ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
А.И. Пирогов, Л.М. Бискер Информатизация образования: проблемы и перспективы
Образование как социальный институт, оставаясь неизменным по своей сути, но меняясь в содержании, во все времена было соразмерным процессу цивилизаци-онного развития общества. Главными его функциями были и остаются адаптация человека к окружающему миру посредством научного знания и удовлетворение на этой основе социальных, культурных, нравственных и других потребностей личности и общества.
Концепция информатизации образования предполагает организацию условий, способствующих максимальному использованию возможностей новых информационных технологий и информационной техники в образовательном процессе. Под информатизацией образования в обобщенном виде мы понимаем всемерное использование в образовательном процессе информационной техники, технологий и методов обучения, самообучения, образования и самообразования. Поэтому насущной практической потребностью информатизации образования в современных условиях становится его открытость.
Мотивы, требуюшце создания и внедрения системы открытого образования, характеризуются рядом причин, основными из которых являются следующие:
- переход от индустриального к информационному обществу;
- нарастающие темпы научного и технического прогресса;
- изменение рынка труда;
- интенсификация информационных процессов;
- необходимость экономического роста, управляемого образованием;
- рост потребности жизнеобеспечения, конкурентоспособности в условиях информационной цивилизации;
- постоянно растущая потребность в специалистах с высшим образованием;
- невозможность удовлетворять эти потребности традиционными методами обучения;
- необходимость превращения образования в доходную отрасль экономики в условиях рыночных отношений [9, с. 119].
Специалисты в области открытого образования отмечают, что оно сможет реализовать свой потенциал и радикально изменить процесс поставки знаний только в том случае, если оно будет удовлетворять следующим условиям:
а) стать платформой для трех основных режимов обучения: асинхронная групповая работа, синхронная групповая работа, самостоятельное обучение в темпе, определяемом пользователем. Платформа должна гибко поддерживать интеграцию всех трех режимов в единую среду;
б) обеспечить масштабируемые управленческие и административные инструменты: создание и управление не только отдельными курсами, но и группами курсов, зачисление и регистрация, сохранение данных, планирование;
в) поддерживать открытые стандарты таким образом, чтобы вся деятельность по созданию курсов, преподаванию, бизнес-управлению и администрированию могла быть разделена между бизнес-партнерами, поставляющими контенты курсов, их настройку, инфраструктуру для размещения, другие услуги, обеспечивающие их мобильность [9, с. 119].
Процессы информатизации системы открытого образования выдвигают на первый план ценность индивидуальности личности на протяжении всего процесса обучения, открывают возможность наиболее эффективного использования всей полноты функций
компьютерных обучающих систем как посредников становления открытых способов познавательной деятельности. Наряду с непосредственными (контактными) формами общения в образовательном процессе появляется электронное общение с помощью электронной почты, компьютерной конференции, видеоконференции, телекоммуникационной связи. Бурное развитие коммуникационных технологий дает основание говорить о возможности развертывания глобальной системы открытого (дистанционного) образования, позволяющей создать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым (что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения) независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга.
Важным компонентом информатизации образования является создание информационных потоков, облегчающих решение учебных, научных, экономических и административных задач. Ведущей технологией доступа к информационным ресурсам является, безусловно, сетевая. Сетевое дистанционное образование является одним из самых перспективных коммерческих направлений использования сети Интернет благодаря возможности доступа к информационным ресурсам всего мира неограниченного числа пользователей вне зависимости от их месторасположения и времени. Преимущество сетевых дистанционных технологий обучения в следующем:
- увеличение числа обучаемых;
- сокращение аудиторного фонда для проведения занятий и преподавателей, задействованных в учебном процессе;
- переход с бумажных на электронные носители и удешевление информации.
В настоящее время во всем мире дистанционные технологии бурно развиваются как в рамках классических учебных заведений, так и в учебных заведениях нового типа, использующих только дистанционные технологии.
Сетевые дистанционные технологии, кроме вышеперечисленных преимуществ, имеют и преимущества по качеству приобретенных знаний:
- высокое качество подготовки учебно-методических материалов в электронной форме для самостоятельной работы;
- отработка практических навыков в интерактивной среде;
- приобретение навыков работы с компьютером в процессе обучения, овладение формами электронного общения.
Безусловно, высокое качество учебно-методических материалов, подготовка лабораторных компьютерных практикумов, компьютерных обучающих и тестирующих программ и другого требует огромных финансовых и временных затрат, опыта и квалифицированного персонала. В ведущих странах мира эти проекты инвестируются государством, крупными образовательными структурами.
Как справедливо отметил Т.Л. Рассел (Университет штата Северная Каролина), нет ни одного вероятного свидетельства, что студенты учатся лучше или хуже, независимо от доставки материалов, равно как нет никаких существенных различий в обучении между дистанционной формой образования и традиционной. Материалы в любом виде (печатные, звуковые, видео, электронные) не имеют образовательных преимуществ друг перед другом, это лишь разные формы представления учебного материала, которые имеют свойственные характеристики. Их надо учитывать при выборе или комбинации с другими: студент не будет учиться лучше, если для обучения он предпочитает компьютер, а не видео, но если студент не имеет доступа к компьютеру, очевидно, что он не может использовать компьютерные курсы в реальном времени [10].
По мнению почетного президента ICDE Армандо Роча Тринанде, в недалеком будущем для всех студентов и для некоторых дисциплин главным образом будет использоваться метод дистанционного обучения, в то время как обычное - аудиторное преподавание будет вестись по предметам, включающим компоненты экспериментальной и лабораторной работы [1, с. 8]. Здесь уместно заметить, что, несмотря на большие первоначальные затраты, география распределения учебных заведений, предлагающих Интернет-обучение по своим специальностям или отдельным курсам, весьма широка, охватывает практически все континенты и продолжает расширяться ускоренными темпами (диаграмма 1 по [4, с. 98]).
230
126
101
68
61
Европа Сев. Америка Африка Азия
Австралия Лат. Америка
Диаграмма 1. Распределение учебньк заведений, использующих Интернет-образование.
В процессе становления информационного общества получает новое разрешение противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов-специалистов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется.
Программы профессиональной переподготовки изначально ориентированы на рыночную экономику и функционируют в условиях жесткой конкуренции. Реальная рыночная среда в Интернете, где нет ни у кого преимуществ и практически невозможно вмешательство государства в экономические процессы, создают реальную перспективу развития сетевого корпоративного образования. Интернет является принципиально новым видом пространства, искусственно созданным человеком. В этом виртуальном пространстве могут размещаться виртуальные (электронные) университеты распределенного типа, не требующие для организации своей работы зданий, аудиторий и т. д. Учитывая, что плата за пользование интернет-ресурсами ниже стоимости реальной аренды за здание и его обслуживания, стоимость обучения существенно ниже, чем при очном обучении.
Современные науки стремительно развиваются в сторону математизации генерируемых ими знаний, чему в значительной мере способствуют широкое распространение новых информационных технологий и тотальная компьютеризация многих видов человеческой деятельности. В настоящее время есть веские основания думать, что деятельность современного ученого (особенно в естественных областях) все больше сводится к поиску подходящей математической модели объекта исследования, адекватно с точки зрения современных требований описывающих его поведение. Теоретические и экспериментальные разработки все более направлены на то, чтобы подтвердить или опровергнуть те или иные математические модели реальных исследуемых объектов. Математическое моделирование и, как частный его случай, компьютерное моделирование превращаются в наиболее часто употребляемый в научных кругах термин, причем само это понятие уже достаточно формализовано, т. е. можно рассуждать о различных формальных моделях математического моделирования реальных объектов, явлений и в особенности сложных систем (в том числе образования). Недостаточность традиционных аналитических методов для анализа сложных систем привела к возникновению новых специфических методов математического моделирования - имитационному моделированию. Особая значимость этого факта состоит в том, что методы компьютерной имитации сложных систем явились теоретической основой для создания систем виртуальной реальности1.
Системы виртуальной реальности (СВР) аккумулируют в себе достижения практически всех фундаментальных наук, многих прикладных наук, современные компьютерные, информационные и коммуникационные технологии и открывают исключительно
Обычно под системами виртуальной реальности понимается комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий исследователю эффективно взаимодействовать с компьютерной моделью некоторой реальной сложной системы (визуально наблюдать за ее поведением со стороны и изнутри, проводить компьютерные эксперименты, вносить изменения в правила функционирования отдельных элементов системы и т.д.). Подробнее см.: Еремени ВМ. Новые компьютерные технологии как средство интеграции научных знаний //Личность. Общество. Культура: Научно-практический журнал. Т. II. М., 2000. С. 203-205
большие перспективы в образовании. Предназначенные для обучения системы виртуальной реальности представляют собой дальнейшее развитие класса компьютерных систем обучения, но отличаются от последних наличием трехмерного отображения синтезированной компьютером видеоинформации, значительно более высоким программно-алгоритмическим обеспечением, более совершенной вычислительной техникой и применением ряда новых информационных подсистем (подсистемы тактильного ощущения, речевого общения и др.) [2; 8].
Виртуальная реальность - это информационная технология трехмерного взаимодействия человека и компьютера, которая реализуется с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств. Основным эффектом, на основе которого реализуется обучение в таких системах виртуальной реальности, является эффект «присутствия» (психологи его называют также эффектом «погружения в виртуальную реальность»). Этот эффект может быть определен как впечатление пребывания в реалистической ситуации, даже если человеку известно, что эта ситуация имитируется специальными средствами. Такой способ обучения специалистов дает по сравнению с аналогичной подготовкой в реальных условиях значительно уменьшенный риск травмирования обучаемого персонала и поломки дорогостоящего оборудования.
Подготовка специалистов с помощью систем виртуальной реальности отличается высокой эффективностью, так как приводит к быстрому усвоению профессиональных навыков и приобретению опыта за счет использования уникальных возможностей СВР, проявляющихся в том, что они позволяют видеть, слышать и ощущать окружающий виртуальный мир, синтезированный компьютером. Кроме того, различные системы виртуальной реальности, используемые в образовании, позволяют значительно снизить расходы на обучение и тренировку персонала, повысить производительность труда, существенно облегчить и сделать более эффективным труд ряда специалистов (конструкторов, врачей, хирургов, космонавтов, подводников и др.). Остановимся на организации занятий по отработке профессиональных навыков подробнее.
Задача высшего учебного заведения сегодня - научить студента не только целостно воспринимать информацию, но и целенаправленно приобретать знания, овладевать профессиональными навыками и - главное - уметь применять их. К сожалению, это не всегда реализуется в рамках традиционного преподавания в высшей школе, поскольку существует противоречие между имеющимся состоянием преподавания профессиональных дисциплин и требованиями современного производства, не приемлющего формального подхода к образованию. В настоящее время традиционная педагогика предлагает только один способ организации занятий по отработке профессиональных навыков - практические занятия, на которых будущий специалист, как правило, моделирует свою деятельность в специально созданных условиях. При этом теоретические аспекты нового вида работы учащийся рассматривает заблаговременно, обращаясь к материалам лекций, учебной (профессиональной) литературе или консультируясь с преподавателем. Иными словами, процесс приобретения профессиональных навыков идет через усвоение теории к практическим действиям, опосредованным контролем со стороны преподавателя.
Несомненно, многолетняя практика преподавания прикладных дисциплин по такой схеме, осуществляемая в высшей школе, еще оправдывает себя. В то же время результаты проведенных, например, в Современном гуманитарном университете (Россия) занятий по отработке профессиональных навыков, основанных на пилотных программах, показывают, что существует настоятельная необходимость включения в цепочку еще двух обязательных звеньев: ознакомление обучаемых с практическими навыками и последующее обсуждение их применения совместно с другими обучаемыми и преподавателем [6].
Непосредственное широкомасштабное ознакомление с основными профессиональными навыками при традиционном обучении затруднено. Новые информационные технологии устраняют это затруднение с помощью компьютерных программ, описывающих и отрабатывающих профессиональные навыки будущих специалистов, причем не только по конкретной профессии, но и смежными с ней.
Что касается коммуникативной части занятия, то естественное желание отнести его к уже имеющейся форме занятий - активному семинару - методически не оправдано, поскольку осуществление разных видов деятельности на одном и том же занятии активизирует работу обучаемого и повышает его мотивацию. Кроме того, используемые компьютерные технологии помогают в сжатые сроки решить гораздо больший объем задач, которые только в таком режиме работы переходят на уровень личных интересов и интеллектуальных потребностей учащихся.
Здесь можно говорить о том, что отработка профессиональных навыков в условиях информатизации образования формирует новый тип занятий - профессиональные лабораторные занятия на основе компьютерных технологий, что дает возможность использовать новые компьютерные обучающие программы в сочетании с практической деятельностью в лабораторных условиях и готовить специалистов высокого класса даже в отдаленных районах, где традиционными методами невозможно организовать учебный процесс, повышающий мотивацию учащегося к овладению профессиональными знаниями.
В настоящее время в мире наблюдается новый этап компьютеризации различных видов образовательной деятельности, вызванный развитием мультимедиа (multimedia)-технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой и преподаватель, и обучаемый обретают качественно новые возможности [5]. Сегодня мультимедиа-технологии находят самое широкое применение в открытом образовании - от вузовских аудиторий до домашних условий, от детского до пожилого возраста.
Широкое распространение новых информационных технологий, появление разнообразных информационных услуг и ресурсов сформировали необходимые предпосылки для развития нового направления - электронные библиотеки. По мнению специалистов, речь идет о разработке теории и практики сбора, моделирования, распространения информации и управления ее потоками в компьютерных сетях. В основе этого развития лежат технологии нового направления WWW и мультимедиа, которые и определяют его вектор. Вместе с тем под электронными библиотеками понимаются и разновидности распределенных репозитариев знаний, где размещаются электронные материалы [7, с. 17].
Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучаемых. В составе электронных библиотек сформированы тематические базы контролирующих, обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним через глобальные сети. Принципы организации электронных библиотек обеспечивают возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах. Кроме того, электронная библиотека - средство обратной связи. Эти дополнительные возможности позволяют оценить степень читательского интереса к тем или иным электронным материалам.
Учитывая крайне низкий уровень комплектования российских библиотек в последние 15 лет, создание электронных библиотек - оптимальное решение проблемы информационного обеспечения российской науки и образования. В качестве примера можно привести научную электронную библиотеку для российских ученых в Интернете, функционирующую с 1998 г.
В условиях широкой информатизации общества и образования ограниченность образовательных учреждений отдельных государств в получении информации становится фактором, сдерживающим развитие системы образования, не позволяющим в полной мере задействовать научно-педагогический потенциал для решения актуальных задач в сфере образования. Для решения указанной проблемы существуют общеобразовательные и специализированные порталы и медиатеки (инструментально-технические комплексы с прикладным программно-методическим обеспечением), а также электронные учебные материалы (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофиль-
мы, мультимедийные средства, средства тестирования обучающихся) для индивидуальных и коллективных форм обучения.
В общем итоге можно с определенной убежденностью констатировать, что наступила эра, когда в условиях интенсификации информационных процессов человек и профессионал нуждаются в том, чтобы быстро получать новые знания и навыки в глобальной, основанной на знаниях экономике, создающей растущую потребность в перманентном обучении. Образование, использующее новые информационные и коммуникационные технологии, расширяет дидактические возможности и создает действительно гибкий процесс обучения, независимый ни от места, ни от времени. Глобальной целью его является подготовка всех членов общества к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Армандо Р. Т. Информационные и коммуникационные технологии и развитие человеческих ресурсов //Дистанционное образование. 2000. №2.
2. Вороновский Г.К. и др. Генетические алгоритмы, искусственные нейронные сети и проблемы виртуальной реальности. Харьков, 1997.
3. Еремени В.М. Новые компьютерные технологии как средство интеграции научных знаний //Личность. Общество. Культура: Научно-практический журнал. Т. II. М.,
2000. С. 203-205.
4. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века /Под общ. ред. В.П. Тихомирова. М., 2000.
5. Краснова Г.А., Савченко П.А., Савченко Н.А. К вопросу о концепции интерфейса электронных учебников //Индустрия образования: Сборник статей. Вып. 1. М.,
2001. С. 271-276.
6. Кривова В.А. Сочетание компьютерной и коммуникационной форм обучения на профессиональных лабораторных занятиях в Современном гуманитарном университете //Телекоммуникация и информатизация образования. 2000. №1. С. 67-69.
7. Сюнтютенко О. Информационные ресурсы и электронные библиотеки: проблемы и перспективы //Alma mater. Вестник высшей школы. 2000. №7.
8. Титтел Эд., Сандерс К., Скотт Ч., Вольф П. Создание VRLM миров: Пер. с англ. Киев, 1997
9. Тихомиров В.П., Зайцева Ж.Н., Гаворский Э.А. Открытое образование - объективная парадигма XXI века. М., 2000.
Thomas L. Russell. [email protected]
©Пирогов А.И., Бискер Л.М., 2003