Научная статья на тему 'Информатизация как фактор глобализации экономических, культурных и иных социальных процессов'

Информатизация как фактор глобализации экономических, культурных и иных социальных процессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2045
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коровяковский Д.Т.

Традиционно глобализацию оценивают как процесс формирования и функционирования транснациональных институтов в сфере экономики, политики и финансов. Действительно, с ней связаны проблемы национального суверенитета, обеспечения национальной безопасности, перемещения людей, желающих изменить социальный статус. Но у глобализации есть социальный аспект, касающийся изменения социальных связей, а также жизненных стратегий индивидов под влиянием не только экономических эффектов глобализации, но и трансформации социальных и культурных идентичностей, образовательных установок. Огромным достижением глобализации считается развитие мировой информационной сети (Интернета), но в России из 1000 человек всего лишь 8,5% имеют доступ к интернет-ресурсам, что характеризует существенный разрыв со странами Европейского союза и США. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его пользователями в основном являются молодые люди, как наиболее восприимчивые и легко осваивающие различные технические нововведения. Это обстоятельство выступает критерием дифференциации среди молодежи и со старшими поколениями, где число пользователей составляет 2,3%. Влияние Интернета как последствия глобализации, конечно, шире, чем непосредственного пользования. Положительным фактором Интернета является его «терапевтическое» воздействие. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт, который усваивается в концентрированном виде. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Существуют также и негативные последствия Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация как фактор глобализации экономических, культурных и иных социальных процессов»

информатизация как фактор глобализации экономических, культурных и иных социальных процессов

д. Г. КОРОВЯКОВСКИй, кандидат юридических наук, доцент

Информационная среда общества к началу XXI в. превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. При решении государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем нельзя не учитывать состояние информационной среды и ее влияние на все сферы общественной жизни. Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства оказывают серьезное воздействие на элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного фактора в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающихся с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения.

В развитии общества можно обнаружить новые тенденции или то, что действовало уже длительное время, но приобрело иную динамику, масштабы, темпы развития. Мировое сообщество переживает сложный этап глобализации общественных процессов, что обусловлено, в частности, развитием информационных технологий. Глобализация охватила экономическую, политическую, культурную сферы общества.

Выделяются два аспекта глобализации: с одной стороны, гомогенизация жизненного мира, приверженность общим культурным ценностям, жизнь по единым принципам, следование общепризнанным нормам поведения, стремление все универсализировать; с другой — естественно растущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ под напором действий глобальных фирм,

44 -

религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, межгосударственных органов, общественных объединений. Под воздействием процессов глобализации формируется единый, целостный универсальный социум.

Традиционно глобализацию оценивают как процесс формирования и функционирования транснациональных институтов в сфере экономики, политики и финансов. Действительно, с ней связаны проблемы национального суверенитета, обеспечения национальной безопасности, перемещения людей, желающих изменить социальный статус. Но у глобализации есть социальный аспект, касающийся изменения социальных связей, а также жизненных стратегий индивидов под влиянием не только экономических эффектов глобализации, но и трансформации социальных и культурных идентичностей, образовательных установок.

Огромным достижением глобализации считается развитие мировой информационной сети (Интернета), однако в России из 1 000 человек всего лишь 8,5 % имеют доступ к Интернет-ресурсам, что характеризует существенный разрыв со странами Европейского Союза и США. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня — это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его пользователями в основном являются молодые люди как наиболее восприимчивые и легко осваивающие различные технические нововведения. Это обстоятельство выступает критерием дифференциации среди молодежи и старших поколений, где число пользователей составляет 2,3 %. Влияние Интернета как следствие глобализации, конечно, шире.

Положительным фактором Интернета является его «терапевтическое» воздействие. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение

эмоционально окрашено. Участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт, который усваивается в концентрированном виде. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Существуют также и негативные последствия Интернета. Дружба и любовь в виртуальности требуют от молодых людей несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. Это, увы, ведет к различным видам «Интернет-зависимости». Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления, включая политический экстремизм. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.

Глобализация и информатизация общества влияют на изменение ценностей человека. С одной стороны, межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие глобальных перемещений, способствует обогащению духовных ценностей человека, росту интереса к другим культурным традициям, религиям. Глобализация препятствует росту национализма, шовинизма и дискриминации. Информационные системы позволяют поддерживать этнокультурную коммуникацию и сами являются структурами этнической консолидации и взаимодействия этноса в мировом культурном пространстве. Это воспитывает терпимость к другим этносам и народам и соответственно неприятие к международному терроризму и дискриминации. В сфере материальных ценностей в характерах людей развиваются принципы соревновательности и конкурентности на рынке труда; стремление к определенному уровню благосостояния, выравниванию условий жизни, индивидуализации сознания и поведения. Благодаря глобализации в молодежной среде нарастает политическая либерализация общественного сознания, расширение круга социальной терпимости и плюрализация политических и общественных взглядов. К негативным последствиям влияния глобализации на систему ценностей человека относится криминализация сознания, ощущение вседозволенности, связанные с девальвацией духовных ценностей, что обусловливается трансформацией экономической системы и возрастающим разрывом между богатыми и бедными, т. е. дифференциацией общества.

Глобализация выступает как процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (тесных экономических и политических связей, культурного и информа-

ционного обмена и др.) на социальную действительность в отдельных странах. Как особая фаза международных отношений, глобализация зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. Общественное внимание она привлекла лишь в 1990-х гг.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания. Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

- 45

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет.

Всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности». Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечества». На сегодняшний день к основным глобальным проблемам относятся:

• проблема войны и мира;

• проблема экологии;

46 -

• проблема информатизации, защиты информации и информационные войны;

• проблема народонаселения;

• продовольственная проблема;

• проблема преодоления отсталости;

• проблема освоения Космоса и Мирового океана;

• проблема сырья.

Глобальные проблемы имеют ряд особенностей:

1) имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира;

2) угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

3) нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

4) требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

В наше время глобальные проблемы, с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств, а с другой стороны — выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по-своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы отдельных государств.

Глобализация экономических процессов

XXI век — это время, когда происходят и будут происходить качественные изменения в структурах корпораций. Речь идет о постоянно приспособляющихся к реальности предприятиях, сотрудники которых будут обладать полной свободой самостоятельно принимать ответственные решения, определять задачи и искать пути их решения. Руководители таких предприятий должны организовать работу так, чтобы каждый сотрудник обладал способностью принимать оперативные решения по текущим проблемам. Сталкиваясь с трудностями, руководитель, вероятно, будет принимать решения только после предварительной консультации с сотнями и даже тысячами сотрудников предприятия и специалистами вне его. Под влиянием постоянно совершенствующейся техники положение на рынке будет кардинально меняться буквально в течение дня, а поэтому необходимо ожидать множество новых конкурентов. Новые ситуации на рынке неизбежно потребуют от высших менеджеров больших знаний, чем было необходимо от них в 1970-80-е гг. Узкие

специалисты, способные привести к снижению издержек производства или проталкиванию товаров или услуг на рынке, уже не будут пользоваться бесспорным успехом. Руководитель должен обладать более широким взглядом на жизнь, не испытывать многих традиционных страхов и не бояться рискованных нововведений. От него потребуется не столько умение отдавать приказы, сколько способность отказаться от излишнего администрирования, умение вести переговоры и осуществлять управление в ситуациях, которые вышли из-под контроля. Однако главное для будущих руководителей — обладание «видением» перспективы.

В наступившем тысячелетии способность «видения» станет как никогда важной. Глобализация стала уже реальностью. Экономические процессы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, новые возможности, которые сулит создание единого европейского рынка, заставят компании организовывать свою работу, считаясь с глобальными стандартами качества, цен, дизайна и услуг. Это возражений не вызывает, споры в деловых и ученых кругах разгораются, когда речь заходит о том, каким должен быть руководитель нового типа. По мнению специалистов, «глобальный менеджер», как его называют, должен быть этаким международным хамелеоном, способным быстро переходить с японского на французский, не теряя при этом нити беседы. Есть другое мнение: быть полиглотом нет никакой необходимости: менеджеру высшего ранга не нужно быть «глобальным», однако ему нужно уметь мыслить, принимая во внимание международные различия и преодолевая их. Вместо того, чтобы немного понимать по-японски, немного по-испански и без устали перемещаться по миру, менеджеру следует работать над развитием способности воспринимать все новое и неожиданное. В ходе дискуссий о глобализации речь часто заходит о том, что менеджеры новой эпохи должны превращать свою компанию в интернациональную, внедряясь в максимально большее число международных рынков. В то же время конкуренты станут богаче и сильнее, жестче и обязательнее. Стратегия, которую должен избрать менеджер, определяется конкурентоспособностью его компании.

Реформирование традиционных структур. Большинство молодых американских менеджеров убеждены, что иерархическая структура управления, которая пришла когда-то в бизнес из армии, скоро уйдет в небытие. Поддерживая новейший идеал организации управления предприятия — горизонтальную структуру, многие компании уже провели

кардинальное сокращение «среднего» уровня (занимающих посты ниже главного управляющего и выше производственных инспекторов). Это означает, что количество сотрудников, несущих ответственность за дела компании, увеличивается, поскольку возрастает число людей, непосредственно выходящих на главного менеджера. Однако ограничиваться лишь техническими нововведениями не следует. В процессе создания горизонтальной структуры управления менеджер должен знать саму суть производства, чтобы понимать своих, получающих все большую автономию, рабочих.

Изменение в технологии менеджмента. Скорость становится все более важным орудием в конкурентной борьбе, и недостаточно расторопные менеджеры, вероятно, окажутся выброшенными на свалку истории. В первую очередь речь идет о скорости процесса обработки новых видов продукции. Конкуренты будут вести борьбу прежде всего с помощью совершенствования технологии и кардинальных технических нововведений. Принимая во внимание традиционную бюрократическую инерцию, он считает, что кардинальные нововведения чрезвычайно трудно внедрить в большие организации. Поэтому, вместо того чтобы наладить новую производственную линию в уже существующей компании, он создал новый филиал компании. Всеобщее мнение международных менеджеров состоит в том, что для удовлетворения нужд покупателей в ближайшие годы потребуется гораздо лучший, чем сегодня, сервис. Причем сами управляющие нуждаются в постоянном улучшении условий их жизни, быта, организации работы. И поэтому, когда они попадают в условия, где нет привычного сервиса, они теряют интерес вообще к потенциальному рынку. Огромное значение приобретают научные знания, связанные с управлением-менеджментом.

Россия в условиях глобализации

К числу основных национальных интересов нашего государства в условиях набирающего силу процесса глобализации относятся:

1) сохранение конституционного строя и территориальной целостности государства при возрастании угрозы международного терроризма;

2) развитие равноправного международного сотрудничества, определение достойного места в формируемой мировой экономике;

3) поддержание политической, экономической и социальной стабильности, поиск и реализация эффективных мер выхода из кризиса;

- 47

4) сохранение общественного согласия, обеспечение развития культуры и традиций всех народов, населяющих Россию;

5) обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, качества и уровня жизни населения на всей территории государства.

Сложность проблем обеспечения национальных интересов обусловливает необходимость постоянного развития и совершенствования системы национальной безопасности Российской Федерации. Весь комплекс задач, с которыми сталкивается Россия, как на международной арене, так и во внутренней жизни, создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В настоящее время при сохранении высокого уровня внутренних угроз появилась тенденция нарастания угроз, имеющих внешнюю природу происхождения. Россия — слабый участник международной конкуренции. Поэтому вызванное глобализацией обострение конкуренции оказывает на нее преимущественно негативное влияние.

В современных условиях мощь и благополучие любой страны, а, следовательно — национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономики. Отсюда задача обеспечения экономической безопасности выходит на первый план.

В настоящее время превышены или находятся в районе критических значений показатели экономической безопасности по целому ряду направлений. Среди них:

• способность нашей экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных условиях;

• уровень жизни населения;

• устойчивость финансовой системы;

• структура внешней торговли;

• научный потенциал;

• сохранение единого экономического пространства;

• криминализация экономики;

• инвестиции в производство;

• доля импорта в потреблении населения;

• объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др.

Экономическая безопасность России на современном этапе

В настоящее время не существует общепринятого понятия экономической безопасности в условиях глобализации мировой экономики. До недавнего времени экономическая безопасность рассматривалась как одна из характеристик воен-

48 -

но-стратегического противостояния «двух систем». Разновидностью такого подхода стало понимание экономической безопасности как обеспечения выживаемости страны в случае природных бедствий или экологических катастроф. На Западе достаточно часто экономическая безопасность трактуется как обеспечение выживаемости национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. В последние десятилетия, совпавшие с периодом глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран, во многом связанных с процессом глобализации, понятие экономической безопасности было дополнено таким важным признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировом рынке. С другой стороны, ряд сторонников «рыночной модели» полагают, что использование понятия «экономическая безопасность» в условиях нормального (неэкстремального) развития общества не имеет смысла, поскольку наличие «экономических опасностей» является одним из необходимых условий развития рыночной экономики. Несмотря на отсутствие единого подхода к определению экономической безопасности, ясно, что применительно к нашему государству экономическая безопасность в условиях глобализации должна обеспечить такое состояние национальной экономики, при котором:

• осуществляется эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне политической и военной стабильности государства;

• достигается технико-экономическая независимость, расширяющая понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз;

• реализуется защита экономических интересов России на внутреннем и внешних рынках, вне зависимости от изменения политических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз. Отмеченные подходы к определению экономической безопасности не исчерпывают всей сложности этого понятия. В то же время они отражают основные грани этого комплексного явления и могут рассматриваться в качестве различных видов экономической безопасности.

Основные виды экономической безопасности и угроз ей. К основным видам экономической безопасности можно отнести:

1) экономическую безопасность в условиях конкурентной борьбы;

2) антикризисную экономическую безопасность;

3) экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с другим государством (государствами);

4) экономическую безопасность в условиях конфликта (различного масштаба) с использованием вооруженной силы.

Особенностями указанных видов экономической безопасности является то, что они реализуются с помощью различных, а в некоторых случаях и противоположных мер. Противоречивость и динамика изменения экономической ситуации обусловливают разноплановость систем обеспечения экономической безопасности. Каждый из этих видов экономической безопасности при дальнейшем нарастании тенденций глобализации и степени интеграции в мировую экономическую систему, а также стремления лидеров мирового сообщества навязать свою волю Российской Федерации может стать доминирующим.

В зависимости от источника угрозы экономическая безопасность подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

К числу наиболее вероятных угроз экономической безопасности нашего государства на сегодняшний день можно отнести:

• сырьевую направленность российской экономики, которая поощряется из-за рубежа;

• высокий внешний долг перед международными финансовыми организациями, создаваемые препятствия по его списанию и реструктуризации;

• криминализацию хозяйственной деятельности, включение ее в сфере влияния транснациональной организованной преступности;

• неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;

• «бегство» капитала из страны, обеспеченное западными кредитными организациями и предлагаемыми инвестиционными условиями;

• неравноправное международное научно-техническое сотрудничество, сокращение научного задела, отток квалифицированных кадров;

• дискриминация в международной торговле со стороны лидеров мирового сообщества;

• зависимость страны от импорта технологий и продовольствия.

Следует отметить, что в практической работе для количественной оценки состояния дел в рассматриваемой сфере применяется подход, основанный на разработке совокупности частных показателей экономической безопасности Российской Федерации и установке их критических пороговых значений по всему перечню основных угроз. Работа

осуществляется федеральными органами исполнительной власти по 20 — 25 основным направлениям. Эффективность реализации отдельных мер по предотвращению угроз экономической безопасности оценивается с использованием соответствующих частных показателей. Федеральные органы представительной власти в своей повседневной работе осуществляют контроль за законопроектами на их соответствие интересам экономической безопасности.

Информационное оружие и информационная война в условиях глобализации

Сейчас много говорят об информационном оружии и новом лице войны. Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально и «цивилизованно». Вместо того чтобы вводить в страну противника танки, врага можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые коммуникации, внедрения устаревших информационных технологий. С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим развитием информационных технологий значительное внимание уделяется новейшим видам так называемого «гуманного оружия» («несмертельным видам оружия и технологий войн»). К ним относятся информационное, психотронное, экономическое и прочее оружие. Особое место среди них занимают информационное оружие и технологии ведения информационной войны. Отличие видов и технологий «несмертельного оружия» от обычного военного оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленные на поражение противника. Информационная война, по сути, олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и т. д.), удовлетворяющими требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил. Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против них «несилового» информационного оружия, и в первую

- 49

очередь от воздействия поражающих элементов, действующих на системы управления и психику человека. Информационное оружие воздействует на «идеальные» объекты (знаковые системы) или их материальные носители. В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.

Информационным оружием называются средства:

1) уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;

2) преодоления систем защиты;

3) ограничения допуска законных пользователей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:

• компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т. п.;

• логические бомбы — программные закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие;

• средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;

• средства нейтрализации тестовых программ;

• различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта.

Также необходимо перечислить набор средств, ко-

50 -

торые входят в информационное оружие:

• программное и информационное обеспечение;

• программно-аппаратные, телекоммуникационные и другие средства информации и управления;

• каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления;

• интеллект человека и массовое сознание. Информационное оружие обладает наибольшей избирательностью, поражаемостью и требуемой масштабностью. Это объясняется такими свойствами информационной сферы, которые кардинально отличают ее от других компонентов жизненной среды:

• неисчерпаемость и восполняемость инфоресур-сов;

• возможность их быстрого копирования с высокой степенью достоверности;

• возможность перемещения больших объемов этих ресурсов практически без потерь, с высокой скоростью и на огромные расстояния;

• компактность источников и носителей информации;

• мгновенная, но бескровная реакция (отклик) информационной сферы на трудно идентифицируемое (в отношении источника) воздействие и др. Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без объявления войны.

Характерно, что к числу воздействующих на инфосферу можно отнести и невоенные средства, куда входят:

1) идеологические;

2) религиозно-культурные;

3) политические;

4) дипломатические;

5) торгово-экономические;

6) финансово-кредитные;

7) военно-экономические;

8) промышленно-технологические;

9) научно-технические;

10) асоциальные.

Волей-неволей придется дойти и до таких войн, которые заключаются только в вероятной угрозе противнику, т. е. ведение которых предполагает использование только политических и других

невоенных средств. В целом под информационным оружием понимается совокупность специальных средств, технологий, информации и дезинформации, применяемой для деструктивных воздействий на менталитет населения и информационно-техническую инфраструктуру государства.

Все информационное оружие условно можно подразделить на пять групп средств, применяемых для деструктивных (дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др.) информационных воздействий:

1. Средства массовой информации (радио, пресса, телевидение) и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии и др.). Как вид информационного оружия массового поражения, предназначенного для целенаправленного нанесения информационного ущерба, главным образом, духовно-нравственной жизни населения противостоящей (враждебной) стороны, и в первую очередь его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью возможного управления его поведением, а также — для создания препятствия аналогичным действиям противника.

2. Психотронные средства (специальные генераторы, специальная видеографическая и телевизионная информация, видеосредства типа «виртуальная реальность» и др.), предназначенные для дистанционного зомбирования населения и военно-технического персонала противостоящей стороны, а также для возбуждения психических и психофизиологических расстройств людей на основе специальной комбинации цветовой гаммы, дискретности и интенсивности излучения на экранах мониторов, эффекта «25-го кадра» (воспринимаемого только на подсознательном уровне) и др.

3. Электронные средства (оптико- и радиоэлектронные средства — специальные передающие устройства и излучатели электромагнитных волн и импульсов, и др.; электронно-вычислительные средства — «компьютерные вирусы», разрушающие программные закладки — «черви» и др.). Радиоэлектронные средства предназначены для радиоэлектронного подавления и поражения радиоэлектронных средств и сил противника, а также для защиты своих радиоэлектронных средств от радиоэлектронного поражения и подавления. Оптикоэлектронные — для подавления и поражения оптикоэлектронных средств противника. Электронно-вычислительные средства или средства компьютерных технологий предназначены для повышения эффективности действия своих

информационных систем и средств (в частности, систем оружия и средств распознавания целей и их принадлежности на поле боя), а также для разрушения или искажения информационных массивов данных, используемых в автоматизированных информационно-ударных системах противника.

4. Лингвистические средства (языковые единицы, «специальная» терминология, обороты речи, имеющие семантическую неоднозначность при переводе на другие языки и др.), предназначенные, главным образом, для использования высококвалифицированными специалистами при ведении международных переговоров, подписании и выполнении договоров между сторонами. Данные средства могут обеспечить долговременный и эффективный результат.

5. Психотропные средства (специально структурированные лекарства, психофармакологические и психодислептические средства, транквилизаторы, антидепрессанты, галлюциногены, наркотики, алкоголь и др.), предназначенные для воздействия на психику человека на генном или хромосомном уровнях: транквилизаторы разрывают связь между информационно-психическими и физическими процессами в организме человека, галлюциногены вызывают психические расстройства и др.

Отсюда основными задачами информационной борьбы можно считать:

А. В мирное время — обеспечение информационной безопасности государства путем укрепления и повышения информационно-технологического потенциала своей страны, поддержания устойчивого управления экономикой, войсками и оружием, воздействия на общественное сознание для активизации моральных стимулов населения к необходимости вооруженной защиты Отечества в случае вооруженной агрессии, а также поддержка (инспирирование) вялотекущих деструктивных процессов в сфере государственного управления противника, которые изнашивают его информационно-технологический ресурс.

Б. В военное время — обеспечение информационного превосходства государства путем активного воздействия (информационно-психологического, радиоэлектронного, программно-компьютерного, психотронного и др.) на системы государственного и военного управления противника и источники информационных угроз для блокирования (нарушения работы, разрушения) стратегических систем управления (ракетно-ядерным оружием и др.) и введения противника в заблуждение о сроках начала, характере и масштабах предстоящей военной кампании в целом и отдельных операций, сниже-

- 51

ния морально-психологической устойчивости и боевого духа войск противника при одновременном предупреждении, парировании и нейтрализации негативных информационных воздействий, осуществляемых противником.

В этой связи отметим, что опасность такого рода войн признается руководством России, и частично решение проблем закреплено в нескольких нормативных документах. К таковым можно отнести Концепцию национальной безопасности и Доктрину информационной безопасности1.

Согласно Концепции национальной безопасности2 национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Согласно Доктрине информационной безопасности России существуют четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обес-

1 «Российская газета», № 187, 28 сентября 2000 года, Доктрина информационной безопасности РФ, утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895.

2 «Российские вести», № 239, 25 декабря 1997 года, Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ».

52 -

печение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, преумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Государственные и негосударственные органы и средства массовой информации, которые являются основным средством информационно-психологического влияния на население и руководство иных стран, должны стать инструментом информационного обеспечения геополитической деятельности России. При этом действия в идейно-религиозной, информационной, научной, культурной и дипломатической сферах ведутся непрерывно, вне зависимости от состояния отношений с иными государствами.

Мировые информационные сети

В настоящее время во всем мире остро стоит вопрос защиты национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно увеличивается число

компьютерных преступлении, реальной стала угроза информационных атак на более высоком уровне для достижения политических и экономических целей. Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания Национальной и Глобальной информационных инфраструктур.

Для предотвращения или нейтрализации последствий применения информационного оружия необходимо применять следующие меры:

• защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу информационных ресурсов;

• обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;

• защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;

• сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и необходимой доступности).

Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых сетях, представляет собой естественную защитную реакцию на появление нового оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к мировым открытым сетям следует рассматривать, решив прежде вопрос национальной информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому информационному пространству страну ожидает экономическое отставание. Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым сетью Internet, дает возможность преодоления международной экономической и культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры. Следует учитывать, что участие России в международных системах телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности. Особенно остро проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед странами, которые технологически отстают в области информационных и

телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий этого направления. Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.

Информационная безопасность науки и культуры

Спорить по поводу открытости информации в науке, об ограничениях и свободах беспочвенно, так как первое, на что можно наталкнуться, — это бесконечная дискуссия о науке и лженауке. Критиканство в этом процессе недопустимо, потому что любая интеллектуальная новация имеет право на жизнь, так как она продукт ума, практики (хотя и не всегда продуктивной) и, наконец, она имеет товарную стоимость. Академизм науки, культуры, просвещения проявляется не в стандартизации каких-то явлений, открытий, элементов собственности, а в разнообразии форм, характеризующих позитивную сущность процесса. Различные комиссии по борьбе с лженаукой, которые очень любят фундаменталисты, еще вчера отрицали астрологию, биоэнергетику, телемедицину, эниоло-гию, но сегодня успехи последних, еще не до конца осмысленных нейрокомпьютерных направлений бьют рекорды результативности по сравнению с традиционной медициной.

В то же время на земле наблюдаются процессы консолидации религий на благо культуры мира. Несмотря на то, что православие и католицизм воюют из-за Бетховена, даже в Китае буддизм встречает изощренные идеологические пассы «неохристианства», в целом не только Папа Римский озабочен проблемой информационного согласия народов.

Явный прорыв Объединенных Арабских Эмиратов в освоении ресурсов Персидского залива вступает в противоречие с экологической безопасностью этого региона. Технические новации, сосредоточение огромного количества энергетических емкостей на узкой полоске суши могут привести к серьезным биоэнергетическим катаклизмам. Это неизбежно повлияет на разви-

- 53

тие культуры, религии, условий жизни в целом, межстрановые связи исламского мира. Тем более естественно, что улучшающиеся отношения России со странами Ближнего Востока, Китаем, Японией предопределились как раз ситуацией кризиса межстрановых культур, искусства и науки. Именно этих сфер, а не экономических.

Общеизвестно, что ресурсное обеспечение жизни на Земле недостаточно. И весьма отрадно, что именно ЮНЕСКО во главу угла безопасности планетарного развития ставит проблемы информационной гуманизации общества.

Система защиты информации в современной России

Как известно, система защиты информации складывается из совокупности норм российского законодательства федерального, регионального и местного уровней, а также органов, обеспечивающих реализацию этих нормативно-правовых актов. К основным правовым документам отнесятся:

• Доктрина информационной безопасности РФ3;

• Федеральный Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите ин-формации"4;

• Закон РФ «О государственной тайне» 5;

• Закон РФ «О безопасности» 6. Основными задачами защиты информации

являются следующие:

1) проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;

2) исключение или существенное затруднение добывания информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных

3 «Российская газета», № 187, 28 сентября 2000 года, «Доктрина информационной безопасности РФ, утв. Президентом РФ 09 сентября 2000 года № Пр-1895.

4 «Российская газета», № 165, 29 июля 2006 года, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации «, (принят ГД ФС РФ 08 июля 2006 года).

5 «Собрание законодательства РФ», 13 октября 1997 года, № 41, стр. 8220-8235, Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».

6 «Российская газета», № 103, 06 мая 1992 года, Закон РФ от 05 марта 1992 года № 2446-1, «О безопасности».

программно-технических воздействий в целях разрушения (уничтожения) или искажения информации в процессе ее обработки, передачи и хранения;

3) принятие в пределах компетенции правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

4) анализ состояния и прогнозирование возможностей технических средств разведки и способов их применения, формирование системы информационного обмена сведениями по осведомленности иностранных разведок;

5) организация сил, создание средств защиты информации и контроля за ее эффективностью;

6) контроль за состоянием защиты информации в органах государственной власти и на предприятиях.

Главные направления работ в области защиты информации:

• обеспечение эффективного управления системой защиты информации;

• определение сведений, охраняемых от технических средств разведки, и демаскирующих признаков, раскрывающих эти сведения;

• анализ и оценка реальной опасности перехвата информации техническими средствами разведки, несанкционированного доступа, разрушения (уничтожения) или искажения информации путем преднамеренных программно-технических воздействий в процессе ее обработки, передачи и хранения в технических средствах, выявление возможных технических каналов утечки информации, подлежащих защите;

• разработка организационно-технических мероприятий по защите информации и их реализация;

• организация и проведение контроля за состоянием защиты информации.

Основные организационно-технические мероприятия по защите информации:

• лицензирование деятельности предприятий в области защиты информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сертификация средств защиты информации и контроля за ее эффективностью, систем и средств информатизации и связи в части защищенности информации от утечки по техническим каналам;

• обеспечение условий защиты информации при подготовке и реализации международных договоров и соглашений;

• введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

• разработка и внедрение технических решений и элементов защиты информации при создании и эксплуатации вооружения и военной техники, при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, систем и средств информатизации и связи;

• категорирование вооружения и военной техники, предприятий (объектов) по степени важности защиты информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности государства;

• аттестация объектов по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ со сведениями соответствующей степени секретности;

• оповещение о пролетах космических и воздушных летательных аппаратов, кораблях и судах, ведущих разведку объектов (перехват информации, подлежащей защите), расположенных на территории Российской Федерации;

• создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении;

• разработка средств защиты, информации и контроля за ее эффективностью (специального и общего применения) и их использование;

• применение специальных методов технических мер и средств защиты исключающих перехват информации, передаваемой по каналам связи. Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной среды, особенно в условиях глобализации различных сфер жизнедеятельности общества. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации — все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура общества — мишень информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур государственного управления российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации

информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.

Можно предложить следующие мероприятия программного характера по защите от информационного оружия:

1) организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе посредством Internet;

2) координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; организация международного сотрудничества;

3) разработка государственной программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов;

4) организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных сетях;

5) разработка национального законодательства в части правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации. Активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей.

Кроме того, можно предложить ряд мероприятий правового и организационного содержания по экономической, культурной, научной и иным видам безопасности, что в своей совокупности обеспечит национальные приоритеты России и национальную безопасность на современном этапе, а именно: • создание общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, накопления и обработки информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе на базе формирования единого национального информационного ресурса. При этом должна

- 55

быть предусмотрена разработка концепции государственного управления национальным информационным ресурсом, нормативно-методического обеспечения, структуры и форматов его описания, а также программы создания, хранения и использования национального информационного ресурса. В результате реализации этой программы будут подчинены единой цели процессы развития и формирования как общегосударственных, так и отраслевых и территориальных информационных ресурсов, государственной системы научно-технической информации, развития единой коммуникационной среды, технических и программных средств, информационных технологий. Базовым для единого государственного ресурса должен стать регистр населения России, назначением которого являются сбор и накопление данных о размещении и составе населения республики, трудовых ресурсах и их использовании, другой социальной информации, а также представление этой информации республиканским органам государственного управления. Единый государственный ресурс также обеспечит получение достоверной и оперативной информации, необходимой по следующим основным направлениям деятельности государства: защита безопасности граждан и государства; управление социально-экономическим развитием; защита прав собственности государства, структур хозяйствования и граждан; социальное обеспечение, трудоустройство, образование и медицинское обслуживание граждан;

совершенствование и развитие национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с выходом в глобальные информационные сети, создание на ее базе системы территориальных центров доступа к информационным ресурсам, а также системы информационного обеспечения государственного управления, научной, научно-технической и инновационной деятельности, деятельности юридических и физических лиц. Инфраструктура должна быть создана на основе использования и развития имеющихся телекоммуникаций, объединяющих, с одной стороны, государственные органы, научные и образовательные учреждения и, с другой стороны, общедоступные для населения центры доступа к глобальным, республиканским и региональным сетям;

• развитие и совершенствование информационных и коммуникационных технологий и прикладного программного обеспечения, создание в республике рынка информационных услуг;

• разработка инфраструктуры, организационного и нормативно-методического обеспечения, создание государственной системы регистрации, сертификации и стандартизации комплексов программно-технических средств, программного обеспечения, информационных ресурсов, информационных технологий и систем, компьютерных и телекоммуникационных сетей;

• развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики;

• формирование нормативно-правовой и нормативно-методической базы России в области развития информатизации. Законодательство в области информатизации должно обеспечивать: определяющую роль государства в системе управления информационными ресурсами; информационную безопасность; открытость и доступность информации; охрану интеллектуальной собственности; развитие межгосударственного обмена информацией; учет международных стандартов и правил. Для поиска и реализации эффективных мер обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее важнейшей составляющей — экономической безопасности необходимо, в частности:

1) ужесточить меры, направленные на пресечение нелегального вывоза капитала за рубеж;

2) сохранить в ходе проводимых преобразований контроль федеральных органов исполнительной власти за деятельностью естественных монополий;

3) рассмотреть возможность применения временных защитных мер в отношении товаров, импортируемых на таможенную территорию нашего государства;

4) поддержать разработку законодательного обеспечения контроля за деятельностью Центрального банка Российской Федерации;

5) сконцентрировать внимание на обеспечении технологических прорывов и поддержке системы образования для сохранения интеллектуального потенциала и возможности решения государственных задач по мере преодоления кризиса;

6) пересмотреть подходы и уточнить количественные (пороговые) параметры критериев экономической безопасности Российской Федерации на среднесрочную перспективу с учетом стремления развитых стран ущемить наши национальные интересы.

Очевидно, следует обратить особое внимание

на проблему обеспечения экономической безопасности в ходе решения задачи приведения российского законодательства в соответствие с нормами и положениями:

• Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности;

• обеспечить первоочередное рассмотрение нормативных правовых документов по вопросам высоких технологий;

• рассмотреть возможность достижения требуемого уровня решения рассматриваемой

проблемы за счет объединения усилий, предпринимаемых отдельными ветвями власти, в рамках единой программы обеспечения экономической безопасности. В июле 2000 г. на саммите стран «Большой восьмерки» на Окинаве была принята Хартия глобального информационного сообщества. Почти одновременно с ней появилась Доктрина информационной безопасности России. Оба эти документа подписаны Президентом Российской Федерации. И сегодня весь мир убеждается в логичности и целесообразности таких действий...

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.