Научная статья на тему 'Инфляция как зеркало Российской экономики'

Инфляция как зеркало Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ / СТАГФЛЯЦИЯ / ДЕФЛЯЦИЯ / ИНДЕКС ЛАЙПЕЙРЕСА / ИНДЕКС ПААШЕ / ИНДЕКС ФИШЕРА / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ТОВАРНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ МАТРИЦА РОССТАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саморукова Галина Владимировна

В статье представлены теоретические аспекты уровня инфляции, ее видов в зависимости от количественного показателя, его влияния на общую экономическую ситуацию. Приводится несколько вариантов существующих математических моделей расчета индекса инфляции. Анализируется методология расчета индекса потребительских цен Росстата России с учетом типа, численности, плотности населения и площади субъекта РФ. Проводится анализ перечня товаров и услуг, входящих в расчет индекса потребительских цен исходя из общего количества товаров и услуг, их распределению по потребительской принадлежности и принадлежности к отраслям экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLATION AS MIRROR OF RUSSIAN ECONOMICS

The article presents the theoretical aspects of the level of inflation, its types depending on the quantitative index, its impact on the economic situation. Several variants of the existing mathematical models for calculating the inflation index are presented. The methodology of calculation of the consumer price index of Rosstat of Russia taking into account the type, number, population density and the area of the subject of the Russian Federation is analyzed. The analysis of the list of goods and services included in the calculation of the consumer price index based on the total number of goods and services, their distribution by purpose and belonging to the sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Инфляция как зеркало Российской экономики»

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

1.2. ИНФЛЯЦИЯ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Саморукова Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономики и финансов» Место работы: Московский финансово-юридический университет МФЮА

samorukovagv@mail.ru

Аннотация: в статье представлены теоретические аспекты уровня инфляции, ее видов в зависимости от количественного показателя, его влияния на общую экономическую ситуацию. Приводится несколько вариантов существующих математических моделей расчета индекса инфляции.

Анализируется методология расчета индекса потребительских цен Росстата России с учетом типа, численности, плотности населения и площади субъекта РФ. Проводится анализ перечня товаров и услуг, входящих в расчет индекса потребительских цен исходя из общего количества товаров и услуг, их распределению по потребительской принадлежности и принадлежности к отраслям экономики.

Ключевые слова: инфляция, общий уровень инфляции, стагфляция, дефляция, индекс Лайпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера, индекс потребительских цен, товарная потребительская матрица Росстата.

INFLATION AS MIRROR OF RUSSIAN ECONOMICS

Samorukova Galina V., PhD in economy, associate professor Work place: Moscow University of Finance and Law (MFUA)

samorukovagv@mail.ru

Annotation: the article presents the theoretical aspects of the level of inflation, its types depending on the quantitative index, its impact on the economic situation. Several variants of the existing mathematical models for calculating the inflation index are presented. The methodology of calculation of the consumer price index of Rosstat of Russia taking into account the type, number, population density and the area of the subject of the Russian Federation is analyzed. The analysis of the list of goods and services included in the calculation of the consumer price index based on the total number of goods and services, their distribution by purpose and belonging to the sectors of the economy.

Keywords: Inflation, General inflation, stagflation, deflation, Laspeyres index, Paasche index, Fisher index, consumer price index, consumer commodity matrix of Rosstat.

Среди основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики, динамику и перспективу ее развития, таких как ВВП, НВД, безработица, национальный доход, немаловажная роль уделяется уровню инфляции.

Инфляция - это повышения общего уровня цен на товары и услуги в течение длительного периода. При инфляции на одну и ту же денежную сумму по истечении определенного временного периода можно купить меньше товаров и услуг, по сравнению с начальной точкой данного периода. Данный экономический процесс характеризуется снижением покупательной способности денег, которые фактически утратили часть своей стоимости.

При этом следует отличать инфляцию от скачка цен, т.к. инфляция - это длительный макроэкономический процесс. Инфляция не означает роста цен на все виды товаров и услуг, цены на одни товары могут расти, на другие снижаться или оставаться неизменными. Инфляция характеризует только рост общего уровня цен.

В зависимости от темпов роста уровня цен, инфляция подразделяется на следующие виды:

естественная (умеренная) инфляция - это рост общего уровня цен до 10% в год. В развитых странах естественная инфляция считается элементом нормального функционирования экономики и при определенных условиях стимулирует рост экономики, обеспечивает развитие промышленного производства, его структуры. Естественный рост денежной массы улучшает платежный оборот, увеличивает доступность кредитных ресурсов в экономике, увеличивает потребительский спрос, активизирует инновационную деятельность и рост

промпроизводства. Рост промышленного производства в свою очередь приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен;

галопирующая инфляция - 10-50% в год. Как правило, преобладает в развивающихся странах, требует пристального внимания регулирующих институтов и принятия антиинфляционных мер;

гиперинфляция - от 50% и более. Возникает в результате выпуска избыточного количества необеспеченных денежных знаков в течение длительного времени, что приводит к многократному превышению денежной массы над товарной. Как правило, гиперинфляция происходит в пиковые кризисные периоды или в периоды военных действий.

Многие экономисты разделяют инфляцию по видам ее проявления:

открытая инфляция - проявляется в условиях, когда цены не регулируются государством, а формируются под влиянием рыночных факторов, официально регистрируется статистическими службами;

скрытая (подавленная) инфляция - возникает в результате жесткого регулирования государством уровня доходов и цен. В результате скрытой инфляции наблюдается снижение доходов населения, покупательская способность падает, растет стоимость денежных средств, при этом возникает ухудшение качества продукции при неизменных ценах, временный дефицит тех или иных видов товаров, искусственное «вымывание» дешевых товаров из производства и потребления.

В качестве разновидности инфляции выделяют:

Саморукова Г. В.

ИНФЛЯЦИЯ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

стагфляцию - макроэкономический процесс роста общего уровня цен при сокращении объема производства (стагнации), что замедляет развитие и рост экономики в целом;

дефляцию - процесс, когда рост общего уровня цен имеет отрицательное значение. К снижению общего уровня цен приводят многие факторы, такие как изъятие денежных средств из обращения, сокращение кредитных ресурсов в экономике, кризисные процессы, приводящие к увеличению сбережений домохозяйствами.

На первый взгляд может показаться, что дефляция - это хорошо. Однако, на практике дефляция оказывается не менее губительной для экономики страны, чем галопирующая инфляция, а иногда ее последствия бывают еще более катастрофическими.

Дефляция сигнализирует о том, что экономика находится в процессе спада или уже достигла дна. Приведем наиболее негативные последствия этого явления для государства и его граждан:

- снижение потребительского спроса: население ожидает ещё большего снижения цен и потому откладывает покупки (в действие вступает принцип отложенного спроса). Это ведет к еще большему снижению цен и спираль закручивается;

- падение производства, которое неизбежно следует за падением спроса, когда некому продавать произведенный товар;

- банкротство и закрытие компаний, не способных «удержаться на плаву» в период снижения спроса; массовые сокращения штатов на уцелевших предприятиях;

- падение доходов населения. От проблем, которые испытывает бизнес, неизменно страдают и люди, имеющие к нему отношение. Работодатели сокращают зарплату наемным работникам, а некоторые сотрудники остаются без работы;

- снижение покупательной способности граждан. Несмотря на то, что во время дефляции товары и услуги дешевеют, доходы населения сокращаются ещё быстрее, чем уровень цен;

- сокращение инвестиций, вызванное ухудшением экономической обстановки и тяжелым положением производства. Отток инвестиций способствует дальнейшему ухудшению ситуации, снова возникает замкнутый круг;

- как только доля проблемных активов растет, банки начинают сокращать объемы кредитования; взять ссуду в кредитных организациях становится намного сложнее и обходится она очень дорого;

- многие активы во время дефляции обесцениваются, так как на первый план выходят деньги. Вкладывать их во что-либо становится невыгодным. Даже товары, удовлетворяющие ту или иную потребность, после приобретения будут постоянно терять свою ценность.

Очевидно, что дефляция может повлечь за собой серьезные проблемы в экономике страны, поэтому утверждение, что массовое снижение цен - это благо, ошибочно. Чтобы экономика полноценно развивалась, необходим небольшой процент инфляции в рамках естественной инфляции, но никак не дефляции.

Инфляция - это расчетный количественный макроэкономический показатель. Общий уровень цен рассчитывается на основании фиксированного перечня потребительских товаров. Ученые экономисты много лет пытаются разработать точную математическую модель для описания инфляционных процессов экономики, для чего используются индексы потребительских цен.

На сегодняшний день используются три основных математических модели для индексирования инфляционных процессов.

1. Индекс Ласпейреса - определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за теку-

щий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам.

2 _ £р1Х|?о

где:

_ расчетный Индекс Лайпейреса;

Р! - цена товаров и услуг в текущем году;

д0 - количество товаров и услуг, произведенных в базисном году;

Р0 - цена товаров и услуг в базисном году.

Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода, в качестве неточности, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения. Данный индекс потребительских цен в качестве основного активно используется многими развитыми странами в т.ч. США, Германии, Франции, Англии и т.д., а также в России.

2. Индекс Пааше - один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода

г =

р £Рох<?1

где:

1Р - расчетный Индекс Пааше;

Р! - цена товаров и услуг в текущем году;

д! - количество товаров и услуг, произведенных в текущем году;

Р0 - цена товаров и услуг в базисном году.

Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (д!), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.

Индекс цен, связанный с корректировкой денежного объема ВВП, называется дефлятором ВВП.

3. Индекс Фишера - в связи с тем, что обе формулы несут свои погрешности, американский экономист Фишер объединил их для того, чтобы вывести среднюю величину.

Яо х

!Р - расчетный Индекс Фишера;

Р! - цена товаров и услуг в текущем году;

д! - количество товаров и услуг, произведенных в текущем году;

д0 - количество товаров и услуг, произведенных в базисном году;

Р0 - цена товаров и услуг в базисном году.

На сегодняшний день наиболее спорным моментом остается методология определения потребительской корзины в части ее наполнения и изменения во временном периоде. Единой универсальной международной методики по ее составлению и учету не существует. Каждое государство самостоятельно определяет состав потребительской корзины и ее изменение.

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

В зависимости от количества видов товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, зависит и достоверность показателя уровня инфляции. К тому же количественный показатель инфляции должен учитывать тенденцию по изменению общего уровня цен по всем видам производимых товаров и услуг, а также учитывать территориальный принцип формирования цены с учетом численности и плотности населения в регионе.

Расчетом уровня инфляции в России занимается Федеральная служба государственной статистики. Росстат ведет статистические данные по динамике изменения цен по следующим направлениям:

- потребительские цены;

- цены на рынке жилья;

- цены производителей;

- цена приобретения.

Формат, методика и применение территориального принципа для наблюдения и расчета индекса потребительских цен определены в соответствии с официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата за № 734 от 30.12.2014 года с учетом действующих изменений в соответствии с приказом № 780 от 27.11.2017 г.

В соответствии с указанной методологией для участия в сборе статистической информации участвуют только города, либо поселки городского типа с городским населением не меньше 35%. Указанный процент городского населения соответствует среднестатистическому значению по стране, однако, исключение из статистической матрицы сельского населения приводит к определенной недостоверности первичных данных, с учётом того, что доля сельского населения в России более 1/3.

Определение индекса потребительских цен проводится во всех субъектах РФ, включая 2-4 населенных городских пункта. На 2018 год определено 277 городов и населённых пунктов. Определение данных пунктов внутри субъекта вызывает вопросы, так как не всегда соблюдается принцип пропорциональности количества населенных пунктов внутри субъекта, участвующих в расчете индекса потребительских цен, численности населения и общей площади субъекта РФ. Так:

- во Владимирской области с населением 1,32 млн. человек и площадью 29 тыс. кв. км, выбрано 4 населённых пункта, в Воронежской области с населением 2,32 млн. человек и площадью 52 тыс. кв. км. - всего 2 города;

- в Новосибирской области с населением 2,76 млн. человек и площадью 178,2 кв. км, выбрано только 3 города, в то время как в Омской области с населением 2 млн. человек и площадью 139, 7 кв.км. - 4 населенных пункта;

- в Республике Татарстан с населением 3,9 млн. человек и площадью 67,8 кв. км, выбрано 4 города, в Удмуртской Республике с населением 1,5 млн. человек и площадью 42,1 кв.км. - также 4 населенных пункта и т.д.

Несоответствие принципу пропорциональности количества исследуемых населенных пунктов численности/плотности населения и общей площади субъекта приводит к возникновению погрешности, и как следствие, неточности расчетных данных.

Перечень набора товаров и услуг, входящий в расчет индекса потребительских цен на 2018 год включает в себя в совокупности 509 позиций. Указанные в Перечне товары и услуги можно проанализировать в двух составляющих: по потребительской принадлежности и по принадлежности к отраслям народного хозяйства.

Если распределить данные виды товаров и услуг в соответствии с их потребительскими свойствами, то получается следующее распределение:

- продукты питания - 127 единиц;

- товары и услуги домашнего обихода,

включая повседневного назначения - 98 единиц;

- медицинские товары и услуги - 64 единицы;

- товары и услуги для детей, включая детское питание, одежду, школьные, спортивные принадлежности - 48 единиц;

- одежда для взрослых и услуги, связанные с ее эксплуатацией - 46 единиц;

-товары и услуги ЖКХ - 28 единиц;

- строительные материалы

и услуги для населения - 17 единиц;

- пассажирские перевозки - 16 единиц;

- услуги связи - 15 единиц;

- услуги туриндустрии, культура - 13 единиц;

- финансовые, юридические

и государственные услуги - 10 единиц;

- товары и услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуального пользования - 8 единиц;

- спортивные товары и услуги - 4 единицы;

- прочие товары и услуги для населения - 13 единиц;

- ритуальные товары и услуги - 2 единицы.

Определённая Росстатом товарная матрица для расчета индекса потребительских цен недостаточна, перечень из чуть более 500 товаров и услуг далеко не в полной мере охватывает повседневные потребности домохозяйства и недостаточен для оценки фактического уровня потребительской инфляции. Для примера: среднестатистический супермаркет имеет товарную номенклатуру в количестве 3000-7000 единиц, находящихся в постоянном товарообороте. К тому же перечень товаров не регламентирован качественными характеристиками на основании ГОСТов, технических стандартов, классности товаров, брендов, комплектности товаров и услуг, что дает существенную погрешность в определении инфляционных показателей. Так, цена на товары с одинаковым общим наименованием (например: блузка женская, сорочка мужская, линолеум, консервы рыбные, холодильник, автомобиль легковой импортного производства и т.д.) в зависимости от сырьевых компонентов, классности товара, бренда, комплектности может отличаться в десятки раз.

Анализ товаров и услуг по принадлежности к отраслям народного хозяйства, показывает следующее базовое распределение:

- АПК (пищевая промышленность,

сельское хозяйство) - 132 единицы;

- легкая промышленность - 104 единицы;

- медицина - 64 единицы;

- строительство и ЖКХ - 41 единица;

- сфера услуг, включая юридические,

финансовые/страховые,

государственные и прочие - 37 единиц;

- машиностроение,

включая автомобилестроение - 24 единицы;

- деревообработка - 23 единицы;

- нефтехимия - 21 единицы;

- образование - 18 единиц;

- транспорт - 16 единиц;

- радиоэлектроника и связь - 13 единиц;

- культура и туриндустрия - 12 единиц;

- металлургия - 4 единицы;

Для определения уровня инфляции используются только цены на потребительские товары и услуги. Данная практика не противоречит международным принципам и стандартам, но,

Саморукова Г. В.

ИНФЛЯЦИЯ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

справедливо заметить, основной вклад в экономику страны определяется не только хозяйственной деятельностью домо-хозяйств, наибольший вклад в экономику вносит промышленное производство, АПК и иные направления экономики страны, конечный товарный продукт которого зачастую не используется напрямую среднестатистическим потребителем. Распределение по отраслям экономики показывает, что при определении уровня инфляции учитывается лишь незначительная часть отраслей, а если исходить из ассортиментных групп всех производимых товаров и услуг, то лишь совсем незначительная их часть. Такой минимальный набор крайне недостаточен для проведения аналитических расчетов и достоверной оценки уровня инфляции. При этом следует отметить, что Росстат ведет статистические данные по ценам на жилье, по ценам производителей в каждой отрасли, по цене приобретения, однако, данные аналитические показатели не используются для расчета общего уровня инфляции.

Для определения реального уровня инфляции необходимо учитывать индекс цен для каждого сектора экономики с учетом качественных характеристик товаров и поправочных коэффициентов исходя из доли отрасли в ВВП страны. Полученный количественный показатель будет более реально отражать инфляционную ситуацию в стране и позволит своевременно выявлять проблемные направления экономики и применять иные различные точечные экономические действия для избежания нежелательных инфляционных процессов, таких как

галопирующая инфляция, стагфляция, дефляция, а не только умеренно жесткую денежно-кредитную политику, связанную с изъятием денежных средств из обращения, что в свою очередь позволит сохранять реальный естественный оптимальный уровень инфляции, необходимый для дальнейшего развития и диверсификации экономики и увеличения инвестиционных проектов во всех отраслях.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,29%.

Список литературы:

1. Приказ Федеральной службы государственной статистике (РОССТАТ) от 27.11.2017 г. За № 780

2. Приказ Росстата от 30.12.2014 N 734 (ред. от 27.11.2017) "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен"

3. Кэмбел Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Экономикс / пер с англ. -М.: изд-во Республика, 1993 г.

4. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Цепляева Ю., Киселев А и др. «Статистика цен в России: лучше, чем принято думать», Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, статья от 10 августа 2017 года.

6. Интернет сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.