Научная статья на тему 'Итоги и перспективы региональной информатизации'

Итоги и перспективы региональной информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РЕГИОНА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / INFORMATIZATION / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC SOCIETY / INNOVATION-DRIVEN DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданчиков П. А.

Предмет. Проблемы информатизации и цифровизации регионов. Цели. Комплексное исследование проблемы информатизации регионов в России. Анализ состояния и разработка предложений по дальнейшему развитию информатизации регионов. Методология. Использованы методы системного, компаративного, логического и статистического анализа. Результаты. Получены объективные оценки состояния и перспективного развития региональной информатизации. Сформированы организационно-правовая модель информатизации Российской Федерации и рейтинг регионов на основе оценки уровня информатизации по ключевым показателям эффективности. В работе отражены основные этапы и достижения региональной информатизации. Определены актуальные проблемы отрасли и намечены пути их решения. Выводы. При выработке качественно новой модели социально-экономического развития регионов основным направлением региональной информатизации должно стать преодоление цифрового неравенства регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional informatization: Results and prospects

Subject The article considers the issues related to informatization and digitalization in the Russian regions. Objectives The focus is on a comprehensive study of information technology penetration in Russian regions, state-of-the-art analysis and proposals for further development of informatization. Methods I apply the methods of systems, comparative, logical, and statistical analyses. Results The paper provides objective assessments of the status of regional informatization and prospects for its development. I present an organizational and legal model of informatization in the Russian Federation and the rating of regions based on the assessment of informatization level, using the key performance indicators. I also define urgent problems in the industry and possible solutions. Conclusions When designing a qualitatively new model of socio-economic development of regions, it is crucial to overcome the digital divide, and this should be the major direction on the way to regional informatization in Russia.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы региональной информатизации»

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Социально-экономическая политика

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ* Пётр Алексеевич ЖДАНЧИКОВ

кандидат экономических наук, ведущий эксперт Института региональных исследований и городского

планирования НИУ ВШЭ, Москва, Российская Федерация

peters8@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 5986-0588

История статьи:

Получена 13.07.2018 Получена в доработанном виде 10.08.2018 Одобрена 22.08.2018 Доступна онлайн 15.11.2018

УДК 336.5.02

018, 033, 035, R11,

R58

Ключевые слова:

информатизация региона, электронное правительство, электронное общество, инновационное развитие, человеческий капитал

Аннотация

Предмет. Проблемы информатизации и цифровизации регионов. Цели. Комплексное исследование проблемы информатизации регионов в России. Анализ состояния и разработка предложений по дальнейшему развитию информатизации регионов.

Методология. Использованы методы системного, компаративного, логического и статистического анализа.

Результаты. Получены объективные оценки состояния и перспективного развития региональной информатизации. Сформированы организационно-правовая модель информатизации Российской Федерации и рейтинг регионов на основе оценки уровня информатизации по ключевым показателям эффективности. В работе отражены основные этапы и достижения региональной информатизации. Определены актуальные проблемы отрасли и намечены пути их решения. Выводы. При выработке качественно новой модели социально-экономического развития регионов основным направлением региональной информатизации должно стать преодоление цифрового неравенства регионов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Жданчиков П.А. Итоги и перспективы региональной информатизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 11. - С. 2015 - 2033. https://doi.org/10.24891/re. 16. 11.2015

Место информатизации в системе актуального круга социально-экономических категорий определяется необходимостью формирования соответствующих научно-технических, экономических и организационных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Это повышает значение позиций, связанных с учетом

* Автор выражает благодарность и глубокую признательность доктору экономических наук, профессору, заведующей кафедрой регионалистики НИУ ВШЭ Ирине Николаевне ИЛЬИНОЙ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.

интересов граждан, что соответствует проводимой в стране социальной политике.

В качестве основных пореформенных этапов информатизации, проводимой в Российской Федерации, можно выделить следующие периоды.

1991-1992 гг. Инерционный период. После распада СССР информатизация в Российской Федерации осуществлялась при отсутствии реальной государственной поддержки. Научные разработки в области информатики проводились инерционно, с использованием накопленного ранее потенциала [1]. Производство отечественных компьютеров и средств связи существенно замедлилось ввиду

материально-архитектурного несовершенства

1 2

и низкого качества комплектующих1'

1992-2000 гг. Коммерческий, или стихийный, период. Ведущим звеном информатизации стали коммерческие структуры. Появилось множество частных и полугосударственных организаций, предметом деятельности которых стали информационные технологии, импорт и продажа зарубежной техники. Постепенно сформировалась широкая сеть мобильных телефонных услуг, осуществлялось подключение к сети Интернет активной части населения. Сборка простых моделей персональных компьютеров на основе импортных комплектующих получила широкое распространение. Отмечается перемещение персонального компьютера в разряд бытовой и офисной техники, предназначенной как для учебы и развлечений, так и для обработки информации при помощи текстовых редакторов, информационного поиска на основе использования реляционных баз данных и автоматизации расчетов, включая использование электронных таблиц3.

1992-1996 гг. Создание нормативно-правовой базы информатизации. Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» были приняты в 1995 и 1996 гг. Данный период характеризуется изданием большого количества указов Президента и вынесением

1 Далман К. Знание-емкая экономика: концепции, тенденции, стратегии // Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 27-33. URL:

http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/254F43576DED2392 C3256D5700419D20

2 Евтюшкин А.В., Ершова Т.В., Короткое А.В., Хохлов Ю.Е. Сотрудничество государства, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества в подготовке и реализации национальной стратегии перехода России к информационному обществу // Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 47-51. URL:

http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9e2835e59fd23392c3 256d5700419e40

3Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Мониторинг как инструмент

разработки и совершенствования стратегий и программ

развития информационного общества. В кн.: ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: Труды международной конференции

(Санкт-Петербург, 17-19 мая 2005 г.). М.: Институт развития информационного общества. 2005. С. 75-88.

ряда правительственных постановлений, имеющих отношение к информатизации. В условиях сложной общественно-политической обстановки влияние этих законодательных актов на информатизацию оказалось незначительным, фактически являясь заделом на будущее.

1995 г. Концепция развития единого информационного пространства. Единое информационное пространство России (ЕИПР) концептуально представлено совокупностью баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах4.

Впоследствии по поручению профильного комитета Государственной думы на основе данной концепции была разработана Концепция государственной информационной политики.

1998 г. Концепция государственной информационной политики. Определены следующие цели5 государственной информационной политики: обеспечение права граждан на получение и использование информации; создание и поддержка уровня информационного потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие общества; обеспечение органами государственной власти согласованности решений; обеспечение общественного контроля деятельности органов государственной власти; повышение деловой и общественной гражданской активности; обеспечение интеграции с

4 Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694). URL: http://www. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=EXP&n=240699#0552703346210884

5 Концепция государственной информационной политики Российской Федерации» (одобрена на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21.12.1998).

URL: https://studfiles.net/preview/3799845/

глобальным информационным пространством; совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и развитие информационно-телекоммуникационных технологий; повышение эффективности формирования и использования национальных информационных ресурсов и обеспечение их доступности; развитие независимых средств массовой информации; формирование требуемой нормативно-правовой базы построения информационного общества и др. [2].

2001-2010 гг. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». В качестве цели программы определено создание и развитие образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах Российской Федерации; сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому образовательному уровню на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

2002 г. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». ФЦП содержит план конкретных мероприятий, обеспеченных государственным финансированием. Выполнение мероприятий программы спланировано в три этапа и рассчитано на период 2002-2010 гг. В отличие от аналогичных программ западных стран российская программа отражает в первую очередь интересы государства, а интересы людей - опосредованно. Таким образом, укрепление государственных институциональных структур, поддержка органов власти и системы взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами наряду с содействием развитию средств массовой информации является спецификой российской программы6.

6 Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Нелегкая судьба российской информатизации // Информационное общество. 2008. № 1-2. С. 47-71. URL: http://emag.iis.ru/arc/mfosoc/emag.nsf/BPA/43ed b6d565c014a6c3257582002aa60c

2004-2005 гг. Доклад Института развития информационного общества при поддержке Мининформсвязи России «Индекс готовности регионов России к информационному обществу». В данном документе впервые оценивается и систематизируется уровень готовности регионов России к широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий. Использование показателей развития информационного общества, принятых в международной практике, позволило обеспечить повышение уровня сопоставимости критериев оценки и нф ормаци онно го об ще с тва с международными стандартами. Методология исследования включала использование подхода, названного «оценкой электронной готовности» (e-Readiness Assessment). Данный подход носит комплексный характер и включает оценку социально-экономических условий, оказывающих влияние на и с п ол ьзо вани е и нф ормаци онно-коммуникационных технологий в регионе. К числу подобных условий относятся наличие человеческого капитала, делового климата, ИКТ-инфраструктуры. Учет данных факторов производится наряду с оценкой уровня использования ИКТ в ключевых сферах деятельности'.

2008 г. Принятие Правительством РФ Стратегии развития информационного общества. Данная стратегия8 предусматривает меры по организации широкополосного доступа на всей российской территории. Предусматривается переход на дистанционное обслуживание пациентов больниц. С использованием возможностей информационных технологий планируется интеграция государственных информационных систем и ресурсов, создание условий для коммерциализации и внедрения результатов

7 Бондаренко В.М. Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России. Ч. 1 // Информационное общество. 2008. № 5-6.

C. 109-114. URL:

http://emag.iis.ru/arc/mfosoc/emag.nsf/BPA/dff59fb121a8e9f5c32 5757700463c36

8 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212. URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

научных исследований и модернизации системы хранения библиотечных фондов.

2009 г. Финальная корректировка программы «Электронная Россия». Стоимость работ с 2002 по 2010 гг. уменьшена до 21,2 млрд руб. против предусмотренных ранее 77,2 млрд руб. в условиях повышения востребованности результатов. Работы по созданию «электронного правительства» явились завершающим этапом программы [3].

2010 г. «Электронное правительство». Система «Электронное правительство» представляет собой прогрессивную форму информационного обслуживания, является способом предоставления информации и заданного набора государственных услуг различным категориям пользователей, включая отдельных граждан и их объединения, структуры бизнес-сообщества, государственных чиновников. При этом возможности использования информационных технологий сводят к минимуму личное взаимодействие между государством и заявителем. «Электронное правительство» не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг [4]. Предусмотрено достижение следующих основных целей:

- существенное повышение эффективности оказания правительственных услуг населению и бизнес-сообществу;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах, связанных с управлением страной;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан.

2011-2020 гг. Долгосрочная программа «Информационное общество». В программу включено шесть направлений. Первое

направление включает мероприятия по внедрению электронного правительства. Повышение уровня и качества жизни и улучшение условий ведения бизнеса являются содержанием второго направления. Третье направление включает вопросы преодоления цифрового неравенства. Четвертое направление сводится к обеспечению безопасности в информационном обществе. Пятое направление определяет развитие рынка информационно-коммуникационных технологий. Шестое направление связано с вопросами сохранения культурного наследия

Для оценки работ, проводимых в сфере информатизации, представляет определенный интерес Приложение к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. В этом документе приведены контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г. В частности, отмечается, что к 2015 г. должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей: место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира; место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже д е с ятого; нали ч и е п е рсо нальны х компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% (в 2014 г. - 71%) домашних хозяйств; доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%; доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70% (в 2014 г. - 51,6%); доля библиотечных

9Арефьев Б.А Концепция информационного общества // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 54-56. URL: https://moluch.ru/archive/62/9520/

фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%.

9 мая 2017 г. Президент РФ подписал указ об утверждении новой Стратегии развития информационного общества10.

Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Целью Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.

Стратегия призвана способствовать обеспечению национальных интересов: развитию человеческого потенциала, обеспечению безопасности граждан и государства, повышению роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве, развитию свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Ф ед е ра ци и , орг а но в м е с тного самоуправления, повышению эффективности государственного управления, развитию э ко ном и к и и со ци а л ьно й с ф еры , формированию цифровой экономики.

Данная стратегия и Концепция региональной информатизации11 завершили цепочку основных правительственных мероприятий по информатизации в субъектах Российской Федерации [6-8].

10 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/

11 Концепция региональной информатизации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации

от 29.12.2014 № 2769-р. URL:

http://legalacts.ru/doq/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122014-n-2769-r/#100011

Согласно указанному документу, основными целями региональной информатизации являются:

- повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- выравнивание уровня развития информационного общества;

- повышение эффективности системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, определены:

- комплексная и согласованная с целями, установленными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;

- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, выполняющими государственное или муниципальное задание (заказ), при помощи информационных технологий.

Негативная ситуация, связанная с отсутствием в период с 2010 по 2014 г. нормативных актов, координирующих процесс информатизации в субъектах Российской Федерации, была отрегулирована путем своевременной разработки концепции региональной информатизации. Период действия предшествующей концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1024-р от 17.07.2006, завершился в 2010 г.

С учетом изложенного организационно-правовая модель проводимой в России информатизации может быть представлена схемой, изображенной на рис. 1.

В настоящее время общий анализ круга показателей, входящих в систему расчетов уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации (табл. 1),

свидетельствует об отсутствии подындексов оценки уровня социальной защиты населения.

По итогам первого квартала 2016 г. Минкомсвязи России был представлен первый рейтинг регионов по уровню развития информационного общества. Данные рейтинга свидетельствуют, что лидерство в ре г и ональной с ф ер е раз в и ти я информационного общества находится в тесной зависимости от величины бюджета (табл. 2). Доля регионов с отрицательной динамикой расходов бюджета на мероприятия по информатизации по итогам 2015-2016 гг. составила 50%.

Рейтинг (рис. 2) был разработан на основе региональной методики оценки развитости информационного общества, рассмотренной на заседании12 Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, состоявшемся 20 апреля 2016 г. [9-11].

Позиция региона в рейтинге Минкомсвязи России по уровню развития информационного общества учитывает 55 показателей по следующим подындексам: человеческий капитал, инфраструктура информационно-коммуникационных технологий, электронное п р а в и т е л ь с т в о , и с п о л ь з о в а н и е информационно-коммуникационных технологий домохозяйствами и населением, ИКТ в культуре, ИКТ в сфере предпринимательства и торговли, ИКТ в здравоохранении.

Согласно п. 11 Методических рекомендаций по оценке региональных показателей развития информационного общества13, индекс

12 Протокол заседания Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 20.04.2016 № 172пр.

URL: https://minsvyaz.ru/uploaded/fnes/protokol-soveta-ri172pr.pdf

13 Методика оценки уровня развития информационного

общества в субъектах Российской Федерации (проект). URL: https://minsvyaz.ru/ru/documents/4949/

развития информационного общества в регионах определяется по формулам, приведенным в табл. 1.

Указанный расчетный алгоритм является громоздким и может быть существенно упрощен за счет введения в методику весовых коэффициентов при нормализованных значениях показателей уровня развития информационного общества.

В этом случае формула расчета индекса развития информационного общества (ИИОСРФ) приобретает следующий удобный вид:

55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИИОСРФ = Х к[П,. , (1)

1=1

где П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике;

к,- весовые коэффициенты, соответствующие каждому значению П,.

Весовые коэффициенты рассчитываются на основе арифметического преобразования формул, указанных в табл. 1.

Например, подындекс «ИКТ в здравоохранении» (Пиктз) после несложных преобразований будет рассчитываться по следующей формуле:

55

ПИКТз=Х к, П, . (2)

,=51

Основными источниками данных для расчета индекса развития информационного общества являются:

- публикуемые и внутриведомственные данные Росстата;

- базы данных Росстата ЦБСД и ЕМИСС;

- ведомственная статистика;

- порталы органов исполнительной власти в части открытых данных.

Также в процессе формирования исходных данных используются информационные

ресурсы государственной автоматизированной системы «Управление» и анкетные данные информационной системы «Электронный регион».

Основные проблемы, возникающие при расчете показателей индекса развития информационного общества, связаны с различной периодичностью предоставления данных, отсутствием статистической информации по отдельным субъектам РФ, (Республика Крым, г. Севастополь, Ненецкий АО, Республика Ингушетия), официально утвержденной методики, сложностями получения данных путем обследования регионов [12, 13].

Н е обход и мо т акже отме ти ть, ч то формализация расчета рейтинга регионов по уровню развития информационного общества в ближайшее время должна подвергнуться существенным изменениям, связанным с внедрением Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Создание и введение в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения предусмотрено Федеральным законом от 29.12.201514.

Основной задачей информационной системы является размещение в едином источнике информации о мерах социальной защиты/поддержки, социальных услугах и иных социальных гарантиях, предоставляемых гражданам за счет финансовых возможностей всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Это позволит повысить качество предоставления указанных мер поддержки и социальных услуг населению, а также обеспечит возможность проведения финансового планирования и контроля за расходованием финансовых средств в сфере социальной поддержки населения.

14 Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». URL: http://base.garant.ru/71294570/

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации в 2017 г.15.

Современная система социальной защиты в значительной степени опирается на использование информационно-коммуникационных технологий, поэтому отсутствие показателей развития информационных технологий социальной защиты с точки зрения определения уровня развития информационного общества является существенным пробелом.

Расч ет и нд екс а ур ов ня раз в и ти я информационного общества позволил сформировать пять групп субъектов РФ по уровню информатизации:

1) высокий уровень информатизации;

2) уровень информатизации выше среднего;

3) средний уровень информатизации;

4) уровень информатизации ниже среднего;

5) низкий уровень информатизации.

Карта распределения регионов по уровням информатизации представлена на рис. 3.

Основными проблемами, возникающими в последнее время в области региональной информатизации являются недостаточное финансирование, дефицит кадров, рассогласованность действий между различными уровнями власти. Все они являются зеркальным отражением аналогичной направленности на федеральном уровне.

Спецификой регионального комплекса проблем информатизации является, в частности, слабое развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Это в первую очередь касается удаленных и малонаселенных районов.

15 Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/71612664/

По данным компании Directum, в отдаленных районах отмечается либо полное отсутствие каналов связи, либо их существенная слабость. Такое обстоятельство ставит под вопрос целесообразность информатизации подобных территориальных образований. Как следствие, возможно исключение этих районов из проектов региональной информатизации.

Недостаточное финансирование региональных ИТ-проектов в 2016-2017 гг. отмечают все информационно-внедренческие компании. В условиях кризиса складывается ситуация, когда судьба информатизации региона полностью зависит от позиции регионального руководства, которое в случае наличия з аи нт ере со ванно с ти в р аз в и ти и информатизации решает проблему путем федерального субсидирования. Одновременно обеспечивается участие в создании региональных сегментов государственных информационных систем, в том числе с привлечением внебюджетных инвестиций.

Отношение к информатизации как к инструменту повышения эффективности управления экономикой в подавляющем большинстве случаев на местах отсутствует. Это происходит несмотря на то, что информатизация часто помогает находить новые источники поступлений в бюджет. В данных условиях наблюдаются существенные отличия соседних областей в степени охвата информационными технологиями, развитости инфраструктуры, ИТ-компетенциях государственных служащих. Подобная неравномерность становится препятствием для развития многих

государственных инициатив, что должно стать предметом пристального внимания Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

В целом проблема региональной информатизации к 2018 г. была успешно решена с включением в состав региональных информационных систем элементов Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Состоялась разработка и утверждение концепции региональной информатизации, на основе которой в подавляющем большинстве регионов была проведена работа по переводу государственных услуг в электронную форму.

Для оценки состояния региональной информатизации разработана Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, на основе которой построены рейтинги регионов по уровню информатизации.

Основная проблема дальнейшего развития региональной информатизации связывается с недостаточным финансированием, кадровым дефицитом, несогласованностью действий между разными уровнями власти.

Успешное проведение региональной информатизации является залогом ускоренного развития цифровой экономики, представляющей одно из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития России. Цифровизация российской экономики станет платформой для качественного изменения ее структуры и расширения перспектив.

Таблица 1

Алгоритм расчета индекса развитости информационного общества в субъектах Российской Федерации

Table 1

An algorithm to calculate the index of maturity level of the information society in constituent entities of the Russian Federation

№ шага Формулы расчета показателей Расшифровка показателей

иСУз=Е i = 53 3 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

2. 11 П51 - число персональных компьютеров в расчете на 100

икуз— 2П51 + 2П52 работников в учреждениях здравоохранения, штук; П52 -

число персональных компьютеров, подключенных к Интернет, на 100 работников учреждений здравоохранения, шт._

3. Пикт = — О +1И 3 2 куз 2 Суз Окуз - субиндекс «Оснащенность компьютерами учреждений здравоохранения», Исуз - субиндекс «Использование сетевых

технологий в учреждениях здравоохранения»

4. 50 1 ЭК=! 3п, i=48 3 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

5. 47 1 Дпикт ^^ о П1 i=40 8 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

6. ПиКТпт = ^Дпикт + "2 ЭК Дпикт - субиндекс «Доступ предприятий к информационно- коммуникационным технологиям», ЭК - субиндекс «Электронная коммерция»

7. 39 1 Ииктк = Е 5П, i=35 5 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

8. 34 1 Диктк=Е тП, i = 31 4 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

9. П иктк =1 Диктк +1 Иикт к к 2 к 2 к Диктк - субиндекс «Доступ учреждений культуры к информационно-коммуникационным технологиям», Ииктк -субиндекс «Использование информационно-коммуникационных технологий в учреждениях культуры»

10. 30 1 Пиктдх =Е 1 П, i = 25 6 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

11. 24 1 гмуэп = Y 1 п; эп ¿Ш^ Q 1 i = 16 9 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

12. Иктэп=1П14+1П15 эп 2 14 2 15 П14 -доля учреждений ОГВ и ОМС, имеющих скорость передачи данных через Интернет не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС, %, П15 - доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота, %

13. 1 1 ИКТэп - субиндекс «Использование информационно-

Пэп _ 2 Иктэп + 2 эп коммуникационных технологий в деятельности ОГВ

и ОМС», ГМУэп - субиндекс «Получение населением государственных и муниципальных услуг в электронной _форме»._

14.

22.

И =—П + —Пикт +

и 5 эп 5 дх

+ — Пиктк+Пиктпт + — Пиктз

Пэп - подындекс «Электронное правительство»; Пиктда -подындекс «Использование информационно-коммуникационных технологий в домохозяйствах и населением»; Пиктк - подындекс «информационно-коммуникационные технологии в культуре»; Пиктпт -подындекс «информационно-коммуникационные технологии в сфере предпринимательства и торговли»; Пиктз - подындекс «информационно-коммуникационные

15. 13 1 Пинфр = Z "7 П, 1=10 4 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

16. Сикт=П9 П9 - удельный вес занятых в секторе информационно-коммуникационных технологий, в общей численности занятого населения, %

17. Нп = П8 П8 - численность исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, на 10 000 занятых в экономике, чел.

18. ^ 1 Никт=£ ^П,. i=4 4 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

19. з 1 Уо=13п, ,=1 3 П, - нормализованная форма значений показателя развитости информационного общества субъектов Российской Федерации, указанных в приложении к методике

20. П =1У +1 Никт + чк 4 4 +1 Нп +1 Сиктпт 4 п 4 пт Уо - субиндекс «Уровень образования населения», Никт -субиндекс «Навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий»; Нп - субиндекс «Научный потенциал»; Сикт - субиндекс «Специалисты в сфере информационно-коммуникационных технологий»

21. Иф 2 ПЧк+ 2 Пинфр Пчк - подындекс «Человеческий капитал»; ПИнфР - подындекс «Инфраструктура в сфере информационно-коммуникационных технологий»

1 2

ИИОСРФ=- Иф+-Ии 3 ф 3 и

ИИОСРФ - индекс развитости информационного общества субъектов Российской Федерации; Иф - индекс-компонент «Факторы развития информационного общества»; Ии -индекс-компонент «Использование информационно-коммуникационных технологий для развития»_

Источник: авторская разработка Source: Authoring

»

Таблица 2

Расходы региональных бюджетов на мероприятия по информатизации в 2015-2016 гг. Table 2

Expenditures of regional budgets on informatization activities in 2015-2016

Субъект Российской Численность Объем финансирования Объем финансирования

Федерации населения, в 2015 г. (на 1 000 чел. в 2016 г. (на 1 000 чел.

млн чел. населения), млн руб. населения), млн руб.

Москва 12,1 1,13 1,19

Санкт-Петербург 5,1 0,46 0,44

Московская область 7,2 0,3 0,22

Республика Татарстан 3,8 0,36 0,33

Новосибирская область 2,7 0,32 0,46

Ленинградская область 1,7 0,51 0,63

Республика Коми 0,8 1,1 1,18

Ханты-Мансийский АО 1,6 0,35 0,51

Ростовская область 4,2 0,16 0,18

Самарская область 3,2 0,11 0,24

Тульская область 1,5 0,39 0,49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинская область 3,4 0,12 0,18

Тюменская область 1,4 0,36 0,44

Республика Крым 1,8 0,03 0,33

Красноярский край 2,8 0,21 0,21

Хабаровский край 1,3 0,4 0,44

Камчатский край 0,3 1,35 1,52

Воронежская область 2,3 0,27 0,18

Пермский край 2,6 0,12 0,13

Вологодская область 1,1 0,2 0,25

Белгородская область 1,5 0,28 0,19

Севастополь 0,3 0,25 0,75

Ставропольский край 2,8 0,06 0,1

Липецкая область 1,1 0,3 0,25

Калужская область 1 0,26 0,28

Ямало-Ненецкий АО 0,5 0,46 0,52

Краснодарский край 5,4 0,03 0,05

Свердловская область 4,3 0,08 0,06

Сахалинская область 0,4 0,44 0,52

Республика Мордовия 0,8 0,21 0,29

Оренбургская область 2 0,13 0,11

Архангельская область 1,1 0,27 0,2

Республика Саха (Якутия) 0,9 0,22 0,23

Приморский край 1,9 0,09 0,11

Ульяновская область 1,2 0,19 0,17

Смоленская область 0,9 0,22 0,2

Мурманская область 0,7 0,11 0,24

Ненецкий АО 0 4 4,27

Магаданская область 0,1 1,08 1,24

Иркутская область 2,4 0,08 0,07

Волгоградская область 2,5 0,06 0,06

Курская область 1,1 0,14 0,14

Алтайский край 2,3 0,08 0,06

Калининградская область 0,9 0,24 0,15

Республика Башкортостан 4 0,02 0,03

Тамбовская область 1 0,15 0,13

Амурская область 0,8 0,17 0,15

Владимирская область 1,4 0,11 0,08

Курганская область 0,8 0,14 0,11

Кемеровская область 2,7 0,02 0,03

Республика Марий Эл 0,6 0,13 0,14

Еврейский АО 0,1 0,23 0,54

Удмуртская Республика 1,5 0,06 0,05

Тверская область 1,3 0,05 0,05

Псковская область 0,6 0,11 0,11

Республика Дагестан 2,9 0,02 0,02

Томская область 1 0,02 0,06

Кабардино-Балкарская Республика 0,8 0,07 0,07

Орловская область 0,7 0,07 0,07

Пензенская область 1,3 0,04 0,04

Ярославская область 1,2 0,03 0,04

Республика Адыгея 0,4 0,16 0,12

Рязанская область 1,1 0,03 0,04

Астраханская область 1 0,03 0,04

Саратовская область 2,4 0,01 0,01

Республика Бурятия 0,9 0,03 0,04

Ивановская область 1 0,08 0,03

Новгородская область 0,6 0,03 0,05

Республика Алтай 0,2 0,22 0,14

Чувашская Республика 1,2 0,03 0,02

Республика Северная Осетия - Алания 0,7 0,03 0,04

Омская область 1,9 0,02 0,01

Республика Карелия 0,6 0,03 0,04

Нижегородская область 3,2 0,01 0

Республика Хакасия 0,5 0,06 0,04

Республика Тыва 0,3 0,05 0,06

Республика Калмыкия 0,2 0,04 0,06

Кировская область 1,3 0,02 0,01

Брянская область 1,2 0,01 0,01

Костромская область 0,6 0,03 0,01

Республика Ингушетия 0,4 0,04 0,02

Чукотский АО 0 0,37 0,21

Карачаево-Черкесская Республика 0,4 0 0,02

Забайкальский край 1 0 0

Чеченская Республика 1,3 0,02 0

Продолжение

Субъект Российской Федерации Общий объем финансирования в 2015 г., млн руб. Общий объем финансирования в 2016 г., млн руб. Отношение показателя 2016 г. к показателю 2015 г., %

Москва 13 838,54 14 602,35 5,5

Санкт-Петербург 2 403,65 2 328,94 -3,1

Московская область 2 222,91 1 637,19 -26,3

Республика Татарстан 1 394,16 1 285,06 -7,8

Новосибирская область 898,28 1 269,73 41,4

Ленинградская область 912,21 1 129,07 23,8

Республика Коми 954,05 1 026,33 7,6

Ханты-Мансийский АО 571,73 831,11 45,4

Ростовская область 693,07 800,69 15,5

Самарская область 367,95 791,83 115,2

Тульская область 598,17 745,11 24,6

Челябинская область 429,25 645,46 50,4

Тюменская область 518,51 629,04 21,3

Республика Крым 66,12 627,27 848,6

Красноярский край 600,8 601,6 0,1

Хабаровский край 541,67 590,61 9

Камчатский край 428,86 484,05 12,9

Воронежская область 634,73 441,34 -30,5

Пермский край 318,68 342,3 7,4

Вологодская область 238,02 303,34 27,4

Белгородская область 439,85 300,54 -31,7

Севастополь 100 300 200

Ставропольский край 171,77 295,71 72,1

Липецкая область 347,17 292,9 -15,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калужская область 267,81 288,14 7,6

Ямало-Ненецкий АО 248,5 281,5 13,3

Краснодарский край 193,75 276,7 42,8

Свердловская область 350,64 270,37 -22,9

Сахалинская область 215,36 258,08 19,8

Республика Мордовия 171,3 240,53 40,4

Оренбургская область 266,46 236,51 -11,2

Архангельская область 316,01 229,31 -27,4

Республика Саха (Якутия) 211,15 225,15 6,6

Приморский край 186,85 223,31 19,5

Ульяновская область 240,71 220,33 -8,5

Смоленская область 214,93 199,71 -7,1

Мурманская область 89,55 186,74 108,5

Ненецкий АО 173,74 185,71 6,9

Магаданская область 161,2 184,98 14,8

Иркутская область 209,27 182,85 -12,6

Волгоградская область 164,97 159,01 -3,6

Курская область 164,13 158,26 -3,6

Алтайский край 194,4 158,06 -18,7

Калининградская область 235,22 145,15 -38,3

Республика Башкортостан 107,01 141,46 32,2

Тамбовская область 159,09 139,02 -12,6

Амурская область 139,07 127,6 -8,2

Владимирская область 155,37 125,19 -19,4

Курганская область 128,75 100 -22,3

Кемеровская область 66,02 96,9 46,8

Республика Марий Эл 93,45 95,98 2,7

Еврейский АО 39,57 91,64 131,6

Удмуртская Республика 104,78 84,23 -19,6

Тверская область 72,75 72,89 0,2

Псковская область 71,45 72,08 0,9

Республика Дагестан 65,99 70,9 7,4

Томская область 30,91 67,55 118,6

Кабардино-Балкарская Республика 64,81 64,79 0

Орловская область 57,43 57 -0,7

Пензенская область 57,99 55,47 -4,3

Ярославская область 47,34 54,27 14,6

Республика Адыгея 74,28 53,69 -27,7

Рязанская область 42,79 46,8 9,4

Астраханская область 40,07 45,24 12,9

Саратовская область 38,99 42,03 7,8

Республика Бурятия 37,89 41,95 10,7

Ивановская область 92,75 32,69 -64,8

Новгородская область 22,58 32,48 43,8

Республика Алтай 48,65 30,02 -38,3

Чувашская Республика 39,89 29,73 -25,5

Республика Северная Осетия - Алания 22,64 29,49 30,2

Омская область 57,58 27,71 -51,9

Республика Карелия 18,84 27,65 46,8

Нижегородская область 40,55 25,57 -36,9

Республика Хакасия 36,22 25 -31

Республика Тыва 15,92 19,48 22,3

Республика Калмыкия 11,13 18 61,7

Кировская область 28,68 13,59 -52,6

Брянская область 11,84 13,19 11,3

Костромская область 19,75 12,63 -36

Республика Ингушетия 19,92 12,46 -37,5

Чукотский АО 18,7 11,06 -40,9

Карачаево-Черкесская Республика 0 10,99 -

Забайкальский край 3,11 6,71 115,7

Чеченская Республика 37,49 1,49 -96

Источник: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ

Source: The Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation data

Рисунок 1

Организационно-правовая модель информатизации Figure 1

An organizational and legal model of informatization

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"

Решение Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи от 15.10.1998

Утверждена Президентом РФ 07.02.2008 (№ Пр-212)

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 03.07.2015. №238

Приложение № 1 к протоколу заседания Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жпзнп и условий ведешгя

предпринимательской деятельности от 20.04.2016

Принятие правовых основ информатизации

т

Одобрена решением Президента РФ № Пр-1694 от 23.11.1995

Концепция развития единого информационного пространства

Коцепцпя государственной информационной политики Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65

J ФЦП "Электр

i онная Россия"

i

Стратегия развития информационного общества

i

Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предо ставлешгя государственных и муниципальных услуг"

Внедрение принципов электронного правительства

т

Долгосрочная программа "Информационное общество"

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313

I

Концепция региональной информатизации

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р

Т

Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах РФ

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Рейтинг регионов по уровню развития информационного общества (2017 г.) Figure 2

Rating of regions by maturity level of information society (2017)

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2029

Рисунок 3

Распределение субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества Figure 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Distribution of constituent entities of the Russian Federation by maturity level of information society

I I- высокий; □ - выше среднего; I I- средний; D - ниже среднего;И- низкий

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Вершинская О.Н., Дрожжинов В.И., Ершова Т.В. и др. Готовность России

к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий: монография. М.: Институт развития информационного общества, 2001. 113 с.

2. Ершова Т.В. Информационное общество - это мы! М.: Институт развития информационного общества, 2008. 512 с.

3. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт. 2009. Т. 3. № 4. С. 44-55.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy

4. Немыкина О.И. Проблемы и перспективы информатизации региона // Регионология. 2010. № 1. С. 199-207. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-i-perspektivy-informatizatsii-regiona

5. Гиглавый А.В., Соколов А.В., Абдрахманова Г.И. и др. Долгосрочные тренды развития сектора информационно-коммуникационных технологий // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 6-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dolgosrochnye-trendy-razvitiya-sektora-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy

6. Урнышев Р.С. Региональная информатизация: как навести порядок // Региональная и муниципальная информатизация. 2015. № 2. C. 31-33. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2015/05/2015-02_RMI.pdf

7. Настюшкина Е.В. Информатизация налоговых органов региона как условие их модернизации // Регионология. 2015. № 4. С. 44-53.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/informatizatsiya-nalogovyh-organov-regiona-kak-uslovie-ih-modemizatsii

8. Булярский С.В., Синицын А.О., Цыганцов А.В. Влияние асимметрии информации на устойчивость экономических кластеров // Регионология. 2015. № 4. С. 54-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-asimmetrii-informatsii-na-ustoychivost-ekonomicheskih-klasterov

9. Носонов А.М. Формирование информационного общества в регионах России // Регионология. 2016. № 4. С. 114-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-informatsionnogo-obschestva-v-regionah-rossii

10. Плаксин С.М., Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 55-65.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/internet-ekonomika-v-rossii-podhody-k-opredeleniyu-i-otsenke

11. Власова В.В., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Анализ драйверов и ограничений развития России на основе информации Глобального инновационного индекса // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 24-41.

12. Gokhberg L., Sokolov A. Technology Foresight in Russia in Historical Evolutionary Perspective. Technological Forecasting and Social Change, 2017, no. 119, pp. 256-267.

URL: https://doi.org/10.1016/j .techfore.2016.06.031

13. Москалева Е.Г. Инновационный потенциал как фактор опережающего развития региона // Регионология. 2017. Т. 25. № 4. С. 534-553.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnyy-potentsial-kak-faktor-operezhayuschego-razvitiya-regiona

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Socioeconomic Policy

eISSN 2311-8733

REGIONAL INFORMATIZATION: RESULTS AND PROSPECTS Petr A. ZHDANCHIKOV

Institute of Regional Studies and Urban Planning, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation peters8@yandex.ru ORCID: not available

Article history: Abstract

Received 13 July 2018 Subject The article considers the issues related to informatization and digitalization in the

Received in revised form Russian regions.

10 August 2018 Objectives The focus is on a comprehensive study of information technology penetration

Accepted 22 August 2018 in Russian regions, state-of-the-art analysis and proposals for further development of Available online informatization.

15 November 2018 Methods I apply the methods of systems, comparative, logical, and statistical analyses.

Results The paper provides objective assessments of the status of regional informatization JEL classification: O18, O33, and prospects for its development. I present an organizational and legal model of O35, R11, R58 informatization in the Russian Federation and the rating of regions based on the assessment

of informatization level, using the key performance indicators. I also define urgent problems in the industry and possible solutions. Keywords: informatization, Conclusions When designing a qualitatively new model of socio-economic development electronic government, of regions, it is crucial to overcome the digital divide, and this should be the major

electronic society, direction on the way to regional informatization in Russia.

innovation-driven

development, human capital © Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Zhdanchikov P.A. Regional Informatization: Results and Prospects. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 11, pp. 2015-2033. https://doi.org/10.24891/re. 16.11.2015

Acknowledgments

I extend my sincere gratitude and appreciation to Irina N. IL'INA, Doctor of Economics, Professor, Head of Regional Studies Department of the National Research University Higher School of Economics, for her advice and valuable comments on the article.

References

1. Vershinskaya O.N., Drozhzhinov V.I., Ershova T.V. et al. Gotovnost'Rossii k informatsionnomu obshchestvu. Otsenka vozmozhnostei i potrebnostei shirokomasshtabnogo ispolzovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii: monografiya [Russia's readiness to become the information society. Assessment of opportunities and needs for a large-scale use of information and communication technologies: a monograph]. Moscow, IIS Publ., 2001, 113 p.

2. Ershova T.V. Informatsionnoe obshchestvo - eto my! [The information society - it is us!]. Moscow, IIS Publ., 2008, 512 p.

3. Abdrakhmanova G.I., Kovaleva G.G. [Trends in ICT development]. Forsait = Foresight-Russia, 2009, vol. 3, no. 4, pp. 44-55.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v7tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy (In Russ.)

4. Nemykina O.I. [Problems and perspectives for information system development of the region]. Regionologiya = Regionology, 2010, no. 1, pp. 199-207.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/problemy-i-perspektivy-informatizatsii-regiona (In Russ.)

5. Giglavyi A.V., Sokolov A.V., Abdrakhmanova G.I. et al. [Long-term trends in the ICT sector]. Forsait = Foresight-Russia, 2013, vol. 7, no. 3, pp. 6-24.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dolgosrochnye-trendy-razvitiya-sektora-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (In Russ.)

6. Urnyshev R.S. [Regional informatization: How to put things right]. Regionalnaya i munitsipalnaya informatizatsiya, 2015, no. 2, pp. 31-33.

URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2015/05/2015-02_RMI.pdf (In Russ.)

7. Nastyushkina E.V. [Informatization of tax authorities in a region as a condition of their modernization]. Regionologiya = Regionology, 2015, no. 4, pp. 44-53.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/informatizatsiya-nalogovyh-organov-regiona-kak-uslovie-ih-modernizatsii (In Russ.)

8. Bulyarskii S.V., Sinitsyn A.O., Tsygantsov A.V. [Impact of information asymmetry on sustainability of economic clusters]. Regionologiya = Regionology, 2015, no. 4, pp. 54-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-asimmetrii-informatsii-na-ustoychivost-ekonomicheskih-klasterov (In Russ.)

9. Nosonov A.M. [Formation of the Information Society in Russian Regions]. Regionologiya = Regionology, 2016, no. 4, pp. 114-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-informatsionnogo-obschestva-v-regionah-rossii (In Russ.)

10. Plaksin S.M., Abdrakhmanova G.I., Kovaleva G.G. [Approaches to Defining and Measuring Russia's Internet Economy]. Forsait = Foresight and STI Governance, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 55-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/internet-ekonomika-v-rossii-podhody-k-opredeleniyu-i-otsenke (In Russ.)

11. Vlasova V.V., Kuznetsova T.E., Rud' V.A. [Drivers and limitations of Russia's development based on the evidence provided by the Global Innovation Index]. Voprosy Ekonomiki, 2017, no. 8,

pp. 24-41. (In Russ.)

12. Gokhberg L., Sokolov A. Technology Foresight in Russia in Historical Evolutionary Perspective. Technological Forecasting and Social Change, 2017, no. 119, pp. 256-267.

URL: https://doi.org/10.1016/j .techfore.2016.06.031

13. Moskaleva E.G. [Innovative potential as a factor for advanced development of a region]. Regionologiya = Regionology, 2017, vol. 25, no. 4, pp. 534-553.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnyy-potentsial-kak-faktor-operezhayuschego-razvitiya-regiona (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.