-аналитические системы и т.д.) во внутреннем пространстве, защиты персональных данных. Обозначены основы государственной информационной политики в некоторых зарубежных странах. В контексте осуществляемой конституционной реформы выдвигается предложение о регулировании информационной политики на конституционном уровне, отнесение вопросов информационной безопасности и защиты персональных данных к исключительному ведению федеральных органов власти.

Abstract: the article discusses the legal foundations of the state information policy of the Russian Federation at the present stage of development of technical progress and informatization of all spheres of public life. The concept of information sovereignty as a state of independence of the national infrastructure of computer networks from external negative impacts, threats to management information networks (portals of state and municipal services, departmental information and analytical systems, etc.) in the internal space, the protection of personal data is defined. The foundations of the state information policy in some foreign countries are outlined. In the context of the ongoing constitutional reform, a proposal is made to regulate information policy at the constitutional level, assigning information security and personal data protection issues to the exclusive responsibility of the federal authorities.

Ключевые слова: конституционное право, информационное право, информационная политика, информационный суверенитет, кибербезопасность.

Keywords: constitutional law, information law, information policy, information sovereignty, cybersecurity.

В настоящее время российское общество переживает период информационного развития, информатизации и цифро-визации общества. Осуществляется развитие нового направления политики государства - информационная политика. Это обуславливается перестройкой государственного управления в мировом масштабе. Рост востребованности информационно-коммуникационных технологий порождает переход общественных отношений и всех сфер жизнедеятельности на новый уровень.

В свою очередь, это является основным аспектом трансформации государственного механизма. Возникновение и активное внедрение т.н. «электронного правительства» посредством усовершенствования системы межведомственного электронного взаимодействия, портала государственных услуг, создания единой государственной облачной системы и улучшения информационно-коммуникационной структуры, в целом, указывает на переход к качественно новому уровню государственного управления. Развитие электронных систем управления находит своё отражение и в отдельных отраслях экономики.

Так, например, с целью развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности с 2019 г. в нашей стране реализуется программа «Цифровое сельское хозяйство», дорожная карта которой включает в себя целый ряд подпрограмм, направленных на поддержку рационального землепользования, малого и среднего аграрного предпринимательства, межрегиональных и международных продовольственных связей [3, а 89]. Таким образом, первоочередное значение несет нормативно-правовое закрепление основных положений реали-

зации политики в сфере информационных технологий.

Как отмечают зарубежные исследователи, процессы информатизации, распространяющиеся на все сферы жизни общества, приводит к тому, что при стратегическом планировании того или иного вида деятельности, отдельно необходимо учитывать ее информационную составляющую и нормативно-правовое регулирование в данном вопросе не исключение [5, p. 42].

В данный момент времени в Российской Федерации законодательство модернизируется в соответствии с требованиями информационного общества.

Основы осуществления информационной политики, в первую очередь, устанавливаются посредством усовершенствования и дополнения нормативно-правовой базы РФ.

Но результаты усовершенствования законодательства пока не дают должных результатов. Об этом, в первую очередь, говорит Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI). По сведениям из Глобального доклада по информационным технологиям 2016, представленном на Всемирном экономическом Форуме в промежутке 2017-2018 годов, Россия не изменила своего положения в рейтинге стран по данному показателю, оставшись на 41 месте. Это обуславливается слабой и всё ещё недостаточной нормативно-правовой базой (индикатор «Политическая среда и регулирование» - 88 место, «Эффективность Законодательных органов» и «Судебная система» - 81 место, «Защита интеллектуальной собственности - 123 место»).

Также, с развитием информационного общества свя-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

зано появление новых угроз, принимающих общегосударственное значение, поэтому особое место в условиях осуществления информационной политики занимает информационный суверенитет [2, c. 11] - защита критической информации от возможного возникновения компьютерных атак. В контексте классического учения о государственном суверенитете как независимости государственной власти во внешних делах и верховенства в управлении внутренними вопросами, под информационным суверенитетом предлагается понимать систему законодательных и организационных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в интересах прав и законных интересов граждан РФ, целей и задач государственного управления.

В целях устойчивого функционирования и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, законодательство было дополнено Федеральным законом от 26.07.2017 г. «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [6]; необходимо также отметить уже существующее законодательство о персональных данных, а также акты Президента, которыми утверждается перечень сведений конфиденциального характера [7].

Необходимо отметить и разные подходы к организационно-правовому обеспечению информационной безопасности в отдельных зарубежных странах. К примеру, в США основополагающим нормативно-правовым актом является Федеральный закон «Об управлении информационной безопасностью с 2002 года» (Federal Information Security Management Act of 2002), в котором информационная безопасность трактуется как кибербезопасность, заключающаяся в защите информации и информационных систем от несанкционированного доступа, использования, раскрытия, нарушения, модификации или уничтожения в целях обеспечения целостности, конфиденциальности и доступности [8].

Также следует обратить внимание на различие в организационно-правовом аспекте в сравнении России и США. Так, в Соединенных Штатах Америки осуществление безопасности информации и информационных систем возлагается на каждое федеральное агентство, посредством разработки, документирования, и реализации общегосударственных федеральных программ в сфере кибербезопасности. В свою очередь, основные полномочия по проведению информационной политики в Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также на подведомственные отраслевые и территориальные органы исполнительной власти [8].

Информационная безопасность напрямую связана со всей системой национальной безопасности. Так, например, можно отметить связь военной и информационной безопасно-

сти Российской Федерации. В Доктрине военной безопасности РФ содержится положение о том, что к внутренним опасностям на территории России относится дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации. Современными исследователями указывается в целом на тенденцию возврата к преимущественно национальному регулированию информационных отношений и информационной политики. На примере Российской Федерации такая «локализация» государственного управления в сфере информации заключается не только в специальном регулировании защиты критически значимых информационных систем, но и ограничении доступа к экстремистской информации, информации, полученной с использованием запрещённых технических средств и инструментов, нарушением законодательства об интеллектуальной собственности; установлении требований к Ин-тернет-блогерам и социальным сетям, аналогичным требованиям к «традиционным» средствам массовой информации [1, с. 202]. Кроме того, стоит отметить два направления правового регулирования в информационной сфере - собственно государственная информационная политика, а также государственная политика в области информационной безопасности, которые - в силу стратегической важности для всего публичного управления - образуют информационную функцию современного государства, имеющую самостоятельный характер в ряду основных направлений властной деятельности и нормативно-правового воздействия [4, с. 87].

Поскольку нормативно-правовая база посредством реализации федеральных законов и нормативно-правовых актов высших органов власти дополняется и изменяется достаточно активно, требуется повышенное внимание к вопросам о регулировании политики в области информационно безопасности. Для систематизации и консолидации всех нормативно-правовых актов, целесообразным является конституционное закрепление основ информационной политики в Основном законе Российской Федерации, что в свою очередь укажет на особую значимость данного направления политики в функционировании государственной системы и жизни общества в целом.

Поскольку распространение информационных технологий растет с каждым годом, роль информационно-коммуникационной системы в государственном и муниципальном управлении, в других сферах жизнедеятельности возрастает, посредством усовершенствования электронного правительства Российской Федерации в последнее десятилетие, совершенствование экономической политики - создание и развития нового направления экономики - цифровая экономика, развития законодательства в сфере информатизации общества, как на федеральном, так и на региональном уровне, с помощью принятия региональных целевых программ на основе федеральных, усовершен-

ствование нормативно-правовых актов и законов субъектов РФ.

Исходя из приведенных выше аспектов, подтверждается огромное значение для общества, которое несет развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры. Следовательно, основные положения целесообразно изложить в действующей Конституции:

- представляется необходимым внести изменения в Главу 3 «Федеративное устройство» пункт 1 статьи 71, часть первую пункт «е» изложить в следующей редакции:

а) «е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, информационного, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации»;

- требуется дополнить часть 1 статьи 71 дополнить пунктом «у» следующего содержания:

«у) информационная безопасность».

Так как основы информационной политики определяются на федеральном уровне государственного управления, а также нормативно-правовые основы утверждаются, прежде всего, высшими органами государственной власти РФ, а также дополнить полномочия Правительства РФ, закреплённые в пункте 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, указанием на установление основ федеральной информационной политики и информационной безопасности, исходя из значимости информационно-коммуникационных технологий для функционирования государства в целом и оказания влияния на многие сферы общественной жизни, реализации и защиты прав и свобод личности.

Внесение указанных изменений позволит, во-первых, установить последовательную систему, рациональную иерархию нормативно-правовых актов в российском законодательст-

Библиография:

1. Ефремов А. А. Формирование концепции информационного суверенитета государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 201-215.

2. Кучерявый М. М. Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира // Управленческое консультирование. 2015. № 2. С. 7-14.

3. Мирина Н. В. О некоторых проблемах обеспечения продовольственной безопасности и путях их решения // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2019. № 1. С. 86-91.

4. Фролов Н.В. Проблемы реализации государственной политики России в сфере информационной безопасности // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 4. С. 84-96

5. Wheeler M. High-tech politics: The impact of information communication technologies // Convergence: The Journal of Research into New Media Technologies. 1998. № 4. pp. 40-51.

6. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 37 (часть I). Ст. 4736.

7. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Официальный Интернет-портал правовой информации parvo.gov.ru, 28.02.2020.

8. Federal Information Security Management Act of 2002, Tit. III, E-Government Act of 2002, Pub. L. No. 107-296 (Tit. X), 116 Stat. 2259; Pub. L. No. 107-347 (Tit. III), 116 Stat. 2946. 44 U.S.C. Ch. 35, Subchapters II and III, codified at 40 U.S.C. §11331, §§15 U.S.C. 278g-3 & 4.

ве, посредством централизации деятельности всей системы исполнительной власти в Российской Федерации при осуществлении информационной политики, а также избежать возможных возникновений коллизий при правовом регулировании информационной политики в Российской Федерации.

Информационная безопасность и информационный суверенитет - одни из важнейших условий чтобы механизм нормативно-правового регулирования стал более эффективным, требуется создание единой централизованной системы законодательства в области реализации информационной политики. В первую очередь, необходимо установить рациональную иерархию нормативно-правовых актов в российском законодательстве, посредством усовершенствования основ конституционного строя Российской Федерации, в рамках построения информационного общества и цифровой экономики. Основные положения информационной политики представляется целесообразным изложить в действующей Конституции РФ. В частности, требуется внести изменения в главу 3, посвящённую федеративному устройству Российской Федерации, поскольку основы информационной политики определяются на федеральном уровне государственного управления, а также нормативно-правовые основы утверждаются прежде всего высшими органами государственной власти РФ.

Кроме того, соответствующим образом необходимо установить полномочия Правительства РФ, так как это позволит централизованно выстроить деятельность всей системы исполнительной власти в Российской Федерации при осуществлении информационной политики, а также придаст конституционное, стратегическое значение данному направлению государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.