Научная статья на тему 'ИНФАНТИЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ИНФАНТИЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфантилизм / общество / возраст / infantilism / society / age

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.С. Парфенов, К.С. Площинская

Изучены современные социальные нормы поведения человека. Проведён анализ возрастных границ и причины их переосмысления. Рассмотрены дальнейшие варианты психофизического развития современного молодого человека в обществе, а также причины, по которым молодые люди прибегают к осознанной инфантильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFANTITY IN MODERN SOCIETY

Studied modern social norms of human behavior. The analysis of age boundaries and the reasons for their rethinking is carried out. Further options for the psycho-physical development of a modern young person in society are considered, as well as the reasons why young people resort to deliberate infantilism. The research is supported by a sociological survey.

Текст научной работы на тему «ИНФАНТИЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316.4.062

ИНФАНТИЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И.С. Парфенов Научный руководитель - К. С. Площинская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: isparfenovis@gmail.com

Изучены современные социальные нормы поведения человека. Проведён анализ возрастных границ и причины их переосмысления. Рассмотрены дальнейшие варианты психофизического развития современного молодого человека в обществе, а также причины, по которым молодые люди прибегают к осознанной инфантильности

Ключевые слова: инфантилизм, общество, возраст.

INFANTITY IN MODERN SOCIETY

I. S. Parfenov Scientific supervisor - K. S. Ploshchinskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: isparfenovis@gmail.com

Studied modern social norms of human behavior. The analysis of age boundaries and the reasons for their rethinking is carried out. Further options for the psychophysical development of a modern young person in society are considered, as well as the reasons why young people resort to deliberate infantilism. The research is supported by a sociological survey.

Keywords: infantilism, society, age.

Инфантилизм как норма.

Инфантильность - это особенность в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам [1]. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения.

Возрастная система нуждается в переоценке. В нынешних реалиях ценность взрослого периода не та, что раньше. Молодые люди предпочитают «продлевать» своё детство, часто отказываясь от самостоятельной жизни в угоду «безопасности и стабильности». Теперь считается вполне нормальным жить с родителями после окончания университета или даже после получения рабочего места.

Традиционная возрастная периодизация жизни «ребенок - молодой человек - взрослый» сегодня уже не совсем актуальна [2]. Очень многое изменилось за 30 лет существования современной России. Ныне общество требует мобильности от молодых людей. В эту мобильность входит:

1. Очень долгий, а порой и нескончаемый процесс получения образования (магистратура, аспирантура). Теперь на рынке труда требуются люди сразу с несколькими высшими

Секция «Молодежь, наука, творчество (школьная секция, направление СПО)»

образованиями, молодые люди буквально обречены на учёбу длиной в десятилетие, ради дальнейшего продвижения по карьерной лестнице [3].

2. Темп жизни - чтобы преуспевать во всех социальных сферах жизни, молодой человек должен своевременно следовать новым тенденциям, правилам, и условиям, которые в свою очередь меняются ежедневно с огромной скоростью.

Выходит, что добрую половину своей жизни люди вынуждены отдавать на образование. Перед молодым человеком возникает дилемма. Он боится выбрать не то учебное направление, боится полноценно вступать во взрослую жизнь, ввиду неясности будущего. Из-за такого давления он закрывается в себе, фокусируется с макро на микрокосм.

Замедление самоопределения.

Молодёжь перестала посвящать свою жизнь созданию семьи, работе, или покупке недвижимости, как это делали их родители. Теперь молодые люди занимаются поисками себя и своего предназначения в жизни [4].

Чаще всего они поступают в университеты не для получения конкретной специальности, чтобы в дальнейшем работать по ней, а для «отсрочки» вступления во взрослую жизнь. Период учёбы рассматривается как время чтобы «пожить для себя», а жизнь с родителями либо финансовая зависимость от них в 20-25 лет, теперь как нечто естественное и нормальное.

Инфантильная личность незрелая в психическом плане, она не стремится к реализации в социальных ролях (работник, супруг, родитель), инфантил нетребователен к себе, порой даже эгоцентричен. Он не пытается адекватно оценивать ситуацию или свою поступки, это просто не вписывается в его рамки «нормальности».

Легитимизация инфантилизма.

Но как бы не хотелось ругать наше поколение в «лени», делать этого категорически нельзя. Дело в том, что инфантилизация процесс естественный, необратимый. Он никак не зависит от нынешней молодёжи. Произошла серьёзная переоценка ценностей, «быть взрослым» теперь не так интересно или «статусно», как раньше. Легитимация» инфантилизма связана еще и с тем, что его можно расценивать как механизм защиты, способ преодоления жизненных трудностей. Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс подчеркивает, что термин «инфантильная личность» исчезает из официального перечня. И это логично: в современных терминах это просто альтернативная биография [5].

Отложенная взрослость.

Корни инфантильного поведения исходят из раннего детства. Изменилась среда воспитания школьников. Учёба стала более приоритетной, дети посвящают ей больше половины своего личного времени. В таких условиях у ребёнка попросту не остаётся время чтобы «побыть ребёнком».

Повысились требования семьи, общества, школы. Перед детьми чётко обозначается важность учёбы, их ещё с школы ориентируют на долгое обучение в университете. Родители совместно с педагогами абсолютизировали образование, ребёнок просто вынужден принять навязанную ему модель жизни. При этом про другие варианты становления в обществе не рассматриваются. Людей без высшего образования считают несостоявшимися и неуспешными, педагоги в этом убеждают детей, последние в свою очередь ввиду отсутствия жизненного опыта, соглашаются и ещё усерднее учатся.

В конечном итоге, подростки, оказавшись на пороге вступления во взрослую жизнь полностью дезориентированы. У них нет четкого представления о своём будущем, лишь навязанная установка о получении образования. При этом сам этап взросления детей изменился. Если наши родители, будучи детьми вместо учёбы предпочитали общение со сверстниками, то нынешние дети, наоборот, тяготеют к учёбе. Из-за этого процесс социализации детей проходит в «переменах» между уроками, репетиторами и дополнительными секциями.

Все эти факторы сильно повлияли на детей. Они стали менее самостоятельными. Родители теперь реже требуют от них выполнения домашних обязательств (уборка, вынос мусора и т.д.), они всегда рядом, сопровождают детей в школу и обратно, в одиночку дети теперь передвигаются нечасто.

Зрелость откладывается, дети почти не принимают самостоятельных решений, «скидывая» ответственность на авторитетных взрослых, которым всяко виднее. К совершеннолетию мы имеем абсолютно беспомощного в бытовых вопросах человека, без ясной цели в жизни. Порой он ленив, не исполнителен, делает так как скажут родители, либо ближайшее окружение, не изъявляя особого желания взять ситуацию в свои руки. Выходит, что на инфантильность человека напрямую влияют: школа, родители и социум. В бесконечной гонке за образованием, в которой дети вынуждены участвовать, детство отошло на второй план, поступив в университет или иное учебное заведение молодые люди его «продлевают» отказываясь от исполнения взрослых обязательств или поиска работы. Теперь молодёжь неторопливо и крайне придирчиво выбирает свою профессию или дело жизни, откладывая на потом вопрос реализации в жизни как супруга, родителя, или работника.

Библиографические ссылки

1. Инфантилизм [Электронный ресурс]. URL: ЬйрвУ/ги.'МЙрейа.о^/'МЙ/Инфантилизм (дата обращения 10.11.2021).

2. Отложенная взрослость [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/208637702.html (дата обращения 10.11.2021).

3. Топ - менеджеры охотно садятся за парту [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177664405.html (дата обращения 10.11.2021).

4. Инфантилизм как норма [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/219383127.html (дата обращения 10.11.2021).

5. С чего начинается взрослая жизнь [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/204773940.html (дата обращения 10.11.2021).

© Парфенов И. С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.