ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СВЯЗИ С РАЗРАБОТКОЙ КРИТЕРИЕВ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОВ 7-10 ЛЕТ
Проректор по инновационным и олимпийским программам, доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, заслуженный тренер России А. И. Плотников.
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 1 управления образования муниципального образования г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.
В статье представлены данные, характеризующие влияние на спортивную результативность юных батути-стов 7-10 лет уровня развития основных свойств и видов познавательных процессов.
Ключевые слова: юные бату-тисты, спортивный отбор, свойства и виды познавательных процессов, информативность, соревновательная результативность.
Российская школа прыжков на батуте всегда считалась сильнейшей в мире. Общеизвестен решающий вклад в ее успехи кубанских спортсменов, являющихся мировыми лидерами как в женских, так и в мужских прыжках [5].
Специалисты, работающие в этом олимпийском виде спорта, справедливо считают, что успехи российских и кубанских прыгунов на батуте обусловлены передовой методикой подготовки спортсменов, разработанной отечественными тренерами и научными работниками [5].
Общеизвестно большое значение периода начальной подготовки для становления мастерства спортсменов, закладки основ физической и двигательной подготовленности юных спортсменов как фундамента их дальнейшего продвижения к высоким результатам на этапах высшего спортивного мастерства [1, 2, 6].
При этом очевидно, что прыжки на батуте как слож-нокоординационный вид спортивной деятельности предъявляет особые требования к индивидуальным характеристикам юных батутистов и, прежде всего, к уровню развития специфических физических качеств,
во многом обеспечивающих достижение запланированных результатов [4, 5].
В контексте вышеизложенного важнейшую роль играют критериальные показатели, объективно отражающие уровень развития необходимых для успешного продвижения по ступеням спортивного мастерства характеристик физической и двигательной сфер юных спортсменов [3].
Вместе с тем анализ научно-методической литературы, программ детско-юношеских спортивных школ, а также анкетирование ведущих тренеров по прыжкам на батуте Российской Федерации свидетельствуют о том, что в практике отбора юных батутистов используется большое количество показателей, информативность которых зачастую не установлена, что, по нашему мнению, снижает качество данного процесса и, следовательно, влияет на многолетнюю систему подготовки спортсменов.
В ходе реализации организационно-методических мероприятий по спортивной ориентации и отбору детей практически не учитывается уровень развития параметров познавательных процессов, играющих значительную роль в освоении обучающей как двигательной, так и когнитивной информации.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в системе подготовки юных батутистов образовались пробелы, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению противоречий в создавшейся проблемной ситуации.
Информативность показателей, свойств и видов познавательных процессов батутистов 7-10 лет определялась на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами тестирования уровня развития
Таблица
Информативность показателей свойств и видов познавательных процессов юных батутистов 7-10 лет
№ п/п Возраст (лет)
Показатели 7 8 9 10
п=24 п=24 п=23 п=22
Память
1 Слуховая (кол-во) 274 298 244 364
2 Моторно-слуховая (балл) 407 417 396 423
3 Зрительная (балл) 302 399 436 461
4 Интегральный показатель (балл) 304 342 423 491
Воображение
1 Оригинальность решения задач на воображение (балл) 321 284 231 131
2 Творческое (балл) 280 340 226 284
3 Воссоздающее (балл) 241 311 356 307
4 Интегральный показатель (балл) 290 302 297 264
Восприятие
1 Степень развития наблюдательности (балл) 409 391 411 448
2 Адекватное воспроизведение (балл) 480 452 422 433
3 Степень развития объема восприятия (кол-во) 397 419 464 526
4 Интегральный показатель (балл) 413 429 430 478
Мышление
1 Анализ, сравнение и обобщение (балл) 421 405 472 541
2 Наглядно-образное (балл) 308 421 399 430
3 Логическое (балл) 342 433 430 528
4 Интегральный показатель (балл) 389 443 453 513
Внимание
1 Произвольное (у. е.) 423 292 305 310
2 Переключение и распределение (у. е.) 408 327 371 396
3 Устойчивость (у. е.) 472 401 436 432
4 Интегральный показатель (балл) 464 394 412 387
Примечания: Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. Полужирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, достоверные при Р<0,01. Подчеркнуты коэффициенты корреляции, достоверные при Р<0,05.
данных личностных характеристик юных спортсменов и критерием информативности, в качестве которого использовались параметры их технической подготовленности.
Данные, характеризующие информативность показателей свойств и видов познавательных процессов юных батутистов 7-10 лет, представлены в таблице.
Полученные результаты статистической обработки данных обследования юных спортсменов позволяют сделать следующие обобщения:
По мере взросления батутистов количество информативных параметров, отражающих взаимосвязь различных показателей познавательных процессов и спортивно-технических результатов детей, системно увеличивается: в 7-летнем возрасте - семь; в 8- и 9-летнем - восемь; в 10-летнем возрасте - двенадцать.
Установлена следующая иерархия свойств и видов познавательных процессов по основанию величины абсолютных значений информативности интегральных показателей:
7 лет - внимание (г=0,464, Р<0,05), восприятие (г=0,413, Р<0,05), мышление (г=0,389, Р>0,05), память (г=0,304, Р>0,05), воображение (г=0,290, Р>0,05);
8 лет - мышление (г=0,443, Р<0,05), восприятие (г=0,429, Р<0,05), внимание (г=0,394, Р>0,05), память (г=0,342, Р>0,05), воображение (г=0,302, Р>0,05);
9 лет - мышление (г=0,453, Р<0,05), восприятие (г=0,430, Р<0,05), память (г=0,423, Р>0,05), внимание (г=0,412, Р>0,05), воображение (г=0,297, Р>0,05);
10 лет - мышление (г=0,513, Р<0,05), память (г=0,491, Р<0,05), восприятие (г=0,478, Р<0,05), внимание (г=0,387, Р>0,05), воображение (г=0,264, Р>0,05).
Анализ информативности различных свойств и видов познавательных процессов позволил выделить следующие отдельные показатели, наиболее тесно взаимосвязанные с уровнем спортивно-технической подготовленности юных батутистов:
7 лет - память (моторно-слуховая, г=0,407, Р>0,05), воображение (оригинальность решения задач на воображение, г=0,321, Р>0,05), восприятие (адекватность
14
№4 • 2010
воображения, г=0,480, Р<0,05), мышление (анализ, сравнение и обобщение, г=0,421, Р<0,05), внимание (устойчивость внимания, г=0,472, Р<0,05);
8 лет - память (моторно-слуховая, г=0,417, Р<0,05), воображение (творческое, г=0,340, Р>0,05), восприятие (адекватность воспроизведения, г=0,52, Р<0,05), мышление (логическое, г=0,433, Р<0,05), внимание (устойчивость внимания, г=0,401, Р>0,05);
9 лет - память (зрительная, г=0,436, Р<0,05), воображение (воссоздающее, г=0,356, Р>0,05), восприятие (степень развития объема восприятия, г=0,464, Р>0,05), мышление (анализ, сравнение и обобщение, г=0,472, Р<0,05), внимание (устойчивость внимания, г=0,436, Р<0,05);
10 лет - память (зрительная, г=0,461, Р<0,05), воображение (воссоздающее, г=0,307, Р>0,05), восприятие (степень развития объема восприятия, г=0,526, Р<0,05), мышление (анализ, сравнение и обобщение, г=0,541, Р<0,01), внимание (устойчивость внимания, г=0,432, Р<0,05).
Анализ изменений уровня информативности интегральных показателей позволяет разделить их на две группы:
- показатели со стабильно увеличивающейся степенью информативности по мере взросления юных бату-
тистов и повышения уровня их технической подготовленности - память, восприятие, мышление;
- показатели, информативность которых изменяется волнообразно - воображение и внимание.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.
2. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учеб. пособие / Л. П. Матвеев. -Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.
3. Мелихова, Т. М. Организационно-методические основы технологий спортивного отбора / Т. М. Мелихова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 19-20.
4. Пилюк, Н. Н. Методы отбора и прогнозирования способностей акробатов 7-10 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 / Н. Н. Пилюк. - Киев, 1989. - 24 с.
5. Пилюк, Н. Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.04 / Н. Н. Пилюк. -Краснодар, 2000. - 50 с.
6. Чернышенко, Ю. К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - М., 1982. -253 с.
RICHNESS OF INDICES OF PSYCHOLOGICAL PROCESSES WITH THE INFORMATION IN CONNECTION WITH THE WORKING OUT OF PROSPECT CRITERIA OF YOUNG TRAMPOLINE JUMPERS AGED 7-10
Ju. Chernishenko, Doctor of Pedagogics, Professor, Pro-rector in Innovational and Olympic Programmes Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. A. Plotnicov, Merited Coach of Russia
Municipal Institution of Additional Education of Children of the Specialized Children - Youth Sport School of Olympic Reserve № 1, Department of Education of Municipal Education, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
The data characterizing the influence of the level of the development of main qualities and kind of cognitive processes on young trampoline jumper's aged 7-10 sporting productivity are presented in the paper.
Key words: young trampoline jumpers, sporting selection, qualities and kind of cognitive processes, informativeness, competitive productivity.