Научная статья на тему 'Информационная безопасность детей. Выбор технологий'

Информационная безопасность детей. Выбор технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС ДЕТСТВА / CHILDHOOD STATUS / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА / SOCIOLOGICAL CHILDHOOD CONCEPTS / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майорова-Щеглова Светлана Николаевна

Включение детей в информационное пространство. Понимание современного детства в социологии. Процедуры, действия и механизмы технологий обеспечения информационной безопасности детей. Становление нового культурного сегмента и самореализация ребёнка в новой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность детей. Выбор технологий»

Информационным ИММУНИТЕТ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ детей. Выбор технологий

Светлана Николаевна Майорова-^^еглова,

профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор социологических наук

Информационная безопасность напрямую зависит от того статуса детства, которое ему отводится в социуме. Чтобы прояснить нашу позицию, воспользуемся аллегорией: ребёнок в море. Опасна или нет такая ситуация в реальности? Каждый знает: это зависит от моря, от ребёнка и от окружения. Выбор технологий предопределяют именно позиции окружения-социума по оценке пространства информации и возможностей/прав ребёнка на его освоение.

• статус детства • социологические концепции детства • информационная безопасность • педагогические технологии

И

сследования социологов и психологов свидетельствуют, что российские дети полностью погружены в море информатизации. Доказательства тому — в охвате компьютеризацией домохозяйств и образовательных учреждений, в доле информационных образовательных и досуговых практик в бюджете времени детей и подростков, в развитии контента для детей

и контента, создаваемого самими юными1. Но паника в оценке новых СМИ, по нашему мнению, в российском обществе пошла на спад.

1 Майорова-Щеглова С.Н. Молодое поколение

и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность // Вестник РГГУ. Серия «Социология» № 3(46) 2010. С. 224-231.

Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, общее количество тех респондентов, которые видят в развитии глобальной Сети больше негативных последствий, снизилось до 24%. 26% из них специально выделяют «зомбирование, отупление» молодёжи, именно с этим процессом связывают новые явления: дети стали читать меньше книг и гулять (8%)2. Паника сменяется трезвым рассуждением о необходимости выстраивания технологий создания и поддержания информационной безопасности детства.

Выбор технологий ограждения/разрешения или просвещения/обучения для сохранения информационной безопасности связан с концептами детства. Мы попытаемся в этой статье показать четыре основных направления, позволяющих решать проблемы включения детей в информационное пространство.

Российское детство как социальное образование — реальность, локализованная во времени и пространстве, оно обладает специфическими характеристиками. Социальное значение детства в различных обществах было и остаётся разновеликим, в качестве его характеристик выступают отдельные критерии: возможности и способности детей при их участии в жизни общества; эмоциональные и социальные качества; моральная межпоколенная ответственность за юное поколение.

Как при выборе педагогических технологий ориентироваться на социологические теории? Представим четыре теоретических подхода к современному детству в социологии.

Дети — объект защиты, заботы, патерналистского воздействия взрослых и государства. Иногда эта концепция именуется

2 «Проникновение Интернета в Россию и его последствия». Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30—31 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% Ьир://«'сют.т/т(1ех.рЬр?1(1=459&Ш(1=114108 (Дата обращения 16.05.2014)

«Питомник», что требует посредством специальных ресурсов создавать и поддерживать «тепличные» условия, в том числе и для освоения информационного пространства.

Дети подобны особому племени со своей специфической детской субкультурой. При таком подходе дети и их образ жизни интерпретируются как чуждый взрослым. И.С. Кон подчёркивал, что детская культура содержит в себе много элементов, которые непонятны взрослым и поэтому определяются ими как архаичные3. У детства есть культура, язык, ритуалы, нормы, которые взрослые изучают с любопытством, но часто не принимая их всерьёз. Исследователь М.В. Осорина обращает внимание на то, что дети воспринимаются как племя по отношению к взрослому миру. Добавим, что, если следовать этому подходу, то дети, как и нецивилизованные народы, лишь посредством взаимодействия с цивилизацией обретают социальный опыт.

Детство — исчезающий феномен в современном обществе. Учёные, придерживающиеся этого подхода, настаивают, что мы наблюдаем феномен «раннего взросления», фактически слияние детства и взрослости. Ряд зарубежных учёных (среди них Нейл Постман, США) выдвинули идею об исчезновении детства. Согласно Пост-ману, колесо истории совершило полный оборот и, как и в далёкие времена, на заре жизни человечества, детства более не существует. В качестве доказательства приводятся примеры об увеличении информированности детей в вопросах секса, смерти, болезней, денег, ранее табуированных для юного поколения4.

Другой термин использовал Х. Хенгст, он говорил о тенденциях ликвидации детства . Учёный настаивал, что детство

3 Кон И.С. Маргарет Мид и этнография детства // Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 398-425.

4 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 371.

5 Zur Zukunft von Familie und Kindheit. Berlin, 1985. С. 74.

превращается усилиями взрослых в «фикцию». Ему вторит М. Виннс, говоря о «детях без детства»6. Внутри этого подхода взгляды различаются по принципу: признать ли отмеченные явления в качестве объективного, надсубъектного процесса или же они результат целенаправленных осознаваемых и неосознаваемых действий взрослых.

Германский профессор Дитер Рихтер выделил растущую похожесть детей и взрослых в отношении одежды, моды7. Телевидение предполагает почти одинаковые программы для взрослых и детей. Структуры деятельности сближаются и становятся похожими друг на друга, школа организационно строится аналогично взрослому труду в гораздо большей степени, чем одно или два поколения назад. При этом в так называемом взрослом мире наблюдается процесс обучения на протяжении всей жизни. Учёные отмечают новообразования в виде появления «взрослого-дитя или кидалтов». Социологи полагают, что в мире возросла степень инфантилизма взрослых, а подростки смотрят на мир прагматично и трезво.

Эмансипация детства. Сегодня появились «поэтические» названия для обозначения нового явления — детство 3D или хайтек-по-коление. Дети всё больше времени проводят в обществе, в различных учреждениях, а это уже не старое «семейное детство». Социализация в семье замещается «публичной» социализацией. Учёные констатируют уменьшение традиционной детской субкультуры, так как вследствие урбанизации сужается поле детской игры и освоения жизненного пространства. Всё раньше дети попадают в сообщества ровесников. Родителями поощряются самостоятельность, субъективность детей, этому способствует дальнейшее развитие идей прав детей. Такие выводы, например, делал в результате своих исследований уже в 1991 году германский социолог Айххольц. Учёные У. Бек и Х. Попитц солидаризируются в обозначении нового явления «эмансипации детей», под которым они понимают приобре тение ребёнком всё более значимого места

6 Kinderkultur/ Von Konrad Kostlin. Bremen, 1987. C. 402.

7 Zur Zukunft von Familie und Kindheit. Berlin, 1985. C. 156

в семье, в учреждениях образования и в целом в обществе8.

Свою жизнь ребёнок строит по собственным представлениям; имеются многочисленные возможности для образования; культура и средства массовой информации доступны детям без каких-либо ограничений; имеет место всё более ранний уход из родительской семьи. Немецкий исследователь П. Бюхнер в 1990 году говорил о дестандартиза-ции и индивидуализации детской биографии, приводя в качестве примеров факты серьёзного смещения ранее единых биографических пунктов, например, поступление в школу9. Хельга Цахер вводит в употребление неологизм «превращение детства в остров», имея в виду отчуждение и индивидуализацию его. Ряд учёных видят опасность в том, что постепенно даже общение между отцами и детьми, дедами и детьми сведётся к минимуму10. Дамон в 1990 году выдвинул идею о постепенном углублении разрыва между ранним детством, которое ещё сохраняет свою сущность, и подростковым периодом, полностью подвергшимся индивидуализации. Таким образом, происходит становление теоретического обоснования трансформации детства. Индивидуализация детства означает, что для детей и юношества нет больше проторённых путей, дорог и примеров в жизни.

Современные дети демонстрируют адаптивные способности, и прежде всего именно в информационном пространстве, их практики постепенно становятся моделями поведения для взрослых. М. Мид предположила, что мы всё дальше будем трансформироваться в общество, где

8 Zur Zukunft von Familie und Kindheit. Berlin, 1985. С. 69.

Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа М. Современный ребёнок в Западной Европе // Социс. 1996. № 4. С. 128-135.

10 Kinderkultur/ Von Konrad Kostlin. Bremen, 1987. С. 402-404.

взрослое поколение вынуждено учиться у молодого, назвав это эпохой префигуративной системы. Именно эта социальная реальность и порождает базу для современных межгенерационных конфликтов, в том числе в сфере информационного пространства11.

Наряду с констатацией исчезновения детства проводится попытка заменить сам термин «дет ство» другим, чаще всего предлагается «взросление», «взросление в электронном мире»12.

При принятии одной из описанных выше концепций мы предлагаем дифференцировать и функции педагогов по отношению к детям.

Концепции детства Функция «взрослого мира»

Объект защиты Защитить

Особое племя Цивилизовать, социализировать

Исчезающее детство Игнорировать особенности

Эмансипация детства Учиться у детей

Теперь перейдём к собственно информационной безопасности детей. При первых двух подходах предполагается реализовать принцип авторитарности, так как дети признаются зависимыми. При третьем и четвёртом, когда принимаются идеи независимости, автономности детского мира и исповедуется принцип невмешательства педагогическим

насилием, предполагается деятельность посредством предоставления веера возможностей и выбора.

Дополним предложенную выше таблицу ещё одним столбцом с пояснениями конкретных процедур, действий и механизмов технологий обеспечения информационной безопасности.

Сегодня в обществе господствует мнение, что нужно применять технологии защиты.

По результатам исследования прогнозов изменения воспитательной ситуации в России, проведённого под нашим руководством в ГНИИ семьи и воспитания в 2008 году, высокую позицию заняло предположение «Будет введена цензура на продукцию СМИ и рекламу с целью ограждения детей от негативного воздействия», и большинство экспертов предвидели скорое воплощение в жизнь этих программ. В том, что будут введены ограничения и контроль над средствами массовой коммуникации, экспертов убедили веские аргументы: «...лучше было бы говорить о введении ограничений, создании механизмов государственно-общественной регуляции СМИ, как то: маркировка продукции СМИ, общественный и государственный контроль над СМИ. Это возможно, как показывает практика западных стран.

Концепции детства Функция «взрослого мира» Технологии информационной безопасности

Объект защиты Защитить Цензурирование, маркирование возрастных ограничений, разработка фильтров и пр.

Особое племя Цивилизовать, социализировать Медиаобразование и воспитание ценностей, упорядоченность детского досуга целевыми программами освоения информационного пространства

Исчезающее детство Игнорировать особенности Игнорирование специфики, поддержание информационной безопасности любого индивида, но в рамках сохранения свобод, прав

Эмансипация детства Учиться у детей Информирование детей об опасностях через их же ровесников, предоставление права на пробы, адаптацию

11 Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 156-172.

12 Zur Zukunft von Familie und Kindheit. Berlin, 1985. С. 67.

И это сегодня необходимо. В связи с этим очень важно доработать и принять Закон об информационной безопасности детства» (обсуждался Думой в 2004—2005 гг.). Это предвидение экспертов уже нашло своё отражение в официальных нормативных документах: контроль над СМИ устанавливается поэтапно, в августе 2012 года появился единый реестр доменов и сайтов с запрещённой к распространению информацией, чётко определён срок подготовки общероссийской программы воспитания13.

Однако, по нашему мнению, это путь в определённой степени тупиковый, и надо активнее развивать иные приёмы и проекты. Мы описывали в своих работах признаки информационной аномии у старшего поколения, в частности, у педагогов14. 10 лет назад взрослые серьёзно отставали от юных по скорости и разнообразию освоения информационного пространства. Но информатизационная ресоциализация взрослых (родителей, учителей), происходящая под давлением компьютеризации и интернетизации, сегодня идёт ускоренными темпами. А, значит, педагоги становятся партнёрами детей, а не просто «надзирателями» запретительных рамок в учреждениях образования.

Проблема информационной безопасности уже известна семейному окружению, и большая часть населения не просто этим озабочена (84%). К примеру, 76% опрошенных пользователей Рунета, в семье которых есть дети младше 12 лет, стараются оградить их от опасной информации1 . И уже преобладает

13 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронные данные]. Российская газета. 31.12.2010. URL:

http:/ /www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения 16.05.2014); Указ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 2 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http:/ /text.document.kre mlin.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (дата обращения 16.05.2014).

14 Щеглова С.Н. Особенности адаптации школьных учителей

к ценностям информатизации // Социс. 2006. №8. С.115-121.

15 Обзор ФОМ. 21.12.2006. Опрос населения в 100 населённых

пунктах 44 областей, краёв и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/ teen_cheeld/dd065027 (дата обращения 16.05.2014).

не цензурирование и ограждение, а чаще всего личное присутствие родителя при пользовании ребёнком компьютерными сетями (34%). Лишь во вторую очередь распространена установка антивирусов (22%) и программ, блокирующих «всплывающие окна» (21%). Несколько меньше тех, кто подключает к компьютеру программу «родительского контроля» (14%) или использует специальные настройки браузера (8%). Родительское сообщество уже знает «врагов в Сети»: лидеры родительских запретов — призывы к вступлению в радикальные, экстремистские группировки (92%), в религиозные секты (91%), материалы, содержащие сцены агрессии, насилия (91%), порнографические материалы (90%). Большинство опрошенных также поддерживают запрет на открытую информацию об оружии и его производстве (89%), о суициде (89%), о текстах, содержащих нецензурную лексику (84%).

Особый страх взрослые продолжают испытывать перед компьютерными играми детей, боясь, что дети совсем уйдут в виртуальный мир из реального, в последнее время наиболее опасными признаются он-лайн игры. Между тем со-циомаркетинговые исследования свидетельствуют, что, ориентируясь на эти опасения родителей и педагогов, разработчики и продавцы игр меняют свою позицию продвижения продуктов на потребительском рынке. Так, само развитие идей информационной безопасности, подталкивает разные сегменты социума к использованию педагогических конструктивных технологий. Это направление, второе по нашей таблице, связано с медиаобразованием и воспитанием ценностей, стремлением упорядочить детский и подростковый досуг целевыми программами освоения информационного пространства. По нашим исследованиям, образ интернетзависимых детей, отгородившихся от обычной подростковой жизни, остаётся в прошлом. Интер-нетдети весьма активны: они чаще

ходят в кинотеатры, театры, музеи, на концерты, больше общаются с взрослыми, с ровесниками противоположного пола16. Современные мобильные игры так устроены, что обратным образом провоцируют реальные контакты — нужно обмениваться информацией, примкнуть к таким же, как ты, игро-манам, получить от них помощь, подсказку или новую задачу, доказать своё превосходство перед ними. Конечно, это также связано и с более высоким уровнем достатка в семьях, где живёт интернет-поколение, и, как следствие, расширением их общих коммуникативных компетенций.

Согласно третьему направлению педагогических технологий, акцент ставится на поддержание информационной безопасности любого индивида, а не только ребёнка. Все, а не только детские, открытые информационные источники не должны содержать нецензурной лексики, подробностей описания сцен насилия и т.п. Именно в отношении асоциального вида деятельности с помощью СМК, также как и для реальной повседневности, должны работать эффективные механизмы социального контроля, основанные на передовых достижениях в области информационно-коммуникационных технологий. Причём контроля двойного: за поведением подростков в сети Интернет со стороны семьи и системы образования, а за СМК — со стороны органов государственной власти и гражданского общества. Такой контроль могут проводить только подготовленные взрослые. Одновременно необходимо конструктивное, а не запугивающее просвещение и консультирование родителей: как извлечь из компьютера, мобильной связи, Интернета пользу для семьи и ребёнка. Интернет-культура постепенно перестаёт быть контркультурой по отношению к традициям обучения, досуга и общественной деятельности. Интересные данные выявила социологическая

16 Цымбаленко С., Шариков А., Майорова-Щеглова С., Макеев П. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Екатеринбург, 2013.

экспертиза интернет-пространства, проведённая весной 2011 года. 25% молодых мам предпочитают искать информацию о развитии детей, уходе и воспитании именно в Интернете и, для сравнения, только 19% у старшего поколения — бабушек17.

И здесь вполне логичен перенос акцента педагогических технологий на четвёртое направление. Дети доказывают свои способности быть «проводниками по новой реальности» (в терминах М. Мид).

Становление нового культурного сегмента общества

Данные опроса 2,2 тысячи матерей из США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Германии свидетельствуют, что дети быстрее учатся пользоваться компьютером и электронными устройствами, чем овладевают повседневными навыками самообслуживания (к слову, в числе необязательных оказались шнуровка ботинок)18. Например, умеют использовать компьютерную мышь 69% детей младше пяти лет, включать/выключать процессор способны 63%, освоили простые игры на персональном компьютере 58% малышей. Четверть детей того же возраста способны самостоятельно запустить интернет-браузер, а 16% пришедших в первый класс уже обучены просматривать сайты и переходить по ссылкам. Именно это раннее включение в интернетизацию помогает осваивать компьютерный инвариант языка; правила и нормы не только повседневного, непосредственного общения,

17 Опрос молодых матерей проведён с применением интерактивных компьютерных технологий, май-август 2012 года. Исследование носило поисковый характер. N=200. выборка — целевая, нерепрезентативная. Авторский архив.

18 Мышку освоить легче, чем завязывание шнурков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.telegraf.lv/

news/myshku-osvoity-legche-che m-zavyazyvanie-shnurkov (дата обращения 16.05.2014)

но и виртуального; новые формы художественного изображения; основы творчества с применением анимации, озвучивания и пр. Многие же школы начали активно применять программы информатики и информационной безопасности с опозданием ровно на жизнь этого поколения: всё, что предлагается им программой начальной школы, они уже знают.

• К подростковому возрасту уже можно считать устоявшимся вид культурной деятельности — интернет-деятельность. Электронные медиаресурсы (компьютер, Интернет) заняли свою нишу в культурной и досуговой сферах, их оттуда уже не «выгнать» никакими предложениями замен, возможно лишь переструктурирование бюджета времени. Такой вид деятельности присущ 79% подростков

11-15 лет не только в мегаполисе, но и в регионах, где этот вид досуга равнозначен по частотности называния прослушиванию музыки — 60% и просмотру телевизионных передач — 50%19.

• Несколько лет назад Интернет «обвиняли» в том, что подростки и молодёжь сидят дома без движения, получая информацию и культурный продукт «секонд хенд». Мобильный Интернет — это сопровождающий элемент иной деятельности и при занятиях спортом,

и при посещениях концертов. Ещё один актуальный пример — новые программы в музеях Москвы: квесты-игры с помощью присылаемых по Интернету оперативных заданий.

• Наличие такого сегмента жизни детей провоцирует создание специальных культурных артефактов: компьютерных обучающих и просвещающих программ, игр, детских электронных СМИ, вообще детского контента: существует более 6,5 тысячи русскоязычных электронных ресурсов для детей и подростков, прошедших общественный контроль. И, как показывает наше продолжающееся в настоящий период лонгитюдное исследование, дети

19 Всероссийское социологическое исследование «Дети и детские организации в условиях модернизации общества» (проведено ГБУ г. Москвы ДДОО Комитета общественных связей г. Москвы, рук. Майорова-Щеглова С.Н., Кравченко Л.В., 2010 гг., выборка: № 1966, 13 регионов России, квотная по полу, возрасту, типу поселения. Метод — анкетирование подростков 10-15 лет). Архив ГБУ ДДОО.

спокойно ориентируются в этом мире и конструируют его сами, и не считают, что им нужны поводыри-взрослые. Большинство подростков пользуются Интернетом для создания своих блогов, живых журналов, персональных страниц, для общения с друзьями в социальных сетях и на форумах. Со слов родителей, в структуре занятий детей в Интернете примерно в равной мере присутствуют и те, что связаны с самообразованием, и те, что связаны с раз-влечением20.

• Расширились потенциальные возможности, предоставляемые современной информационной средой для культурной адаптации ребёнка. Высокая скорость информационно-обменных процессов

с использованием Интернета позволяет приобщиться к культурному наследию не только в своём городе, но и по всей стране и за рубежом. Уже все осознали благо для многих категорий детей: технологии позволяют включить в виртуальную культурную деятельность детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями.

• Некоторые поведенческие акты в информационном пространстве стали сродни реальным событийным элементам культуры. Так, асоциальная деятельность в сети становится своеобразным ритуалом инициации, вступления во взрослое сообщество для определённой группы мальчиков 12-13 лет, но точно такое же значение имеет и достижи-тельная линия поведения при участии

в сетевых играх.

Если мы будем учитывать все обнаруженные тенденции, то закономерно

20 Обзор ФОМ. 21.12.2006. Опрос населения в 100 населённых пунктах 44 областей, краёв и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/ teen_cheeld/dd065027 (дата обращения 16.05.2014).

предложить такие механизмы и действия педагогам для обеспечения информационной безопасности детей21.

Поддержка самореализации, самовыражения ребёнка в безопасной коммуникативно-информационной деятельности

• Поддержка интернет-ресурсов, изданий, аудио- и видеопрограмм и другой медийной продукции самих подростков или производимой при их основном участии. Организация общественной экспертизы информационной продукции, адресованной подрастающему поколению, с помощью самих юных экспертов. Курирование оригинального школьного радио- и видеовещания в сети Интернет. Учебные занятия и внеучебные мероприятия, моделирующие позитивное решение социальных проблем в виде игр.

• Распространение на детей системы государственных, ведомственных (внутри-школьных) и других индивидуальных грантов для производства информационной продукции, имеющей социальную значимость. Деятельность по объединению межшкольных самодеятельных детских информационных ресурсов. Разработка и поддержка проектов, работающих и на подростков, и на родителей, то есть способствующих диалогу поколений.

21 Более подробно мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования [Текст] / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

• Создание школьных служб опросов детского общественного мнения по всем значимым для подрастающего поколения социальным вопросам. Регулярные исследования информационных потребностей

и ожиданий детской аудитории, а также их удовлетворения средствами массовой информации.

Выбор педагогических технологий также должен быть увязан с возрастом детей и педагоги могут:

• обеспечивать информационную безопасность раннего детства и младших школьников через согласованный контроль

и фильтрацию;

• проводить медиаобразовательное обучение подростков в дополнение к их собственным знаниям и умениям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организовать совместное взаимодействие взрослого сообщества педагогов в информационном пространстве с ювеналь-ными группами.

Ещё одно замечание в связи с последней заявленной технологией. Учитель должен быть примером личностного безопасного поведения в информационном пространстве под девизом: не навреди другим (прежде всего, ученикам) и не навреди себе, своим близким, в том числе имиджу-образу-престижу педагога. И людям этой профессии важно быть очень внимательными, осторожными, до определённой степени консервативными в социальных сетях, на открытых публичных профессиональных площадках, в собственных бло-гах и на общедоступных форумах. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.