Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ LMS-СИСТЕМ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ LMS-СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко П.В., Давиденко Л.М.

Состояние вопроса. Целью исследования является раскрытие организационно-методических аспектов информатизации процесса обучения в различных организациях на основе цифровых технологий. Описаны современные подходы в области технологических инноваций на базе систем управления обучением «Learning Management System», которые активно внедряются в организациях образования, промышленных компаниях, банковских структурах. Представлены достижения в данном направлении компаний ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», АО «НК «КазМунайГаз», АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», ЧУ «Корпоративный университет «Самрук-Казына». При этом акцентируется внимание на специфике внедрения и продвижения LMS-систем в организациях образования, которые чаще других выступают образовательными платформами, в том числе в качестве региональных опорных университетов. Материалы и методы. Исследование основано на использовании открытых источников корпоративных и проектных сайтов промышленных компаний, банков, учебных заведений. В качестве базы данных привлечены открытые источники отечественных и зарубежных компаний в области освоения цифровых систем управления обучением. Результаты. Показано, что стратегические программы комплексного развития структурных подразделений современных корпораций целесообразно ориентировать на применение цифровых инструментов с целью непрерывного совершенствования процесса формирования востребованных компетенций и повышения квалификации сотрудников. Выводы. Информатизация процесса обучения на основе LMS-систем требует актуализации в соответствии с растущими требованиями к компетенциям специалистов, а также в связи с необходимостью разработки современных отечественных программных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION THE LEARNING PROCESS: RESEARCHING LMS-SYSTEMS

Background. The aim of the study is to reveal the organizational and methodological aspects of informatization of the learning process in various organizations based on digital technologies. Describes modern approaches in the field of technological innovation based on the learning management system «Learning Management System», which is being implemented in educational institutions, industrial companies, banking structures. The achievements in this area of companies PJSC «NK «Rosneft», PJSC «Gazprom Neft», JSC «NC «KazMunayGas», Autonomous non-profit Organization of additional professional Education «Sberbank Corporate University», Samruk-Kazyna Corporate University. The specifics of the implementation and promotion of LMS - systems in educational organizations, which more often than others act as educational platforms, including as regional flagship universities. Materials and methods. The research is based on the use of open sources of corporate and project sites of industrial companies, banks, educational institutions. As a database, open sources of domestic and foreign companies were involved in the development of digital learning management systems. Results. It is shown that it is advisable to focus strategic programs for the integrated development of structural divisions of modern corporations on the use of digital tools in order to continuously improve the process of forming demanded competencies and improve the qualifications of employees. Conclusions. It is concluded that the informatization of the learning process based on LMS-systems requires updating in accordance with the new competencies of specialists, as well as with the use of modern domestic software products.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ LMS-СИСТЕМ»

V. Инфо-коммуникационные технологии

в образовании

Для цитирования: Давиденко П.В., Давиденко Л.М. Информатизация процесса обучения: исследование LMS-систем // [Электронный ресурс]

URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2021/2/articles/5_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2021.02.015

УДК 004.9+334.021.1+ 371.315.7 JEL Classification: C61, L23, O32, Q55

Информатизация процесса обучения:

исследование LMS-систем1

П.В. Давиденко1, Л.М. Давиденко2,3

1 Торайгыров университет, г. Павлодар, Республика Казахстан 2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация 3 Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан E-mail: pavel16860@gmail.com, davidenkolm@rambler.ru

Введение

Цифровизация образовательных платформ ставится в качестве приоритета в области подготовки и переподготовки специалистов. Формы и методы организации образовательного процесса имеют отличительные черты в зависимости от отраслевой принадлежности и вида организаций, но объединяет их вектор на интеллектуализацию, обеспечивающий доступность, лёгкость восприятия и усвоения новой информации. Возможность сочетания контактных и дистанционных инструментов обучения, ориентация на автоматическую проверку, отслеживание и оценку знаний — способствуют постоянной корректировке образовательных траекторий. Современная ситуация с карантинными ограничениями обусловила рост спроса на «удаленные» информационные технологии. В связи с этим исследование систем управления обучением «Learning Management System» (LMS-систем) можно отнести к наиболее востребованным направлениям среди научно-практических исследований на стыке информационных технологий, планирования и управления процессом обучения на уровне субъектов хозяйствования.

1. Базовые элементы LMS-систем хозяйственных субъектов

Системы управления обучением предназначены для организации учебного процесса, распространения учебных электронных материалов и управления ими

1 Исследование выполнено в рамках Научного проекта №19-010-00081 по теме «Технологическая интеграция в обрабатывающей промышленности в рамках приоритетов научно-технологического развития России» при финансовой поддержке РФФИ.

с обеспечением совместного доступа участников образовательного процесса [1]. На рисунке 1 представлены наиболее распространенные виды и ключевые цели систем управления обучением._

Типизация систем управления обучением Система управления обучением (Learning Management System, LMS), система управления курсами (Course Management System, CMS), система управления учебным материалом (Learning Content Management System, LCMS), оболочка для управления обучением (Managed Learning Environment, MLE), система поддержки обучения (Learning Support System, LSS), образовательная платформа (Learning Platform, LP), виртуальные среды обучения (Virtual Learning Environments, VLE) и др.

Ключевые цели

Генеративная функциональность, хранение/"предоставление контента согласно требованиям пользователя, в том числе в режиме реального времени Управление материалом (порядок подачи, уровень сложности, стиль согласно желаниям, требованиям и уровню образования пользователя) Рост уровня индивидуализации процесса обучения Автоматизация проверки знаний

Диалог между программой и пользователем на ограниченном естественном языке

Геймификация сервисов и приложений

Рисунок 1. Виды и ключевые цели систем управления обучением (авторы с использованием источников [1, 2]) Figure 1. Types and key goals of learning management systems (the authors use sources [1, 2])

В течение последних пяти лет в составе интегрированных комплексов крупных субъектов хозяйствования появились структурные подразделения, которые специализируются на разработке и внедрении образовательных платформ и обучающих модулей, предназначенных для подготовки (переподготовки, развития профессиональных компетенций) «soft skills» 1 сотрудников. Практика показывает, что эффективность корпоративных центров определяется наличием собственных и приобретенных программных продуктов, которые максимально упрощают процесс подачи и освоения материала, независимой оценки достижений и поощрений персонала (таблица 1).

1 гибкие (универсальные) навыки

Таблица 1

Основные параметры информатизация процесса обучения на основе LMS-систем ведущих корпораций России и Казахстана

Table 1

The main parameters of informatization of the learning process based on LMS—systems of the

leading corporations of Russia and Kazakhstan

Центр ответственности, целевые установки LMS-системы Механизмы реализации Базовые элементы системы

ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (Россия)

Корпоративная система обучения и развития персонала ПАО «НК «Роснефть». Цели: — обеспечить уровень профессионально-технической компетентности сотрудников, соответствующий текущей и перспективной потребности бизнеса; — усилить управленческие компетенции, в том числе за счет развития внутреннего кадрового резерва; — вести подготовку персонала топливно-энергетического комплекса для обеспечения качества и промышленной безопасности [3]. Собственная цифровая платформа подготовки и аттестации производственного персонала. Внедрение компьютерных тренажерных комплексов. Программа профессионально-технических компетенций и инструментов оценки специалистов и руководителей блоков «Геология и разработка месторождений», «Добыча», «Шельфовые проекты», «Нефтепереработка», «Управление персоналом», «Логистика и транспорт», «Нефтепродуктообеспечение», «Проектно-изыскательские работы», «Экономика и финансы» и др. [3].

ПАО «Газпром нефть» (Россия)

Корпоративный университет ПАО «Газпром нефть» в составе общекорпоративной системы управления знаниями и инновациями (СУЗИ). Цели: — способствовать реализации долгосрочной стратегии компании; — формировать профессиональные стандарты для нефтегазовой отрасли; — оказывать влияние на систему совершенствования навыков и появление новых профессий, которые будут востребованы в будущем; — продвигать принципы профессиональных сообществ с привлечением внутренних и внешних экспертов; — улучшать обучающий контент как собственного производства, так и различные курсы, разработанные партнерами и поставщиками 1Т-решений специально для сотрудников «Газпром нефти» [4]. Система из 40 профессиональных кафедр - центров экспертизы в соответствующих отраслях знаний. Функционирование 500 образовательных программ и 540 онлайн-курсов, которые закрывают потребности сотрудников всех уровней и функций. Разработка 26 комплексных программ для поддержки трансформации компании по соответствующим направлениям [4, 5]. Портал знаний, созданный на базе LMS WebTutor — каталога курсов, доступных для дистанционного обучения (онлайн и оффлайн), а также система обмена знаниями с образовательными платформами Coursera, OpenEdu. «UX - улучшение» пользовательского опыта (траектории, элементы социальные сети), внедрение элементов геймификации (прогресс-бар, награды, игровая валюта) [6].

Центр ответственности, целевые установки LMS-системы

Механизмы реализации

Базовые элементы системы

АО Национальная компания «КазМунайГаз» (Казахстан)

Корпоративный центр КМГ и дочерних

организаций.

Цель:

— внедрить обновленную ИТ-систему класса ERP;

— объединить финансовую, производственную информацию, данные по управлению трудовыми ресурсами

и материальными активами;

— внедрить систему подготовки

и аттестации производственного персонала НПЗ Республики Казахстан [7]._

Собственные программные продукты по отработке действий на компьютерных тренажерах, имитирующих аварийные ситуации и отклонения в режиме работы производственных установок.

Внедрение программы «Lean 6 Sigma». Обучение работников проектному подходу и мотивация к совершенствованию бизнес-процессов [7].

ПАО «Сбербанк» (Россия)

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет Сбербанка». Цели:

— создать информационную среду

и систему образования руководителей для успешной конкуренции в современном мире;

— сбалансировать очный, дистанционный и электронный форматы обучения, включая Виртуальную школу [8].

«СберКласс» — цифровая платформа для

школ.

Цели:

— выстраивать персонализированную образовательную траекторию развития актуальных навыков школьников;

— автоматизировать рутину, вовлечь учеников в образовательный процесс на основе индивидуальной и командной работы [9]._

Разработка и внедрение 280 образовательных программ для развития навыков:

«Школа Chief Risk Officer», «Сбер Мини-МВА», «Цифровая трансформация бизнеса», «Digital Strategy» (в партнёрстве с INSEAD) [8].

Модульная система построения учебного материала в «СберКлассе» (укрупненные блоки): планирование уроков, использование различных способов проверки заданий, отслеживание прогресса учеников [9].

Собственные программные продукты. Бессерверные технологии, хранилища информации: «СберДиск», «SberCloud». «SberCloud» - облачная платформа «от хранилища до машинного обучения», включает: «Bare Metal Server» (выделенные физические серверы для критически важных баз данных и ключевых приложений в однотенантных средах); «Scalable File Service» (гибкая управляемая файловая система NFS с высокой производительностью, поддержкой интерфейса POSIX); RDS for SQL Server (профессиональная платформа управления базами данных SQL Server); Application Operations Management (сервис для мониторинга состояния приложений и связанных с ними ресурсов в реальном времени с оповещениями и визуализацией данных) и др. [10].

Группа компаний АО «Самрук-К,азына» (Казахстан)

Корпоративный университет «Самрук-Казына» входит в Группу компаний АО «Самрук-Казына» — инвестиционного холдинга, миссия которого заключается в повышении национального благосостояния Республики Казахстан и обеспечении долгосрочной устойчивости для будущих поколений. Цель:

— подготовка, переподготовка персонала предприятий нефтегазового и транспортно-логистического секторов, химической и атомной промышленности, горнометаллургического комплекса, энергетики и недвижимости [11].

Обучение при помощи информационных, электронных технологий, с доступной «24/7» онлайн базой знаний. Модульные образовательные блоки направлены

на формирование культуры обучения, используются как инструмент мотивации работников и аналитики развития персонала.

«Управление бизнес-процессами» — общий курс, интерактивный слайдовый материал (5 разделов, 5 практических упражнений, итоговое тестирование). «HR в digital: как подбирать, управлять и мотивировать» — общий курс, длительность 2 часа (1 час 20 минут видео, 8 разделов, 8 промежуточных тестов, итоговое тестирование).

«Методы обучения и развития сотрудников» — общий курс, длительность 2 часа (1,5 часа видео, 8 разделов, 8 промежуточных тестов, итоговое тестирование). «Финансовое моделирование в Excel» — специализированный курс для финансистов, длительность 8 часов (4 часа видео, 3 кейса, 14 тестов) [11].

Примечание: авторы с использованием источников [3-11].

Note: authors using sources [3-11].

2. Организационно-методические аспекты информатизации процесса обучения на основе цифровых технологий

Методическая и технологическая систематизация электронных материалов помогает обеспечить поэтапное формирование электронного учебно-методического комплекса по определенным курсам/дисциплинам, которые совмещают в себе функции обучающих и контролирующих систем, а также функции других программных средств информационно-коммуникационных технологий обучения. Исследователи в области оптимизации обучающих модулей и учебного процесса выделяют ключевые позиции, которые будут способствовать развитию технологической интеграции и технологическому развитию нашего общества в целом. В таблице 2 представлено обобщение организационно-методических аспектов информатизации процесса обучения.

Таблица 2.

Организационно-методические аспекты информатизации процесса обучения

Table 2.

Organizational and methodological aspects of informatization of the learning process

Организационно-методические аспекты информатизации процесса обучения Научно-методологический и цифровой инструментарий Авторы-исследователи

Интернационализация образовательной системы на основе MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды, относящейся к классу LMS Освоение и внедрение систем управления обучением (СУО), в том числе имеющих универсальные общедоступные лицензии на свободное программное обеспечение (General Public License, GPL) и русскоязычную поддержку: MOODLE, Claroline, Dokeos, ILIAS, OLAT, OpenACS, SAKAI, LRN, ATutor. Королева Н.Ю. [1, с.6-7]

Создание электронной образовательной среды — основы для формирования базового конструктора инструментальных модулей системы обучения с сохранением функционала полноценных готовых профессиональных LMS-платформ Блоки субмодулей; учебно-методический (источники информации, геоинформационные ресурсы, интерактивные тренажеры, интегрированные творческие среды); коммуникативный (синхронная и асинхронная коммуникация); административно-организационный (административные и организационные ресурсы); контролирующий (тесты, опросы). Милюшенко Т.В. [2, с.27]

Активизация процесса интеллектуального анализа образовательной информации в системах электронного обучения Анализ информации о деятельности студента в среде электронного обучения в виде цифровых следов: данные о действиях в системе (идентификация пользователя, время доступа, действия с учебным контентом, который использовался); академические данные (итоговая оценка за курс, текущие оценки); время сеанса; уровень активности студента. Цель: улучшение связи «преподаватель-студент». Болюбаш Н.Н. [12, с.81]

Организационно-методические аспекты информатизации процесса обучения Научно-методологический и цифровой инструментарий Авторы-исследователи

Диверсификация методов и форматов предоставления информации согласно целям и задачам дистанционного обучения с гарантированным получением объема и качества материалов, как для классического аудиторного курса Реализация основных функций LMS через сторонние приложения и встроенную систему документооборота, применяемую внутри программы. Положительная практика функционирования обучающих платформ компаний Microsoft, Apple Inc., Intel, Coca-Cola, Samsung, Cisco, IBM, Toyota, General Electric. Поняева Т.А. [13, с.332]

Создание доступной для обучения среды при помощи использования технологий распознавания и синтеза речи Навигация в интерфейсе LMS системы (переход из одного пункта меню системы в другой, выбор учебного курса, перемещение между страницами учебного материала) с помощью словарей ключевых слов (статический и динамически генерирующийся словари), связь с другими пользователями системы (создание и отправка текстового сообщения при помощи голоса). Доступные API: Google Cloud Speech API и Yandex Speech Kit. Беловолов И.Е., Тушев А.Н. [14, с.67]

Автоматизация HR-цикла компании в рамках подсистем HCM (Human Capital Management), Core HR (сервисы по учету рабочего времени), LMS (Learning Management System), TMS (Talent Management System) Технологические образовательные платформы: «Shareknowledge-LMS» на базе SHAREPOINT (полная автоматизация обучение в компании); «DOCEBO-LMS» с функциями социального обучения (персонализированный учебный опыт); «MOBILE LEARNING» — мобильная платформа для разных устройств; «HINTED» — платформа интерактивных подсказок. Ширинкина Е.В. [15]

Создание иерархической схемы модулей и функциональных элементов, необходимых для качественной организации процесса обучения Гибкая система оценки с учетом запросов всех сторон образовательного процесса. Цель: сравнить различные LMS по качеству, выявить направления совершенствования и доработки действующих LMS. Мариносян А.Х., Андрюшкова О.В. [16]

Адаптация игрового формата к учебному процессу с целью мотивации студентов и повышения качества образования Виртуальная образовательная среда, связанная с функционированием трех центров коллективного пользования ВУЗа: «Радиоэлектроника и связь», «Робототехника», «Цифровое машиностроение». Программное обеспечение — «3D Vista Virtual Tour» (карты викторины, результатов, геймификации; возможность автоматической интеграции с LMS, в том числе с Moodle). Немтинов В.А., Борисенко А.Б., Немтинова Ю.В., Морозов В.В., Родина А.А., Белоусов О.А. [17, с.530-534]

Примечание: авторы с использованием источников [1-2; 12-17].

Note: authors using sources [1-2; 12-17].

Заключение

Современная система образования и подготовки специалистов претерпевает изменения, вызванные технологической трансформацией общественной жизни. В ответ на внешние вызовы система образования преобразуется, будучи наиболее значимой сферой, сопровождающей человека и участвующей в его становлении и развитии. Внедрение цифровых технологий в процесс обучения в высшей школе, внутри интегрированных хозяйственных структур несет неоспоримый положительный вклад, расширяя международные рамки, обеспечивая доступ к образовательным модулям и платформам, делая интерактивными получение и усвоение новых знаний, навыков. При этом необходимо учитывать факторы материально-технического обеспечения

организаций и центров, предоставляющих образовательные услуги, уровень профессиональных компетенций разработчиков и авторов преподаваемых курсов, моральные устои образовательного процесса. С точки зрения цифровой безопасности, важно делать акцент на необходимость разработки собственных программных модулей, опираясь на передовые достижения в области информатизации процесса обучения.

Список литературы

1. Королева Н.Ю. Технология разработки учебного курса в системе управления обучением (LMS Moodle). Часть I. Основы разработки для начинающих: учебное пособие / Н. Ю. Королева. Мурманск: МАГУ, 2020. 103 с.

2. Милюшенко Т.В. Специфика конструирования системы управления обучением LMS средствами облачных сервисов и технологий // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. №3(35). С. 24-29.

3. Обучение и развитие персонала. Оценка персонала. Корпоративная система оценки компетенций персонала ПАО «НК «Роснефть» // Сайт ПАО «НК Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/Development/personnel/staff_development/.

4. Проекты в сфере образования. Корпоративный университет // Сайт ПАО «Газпром нефть». URL: https://www.gazprom-neft.ru/social/educational-projects/corporate-university/.

5. Сайт ООО «Газпромнефть Информационно-Технологический оператор». URL: https://ito.gazprom-neft.ru/.

6. Газпром Нефть: повышение эффективности обучения в компании. URL: https://gamification-now.ru/cases/kak-gazpromneft-povysila-effektivnost-obucheniya-v-kompanii-blagodarya-geymifikacii.

7. Цифровая трансформация. Устав Программы цифровой трансформации АО «Национальная компания «КазМунайГаз». URL: https://www.kmg.kz/rus/deyatelnost/programma_transformacii/#spoiler-body10.

8. Система управления обучением // Сайт Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет Сбербанка». URL: https://sberuniversity.ru/about/info/.

9. СберКласс - цифровая платформа для школы. URL: https://sberclass.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Бессерверные технологии. SberCloud. URL: https://sbercloud.ru/ru/products.

11. Система дистанционного обучения от Корпоративного университета «Самрук-Казына» // Сайт ЧУ «Корпоративный университет «Самрук-Казына». URL: https://www.skcu.kz/e-learning/.

12. Болюбаш Н.Н. Основные направления использования интеллектуального анализа данных в LMS-системах высших учебных заведений // Знание. 2020. С. 78-85.

13. Поняева Т.А. Организация дистанционного обучения в высших учебных заведениях на основе LMS системы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №674. С. 330-333.

14. Беловолов И.Е., Тушев А.Н. Создание доступной среды для обучения в системах LMS с использованием технологий распознавания и синтеза речи // Программно-техническое обеспечение автоматизированных систем: Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Под ред. А.Г. Якунина / Барнаул, 2021. Изд.: АлГТУ им. И.И. Ползунова (Барнаул). С. 66-69.

15. Ширинкина Е.В. Технологические платформы E-Learning в системе LMS компаний // Вестник Удмуртского университета. Серия: экономика и право. 2021. Том 31. №3. С. 415420.

16. Мариносян А.Х., Андрюшкова О.В. Многокритериальная методика оценки качества LMS в рамках эмергентной системы обучения // Информатика и образование. 2021. №5 (324). С. 4-11.

17. Немтинов В.А., Борисенко А.Б., Немтинова Ю.В., Морозов В.В., Родина А.А., Белоусов О.А. Создание виртуальной образовательной среды с использованием технологии квестов // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2020. Том 26. №4. С. 529-539.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.