Научная статья на тему 'Инфекционные осложнения у больных миелодиспластическим синдромом с избытком бластов (мдс-иб) и острым миелобластным лейкозом, с изменениями, связанными с миелодисплазией (омл-мд), в период первого курса индукции'

Инфекционные осложнения у больных миелодиспластическим синдромом с избытком бластов (мдс-иб) и острым миелобластным лейкозом, с изменениями, связанными с миелодисплазией (омл-мд), в период первого курса индукции Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Блудова А.Е., Кохно А.В., Клясова Г.А., Троицкая В.В., Михайлова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфекционные осложнения у больных миелодиспластическим синдромом с избытком бластов (мдс-иб) и острым миелобластным лейкозом, с изменениями, связанными с миелодисплазией (омл-мд), в период первого курса индукции»

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |

Белоусов К. А., Митина Т. А., Чуксина Ю. Ю.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ VMP (БОРТЕЗОМИБ, МЕЛФАЛАН, ПРЕДНИЗОЛОН) И RVP (ЛЕНАЛИДОМИД, БОРТЕЗОМИБ, ПРЕДНИЗОЛОН) В 1-Й ЛИНИИ ТЕРАПИИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЫ

ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского»

Введение. Выбор эффективной терапии 1-й линии для лечения множественной миеломы (ММ) определяет выживаемость и качество жизни пациентов. Вместе с тем нет единого мнения, какой режим лечения следует предпочесть для пациентов с впервые выявленной ММ, которые не подлежат ауто-ТСК.

Цель работы. Оценить и сравнить эффективность и безопасность схем VMP (бортезомиб, мелфалан, преднизолон) и RVP (леналидо-мид, бортезомиб, преднизолон) в 1-й линии терапии ММ.

Материалы и методы. Пролечено 83 пациента (45 женщин, 38 мужчин) с впервые выявленной ММ, не являвшихся кандидатами на ауто-ТСК. Ме возраста 60 лет (от 30 до 85). У всех пациентов была 3-я стадия по Dune—Salmon. Средний индекс Карновского составил 50%. Хроническая почечная недостаточность, требующая гемодиализа — у 16. У 29 пациентов выявлены плазмоцитомы. Пациенты разделены на 2 подгруппы. В 1-й подгруппе 45 пациентам проведено 6 курсов лечения VMP (бортезомиб 1,3 мг/м2 в/в струйно 1, 4, 8, 11 дни, алкеран 9 мг/м2 р/о с 1-го по 4-й день, преднизолон 60 мг/м2 р/о с 1-го по 4-й день), цикл 42 дня. Во 2-й подгруппе 38 пациентам проведено 6 курсов RVP, цикл 42 дня, по схеме: лена-лидомид 25 мг р/о с 1-го по 14-й день, бортезомиб 1,3 мг/м2 в/в струйно в 1, 4, 8, 11 дни, преднизолон 60мг/м2 р.о. с 1-го по 4-й день.

Результаты и обсуждение. Медиана ОВ не достигнута при медиане наблюдения 47 мес. 3-летняя выживаемость в подгруппе VMP составила 60,3%, в подгруппе RVP —— 70,6%. ЧО достигнут в подгруппе VMP — 38,7% против 50% на программе RVP. Частота ОХЧО была

примерно одинакова (25,8 и 27,5% соответственно). У пациентов, получавших VMP, ПО достигнут в 35,4%. В подгруппе RVP данный показатель равен 24,1%. За время наблюдения рецидив заболевания отмечен у 32,2% пациентов на программе VMP, в подгруппе RVP — у 20,6%. Ме безрецидивной выживаемости в подгруппе VMP составила 35 мес, в подгруппе RVP ■— 31 мес. Прогрессия на фоне лечения на программе VMP отмечена у 17,8% пациентов, на программе RVP ■— у 10,5%. Частым проявлением гематологической токсичности была нейтропения 2—3 ст.: в подгруппе VMP ■— 22,2%, на RVP ■— 10,5%. Анемии выявлены у 13,3% в подгруппе VMP против 18,4% в подгруппе RVP. Число тром-боцитопений примерно одинаково —— 6,7% на программе VMP и 7,9% на RVP Негематологическая токсичность проявлялась полинейропа-тией 2—3 ст. —— у 8,9% на программе VMP и 10,5% на КУВ. У 1 пациента на схеме VMP отмечено развитие кохлеарного неврита. Пневмонии отмечены у 6,7% пациентов, получавших VMP, и 5,2% пациентов, получавших ВУВ. У 1 пациента на схеме ВУВ выявлен илеофеморальный тромбоз. Диарея встречалась у 6,7% на программе VMP и у 5,2% —— на программе ВУВ. Явления токсичности на обеих программах были невысокой степени, что связано с небольшой плотностью проводимого лечения (цикл 42 дня).

Заключение. Противоопухолевые схемы VMP и RVP показали высокую эффективность и безопасность в качестве терапии 1-й линии в неселективной группе пациентов, не являющихся кандидатами на ауто-ТСК.

Блудова А. Е., Кохно А. В., Клясова Г. А., Троицкая В. В., Михайлова Е. А., Паровичникова Е. Н., Чабаева Ю. А., Куликов С. М.,

Савченко В. Г.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ У БОЛЬНЫХ МИЕЛОДИСПЛАСТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ С ИЗБЫТКОМ БЛАСТОВ (МДС-ИБ) И ОСТРЫМ МИЕЛОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ, С ИЗМЕНЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С МИЕЛОДИСПЛАЗИЕЙ (ОМЛ-МД),

В ПЕРИОД ПЕРВОГО КУРСА ИНДУКЦИИ

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Минздрава России

Введение. Инфекции относятся к частым осложнениям, возникающим у больных МДС-ИБ и ОМЛ-МД в период проведения индукционной терапии.

Цель работы. Изучить структуру инфекционных осложнений и факторы, оказывающие влияние на их развитие, у пациентов МДС-ИБ и ОМЛ-МД в период первого курса индукции.

Материалы и методы. В исследование были включены больные, которым проводили лечение с 01.2017 по 11.2019 в ФГБУ «НМИЦ гематологии». Были изучены частота и структура инфекций в период индукционного курса Азацитидином (Aza 75 мг/м2, 1-7-й день) и низкодозной химиотерапии цитарабином (Ara-C) и идарубицином (Ida) с гипомети-лирующим праймингом азацитидином (Aza-Ida-Ara-C) или децитаби-ном (Dac-Ida-Ara-C) (Савченко В.Г., 2018). Клинически доказанными инфекциями (КДИ) считали те случаи, которые были верифицированы с помощью физикальных или инструментальных методов диагностики при отсутствии микробиологического подтверждения. Для анализа данных использовали методы описательной статистики и частотный анализ.

Результаты и обсуждение. В исследование было включено 30 больных (14 женщин, 16 мужчин) в возрасте 19—85 лет (Ме —— 55), из них у 15 (50%) был диагностирован МДС-ИБ и у 15 (50%) ОМЛ-МД. В 6 (20%) случаях развитию МДС-ИБ и ОМЛ-МД предшествовало лечение по поводу других заболеваний. При поступлении гранулоцитопения определялась у 16 (53,3%) больных, тяжелая анемия у 6 (20%) и тромбоцитопения у 2 (6,7%). Статус по шкале ECOG 3—4 балла был у 8 (26,7%) больных, необходимость в трансфузиях компонентов крови до госпитализации ——у 13 (43,3%). Из другого стационара были переведены 2 (6,7%) больных. При поступлении инфекции были диагностированы у 6 (20%) больных, из них пневмонии —— у 4 (66,7%), назначение антибиотиков —— у 5. Летальный исход был у 1 больного по причине пневмонии с острой дыхательной недостаточностью, в связи с чем анализ развития инфекций проведен у 29 больных. Курс Aza был проведен 13 (45%) больным и Aza/Dac-

Ida-Ara-C-16 (55%). Инфекционные осложнения возникли у 25 (86%) больных и были представлены КДИ у 23 (79%), с преобладанием пневмоний (n=14, 56%). Значимо чаще инфекции возникали на курсах Aza/Dac-Ida-Ara-C (100%) в сравнении с Aza (69%) (p=0,03), при наличии агранулоцитоза (100% против 63,6%, р=0,013). При анализе рисков развития инфекций такие факторы как трансфузии компонентов крови до госпитализации, курс Aza/Dac-Ida-Ara-C, агрануло-цитоз и гиперклеточность костного мозга, существенно увеличивали вероятность возникновения инфекционных осложнений в 2,36, 2,78, 3,57 и 5,6 раза соответственно (см. рисунок 1).

Заключение. Частота инфекций в период индукции у больных МДС-ИБ и ОМЛ-МД составила 86%. В структуре инфекционных осложнений преобладали КДИ (89%), среди которых пневмонии составили 56%. Инфекции достоверно чаще возникали у больных после курса Aza/Dac-Ida-Ara-C и в период агранулоцитоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.