Информатизация образования и проблемы кибербезопастности в образовательной среде
Щербакова Галина Валентиновна,
директор МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска» E-mail: [email protected]
Апухтина Анна Владимировна,
руководитель структурного подразделения «Информатизация образования» МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска» E-mail: [email protected]
Демцура Светлана Сергеевна,
к.п.н., доцент кафедры экономики, управления и права, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: [email protected]
В современном образовательном процессе тема информатизации и угрозы кибербезопасности актуальны на сегодняшний день. Следует отметить, что процессы информатизации и проблемы кибербезопасности в образовательной среде взаимосвязаны между собой. Из-за стремительного развития информационных технологий и повсеместной цифровизации наметилась тенденция масштабного применения в сфере образования новых технологий коммуникации, организации учебного процесса, контроля знаний и т.д. Авторы статьи описывают ряд проблем, которые наблюдаются в последнее время в процессе применения информационных технологий в образовательном процессе. Авторами описываются потенциальные угрозы кибербезопасности (а именно: фильтрация нежелательной информации, несанкционированный доступ к данным, ки-бертерроризм и др.). Рассматривается проблема педагогического сопровождения обучающихся по вопросу формирования их информационно безопасного поведения. В статье авторским коллективом разработан перечень возможных решений обозначенных проблем.
Ключевые слова: информатизация, информатизация образования, информационные технологии, информационная безопасность, кибербезопасность в образовательной среде, угрозы кибербезопасности.
В современном мире наблюдаются процессы информатизации всех сфер общественной жизни. Следует отметить, что термин «информатизация» может трактоваться с разных позиций.
Мы солидарны с мнением И.Д. Алекперова, который в своем исследовании указывает, что «информатизация общества - это масштабный социальный процесс. Его особенность заключается в том, что основным и главным видом деятельности выступает сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. При этом используются современные средства микропроцессорной, вычислительной техники, а также всевозможные средства информационной коммуникации» [1, с. 17].
В широком смысле под информатизацией образования понимается совокупность условий социального, организационного, педагогического, технического, методического характера, а также изменений по внедрению в образовательный процесс технических устройств и информационной продукции, электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, новых приложений и программ для коммуникации.
В узком смысле под информатизацией образования мы рассматриваем внедрение в образовательные организации информационных средств, компьютерной техники, информационной продукции, а также соответствующих новых технологий. При этом процесс образования не утрачивает своей традиционной функции. Наоборот, происходит его совершенствование, добавляется новая функция - развитие высокоадаптивной педагогики информационного общества.
Применение ИКТ и дистанционных технологий привело к значительным изменениям в процессах преподавания и обучения. При этом процесс включения ИКТ в образование предполагает пересмотр динамики взаимодействия с обучающимися, а также создание новых средств обработки информации [2, с. 14]. Если проанализировать мировой опыт, то можно прийти к выводу, что наибольшее распространение формат дистанционного обучения получил там, где присутствует и развита соответствующая инфраструктура (существуют достаточно хорошие условия для развития новых технологий, наблюдается повсеместная техническая оснащенность, население обладает высоким уровнем информационной грамотности). Если проанализировать статистику и аналитику, которую приводит International Data Corporation (IDC) на своем официальном сайте, то можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение занимает треть рынка образования в Европе [3, с. 32-33].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
Российскому рынку дистанционного обучения насчитывается уже более двадцати лет. При этом на рынке разработаны зарекомендовали себя многие образовательные интернет-площадки, которые аккумулируют разнообразные учебные материалы и онлайн-курсы, системы прокторинга. Безусловным лидером в этой сфере в России является Национальная платформа открытого образования [4, с. 42]. Требуется сказать, что условия традиционного и дистанционного обучения существенным образом отличаются друг от друга. При дистанционном обучении нет привычной классно-урочной системы, отсутствует знакомый «эффект погружения».
Нельзя обойти стороной текущую ситуацию, связанную с распространением во всем мире ко-ронавирусной инфекции Covid-19. Пандемия изменила современные реалии; произошли изменения практически во всех сферах жизни российского общества - в экономике, здравоохранении и, безусловно, в образовании. Следует отметить, что в российском образовании повсеместно стали внедряться новые технологии и формы организации образовательного процесса. За короткое время школы, колледжи, университеты и другие образовательные организации практически все перешли на дистанционный формат обучения.
Решение об использовании дистанционного формата в образовательном процессе на период пандемии принимается образовательными организациями в разных регионах Российской Федерации самостоятельно, исходя из уровня опасности эпидемиологической ситуации, наличия или отсутствия угрозы для обучающихся (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397) [5].
При этом электронные учебные материалы должны быть доступны каждому обучающемуся. Любая подходящая технология может использоваться для общения между педагогами и учащимися, включая чаты в WhatsApp, Viber, Telegram, Skype, WeChat, Snapchat, Facebook Messenger и др.
Второй вариант дистанционного обучения разработан для регионов с некритической эпидемиологической ситуацией и заключается в частичном переводе учащихся на дистанционное обучение. Тем учащимся, которые по личным причинам изъявили желание перейти на дистанционное обучение, такая возможность будет предоставлена.
Оба варианта перевода учащихся на дистанционное обучение нацелены на минимизацию прямых коммуникаций между субъектами образовательного процесса. В соответствии с законами РФ возможны оба сценария развития событий. В данном аспекте полезно использовать видео-лекции и видео-уроки, разработанные педагогами (коллекция федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), российская онлайн-платформа «Учи.ру», Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др.). Кро-
ме того, в школах, колледжах, университетах необходимо развивать электронную информационно-образовательную среду [6].
Проанализировав особенности дистанционного обучения, Н.Ю. Марчук выделяет следующие его характеристики. Дистанционное обучение отличается от других видов обучения новым способом передачи и восприятия учебной информации. Иногда дистанционное обучение сопровождается наличием специально созданной виртуальной среды. Для подобного формата обучения разрабатываются специальные методики построения стратегий обучения, применяются новые информационные коммуникационные технологии [7, с. 78].
Отличие дистанционного обучения от традиционного, по мнению Г.В. Можаевой, заключается, прежде всего, в наличии определенной дистанции между субъектами образовательного процесса (между педагогом и обучаемым или группой обучаемых, между административными сотрудниками, методистами и обучающимися и т.д.). То есть при дистанционном формате полностью отсутствует прямая коммуникация между субъектами процесса обучения [8, с. 41].
Важным аспектом, связанным с процессом организации дистанционного формата обучения, является обеспечение кибербезопасности образовательной среды. Отметим, что под термином «ки-бербезопасность» мы понимаем процесс использования мер безопасности для того, чтобы обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность сведений, персональной информации. Другими словами, это методы и способы защиты серверов, мобильных устройств, персональных компьютеров, электронных систем, сетей и данных от кибератак.
Проанализируем российский, а также зарубежный опыт в данном направлении. В результате проведенной аналитической работы, мы выявили ряд угроз кибербезопасности, которые возникают у образовательных организаций.
Среди основных проблем в данном аспекте можно назвать следующие. Во-первых, это применение устаревших, заведомо небезопасных платформ. Данные платформы уязвимы, они заведомо подвержены кибератакам, если не осуществлены профилактические мероприятия по устранению этих уязвимостей. Во-вторых, это установка и применение нелицензионного программного обеспечения. Такое «взломанное» (контрафактное) программное обеспечение с большой долей вероятности содержит «шпионские» или другие вредоносные программы. Эти компьютерные вирусы способны нарушить нормальное функционирование информационных систем [9, с. 37].
При этом взломанное, «пиратское» программное обеспечение, как правило, не позволяет производить обновления программ. Это, безусловно, повышает уязвимость, не позволяет бороться с возникающими угрозами и атаками.
Для решения проблем кибербезопасности в образовательной среде следует регулярно прово-
дить мониторинг работы программ. Рекомендуется превентивно устранять все выявленные в результате диагностики неполадки. Однако практика показывает, что большинство образовательных организаций прибегают к тем решениям, которые у них «находятся под рукой». Это объясняет отсутствие регулярного аудита безопасности, и, как следствие, возрастающую уязвимость.
Проблемы кибербезопасности в образовательной среде охватывают не только технические моменты, но и вопрос об ограждении учащегося от информации, которая негативно влияет на его развитие, личностное становление (к примеру, разного рода пропаганда). То есть распространение среди учащихся нежелательной информации является существенной угрозой, требующей со стороны сотрудников образовательной организации немедленного реагирования. Для ее решения необходимо проведение мероприятий по противодействию экстремистской идеологии, по блокированию порнографии, провокационных материалов, пропаганды наркотиков, психотропных веществ т.п.
Существуют проблемы, которые возникают в результате общения в социальных сетях. В интернет-пространстве учащимся сложнее противостоять угрозам, запугиванию и другим манипуляциям со стороны третьих лиц. Именно поэтому рекомендуется формировать и развивать навыки информационно безопасного поведения среди детей и учащейся молодежи.
Перечислим различные варианты обеспечения кибербезопасности технологической инфраструктуры. Первая рекомендация состоит в том, чтобы на регулярной основе проводить диагностику и проверку систем.
Говоря об обеспечении кибербезопасности, необходимо говорить о надежных и сложных паролях, которые регулярно обновляются и хранятся в надежных местах. Однако современные реалии таковы, что зачастую в образовательных организациях для личных кабинетов учащихся устанавливаются простые пароли, которые легко подобрать, взломать. Данная проблема носит не единичный, а системный характер. При этом данная ситуация возникает не только в образовательных организациях, она встречается даже в коммерческих компаниях.
Стоит отметить, что зачастую присвоенные пароли и переданные ученикам не держатся в тайне, напротив, распространяются открыто, вклеиваются в дневники и рабочие тетради учащихся. Более того, пароли, установленные в начале учебного года, как правило, не обновляются и служат для входа в личный кабинет несколько месяцев и даже несколько лет.
Иногда сами обучающиеся или их родственники нарушают элементарные правила «информационной гигиены», сообщая третьим лицам конфиденциальные сведения, пароли и персональную информацию. Иногда сами обучающиеся или их родственники, не осознавая возможных негатив-
ных последствии, доверяют компьютерам, гад-жетам информацию, которую лучше «держать при себе». Зачастую сами обучающиеся заходят на «сомнительные» сайты, доверяя им конфиденциальные сведения.
Это может привести к краже данных и учебной информации, к умышленным подлогам, к замене оценок в электронном учебном журнале. Третьи лица, обладая подобными конфиденциальными сведениями и персональными данными, могут под чужими учетными записями совершать противоправные действия. Именно так происходит подтасовка оценок или баллов в электронных дневниках, журналах и другой учебной документации. Именно так осуществляется завышение результатов контрольных, проверочных, зачетных и экзаменационных работ и т.п. Эта проблема возникает в том случае, если в образовательной организации осуществляется работа с нарушением принципов кибербезопасности [9, с. 37].
Именно так может быть украдена информация из экзаменационных билетов, контрольных заданий. Обычно это происходит перед итоговыми испытаниями, вступительными или выпускными экзаменами.
Поэтому чтобы не стать жертвой мошенников, следует изучать правила обеспечения кибербезопасности, изучать правила «информационной гигиены», начиная со школьной скамьи. Именно поэтому мы рекомендуем для решения проблемы проводить всевозможные деловые игры, лекции, дополнительные факультативные занятия, освещающие вопросы кибербезопасности.
Таким образом, исследования в области информатизации и кибербезопасности являются актуальными, востребованными, крайне важными в современном мире. Лишь используя комплексный подход к решению данных проблем, можно достигнуть достаточно высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения. Поколения, которое будет соблюдать принципы и правила информационной безопасности, правила «информационной гигиены», будет защищать личную информацию от противоправных действий третьих лиц.
Литература
1. Алекперов И.Д., Алекперова Э.А., Алекперова А.И., Алекперова А.И. Кибербезопасность в эпоху цифрового образования // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. -2020. - № 1. - С. 16-19.
2. Aznar I., Caceres M.P., Trujillo J.M., Romero J.M. Mobile learning and emerging mobile technologies in Preschool Education: perceptions of teachers in training // Espacios. - 2019. - Vol. 40. - № 5. - P. 14.
3. Киян И.В. Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения // Научно-методические проблемы и новые технологии обучения. -2010. - № 6 (36). - С. 32-36.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
4. Виндекер О.С., Голендухина Е.А., Климен-ских М.В., Корепина Н.А., Шека А.С. К вопросу об эффективности дистанционного обучения: исследование представлений // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 10. -С.41-47.
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, Мар-чук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. -С. 78-85.
6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiL mMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
7. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. -№ 4. - С. 78-85.
8. Можаева Г.В. Образовательный процесс в системе дистанционного образования // Вестник ассоциации «Открытый университет Западной Сибири». - 1999. - Выпуск 1. - С. 40-49.
9. Зубалова О.А. Проблемы информационной безопасности образовательной среды в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 36-38.
INFORMATION OF EDUCATION AND THE PROBLEMS OF CYBER SECURITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Shcherbakova G.V., Apukhtina A.V., Demtsura S.S.
MAOU «Gymnasium № 93 of Chelyabinsk»; South Ural State Humanitarian and Pedagogical University
In the modern educational process, the topic of informatization and cybersecurity threats are relevant today. It should be noted that the processes of informatization and cyber security problems in the educational environment are interconnected. Due to the rapid devel-
opment of information technologies and widespread digitalization, there has been a tendency for large-scale use in the field of education of new communication technologies, organization of the educational process, knowledge control, etc. The authors of the article describe a number of problems that have been observed recently in the process of using information technologies in the educational process. The authors describe potential cyber security threats (namely: filtering unwanted information, unauthorized access to data, cyber terrorism, etc.). The problem of pedagogical support of students on the formation of their information-safe behavior is considered.
Keywords: informatization, informatization of education, information technologies, information security, cybersecurity in the educational environment, cybersecurity threats.
References
1. Alekperov I.D., Alekperova E.A., Alekperova A.I., Alekpero-va A.I. Cybersecurity in the era of digital education // Intellectual resources for regional development. - 2020. - № 1. - P. 16-19.
2. Aznar I., Caceres M.P., Trujillo J.M., Romero J.M. Mobile learning and emerging mobile technologies in Preschool Education: perceptions of teachers in training // Espacios. - 2019. - Vol. 40. - № 5. - P. 14.
3. Kiyan I.V. Analysis of foreign experience in distance learning // Scientific and methodological problems and new teaching technologies. - 2010. - № 6 (36). - P. 32-36.
4. Vindeker O.S., Golendukhina E.A., Klimenskikh M.V., Korepi-na N.A., Sheka A.S. On the question of the effectiveness of distance learning: a study of ideas // Pedagogical education in Russia. - 2017. - № 10. - P. 41-47.
5. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of March 14, 2020 № 397 «On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and the corresponding additional professional programs, in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation» [Electronic resource]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/ documents/card/?id_4=1064 (date accessed: 01.10.2020).
6. Passport of the priority project «Modern digital educational environment in the Russian Federation» [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZ-bUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (date accessed: 28.07.2020).
7. Marchuk N. Yu. Psychological and pedagogical features of distance learning // Pedagogical education in Russia. - 2013. -№ 4. - P. 78-85.
8. Mozhaeva G.V. The educational process in the distance education system // Bulletin of the Association "Open University of Western Siberia". - 1999. - Issue 1. - P. 40-49.
9. Zubalova O.A. Problems of information security of the educational environment in modern conditions // World of science, culture, education. - 2018. - № 3 (70). - P. 36-38.
о с
u