Научная статья на тему 'Информатизация вуза: правовыеи практические аспекты'

Информатизация вуза: правовыеи практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИТ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / UNIVERSITY MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / IT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина О. А., Дутов К. С.

Статья посвящена актуальным проблемам и задачам информати-зации вуза. Рассматривается опыт внедрения информационных си-стем и инновационных высокотехнологических методов управленияуниверситетом на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также использо-вания ITв современном образовательном процессе как в правовом плане,так и в практическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOL INFORMATIZATION: LEGALASPECTS AND PRACTICAL SKILLS

The article is devoted to actual problem and goals of development ofinformatizationoftheuniversity. Animplementationofinformativesystems and high technological innovative methods of management ofuniversityunderconditionsofthePlekhanovRussianUniversityofEconomics is discussed in the article. The issue also deals with problem ofproviding of informative technologies (IT) in a modern education processboth in legal terms and in practical

Текст научной работы на тему «Информатизация вуза: правовыеи практические аспекты»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВУЗА: ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

HIGH SCHOOL INFORMATIZATION: LEGAL ASPECTS AND PRACTICAL SKILLS

Гришина О.А. — доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе и информатизации ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова

Дутов К.С. — начальник управления по информатизации, соискатель кафедры Информационных технологий ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова

Grishina O.A. — Doctor of Economics, Professor, Vice-rector for academic and informatization, Plekhanov Russian University of Economics

Dutov K.S. — Head of the IT Department, An applicant for a degree of the Information Technology Chair, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам и задачам информатизации вуза. Рассматривается опыт внедрения информационных систем и инновационных высокотехнологических методов управления университетом на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также использования IT в современном образовательном процессе как в правовом плане, так и в практическом.

Abstract

The article is devoted to actual problem and goals of development of informatization of the university. An implementation of informative systems and high technological innovative methods of management of university under conditions of the Plekhanov Russian University of Economics is discussed in the article. The issue also deals with problem of providing of informative technologies (IT) in a modern education process both in legal terms and in practical.

Ключевые слова: информатизация, ИТ — инфраструктура, информационное пространство, управление вузом.

209

Keywords: informatization, information technology, IT—infrastructure, information space, university management

Несомненно, информатизация вуза является одним из приоритетных и стратегически важных направлений развития Университета. Первоочередными целями и задачами подразделений, отвечающими за информатизацию в вузе, на наш взгляд, являются: системное сопровождение персональных компьютеров, средств вычислительной и оргтехники (СВТиОТ), развитие вычислительной сети университета, администрирование корпоративной сети, обеспечение работоспособности сети Internet, сопровождение административно — управленческой информационной системы и web-ресурсов университета.

Создание единого информационного пространства вуза, внедрение современных информационных технологий и предоставление качественных ИТ-услуг, повышающих эффективность управления, качество образовательной, научной и инновационной деятельности университетов является не только приоритетной задачей для конкретно каждого вуза, но и для государства в целом.

Продолжающаяся реформа сферы образования, существенная модернизация имущественного комплекса университетов, расширение сети филиалов и представительств во многом предопределяет новый этап в развитии информатизации в образовательных учреждениях [1].

Наблюдаемые динамические изменения в высшей школе Российской Федерации (РФ) ставят перед вузами страны новые задачи для дальнейшего развития и совершенствования информационно-коммуникационных систем в данной сфере.

Рассмотрев «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в качестве первоочередных и наиболее важных направлений развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно выделить следующие:

1. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, формирование единого информационного пространства;

2. Расширение использования ИКТ для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа-образования, повышение качества образования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области ИКТ;

210

3. Повышение компьютерной грамотности населения, подготовка и переподготовка специалистов в сфере информационных технологий;

4. Развитие технологий защиты информации, в том числе законодательства и правоприменительной практики в сфере ИКТ;

5. Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями, развитие системы библиотечных фондов на основе применения ИКТ [2].

В государственной программе РФ «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» отмечено, что одним из факторов, препятствующих ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Однако, требует корректировки и система воспроизводства кадров в сфере информационных технологий. Из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными технологиями. Значимым фактором является также низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.

В программе установлены конкретные целевые показатели: по числу персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений, доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных технологий, место России в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу, место РФ в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий [3].

Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Включены такие задачи, в частности, как: внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России; оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных

211

учреждений, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей; организация подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений профессионального образования в области использования ИКТ [4].

9. Согласно Федеральному Закону РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы развития высшей школы в РФ и повышены требования по внедрению информационных технологий в процесс обучения. Важным является п.п. 9 ч. 1 ст. 3 данного закона в котором говорится, что «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:...

Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций».

10. Вместе с тем, важным условием, применения информационных технологий в сфере образования согласно части 1 статьи 6 данного Закона, установлено, что «к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

11. формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации» [5].

Действующее законодательство стимулирует широкую реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных

212

сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Также в первом предложении ч.3 ст. 16 данного закона сказано, что «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [5].

Начиная с 2012 года после утверждения концепции информатизации стало возможным активное внедрение в управление деятельностью Российского Экономического Университета им Г.В. Плеханова Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС). В концепции были определены основные аспекты разработки и внедрения автоматизированных информационных систем управления нашим вузом и включает в себя наиболее важные разделы, такие как: цели и стратегические задачи, описано текущее состояние информатизации в Университете, архитектуры прикладных систем, особенно выделено внедрение единой платформы приложений на базе 1С. Определены шаги управлением корпоративной информацией, модернизации серверного оборудования и сетевой инфраструктуры. Также уделено внимание внедрению платформы виртуализации, построению инфраструктуры облачных технологий, развитию электронных образовательных ресурсов (ЭОР), корпоративному порталу Университета, интеграции электронных образовательных ресурсов, развитию информационно-библиотечных ресурсов (ИБР), информационной безопасности и другим не менее важным вопросам.

Бизнес-процессы в Университете на сегодняшний день и планы по автоматизации реализуются в соответствии с концепцией. В Университете

213

г

автоматизированы бизнес-процессы «Приемная комиссия», «Контингент», «Учебное планирование», «Учет и контроль успеваемости», «Бухгалтерия» и «Кадровая система», а также работает система электронного документооборота «Дело» (СЭД «Дело») как показано черным цветом на рис. 1.

Рис.1. Автоматизированные бизнес-процессы РЭУ им. Г.В. Плеханова

В текущем году уже созданы и находятся в стадии апробации модули 1С «Нагрузка» и «Построение электронного расписания», запланирован запуск проекта по созданию Университетского корпоративного портала с внешними и внутренними зонами, личными кабинетами преподавателей, студентов и сотрудников с интеграцией на нем наших автоматизированных модулей на платформе 1С. Иными словами портал будет являться единой точкой ввода и получения информации как для преподавателей (ввод данных по фактической нагрузке, публикациям, размещение материалов для лекци-

онных и практических занятий и т.д.), так и для студентов (коммуникабельность, доступные учебные и вспомогательные материалы, получение актуального расписания, текущей успеваемости, вебинары, ЭОР, электронные библиотечные ресурсы и т.д.). Помимо этого, на данный момент идут работы по подключению web-сервисов наших автоматизированных модулей с помощью облачных технологий, позволяющими удаленно пользоваться нашими ресурсами. Таким образом решается вопрос удаленного доступа и формирования сводных, бюджетных отчетов в связи с расширением нашей филиальной сети, на примере, модуля «Приемная комиссия».

В последующие годы развитие автоматизированных систем Университета будет выглядеть следующим образом как представлено серым цветом на рис. 1.

Будет реализован ввод модулей: «Управление научной деятельностью», «Управление закупками», «Управление продажами», «Общежитие», «Система контроля и учета доступа», планируется интегрировать системы электронных образовательных и библиотечных ресурсов с порталом Университета, введена в полноценную эксплуатацию система Microsoft Lync. Данные со всех автоматизированных модулей предполагается аккумулировать в системе «Управления вузом» с применением технологий BI, которая позволит строить любого рода отчеты, контролировать показатели и принимать своевременные управленческие решения.

Успешная реализация целей и задач РЭУ им. Г.В. Плеханова в области построения и развития автоматизированной информационной системы управления вузом позволит повысить качество работы и обеспечит поддержку всех бизнес-процессов Университета [1]. Однако, информатизация Университета позволит дать весомый социальный и экономический эффект только в том случае, если информационные технологии будут интегрированы в единую систему с классическими формами организации образовательного процесса, научными исследованиями и управления, взаимно дополняя друг друга. Такая интеграция потребует скоординированных действий всех подразделений университета, высокого уровня информационной культуры и совместных усилий профессорско-преподавательского состава, аппарата управления и других учебно-вспомогательных структур.

215

Библиографический список

1. Гришина О.А., Китова О.В. и др. (2012), Практические аспекты внедрения автоматизированных информационных систем управления вузом // Инициативы XXI века, № 4, С. 97 — 99.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://base. garant.ru/194365/ (дата обращения: 14.04.2014 г.).

3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». URL: http://base.garant. ru/199708/ (дата обращения: 14.04.2014 г.).

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070647/ (дата обращения: 14.04.2014 г.).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base. garant.ru/70291362/ (дата обращения: 14.04.2014 г.).

Контактная информация:

117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36, Тел.: +7 (495) 958-2529. e-mail: dutov.ks@rea.ru

Contact links:

Stremyanny per. 36, 117997, Moscow, Russian Federation Tel.: +7 (495) 958-2529. e-mail: dutov.ks@rea.ru

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.