способность к саморегуляции и самообладанию, имеют более выраженную толерантность к двусмысленности и неопределенности. Студенты к концу обучения приобретают силу этнического Я, но не за счет тенденций к этноизоляции, а за счет преодоления этнонилигизма, с одной стороны, и национального фанатизма, с другой. Это свидетельствует о возможности развития интегральной индивидуальности студентов в поликультурной образовательной среде за счет более успешного формирования рефлексивных возможностей личности и формирования индивидуальной системы созидательных, личностно-значимых ценностных ориентаций.
Литература
1. Ахвердова, О. А., Погожева, О.В. Личностная и поведенческая изменчивость подростков в полиэтническом образовательном континууме [Текст] / О. А. Ахвердова, О.В. Погожева. - М.: Илекса, 2008. - 456 с.
2. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.
3. Психология интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и современность [Текст] /Под ред. Белоуса ВВ., Боязитовой И.В., Щебетенко А. И. - М.-П.: РАО - ПГЛУ, 2008. -199 с.
4. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Попкова Т.Д.
Экзистенциальный мир современной детской субкультуры
* Исследование выполнено при поддержке Гранта РГНФ 09-06-826059а/У.
Проблема осмысления Детства как целостного и уникального периода жизни человека является сегодня одной из наиболее перспективных областей междисциплинарных исследований.
Размышления о детстве и проявлениях «детскости» у взрослого человека (в качестве характеристики особых духовных проявлений) мы находим у Платона, Аристотеля, Августина, Г. Гегеля, К. Маркса, Л. Фейербаха, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Г. Спенсера, Э. Фромма, З. Фрейда и многих других философов.
Мир детства, рассматриваемый как независимо существующий в социуме феномен, привлёк к себе особое внимание исследователей лишь в ХХ веке. Приоритетной областью исследования учёных стало психическое развитие ребёнка (Л.С. Выготский, А. В. Толстых, Ф.Т. Михайлов, Л.Ф. Обухова, Н.Б. Шумакова М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Э. Эриксон, Г. Крайг, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Н. Хомский и др.). Было исследовано становление личности ребёнка, проанализированы исторические корни Детства.
Дети XXI века, вовлеченные, как и всё человечество, в систему глобально изменяющегося социального мира, одновременно сохраняют и создают своё собственное пространство культуры независимо от внешних перипетий. Одной из сфер детского
самобытия является пространство мира субкультуры, вовлекающего каждого ребёнка в детское сообщество.
Обычно под субкультурой понимается специфическая культура различных (возрастных, социальных, культурных, профессиональных, этнических, конфессиональных, региональных) групп, объединённых общими интересами в определённой области жизнедеятельности. Основными её функциями являются установление социальных и культурных связей между людьми, с одной стороны, и защита от господствующей идеологии, с другой стороны, что выражается в различных проявлениях собственного культурного самосознания, демонстрации особо типа поведения, вовлеченности в определённый круг общения.
Исследования молодёжной субкультуры, проводившиеся в 1990 - 2000-е годы, ограничивались изучением субкультур студенческой и рабочей молодежи, а также субкультур подростков старшей возрастной группы; субкультуры же подростков средней и младшей возрастной категории, а тем более младших школьников и дошкольников (для их обозначения мы будем использовать термин «детская субкультура») практически никем не исследовались.
Под детской субкультурой мы понимаем автономный мир детской жизнедеятельности и миропереживания. Это вневременное пространство детского сообщества, неформально объединяющее каждое новое поколение детей, пространство, не имеющее территориальных границ и языковых барьеров. Детство как реальность переживает каждый человек, и феномен детской субкультуры обнаруживается в жизни каждого нового поколения, однако его повторяющееся «заново-рождение» связано с определёнными закономерностями, потенцирующими её устойчивое существование. Мир детской субкультуры представляет собой уникальную самоорганизующуюся систему и не подлежит управлению - как извне, так и изнутри. Этот автономный мир имеет информационно-предметную основу, т. е. связь между его носителями осуществляется посредством прямого общения, распространения знаковой атрибутики, через проявление заинтересованности и предпочтения. Совокупно все эти категории определяют ценностные ориентиры и критерии, позволяющие детям быть принятыми в детское сообщество. Следует обратить внимание на то, что отдельные локальные варианты детской субкультуры (деревня - город, центр - периферия) могут создавать различные варианты принятых в данной среде стандартов.
Все дети наделены способностью раннего проявления «врождённого понимания и переживания» различных явлений и смыслов. Состояние, которое характеризует процесс формирования детского экзистенциального мира, можно назвать всепринимающим, обладающим «свободной лёгкостью» в познании себя и в открытии для себя окружающего мира. Впитывая события своей жизни через индивидуальные личностные переживания, дети создают своеобразную нишу, в которой можно «спрятаться» от негативного воздействия внешнего мира.
Детскую субкультуру можно изучать с различных точек зрения. Мы ставим своей целью выявление некоторых ее сущностных характеристик, в частности, изучение роли, которую играют в ней повседневные события, не осознаваемые окружающим (взрослыми) как важные и значимые для детей. Для определения реалий детской субкультуры нами было проведено эмпирическое исследование, в основу которого были положены результаты проведенного нами анкетирования, целью которого было выявление существующих в современной детской среде субкультурных феноменов. Задача исследования состояла в определении происходящих эволюционных изменений,
наблюдаемых в двух поколениях: старшем («дети XX века») и младшем («дети XXI века»). Нами были разработаны четыре анкеты, в содержании которых были представлены вопросы, касающиеся материальной и духовной составляющей детской субкультуры. Анкетирование было проведено с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, родителями детей и педагогами образовательных учреждений г. Перми и Пермского края.
Следует отметить, что все реципиенты открыто и заинтересованно приняли участие в анкетировании. После выполнения задания взрослые нередко высказывали мнение о том, что предложенные вопросы позволили им вернуться в своё детство, а некоторые ответы детей были для них совершенно неожиданными, поскольку мир культуры современного ребенка существенно отличается от мира их собственного детства. Мир детской субкультуры, существуя параллельно с миром «культуры взрослых», обладает значительной автономностью и «закрытостью».
Мир детской субкультуры оказывает существенное воздействие на формирование мировидения ребёнка и становление его духовно-нравственных начал. Выступая в качестве особого социального феномена, этот аспект жизнебытия предоставляет нам возможность заглянуть в интимный мир современного ребёнка с целью выявления его душевных трансценденций.
Детская субкультура, по-видимому, формировалась одновременно с возникновением первобытного общества и стала важной частью жизни человека, потенциально подготавливающей его к взрослой жизни. Основной доминантой детской субкультуры выступает стремление детей к взрослению - они хотят быть более взрослыми, чем они есть. Эта побуждающая сила выводит ребёнка на новый уровень осознания самого себя и своего места в окружающем его мире, тем самым позволяя ему занять собственную социальную нишу в обществе. Проведенное анкетирование показало, что дети предпочитают смотреть «взрослые» фильмы (боевики, любовные мелодрамы и т. п.) и телевизионные передачи (развлекательные, сериалы), слушать современную «взрослую» (эстрадную) музыку, носить одежду «от кутюрье»; в своей «взрослой» жизни они мечтают стать президентами, моделями, бизнесменами, рэкетирами и т. д.
Детская субкультура представляет исторически сложившуюся разноуровневую систему, обладающую собственной оригинальной формой и символикой, ценностными ориентациями, традициями и идеалами, которые определяют специфический образ мыслей и жизненные стереотипы. Как и любая другая возрастная субкультура, она имеет сверхиндивидуальный характер и подчиняется закону сопричастности (чувству «пра-мы»), выраженному в коллективно-духовной целостности мировосприятия ребёнка.
Детская субкультура представляет особую сферу взаимоотношений. В ней существует ярко выраженный коммуникационный приоритет, что объясняется особенностями детского самосознания: выстраиваемые отношения важнее, нежели собственно культурные его составляющие. Так, например, проведённое нами исследование выявило, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста полностью отсутствует потребность в эстетической оценке своих друзей, а основным мотивом взаимодействия оказывается нравственность и совместная игровая деятельность. В пространстве общения наиболее значимыми оказывается маркирующий принцип «свой - чужой», в котором определяющими оказываются гендерные и возрастные предпочтения. Попадая в новую для себя среду общения, мальчики ведут себя по отношению к окружающим настороженно и даже враждебно; девочки оказываются более коммуникабельными и легко находят общий язык с любыми
представителями коллектива, в котором они оказались. Разные группы детей в большой степени обособлены друг от друга и проявляют недоброжелательность по отношению к «чужакам».
Пространство детской субкультуры не имеет видимых границ - ментальных, территориальных, временных. Каждое новое поколение детей легко включается в этот мир, имеющий несколько притягивающих «центров». В качестве таких центров могут выступить пространственные локусы (двор, клуб, игровая площадка; «штаб», класс, студия, кружок; театр, парк), отдельные предметы, обладающие для детей особой ценностью (игрушки, предметы коллекционирования), произведения искусства (детские литературные и музыкальные произведения, кинофильмы и мультфильмы). Необычайно значимыми для детской субкультуры оказываются отношения (со сверстниками, старшими детьми, взрослыми), которые воздействуют на образ восприятия мира, т. е. на процесс формирования ментального мира. В последние годы в пространство детской субкультуры вошел информационный мир (основу которого составили электронные мультимедийные источники, детские Интернет-сайты).
Следует заметить, что каждый отдельно взятый «центр» обладает центробежной силой, «притягивающей» к нему детей. Вокруг «центров» образуется групповая кооперация, выстраиваются взаимоотношения, происходит обмен мнениями, предметами коллекционирования, выявляются субкультурные предпочтения, формируется ценностные мировоззренческие установки и т. п. «Центры» способствуют разрешению возникающих в детской среде противоречий, организуя общее для всех детей «уникальное единое пространство». Ритуалы, сопровождающие функционирование каждого «центра», выступают в качестве «баланса» для возникающих социальных, этических и эстетических проблем. Именно здесь происходит приобщение очередного поколения детей к существовавшей и существующей субкультуре, «инициация» вхождения в «мир детства». Функционирование детской субкультуры предполагает постоянное возвращение ребёнка в один из «центров», спасая его тем самым от повседневного отчуждения и одиночества.
Функционирование этих «центров» не только способствует социализации ребёнка, но и оказывает влияние на формирование экзистенциальной и трансцендентальной составляющей духовной сущности ребёнка.
Основной характеристикой детской субкультуры является аксиологический аспект бытийстования ребёнка. Бытие ребёнка - это определённого рода реальность, включающая ценностно-смысловые структуры его биографической, культурной, психической и ментальной жизнедеятельности, в рамках которой осуществляется процесс формирования в каждом индивиде личностного начала. В понятие аксиологического аспекта бытийствования ребёнка входят все составляющие бытия человека. Ценности всегда связаны с субъективными предпочтениями и симпатиями, и поэтому исходным моментом развития системы ценностных знаний ребёнка служит его индивидуально-личностная потенция, направленная на их освоение и понимание. Вступая в жизнь, ребёнок погружается в мир ценностей, и окружающее пространство становится для него прообразом Бытия и собственной Культуры; при этом ценностные приоритеты детей выстраиваются в соответствии с возможностями, которые им предоставляет окружающая среда (общество, культура).
Детская субкультура как устойчивая вневременная система мировосприятия всех поколений имеет специфические законы и способы осознанных «переживаний» мира, в основе которых лежит дихотомия Я - Другой, ведущим вектором которой выступает самобытие. Дети переживают свою субъектность, осознавая в процессе общения с
другими детьми наличие собственного внутреннего мира. В сущностных проявлениях интимного мира возникает интеллектуальные потенции, подготавливающие сознание ребенка к рефлексивной деятельности: осмысленную ориентировку в личностных переживаниях, осознание себя в качестве субъекта социальных отношений. Проведенное нами эмпирическое исследование показывает, что дети способны давать своим поступкам объективную оценку, выявляя как положительные, так и отрицательные последствия своих действий.
Живя одновременно в двух мирах - внешнем публичном и внутреннем интимном
- дети не устанавливают принципиальных границ между ними. Это органическое «перетекание» из одной сферы в другую сопровождается чувством единения (гармонии) с другими детьми или, наоборот, своей инаковости (дисгармонии), не позволяющей войти в детское сообщество. В обоих случаях дети насыщают свою действительность разнообразной гаммой трансцендентальных эманаций: истинность (реальность, правдивость), благость (искренность, доброта), случайность (экспрессия), необходимость (нравственность) и закономерность (ответственность). На первый взгляд может показаться, что эти проявления однозначно присущи взрослому миру, однако и в детской среде они обладают полной выраженностью. Принимая этот факт во внимание, можно утверждать, что детская субкультура выполняет функцию проводника между внутренним и внешним миром, синтезируя полученные детьми знания (информацию, чувства) в опыт.
Аксиологическим компонентом детского миропереживания можно назвать этическую и эстетическую направленность притязаний и интересов ребёнка. Претерпевая значительные изменения в содержании, потребности детей по своей природе остаются эмансипированными от взрослого мира сферой их бытия, демонстрируя зависимость лишь по причине неспособности к самостоятельному удовлетворению своих материальных запросов. Как показывают результаты анкетирования, области интересов детей двух поколений (XX и XXI век) существенно различаются. Современные дети более прагматичны и амбициозны; материальные ценности, составляющие основу их жизни, позволяют определиться с социальным статусом в обществе сверстников. Духовные ценности, обретаемые детьми в процессе взросления, способствуют формированию личностных качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми.
Культура является для ребёнка импульсом, зарождающимся в его сознании для сакрального познания и творческого созидания собственного бытия. В противовес природе, окружающая детей среда представляет «массовое общество», которое потребляет «массовую культуру». В жизни современного поколения детей происходит «миграция» традиционных форм субкультуры из реальной в виртуальную сферу, что значительно изменяет характер и содержание жизнедеятельности ребёнка. Так, например, традиционные коллективные игры трансформировались в современные индивидуальные игры on-line. Практически исчезли из жизни детей дворовые командные игры; «живая речь» общения со старшим поколением заменена виртуальной коммуникацией и т.п.
Развитие современной детской субкультуры определяют три тенденции: феномен «детского одиночества», когда ребёнок, оставаясь дома один (выходить на улицу ему не разрешается), вынужден занимать себя самостоятельно; «психологическая усталость»
- полнодневная «загруженность» ребёнка занятиями в студиях, кружках, спортивных секциях и т. п., нередко приводящая к хронической депрессии; «отчуждение» от семьи («выброшенность» детей по принципу самовыживания в условиях уличного влияния).
Безусловно, каждое поколение детей испытывает на себе весь «груз»
модернизационных вторжений в их автономный от взрослых мир. И каждая эпоха либо обогащает, либо корректирует, либо уничтожает прежние виды детской самодеятельности - это закономерный процесс социального развития. При этом у каждого поколения детей сохраняется потребность к созданию своего культурного пространства, в которое они не всегда будут разрешать входить взрослым. Детская субкультура является средством самосохранения и преодоления отчуждения детей от внешнего мира, способствующим их адаптации к непрерывно изменяющимся условиям взрослого мира, побуждая последний к адекватному реформированию.
Сегодня многие философы, культурологи, психологи и педагоги признают, что источником культуры каждого человека является его детство. Восприятие детей как полноправного субъекта культуры способно значительно расширить наши представления о существовании ценностного мира ребёнка, мира, позволяющего личности самореализовываться с самого начала своего жизненного пути.
Литература
1. Гуткин, О.В., Листвина, Е.В., Петров, Т.Н., Семенищева, О. А. Феномен культурного пространства [Текст] / О.В. Гуткин, Е.В. Листвина, Т.Н. Петров, О.А. Семенищева. - Саратов: Научная книга, 2005. - 138 с.
2. Корниенко, Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: монография [Текст] / Н.А. Корниенко // Ценности в условиях изменяющегося общества. - Новосибирск: СбАГС, 2003. - 640 с.
3. Лайпанова, Ф.Х. Самостановление личности в культуре [Текст] / Ф.Х. Лайпанова. -Карачаевск: КЧГУ, 2005. - 174 с.
4. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и её психологические и биологические основания [Текст] / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск: Наука, 1984. - 320 с.
5. Попкова, Т.Д. Становление личности ребёнка. Монография: в 2 ч. [Текст] / Т.Д. Попкова. - Пермь: ПКИПКРО, 2008. - 160 с.
Базалева Л. А.
Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием
Необходимость сохранения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему психологической помощи семье и главным образом женщине, воспитывающей ребенка. До недавнего времени в нашей стране на первый план выдвигались социально-профессиональные роли женщины, а не ее материнские функции. На сегодняшний день существует противоречие между декларируемой социальной значимостью статуса материнства и реальными возможностями его реализации женщиной в современном обществе, что нередко порождает возникновение многих психологических проблем, возникающих во взаимодействии матери с ребенком, и обуславливает неготовность женщины к материнству.
В процессе взаимодействия с ребенком женщина неизбежно сталкивается с различными видами трудностей, и в последнее время эти трудности приобретают особую остроту.