Научная статья на тему 'Информатизация отрасли: проблемы стандартизации'

Информатизация отрасли: проблемы стандартизации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
381
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация отрасли: проблемы стандартизации»

и информационные

технологии

А.П.СТОЛБОВ,

к.т.н., руководитель службы информационно-технического обеспечения системы ОМС

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

В предыдущей статье [1] были рассмотрены некоторые организационные и «рыночные» аспекты стандартизации ИТ в здравоохранении. Представляется необходимым более подробно остановиться на «теоретических основах» стандартизации ИТ, ее целях и специфике, обусловленной нематериальностью информационных ресурсов.

Основными целями и задачами стандартизации в области ИТ являются [2]: регламентация параметров, требований и методов испытаний компонентов и средств ИТ, определяющих различные виды совместимости и взаимодействия, - технической, синтаксической и семантической интероперабель-ности, переносимость программного обеспечения и баз данных, функциональную взаимозаменяемость компонентов, информационную безопасность, документирование и т.д., направленные на обеспечение открытости и эффективности информационных систем.

При этом «открытость» понимается в соответствии с определением комитета IEEE POSIX 1003.0. Открытая система - система, реализующая открытые (общедоступные) спецификации (стандарты) на интерфейсы, сервисы (службы) и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить: пор-тируемость - возможность переноса прикладных систем, разработанных надлежащим образом, с минимальными изменениями на широкий диапазон платформ; интероперабельность - совмест-

© А.П.Столбов, 2004 г.

ная работа с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах; мобильность пользователей - взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем им переход от системы к системе.

Объекты стандартизации в области ИТ - не только программно-технические средства (средства ИТ), но также и информационные процессы и информационные ресурсы (ИР), их составляющие (компоненты, элементы, части) и параметры, определяющие свойства, качества и показатели функционирования (показатели качества целевого функционирования) и эффективности ИС. С точки зрения стандартизации, наиболее существенна относительная взаимонезависимость ИТ и ИР [3]. В основном это проявляется в полиморфизме ИР и несовпадении и/или различии жизненных циклов и времени активного использования конкретных ИТ и накопленных ИР, формирование которых осуществляется (или осуществлялось) с помощью тех или иных программно-технических средств и технологий.

Наиболее существенный фактор в этом перечне - полиморфизм ИР, который заключается в том, что одни и те же сведения и факты могут быть описаны и представлены в различной форме как при хранении на различных физических носителях (в виде данных), так и при передаче и отображении пользователю информации безотносительно к ее содержательной интерпретации в контексте той

гчш

www.idmz.ru кЛ

задачи, которую решает пользователь с использованием этих сведений (фактов, данных). Например, совокупность некоторых показателей может быть представлена в виде массива чисел, таблицы, графика или графической схемы их взаимосвязей и использована при решении самых разных задач (оценки текущего состояния ресурсов и/или работ, подготовки сводной отчетности, планирования и прочее).

Таким образом, относительно стандартизации ИР можно говорить в двух аспектах: семантическом, связанном с содержанием деятельности, в процессе которой формируются и используются ИР; технологическом, связанном с использованием для работы с ИР различных физических носителей информации и тех или иных программно-технических средств (технологий).

В процессе эволюции ИТ-средств может осуществляться портирование накопленных ИР - перенос информации на другие (новые) носители. При этом могут появляться и новые возможности обработки, распространения и использования ИР. Примером может служить бурное развитие ИР в сети Интернет. Наиболее сложным и принципиальным при разработке стандартов ИР является обеспечение семантической совместимости - идентичной интерпретации данных различными пользователями (субъектами), без чего невозможно их совместное использование.

Информационные процессы (ИП) в общем случае являются производными:

♦ от информационных потребностей прикладных задач;

♦ от организации необходимых ИР;

♦ от требуемых режимов обработки и передачи данных;

♦ от используемых программно-технических средств ИТ.

Очевидно, что существуют и обратные зависимости и связи: ИР определяют требования к информационным потокам и их обработке, то есть к ИП, специфика ИП и ИР, экономические факторы и требования эффективности стимулируют создание,

№7, 2004

развитие и применение соответствующих базовых ИТ. Перечисленные связи и отношения должны проецироваться и на ИТ-стандарты, что обусловливает необходимость разработки целостной системы стандартов. С точки зрения указанных целей стандартизации ИТ, необходимо уточнить понятия «совместимость» и «интероперабельность». Мы их будем трактовать следующим образом:

♦ совместимость программного обеспечения - пригодность к совместному использованию с другими программами, не вызывающему нежелательных побочных эффектов, при заданных условиях функционирования и выполнении установленных требований;

♦ интероперабельность - способность к информационному взаимодействию между информационными системами и/или их компонентами (подсистемами, субъектами). Иными словами, интероперабельность - это свойство, характеризующее возможность субъектов информационных процессов, происходящих в социотехнических системах, обмениваться данными и однозначно и согласованно (идентично) интерпретировать их в контексте решаемых ими задач.

В общем случае интероперабельность реализуется при условиях:

♦ семантической совместимости данных на основе единых онтологических спецификаций;

♦ синтаксической совместимости протоколов (форматов) обмена данными;

♦ технической (физической) совместимости интерфейсов;

♦ наличия правовых оснований для обмена данными (получения данных);

♦ наличия необходимых программно-технических средств (в том числе каналов передачи данных) и персонала.

Сочетание «совместная работа» в зависимости от контекста может интерпретироваться и как «совместимость» - возможность нормального одновременного выполнения программ в единой операционной среде (среде открытой системы), и как «интероперабельность» - в том смысле, что некая

л

>

W-ЩШШ kJH

и информационные

технологии

цель (потребность) достигается в результате взаимодействия между информационными системами (ИС), необходимого для выполнения распределен-но решаемой задачи, то есть задачи, решение которой возможно только при ее разбиении на подзадачи, выполняемые несколькими обособленными ИС.

Таким образом, «интероперабельность», «совместная работа» и «совместимость» - это понятия, характеризующие взаимосвязанные, но разные свойства ИС, их компонентов и технологий, для обеспечения которых необходима стандартизация.

Анализ практики стандартизации приводит к следующим выводам: во-первых, необходимо исходить из того, что каждая базовая информационная технология - объект стандартизации - имеет определенную область эффективности; во-вторых, для определения области эффективности некоторой базовой ИТ необходимо понять, какие рабочие процессы и функции, области и методы управления она поддерживает. Следует отметить, что во многих случаях внедрение одной базовой ИТ неэффективно или невозможно без использования другой. При этом базовые информационные технологии могут быть комплементарны и взаимно дополнять друг друга. Правильное сочетание применяемых ИТ, элементов и методов управления является основой для построения сбалансированной политики информатизации здравоохранения и ОМС, при осуществлении которой возможно получение положительного синергетического системного эффекта. Для каждого класса функциональных задач, решаемых в ИС, можно составить матрицу применимости различных базовых ИТ и соответствующих объектов стандартизации с указанием степени их критичности и специфическими требованиями. Таким образом можно получить информационно-технологические профили классов функциональных задач, на основе которых следует осуществлять проектирование, планирование их внедрения и развития с точки зрения унификации и стандартизации ИТ.

Общие требования к стандартам ИТ определяются:

♦ требованиями к их назначению и функциям, основными из которых являются экономическая, социальная и коммуникативная;

♦ соотношением жизненных циклов объекта стандартизации и соответствующих ему нормативных документов - стандартов.

При этом, с одной стороны, консерватизм стандартов является сдерживающим фактором для динамики развития ИТ, с другой, прогрессивные требования, опережающие общий, средний уровень базовых ИТ, заложенные в стандарте, могут оказывать стимулирующее влияние на динамику развития объекта стандартизации.

Опыт разработки международных стандартов ИТ стандартов OSI (Open System Interconnection), подготовленных ИСО/ТК 21, показывает, что стандарты, созданные организациями-разработчиками стандартов «де юре», даже если они технически совершенны, не обязательно являются значимыми для практики и ИТ-индустрии (в этом смысле можно говорить, что стандарты не внедряются, а «приживаются»). Практика имеет тенденцию отбирать такие стандарты, которые действительно полезны.

Таким образом, оптимальность стандарта должна оцениваться не только относительно требований соответствия достигнутому научно-техническому уровню, но и с точки зрения необходимых затрат на его внедрение и выполнение - относительно показателей «стоимость - эффективность». Исходя из этого, в некоторых случаях разработка стандартов может осуществляться на основе так называемого принципа рационирования - умышленного, заведомого ограничения и снижения требований относительно достигнутого научно-технического уровня.

Ключевым требованием стандартизации ИТ является необходимость построения эталонной модели предметной области с выделением в ней объектов стандартизации. Здравоохранение и ОМС как отрасль экономики относятся к классу

F4I

www.idmz.ru hil

Рабочие группы комитета ISO/TC 215 «Health Informatics»

№7, 2004

Таблица 1

J

Код Название группы Основные направления работ

WG1 Координация моделей представления и хранения медицинских данных Стандартизация информационных моделей и форматов для хранения данных в здравоохранении

WG2 Коммуникации и передача сообщений в здравоохранении Стандартизация протоколов обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными

WG3 Концепции представления информации в здравоохранении Стандартизация терминологии и семантики применительно к хранению и обмену медицинскими данными (включая клинические словари и классификаторы)

WG4 Безопасность и защита информации Создание стандартов обеспечения защиты и конфиденциальности информации, а также руководств по обеспечению защиты данных

WG5 Карты здоровья (Healt Cards) Стандартизация использования персональных машиночитаемых носителей информации в здравоохранении

больших социотехнических систем и могут быть иерархически декомпозированы на ряд относительно автономных функциональных областей -доменов, взаимодействие между которыми достаточно локально и ограничено (например: учет застрахованного населения; учет и оплата медицинских услуг; экспертиза качества медицинской помощи; организация, планирование и управление оказанием медицинской помощи и др.). Для каждого домена может быть построена частная эталонная модель, являющаяся составной частью единой эталонной модели здравоохранения и ОМС.

Следует заметить, что выделение объектов стандартизации в общем случае имеет достаточно условный, «согласительный» характер. То есть имеет место объектный релятивизм, который отражает относительность и иерархическую структуру

*В ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-1-99 дано следующее определение профиля (п. 3.1.4) - «профиль (profile): множество, состоящее из одного или нескольких базовых стандартов и(или) международных функциональных стандартов (МФС), а также при необходимости из определений выбранных классов, соответствующих подмножеств, вариантов и параметров, определенных в данных базовых стандартах или МФС, необходимое для выполнения конкретной функции». Международный функциональный стандарт определяется (п. 3.1.2) как «согласованный и гармонизированный на международном уровне документ, который описывает один или более профилей».

объектов: объект стандартизации некоторого уровня N может включать объект стандартизации более низкого уровня ^ + 1) и, наоборот, данный объект стандартизации может быть частью другого объекта стандартизации более высокого уровня ^ - 1).

Таким образом, в общем случае объект стандартизации и соответствующий ему нормативный документ (стандарт), могут включать параметры, характеристики, требования, спецификации, являющиеся отдельными объектами стандартизации, то есть описание объекта стандартизации может содержать перечень требований в виде ссылок на другие объекты стандартизации (нормативные документы) и/или их отдельные положения. Применительно к описаниям конкретных функций объекта стандартизации такой перечень называется профилем.*

Из принципа объектного релятивизма следует, что в общем случае объект стандартизации не может рассматриваться изолированно. Более того, цель разработки стандарта на объект стандартизации является внешней категорией по отношению к объекту. Анализ какого-либо объекта стандартизации невозможен без идентификации всего множества и характера его связей с другими объектами стандартизации.

На международном уровне стандартизация ИТ в области охраны здоровья осуществляется ИСО/ ТК 215, в составе которого организованы рабочие группы (табл.1).

>

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

ИСО/ТК 215 активно взаимодействует с ИСО/ МЭК/СТК 1 «Информационные технологии», а также ИСО/ТК 46 «Информация и документирование», ИСО/ТК 130 «Графические технологии», ИСО/ТК 171 «Прикладное представление документов», ИСО/ТК 146 «Управление качеством и обеспечение качества». Полномочным представителем России в ИСО/ТК 215 является ПК 55 «Информационные технологии в охране здоровья» (www.spmu.runnet.ru) Госстандарта России, на который возложена функция информирования всех заинтересованных организаций, учреждений и ведомств в нашей стране о работе ИСО/ТК 215 и выпускаемых им материалах (проектах стандартов, технических отчетах и т.д.) и проводимых мероприятиях.

Гармонизация со стандартами, разработанными или одобренными ИСО/ТК 215, является одним из основных требований к стандартам ИТ в здравоохранении и ОМС.

В соответствии с совместным приказом Минздрава России и Федерального фонда ОМС (ФОМС) от 19.01.1998 № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» и Программой работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении, утвержденной в июле 1998 г. Минздравом, ФОМС и Госстандартом России, к объектам стандартизации отнесены ИТ (группа 16) и система классификации и кодирования информации [4]. В декабре 2002 г. Экспертным советом Минздрава России были приняты предусмотренные Программой два базовых ИТ-стандарта отрасли: «Информацион-

**Деонтическая модальная логика - логика норм (от греч. deon - должное), важнейшая составная часть теоретических основ построения и анализа нормативных документов, в том числе стандартов. Деонтическими значениями (модальностями) являются, например: «обязательно», «не обязательно», «запрещено», «рекомендовано», и т.д. (см. Малахов В.П. Формальная логика. -Учебник. - М.: Академический Проект, 2001. - 384 с.). Вспомните деонтологию, изучаемую в медицинских ВУЗах.

ные системы в здравоохранении. Общие требования» и «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования к форматам обмена данными» (в настоящее время проходят процедуру государственной регистрации), которые соответствуют Госпрофилю взаимосвязи открытых систем (Р 50.1.022-2000) и гармонизированы с международными стандартами, разработанными и/ или поддержанными ИСО/ТК 215. Подготовлен проект стандарта «Автоматизированное рабочее место врача. Информационное обеспечение. Общие требования». С принятием указанных нормативных документов работы по стандартизации ИТ в здравоохранении и ОМС вступают в новую фазу.

В связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании» потребуется внести изменения в процедуры разработки нормативных документов по стандартизации в здравоохранении и ОМС и систему сертификации программного обеспечения. При этом необходимо исходить из того, что указанным законом определены две деонтически** различные категории документов:

♦ обязательные для применения технические регламенты;

♦ стандарты, применяемые добровольно.

Таким образом, документы, регламентирующие

требования к программно-техническим средствам (компонентам) в составе медико-технологических устройств и комплексов, которые могут оказывать непосредственное физическое воздействие на пациента или на основе данных которых осуществляется диагностика и принятие решения по тактике лечения, должны иметь статус технических регламентов и вводиться в действие федеральным законом, постановлением Правительства или указом Президента РФ. Кроме того, данным законом не предусмотрены отраслевые стандарты (ОСТ), которые теперь относятся к категории «стандарты организаций» (ст. 17) и имеют рекомендательный, добровольный характер. Однако применение единых стандартов, обеспечивающих интеропера-бельность ИС как внутри отрасли, так и с внешней

гчш

www.idmz.ru кЛ

средой (например, с налоговыми органами, Федеральным казначейством, органами государственной статистики), должно быть обязательным для всех субъектов ОМС: органов управления здравоохранением, фондов ОМС и их филиалов, лечебно-профилактических учреждений и страховых медицинских организаций.

Процесс стандартизации ИТ объективно отстает от потребностей практики и темпов реальной информатизации. Даже провозглашенный прагматический подход [3,5], упрощающий и ускоряющий формальные процедуры разработки и внедрения стандартов, к сожалению, не позволяет радикально решить эту проблему. То же можно сказать и о разработке так называемых «опережающих» стандартов. Самой сложной со всех точек зрения, в том числе и с психологической, является проблема «унаследованных» систем. Это касается и единой системы классификации, и кодирования ме-

№7, 2004

дицинской и административной информации, внедрения единых форматов обмена данными и т.д. Процесс постепенной конвергенции разнообразных моделей здравоохранения, медицинского и социального страхования, их оптимизации, унификации и стандартизации ИТ очень сложен и будет происходить продолжительное время. Наблюдается постепенное ускорение этого процесса. Однако все равно на это нужны многие годы. Свидетельство тому - опыт Франции, ФРГ, США, Японии и Великобритании. Поэтому не вызывает сомнений необходимость активизации исследований и научной разработки проблем системной и комплексной стандартизации здравоохранения и медицинского страхования, включая вопросы стандартизации информационных процессов, ресурсов и технологий. Особенно актуальным и важным это становится в период рыночных преобразований, происходящих в экономике России.

ц!

ЛИТЕРАТУРА

1. Столбов А.П. Информатизация здравоохранения и рынок//Врач и информационные I 1 технологии. - 2004. - № 5. - С. 28-29

2. Васютович В.В., Якимов О.С. Роль стандартизации в создании информационных систем//Стандарты и качество. - 2002. - № 4.

3. Столбов А.П. О некоторых проблемах стандартизации информационных технологий в системе обязательного медицинского страхования//Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2000. - № 1.

4. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования: Учебное пособие/Под ред. В.З. Кучеренко, А.И. Вялкова, П.А.Воробьева. - М.: ММА им. И.М. Сеченова, Федеральный фонд ОМС, 2000. - 393 с.

5. Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000-2005 годы//Вест. обязательного мед. страхования. - 2000. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.