Научная статья на тему 'Информатизация населения Рязанской области: состояние, проблемы и перспективы'

Информатизация населения Рязанской области: состояние, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / SOCIETY INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / GOVERNMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дронов Валерий Николаевич, Махрова Ольга Николаевна

В статье рассмотрены проблемы информатизации населения региона на примере Рязанской области. Существующий подход к информатизации населения носит технократический характер и направлен в основном на решение инфраструктурных вопросов доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Технологическая доступность ИКТ является необходимым условием информатизации населения, но без наличия компьютерной техники у населения, без наличия компьютерной грамотности значительная часть населения будет исключена из информационного пространства. В результате возникает цифровое неравенство в обществе. Причины возникновения и меры по устранению цифрового неравенства зависят от конкретных социально-экономических условий: места расположения, состава населения, экономического развития региона, человеческого капитала и доходов. Для каждого региона эти условия разные, следовательно и меры по устранению неравенства будут отличаться. Исследованию социально-экономических условий жизни населения региона, оценке влияния их на цифровое неравенство на основе разработанных ИРИО методик и выработке предложений по преодолению неравенства посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of the Population of the Ryazan Region: State, Problems and Prospects

The article considers the problems of Informatization of the region’s population on the example of the Ryazan region. The existing approach to Informatization of the population is technocratic in nature and it is aimed primarily at resolving infrastructure issues of access to information and communication technology (ICT). Technological accessibility of ICT is a necessary condition for awareness and information, but without the presence of computer technology in the population, without the presence of computer literacy, a significant portion of the population will be excluded from the information space. The result is a digital divide in society. Causes and measures to address digital inequality depend on the specific socio-economic conditions: location, population, economic region development, human capital and income. For each region, these conditions are different, and therefore measures to tackle inequality will be differing. The article is devoted to the study of the socio-economic conditions of the region’s population, to the assessment of their impact on the digital divide on the basis of the Institute of the Information Society methods.

Текст научной работы на тему «Информатизация населения Рязанской области: состояние, проблемы и перспективы»

региональная экономика

УДК 316.77:004.9

В. Н. Дронов, О. Н. Махрова

информатизация населения рязанской области: состояние, проблемы и перспективы*

V. N. Dronov, O. N. Makhrova. Informatization of the Population of the Ryazan Region: state, Problems and Prospects

В статье рассмотрены проблемы информатизации населения региона на примере Рязанской области. Существующий подход к информатизации населения носит технократический характер и направлен в основном на решение инфраструктурных вопросов доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Технологическая доступность ИКТ является необходимым условием информатизации населения, но без наличия компьютерной техники у населения, без наличия компьютерной грамотности значительная часть населения будет исключена из информационного пространства. В результате возникает цифровое неравенство в обществе. Причины возникновения и меры по устранению цифрового неравенства зависят от конкретных социально-экономических условий: места расположения, состава населения, экономического развития региона, человеческого капитала и доходов. Для каждого региона эти условия разные, следовательно и меры по устранению неравенства будут отличаться. Исследованию социально-экономических условий жизни населения региона, оцен-

The article considers the problems of Informatization of the region's population on the example of the Ryazan region. The existing approach to Informatization of the population is technocratic in nature and it is aimed primarily at resolving infrastructure issues of access to information and communication technology (ICT). Technological accessibility of ICT is a necessary condition for awareness and information,but without the presence of computer technology in the population, without the presence of computer literacy, a significant portion of the population will be excluded from the information space. The result is a digital divide in society. Causes and measures to address digital inequality depend on the specific socio-economic conditions: location, population, economic region development, human capital and income. For each region, these conditions are different, and therefore measures to tackle inequality will be differing. The article is devoted to the study of the socio-economic conditions of the region's population, to the assessment of their impact on the digital divide on the basis of the Institute of the Information Society methods.

Валерий Николаевич Дронов — заместитель директора по науке Рязанского института экономики, кандидат экономических наук.

Ольга Николаевна Махрова — ученый секретарь Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук.

© В. Н. Дронов, О. Н. Махрова, 2015

* Статья подготовлена в рамках исследования по гранту РГНФ № 14-12-62003 и правительства Рязанской области.

ке влияния их на цифровое неравенство на основе разработанных ИРИО методик и выработке предложений по преодолению неравенства посвящена статья.

ключевые слова: информатизация общества, информационно-коммуникационные технологии, государственное устройство, эффективность

контактные данные: В. Н. Дронов: 390023, г. Рязань, Электрозаводская ул., д.52; о. И. махрова: 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Keywords: society informatization, information and communication technology, government, efficiency

Contacts: V. N. Dronov: Elektrozavodskaya Str. 52, Ryazan', Russian Federation, 390023; O. N. Makhrova: Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

В современных условиях деятельность человека все в большей степени зависит от информированности и способности извлекать из информационного пространства с помощью специальных технических средств необходимые потоки информации, анализировать их и на основании полученных знаний принимать решения.

Информатизация общества коренным образом изменяет качество жизни человека. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) человек получает доступ к глобальному информационному пространству, имеет возможность участвовать в управлении территорией, а также в оценке и принятии решении по самым различным вопросам государственного устройства.

В условиях информационного общества компьютеры, подключенные к информационным сетям, появляются в каждом доме, и любой человек может получать любую полную и достоверную информацию независимо от своего географического местоположения. При этом предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами. Теряют значение географические и геополитические границы государств. Также появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование.

Влияние современных ИКТ сказывается практически на всех сферах человеческой деятельности и во многом определяет сегодня развитие науки, образования, здравоохранение, экономической и социальной сфер, способствует росту производительности труда и качества выпускаемых товаров, повышению эффективности работы государственных органов власти и их взаимодействия с обществом. В последние годы Россия активно включилась в электронное строительство — приняты масштабные программы на федеральном и региональном уровнях, нацеленные на использование ИКТ для повышения качества государственного управления и услуг населению и бизнесу, для развития социальной сферы.

Становится очевидным, что для сохранения набранных темпов необходимо устранить целый ряд существующих барьеров, в числе которых недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации, недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих, отсутствие для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса единых минимальных федеральных стандартов доступности информационных технологий [1].

В настоящее время для регионов России характерны существенные различия в уровнях экономического развития и использования ИКТ. Информационный разрыв по отдельным показателям, по результатам исследования Института развития информационного общества, представлен в табл. 1.

таблица 1

Информационный разрыв по ряду факторов электронного развития России

Показатель Год Мт по РФ Мах по РФ Информационный разрыв

Индекс готовности регионов России к информационному обществу = 3,559

Индекс-компонент факторов электронного развития = 3,667

Подындекс «ИКТ-инфраструктура» = 5,150

Число персональных компьютеров 2010 6,42 65,54 10,21

на 100 человек населения, штук

Подындекс «Человеческий капитал» 2010-2011 0,077 0,976 12,628

Подындекс «Экономическая среда» 2010-2011 0,330 0,856 2,595

Валовой региональный продукт 2010 52,60 3461,67 65,82

(ВРП) на душу населения, тыс. руб.

Подындекс «Использование ИКТ 2010-2011 0,313 0,791 2,526

в домохозяйствах и населением»

Число ПК на 100 домохозяйств, 2010 5,00 112,00 22,40

штук

Подындекс «ИКТ в органах государ- 2010-2011 0,159 0,704 4,428

ственной власти и местного само-

управления»

Подындекс «ИКТ в бизнесе» 2010-2011 0,209 0,624 2,986

Подындекс «ИКТ в медицине» 2010-2011 0,162 0,537 3,305

Число ПК, имеющих доступ к Интер- 2010 0,54 26,89 49,80

нету, на 100 занятых в ЛПУ, штук

Подындекс «ИКТ в образовании» 2010-2011 0,159 0,637 4,005

Доля школ, в которых ведется 2011 0,89 98,82 111,03

электронный дневник, электронный

журнал успеваемости, % от общего

числа школ

Доля библиотек, имеющих доступ к 2010 1,29 100,00 77,52

интернету, %

Объем электронных каталогов музе- 2010 0,22 87,58 398,09

ев, % от общего объема фондов

Построено по: данным Института развития информационного общества, http://eregion.ru/ кайа-ва^а.

Из табл. 1 видно, что индекс готовности региона к информационному обществу, рассчитываемый по 70 показателям, имеет информационный разрыв [2] в 3,5 раза, а, например, по числу ПК на 100 домохозяйств разрыв составляет 22,4, по валовому региональному продукту — 65,8, по школам — 111,03, по библиотекам — 77,52. Неравенство в информатизации характерно не только между регионами, но и внутри регионов между различными социальными слоями населения.

Различный уровень экономического развития регионов, различный уровень доходов населения, различный уровень развития человеческого капитала породили новый вид неравенства населения — цифровое неравенство.

Сам термин «цифровое неравенство» появился в России позже, чем в Европе, и до сих пор это явление мало изучается. Еще недавно вызываемые распространением ИКТ изменения в технической и социальной сферах отождествлялись лишь с социальным прогрессом, однако сегодня уже понятно, что их распространение имеет и негативные последствия [3; 4].

Во всем мире, в России тоже, развивается новый вид социального неравенства — цифровое неравенство. В настоящее время наблюдается уже вторая волна неравенства. Если первая волна была между имеющими и не имеющими доступ к ИКТ, то вторая волна уже проходит между пользователями по принципу глубины и широты использования этих технологий [5].

Информационное неравенство в широком смысле — это, прежде всего, культурное явление, поддающееся воспитанию за счет развития информационной культуры личности. Обеспечение равного доступа к ИКТ технологиям — это средство для решения значительно большей проблемы — информационного расслоения общества.

Существует много определений понятия информационного неравенства. Вначале под ним понимался исключительно неравный доступ к информационным технологиям. Сегодня информационное неравенство понимается шире — это «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий», это сложное социально-экономическое и культурно-психологическое явление, имеющее много разных форм: территориальное, экономическое, социально-демографическое (возраст, образование, гендер) и культурно-психологическое. В обществе одновременно присутствуют социальные группы, которые активно используют информационные технологии, и группы, которые этого не делают по разным причинам.

С точки зрения индивидуума, не иметь каких-то возможностей — это еще не недостаток, не отсутствие преимуществ, но как только это становится социальной нормой, человек, не использующий эту возможность, становится «лишенцем». Раньше, когда Интернет еще только начинал широко распространяться, не быть онлайн имело лишь некоторое неудобство. По мере того как все больше аспектов социальной жизни управляются через Интернет, как все больше людей используют электронную почту для общения, как использование ИКТ становится рутиной повседневной жизни, становится ясным, что в будущем у тех, кто не пользуется Интернет, будет возникать все больше неудобств (пример с сотовой связью).

таким образом наличие цифрового неравенства в обществе не только приводит к расколу общества, но и тормозит его развитие, так как не полный охват населения ИКТ не позволяет в полной мере использовать преимущества информатизации.

Сегодня во всем мире происходит активная разработка систем, позволяющих анализировать и вести оценку государственной политики по информатизации общества, которые представляют возможность количественной оценки влияния конкретных факторов информационного развития на информатизацию конкретного региона и государства в целом.

В России начиная с 2001 г. вопросами разработки методологии и расчета показателя индекса готовности регионов к информационному обществу активно занимается Институт развития информационного общества (ИРИО).

ИРИО разработал и рассчитывает с 2004 г. два укрупненных индекса по субъектам РФ: индекс готовности регионов к информационному обществу и индекс готовности регионов России к электронному правительству.

Индекс готовности российских регионов строится на 70 показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, деловой климат, ИКТ-инфраструктура), и показателях доступа и использования ИКТ в пяти сферах деятельности — в бизнесе («электронный бизнес»), государственном управлении («электронное правительство»), здравоохранении, культуре, а также в домохозяйствах и среди частных лиц.

Структура индекса представлена на рис. 1.

Индекс Индексы-компоненты Подындексы

Рис. 1. Структура индекса готовности к информационному обществу Источник: [2].

По Рязанскому региону показатели индексов и подындексов представлены в табл.2.

таблица 2

Показатели индексов и подындексов, рассчитанные по методике ИРИО для Рязанского региона

Рязанская область Значение Рейтинг в РФ Рейтинг в федеральном округе

Индекс готовности регионов России к информационному обществу 0,379 49 8

Индекс-компонент факторов электронного развития 0,369 37 6

Подындекс «Человеческий капитал» 0,375 16 5

Подындекс «ИКТ-инфраструктура» 0,334 59 15

Подындекс «Экономическая среда» 0,399 55 9

Индекс-компонент использования ИКТ для развития 0,389 58 10

Подындекс «Использование ИКТ в до-мохозяйствах и населением» 0,504 74 15

Подындекс «ИТК в культуре» 0,181 49 9

Подындекс «ИКТ в медицине» 0,390 34 7

Подындекс «ИКТ в образовании» 0,310 67 14

Таблица составлена по методика ИРИО. Выделены индексы и подындексы, имеющие наихудшие показатели.

Данные, представленные в таблице, позволяют планировать и вести работу по информатизации, целенаправленно, концентрируя внимание и ресурсы в зависимости от рейтинговой оценке.

В 2012 г. Институт развития информационного общества подготовил новый Индекс открытости правительства регионов России и рейтинг субъектов РФ. Индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих четыре направления открытого правительства: сервисы социальных сетей; открытые правительственные данные; онлайновое сотрудничество с гражданами; интегрированные сетевые сервисы.

Результаты исследования представлены в табл. 3. В таблице представлены данные по ряду регионов ЦФО. По индексу открытости Рязанская область находится на 22-м месте среди регионов России.

таблица3

Показатели индекса открытости правительства

Место Субъект РФ Значение Использование социальных сетей Открытые правительственные данные Сотрудничество ИОГВ с гражданами Сетевое/ интегрированное присутствие

1 Ульяновская область 0,306 29 20 0 22

2 Москва 0,221 4 20 2 20

3 Пензенская область 0,210 25 19 0 7

5 Ивановская область 0,201 10 24 0 13

6 Калужская область 0,193 3 20 0 20

13 Владимирская область 0,178 3 24 0 14

22 Рязанская область 0,163 0 28 1 8

Исследования и показатели, разработанные ИРИО, направлены в первую очередь на рейтингование субъектов РФ. Причины складывающихся межрегиональных различий по уровню развития информатизации, возможности сокращения этих различий, целесообразность развития информатизации в различных секторах экономики и социальной сферы регионов остаются в основном вне поля зрения исследователей. Эти вопросы стали предметом научного исследования ИСЭПН РАН.

Анализ практической дифференциации социально-экономического развития регионов показывает серьезные различия в целях развития регионов, в направлениях и механизмах государственного управления. Основными проблемами развития большинства субъектов РФ являются износ основных фондов, отток квалифицированных кадров, старение населения, недостаточное развитие сферы услуг, диспропорции в структуре трудовых ресурсов, зависимость от конъюнктуры мировых рынков, слабая транспортная освоенность территории. Однако в каждом регионе своя ситуация, свои особенности.

В этой ситуации становится актуальным вопрос о факторах, влияющих на электронное развитие региона, определяющих возможности широкомасштабного и содержательного использования информационно-коммуникационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2010-2012 гг. лабораторией социальных проблем развития информационного общества ИСЭПН РАН было проведено пилотное обследование городского населения в четырех регионах РФ — Смоленской, Нижегородской, Ульяновской и

Челябинской областях. Проведенное обследование охватило контингенты респондентов и их семей, преимущественно представляющих собой трудоустроенную и активную часть городского населения [5].

В ходе обследования демографические структуры семей опрошенных были представлены ячетырьмя видами: 1) семья полная с детьми; 2) семья полная без детей; 3) семья одиночки с детьми; 4) семья одиночки без детей. По принципу доходности выделялись высокодоходные, среднедоходные и низкодоходные семьи.

Препятствующие факторы распределены по пяти направлениям: проблемы возраста, технической обеспеченности, обучения, информированности и социально-психологические проблемы. Результаты исследования представлены на рис. 2 в виде гистограмм.

«Г 60

о,

о

И

&50

>4 и

§ 40

я |

« 30

20 10 0

52

43

28

14

43

27

18

10

Смоленская обл. Ульяновская обл. Нижегородская обл. Челябинская обл.

— проблемы возраста

— проблемы технической обеспеченности

— проблемы обучения

2 — проблемы информированности

— социально-психологические проблемы

Рис. 2. Структура факторов, препятствующих использованию ИКТ, %

Таким образом рейтинговая оценка и исследования ИСЭПН позволяют сделать выводы:

1) что основными причинами являются: отсутствие бесплатного обучения, проблема технической обеспеченности и проблема информированности;

2) если доступ к ИКТ организаций и домохозяйств региона (обеспеченность компьютерами и доступом к сетям) в значительной степени определяется уровнем экономического развития региона и доходами домохозяйств, то показатели содержательного использования ИКТ, показатели масштабов реализации в регионе таких приложений, как электронная коммерция или электронное правительство, в большей степени зависят от уровня развития человеческого капитала [6];

3) широкомасштабное использование ИКТ невозможно без достаточно высокого уровня развития экономики и доходов домохозяйств;

4) в повседневной жизни современных семей состоялся и поддерживается некий необходимый стандарт технической обеспеченности средствами ИКТ, что обусловливает надлежащую функциональность существования семьи и ее членов в электронном мире, определяющих динамичность развития информационного общества;

5) проведенные исследования подтвердили зависимость темпов проникновения Интернета от структуры возрастного состава населения.

Полученные выводы позволяют вести работу по информатизации не на ощупь, а исходя из существующих в регионе условий.

Важнейшее значение для информатизации имеет работа со старшим поколением. Остановлюсь подробнее на этой проблеме на примере Рязанской области.

По Рязанской области структура возрастного состава населения представлена в табл. 4.

таблица 4

Проникновение Интернета в различные возрастные группы

Возраст Проникновение Интернета, % Количество людей в возрастной группе, чел.

До 16 лет 43,4 206 637

16-35 лет 61,5 255 566

35-55 лет 39,9 330 356

55 и старше 17,1 355 889

Источник: данным Рязаньстата [7].

Из табл. 4 следует, что наименьший показатель проникновения Интернета приходится на возрастную группу 55 лет и старше, а на эту возрастную группу приходится около 360 000 чел., или 31% населения. Причин здесь несколько:

1) эта категория людей не обладает компьютерной грамотностью;

2) в силу материального положения не имеет возможности приобретения и обслуживания компьютера.

Индикаторы уровня жизни пенсионеров поданным [8] представлены в табл. 5;

таблица 5

Индикаторы уровня жизни пенсионеров

Средний размер пенсий, руб. Прожиточный минимум, руб. Численность населения с доходами ниже ПМ, %

9478 6626 11,7

3) большая группа населения проживает в удаленных и малонаселенных поселениях, где нет доступа к Интернету (табл. 6).

таблица 6

Численность и количество малонаселенных поселений

Показатель Всего Пункты с населением 10 человек и менее Пункты с населением 10—50 человек Пункты с населением 50—100 человек

Число населенных пунктов, ед. 2751 608 715 233

Число жителей, тыс. человек 38,2 3,6 17,8 16,8

В то же время именно старшее поколение испытывает острую нужду в информации по предоставлению социальных услуг, медицинскому обслуживанию и связям с внешним миром. Без вовлечения этой части населения в информационную среду не представляется полноценное функционирование электронного правительства, государственных услуг, органов местного самоуправления. Необходимо отметить, что в целом по стране и в Рязанской области предпринимаются усилия органами государственной власти и организациями по обучению компьютерной грамотности пожилых людей. Это и бесплатные курсы, проводимые территориальными министерствами, курсы, проводимые компанией Microsoft «Твой курс». Еще одна инициатива по развитию ИТ-компетенций, в частности для привлечения пенсионеров к новым ИКТ, принадлежит консультантам и экспертам всероссийского детско-юношеского и молодежного движения «Тимуровцы информационного общества». Этот проект, организованный Российским агентством развития информационного общества, направлен на массовую ликвидацию компьютерной безграмотности, в первую очередь социально незащищенных групп населения.

Несмотря на то что в последнее десятилетие в Российской Федерации увеличивается число мероприятий, направленных на интеграцию представителей старшего поколения в интернет-сообщество, количество пожилых пользователей Сети в нашей стране остается невысоким. Между тем в условиях все большего проникновения ИКТ в повседневную жизнь человека ограниченность доступа к информации равносильна ущемлению свободы полноценного функционирования в социуме.

Проблемы сокращения цифрового неравенства не могут решаться только за счет усилий и финансовых затрат самого населения, здесь невозможно обойтись без целенаправленной политики и совместной слаженной работы различных государственных, муниципальных и коммерческих структур. Участие государства должно быть направлено на создание сети бесплатных обучающих центров, охватывающих всю территорию России.

Для лиц, имеющих низкий доход, инвалидов и малообеспеченных семей, необходимо продумать систему льгот по приобретению компьютеров и доступа в сети по опыту зарубежных стран.

В удаленных малонаселенных пунктах необходимо внедрение технологий, обеспечивающих создание пунктов доступа к Сети на коллективной или индивидуальной основе.

Информационную культуру вообще и компьютерную культуру, в частности, можно и нужно внедрять и развивать. Не попробуешь — не захочешь использовать современные технологии. Людям нужна помощь государства в этом вопросе. Новое разделение общества можно и предотвратить с помощью основанных на обследованиях населения социальных программах.

Таким образом в настоящее время разработаны и внедрены в практику индикаторы информатизации общества, которые позволяют произвести сравнительную оценку состояния информатизации региона и выявить наиболее значимые факторы, сдерживающие процесс информатизации. Ведутся исследования ИСЭПН по сдерживающим процесс информатизации социально-экономическим факторам. Полученные результаты уже сейчас позволяют разрабатывать региональные программы. Программа должна предусматривать мероприятия как социального плана, так и технического совершенства ИКТ. Ежегодная оценка результатов выполняемых мероприятий по программе позволит вносить необходимые коррективы.

Литература

1. Информационное общество (2011-2020 гг.): Государственная программа Российской Федерации от 20 октября 2010 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eregion. ru/karta-saita.

2. Русско-английский глоссарий по информационному обществу. М.: ИРИО; British Council, 2004.

3. Вершинская о. н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.

4. коротков А. В. Цифровое неравенство как следствие развития процесса информатизации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/ BPA/da782ae4eacfb804c3256efa003edb7b.

5. Шапошник с. Б. Роль человеческого капитала в электронном развитии регионов России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eregion.ru/analiticheskie-materialy/ rol-chelovecheskogo-kapitala-v-elektronnom-razvitii-regionov-rossii.

6. http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/ru/publications/official_publi-cations/electronic_versions/7b93db8042b8871a8d3e8dc9cadae528.

7. Алексеева о. А., Дронов В. н., махрова о. н. Проблемы информатизации населения Рязанской области // Народонаселение. 2013. № 4.

8. Рязанская область в цифрах. 2014: Крат. стат. сб. / Рязаньстат. Рязань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.