Научная статья на тему 'Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ'

Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1301
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ / СТРУКТУРА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ / ЦЕЛИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ / COURSE OF INFORMATICS FOR JUNIOR SCHOOLCHILDREN / OPERATIONAL AND PERSONAL RESOURCES / METASUBJECTIVE EDUCATIONAL RESULTS / PROPAEDEUTIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE FIELD OF INFORMATICS AND IC TECHNOLOGIES / STRUCTURE OF PROPAEDEUTIC TRAINING IN INFORMATICS / THE GOALS OF PROPAEDEUTIC TRAINING IN INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Босова Л. Л.

Проведен анализ особенностей пропедевтического этапа школьной информатики, позволяющий позиционировать ее как предмет, наиболее полно ориентированный на развитие операциональных личностных ресурсов обучающихся. Обоснована структура и цели пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ. Представлен комплекс метапредметных образовательных результатов, достигаемых учащимися в процессе изучения информатики и ИКТ в 5-7 классах общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metasubjective direction as one of the main characteristics of propaedeutic stage of the school course of Informatics and Information and Communication Technologies (ICT)

The author analyzes the peculiarities of propaedeutic stage of the school course of Informatics, defining it as a subject oriented to development of the operational and personal resources of schoolchildren. The structure and goals of propaedeutic training in the field of Informatics and IC technologies are substantiated. The complex of the metasubjective educational results gained by the pupils during the studying of Informatics and IC technologies in 5-7 grades is given in the article.

Текст научной работы на тему «Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ»

гуманитарные науки

— Педагогика —

УДК 37.022 Л.Л. Босова

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭТАПА ШКОЛЬНОГО КУРСА

ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Проведен анализ особенностей пропедевтического этапа школьной информатики, позволяющий позиционировать ее как предмет, наиболее полно ориентированный на развитие операциональных личностных ресурсов обучающихся. Обоснована структура и цели пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ. Представлен комплекс метапредметных образовательных результатов, достигаемых учащимися в процессе изучения информатики и ИКТ в 5-7 классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: курс информатики для младших школьников, операциональные личностные ресурсы, метапредметные образовательные результаты, пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТ, структура пропедевтической подготовки по информатике, цели пропедевтической подготовки по информатике.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Соответственно в настоящее время и образовательные результаты трактуются более широко и полно - как изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем [1, 2]. При этом под личностными ресурсами понимаются:

• мотивационные - ценностные ориентации, потребности, запросы, интересы, которые конкретизируются в мотивах деятельности;

• инструментальные или операциональные - освоенные универсальные способы деятельности;

• когнитивные - знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки.

Развитие мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности представляет собой инте-

БОСОВА Людмила Леонидовна - к.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г Москва.

E-mail: akulll@mail.ru

гральный образовательный итог; непосредственными результатами образовательного процесса выступают личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Наибольший интерес представляют метапредметные результаты - «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях» [1, с.13]. Можно сказать, что метапредмет-ные результаты базируются на общеучебных умениях и навыках, трактуемых отечественной педагогикой как умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам. Они становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Для дальнейшей конкретизации метапредметных образовательных результатов может быть использован термин «универсальные учебные действия»: в широком смысле он означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность методов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Школьные предметы, являясь своеобразной «проекцией» соответствующих базовых наук на школьную плоскость, в разной степени ориентированы на достижение метапредметных образовательных результатов, что обусловлено, прежде всего, наличием в них содержания метапредметной направленности (метапредмет-ного содержания), которое, согласно В.В. Краевскому, А.В. Хуторскому [3], можно трактовать как содержание, предшествующее непосредственно учебному предмету, находящееся за ним, существующее до его конкретного проявления.

Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, метапредметная направленность его содержания, обеспечивающая широкие возможности для развития инструментальных (операциональных) ресурсов личности, при безусловной самостоятельности, целостности и философской значимости самого предмета.

Особое место школьного курса информатики еще на этапе его становления было отмечено А.П. Ершовым: «... новорожденная информатика по праву входит в братский союз с математикой и лингвистикой, закладывая в школьное образование опорный треугольник развития главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, способность к рассуждению, способность к действию» [4, с. 30]. Обосновывая значимость и необходимость школьного курса информатики, А.Г. Гейн отмечал, что «её изучение вводит в рассмотрение понятия, посредством которых описано само мышление, позволяя обучаемому с некоторого момента анализировать развитие собственного мышления» [5, с. 4]. В.Ф. Шолохович рассматривал принцип метапредметности информатики как основу моделирования современных информационных технологий обучения, указывая на необходимость понимания двух аспектов: 1) как общие тенденции развития (в частности, формализации) учебных дисциплин формируют информатику в качестве фундаментального учебного курса; 2) как развитие общеобразовательного курса «Информатика» воздействует на обучение в школе (в частности, способствуя выработке у учащихся «методологии» освоения учебных дисциплин) [6]. Прогнозируя десятилетие тому назад пути развития школьной информатики, С.А. Бешенков и др. выражали уверенность в том, что «информатика займет место особого системообразующего «метапредмета» среди школьных учебных курсов и раскроет свой мировоззренческий потенциал. Результатом этого процесса станет такая организация когнитивных структур сознания учащихся, при которой осознанный контроль за поиском информации будет подчинен целям, определенным личностью для своего прогрессивного развития» [7, с. 17].

Метапредметная направленность школьного курса информатики, выражающаяся в его ориентации на освоение учащимися универсальных способов деятельности, в общих чертах была определена в конце 1970-х - начале

1980-х гг. в работе А.П. Ершова и др. [8], где она связывалась с формированием определенного - операционного

- стиля мышления, определенных навыков умственных действий, адекватных требованиям современного общества. К ним относятся следующие умения:

1) планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

2) строить информационные структуры для описания объектов и систем;

3) организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

4) правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение;

5) привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области;

6) технические навыки взаимодействия с ЭВМ.

Несколько позднее Ю.А. Первиным была предложена

схема, иллюстрирующая «путь от концептуальной базы информатики до социальной задачи информационного общества» [9, с. 79]. Его можно трактовать как путь от фундаментальных оснований информатики к явно указанным метапредметным образовательным результатам

- планированию, моделированию, поиску, общению, инструментированию.

Наблюдаемое в последние десятилетия бурное развитие области действительности, связанной с информационной деятельностью человека, осознание важности изучения информационных процессов для формирования современного научного мировоззрения привели к существенному расширению и обогащению курса информатики. В трудах ведущих отечественных специалистов [10, 11, 12 и др.] показано, что в современных условиях при рассмотрении информационного аспекта любой предметной области различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности осуществляются определенными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами (поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых объектах и др.). Это происходит в процессе осуществления сбора и обработки информации об изучаемом объекте; осуществления адекватного выбора (относительно оригинала) и реализации средств моделирования и формализации изучаемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей процессов, явлений живой и неживой природы; выявления различных способов продуцирования учебной информации и создания информационного ресурса современными средствами информационных и коммуникационных технологий.

Подчеркивая все возрастающую значимость для школьного образования курса «Информатика и ИКТ», А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина отмечают, что именно «в информатике формируются многие

виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами» [10, с. 5] и выделяют ряд общепредметных понятий («объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «исполнитель», «источник», «приемник», «метод», «способ»), которые активно эксплуатируются во многих школьных учебных дисциплинах притом, что целенаправленно они формируются только в информатике [11]. Эта точка зрения авторитетных ученых подтверждает метапредметную направленность содержания современной школьной информатики. Следует обратить внимание и на то, что выделенные выше «виды деятельности общедисциплинарного характера» (моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами) адекватны «сквозным направлениям» современного непрерывного курса информатики: информационное моделирование, информационные процессы, информационное управление.

На основе анализа опыта преподавания информатики младшим школьникам [13] можно утверждать, что пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ является наиболее благоприятным этапом для формирования операциональных личностных ресурсов и, следовательно, он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов при условии, что будут четко очерчены его границы, структура и определен комплекс соответствующих целевых установок.

Впервые целесообразность выделения нескольких этапов в овладении основами информатики в процессе обучения в школе на государственном уровне была официально признана в середине 1990-х гг. [14]. При этом пропедевтический этап охватывал учащихся 1-6 классов, в его рамках предполагалось первоначальное знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов. С одной стороны, предложенная целевая установка, определяя самые общие очертания пропедевтического курса, не сковывала инициативу педагогов-исследователей и практиков. С другой стороны, в ней не нашли отражения выявленные к тому времени возможности средств и методов информатики и ИКТ для раскрытия и развития личностных ресурсов младших школьников; не были определены цели обучения информатике в 5-6 классах.

Спустя десятилетие С.А. Бешенковым и др. было введено понятие «начального курса информатики» с последующей его конкретизацией: «начальный (пропедевтический) курс информатики - это обучение во 2-6 классах, 3-6 классах или 5-6 классах, в зависимости от точки входа в предмет» [11, с. 10]. Приоритетная задача

начального курса информатики, по их мнению, состоит в том, чтобы заложить основы осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, сформировать первичные представления об основных объектах информатики. В ходе изучения начального курса основной акцент ставится на обучении осознанному восприятию информации, ее адекватной интерпретации, формированию и развитию способности описывать объекты реальной действительности с точки зрения информационного подхода, выбирать форму представления информации в соответствии с поставленной целью. Выделяются две ступени в начальном курсе информатики: начальную школу и 5-6 классы. В начальной школе компьютер рассматривается как средство для развития концентрации внимания, восприятия качества и количества, для развития мелкой моторики рук, для пробуждения и развития мотивации к учению, логического, системно-информационного и абстрактного мышления, формирования понятий информатики, а также как средство развития творческих способностей детей, как средство презентации решений и идей. В 5-6 классах основное внимание школьников рекомендуется направлять на освоение культуры использования различных информационных ресурсов в процессе учебной деятельности, изучение базовых понятий информатики, развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

При вышеизложенном подходе начальный (пропедевтический) курс информатики приобретает более строгие очертания, в нем угадывается тенденция к выделению двух ступеней (начальная школа и 5-6 классы), его цели ориентированы на достижение не только когнитивных, но метапредметных и мотивационных образовательных результатов, хотя «весовые коэффициенты», соответствующие этим целям, все еще определены недостаточно точно.

Что касается официального статуса пропедевтического курса, то в настоящее время он определяется на региональном уровне, а сам курс реализуется за счет вариативного компонента. В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [15] начальный курс информатики введен как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах, основная цель которого - формирование умений использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

При таком подходе остается нереализованным в полной мере потенциал курса информатики для развития личностных ресурсов учащихся начальной школы, их интеллектуальных способностей. В то же время общие учебные умения, навыки, способы деятельности, которые должны освоить учащиеся начальной школы, тесно связаны с логикой, алгоритмизацией, системноинформационным анализом, информационным моделированием, опыт успешного изучения которых на протяжении многих лет накапливался именно в рамках пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах и его рекомендуется изучать за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения. При этом нет ни одного документа федерального уровня, задающего стратегию разворачивания пропедевтического этапа этого предмета в условиях становления инновационной системы образования. В целом, положение школьного курса информатики и ИКТ на федеральном уровне характеризуется отсутствием непрерывности, целостного подхода к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и ИКТ, явно заданных целей этой подготовки, ориентированных на достижение нового качества образования. С другой стороны, накоплен педагогический опыт, показывающий значимость пропедевтического курса информатики и ИКТ в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Вышеизложенное приводит к тому, что появляется множество учебных пособий и учебно-методических разработок с явно выраженной направленностью на формирование когнитивных образовательных результатов в ущерб результатам мотивационным и метапредметным, для формирования которых наиболее благоприятным является именно пропедевтический этап.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования предмет «Информатика и ИКТ» представлен с 8 класса.

В приведенном в Стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям [15] перечне целей отчетливо просматривается ориентация на развитие в процессе изучения предмета всего спектра личностных ресурсов - когнитивных, операциональных, мотивационных. Однако постановка некоторых целей в 8-9 классах является неправомерной, запоздалой: цели «овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера» и «выработка навыков применения средств ИКТ» могут быть поставлены и достигнуты на более ранних этапах обучения в 5-7 классах. С одной стороны, в этом возрасте мышление школьников подготовлено к системному восприятию знаний, что позволяет им успешно осваивать сложные информационные системы, не просто запоминая и воспроизводя отдельные операции и технологические цепочки, а воспринимая общие подходы к решению информационных задач; с другой стороны, у школьников уже имеется и активно пополняется за счет изучения других предметов достаточный фактический материал, применение средств ИКТ для работы с которым становится целесообразным и эффективным. Кроме этого, в целевых установках пропедевтического изучения курса информатики в 5-7 классах, по нашему мнению, целесообразно наиболее полно отразить направленность на достижение метапредметных и мотивационных образовательных результатов, в том числе на развитие познавательных ин-

тересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ.

В качестве альтернативы самостоятельному изучению информатики и ИКТ в 5-7 классах иногда предлагается своеобразная «реконструкция» содержания традиционных учебных предметов: выделяется «устойчивое ядро», связанное с «пользовательским применением» компьютера, которое можно интегрировать с различными дисциплинами естественно-научного цикла, поддерживать с его помощью изучение русского и иностранного языков, литературы [16]. При этом направленность интегрируемого курса информатики связывается с освоением учащимися специфических средств деятельности, информационных технологий, а интегрирующий курс обеспечивает предметную составляющую, предоставляя предметный материал соответствующей деятельности. Рассматривая такой подход как возможный, мы считаем наиболее перспективным введение в 5-7 классах самостоятельного курса информатики и ИКТ. Во-первых, он предполагает более широкое содержание, адекватное современным представлениям о базовой науке. Во-вторых, в рамках самостоятельного предмета может быть использовано более широкое поле предметного материала из различных дисциплин, а умения и навыки, формируемые на материале из многих предметных областей, в значительно большей степени осознаются учащимися как общеучебные или надпредметные. В-третьих, учитель информатики в рамках самостоятельного предмета более эффективно сможет сформировать у школьников общие подходы к использованию базовых информационных технологий, вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств, чем, в свою очередь, сможет воспользоваться любой учитель-предметник. В-четвертых, изучение информатики в 5-7 классах обеспечивает учащимся успешность в познавательной деятельности в различных предметных областях на всех этапах дальнейшего образования за счет овладения ими универсальными способами учебной деятельности [17].

Перестройка или «реконструкция» других учебных дисциплин в такой ситуации должна состоять, по нашему мнению, в том, чтобы предусматривать задания, требующие от учащихся активного применения навыков использования ИКТ для решения учебно-познавательных задач, а не приоритетного формирования таких навыков. При данном подходе методически правильно сформированные на уроках информатики навыки использования методов и средств информатики и ИКТ будут закрепляться, совершенствоваться и развиваться в процессе решения учебно-познавательных задач из различных предметных областей при изучении других предметов. Рассматриваемый подход на деле позволит сделать шаг от умения использовать ИКТ для решения информационных задач к умению решать информационные задачи, используя ИКТ, определяющему уровень информационной культуры современного человека.

Что касается учащихся 8-9 классов, то перед ними необходимо ставить цели совершенствования умений работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, развития навыков применения средств ИКТ в учебной деятельности и повседневной жизни; наряду с задачей развития инструментальных личностных ресурсов подчеркивать важность когнитивной компоненты, обеспечивающей формирование основ современного научного мировоззрения выпускника основной школы.

Основываясь на логике выстраивания обучения общеобразовательным предметам в школе, специфике предметной области «Информатика и ИКТ» и опыте раннего преподавания информатики [13], а также с учетом возрастных особенностей школьников, считаем целесообразным выделять две ступени пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ: 2(3)-4 классы - первая ступень; 5-6(7) классы - вторая ступень. При этом изучение информатики и ИКТ на первой ступени пропедевтической подготовки должно быть направлено на:

• формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

• развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений;

• освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики.

Изучение информатики и ИКТ на второй ступени пропедевтической подготовки должно быть направлено на:

• формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

• пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Таким образом, представленный комплекс целей пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ в целом ориентирован на развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности. При этом цели первой ступени начального (пропедевтического) курса информатики определяют предпочтительное развитие мотивационных личностных ресурсов учащихся начальной школы; на второй ступени пропедевтической подготовки в области информатики и ИКТ (5-6(7) классы) основной акцент сделан на развитии операциональной компоненты личностных ресурсов. Развитие когнитивных личностных ресурсов на пропе-

девтическом этапе изучения информатики и ИКТ не является самоцелью, оно рассматривается как необходимое условие достижения метапредметных образовательных результатов.

К основным метапредметным образовательным результатам, достигаемым в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ, относятся:

• уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

• владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериа-ции, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция

- внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

• широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

• владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Представленный комплекс метапредметных образовательных результатов, которые могут быть достигнуты в рамках пропедевтического этапа обучения школьников информатике и ИКТ, подчеркивает неуклонно возрастающую значимость данного предмета в условиях становления инновационной системы образования.

Л и т е р а т у р а

1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: докл. Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 42 с.

2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования (http:// standart.edu.ru/) (дата обращения: 21 мая 2009 г.).

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. (http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm) (дата обращения: 21 мая 2009 г.).

4. Ершов А.П. О предмете информатики// Избранные труды. - Новосибирск: Наука, 1994. - С. 30-40.

5. Гейн А.Г. Земля Информатика: пособие для учителей. -№ 43. - М.: Первое сентября. Информатика, 1996. - 36 с.

6. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - № 2. - С. 5-13.

7. Бешенков С.А., Матвеева Н.В., Власова Ю.Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование. -1998. - № 2. - С.17-18.

8. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование. - 1995. - № 1. - С. 3-20.

9. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике // Информатика и образование. - 2003. - № 3. С. 75-82.

10. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения // Информатика и образование. - 2008. - № 8. - С. 3-6.

11. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохи-на Л.В. Непрерывный курс информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 216 с.

12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты).

- М.: ИИО РАО, 2008. - 274 с.

13. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 271 с.

14. Информационное письмо Министерства образования от 29.05.95 №115/28 «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе» // Информатика и образование. - 1995. № 4. - С. 5-6.

15. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. - 2004. - № 4. - С. 7-10.

16. Уваров А.Ю. Интегрированный курс «Компьютерное дело» // Информатика и образование. - 1997. - № 4. - С. 9-19.

17. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 342 с.

L.L. Bosova

Metasubjective direction as one of the main characteristics of propaedeutic stage of the school course of Informatics and Information and Communication Technologies (ICT)

The author analyzes the peculiarities of propaedeutic stage of the school course of Informatics, defining it as a subject oriented to development of the operational and personal resources of schoolchildren. The structure and goals of propaedeutic training in the field of Informatics and IC technologies are substantiated. The complex of the metasubjective educational results gained by the pupils during the studying of Informatics and IC technologies in 5-7 grades is given in the article.

Key words: course of Informatics for junior schoolchildren, operational and personal resources, metasubjective educational results, propaedeutic training of schoolchildren in the field of Informatics and IC technologies, structure of propaedeutic training in Informatics, the goals of propaedeutic training in Informatics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.