Научная статья на тему 'Информатизация как социокультурный и социотехнический процесс'

Информатизация как социокультурный и социотехнический процесс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
887
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронина Людмила Алексеевна

The article contains a detailed analysis of the issue and discusses the role of informational technologies in today's world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informationalisation as a sociocultural and technical process

The article contains a detailed analysis of the issue and discusses the role of informational technologies in today's world.

Текст научной работы на тему «Информатизация как социокультурный и социотехнический процесс»

осуществлено оно, данных нет. Однако это не значит, что возвращаться к данному вопросу нельзя.

Думается, что среди известных и почитаемых имен Тамбовского края достойное место должно занять и имя Эдуарда Христиа-

новича Икавитца, имя пионера науки в глухой провинции второй половины XIX века.

Поступила в редакцию 05.03.04.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Л.А. Пронина

Pronina L.A. Informationalisation as a sociocultural and technical process. The article contains a detailed analysis of the issue and discusses the role of informational technologies in today’s world.

Сегодня становится характерным новый способ производства - информационный, а информация превращается в основу генерирования знаний, коммуникаций. Информатизация привела не только к увеличению объема информации, созданию локальных и глобальных систем и сетей, баз данных и знаний, но и к появлению принципиально новых технологий, к новой культуре, к новому типу общества. Можно сказать, что информатизация является фундаментальной проекцией глобального процесса социальных трансформаций. Информатизация - сложный динамический процесс, анализ которого показывает, что он включает инновации в области технологий, форм организации, типов рациональности, трансформацию видов деятельности и условий. Но информатизация, безусловно, социокультурный процесс, оказывающий значительное влияние на технологии, экономику.

Информатизация общества может рассматриваться как феномен культуры, ибо проблема - в значительной степени социокультурная, что связано с исследованием феномена социальной информации, являющейся общественным отражением природной и социальной действительности. Центральная категория, характеризующая процесс информатизации, - это информация. По мнению А.И. Арнольдова, информация - общечеловеческая культурная, универсальная ценность, востребованная обществом. Информация трактуется им как основа человеческого

знания и как социальный институт, организующий систему духовных ценностей. Основное свойство живой материи - воспринимать и хранить информацию, поэтому человек, устанавливая с другими людьми определенные отношения, сознательно и творчески использует и преобразует мир информации, ее получение, хранение и передачу, вступает в информационные отношения. Форма информационных связей является для него основой жизнедеятельности и связана с его потребностью в знаниях, врожденных чувством любознательности, заряжающим человека особым типом умственной энергии [1].

Таким образом, в ходе общественной эволюции человеческого развития, процесса освоения жизненных реалий информация приобретает новое значение и новое содержание. Для объективного определения роли информации в обществе необходимо рассматривать ее во взаимосвязи с другими универсальными системами - социальной и культурной, со всеми процессами духовной жизни. Информация является сложным феноменом общественной жизни: она занимает свое место среди этих систем, связана с различными сферами человеческого бытия, заполняя и насыщая интеллектуальное пространство. Современное общество не может жить и развиваться без информации - наиболее выраженной формы культуры общества, и человек в нем выступает и созидателем, и распространителем, и хранителем информации, взаимодействуя по формуле «человек -

информация - человек». Хотя, как показывает исторический опыт, информация (или ее отсутствие) всегда играла важную роль в развитии общества и личности. Но в период распространения новых информационных технологий, ее влияние все более актуализируется.

Можно говорить, что информацию отличает социально масштабный характер, ибо в ней отражаются и глобальные проблемы современности, и внутренний мир человека. А это значит, что ядро информации - это опыт человека, освоенные способы и формы творческой деятельности, духовный капитал, накопленный человечеством.

«Правомерна идея полифонии информации как одного из всеобщих способов распространения духовных ценностей и как органичного элемента культурного процесса. ... Связанная с бытием человека, непрерывно осознаваемая и воспринимаемая им, информация становится произведением культуры. Она не просто элемент социальной структуры общества. Она - образ культуры и мышления людей, способ их организации и объединения. Связывая сотни людей друг с другом, информация создает духовный мир, в котором человек живет, создает культурные ценности, делает научные открытия, формирует новые религиозные системы» [2].

Информоциология утверждает, что информация извлекается из данных только тогда, когда целеустремленный элемент универсума Вселенной использует их с какой-либо целью. Особенностью информации является то, что, пока существует носитель информации, поток отражения неисчерпаем и зависит только от наблюдающего элемента универсума Вселенной. По мнению А.В. Нестерова, если информационное свойство среды (универса), определяемое характеристикой «информационная проницаемость», будет равно нулю, то индивидуализующий элемент в этой среде будет информационно изолирован [3], что приведет к катастрофическим последствиям.

Получатель информации извлекает из одной и той же переданной информации разные объемы физической, семантической и прагматической информации. Мы согласны с А.Д. Урсулом [4-6], что информация - это отражение разнообразия. Являясь узловым пунктом познания, информация позволяет

выявить не только всеобщее, но и частное -конкретные, многогранные связи с действительностью, как отражение этой действительности.

Для нас принципиально важно то, что информация есть общественное достояние. Она - в принципе социальна, в то время как знание соотнесено с конкретной личностью, с тем, кто этим знанием владеет, пользуется, но не всегда сознает явно и потому затрудняется передать его другому, иначе как через образцы своих действий. Социальная информация представляет накопленное в обществе и признанное обществом знание, будучи его превращенной формой. Она существует как хранящиеся и передаваемые в обществе тексты (в обобщенном понимании этого слова). В то же время знание существует как личное достояние людей, перенимающих его друг у друга, как образцы действия в процессах-эстафетах. Знание, накопленное в обществе, и информация, доступная через информационную среду, характеризует возможности данного общества решать стоящие перед ним задачи и правильно ставить новые. В связи с этим мы выделяем в качестве результатов информатизации интеллектуальный потенциал и информационный потенциал, причем их развитие зависит от интенсивности информатизации общества.

Данные два понятия можно объединить в одно - информационно-когнитивный потенциал, которое целесообразно использовать для характеристики процесса информатизации, где субъектом выступает личность. Процесс информатизации должен пройти через когнитивный экран тех индивидуумов, для которых знания являются ценностью. Поэтому надо учитывать не только мир объективных знаний, но и феномен личностных (субъективных) знаний. Важным компонентом информационно-когнитивного потенциала будет интеллектуальный потенциал. Здесь проявляется способность человека решать проблемы, используя накопленные знания, навыки и опыт. Второй компонент - это информационный потенциал, который обеспечивает необходимый уровень информированности членов общества, то есть способность обобщать, искать, хранить и передавать информацию. Информационно-когнитивный потенциал определяет уровень развития конкретного общества, его способность активно

изменяться и быть максимально созидательным. Интеллектуальный потенциал охватывает знания и творческие способности личности, которые связаны с феноменом сознания. Вне личности, вне духовного начала знания невозможны, мы будем иметь дело только с оболочкой знаковой системы - информацией, которая не имеет никакого отношения к культуре. Если отсутствует феномен знаний и культуры, информация теряет свое значение, свой смысл. Поэтому важно понять сущность и значение интеллектуального и информационного потенциалов. В процессе накопления, использования и распространения знаний первостепенную роль играют именно личностные импульсы.

Целями информатизации во всем мире, в том числе и в России, является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества, личности во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций. В этой связи следует говорить об информационном взаимодействии субъектов и субъектов - объектов. В данном случае целесообразно обратиться к идеям информоло-гии. Инфогенез имеет в качестве стимулирующих начал «социальный заказ» и действие внутренних информологических законов. Так, не вся производимая в обществе информация социально необходима, и не все входит в активно используемую часть инфофон-да. Некоторая информация может и вообще не использоваться в человеческой практике. Но тот факт, что информация не используется здесь и сейчас, не означает, что она не потребуется в будущем. Для нас представляют интерес участники инфовзаимодействия, в котором субъект и объект отличаются по модальности. В. Коган для более четкой организации этого признака и обеспечения удобства теоретического и практического анализа предлагает выделить два критерия - содержание и объем. Первая характеристика относится к качественным показателям, вторая -к количественным [7]. Под содержанием модуса понимаем соотнесенность его с конкретной социальной или демографической группой. Групп можно выделить несчетное

количество, поэтому велико и число вариантов модусов. Что же касается объема модуса, то в роли как субъекта, так и объекта выступают представители четырех количественных разрядов - индивид, социальная группа, данная социальная система, все человечество. В связи с этим модусы субъекта или объекта могут быть индивидуальными, групповыми, социальными и глобальными. Для прогнозирования и моделирования различных аспектов информатизации это очень важно: модальность необходимо учитывать, ибо она непосредственным образом влияет на все стороны инфовзаимодействия: на количество и качество производимой и потребляемой информации, на ее надежность, активность, эффективность протекания информационных процессов, ориентацию в координатах пространства и времени.

Так, в координатах времени выделяем два вида инфосвязи: синхронную и диахрон-ную. Синхронная предполагает возможность установления обратной связи между субъектом и объектом в рамках одного интервала времени. Во втором случае происходит передача информации от предшествующих поколений к последующим. Для нас особенно важна вторая, так как диахронную инфосвязь можно рассматривать как специфический механизм аккумулирования и передачи социального опыта. Без существования такого механизма невозможна трансляция культуры, ибо человек вынужден в онтогенезе повторять весь социальный и интеллектуальный филогенетический опыт.

Между видами инфосвязи существуют определенные субординационные отношения: можно говорить о том, что синхронная является средством осуществления диахрон-ной. В то же время надежность и прочность диахронной инфосвязи выше, что доказано рядом информологических и социальноэтнографических исследований, обнаруживших и подтвердивших эту закономерность на материалах жизни конкретных этносов. Именно информационные потоки становятся основой диахронного и синхронного развития культуры. Обмен информацией (с обратной связью) обеспечивает синхронное движение информации, диахронное движение гарантирует передачу (трансляцию) информации от поколения к поколению. С позиций информологии, важным становится синхрон-

ное измерение культуры, так как оно позволяет понять отношения между информационными потоками, отношения внутри и вне. Каждый факт культуры можно рассматривать как сообщение, информацию. Трансляция социального опыта - это передача по вертикали блоков информации, содержащих элементы накопленного социального опыта в его общекультурном виде. Двигаясь вверх, инфопоток постоянно «принимается от каждого предшествующего поколения каждым последующим и, растекаясь по горизонтали, становится предметом субъектно-объектных инфовзаимодействий и, тем самым, - инструментом воспитания, образования и обучения, средством социализации» [8].

Информационное взаимодействие можно рассматривать как механизм человеческого общения. Это значит, что предполагается использование языка как знаковой системы, связывающей людей в единую субъектнообъектную инфоцепь. Облечь в знаковую форму значит закодировать сведения, а наличие кодирования предполагает декодирование. Эти операции по сути можно определить как потребление информации. Следующий шаг предполагает понимание передаваемого содержания, выявление смысла поступившего сообщения. Здесь особое значение имеет формирование тезауруса - запаса информации, который, постепенно пополняясь, является фундаментом, служит инфоба-зой любого вида деятельности. Закладка, формирование и развитие тезауруса могут рассматриваться как в филогенезе (речь идет об общем информационном запасе), так и в онтогенезе (когда осуществляется формирование тезауруса отдельного человека).

Анализируя информатизацию как процесс, необходимо использовать фундаментальные информологические положения -представления об инфофонде и инфопотоке. Их можно рассматривать как основные категории, характеризующие информатизацию. Под инфофондом понимаем всю информацию, которой располагает общество на данном этапе его развития. Под инфопотоком понимаем ту информацию, которая в данный отрезок времени циркулирует в обществе, передается субъектом инфовзаимодействия объекту и используется последним в качестве метасредства социальной деятельности. Инфофонд и инфопоток формируются и ак-

тивно развиваются именно в период информатизации. Возвращаясь к инфосвязям, можно сказать, что инфопоток связан с синхронным инфовзаимодействием, с движением информации, с ее динамическими характеристиками. Для диахронных инфопроцессов наиболее важен инфофонд, связанный с селекцией информации, ее верификацией, накоплением, старением и отмиранием. В процессе информатизации происходит создание, накопление инфофонда, который и используется в дальнейшем для трансляции культурных образцов. В то же время инфопоток и инфофонд - это компоненты инфосферы, которые при ряде общих черт несут в себе и существенные различия, касающиеся важных сторон их складывания, функционирования и динамики. Тогда развитие инфосферы следует считать главным результатом информатизации общества.

Явление информатизации следует анализировать в терминах исторической преемственности, которые позволяют нам лучше понять роль информации сегодня, выяснить, какого типа информация появлялась, зачем она была нужна, какие группы в обществе ее использовали и для каких целей. А.Д. Урсул предложил судить о развитии общества по информационному содержанию социальных систем, их сложности, упорядоченности, организации и структуре. Дальнейшее развитие общества будет связано преимущественно с интенсивным ростом знания, представленного в виде информационных ресурсов, охватывающих сферы общественного бытия, общественного сознания, материального и интеллектуального производства. Причем информационный критерий прогресса удовлетворяет условиям комплексности. Прогрессивное развитие общества характеризуется увеличением информационной насыщенности в области социальных явлений. Чем более высоко организована система, тем интенсивнее глобальный «отклик» на прогрессивные явления в науке, технике и обществе. Запас информации в обществе увеличивается главным образом благодаря росту научных знаний в результате интеллектуальной деятельности людей, продукт которой представляется и куммулируется в виде информации. Возможность широкого социального использования этой информации обеспечивается

соответственно развитой автоматизированной информационной средой.

Процесс информатизации, который на уровне обыденного сознания неправомерно понимается как компьютеризация, в действительности представляет собой сложный и закономерный процесс расширения сферы действия и ускорения информационных процессов, превращения информации в такой же важный вид ресурсов, какими являются материальные и энергетические ресурсы. Эти процессы скрыты от поверхностного наблюдения, заслонены быстрыми успехами и распространением компьютерных технологий, но они являются определяющими в этих успехах.

Обеспечение сбора, обработки, хранения, поиска, распространения и использования возрастающих объемов цифровой информации, получаемой в результате комплексного инструментального исследования Земли и космоса, становится все более важной и трудной задачей системы научной и технической информации. Удовлетворительное решение этой задачи, имеющей глобальный характер, может быть найдено только в результате международного сотрудничества. Поэтому можно утверждать, что информатизация привела к расширению информационных связей между регионами, странами, народами и так далее.

Информатизация - это усиливающийся процесс частичной замены информацией традиционных видов ресурсов общества -материи (предметы и средства труда) и энергии, это процесс превращения информации в третий и все более важный вид ресурсов [9]. Информатизация затрагивает все стороны жизни современного общества - производство, кредитно-финансовую деятельность,

снабжение и сбыт, управление и тому подобное. Поэтому по социальным последствиям ее можно приравнять к научно-технической революции.

Человек, создавая новые информационные системы, одновременно становится объектом их обратного воздействия, формирующего тип обратной связи в системе «человек - информационные технологии». В связи с этим можно предвидеть новый виток спирали развития гуманитарной культуры [10]. Для этого витка спирали будут характерны синтетичность рационального и чув-

ственно-образного компонентов восприятия и передачи информации, распространение новых коммуникативных стандартов (общение на вневербальном, мультимедийном уровне), зарождение новых видов искусства (мультимедиа-арт) и так далее. Все активнее будет распространяться виртуализация жизни. В виртуальной реальности у человека появляется возможность непосредственно создавать, творить «внешний мир», окружающую среду, культурное пространство. Сегодня многие отмечают, что происходит замещение реального виртуальным, человек отрывается от конкретных вещей, теряется непосредственная связь с другими людьми и так далее. С культурологической и социально-педагогической точек зрения чрезвычайно важно, что выносит человек из виртуального мира в мир константный, базовый, реальный.

Сегодня мы имеем дело с новым качеством окружающего нас мира, сферы. Современное информационное пространство продуцирует, как мы уже отмечали, особого рода реальность - «виртуальную реальность». Можно утверждать, что Интернет и есть материализация ноосферы. Коллективное сознание человечества является самой существенной характеристикой ноосферы. Интернет может превратиться в коллективное сознание человечества, представлять собой его материализацию. Доказательством распространения данного тезиса могут служить интеллектуальные технологии и системы, которые рождают нетрадиционные продукты и услуги.

Страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, технологическое и политическое, но и культурное отставание. Причем это отставание, начиная с некоторого момента, может стать исторически необратимым. Потребители информации, которые недополучают необходимый для них объем информации, оказываются в ситуации, которая может быть названа ситуацией ослабленного инфовзаимодействия. Такое положение, на наш взгляд, приводит к обострению ситуации, к явлениям, которые называют культурным лагом и культурным запаздыванием.

Итак, информатизация привела к ряду глобальных перемен. Телекоммуникационные электронные технологии утверждают новый образ реальности, формируя фрагментарную культуру. Они приводят к созданию

сверх насыщенного информационного поля, которое повсеместно окружает современного человека, воздействие которого носит выборочный характер. В современных условиях изменился и характер коммуникации: электронные СМИ сегодня лидируют, а Интернет признается как важнейший источник новостей. Последний обладает важной социальной функцией, которой нет у других СМИ: в различных своих системах (сайты, телеконференции, чаты, IRC, ICQ и так далее) он дает обширное пространство для общения, поле для формирования отношений, отличных от принятых в реальном мире, ограниченном ритуалами и рамками социальных систем, культур и субкультур. Интернет позволяет формировать открытое сообщество в смысле форм поведения, видов информации, количества и характера участников, времени существования и так далее. Все его компоненты обладают гибкостью и динамичностью. Поэтому в качестве последствий информатизации можно выделить и появление транскультурных сообществ.

В информатизации главное - это коммуникация, то есть обмен сообщениями, ибо сообщения содержат объективные и упорядоченные сведения о сущности, а также личные суждения, намерения и так далее. Решающая роль в процессах информатизации принадлежит индивидууму. В информационном обществе первостепенное значение имеют знание, опыт и система ценностей личности. Внедрение автоматизации во все сферы жизни усиливает первичную роль личностных импульсов в накоплении, упорядочении, распространении и использовании знаний. Значит, процессы, происходящие в информационном обществе, тесно связаны с субъективным моментом. Накопление знаний и пользование знаниями в процессе информатизации - едины, а коммуникативная функция информации приобретает особое значение. Культура формируется на основе коммуникативных процессов в результате коммуникативной деятельности. Следовательно, в основе культурного развития лежат информационные процессы, возникновение, распространение, передача и хранение информации, ее усвоение. Информация - источник культурного развития и канал этого развития: она наследуется в форме социального опыта, способствуя возникновению со-

циальной памяти. Место и роль информации в структуре социальной памяти определяется ее регулятивным началом в процессе взаимодействия традиций и инноваций в культурном развитии.

Коммуникация - центральное звено цифрового будущего, где новые формы социального взаимодействия не подчиняются законам государств, где нет языковых, социальных и тому подобных барьеров. Человек выступает не только как объект информационной цивилизации, но и как ее субъект. Он не только испытывает на себе разнообразные воздействия ее социальных импульсов, но и выступает в качестве творческой, созидающей силы социально-культурного процесса, принимая непосредственное участие в творении глобальной Сети как коллективного человеческого сознания.

Новейшие технологии способны сделать нашу жизнь и быт удобными и комфортными, но и угрожают опутать ее бездуховными стереотипами. Рекламно-агрессивный мир вещей неизбежно рождает вещизм, особенно когда среди целей и устремлений человека нет иных, кроме целей утилитарных. Человек превращается в субъекта только воспринимающего, привыкающего к тому, что за него думают все окружающие, в том числе средства массовой информации. В последние годы даже появилось понятие «человек кликающий» для обозначения категории людей, активно использующих сетевые возможности, у которых произошло частичное замещение реальности виртуальной составляющей. Тогда возникает вопрос: можно ли безопасно и комфортно жить в информационном пространстве? Многие считают, что компьютеризация оказывает отрицательное воздействие на человеческую природу, обедняет внутренний мир человека. Японские специалисты пришли к выводу, что поколение, которое с детских лет сидит у телеэкрана и компьютера, утрачивает эмоциональность, становится сугубо рассудочным. Вместо живых глаз и дружеского рукопожатия оно привыкает к цветной картинке. Поэтому особую актуальность приобретает проблема: как в этих условиях противостоять негативным аспектам медиатизации и интернетизации, как продвигать подлинно духовные ценности, ориентировать пользователей на те продукты и услуги, которые соответствуют

принципам гуманизма, прогресса, свободы, а также отвечают их индивидуальным запросам и потребностям и уводят их от «мусора», имеющегося в огромном количестве в сети.

Компьютеризация и интернетизация общества происходит параллельно с утверждением новых стилей труда, новых ценностей, нового разнообразия, и эти изменения не сводятся только лишь к технической сфере. Они носят глобальный характер, проникая во все области жизнедеятельности людей. Изменения в обществе в конце XX века действительно носят глобальный характер, а не только характер технических и телекоммуникационных новаций. Так, Э. Тоффлер отмечал, что люди во все большей степени осознают, что вокруг формируется новая культура. И дело не только в компьютерах, но и в новых установках по отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам и так далее [11]. Наибольшее влияние мультимедийные технологии оказали на бизнес и способы его организации, на культуру и образование. Сегодня уже можно говорить об информационном портрете общества.

В структуре информационной системы мировоззренческие подходы проявляются в критериях отбора и оценки культурных ценностей для распространения в обществе и выделения ведущей идеи для выработки человеком гражданской позиции. В современных условиях мы выделяем новый вид сознания - информационное сознание. Сегодня чрезвычайно актуальной проблемой является интеграция духовного мира и личности и общества в целом, а также всей совокупности сообществ, выработка единого интегративного взгляда на мир [2]. В качестве исходной платформы для такого интегративного взгляда должно выступать информационное мировоззрение, то есть трактовка окружающего мира в терминах теории информации (упорядоченности, энтропии, структуры и др.) Основное противоречие личностного мира в настоящее время - это сосуществование «двух культур» (Чарльз Сноу): мира точного и естественнонаучного знания и мира человеческого духа и искусства. Это разделение на разум и интуицию, непосредственное восприятие и рефлексию, анализ и синтез, на лево- и правополушарный стиль мышления. Примирив эти культуры, можно придти к интеграции духовного мира личности. Пер-

спективы решения проблемы в условиях информатизации связаны с информационным мировоззрением, единой информационной идеологией, информационной культурой.

Усвоение и ранжирование человеком информационных ценностей - это социально-действенный процесс, направленный на активизацию личности, на воспитание способности и умения применять полученную «информацию-силу» в своей жизни. Главная задача - это формирование у человека культуры восприятия информации, развитие информационной культуры.

Последствия информатизации - обширны и глобальны. Остановимся на наиболее значимых. Информатизация привела к таким последствиям, как информационные вызовы, угрозы, риски и опасности. Кроме того, мы являемся свидетелями расслоения территорий, государств, наций, отдельных типов учреждений по информационному признаку. Сегодня проблема информационного неравенства все более актуализируется, в структуре которой можно выделить ряд аспектов. Во-первых, личностно-социальный, связанный с социальной адаптацией человека к новой, быстро меняющейся информационной среде. Во-вторых, социально-экономический, обусловленный политикой страны в области развития информационной среды, создания информационной инфраструктуры, в том числе информационного законодательства, средств и методов доступа к информационным ресурсам и информационным коммуникациям, развития и практического использования информационных технологий. В третьих - аспект геополитический, связанный с неравномерностью развития самого процесса информатизации в разных странах и регионах мира, что обусловлено не только научно-техническими и экономическими различиями потенциалов этих стран, но и различиями образовательными [12].

Реальность современной России создала для современного гражданина чрезвычайно широкий и многообразный спектр опасностей и угроз, которые в значительной степени имеют информационную природу, либо воздействуют на человека через информационные каналы. Но информатизация играет важную роль в эволюции общества, в его поступательном развитии. Современную теорию информации можно использовать в вы-

работке адекватной концепции социокультурной стратификации [2, с. 49-57]. Механизм существования этнических и субкультурных общностей всех типов может быть описан в рамках понятий энтропии и информации. Стратификация в обществе выполняет жизненно важные функции, одной из которых является распределение индивидов по важным для выживания общества социальным позициям, но глобальной задачей является сдерживание социальной энтропии, предотвращение установления социокультурной однородности индивидов. Общество должно иметь сложную структуру, чтобы быть устойчивым по отношению к социальным катаклизмам, потрясениям, внешнему давлению. Социокультурная дифференциация вносит в общество жизненно необходимое разнообразие, требуемую сложность. Рост разнообразия приводит к формированию точек роста и развития, причем разнообразие, как ценность, является условием всякого развития, разделения труда, роста творчества, создания центров более эффективной, квалифицированной, ответственной, гуманной деятельности. Разнообразие формирует образцы, цели для всего общества. Все сообщества имеют свои собственные иерархии ценностей, и, в зависимости от них и их особенностей, каждая культура культивирует одни фундаментальные проблемы и игнорирует другие. Не случайно субкультуры возникают на основе близости у их членов «ан-тиэнтропийных» признаков - то есть признаков, которые не могут распределяться равномерно по всему обществу. Социум должен располагать, с одной стороны, консервативными субкультурами, члены которых - приверженцы старых верований и культов, вышедшего из употребления этикета, устаревших идей, жанров и направлений в искусстве и тому подобное, от которых ядро культуры ушло далеко вперед. С другой стороны, ему нужны и инновационные субкультуры, которые порождают и культивируют неосвоенное. И здесь в качестве примера инновационных форм можно привести компьютерную культуру, электронную культуру, сетевую культуру, виртуальную культуру, киберкультуру и тому подобное. Их появление связано с распространением информатизации по всему миру. И инновационные и консервативные субкультуры функционально необ-

ходимы для того, чтобы могла осуществиться потребность в социокультурных изменениях. В обществе должны присутствовать субкультуры с соответствующим содержанием. Отсутствие или недостаток субкультур активизирует энтропийные тенденции в социуме. Когда общество бедно субкультурами, в особенности теми, которые культивируют инновации, в нем всегда будут ощущаться тенденции к стагнации, недостаток преобразующих возможностей. Поэтому мы утверждали, что страны, не вступившие на путь информатизации, будут иметь ряд негативных последствий. И наоборот: разнообразие «культурной» структуры общества, богатство его субкультур, как результатов информатизации, свидетельствует о нарастании антиэнтропийных тенденций, больших возможностях развития, а сами субкультуры предстают как своеобразные носители этих возможностей.

Возникновение и умножение субкультур препятствует увеличению энтропийных процессов в социуме, смягчает накопление социальной напряженности, неизбежно возникающей в случае нарастания социальной поляризации. Рост разнообразия требует соответствующего совершенствования социальных интеграторов. Чтобы интегрировать общество со множеством субкультур, государство вынуждено брать на себя функцию управления и поддерживать громадную социальную инфраструктуру, причем затрачиваемые на это средства составляют почти половину всего дохода общества. Поэтому целесообразно говорить о необходимости формирования новой информационно-культурной политики государств.

Информатизация породила и новое социальное явление - информационную стратификацию. Возникающие эффекты в сложных антро-социо-культурных системах (М.С. Каган) требуют от человека не только принятия современных социальных моделей, но и умения ориентироваться в полифонических дискурсах пониманий. Это сложившаяся ситуация культурного плюрализма в обществе, Интернет-среда, медиа-пространство и тому подобное [13]. Совершенствование коммуникативных технологий и сила их воздействия на человека постоянно возрастает, следовательно, возрастает значение информационной грамотности и информационной компе-

тентности личности. Последняя предполагает одновременно и творческое усвоение личностью социокультурного опыта и традиций и открытость личности инновациям.

Теория информации и теория социокультурной стратификации имеют множество точек соприкосновения, и их взаимодействие способно приблизить нас к пониманию окружающего мира.

Информатизация влияет и на социокультурную дифференциацию общества. В.Л. Иноземцев утверждает, что среди многочисленных социальных групп особое значение приобретает группа, именуемая в западной обществоведческой теории knowledge-class, которую он называет «классом интеллектуалов». Характерные особенности - высокие стандарты образования, принятые в этой среде, уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан [14]. Тогда уже не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества. Напротив, он сам формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты.

В современных условиях общество, которое называют информационным или обществом знаний, способствует продолжению природного процесса эволюции человека. Сегодня складывается синтетический образ единой Вселенной во всей своей целостности и неисчерпаемости составляющих его научных истин, фактов и выводимых на их основе научных концепций. Этот процесс можно назвать формированием мировой базы знаний, куммулирующей мировой запас мудрости. Данное явление можно рассматривать как упорядочение стихии информации, как мобильный, нетрадиционный инструмент обеспечения прогресса.

Информатизация общества - это не только экономические и социальные сдвиги, но и новый образ жизни, и новые требования к человеку, живущему в обществе. Сам факт такого влияния является универсальным законом, не зависящим от общественно-политического строя. Информатизация влияет на образ жизни, на духовную культуру. Она предполагает, что традиционные каналы обмена информацией, массовые коммуникации и автоматизированные информационные

службы должны взаимодействовать в сфере информационного обмена. Социальная информация не существует в обществе как автономный феномен, как некоторое оторванное от человека - производителя и потребителя знаний - содержимое памяти ЭВМ. Она обладает ценностью постольку, поскольку она есть результат представления и источник получения практически используемых знаний. Охарактеризовать уровень информационного развития общества можно с учетом того, какой объем знаний фактически проходит через информационную среду, и как они используются обществом и индивидуумом. Сегодня мы говорим о значении новых информационных технологий в жизни общества и еще шире - о технологизации жизни. Технология в этом случае охватывает не только технику, но и всю совокупность знаний, информации, правил и принципов управления технологическими процессами, совокупность природных, финансовых, человеческих, энергетических, инструментальных и информационно-интеллектуальных ресурсов и последствий реализации данной технологии в конкретной среде обитания человека. В этом случае культура входит в состав технологии и влияет на нее. Динамика, характер и эффективность технологии зависят от культуры. Последняя ставит границы технологии, так как технология зависит от информации. Данный тезис удачно проиллюстрировал Д.С. Робертсон, который утверждал, что информация ставит предел технологии и возможностям человечества в освоении мира и в дальнейшем адаптивном развитии [15]. Знания и информация и другие культурные феномены зависят от технологии. Он выделяет пять информационных революций: изобретение языка, письменности, книгопечатания, электронных средств информации, компьютерная революция. Новые технологии повышали информированность общества, меняя объем и глубину знания, уровень культуры в целом. Таким образом, культура тесно связана с технологией (в гуманистическом смысле).

Итак, информатизация привела к необходимости использования информационных критериев для характеристики развития общества, научно-технического и социального прогресса. Она изменила социальную и куль-туриую жизнь. Превалирование информации

во всех сферах жизнедеятельности привело к перевороту в каждой из них. В рамках складывающейся мировой социокультурной системы происходит и будет происходить централизация ее подсистем. В каждой подсистеме формируется некий центр, влияющий на все элементы, при этом закрепляется «униполярность» в структуре каждой подсистемы. Положения центров различных подсистем могут не совпадать: так, центр духовной жизни может располагаться совсем не в той стране, где находится центр жизни экономической, центр литературной жизни может не совпадать с центром жизни музыкальной и так далее. Такое положение дает шанс отдельным национальным структурам стать лидирующими в той либо иной подсистеме. Из истории культуры можно привести множество примеров появления подобного «ло-куса». Достижения определенной области творчества (живописи, архитектуры, музыки) концентрируются в одной национальной школе, на которую потом ориентируются все другие национальные школы. В мировой социокультурной системе применительно к периферийным элементам каждой подсистемы происходит постепенное выравнивание степени развитости различных элементов. Так, слабее проявляется феномен «провинциализма». В рамках отдельно взятой системы национальной культуры происходит та же централизация, но применительно к различным субкультурам. В тех же рамках отдельно взятой национальной культуры (равно и в рамках глобальной культурной системы) продолжается «дивергентная эволюция» различных культурных подсистем, то есть их взаимное «отталкивание» - развитие в сторону усиления специфики каждой подсистемы, обретения ею своей собственной «экологической ниши».

Таким образом, информатизация привела к сложным социокультурным сдвигам в коммуникационной среде, следовательно, и в среде жизненной. Сегодня человека окружает реальный естественный мир и искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием знаковых систем массовых аудивизуальных коммуникаций. В современных условиях происходит трансформация человеческой деятельности за счет влияния информационных систем, в том числе и на творчество. Творчество в любой сфе-

ре человеческой деятельности пользуется памятью культуры. Ценности культурного наследия всегда служили фундаментом духовного развития поколений. Поэтому следует рассматривать культуру как устойчивый инструмент трансляции общечеловеческих ценностей и смыслов в условиях информатизации. Особое значение приобретает использование коммуникационного пространства социальных институтов, хранящих культурные ценности, а проблема сохранения культурного наследия актуализируется.

Содержание и основные направления информатизации зависят от страновых различий, национальных и культурных особенностей. Так, спрос на конкретные технологии определяют культурные факторы национального, регионального и локального характера, но которые подчиняются и интеграционным тенденциям. Например, страны различаются своими особенностями использования частот, степенью использования электронной почты (например, в Германии она распространена недостаточно), факсов и так далее, составом аудиторий для разных видов технологий и тому подобное. В Европе информатизация ориентируется на функциональное и практическое информирование населения, в США - на развлечения.

В условиях информатизации культура является основой развития личности, предпосылкой восприятия знаний и неотъемлемым компонентом информатизации, ибо выполняет в обществе следующие функции:

ритуализации - коллективной памяти, сохранения традиций, передачи культуры посредством воспитания, семьи, народа;

новаторства - инициативы и активности, разработки новых форм и механизмов, разрушения старого - воздействия созданной личности на то, что породило эту личность.

Информация о культуре также является феноменом культуры. Научная информация также может быть отнесена к феномену культуры. Информация объединяет компоненты явлений науки и явлений культуры. Это значит, что для создания целостной картины мира личность нуждается в культуре и в информации о культуре.

Путь человечества к информационной цивилизации обязательно предполагает этап информатизации общества, суть которого состоит в глубокой перестройке всей инфор-

мационной инфраструктуры современности. Это масштабный процесс общесоциального характера. Понимание узла информационных проблем современности невозможно без обращения к человеческому фактору жизни социума. В информологическом плане принципиально важно положение о том, что без информации нет человека, нет личности и субъекта деятельности. Его всю жизнь формирует приток информационных импульсов. Процессы принципиально невозможны вне информационного пространства социума (мировоззрение, ценностные ориентации, совесть, духовный мир и так далее). В качестве индикатора устойчивости развития общества можно рассматривать информационную культуру. Информатизация приводит к коренному изменению содержания труда, все более приобретающего форму творческой, интеллектуальной деятельности, что в принципе обеспечивает духовное развитие человека и делает возможным гораздо более высокую степень свободы личности.

1. Арнольдов А.И Цивилизация грядущего столетия: Культурологические размышления.

М., 1997.

2. Проблемы информационной культуры. Вып. 3. Информационное мировоззрение и информационная культура: сб. ст. М., 1996. С. 15.

3. Нестеров А.В. // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2000. № 2. С. 8.

4. Урсул А.Д. // Философия экологии. образования. М., 2001. С. 49.

5. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.

6. Урсул А.Д. // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 1997. № 2. С. 1-11.

7. Информатика и культура / отв. ред. И.С. Ла-денко. Новосибирск, 1990. С. 117.

8. Коган В.З. // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 1998. № 5. С. 11.

9. Арский Ю.М., Черный А.И. // Междунар. форум по информ. и документ. 2000. Т. 25. № 1. С. 16.

10. Культура и образование в информационном обществе: Матер. междунар. науч. конф. Краснодар, 2003. С. 56.

11. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003.

12. Колин К. // Alma mater. 2000. № 6. С. 27.

13. Калина Н.М. Информатизация как социокультурный процесс: некоторые аспекты анализа. Казань, 1993.

14. Иноземцев В.Л. // СОЦИС. 2000. № 6. С. 71.

15. Sanbothe M. // J. of Philosophy of Education. Oxford, 2000. V. 34. № 1. P. 53-69.

Поступила в редакцию 20.12.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.