О.И.Пащенко
Нижневартовск, Россия
O.I.Paschenko
Nizhnevartovsk, Russia
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА INFORMATIZATION TRAINING
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS
КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ AS AN IMPORTANT ASPECT
ИНФОРМАТИЗАЦИИ OF INFORMATIZATION
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ OF ELEMENTARY EDUCATION
Аннотация. Исследования развития школьной ин- Abstract. Many researches on the strategies and devel-форматики многими учеными показали целесообраз- opment of teaching informatics in schools have proved ность трехуровневого содержания предмета «Инфор- expediency of a three-level content model of «Informat-матика», которое может быть представлено в виде ics» discipline which can be presented in three stages: трех этапов: пропедевтического, базового и профиль- propaedeutic, basic and specialized. Nowadays the prob-ного. На сегодняшний день практически однозначно lem of age limit for teacher of informatics has almost решен вопрос о снижении возрастного ценза при been solved, the search for suitable teaching methods and обучении информатике, активно осуществляется по- strategies is actively carried out, as well as the search for иск подходящих технологий и методик преподавания, answers to such controversial questions as: “what and ответов на актуальные и противоречивые вопросы: how should we teach informatics to elementary school «Чему и как учить на уроках информатики в началь- students?”, “who must teach?”. The article aims to ной школе?», «Кому учить?». В представленной ста- presents some of the research findings in the mentioned тье рассмотрены некоторые результаты исследований medium. в данном направлении.
Ключевые слова: информатизация начального обра- Key words: informatization of elementary education; зования; пропедевтический курс информатики; про- introductory course of informatics; teacher’s readiness to фессиональная готовность учителя начальных классов teach an introductory course of informatics in elementary
к преподаванию пропедевтического курса информатики. schools._____________________________
Сведения об авторе: Пащенко Оксана Ивановна, About the author: Paschenko Oksana Ivanovna, candi-кандидат педагогических наук, доцент кафедры ин- date of Pedagogy, assistant professor of the department форматики и методики преподавания информатики. of Informatics and its teaching methodology.
Место работы: Нижневартовский государственный Place of employment: Nizhnevartovsk State University
гуманитарный университет.___________________of Humanities._______________________________
Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 11; тел. (3466)502332.
E-mail: oip-nv@yandex.ru
На современном этапе развития образования все большее внимание уделяется информатизации начального образования, поскольку современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями, планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, эффективно использовать новые технологии. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.
Применительно к процессу включения компьютера и информационных технологий (ИТ) в начальное обучение можно выделить следующие аспекты:
• компьютер становится неотъемлемым компонентом нового предметного окружения ребенка, требующим системного освоения;
• информационная технология обучения активно включается в состав методической системы обучения, видоизменяя ее компоненты и изменяясь сама.
По нашему мнению, можно выделить следующие основные направления использования компьютера и информационных технологий в начальной школе:
1. Компьютер и информационные технологии как объект изучения (пропедевтический курс информатики).
2. Компьютер как средство для обучения различным дисциплинам как инструмент поддержки предметных уроков и других видов занятий (использование ИТ в рамках базовых курсов программы начальной школы).
При данном использовании компьютера имеет большое значение качество и разнообразие имеющегося в наличии программного обеспечения. В настоящее время идет активное создание программного обеспечения по различным курсам начальной школы.
3. Компьютер как средство развития и воспитания ребенка (использование программного обеспечения, непосредственно направленного на развитие тех или иных свойств личности, разработанного в соответствии с психолого-педагогическими задачами и основывающегося на законах развития психического и психофизиологического развития детей младшего школьного возраста).
4. Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач и для реализации различных видов деятельности.
В свою очередь процесс информатизации начального образования состоит из следующих компонентов:
- формирование информационной культуры учащихся;
- преподавание пропедевтического курса информатики;
- использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;
- использование новых информационных технологий в управленческой и научно-методической деятельности педагога;
- информационная подготовка учителей начальных классов.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что решение задач, стоящих перед информатикой, исключительно в старших классах средней школы неэффективно по следующим причинам:
- формирование алгоритмического стиля мышления в связи с психологическими и педагогическими особенностями ребенка целесообразно начинать в более раннем возрасте;
- работу по формированию компьютерной грамотности логично начинать в начальный период обучения в школе, одновременно с началом изучения языка и математики;
- использование компьютера в школе предоставляет детям большие возможности для их творческого развития.
Очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, изучение информатики имеет большое значение для развития мышления школьников. Психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность делать анализ, обобщать полученную информацию и принимать решения. Причем известно, что стиль мышления начинает складываться у детей в младших классах (логическое мышление), оптимальный возраст для его формирования — 5—12 лет. Отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, информационные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе, тем самым создают благоприятные психологические условия для реализации развивающего обучения информатике. Основные из них — широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание соревновательной психологической атмосферы.
В настоящее время накоплен богатый практический опыт, выполнен ряд фундаментальных исследований, отвечающих на актуальные вопросы: «Чему и как учить на уроках информатики в начальной школе?» (С.А.Бешенков, В.И.Варченко, Ю.М.Горвиц, И.Б.Мы-лова, А.В.Горячев, С.Н.Тур, А.Л.Камбурова, А.Ю.Кравцова, Н.Н.Булгакова, Н.В.Матвеева, А.Т.Паутнова, Ю.А.Первин, М.А.Плаксин, А.Л.Семенов, А.А.Кузнецов, Н.И.Суворова, М.С.Цветкова, Е.Н.Челак, В.А.Буцик, А.А.Витухновская, А.В.Хуторский и др.).
Введение работы на ПК в преподавание предметов начальной школы может осуществляться на разных уровнях в зависимости от учебной техники, программного обеспечения и целей учителя:
- фрагментарное использование компьютеров в некоторых разделах традиционных курсов (для контроля, отработки определенных навыков, демонстрации некоторых процессов);
- создание компьютерной поддержки для традиционных курсов (компьютер регулярно используется при изучении материала курса);
- создание новых компьютерных курсов по различным предметам (качественно меняется технология обучения, компьютер является неотъемлемой частью курса).
На вопрос «Что же должна развивать информатика в начальной школе?», как нам кажется, необходимо ответить следующим образом:
- общее развитие, включающее в себя использование мыслительных операций над объектами (сравнение, сопоставление, исключение, анализ, выбор объектов с конкретными свойствами и поведением);
- развитие памяти и мышления: визуальная память и визуальное мышление, вербальное мышление, алгоритмический стиль мышления;
- учебные навыки поиска информации и ее обработки, практические навыки работы на ПК.
Систематизируя различные подходы к курсу «Информатика» в начальной школе целесообразно выделить следующие направления содержания пропедевтического курса информатики: информационно-логическое, алгоритмическое, пользовательское, развивающее, интеграция с предметами начальной школы.
Информатика становится метапредметной дисциплиной в начальной школе, инструментом познания, языком общения и описания результатов, а компьютер — необходимым инструментом в организации многообразной информационной деятельности учащихся. Информатика предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в начальной школе, новый и совершенный инструмент, который позволит учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета.
Особо актуальным и противоречивым на данный момент остается вопрос: «Кому учить?», так как анализ образовательной практики позволяет констатировать наличие проблемы обеспечения школ квалифицированными учителями информатики для начальной школы. По нашему мнению, современное образование настоятельно требует всесторонней качественной подготовки по информатике учителя начальных классов. Учитель начальных классов должен уметь ориентироваться в динамическом информационном пространстве, быть готов внедрять инновационные процессы, осуществлять интегративное обучение младших школьников информационным технологиям, учить широко использовать их на различных уроках. Такая подготовка должна стать важным компонентом профессиональной подготовки учителя начальных классов к практической деятельности.
Вопросы совершенствования подготовки квалифицированных учителей информатики начальной школы рассматриваются в работах Г.Г.Бруснициной, О.Ф.Брыскиной, Т.В.Добудько, С.А.Зайцевой, И.Н.Антипова, С.В.Поморцевой, Т.А.Яковлевой,
Г.А.Бордовского, А.П.Ершова, М.И.Жалдак, И.В.Ряхиновой, И.Ю. Степановой,
С.М.Зияудиновой, В.М.Заварыкина, М.П.Лапчика, Т.А.Лавиной, Г.А.Кручининой и др.
Вместе с тем при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований необходимо отметить, что целый ряд проблем, актуальных для эффективной подготовки высококвалифицированных учителей информатики начальной школы, остается недостаточно разработанным. В их числе:
- потребность в целостных подходах к рассмотрению вопросов обеспечения системы начального образования специалистами, обладающими должным уровнем профессиональной готовности к преподаванию пропедевтического курса информатики;
- конкретизация педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной готовности учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики;
- научное обоснование методической системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики как на уровне подготовки, так и на уровне переподготовки.
Цель подготовки учителя начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики определяется социальным заказом общества на подготовку такого специалиста к профессиональной деятельности в современной образовательной информационной среде. Технология подготовки к преподаванию информатики в начальной школе должна обеспечить достаточный уровень методической и компьютерной подготовки будущего специалиста к преподаванию пропедевтического курса информатики с учетом инвариантности программ, целей и задач введения данной дисциплины, а также сформировать устойчивые навыки эффективного применения компьютера как дидактического инструмента в своей профессиональной деятельности.
Под готовностью к профессиональной деятельности в своем исследовании мы понимаем субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Готовность учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики в нашем исследовании определяется наличием соответствующих потребностей и личностных качеств; владением знаниями теории и методики осуществления процесса информатизации начального образования, в том числе в условиях северного региона; умениями и навыками по построению и внедрению в процесс начальной школы пропедевтического курса информатики на основе различных парадигм обучения.
Нами определены педагогические условия, определяющие эффективность и результативность формирования профессиональной готовности учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики. А именно:
- содержание и структура информационной подготовки учителей начальных классов строится на основе модели соответствующего специалиста, включающей модель знаний и модель деятельности;
- трансляция педагогам актуальной совокупности знаний, умений и навыков, адекватной осуществлению необходимой педагогической деятельности, обеспечена включением в учебный процесс специально организованных дисциплин или курсов, определенных на основе системного подхода, с учетом разработанных принципов построения содержания и структуры подготовки: фундаментальности, бинарности, непрерывности, комплексности, модульности, междисциплинарной интеграции, моделирования профессиональной деятельности, оптимизации структуры модели знаний и системы дисциплин информационной подготовки, прогнозирования профессиональной деятельности, освоения методики самообразования, учета национально-региональных особенностей, андрагогики;
- подготовка учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики носит интегративный и комплексный характер;
- использованы активные формы, методы и средства подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса с учетом особенностей высшей
профессиональной школы и дополнительного образования, связанные с условиями обучения, контингентом обучаемых, стандартами и подходами к процессу подготовки и повышения квалификации;
- осуществление диагностики сформированности готовности учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики на основе предлагаемого диагностического инструментария;
- профессиональная готовность учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики включает мотивационно-личностный, общекультурный (мировоззренческий), общеобразовательный, психолого-гигиенический, методико-педаго-гический, национальный, оценочный компоненты, которые являются критериями готовности к исследуемой педагогической деятельности
Исходя из того, что подготовка учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики — это лишь одно звено общей системы подготовки данных специалистов к профессиональной деятельности, и придерживаясь позиции М.И.Дья-ченко и В.А.Сластенина, нами конкретизированы компоненты готовности учителя начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики:
- мотивационно-личностный (наличие положительного отношения и мотивации к предстоящей деятельности);
- общекультурный (осознание влияния ИТ на развитие современного общества и системы образования, осознание социальных последствий информатизации общества, информатизации образования);
- общеобразовательный (знания и умения, которые являются фундаментом профессиональной подготовки и предполагают владение приемами работы на компьютере, его программным обеспечением, изучение ИТ как объекта и средства в учебной, профессиональной и исследовательской деятельности);
- психолого-гигиенический (знания и умения, необходимые учителю начальных классов для обеспечения безопасной и продуктивной работы учащихся на занятиях с использованием компьютеров и также знания возможностей использования компьютера для развития учащихся начальной школы);
- методико-педагогический (знания и умения, необходимые учителю начальных классов для организации пропедевтического курса информатики, по всем требованиям, предъявляемым к урокам информатики в начальной школе, а также к применению ИТ в учебном процессе начальной школы);
- региональный (знания и умения, необходимые учителю начальных классов для организации пропедевтического курса информатики в национальных школах с родным языком обучения);
- оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).
Данные компоненты профессиональной готовности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общекультурный, общеобразовательный, психолого-гигиенический, методикопедагогический и национальный компоненты в своей совокупности свидетельствуют об операционной готовности к предстоящей деятельности. На основе выделенных критериев компонентов готовности определены уровни готовности учителя начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики: высокий (репродуктивно-творческий), средний (репродуктивный) и низкий (интуитивный).
Отправной точкой формирования целей и содержания информационной подготовки учителей начальных классов явилась модель соответствующего специалиста, включающая модель личности специалиста (описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в изучаемой профессиональной сфере, а также самообучение и саморазвитие) и модель деятельности специалиста (описание видов, сферы
и структуры изучаемой профессиональной деятельности). Модель построена с учетом принципов адекватности, реальности, динамичности, консервативности и опережения времени [1. С. 83].
Содержание подготовки учителя начальных классов должно обеспечить требования, выдвигаемые современным информационным обществом к профессиональной компетентности учителя начальных классов в сфере информатизации начального образования. В качестве основного механизма отбора содержания подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики был выбран системный подход, который позволяет формировать целостную систему обучения, рассматривая каждую дисциплину с точки зрения фундаментального вклада в систему профессионального образования. В том числе формирование содержания происходило с учетом разработанных принципов построения содержания и структуры подготовки учителей начальных классов к исследуемому виду деятельности.
Содержание подготовки представлено двумя программами: подготовки будущих учителей информатики к преподаванию пропедевтического курса информатики и переподготовки учителей начальных классов. Содержание программы подготовки представлено в виде взаимосвязанных блоков — модулей. Каждый модуль имеет базовую (вариативную) и инвариативную компоненты. Модульность выступает как один из основных принципов системного подхода, позволяет определить для всех компонент целесообразные виды и формы обучения, согласовать их по времени и интегрировать в едином комплексе, определяет динамичность и мобильность функционирования системы.
В результате оптимизации содержания подготовки учителей начальных классов к преподаванию информатики в начальной школе нами разработана программа, включающая четыре взаимосвязанных модуля: «Основы информатики и ИТ», «Алгоритмы и программирование», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы», «Теория и методика преподавания пропедевтического курса информатики». По каждому модулю разработано учебно-методическое обеспечение. В каждом блоке программы рассмотрены вопросы подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики в национальных школах ХМАО с родным языком обучения.
Для реализации содержания подготовки была определена модель организации процесса подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики, включающая совокупность методов, средств и организационных форм обучения, подобранных с учетом специфики и структуры предстоящей деятельности и способствующая повышению эффективности формирования профессиональной готовности к преподаванию пропедевтического курса информатики [1. С. 90]. В ходе организации процесса повышения квалификации учителей нами предлагается использовать все многообразие средств, форм и методов исходя из предлагаемой системы организации процесса обучения студентов, но с опорой на андрагогику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Литвинович О.И. Методическая система подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
2. Литвинович О.И. Учебная программа и методические рекомендации курса «Теория и методика преподавания пропедевтического курса информатики» для студентов специальности 540600 «Педагогика», профиль 540607. Нижневартовск, 2007.