Научная статья на тему '«Информатика» в вузе. Проблемы обучения'

«Информатика» в вузе. Проблемы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ЕГЭ / MOODLE / ДИСТАНЦИОННО ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басев И.Н., Рыжков А.И., Роганов С.А.

В статье рассматриваются современное состояние преподавания дисциплины «Информатика» в школе и вузе, и предлагаются решения для повышения эффективности обучающего процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басев И.Н., Рыжков А.И., Роганов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Информатика» в вузе. Проблемы обучения»

«ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ © Басев И.Н.*, Рыжков А.И.*, Роганов С.А.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье рассматриваются современное состояние преподавания дисциплины «Информатика» в школе и вузе, и предлагаются решения для повышения эффективности обучающего процесса.

Ключевые слова информатика, ЕГЭ, Moodle, дистанционно обучение.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это в свою очередь требует определенного уровня информационной грамотности от пользователей. Министерство образования и науки РФ предпринимает меры по повышению грамотности населения в этой области знаний. Соответствующие требования заложены как в государственных образовательных стандартах (ГОС), так и в другой нормативной документации. В частности в приказе № 1 Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г определен перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования [1].

Таблица 1

Вступительные испытания в ВУЗы

Предмет Количество специальностей, направлений подготовки, по которым сдаются экзамены:

обязательные по выбору образовательной организации высшего образования: по усмотрению образовательной организации высшего образования

Русский язык 230

Математика 110 43

Физика 5 124

Химия 8 114

Биология 19 32

География 5 33 8

Обществознание 22 80

История 9 84

Литература 50 8 1

Иностранный язык 3 18 223

ИКТ 2 149 2

Как видно из табл. 1, для 149 специальностей и направлений рекомендуется в качестве одного из вступительных испытаний выбирать информатику. Это составляет 65 % от общего количества специальностей и направлений.

* Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».

* Доцент кафедры «Общая информатика», к.п.н.

" Преподаватель кафедры «Общая информатика».

Фактически же ситуация складывается противоположная рекомендуемой. Результат анализа информации по вступительным экзаменам на сайтах ВУЗов Новосибирска приведен в табл. 2.

Таблица 2

Вступительные экзамены по информатике в ВУЗы Новосибирска

Вуз Кол. специальностей, где сдают информатику, %

НГТУ 15

СГУПС 5

НГУ 20

СибГУТИ 50

НГАСУ 10

НГАУ 2

НИНХ 14

СибАГС 0

СГГА 32

НГАВТ 43

Среднее значение 19,1

Вместо рекомендуемых 65 % специальностей, где учитываются результаты ЕГЭ по информатике, мы имеем 19,1 %.

Все это не стимулирует изучение данного предмета в школе. Об этом говорят и результаты ЕГЭ 2013 г., приведенные в табл. 3 [2].

Таблица 3

Результаты ЕГЭ 2013

Общеобразовательный предмет Средний тестовый балл Итого человеко-экзаменов

чел. %

Русский язык 63,4 834 020 28,3

Математика 48,7 803 741 27,2

Физика 53,5 208 875 7,1

Химия 67,8 93 802 3,2

Информатика и ИКТ 63,1 58 851 2,0

Биология 58,6 162 248 5,5

История 54,8 164 219 5,6

География 57,2 20 736 0,7

Английский язык 72,4 74 668 2,5

Немецкий язык 58,6 2 768 0,1

Французский язык 69,5 1 561 0,1

Обществознание 59,5 481 990 16,3

Испанский язык 68,9 233 0,0

Литература 58,4 44 420 1,5

Итого 57,5 2952 132 100,0

Как мы видим, число школьников, принимавших участие в сдаче ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ», составляет 2 % от общего количества. В 2014 г ситуация не улучшилась и к тому же произошло снижение средних баллов по всем ЕГЭ, в том числе по информатике с 63,5 до 57,2 [3].

Проведенный среди студентов первого курса Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) опрос показал, что не более

15 % студентов технических специальностей сдавали ЕГЭ по информатике, на гуманитарных специальностях этот процент еще ниже.

Следует отметить еще один немаловажный момент - наличие в школе двух уровней подготовки по информатике (базового и профильного). Знание информатики на базовом уровне не соответствуют требованиям, предъявляемым в ВУЗе, и создает для учащихся ряд проблем.

Например, в СГУПС дисциплина «Информатика» есть на всех специальностях первого курса. Требования, предъявляемые ГОС по дисциплине, высоки и требуют уровня школьной подготовки выше базового. Проведенные на первом занятии входные тесты показали, что лишь 15-20 % студентов имеют требуемый уровень знаний (как правило, это те студенты, которые сдавали ЕГЭ по этой дисциплине).

На основе приведенной выше информации, можно сделать вывод, что фактический средний уровень школьной подготовки по дисциплине «Информатика» недостаточен для нормального обучения в ВУЗе.

Анализ самостоятельной работы студентов СГУПС в течение учебного курса определил трудоемкость различных модулей (тем) курса «Информатика». Максимальная трудоемкость самостоятельной работы студентов приходится на раздел «Теория информации и кодирования», включающий следующие темы: информация и ее свойства; меры и единицы количества и объема информации; кодирование информации в ЭВМ; позиционные системы счисления; основные понятия алгебры логики; логические основы ЭВМ; история развития ЭВМ. Именно по этим темам студенты имеют минимальный уровень школьных знаний. На этот раздел в курсе отводится 3 занятия, но фактически, с учетом уровня школьных знаний, требуется не менее 5-6 занятий. По этому разделу отчитываются вовремя не более 40 % студентов.

Раздел «Основы алгоритмизации и программирования» по окончанию школы на требуемом уровне знают единицы учащихся, поэтому материал приходится давать, начиная с «нуля». При этом увеличивается объем самостоятельной работы, превышающий количество часов, заложенных в учебном плане.

Практически не вызывают проблем остальные разделы дисциплины: технические средства реализации информационных процессов; программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; локальные и глобальные сети ЭВМ; защита информации в сетях.

На изучение дисциплины в ГОС отводится определенное количество часов в соответствии со специальностью, при этом естественно считается, что школьный курс информатики освоен. На самом деле, как уже было отмечено выше, его осваивают на требуемом уровне 15-20 % учащихся. Фактически, количество часов, заложенное в ГОС не достаточно для восполнения недостающих знаний и получения новых.

Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что в рамках часов, отведенных на дисциплину, восполнить пробел школьных знаний и одновременно донести необходимый новый материал весьма сложно.

В настоящее время эта проблема решается за счет активного использования современных интерактивных технологий обучения и организации обязательной самостоятельной работы студентов в течение курса. В частности в СГУПС в течение 5 лет используется среда электронного обучения LMS Moodle, позволяющая создавать управляемые дистанционные курсы любой сложности. Для восполнения пробела в знаниях по дисциплине «Информатика» кардинальным образом были переработаны учебные курсы по данному предмету. Были учтены требования государственных стандартов, результаты прохождения государственной аккредитации вузом, опыт прохождения тестов на сайтах i-exam.ru и i-fgos.ru, проанализированы типовые школьные программы по информатике и результаты входных тестов. В итоге был создан типовой учебный курс для технических специальностей.

Разработанный курс содержит ряд стандартных модулей в соответствии с дидактическими единицами ГОС по конкретным направлениям подготовки специалистов. Стандартный модуль содержит следующие элементы: интерактивные лекции с элементами проверки знаний, тренировочные и контрольные тесты, практические и лабораторные работы, интерактивные практикумы, видео-материал. Курс доступен в сети круглосуточно, что позволяет учащимся самим выбирать наиболее удобное для учебы время. Анализ самостоятельной работы студентов показал, что пик активности приходится на период с 19-00 до 23-00, но в принципе работа ведется круглосуточно. Некоторые студенты отправляли выполненные задания даже в 4 часа утра.

Важной составляющей курса является система дистанционного контроля результатов деятельности студентов. Эффективность работы студента здесь напрямую зависит от того, насколько быстро они получают ответ на выполненное задание (практические, лабораторные и др. виды работ), поэтому рекомендуется использовать автоматические и полуавтомаические методы проверки, которые можно реализовать средствами МооШе. При задержке в получении ответов эффективность работы части студентов значительно снижается. Теоретические знания проверяются с помощью электронных тестов, которые делятся на два вида: обучающие и контрольные. После прохождения обучающего теста по каждому вопросу предоставляется необходимая информация, изучив которую, можно дать правильный ответ. Контрольные тесты, фиксирующие лишь правильность ответов, служат для самопроверки и контроля.

Электронный курс предоставляет студентам средства дистанционного общения, которое реализовано в нескольких вариантах: общий форум, общий чат, отправка личных сообщений. Это позволяет студентам оперативно решать возникшие вопросы и в результате быстрее усваивать материал. Анализ вариантов общения показал, что наиболее удобным для учащегося явля-

ется отправка личных сообщений преподавателю. Использование же общего on-line чата оказалось наименее удобным, т.к. требует одновременного присутствия в сети заинтересованных пользователей, что зачастую для них неудобно. Общий форум позволяет выносить на обсуждение вопросы в любое удобное время, но просматривают его не более 5 % студентов.

Встроенная система анализа статистики позволяет иметь всю текущую информацию по состоянию дел у студентов и автоматически выводить рейтинг по дисциплине. Эта информация доступна студентам и позволяет корректировать им свою деятельность.

Система электронного обучения Moodle также использовалась при обучении информатике в 10-11 классах Центра довузовского образования в СГУПС. Для школьников это оказалось удобно, особенно в случае пропуска занятий. Уроки велись более ритмично, так как меньше было отстающих.

Внедрение дистанционных технологий в ВУЗе повысило эффективность обучения и, как следствие, повысились результаты проверки остаточных знаний (выросли на 10 %).

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г № 1 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета».

2. Статистика ЕГЭ за 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/.

3. Подводим первые итоги ЕГЭ 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://4ege.ru/analitika/5456-podvodim-pervye-itogi-ege-2014.html.

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

© Болдышева М.В.*, Трямкина Ю.М.

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического института,

г. Нижний Новгород

Рассматривается проблема ухудшения состояния здоровья современной студенческой молодежи, в связи с негативным влиянием и интенсификацией учебного процесса в вузе. Описаны теоретико-методологи-

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания и безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.