Научная статья на тему 'Информатизация учебной работы в вузе'

Информатизация учебной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Владимир Викторович

Статья посвящена основным вопросам, связанным с формированием информационного общества в России и с особенностями информатизации учебной работы в ВУЗе МВД при подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Приводятся основные понятия, мнения и высказывания ведущих ученых и политиков, сообщается о направлениях работы в ВУЗе по созданию информационной базы и осуществлению контроля обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация учебной работы в вузе»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

© ЗАЙЦ6Е Владимир Викторович

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистического обеспечения раскрытия преступлений Саратовского юридического института МВД России

8 (845-2) 379-158

Статья посвящена основным вопросам, связанным с формированием информационного общества в России и с особенностями информатизации учебной работы в вузе МВД при подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Приводятся основные понятия, мнения и высказывания ведущих ученых и политиков, сообщается о направлениях работы в вузе по созданию информационной базы и осуществлению контроля обучения.

Ключевые слова/ информационное общество, информатизация учебной работы

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе [6]. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона - А. Гора; информационное общество - появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее ува-

жаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали - в канадских, британских и американских публикациях [1, с. 96-97].

Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа [2].

В феврале 2009 г. Президент России провел первое заседание Совета по развитию информационного сообщества. «Очевидно, что сегодня никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий,

- отметил Дмитрий Медведев. - Это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране. Сегодня невозможно представить себе ни одно предприятие, ни одну компанию, которая не имеет компьютеров, не имеет автоматизированной системы бухгалтер-

ского учета - в том или ином объеме, во всяком случае. Ну и в значительной мере уже невозможно себе представить и деятельность нашего бизнеса, наших компаний без Интернета».

Говоря об электронном правительстве, Президент отметил, что в настоящее время почти все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети Интернет. Кроме того, практически во всех государственных органах сформированы базы данных.

Д. А. Медведев также отметил необходимость дальнейшего внедрения информационных технологий в образование. Он подчеркнул, что надо начать массовое обучение школьных учителей этим технологиям, а сами школы переводить на использование отечественного свободного программного обеспечения [3].

Согласно Концепции формирования информационного общества в России, одобренной решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 года № 32, в области образования должны быть решены следующие задачи [4]:

- выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.);

- создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т. д.), ориентированных на решение образовательных задач, в том числе и бесприбыльных;

- создание сети специализированных образовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и учителей, оснащенных современными средствами информатизации.

Согласно данной концепции в Саратовском юридическом институте МВД России разработана собственная программа развития информационного общества, которая включает в себя следующие направления:

- укомплектование кафедр и других структурных подразделений компьютерами и периферийным оборудованием с подключением к локальной сети и Интернет;

- формирование электронной базы данных по всему спектру учебных материалов, используемых в учебном процессе. В первую очередь это учебно-методические комплексы, содержащие программы обучения, лекции, методические рекомендации, мультимедийные презентации

и другие учебные материалы. Для защиты информации в соответствии с федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] весь учебный материал выкладывается во внутренней сети и доступен только для компьютеров внутри учебного заведения;

- создание электронной библиотеки и перевод учебной и методической литературы в электронный вид;

- постепенный переход внутреннего документооборота в электронный вид;

- создание методической базы для дистанционного обучения с использованием Интернет-ресурсов;

- регулярное проведение электронного тестирования по всему спектру учебных дисциплин, преподаваемых в вузе, с использованием ведомственной электронной системы <^еПш» и глобальной сети Интернет.

Последнее направление заслуживает отдельного внимания, так как промежуточный контроль знаний является наиболее распространенной формой контроля знаний обучаемых и позволяет осуществлять обратную связь преподавателя с обучаемыми, а в рамках компьютерного тестирования с использованием удаленного доступа добавляется еще и функция надзора за качестом обучения контролирующими органами.

Так, институт два года подряд принимал участие во всероссийском Интернет-тестировании юридических вузов России по основным преподаваемым дисциплинам, и полученные результаты позволили констатировать достаточный уровень подготовки курсантов института по всем преподаваемым специальностям.

В настоящее время по требованиям ДКО МВД России внедрение в вузах МВД России ведомственной электронной системы <^еПш» является логическим продолжением процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав обучаемых, преподавателей, администрации учебного заведения, практических органов, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Через систему <^е11ш» можно будет объективно оценивать уровень методического обеспечения учебного процесса в вузах МВД и качество подготовки специалистов различного профиля, в полной мере осуществляя принципы доступности к информации и знаниям.

Оболочка тестов <^еПш» предоставляет широкий простор для творчества преподавателя и позволяет формировать тесты с различной степенью трудности, планируя разнообразные

Информационная безопасность регионов. 2009. № 1 (4)

варианты ответа. Кроме того, у обучаемого имеется возможность собственной формулировки ответа. Результаты тестирования могут быть доступны обучаемому, преподавателю и различным контролирующим инстанциям, что способствует полной открытости и высокой степени объективности в оценке качества знаний.

Полное осуществление концепции информационной работы в институте позволит эффективно производить информацию и знания, обмениваться ими, совместно их использовать и передавать по сети. Широкое распространение, популяризация и совместное использование информации в вузе важно для поощрения инновационной деятельности и творчества, что, в свою очередь, будет способствовать повышению фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности; интенсификации образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, и в конечном счете - появлению качественно нового уровня образованности и являться одним из составных

элементов создания информационного общества в России.

Библиографический список

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 1994. -ISBN 5-87065-0і2-7.

2. Информационное общество [Сайт]. URL: http:// ru.wikipedia.org (дата обращения: 27.02.2009).

3. Миодушевская Т. Медведев: «В международных рейтингах Россия занимает 70-80-е место!» [Сайт]. URL http://www.aif.ru (дата обращения: 27.02.2009).

4. Концепция формирования информационного общества в России [Сайт]. URL http:// www.iis. ru/library/riss (дата обращения: 27.02.2009).

5. Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета.- 2006. - 29 июля.

6. Шатило Я. С., Черкасов В. Н. Основы информационной культуры [Текст] : учеб. пособие. - Саратов: СЮИ МВД России, 2006. - ISBN 5-7485-0319-0.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© ©ГОРОВ Валерин Анатольевич

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры финансового права и судебно-экономических экспертиз Саратовского юридического института МВД России

8 (845-2) 379-274

В статье проведена группировка основных направлений угроз безопасности информационного общества, которые затрагивают социальные интересы человека, интересы общества и интересы государства, также дана характеристика каждого вида угроз и определена степень их опасности.

Ключевые слова/ информационное общество, информация, угрозы безопасности информационного общества

Ис

м

сточники угроз безопасности информационного общества рассмотрены в нормативных актах [1-5] и исследованы в трудах ученых-правоведов [6-10]. По мнению А. А. Стрельцова, именно «произвол и насилие составляют основное содержание угроз безопасности информации, информационной инфраструктуры, правового статуса субъектов информационной сферы, и их проявление

сопряжено с нанесением вреда социальным интересам личности, интересам общества или государства» [11].

На наш взгляд, для эффективного противодействия источникам угроз необходимо их сгруппировать по основным направлениям для того, чтобы в дальнейшем можно было выработать адекватные меры противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.