Научная статья на тему 'Информационная активность партий на выборах 2003−2009 гг. в Ярославской и Владимирской областях'

Информационная активность партий на выборах 2003−2009 гг. в Ярославской и Владимирской областях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ВЫБОРЫ / СМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PARTIES / PARTY SYSTEM / ELECTIONS / MASS-MEDIA / INFORMATION AREA / REGIONAL POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамзелев Илья Александрович

Статья посвящена проблематике информационной активности партий в СМИ в период избирательных кампаний 2003−009 гг. Анализ упоминаний партий в печатных СМИ Ярославской и Владимирской областей позволяет сделать вывод об усилении проблем в обеспечении партийной конкуренции в информационном пространстве на выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мамзелев Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parties' Information Activity on the Elections to the State Duma and the Regional Legislative Bodies in the Yaroslavl and Vladimir Regions in 2003-2009

The article refers to the problems of information activity of parties in the regional printed media during the electoral campaigns in 2003-2009. Analysis of mentions of parties in the regional periodicals enables to reveal increasing problems in providing electoral competition.

Текст научной работы на тему «Информационная активность партий на выборах 2003−2009 гг. в Ярославской и Владимирской областях»

УДК 324 М-22

Мамзелев Илья Александрович

ассистент кафедры политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, mamzel1207@mail.ru

Информационная активность партий на выборах 2003-2009 гг. в Ярославской и Владимирской областях

Аннотация:

Статья посвящена проблематике информационной активности партий в СМИ в период избирательных кампаний 2003-2009 гг. Анализ упоминаний партий в печатных СМИ Ярославской и Владимирской областей позволяет сделать вывод об усилении проблем в обеспечении партийной конкуренции в информационном пространстве на выборах.

Ключевые слова: партии, партийная система, выборы, СМИ, информационное пространство, региональный политический процесс.

Выборы в Государственную Думу Российской Федерации четвертого и пятого созывов в 2003 и 2007 гг. были охарактеризованы рядом политологов как «проявление кризиса партийной системы» [1, с. 6-25; 2, с. 51-65; 3, с. 46-58; 4; 5, с. 135-152]. Кризис выразился в доминировании «партии власти», высоком уровне контроля избирательной кампании со стороны исполнительной власти и использовании административного ресурса в пользу «партии власти» и, соответственно, в низком уровне доверия населения традиционным оппозиционным партиям, в первую очередь «правым» - СПС и «Яблоку». Интересно, что перечисленные симптомы партийного «кризиса» обостряются на выборах в Госдуму РФ 2007 г. с вводом пропорциональной избирательной системы, предполагающей высокий уровень развития партийных организаций. Однако реальные события показали, что партийная система, напротив, оказалась слаба как по внешним, так и по внутренним причинам.

Проведенное автором исследование выборов 2003-2009 гг. нацелено на анализ указанных избирательных кампаний с точки зрения состояния, степени активности избирательных объединений и уровня их конкуренции в информационном пространстве. С этой целью автором были изучены материалы региональных печатных СМИ Ярославской и Владимирской областей в период ряда избирательных кампаний:

- выборы в Государственную Думу Российской Федерации 7 декабря 2003 г. (по единому округу);

- выборы в Государственную Думу Ярославской области 14 марта 2004 г. (по единому

округу);

- выборы в Законодательное Собрание Владимирской области 20 марта 2005 г. (по единому округу);

- выборы в Государственную Думу Российской Федерации 2 декабря 2007 г.;

- выборы в Государственную Думу Ярославской области 2 марта 2008 г. (по единому

округу);

- выборы в Законодательное Собрание Владимирской области 1 марта 2009 г. (по единому округу).

Выбранные хронологические рамки исследования обоснованы необходимостью изучения коммуникативной деятельности избирательных объединений в СМИ в период целенаправленной государственной политики в сфере избирательного процесса и развития партийной системы, начало которой было положено законом «О политических партиях», принятым 21 июня 2001 г. [6, с. 152].

Взятые в качестве объекта анализа Ярославская и Владимирская области обладают рядом схожих черт в дизайне и функционировании политико-властных институтов [7, с. 71-87;

8, с. 102-117; 9; 4, с. 246-291]. Данные регионы объединяет наличие сильной исполнительной власти, опирающейся на большинство представителей той или иной партии в законодательном (представительном) органе власти региона в изучаемый период. При этом для Ярославской области характерно преобладание «партии власти», поддерживаемой администрацией области и местной властью вместе со сравнительно сильными позициями представителей оппозиционной элиты. Особенностью Владимирской области является принадлежность губернатора к КПРФ, до недавнего времени - сильные позиции коммунистов в заксобрании региона и, следовательно, «оппозиционное» положение «Единой России», поддерживаемой федеральным центром, местной властью и бизнес-элитой.

160

Всего в рамках исследования было охвачено в различные выборы от 25 до 32 региональных и местных печатных изданий в Ярославской области и 2 региональных печатных издания во Владимирской области - «Владимирские ведомости» и «Призыв». Было проанализировано 2826 статей, из них 2278 в СМИ Ярославской области и 548 в СМИ Владимирской области.

Анализ информационной активности партий и избирательных блоков на выборах 2003-2009 гг. в Ярославской и Владимирской областях позволил выявить следующие особенности.

СМИ обнаружили постоянно возрастающий интерес к партиям. Количество публикаций в СМИ, посвященных избирательным кампаниям, увеличивалось не только от месяца к месяцу, но и от электорального цикла к циклу. С одной стороны, это объясняется переходом от смешанной к пропорциональной избирательной системе, с другой - позиции партий в СМИ действительно укрепляются. Особенно это заметно во Владимирской области: на выборах 2007-2009 гг. количество публикаций, упоминающих партии, выросло в два раза по сравнению с выборами 2003-2005 гг.

Отношение к партиям в СМИ зависит от политических пристрастий политических акторов, контролирующих СМИ. Так, анализ информационного пространства Ярославской области выявил, например, сильные позиции «Единой России» в ряде местных СМИ («Ростовский вестник», «Угличская газета» и т. д.). С другой стороны, например, на выборах 2007-2008 гг. «Пере-славская жизнь» явно благоприятствовала «Справедливой России». «Владимирские ведомости» во Владимирской области демонстрировали симпатию к КПРФ, в то время как «Призыв» тяготел к «Единой России».

Анализ упоминаний партий и избирательных блоков в СМИ на выборах 2003-2009 гг. показывает, что СМИ активно использовались политическими игроками, ориентированными на победу. Вместе с тем возможна и ситуация, при которой на выборах побеждали недавно образованные партии и избирательные блоки, использовавшие СМИ сравнительно слабо: например, это «Родина» на выборах 7 декабря 2003 г. в Ярославской области или «Правда. Порядок. Справедливость» на выборах в Госдуму Ярославской области 14 марта 2004 г.

Безусловным лидером по количеству упоминаний в СМИ является партия «Единая Россия». Анализ СМИ дает возможность проследить последовательное усиление присутствия «партии власти» в информационном поле. На выборах в Госдуму РФ 7 декабря 2003 г. доля упоминаний «Единой России» составляла 20,31% в СМИ Ярославской области и 16,67% в СМИ Владимирской области. Отрыв от ближайших соперников был сравнительно небольшим -5-6%. Однако уже на последовавших выборах в законодательные (представительные) органы власти Ярославской и Владимирской областей в 2004-2005 гг. позиции «Единой России» в СМИ усиливаются: 27,28% и 29,25% в СМИ Ярославской и Владимирской областей соответственно, а отрыв от оппонентов увеличивается на 10-15%. На выборах в Госдуму РФ 2 декабря

2007 г. доминирование «Единой России» закрепляется. Доля упоминаний партии в СМИ Ярославской и Владимирской областей составляет 46,04% и 35,7% соответственно, а количество упоминаний «партии власти» превышает количество упоминаний оппонентов в 2-4 раза. Наконец, выборы в заксобрания регионов 2008 и 2009 гг. подтверждают лидерские позиции «партии власти» в СМИ: доля упоминаний составляет 40,59% и 52,79% соответственно. Таким образом, «Единая Россия» становится основным источником информационных поводов в СМИ, и это совпадает с общероссийской тенденцией.

Ближайшим конкурентом «Единой России» в информационном поле по количеству упоминаний является КПРФ. Это верно для всех кампаний во Владимирской области, в Законодательном Собрании которой у коммунистов вплоть до марта 2009 г. существовала сильная фракция. Доля упоминаний КПРФ в СМИ Владимирской области постоянно росла и составила 11,62%, 14,29%, 17,20% и 23,18% в период кампаний 2003, 2005, 2007 и 2009 гг. соответственно. Что касается Ярославской области, то на выборах 2003 и 2004 гг. второй результат по количеству упоминаний был за КПРФ (14,18% и 17,53% соответственно), но на выборах 2007 и

2008 гг. ближайшим соперником «Единой России» по количеству упоминаний в СМИ стала «Справедливая Россия»: 12,26% и 19,19% соответственно.

Третий результат по количеству упоминаний в СМИ Ярославской и Владимирской областей на выборах 2003-2009 гг. показывали КПРФ, ЛДПР, блок «Родина», «Справедливая Россия», СПС, «Российская партия жизни». Доля упоминаний партий, показавших третий результат в СМИ в различных избирательных кампаниях, составляет 11,40-14,87%.

Анализ структуры упоминаний партий усиливает дисбаланс в информационной активности партий. Будучи лидером по общему количеству упоминаний, «Единая Россия» характеризуется высокой долей положительных упоминаний в печати в обеих областях. Благоприятное отношение СМИ к партии отмечается с 2003 г. Доля положительных упоминаний «единоросов» в общей структуре упоминаний партии в СМИ Ярославской области колеблется от 24,43% (выборы в Государственную Думу Ярославской области 14 марта 2004 г.) до 76,05% (выборы в Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 г.). При этом доля положительных упоминаний «Единой России» в СМИ Владимирской области на выборах воспроизводится более устойчиво и состав-

161

ляет от 43,44% (выборы в Госдуму РФ 2 декабря 2007 г.) до 66,67% (выборы в Госдуму РФ 7 декабря 2003 г.). В ряде случаев можно говорить об агрессивной агитационной кампании «Единой России» в СМИ, в других случаях - напротив, о «средней» доле положительных упоминаний, однако в связи с высокими количественными показателями производится впечатление благоприятного отношения СМИ к партии.

Отношение СМИ к КПРФ в Ярославской области можно охарактеризовать как нейтральное, при этом СМИ Владимирской области при сохранении общей нейтральности гораздо более благожелательны к коммунистам. Доля положительных упоминаний КПРФ на выборах 2003-2009 гг. в Ярославской области составляет 9,46-15,52%, во Владимирской области -16,67-35,59%.

Присутствие ЛДПР в региональных СМИ характеризуется неустойчивостью позиций. Положительные публикации могут составлять большинство упоминаний: так, например, в кампанию 2007 г. в Ярославской области доля положительных упоминаний либерал-демократов составила 51,03%. Положительные упоминания ЛДПР могут отсутствовать вовсе, как, например, во время выборов в Законодательное Собрание Владимирской области 1 марта 2008 г. В Ярославской области позиции «партии Жириновского» сильнее, чем во Владимирской области, что объясняется политической ситуацией. В целом медийный облик ЛДПР носит нейтральный характер.

Высокое количество положительных упоминаний в СМИ характеризовало блок «Родина» и затем - партию «Справедливая Россия». Блок «Родина» активно вел рекламную кампанию в Ярославской области на выборах 2003: доля положительных упоминаний -26,25%, больше только у «Единой России» и СПС. Подобная ситуация наблюдается и на последующих выборах в Госдуму Ярославской области 14 марта 2004 г. Здесь же следует упомянуть активную кампанию «Российской партии Жизни» на выборах в Законодательное Собрание Владимирской области 20 марта 2005 г. - 10 упоминаний из 20 (50,00%) были положительными, больше положительных упоминаний - только у «Единой России».

«Справедливая Россия», будучи правопреемницей «Родины» и «Российской партии Жизни», энергично действовала в обоих рассматриваемых регионах на выборах 2007 г.: доля положительных упоминаний партии в СМИ Ярославской области составило 42,60%, в СМИ Владимирской области - 50,98%. Вместе с тем выборы 2007 г. ознаменовались интенсивной негативной кампанией против «Справедливой России», прежде всего в Ярославской области. Доля отрицательных упоминаний партии в печатных СМИ составила 24,26%. Информационное давление на партию продолжилось и на выборах в облдуму 2 марта 2008 г.

Таким образом, анализ СМИ может говорить о дисбалансе медиаполитической системы. С точки зрения информационной активности в ходе выборов 2003-2009 гг. оформились три неравные группы партий: во-первых, доминирующая в информационном пространстве «Единая Россия»; во-вторых, группа из нескольких партий, поддерживающих определенный накал борьбы; в-третьих, остальные партии, ведущие пассивную информационную политику. Эволюция выборов с участием партий в 2003-2009 гг. показывает тенденции сокращения количества участников выборов и поляризации их возможностей. Учитывая значение коммуникативной деятельности партий для процесса структурирования партийной системы, можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в современной партийной системе России.

Ссылки:

1. Третий электоральный цикл в России. Заочный круглый стол // Полис. 2004. № 1.

2. Макаренко Б. И. Парламентские выборы 2003 года как проявление кризиса партийной системы // Полис. 2004. № 1.

3. Гельман В. Я. От «бесформенного плюрализма» - к «доминирующей власти»? // Общественные науки и современность. 2006. № 1.

4. Третий электоральный цикл в России, 2003-2004 гг. : Коллективная монография / Под ред. В. Я. Гельмана. СПб, 2007.

5. Гельман В. Я. Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии // Полис. 2008. №5.

6. Иванченко А. В., Любарев А. Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2006. С. 152.

7. Гпубоцкий А. Ю., Кынев А. В. Партийная составляющая законодательных собраний российских регионов // Полис. 2003. № 6.

8. Панов П. В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России // Полис. 2005. № 2.

9. Соколов А. В. Трансформация политико-властных институтов субъектов Российской Федерации. Дис. ... канд. полит. наук. Ярославль, 2006.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.