Научная статья на тему 'Informational security of employer and employee as the condition of social partnership'

Informational security of employer and employee as the condition of social partnership Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Informational security of employer and employee as the condition of social partnership»

Е.Б. Дунаев

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Социальное партнерство - это система действий между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Результатом социального партнерства является создание таких условий труда, при которых в равной мере учитываются интересы как работодателя, так и работника. Это достигается путем установления и обеспечения взаимных прав и обязательств. Помимо традиционных гарантий, установленных трудовым законодательством, в настоящее время получают развитие гарантии информационной безопасности. Они особенно актуальны в организациях, занимающихся сбором, обработкой, хранением и распространением информации, которая является объектом гражданских прав и важным условием конкуренции.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и ограниченного доступа. Первая функционирует по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К информации ограниченного доступа по условиям ее правового режима относится информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация.

Перечень сведений конфиденциального характера определен в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 1881. С учетом субъектов трудовых отношений конфиденциальную информацию можно подразделить на информацию о работнике (персо-

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 10. Ст. 1127.

нальные данные) и информацию о работодателе (к ней отнесем информацию не только об организации, но и о третьих лицах). Так, Федеральная служба госстатистики получает конфиденциальную информацию от большого количества предприятий. Это же относится к налоговым органам, банкам, аудиторским компаниям и т. д.

Рассмотрим, как гарантии информационной безопасности могут обеспечиваться со стороны работника и работодателя на примере органов статистики. Руководитель (представитель нанимателя) обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного использования или утраты. Под персональными данными понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле либо подлежащие включению в его личное дело. Эта гарантия обеспечивается путем проведения организационных мероприятий и соблюдения определенных требований. Представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных служащих и несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих данных.

При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба обязана соблюдать следующие требования, установленные законодательством1:

а) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы РФ (далее - гражданская служба), в обучении и должностном росте, обеспечении личной безопасности служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества госоргана, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;

б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего;

в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях,

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 23. Ст. 2242.

частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

г) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на его персональных данных, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

д) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без его письменного согласия, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Для обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, они имеют право:

а) получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной);

б) осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

в) требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных. Данные оценочного характера служащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

г) требовать от представителя нанимателя или уполномоченного лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные гражданского служащего, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;

д) обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных гражданского служащего.

Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку, хранение и передачу персональных данных другого служащего, несет ответственность в соответствии с законодательством и может привлекаться к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел.

Гражданский служащий, в свою очередь, обеспечивает конфиденциальность информации не только об органах статистки, но и о третьих лицах, ставшей ему известной в процессе выполнения должностных обязанностей. К информации о третьих лицах, содержащейся в статистических отчетах, можно отнести конфиденциальную информацию (персональные данные, служебные данные, коммерческую тайну) и государственную тайну. Персональные данные содержатся

в отчетах, относящихся к демографической статистике и иных формах. Индивидуальные данные, содержащиеся в формах государственного статистического наблюдения, с момента их получения органами госстатистики приобретают статус служебной информации ограниченного распространения, доступ к которой ограничен Федеральной службой госстатистики (далее - Росстат) в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)1.

Коммерческая тайна - это конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 Закона о коммерческой тайне)2. Одним из признаков коммерческой тайны является принятие организацией мер к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений, т. е. правовые, организационные, технические и иные, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

Право установления режима коммерческой тайны принадлежит ее обладателю. Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне; срок действия режима и совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации, в том числе постановку и снятие грифа коммерческой тайны; порядок доступа к коммерческой тайне; выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи такой информации.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя следующие положения:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроль соблюдения такого порядка. Этот порядок утверждается либо приказом, либо иным локальным документом; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых до-

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 330.

2 См.: Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3283.

говоров; 5) нанесение на документы, содержащие информацию, составляющую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации указанных мер.

Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, при необходимости вправе применять средства и методы технической защиты ее конфиденциальности, другие меры, не противоречащие российскому законодательству. Меры по охране конфиденциальности информации считаются принятыми и достаточными, если исключают доступ к ней любых лиц без согласия ее обладателя и обеспечивают возможность ее использования работниками и передачи контрагентам без нарушения режима тайны.

К организационным мерам в органах статистики относятся: установление режима доступа к коммерческой тайне; определение перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию; разрешение на доступ конкретного лица к коммерческой тайне (оформляется приказом с указанием должностей гражданских служащих). Кроме того, заключается дополнительное соглашение и включается отдельным пунктом в служебный контракт положение об обеспечении конфиденциальности полученных сведений.

При хранении информации в электронном виде на компьютере работнику предоставляется индивидуальный пароль на доступ, прописывается обязанность гражданского служащего не передавать пароль третьим лицам и не предоставлять другим лицам доступ к компьютеру.

Служащий несет дисциплинарную, гражданско-правовую и иную, установленную законодательством ответственность за незаконное распространение конфиденциальной информации, ставшей ему известной при выполнении должностных обязанностей. В соответствии со ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ)1 трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Увольнение применяется к работнику в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ.

Дисциплинарное взыскание в форме увольнения не может быть применено к работнику позднее шести месяцев со дня совершения им проступка, в том числе проступка, выразившегося в разглашении коммерческой тайны.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3.

На наш взгляд, данное положение Трудового кодекса РФ не отвечает требованиям ответственности за нарушение права на коммерческую тайну. Факт разглашения последней работником может оставаться неизвестным работодателю в течение продолжительного времени. Особенно это касается разглашения сведений, использование которых требует определенных подготовительных мер со стороны их незаконного приобретателя. Очевидно, правоприменительная практика прояснит данную ситуацию и за работодателем будет закреплена возможность уволить работника, разгласившего тайну и по истечении предусмотренного на сегодняшний день 6-месячного срока. Как допустимый вариант можно рассматривать в данном случае предусмотренный в ст. 193 ТК РФ двухлетний период. Такое законодательное усовершенствование отвечает закрепленному в ст. 2 ТК РФ принципу, согласно которому обязанностью сторон договора является соблюдение его условий, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Это способствовало бы поддержанию корпоративной культуры и не вынуждало работодателя искать дополнительные основания для увольнения работника, продемонстрировавшего свою недобросовестность в трудовых отношениях в случае, когда работодатель узнал о факте такой недобросовестности позднее шести месяцев после ее допущения работником.

Другим видом ответственности работников за нарушение права на коммерческую тайну является материальная ответственность, предусматривающая обязанность работника возместить в пределах, установленных законом, имущественный ущерб предприятию, нанесенный виновным противоправным поведением.

Вопрос о материальной ответственности работников поднимался в юридической литературе в связи с критикой ч. 2 ст. 139 ГК РФ как не соответствующей трудовому законодательству. По мнению ряда авторов, ст. 139 ГК РФ ошибочно не содержит указания на то, что обязанность по возмещению причиненных убытков возлагается на работника, в случае «если иное не предусмотрено законом», и ограничивает права работников, поскольку трудовое законодательство предусматривает возможность возмещения убытков в меньшем размере.

С такой точкой зрения нельзя в полной мере согласиться. Положение п. 2 ст. 139 ГК РФ устанавливает обязанность работника возместить обладателю права на коммерческую тайну убытки, причиненные разглашением сведений. Это необходимо рассматривать с учетом положения п. 1 ст. 15 ГК РФ, согласно которому «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено

возмещение убытков в меньшем размере». Поскольку ч. 1 ст. 238 ТК РФ предусматривает возмещение ущерба, причиненного работодателю работником, в размере прямого действительного ущерба и указывает, что неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат, ответственность работника в данном случае ограничивается размером прямого действительного ущерба, который должен быть возмещен работником в полном размере в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, предусматривающим возможность применения к работнику полной материальной ответственности в случае разглашения им сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя.

Таким образом, ч. 2 ст. 139 ГК РФ не ограничивает права работников и подлежит применению в случае привлечения работника к ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, с учетом ограничений, прямо предусмотренных законом, т. е. Трудовым кодексом РФ.

Вместе с тем следует признать определенную сложность привлечения работника к полной материальной ответственности за разглашение коммерческой тайны работодателя, которую создает формулировка ч. 2 ст. 238 ТК РФ, содержащая определение прямого действительного ущерба. Согласно ей под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты или излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Иначе обстоит дело в ситуации, когда лицо, разглашая сведения, составляющие коммерческую тайну, не состоит в трудовых отношениях с их обладателем. В случае, когда трудовой договор с таким лицом не предусматривал неразглашение коммерческой тайны в течение определенного времени после увольнения, возможность привлечения нарушителя к ответственности практически отсутствует, что существенно снижает эффективность механизма защиты коммерческой тайны.

Привлечение работника к ответственности может быть осложнено трудностями доказывания факта приобретения работником определенных сведений, знаний и опыта непосредственно в процессе деятельности на предприятии работодателя. Единственным и эффективным средством в данном случае является тщательное и детальное документирование отношений по использованию коммерческой тайны работником.

Подведем итог. Обеспечение гарантий информационной безопасности осуществляется путем установления взаимных обязательств, что полностью отвечает принципам социального партнерства. При обеспечении сохранности персональных данных представителем нанимателя служащий может знакомиться с ними, уточнять их правильность, указывать на нарушения. Несмотря на то что служащий должен обеспечить сохранность данных, ставших ему известными в силу профессиональной деятельности, представитель нанимателя должен обеспечить соответствующие для этого условия.

Лица, в обязанности которых входит работа с конфиденциальной информацией, могут участвовать в создании нормативно-правовых документов путем внесения предложений для создания наиболее эффективных условий ее хранения и защиты. Установление ответственности позволяет обеспечить выполнение гарантий информационной безопасности, т. к. сторона, права которой нарушены, может их восстановить либо потребовать возмещение причиненного вреда. Проведение четких организационно-правовых мероприятий позволит наиболее объективно разрешить возникшие конфликты на досудебном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.