PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF TRAINING A SPECIALIST
E. Eremina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, A. Karpenko, Candidate of Pedagogics, Professor, P. Reshetnyak
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Structural components of a common model and professional charts of workers in the sphere of physical education have been formulated, but the process of getting education by students does not correspond to mastering this model.
Key words: education, sport (sports), specialist in physical education and sport, professional chart, block - problems, the process of studies.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПРЫЖКАХ НА БАТУТЕ
Олимпийские чемпионы И. В. Караваева, А. Н. Москаленко, доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Пилюк
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
цель работы заключалась в описании методологических основ теории и практики системы подготовки прыгунов на батуте высокой квалификации.
Основные результаты работы заключаются в систематизации основополагающих признаков, тенденций развития, ключевых принципов и свойств системы подготовки прыгунов на батуте высокой квалификации.
Ключевые слова: прыжки на батуте, система подготовки спортсменов, основные признаки, тенденции развития, принципы, системные свойства, спортсмены высокой квалификации.
В настоящее время прыжки на батуте достигли высокой степени развития, что предусматривает наличие определенных способностей у спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Достижение такого уровня мастерства возможно при наличии у занимающихся, во-первых, определенных способностей к данному виду спортивной деятельности и, во-вторых, при использовании современной системы подготовки спортсменов.
Одним из ведущих факторов достижения высоких спортивных результатов является техническая и физическая подготовленность занимающихся, которая основывается на современных тенденциях развития прыжков на батуте, основных закономерностях роста спортивного мастерства и индивидуального развития спортсменов.
По мнению специалистов (В. Ф. Дубко, О. Г. Запорожченко, Н. В. Макаров, М. Ю. Пушкарный и др.), достижение спортивно-технического совершенства будет более качественным, если в процессе тренировки использовать специально разработанные комплексы и программы, учитывающие передовой опыт ведущих тренеров, объективные критерии развития данных компонентов подготовленности, тестирование и оценка которых способствует ускоренному росту, стабильности и эффективности техники выполнения выполняемых соревновательных комбинаций. В настоящее время наблюдается противоречие между постоянным ростом сложности соревновательных упражнений и отсутствием научно обоснованных технологий оценки и совершенствования технической и физической подготовленности, позволяющих дать объективную оценку
движениям, выполняемым спортсменами высокой квалификации в процессе тренировки и соревнований, что позволило бы тренеру эффективно ими управлять. При этом тренерами не всегда грамотно понимаются и применяются в практической деятельности принципы и особенности подготовки спортсменов в прыжках на батуте. Отмеченное выше определяет направленность и актуальность выполняемых исследований.
Прыжки на батуте являются сложной развивающейся системой. В методологическом аспекте любое прогрессивное развитие системы связано с ее усложнением, характеризующимся интенсивным структурированием и ростом, интеграцией и дифференцированием ее элементов, а для живых систем еще и увеличением диапазона целесообразных функций в процессе достижения требуемого результата. Все эти признаки присущи данному виду спорта, содержание и средства которого постоянно усложняются и, следовательно, развиваются прогрессивно.
Основными признаками системы подготовки прыгунов на батуте являются: многоуровневость - отдельные элементы обеспечивают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех компонентов; сложность; целенаправленность на достижение максимального спортивного результата; самоорганизация, т. е. способность в процессе развития изменять структуру. Система спортивной подготовки батутистов определяется, прежде всего, направленностью на достижение максимально возможного индивидуального результата. Целеворезультативные отношения можно схематично выразить следующей последовательностью: цель - средство - результат, включая сам процесс деятельности.
Современная технология подготовки российских прыгунов на батуте основывается прежде всего на практическом опыте и педагогическом мастерстве тренеров-практиков и не имеет достаточного научно-методического обоснования. В то же время вопросы подготовки спортсменов высшего класса в основном решаются на интуитивно-эмпирическом уровне в рамках сборной страны. На теоретическом уровне эту важную проблему стали разрабатывать лишь в последнее время.
Дальнейшее развитие отечественных прыжков на батуте сдерживают, на наш взгляд, следующие причины: недостаточная массовость, малая эффективность работы детских тренеров, отсутствие в достаточном количестве качественного оборудования.
Прыжки на батуте, как и другие виды гимнастики со спортивной направленностью, развиваются в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеют свои специфические особенности. Анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие [3, 4, 5]:
- повышение социальной значимости спорта;
- повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений;
- рост спортивно-технических результатов;
- обострение конкуренции за высшие спортивные титулы на всех уровнях.
Анализ научно-методической литературы [1, 2, 6, 7], просмотр соревнований различного ранга, изучение результатов соревнований позволяют выделить следующие особенности развития прыжков на батуте, которые присущи практически всем спортивным видам гимнастики:
- совершенствование Правил международных соревнований FIG, что является важнейшим инструментом управления развитием видов гимнастики.
- профессионализация и коммерциализация большой гимнастики;
- повышение уровня подготовленности гимнастов, акробатов и прыгунов на батуте в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появление на мировой арене классных спортсменов из "традиционно негимнастических стран";
- обострение соревновательной конкуренции и расширение географии стран, претендующих на медали на крупнейших турнирах;
- рост и концентрация сложности соревновательных программ;
- поиск новых сложных упражнений;
- повышение роли и доли специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе;
- доведение технического мастерства до уровня виртуозности;
- интенсификация учебно-тренировочного процесса;
- ускорение процесса подготовки вследствие постоянного совершенствования методик обучения с быстрой потерей уникальности сложнейших элементов и связок;
- быстрое распространение передового опыта ведущих специалистов;
- увеличение количества стартов до 12-15 в годичном цикле подготовки;
- стирание граней между периодами подготовки с редукцией восстановительного периода в годичном цикле;
- интенсификация НИР по разработке и обоснованию основных компонентов технологии подготовки спортсменов высокого класса, тренажеров, устройств и технических средств контроля, позволяющих повысить эффективность обучения сложным упражнениям и развития необходимых физических качеств;
- улучшение всех видов обеспечения подготовки;
- централизация подготовки национальных сборных команд.
Кроме общих системных принципов и закономерностей теории спорта, спортивная подготовка высококвалифицированных прыгунов на батуте, как система, обладает и специфическими принципами, которые характерны ей как сложнокоординационной спортивной деятельности.
1. Принцип направленности на достижение максимально возможного индивидуального результата выражает сущность спорта, потребность человека в состязательности, соперничестве. Соревновательные отношения, составляющие объективное содержание любой спортивной деятельности [3, 4, 5], а прыжки на батуте являются уникальной моделью сверхнапряженной деятельности [2, 6], содействуют развитию и максимальному проявлению физических и психофункциональных качеств личности. При этом спортивный результат выражен в результативности деятельности (победить, занять конкретное место, выполнить разрядный норматив) или самосовершенствовании спортсмена (повысить мастерство, стабильно выполнить упражнения, накопить соревновательный опыт). Этот принцип характеризует систему подготовки спортсменов высокой квалификации и обеспечивается всеми элементами системы (Р<0,01), направленными на максимальную реализацию накопленного тренировочного потенциала.
2. Принцип динамичности отражается в таких понятиях, как непрерывность, изменчивость и вариативность [6]. Непрерывность спортивной подготовки и соревновательной деятельности заключается, во-первых, в исторически сложившейся системе соревнований и, во-вторых, в циклическом развитии спортивной формы прыгунов на
батуте. Участвуя в 10-12 соревнованиях в годичном цикле тренировки, спортсмен постоянно совершенствует соревновательную программу, решая перманентные задачи на каждом соревновании (опробование новых элементов, целостных упражнений, стабильность выполнения упражнений, совершенствование технического мастерства), обеспечивает пик спортивной формы на главных для себя соревнованиях, на которых решает доминирующую цель деятельности [5] и всей системы подготовки. Вариативность соревновательной деятельности батутистов заключается в частичной перестройке структурных и функциональных взаимосвязей, когда результат на главных соревнованиях может достигаться различным сочетанием отношений между элементами системы. При этом может изменяться или сама соревновательная программа (без изменения целей деятельности), или уточняется основная цель, когда стабилизируется программа, посредством которой спортсмен достигает максимального спортивного результата, или совершенствуется готовность к выполнению соревновательных действий, т.е. достигается более высокий уровень развития спортивной формы. Изменчивость подготовки и соревновательной деятельности будет зависеть от внешних факторов (складывающейся соревновательной борьбы, изменяющихся условий функционирования деятельности, действий и поведения соперников, зрителей и тренера) или собственного психофункционального состояния, напряженности и конфликтности соревновательной борьбы. Реализация данного принципа также обеспечивается всеми компонентами содержания системы подготовки.
3. Принцип индивидуализации, т.е. максимального учета индивидуальных способностей при разработке программ подготовки и соревновательной программы, техники, тактики, уровня готовности и, непременно, мотивации, психофункциональных особенностей, свойств темперамента и поведения. При этом чем выше квалификация спортсмена, тем полнее должен соблюдаться данный принцип. Концепция индивидуализации [2, 4, 6, 7] в процессе подготовки прыгунов на батуте должна основываться на использовании тех элементов и "связок", которые технически грамотно и с высокой надежностью выполняются спортсменом на достаточной высоте на каждой тренировке. Кроме того, для каждого батутиста существует "своя" комфортная высота выполнения комбинации, что выражается в его индивидуальном стиле соревновательной деятельности. Этот принцип обеспечивается всеми элементами в процессе многолетней спортивной подготовки.
4. Принцип оптимальности тесно взаимосвязан с предыдущим и обуславливается, прежде всего, особенностями многолетней тренировки. Хотя и сохраняется направленность каждого спортсмена на максимальный индивидуально возможный результат, но должен обеспечиваться не только высокий уровень развития каждого вида подготовленности, но и тот, который необходим и возможен для конкретного спортсмена, исходя из его морфофункциональных и психических возможностей. Так, батутист может уметь выполнять большое количество отдельных элементов, но, исходя из конкретных целей на данном этапе подготовки, он может подготовить и успешно реализовать «ограниченную» программу соревновательных действий, ту, которая принесет успех. При этом следует обязательно учитывать напряженность соревновательной борьбы и подбирать такие движения, действия, комбинации, которые обеспечат надежность выполнения соревновательных упражнений. В то же время в общей
стратегии подготовки спортсмена должен реализовы-ваться принцип опережающей сложности [1, 7], с выведением систем организма на новый «сверхмаксимальный» уровень функционирования [2].
5. Принцип соответствия структур подготовленности и соревновательной деятельности. Это основополагающий принцип спортивной тренировки [5, 6], отражающий закономерности единства, взаимосвязи, взаимообусловленности структур соревновательной и тренировочной деятельности. Особое значение он приобретает для прыгунов на батуте высокой квалификации в современных условиях острейшей соревновательной борьбы примерно равных по силе соперников, для рационального построения тренировки в условиях лимита времени и при больших объемах подготовительной работы, направленной на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности. Интегральная предсоревновательная подготовка является приоритетной для реализации этого принципа, который в системе соревновательной деятельности батутистов обеспечивается, прежде всего, элементами мотивации, готовности и соревновательных действий и нагрузок, формирующих соответствующую структуру.
6. Принцип тренировочной и соревновательной адаптации выражается в диалектическом свойстве приспосаб-ливаемости организма [5] и сохранении относительного постоянства внутренней среды в изменяющихся внешних условиях [4]. Как общенаучное понятие [5, 6], «адаптация» имеет биологический, психологический и социальный аспекты. В то же время соревновательная деятельность в процессе подготовки является концентрированным выражением сверхнапряженной деятельности, в которой отражаются в единстве и взаимосвязи человеческие отношения, психические процессы, состояния и свойства личности, функциональные резервы организма и физические способности, которые в форме спортивных достижений показывают безграничные возможности человека. В этой связи, при характеристике данной деятельности с позиций системного подхода, целесообразно применять принцип соревновательной адаптации как отражающий целостность человека, деятельности и среды. Данный принцип заключается в комплексном приспособлении спортсмена к тренировочным и соревновательным условиям и обеспечивается следующими составляющими: мотивацией, психоэмоциональным состоянием (психологический аспект), готовностью, тренировочными и соревновательными нагрузками (физиологический аспект), технической подготовленностью (педагогический аспект) и адаптивным поведением (социальный аспект).
В практике спорта выделяют [4, 5 и др.] два типа приспособительных реакций организма - срочную, но не стабильную, и долговременную, относительно стабильную адаптацию. Развивая мнение специалистов [3, 4, 5, 6 и др.] о возможности применения теоретических концепций адаптации в практике спортивной тренировки детей и подростков, считаем целесообразным осуществлять формирование долговременной адаптации, начиная с этапа начальной подготовки, и совершенствовать данный компонент одновременно с физической, технической и другими сторонами подготовленности юных спортсменов.
В педагогическом аспекте принцип тренировочной и соревновательной адаптации выражается в разработке нескольких вариантов соревновательных упражнений и тактический действий, специальных индивидуальных настроечных действиях, в специальном приспособительном, адаптационном [5] поведении, когда спортсмен не только
приспосабливает свою деятельность к внешним условиям, но и преобразует их в соответствии с удовлетворением своих потребностей в специализированной настроечной «разминке», которая формирует психологический комфорт и необходимое психофункциональное состояние.
7. Принцип педагогической управляемости заключается в том, что процессы формирования и протекания тренировочной и соревновательной деятельности происходят не спонтанно, а под руководством преподавателя-тренера, вооруженного как знаниями теории и методики спортивной тренировки, так и индивидуальных особенностей личности спортсмена. Кропотливая, целенаправленная работа наставника уже с первых лет подготовки спортсмена способствует формированию основных элементов подготовленности к соревновательной деятельности и, прежде всего, направленности мотивации на результативную деятельность, потребность в соревновательных отношениях и самосовершенствовании. Желание соревноваться, бороться и побеждать позволяет преодолеть многие негативные факторы, возникающие в процессе соревнований, а также дает возможность полнее раскрыть потенциальные способности ученика.
Основными методическими положениями, обеспечивающими данный принцип, являются [4, 5, 6]:
1. Формирование соревновательной установки, адекватно отражающей психофизиологические особенности ученика и регулирование их в процессе соревнований.
2. Правильное составление соревновательных упражнений в соответствии с уровнем развития спортивной формы и степенью сформированности навыков выполняемых элементов, что способствует надежности соревновательных действий.
3. В процессе многолетней подготовки формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы.
4. Формирование активной, творческой личности спортсмена, способного к самостоятельному принятию единственно правильного решения.
5. Направленность взаимоотношений тренера и спортсмена на сотрудничество в процессе спортивной подготовки, их взаимное доверие, самоотдача и самоотверженность способствуют достижению высокого спортивного результата. Демократический стиль руководства и характер отношений предусматривают то, что спортсмены являются не слепыми исполнителями решений тренера, а его союзниками, активными участниками решения поставленных задач.
Представленные принципы отражают подготовку пры-
гунов на батуте как целостную систему, позволяют анализировать и управлять как развитием отдельных элементов, так и всем процессом, обосновывать стратегию и тактику тренировки и выступления, прогнозировать соревновательные ситуации и итоговый результат.
Несмотря на важность и приоритетность в каждом конкретном случае отдельных принципов, они проявляются и формируются только в неразрывном единстве и взаимосвязи, так как отражают спортсмена как личность, целостный организм не только в процессе соревновательной деятельности, но и в диалектическом взаимодействии с окружающей средой.
Рассмотренные выше основные принципы и проведенный анализ системы подготовки батутистов позволяют определить свойства, характеризующие систему подготовки спортсменов в прыжках на батуте: эффективность, надежность, оптимальная достаточность, вариативность, индивидуальность стиля деятельности, эмоциональная насыщенность.
Заключение
1. Рассмотренные принципы подготовки спортсменов не подменяют, а дополняют и конкретизируют основные принципы теории физической культуры и теории спорта, отражают современные тенденции развития прыжков на батуте.
2. Системные свойства характеризуют тренировочную и соревновательную деятельность батутистов с позиций системы, в единстве с многолетней системой спортивной подготовки, к тому же они будут постоянно уточняться самой жизнью и дальнейшими научными исследованиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев Л. Я., Сучилин Н. Г. Как готовить чемпионов. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Курысь В. Н. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке. - Ставрополь, 1994. - Т. 1, 2. - 405 с.
3. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное пособие. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.
4. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863 с.
5. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев:Олимпийская литература,1997. - 583 с.
6. Пилюк Н. Н. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации (структура, содержание, управление). - Краснодар: КубГАФК, 2000. - 185 с.
7. Смолевский В. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 462 с.
TEORY AND PRACTICE OF THE SYSTEM OF TRAINING ATHLETES IN TRAMPOLINE JUMPING
I. Karavaeva, A. Moskalenko, Olympic Champions, N. Pilyuk, Doctor of Pedagogics, Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
The paper is directed at describing methodological basic principles of the theory and practice of the System of training highly qualified trampoline jumpers. The main results of our work are closely connected with the systematization of basic signs, tendencies of the development, key principles
and characteristics of the system of training highly qualified trampoline jumpers.
Key words: trampoline jumping, system of training athletes, basic signs, tendencies of the development, principles, systematic characteristics, highly qualified athletes.