СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК НОВАЯ
ФОРМА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Пронина Л.А.
К концу ХХ века в рамках кибернетики, а позднее информатики стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. В современных условиях строение и функционирование сложных систем различной природы: биологических, социальных, технических и пр. - невозможно объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. В окружающем нас мире получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы воспринимают и используют информацию (например, о температуре и химическом составе среды) для выбора наиболее благоприятных условий существования. Данные процессы биологи образно называют: «живое питается информацией». Любой организм создает, накапливает и активно использует информацию.
Современное общество называют информационным, в котором информация приобретает особый статус, а информационные ресурсы играют важную роль. В таком обществе увеличивается доля интеллектуального труда, существенно меняется любая сфера деятельности. Можно утверждать, что без информации нет человека, нет личности и субъекта деятельности. Именно приток информационных импульсов самого разнообразного характера формирует его как личность, а в качестве источников выступают как природа, так и социальная практика. Структура личности в качестве компонентов включает сознание и самосознание, мировоззрение, характер, систему взглядов и ценностных ориентаций, совесть, духовный мир, потребность в самовыражении и творчестве, способность рефлексии. Данные феномены не являются врожденными. Они формируются и видоизменяются в ходе жизнедеятельности человека на базе определенных наследственных качеств. Врожденные вещи связаны исключительно с генетической информацией, которая хранится во всех клетках организма в молекулах ДНК, состоящих из отдельных участков (генов). Каждый ген отвечает за определенные особенности строения и функционирования организма. В то время как упомянутые нами феномены, формирующиеся в ходе жизнедеятельности человека, связаны преимущественно с информацией в социуме. Важнейшая роль в их детерминации принадлежит общению с другими людьми и деятельности. Очевидно, что эти процессы принципиально невозможны вне информационного пространства социума. Лишь разнообразная деятельность, общение с себе подобными формируют каждого конкретного человека как личность. Данные процессы, с одной стороны требуют исходной информации, постоянно питаются ею, а с другой
- непрерывно генерируют новую информацию. Благодаря этому реальная жизнь людей всегда представляет собой информационное взаимодействие. Любые коррективы в жизнедеятельности людей объективно требуют информационного обеспечения. Ведь информация имеет отношение ко всем без исключения стадиям и аспектам человеческой деятельности: это и замысел, и планирование, и реализация определенных действий, и прогнозирование, и оценка результатов и т.п. Кроме того, следует выделить информационное содержание технологического аспекта деятельности. Внутренний, духовный мир человека невозможен без субъективного переживания деятельности, которое формируется также на
соответствующем информационном фундаменте. В связи с этим можно сделать следующий вывод: информация буквально пронизывает социальное пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас. Мера соответствующих изменений, и их направления всегда конкретны и индивидуальны. Частично они определяются наличным опытом жизнедеятельности, имеющимся уже личностным тезаурусом и другими сугубо внутренними, интимными для каждого человека факторами. Таким образом, современный человек предстает как продукт длительного и сложного процесса изменения глобального информационного пространства от древнейших исторических эпох до наших дней. Обогащая человека как личность и субъекта социального творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в социальном. Анализируя информационную сферу, связанную со всем социумом, можно сделать вывод, что она неоднородна, многообразна и может неоднозначно преломляться сквозь призму личностной индивидуальности человека. Данные процессы еще более усилились в эпоху постиндустриального общества. Сегодня мы имеет дела с качественно новой информацией и качественно иным информационным пространством.
Глобализация и информатизация оказали значительное влияние на развитие окружающей нас среды. Современная глобальная информационнокоммуникационная система повлияла на многие сферы деятельности: появились новые условия для культурного обмена и взаимодействия, образования, бизнеса, межличностного общения и т.д. Это приводит к стиранию пространственных, временных, социальных, языковых и иных барьеров, а в мире развивается единое информационное пространство.
Формирующееся мощное информационное пространство оказывает значительное влияние на различные сферы и на каждого его участника. «Именно таким путем рождается возможность включения в индивидуальный тезаурус личности и в ее деятельность любых достижений науки, техники, социальной мысли, искусства, культуры в самом общем смысле. Принципиальное значение имеет тот факт, что только через инфильтрацию в универсум информационного пространства общества... любой информационный феномен может стать моментом образовательных
программ» [2, с.5]. «Информационное пространство весьма
неравномерно.: оно состоит из бесконечного множества информационных полей различной сложности, генерируемых и излучаемых разными источниками информации» [3, с.4]. Каждый человек существует
одновременно в различных информационных пространствах, которые могут быть связаны или автономны. Среди них можно выделить региональные, национальные, профессиональные и т.п. На пересечении этих пространств и находится человек, где формируется его личное информационное пространство.
В современных условиях существенно меняется среда обитания человека, в том числе и информационная. Под информационной средой мы понимаем часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает его деятельность. Информационная среда обитания человека является следствием действия множества факторов: она создается и развивается в непосредственной зависимости от многих причин - развития технических средств и технологий, новых экономических условий и социальных и т.п. Но среда и сама активно влияет на человека и условия его жизнедеятельности. В настоящее время реально существующая информационная среда представляет собой сложное многоаспектное образование. Ее можно охарактеризовать как своеобразную результирующую всех информационных потоков, на пересечении которых находится человек.
Ведущей тенденцией в развитии информационной среды сегодня является ее глобализация, которая происходит на основе развития сетей связи, телевидения и информационно-телекоммуникационных компьютерных сетей. Так, объем информации, хранящейся на серверах сети Интернет, по некоторым данным увеличивается в два раза ежегодно. Следовательно, создается принципиально новая высокоавтоматизированная информационная среда, максимально насыщенная информационно, доступная разным категориям пользователей в любое время и в любом месте. Изменения коснулись не только объема информационных ресурсов: в среде происходят значительные качественные изменения и обновления. В последние годы существенные перемены произошли в составе информационных ресурсов: появились электронные каталоги, базы данных, массивы электронных документов, включая гипертекстовые и мультимедийные. Кроме того, происходят изменения и в способах пользования ими: появился удаленный доступ к цифровым электронным массивам, интерактивный поиск информации, передача файлов, электронная доставка документов и другие результаты внедрения Интернет-технологий. Следует отметить также, что высокая комфортность (получение информации на рабочем месте) и оперативность становятся неотъемлемыми атрибутами интерактивного информационного поиска. Таким образом, информационная среда изменяется, причем очень быстро, и человек должен учитывать данные тенденции в своей жизни и деятельности. Активное использование
новых информационных технологий в последнее десятилетие привело к созданию принципиально нового концептуального информационного поля.
Информационная среда характеризуется материальным, информационным и коммуникационным обеспечением. Большое значение для развития информационной среды имеют информационные ресурсы, состояние которых представляет особый интерес на региональном уровне, так как, являясь составной частью интеллектуальной среды территории, они выступают в качестве системообразующего фактора ее развития. Создаваемые и используемые ныне информационные ресурсы позволяют всем категориям пользователей не только эффективно осуществлять свою деятельность за счет местного информационного потенциала, но и использовать информационные возможности страны и мира. В тоже время информационные ресурсы сами являются сложной организационной системой, взаимодействующей с внешней средой, представляя собой саморазвивающийся динамический объект. Современная региональная информационная среда также меняется, но не такими темпами, как в крупных регионах. Если сравнить информационные возможности многих регионов с инфраструктурой мега полисов, то мы видим, что идет отставание. Можно сделать следующий вывод: происходит расслоение территорий по
информационному признаку. Поэтому в настоящее время актуальным является создание и развитие информационной среды территории. Но создать такую среду еще не значит повысить качество жизни и деятельности. Решение данной проблемы возможно только в случае эффективного использования всех возможностей среды всеми субъектами. В качестве главного условия выступает повышение уровня информационной культуры всех членов общества. Так, готовность специалиста к самостоятельной информационной деятельности зависит от его информационной культуры, которая является средством гармонизации отношений между информацией и личностью на основе регулирования взаимодействий. Э.П. Семенюк отмечает взаимозависимость информационной культуры субъекта (личности, класса, нации и др.) с информационным пространством, в котором он функционирует, подчеркивая, что достаточный уровень информационной культуры, без которой нельзя обойтись в анализе социальной роли информационного пространства, дает возможность субъекту информационной деятельности лучше в нем ориентироваться и адекватно использовать его компоненты [1, с.6].
Именно информационная культура определяет эффективность информатизации общества, в результате которой происходит накопление информационного и интеллектуального потенциала. Знание, накопленное в обществе, и информация, доступная через информационную среду, характеризуют возможности данного общества решать стоящие перед ним задачи и правильно ставить новые. Данные два понятия можно объединить в одно - информационно-когнитивный потенциал, которое целесообразно использовать для характеристики процесса информатизации. Субъектом
информатизации выступает личность, значит, процесс информатизации проходит через когнитивный экран тех индивидуумов, для которых знания являются ценностью. Поэтому надо учитывать не только мир объективных знаний, но и феномен личностных (субъективных) знаний.
Интеллектуальный потенциал охватывает знания и творческие способности личности, которые связаны с феноменом сознания. Вне личности, вне духовного начала знания невозможны, мы будем иметь дело только с оболочкой знаковой системы - информацией, которая не имеет никакого отношения к культуре. Если отсутствует феномен знаний и культуры, информация теряет свое значение, свой смысл. Поэтому важно понять сущность и значение интеллектуального и информационного потенциалов. В процессе накопления, использования и распространения знаний первостепенную роль играют именно личностные импульсы. Накопление информационного и интеллектуального потенциала в результате информатизации и есть культурная аккумуляция. На наш взгляд, данный потенциал выполняет две важнейшие функции: документальной памяти земной цивилизации и образования культурного наследия, а главный итог -портрет цивилизации. Информационно-когнитивный потенциал создается людьми, поэтому следует говорить об информационном взаимодействии субъектов и субъектов - объектов. В данном случае целесообразно обратиться к идеям информологии. В условиях активизации информатизации общества целесообразно использовать фундаментальные информологические положения - представления об инфофонде и инфопотоке, которые можно рассматривать как основные категории, характеризующие данное явление. Под инфофондом понимаем всю информацию, которой располагает общество на данном этапе его развития. Под инфопотоком понимаем ту информация, которая в данный отрезок времени циркулирует в обществе, передается субъектом инфовзаимодействия объекту и используется последним в качестве метасредства социальной деятельности.
Инфогенез имеет в качестве стимулирующих начал «социальный заказ» и действие внутренних информологических законов. Так, не вся производимая в обществе информация социально необходима, и не все входит в активно используемую часть инфофонда. Некоторая информация может быть и вообще не используется в человеческой практике. Но тот факт, что информация не используется здесь и сейчас не означает, что она не потребуется в будущем. Поэтому данный фактор следует учитывать при сохранении культурного наследия. Для нас представляют интерес участники инфовзаимодействия, в котором субъект и объект отличаются по модальности. Под содержанием модуса понимаем соотнесенность его с конкретной социальной или демографической группой. Групп можно выделить несчетное количество, поэтому велико и число вариантов модусов. Что же касается объема модуса, то в роли, как субъекта, так и объекта выступают представители четырех количественных разрядов - индивид, социальная группа, данная социальная система, все человечество. В связи с
этим модусы субъекта или объекта могут быть индивидуальными, групповыми, социальными и глобальными. Для прогнозирования и моделирования различных аспектов информатизации это очень важно: модальность необходимо учитывать, ибо она непосредственным образом влияет на все стороны инфовзаимодействия - на количество и качество производимой и потребляемой информации, на ее надежность, активность, эффективность протекания информационных процессов, их ориентацию в координатах пространства и времени. Обмен информацией (с обратной связью) обеспечивает синхронное движение информации, диахронное движение гарантирует передачу (трансляцию) информации от поколения к поколению. С позиций информологии, важным становится синхронное измерение культуры, так как оно позволяет понять отношения между информационными потоками, отношения как внутри, так и вне. Каждый факт культуры можно рассматривать как сообщение, информацию. Трансляция социального опыта - это передача по вертикали блоков информации, содержащих элементы накопленного социального опыта в его общекультурном виде. Именно инфопоток обеспечивает эффективность культурной трансмиссии, а информационное взаимодействие можно рассматривать как механизм человеческого общения. В этом случае язык используется как знаковая система, связывающая людей в единую субъектнообъектную инфоцепь. Облечь в знаковую форму - значит закодировать сведения, а наличие кодирования всегда предполагает декодирование. Эти операции по сути можно определить как потребление информации. Следующий шаг предполагает понимание передаваемого содержания, выявление смысла поступившего сообщения. Здесь особое значение имеет формирование тезауруса - запаса информации, который, постепенно пополняясь, является фундаментом, служит инфобазой любого вида деятельности. Закладка, формирование и развитие тезауруса можно рассматривать в филогенезе (речь идет об общем информационном запасе) и в онтогенезе (когда обсуждается формирование тезауруса отдельного человека). Тезаурусы представляют собой весьма пеструю картину. Таким образом, тезаурус является индикатором уровня развития информационной культуры личности и общества.
В процессе информатизации происходит создание, накопление инфофонда, который и используется в дальнейшем для трансляции культурных образцов. В тоже время инфопоток и инфофонд - это компоненты инфосферы, которые при ряде общих черт несут в себе и существенные различия, касающиеся важных сторон их складывания, функционирования и динамики. Развитие инфосферы следует считать главным результатом информатизации общества, ибо мы стремимся к созданию информационной оболочки Земли.
Для определения сущности информатизации необходимо выделить показатели, которые характеризуют эффективность данного процесса. Данные показатели можно использовать для характеристики
информационной среды, определяя степень ее комфортности, доступности, удовлетворения информационных потребностей личности и общества и т.п. Отношения между любым ресурсом и адресованным к нему запросом имеют информационную природу и, соответственно, подчиняются закону сохранения информации, тогда сумма телесных и духовных потребностей (запросов) человека постоянная и равна сумме его телесно и духовно ориентированных возможностей (ресурсов). Саморазвитие любой формы культуры, сводящееся к накоплению ценной информации и ее упорядочению, приводит к росту информационных возможностей социума и индивида. Для культуры, как системы, память - это динамический процесс накопления, хранения и забывания культурных традиций и ценностей. Поэтому в качестве показателя эффективности информатизации по созданию культурного наследия и документальной памяти можно предложить объем духовно-ориентированных ресурсов.
Уровень инфовзаимодействия в рамках диахронных и синхронных связей можно охарактеризовать культурнойперпецией. Под культурной перпецией понимаем восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношения к представителям чужой культуры и оценка последней.
Целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества, личности во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Поэтому культурное наследие создается и развивается с ориентацией на потребности общества. В связи с этим мы предлагаем использовать в качестве показателя успешности данной функции информатизации «культурнуюпертинентность».
Культурнуюпертинентность мы определяем как соответствие культурного наследия действительным потребностям тех, кто в этом наследии заинтересован (индивид, социальная группа, данная социальная система, человечество в целом). При этом учитывается модальность субъектов, о чем мы говорили выше. Представители этих четырех количественных разрядов определяет содержательные параметры инфофондов, инфопотоков,
структуру интеллектуального и информационного капитала.
Мы предлагаем также для оценки эффективности информатизации использовать такой показатель, как «культурная релевантность». Культурную релевантность мы определяем как соответствие
информационно-интеллектуального потенциала требованиям, выраженным в различных запросах. Тогда культурная релевантность, определяющая
эффективность документальной памяти, - объективное понятие (документы релевантные запросу можно подсчитать), релевантность культурного
наследия (в оценке которого важное место принадлежит информации) -понятие субъективное.
Человек, создавая новые информационные системы, одновременно становится объектом их обратного воздействия, формирующего тип обратной связи в системе «человек - информационные технологии». В связи с этим можно предвидеть новый виток спирали развития гуманитарной культуры. Для этого витка спирали будут характерны синтетичность рационального и чувственно-образного компонентов восприятия и передачи информации, распространение новых коммуникативных стандартов (общение навне вербальном, мультимедийном уровне), зарождение новых видов искусства (мультимедиа-арт) и т.д. Все активнее будет распространяться виртуализация жизни. В виртуальной реальности у человека появляется возможность непосредственно создавать, творить «внешний мир», окружающую среду, культурное пространство. Сегодня многие отмечают, что происходит замещение реального виртуальным, человек отрывается от конкретных вещей, теряется непосредственная связь с другими людьми и т.д. В связи с этим человек плохо адаптируется к изменениям, но это происходит не только в связи с распространением новых технологий. Компьютерная виртуальная реальность требует от человека и такие важные качества, как целеполагание, творческое мышление, импровизация. Если раньше для выхода в иные миры культуры или для соприкосновения с ними требовалось определенное усилие, фантазия, творчество, интеллектуальное конструирование мира, медитация, аутотренинг, то теперь частично эти функции выполняет компьютер.
В настоящее время процесс информатизации представляет собой сложный и закономерный процесс расширения сферы действия и ускорения информационных процессов, превращения информации в такой же важный вид ресурсов, какими являются материальные и энергетические ресурсы. Эти процессы скрыты от поверхностного наблюдения. Часто они заслонены быстрыми успехами и распространением компьютерных технологий, но именно они являются определяющими в этих успехах. Обеспечение сбора, обработки, хранения, поиска, распространения и использования возрастающих объемов информации становится все более важной и трудной задачей системы научной и технической информации. Поэтому можно утверждать, что сегодня происходит расширение информационных связей между регионами, странами, народами и т.д. В результате контакты и взаимовлияние разных социокультурных систем усиливаются, что может привести и приводит к процессам изменений материальной культуры, обычаев и верований, то есть к аккультурации.
Информатизация, как сложный процесс, имеет и положительные, и отрицательные последствия. В процессе информатизации общества необходимо стремиться к использованию всех его преимуществ, вытекающих из принципиально новых технических и технологических
возможностей для индивидуумов и целых сообществ. На уровне отдельного человека - это высококачественные и доступные услуги, на уровне предприятий - это развитие инновативности и эффективности труда с целью обеспечения большей конкурентоспособности. На уровне региона и страны речь идет о максимальном использовании творческого и культурного потенциала, в том числе с помощью развития мультимедийных средств и наполнения их соответствующим содержанием. Успех во многом зависит от уровня информационной грамотности людей, от формирования информационного образа жизни. Развитие информационного общества влечет за собой создание новых видов занятости, а значит, требует специальной подготовки и переподготовки кадров. В этих условиях необходима специальная образовательная кампания. Модернизация образования предполагает, что обучающийся имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, из которой новое знание нужно еще суметь получить. Поэтому обучающиеся должны не просто владеть умениями и навыками работы со все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками: поиск, переработка, распространение. Они должны обладать способностью «с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие - мышление - применение), переводя из хаотического состояния в упорядоченное» [3, с.81-82]. Причем, чем более готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее его профессиональный рост, возрастает его социальная востребованность, тем успешнее он адаптируется в быстро меняющемся мире.
Таким образом, современные технологии в области обработки, передачи, хранения и использования информации стимулировали интенсивность информационного обмена. В этих условиях определяющими факторами развития общества становятся сфера информационных технологий, образование и культура. Мы столкнулись с ситуацией, когда человека часто окружает искусственная информационно-символическая среда. Принцип ноосферизации жизни мирового сообщества позволяет рассматривать вопрос о роли информации в общесоциальном и гуманитарноличностном аспектах [4,5]. Как показывают исследования, степень мотивационной готовности населения к использованию новых технологий составляет 72,7%, а практической готовности - 57,2%. Компьютерная грамотность россиян не соответствует необходимому уровню, информационный образ жизни не является нормой жизни в России, а информация пока не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Информационное сознание находится лишь на стадии становления. А ведь именно информационное пространство является культурной средой современного цивилизованного человека. Возможность и способность человека существовать в этом пространстве - это нормы
современной культуры цивилизации. Поэтому можно утверждать, что современная информационная среда - это новая форма бытия человека.
Литература:
1. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики //НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. -1994.-№1.- С. 1-8.
2. Семенюк, Э.П. Научно-техническая информация и образование: поиск новых парадигм /Э.П.Семенюк //НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. - 1998. - №1. - С. 1-15.
3. Семенюк, Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества /Э.П.Семенюк //НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы.
- 1997. - №1. - С.1-12.
4. Урсул, А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) /А.Д. Урсул. - М., 1993. - 275 с.
5. Урсул, А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия /А.Д. Урсул. - М., 1998. - 500 с.