Научная статья на тему 'Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования'

Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3147
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / SCHOOL INFORMATICS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ / PEDAGOGICAL FUNCTIONS OF COMPUTER SCIENCES COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Татьяна Борисовна, Захаров Александр Сергеевич

В данной статье обоснование роли и места информатики в системе общего образования приводится в контексте, с одной стороны, общих проблем содержания школьного образования в целом и, с другой стороны, основ информатики как науки. Обсуждение этого аспекта ведется с позиции рассмотрения необходимости формирования представлений у школьников об области действительности, связанной с информационными процессами, изучаемой фундаментальной наукой «Информатика», существенной значимости изучения информатики с точки зрения реализации основных задач школьного образования. Авторами выделены важнейшие педагогические функции общеобразовательного курса «Информатика» в условиях новой идеологии построения современного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatics as a compulsory school subject in General education

The article deals with the role and place of Informatics in General education. On the one hand, the substantiation is provided in the context of the common problems of the content of school education in general and, on the other hand, the foundations of Informatics as a science. Discussion of this aspect is carried out considering the need to develop pupils'' views about the area fact related to information processes, study the fundamental science "Informatics", significant of the importance of studying Informatics from the point of view of realization of the main tasks of school education. The authors highlight the most important pedagogical functions of the Computer Sciences course within the new

Текст научной работы на тему «Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования»

1УДК 373.62 ББК 74.263.2

ИНФОРМАТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Б. Захарова, А. С. Захаров

В данной статье обоснование роли и места информатики в системе общего образования приводится в контексте, с одной стороны, общих проблем содержания школьного образования в целом и, с другой стороны, основ информатики как науки. Обсуждение этого аспекта ведется с позиции рассмотрения необходимости формирования представлений у школьников об области действительности, связанной с информационными процессами, изучаемой фундаментальной наукой «Информатика», существенной значимости изучения информатики с точки зрения реализации основных задач школьного образования. Авторами выделены важнейшие педагогические функции общеобразовательного курса «Информатика» в условиях новой идеологии построения современного общего образования.

Ключевые слова: школьная информатика, педагогические функции общеобразовательного курса информатики.

INFORMATICS AS A COMPULSORY SCHOOL SUBJECT IN GENERAL EDUCATION

T. B. Zakharova, A. S. Zakharov

The article deals with the role and place of Informatics in General education. On the one hand, the substantiation is provided in the context of the common problems of the content of school education in general and, on the other hand, the foundations of Informatics as a science. Discussion of this aspect is carried out considering the need to develop pupils' views about the area fact related to information processes, study the fundamental science "Informatics", significant of the importance of studying Informatics from the point of view of realization of the main tasks of school education. The authors highlight the most important pedagogical functions of the Computer Sciences course within the new ideology of building a modern General education system.

Keywords: school Informatics, pedagogical functions of Computer Sciences course.

В систему общего образования уже более 30 лет информатика включена как обязательный учебный предмет. При этом до сих пор ведется дискуссия о ее роли и месте в содержании школьного образования. В связи с этим считаем необходимым высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Обоснование роли и места информатики в системе общего образования не может рассматриваться вне контекста, с одной стороны, общих проблем содержания школьного образования в целом и, с другой стороны, основ информатики как науки.

Под общим образованием понимается образование, направленное на всестороннее развитие личности, обеспечивающее формирование у человека целостных представлений об окружающем

мире, создающее основу овладения всеми основными видами деятельности; образование, инвариантное к различным видам профессионального образования и являющееся базой любого из них.

Содержание общего образования, обусловленное рядом факторов, действующих одновременно, имеет сложную структуру, многоуровневую многоаспектную организацию.

В работах известного дидакта В. С. Леднева [1] обосновано, что содержание и структура образования определяются двумя объективными факторами:

• совокупной структурой объекта изучения;

• структурой деятельности (инвариантной предметной специфике и отражаемой в структуре личности любого человека).

В системе общего образования объектом изучения выступает вся объективная реальность, то есть общее образование связано с изучением всех основных областей окружающей действительности.

Главное для общего образования - полнота отражения в содержании обучения всех основных областей окружающей действительности. Именно это, как показано в дидактической и психолого-педагогической литературе, обеспечивает формирование полноценного научного мировоззрения обучающихся, всестороннее развитие личности, подготовку к труду и дальнейшему профессиональному образованию. При этом, разумеется, изучение генеральных сторон действительности заключается не только в усвоении системы знаний о них и формировании предметных умений, специфичных при изучении отдельных аспектов действительности, но и в освоении обобщенных способов деятельности, то есть в формировании общеучебных умений и навыков взаимодействия с изучаемыми сторонами действительности.

Говоря о структуре основных областей действительности, В. С. Леднев подчеркивал, что наиболее адекватное разделение их отражено в структуре научного знания, системе наук, которая опирается на современные подходы к классификации наук: «именно такой подход к структуре окружающего мира (через структуру системы наук) принят в дидактике» [1]. Определение предметов наук и в целом предметной (фундаментальной) структуры научного знания во многом обуславливает набор обязательных учебных дисциплин в системе школьного образования.

При этом важно отметить, что в школе в учебных предметах изучаются не «основы наук» (как это часто принято думать), а определенные области действительности. Конечно, изучаются они через овладение основами наук, так как именно в науке систематизированы знания об этих областях. Но принцип изучения в учебных предметах именно областей действительности, а не непосредственно соответствующих отраслей науки, имеет важнейшее значение для теории содержания образования, построения учебного плана школы. Поясняя это, заметим, что структура окружающего мира, знания о структуре действительности и знания о знаниях о действительности - это совсем не одно и то

же. «Отдельные науки - это теоретические модели различных, не совпадающих друг с другом сторон действительности. Различием предметов определяется содержательное и структурное различие их моделей. Усвоение же различных в содержательном и структурном отношении систем знаний - это психические процессы формирования различных образов и понятий, запоминание различной информации и т. д.» [1].

Под учебным объектом и учебным предметом понимается иное, чем объект и предмет науки. Область действительности, которая является предметом науки, представляет собой лишь учебный объект школьного курса. Предмет изучения в школьном курсе, в одном отношении, существенно уже предмета соответствующей науки, поскольку включает лишь основы этой отрасли знания; в другом отношении, предмет школьного курса существенно шире предмета науки, так как определяется еще и основными задачами общего образования, такими, как развитие личности обучающихся, формирование общеучебных умений, подготовка их к жизни в современных условиях и др.

Рассмотрим более подробно связь предмета учебной дисциплины с основными задачами общего образования.

Как уже было сказано выше, согласно выводам В. С. Леднева, в структуре общего образования предусматривается его инвариантно-де-ятельностная подструктура, включающая своими компонентами следующие инвариантные стороны деятельности человека. Это:

1) познавательная сторона деятельности, основанная на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации;

2) ценностно-ориентационный или целе-мо-тивационный аспект, как направленность индивида на деятельность, ценностная ориентация его;

3) коммуникативная сторона, основанная на общении с целью закрепления, хранения и передачи информации;

4) физический аспект, как взаимодействие субъекта с объектом деятельности;

5) преобразовательная или технико-технологическая сторона, характеризующаяся изменением объекта;

6) эстетическая сторона деятельности, свойственной чертой ее является совершен-

ство, мастерство, искусство, качество как процесса, так и продукта деятельности.

Следует отметить, что каждая из выделенных инвариантных сторон деятельности не существует вне других. Четкого разделения в реальной деятельности практически не существует. Однако с целью изучения той или иной деятельности необходимо проделать этот шаг.

Эти инвариантные предметной специфике виды деятельности направлены на формирование познавательной, нравственной, преобразовательной (трудовой), коммуникативной, эстетической и физической культуры. В связи с этим в системе общего образования важно:

• формирование познавательной культуры как усвоение основ научных знаний об окружающей человека действительности, о взаимосвязях между объектами окружающего мира, накопленных человечеством знаний, и формирование умений и навыков познавательной деятельности, учитывая деление научного знания на его генеральные (в познавательном отношении) направления, или отрасли (формирование у обучающихся научного мировоззрения), обеспечить представления о формировании, хранении и функционировании образов (моделей) реальности;

• формирование нравственной культуры как выработка отношения обучающихся к окружающей действительности - человеку, обществу, живой и неживой природе, технике - соответствующего прогрессивным нормам морали и нравственности (идейно-политические, нравственные, экологические и др. качества) -ценностная ориентация;

• формирование трудовой культуры как допрофессиональных умений и навыков взаимодействия человека с генеральными сторонами окружающей его действительности, преобразовательной деятельности, а также общеучебных умений и навыков (планирование своего труда, умение трудиться творчески и т. д.); формирование не только знаний об устройстве и принципах действия технических средств, но и представлений о методах научного управления - это операционально-инструментальная сторона любой деятельности, или преобразовательная, технико-технологическая сторона;

• формирование коммуникативной культуры как языковое развитие человека (развитие

речи как средства коммуникации, общение между людьми с точки зрения его социального существа, общение в процессе преобразовательной деятельности, общение на уровне художественной деятельности и др.) - представления об общей теории коммуникации, частным случаем которой является социальная коммуникация, при этом необходимым условием, средством общения являются языки и средства коммуникации, позволяющие вещественно закреплять, хранить и передавать сообщения (информацию);

• формирование эстетической культуры как формирование эстетических качеств личности применительно ко всем сторонам окружающей человека действительности, художественного воспитания: для процесса это мастерство (или искусство выполнения операций); для продукта (результата деятельности) - его структурно-функциональное совершенство;

• формирование физической культуры как выполнение некоторых действий с объектом изучения, ведение здорового образа жизни и др.

Разумеется, формирование каждой из этих сторон культуры личности, ее опыта осуществляется в процессе общего образования в целом, то есть не только в цикле учебных предметов, выделенных по соответствующему доминантному признаку, но и во всех остальных учебных предметах. Именно на это и ориентирована Программа развития универсальных учебных действий, как составная часть документации по реализации ФГОС общего образования, которая должна реализовываться при изучении каждого учебного предмета.

Таким образом, на основе фундаментальных исследований, проведенных в области общих проблем структуры и содержания образования, было установлено, что набор обязательных учебных предметов предопределяется двумя факторами -обобщенной структурой деятельности и структурой объекта изучения. Эти два фактора носят объективный характер, что объясняет стабильность структуры общего образования. Появление в этой структуре новых устойчивых учебных предметов может быть вызвано лишь существенными изменениями в научной картине мира и сменой доминирующего вида деятельности.

Во второй половине XX в. выделение области действительности, связанной с информационными процессами в системах различной природы,

осознание важности изучения информационных процессов для формирования современного научного мировоззрения, расширение области практической деятельности человека, связанной с информационными процессами (при этом роль видов информационной деятельности, средств информационных технологий в развитии общества неизмеримо возрастало, что привело к существенному изменению характера и содержания труда человека), определили новые элементы содержания общего образования. Эти новые элементы «не укладывались» в сложившуюся структуру к 1960-м гг., которая оставалась практически неизменной в течение почти 150 лет независимо от социальных, экономических и культурных традиций. Иначе говоря, к этому времени назрела потребность структурной перестройки -необходимость рассмотрения образовательной области «Информатика» как базового компонента содержания общего образования.

В пользу выделения отдельного учебного курса информатики В. С. Леднев еще в 1960-х гг. приводил следующие аргументы. Если учебный материал по информатике распределить между различными учебными курсами, то в этом случае сведения об области действительности, изучаемой информатикой и не входящей составной частью в предметы других наук, будут систематизированы не по основным признакам, по которым они систематизируются в науке, а по второстепенным, так как будут излагаться в логике другого учебного курса. Это неизбежно влечет за собой формирование у обучающихся неполных и даже искаженных представлений об области действительности, изучаемой информатикой. Более того, такой путь исключает возможность формирования основных (фундаментальных) понятий информатики в рамках и логике понятийного аппарата, выработанного этой наукой. В этом случае ряд появляется методических вопросов, что являлось бы эффективным дидактическим средством формирования понятий информатики. Изучаемые в логике других учебных курсов понятия информатики оказываются инородными в их понятийной системе и воспринимаются обучающимися как второстепенные, не имеющие принципиального значения. Именно поэтому наиболее целесообразным решением вопроса о путях изучения информатики в общеобразовательной школе явилось выделение для ее изучения от-

дельного учебного курса. При этом элементы информатики могут и должны быть включены в различные учебные предметы, что согласуется со сформулированным В. С. Ледневым принципа отражения областей действительности в содержании общего образования (образовательных областей), названного «принципом бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования». Суть этого принципа заключается в том, что каждая образовательная область включается в содержание образования двояко: во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, имплицитно - в качестве «сквозных линий» в содержание школьного образования в целом. В связи с этим принципом образовательная область «Информатика» должна быть реализована в содержании общего образования как отдельный учебный предмет, посвященный информатике, и как информатизация всего школьного образования.

Таким образом, рассматривая проблемы структуры содержания общего образования и выявляя те стороны действительности, которые подлежат систематическому изучению в рамках содержания общего образования, В. С. Леднев сделал вывод, что должен быть системообразующий учебный курс, изучающий область действительности, связанную с информационными процессами в живой природе, обществе, технике (отраженную отраслями знаний: кибернетики, основ логики, теории информации, теории алгоритмов и др., рассматривающих информационную линию развития материи).

При практической реализации этой идеи еще в начале 1970-х гг. возникло два направления курса информатики в общеобразовательной школе в рамках факультативных курсов и производственного обучения в школе: общеобразовательное, связанное с изучением фундаментальных основ информатики, и прикладное, основанное на изучении алгоритмизации, программирования и устройства электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Общеобразовательный подход к изучению этой области действительности в 1970-х гг. был реализован в виде курса «Основы кибернетики» (В. С. Леднев, А. А. Кузнецов), который был рекомендован в 1975 г. Минпросом СССР в качестве факультативного. Целью этого курса было рассмотрение общих закономерностей информа-

Школа на путях обновления

ционных процессов, принципов строения и функционирования систем управления, раскрытие сущности информационного подхода к действительности. В. С. Леднев отмечал, что «изучение основ кибернетики - сущности информационных явлений и процессов в природе, обществе и технике, сущности феномена самоуправляемости - вносит существенный вклад в формирование у учащихся научных представлений о мире, <...> важно и для трудового обучения учащихся, для их политехнического образования и последующей профессиональной подготовки, <. > дает не только знания об устройстве и принципах действия ее технических средств, но и учит методам научного управления, которые находят все большее применение в различных сферах деятельности человека, <...> играет большую роль для коммуникативного образования» [1].

Несколько иной аспект опытной работы по включению элементов кибернетики (а именно основы конструирования автоматов) в программу по математической логике общеобразовательной школы еще в «дофакультативный» период начала 1960-х гг. осуществлялся В. Н. Касаткиным в школе г. Ялта и на базе Малой академии наук школьников «Искатель».

В целом идея общеобразовательного курса кибернетики получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени (академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова и др.). Более того, советский опыт того времени инициировал появление аналогичных курсов в школах ряда стран, например США, Болгарии и др. В дальнейшем многие теоретически обоснованные и методически апробированные в процессе экспериментальной работы основы общеобразовательного курса кибернетики создали предпосылки для формирования фундаментальных компонентов содержания современного школьного курса информатики.

Прикладной подход изучения информатики был реализован в виде разнообразных курсов, разработанных С. И. Шварцбурдом, И. Н. Антиповым, В. М. Монаховым и др., осуществлявшихся как в виде факультативов, так и в рамках специальных курсов на базе учебно-производственных комбинатов (УПК).

В 1966 г. в соответствии с правительственным Постановлением «О мерах дальнейшего

улучшения работы средней общеобразовательной школы» были рекомендованы три специальных факультативных курса: «Программирование», «Вычислительная математика», «Векторные пространства и линейное программирование». Занятия по программированию в то время чаще всего строились в условиях «безмашинного» обучения в связи с необеспеченностью школ соответствующей материальной базой. Чуть позже в перечень рекомендованных школе факультативных курсов были включены новые избранные темы: «Системы счисления и арифметические устройства ЭВМ» (7 кл.), «Алгоритмы и программирование» (8 кл.), «Языки программирования» (10 кл.).

В это время широко обсуждались и уточнялись понятия «компьютерная грамотность», «алгоритмическая культура», «информационная культура». Было обосновано значение изучения алгоритмизации и программирования как основы разработки информационных технологий, а кроме того, показана роль изучения этих вопросов для развития мышления обучаемых, формирования многих приемов умственной деятельности. Подчеркивалось, что изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т. д.), которые носят общеучебный характер.

В рамках развиваемой в начале 1970-х гг. в системы межшкольных УПК стали вести подготовку школьников старших классов в области применения вычислительной техники. С 1971 г. соответствующий эксперимент был начат в УПК Первомайского района г. Москвы. Функции научно-методического руководства были возложены на руководимую С. И. Шварцбурдом лабораторию прикладной математики НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР, базовое предприятие - ВЦ Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации (ЦНИИКА). Вскоре, в 1972 г., в Москве был создан получивший широкую известность Октябрьский УПК № 1. До 1984 г. базовым предприятием для Октябрьского УПК являлся Институт электронных управляющих машин (ИНЭУМ) Минприбора СССР, с 1984 г. был подключен организованный в то время Институт проблем информатики Академии наук СССР (ИПИАН). В это же время специализации

по вычислительной технике и программированию стали открываться в межшкольных районных (городских) УПК по всей стране. За короткое время получил известность положительный опыт работы многих УПК Ленинграда, Свердловска, Новосибирска и других городов, где осуществлялся целый ряд направлений трудовой подготовки школьников по специальностям, связанным с изучением и использованием вычислительной техники: оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электромеханик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, программист-лаборант, оператор вычислительных работ. С распространением ЭВМ массового применения (персональные ЭВМ, многотерминальные комплексы на базе малых ЭВМ, диалоговые вычислительные комплексы и т. д.) перечень и содержание подготовки по «компьютерным» специальностям УПК были пересмотрены в соответствие с новыми функциональными возможностями ЭВМ, усовершенствованием систем программирования, появлением новых пакетов прикладных программ.

Важно отметить, что к началу 1980-х гг. серьезный вклад в становление школьной информатики внесла инициативная «сибирская группа школьной информатики» (А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин и др.) при отделе информатики ВЦ Сибирского отделения Академии наук СССР, которая организовала Всесоюзные заочные олимпиады школьников по информатике, летние школы юных программистов и др.

В середине 1980-х гг. был проведен ряд организационных мероприятий по активному внедрению ЭВМ в школу. Министерствам электронной и радиотехнической промышленности вменялось в сжатые сроки разработать и организовать выпуск специализированных школьных микро-ЭВМ.

Таким образом, к 1985 г. были созданы все предпосылки (разработка теоретических основ и опытная проверка многих положений, проведение ряда организационных мероприятий) для введения обязательного курса информатики в систему школьного образования.

Однако с введением информатики в 1985 г. как базового компонента содержания общего образования обострилась дискуссия о содержании этого курса, высказывались разные мнения отно-

сительно этого. Обусловлено это было во многом непониманием того, что предмет изучения школьной дисциплины определяется, во-первых, учебным объектом, то есть предметом соответствующей науки (в данном случае информационными процессами), а во-вторых, особенностями изучения этой области действительности, предопределяемыми основными задачами общего образования (структурой обобщенной (инвариантной) деятельности человека).

Несмотря на то, что история развития школьной информатики насчитывает уже более полувека, накоплен значительный опыт обучения информатике в системе общего образования, с каждым днем все активнее ведутся дискуссии о содержании общеобразовательного курса информатики. Обсуждая этот вопрос, полагаем, что необходимо обратиться к обоснованным В. С. Ледневым факторам формирования содержания школьного курса информатики: с одной стороны, что является объектом изучения (это область действительности, связанная с информационными процессами, которая изучается фундаментальной наукой информатикой), а с другой стороны, какие инвариантные виды деятельности (их еще иначе называют как виды деятельности метапредметного характера, а в современной терминологии универсальными учебными действиями) формируются в процессе обучения информатике.

Следует отметить, что за последние 60 лет информатика как наука бурно развивалась и сейчас занимает достойное место в системе научных дисциплин. За прошедший период ученые по-разному трактовали объект и предмет этой научной области. Термин «информатика» появился в начале 1960-х гг. (1962) практически одновременно во Франции (Ф. Дрейфус) и у нас в стране (А. А. Харкевич). В 1963 г. в журнале «Известия вузов. Электромеханика», № 11 была опубликована статья Ф. Е. Темникова «Информатика». В ней была сделана попытка определить состав интегральной науки об информации как совокупность трех составных частей - теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем. Переломным моментом стало представление в Национальном докладе РФ «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрес-

се ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1995 г. четырехкомпонентной структуры предметной области «Информатика»: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика [2]. Важно подчеркнуть, что такая структура предметной области информатики в настоящее время продолжает уточняться. Предлагаются и обосновываются новые подходы к выделению разделов информатики как науки.

Подводя итоги истории развития науки информатики, понимания ее предмета и объекта изучения, отметим следующее. Суммируя различные современные представления об информатике как науке, по общему признанию информатика - это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Именно такое понимание науки информатики берется за основу содержания современного школьного курса информатики, как объект изучения информатики (как учебного предмета). Это первый фактор формирования содержания учебного курса.

Кроме того, В. С. Леднев подчеркивал, что содержание общего образования обусловлено еще и вторым фактором - инвариантными видами деятельности (общеучебными умениями), которые предопределяются основными задачами общего образования. И здесь роль изучения информатики чрезвычайно велика: формируются многие общеучебные умения, важные с точки зрения задач современного общего образования. В этом смысле общеобразовательный курс информатики занимает особое место в системе школьного образования. Основные педагогические функции этого учебного предмета заключаются в следующем.

Во-первых, с точки зрения реализации функции формирования основ научного мировоззрения школьный курс информатики позволяет обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаний об информационных процессах, их эффективной организации и на этой основе раскрыть школьникам значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль средств информационных технологий. Особую роль в этом играет то, что в процессе изучения инфор-

матики обучающиеся овладевают такими современными методами научного познания, как моделирование, компьютерный эксперимент и т. д.

Во-вторых, изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционального мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

В-третьих, важно заметить, что при изучении информатики формируются многие универсальные учебные действия, предусматриваются новые виды учебной деятельности, которые в современных условиях становятся общеучебными, носят общеинтеллектуальный характер, например, информационное моделирование, предполагающее умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать достоверность информации, правильно организовать информационный процесс, оценивать информационную безопасность и др.

В-четвертых, сегодня ни у кого не вызывает сомнения такая важная педагогическая функция школьного курса информатики, как социализация школьников, подготовка их к последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

В-пятых, особо необходимо отметить значимость начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении государства (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного экономического развития страны.

В-шестых, следует заметить, что овладение многими видами информационной деятельности, в том числе и освоение современных информационных технологий, рассматривается сегодня как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. В этом особая роль принадлежит школьному курсу информатики. Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств информационных технологий в образовании.

Более подробно педагогические функции школьного курса информатики нами освещались в ряде работ [3-6].

В целом можно сказать, что на школьный курс информатики возложен ряд важнейших педагогических функций в реализации основных задач общего образования в современных условиях. Осознание этого приводит к выводам о том, что информатика должна занять достойное место в системе школьного образования, необходимо усилить внимание к развитию содержания информатики как обязательного учебного предмета, реализации в полной мере его общеобразовательного потенциала.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Национальный доклад Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» [Текст]. - М., 1996.

3. Захарова, Т. Б. Основные направления повышения квалификации школьных учителей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / Т. Б. Захарова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2012. - № 4. - С. 3-10.

4. Захарова, Т. Б. Совершенствование методической подготовки учителей информатики в свете требований ФГОС общего образования [Текст] / Т. Б. Захарова // Информатика и образование. - 2014. - № 5. - С. 17-22.

5. Кузнецов, А. А. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра [Текст] / А. А. Кузнецов, Т. Б. Захарова // Информатика и образование. - 2014. - № 10. - С. 3-6.

6. Кузнецов, А. А. Общая методика обучения информатике [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. А. Кузнецов, Т. Б. Захарова, А. С. Захаров. Ч. 1. - М.: МПГУ, 2014. - 300 с.

REFERENCES

1. Lednev V. S. Soderzhanie obrazovaniya: su-shchnost, struktura, perspektivy. Moscow: Vys-shaya shkola, 1991.

2. Natsionalnyy doklad Rossiyskoy Federatsii "Politika v oblasti obrazovaniya i novye infor-matsionnye tekhnologii". Moscow, 1996.

3. Zakharova T. B. Osnovnye napravleniya povysheniya kvalifikatsii shkolnykh uchiteley v usloviyakh vvedeniya Federalnykh gosudarst-vennykh obrazovatelnykh standartov obshchego obrazovaniya. Standarty i monitoring v obra-zovanii. 2012, No. 4, pp. 3-10.

4. Zakharova T. B. Sovershenstvovanie metodiches-koy podgotovki uchiteley informatiki v svete trebovaniy FGOS obshchego obrazovaniya. Infor-matika i obrazovanie. 2014, No. 5, pp. 17-22.

5. Kuznetsov A. A., Zakharova T. B. Shkolnaya informatika: vchera, segodnya, zavtra. Informa-tika i obrazovanie. 2014, No. 10, pp. 3-6.

6. Kuznetsov A. A., Zakharova T. B., Zakharov A. S. Obshchaya metodika obucheniya informatike: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov. Iss. 1. Moscow: MPGU, 2014. 300 p.

Захарова Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета e-mail: t_zakh@mail.ru

Zakharova Tatiana B., ScD in Education, Professor, Chairperson, Theory and methods of teaching Informatics Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: t_zakh@mail.ru

Захаров Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Российского государственного аграрного заочного университета, г. Балашиха Московской обл. e-mail: axel69672@yandex.ru

Zakharov Alexander S., PhD in Education, Associate Professor, Informatics Department, Russian State Agrarian Correspondence University, Balashikha, Moscow region e-mail: axel69672@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.