Научная статья на тему 'Инэка: в интересах отрасли и региона (интервью с ректором В. Г. Шибаковым)'

Инэка: в интересах отрасли и региона (интервью с ректором В. Г. Шибаковым) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инэка: в интересах отрасли и региона (интервью с ректором В. Г. Шибаковым)»

Камская государственная инженерно-экономическая академия - самый крупный вуз Закамья, его главный учебно-научный и методический центр. Такой статус академия приобрела благодаря высокому научно-педагогическому потенциалу, стремлению к реализации европейских образовательных стандартов, динамичному развитию.

Обучение в ИНЭКА организовано на шести факультетах, где работают более 400 преподавателей (в их числе 44 доктора и 250 кандидатов наук) и учатся более 12 тыс. студентов. Ведется подготовка специалистов по 21 специальности среднего и 48 специальностям высшего профессионального образования. С 2001 г. в Чистополе успешно работает филиал академии. С 2006 г. структурным подразделением ИНЭКА стал Институт международного бизнеса, где готовят лингвистов-преподавателей, лингвистов-переводчиков, специалистов в области внешнеэкономической деятельности, валютной и финансовой сфер. За период с 1980 по 2008 гг. академия выпустила более 25 тыс. молодых специалистов высшего профессионального образования.

С целью реализации принципа непрерывного поэтапного образования при ИНЭКА созданы экономический, автомеханический, строительный колледжи и колледж при факультете автоматизации и прогрессивных технологий. Таким образом, академия предлагает непрерывное образование: от колледжа до аспирантуры и докторантуры.

Издательский центр академии ежегодно выпускает более 400 наименований учебно-методической литературы, пособий, учебников, монографий; разработано и издано более 165 учебных пособий общим тиражом 18200 экземпляров.

В академии функционирует единая «АСУ-ВУЗ » и узел глобальной сети Интернет, обучение проводится с помощью современных информационных технологий. Для студентов ИНЭКА созданы все условия для учебы и отдыха. В распоряжении академии имеется четыре учебных здания и четыре благоустроенных общежития, комплекс спортивных залов, стадион, культурно-деловой центр с актовым залом и библиотекой, санаторий-профилакторий, база отдыха «Дубравушка ». К 25-летнему юбилею КамПИ 1 апреля 2005 г. открылся музей истории и достижений вуза.

Уровень подготовки в ИНЭКА будущих специалистов определяется не только

успеваемостью, но и активным участием студентов в научных исследованиях, приобщением к работе с техникой, развитием их творческих способностей.

В июле 2007 г. на конференции трудового коллектива ректором Камской государственной инженерно-экономической академии был избран доктор технических наук профессор Владимир Георгиевич Шибаков. Спустя год редакция журнала «Высшее образование в России,» обратилась к Владимиру Георгиевичу с просьбой рассказать об истории становления академии и о ее сегодняшнем дне.

- Владимир Георгиевич, не так давно Камский государственный политехнический институт (КамПИ) стал академией. Что значит для вашего вуза новый статус?

- В первую очередь - это признание заслуг учебного заведения, наших ученых, профессорско-преподавательского состава и всего коллектива вуза. Мы существенно улучшили аккредитационные показатели, в частности эффективно поработали два специализированных диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по техническим и экономическим наукам. К процедуре аттестации достигли высокого уровня результаты, связанные с научной деятельностью вуза: количество монографий, подготовленных нашими учеными, эффективная работа аспирантуры, где количество защит диссертаций к моменту окончания аспирантуры превышало к тому времени примерно в 1,5 раза общероссийские показатели. На момент установления нового статуса унас работали 43 доктора наук, среди которых есть и выпускники нашего вуза. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, продолжались хоздоговорные научные разработки, финансируемые из средств заказчиков и по грантам Министерства образования РФ, Академии наук Республики Татарстан, международных организаций.

Таким образом, после очередной успешной аттестации и государственной аккредитации в год празднования 25-летия Камский государственный политехнический институт получил статус академии и был переименован в Камскую государственную инженерно-экономическую академию (ИНЭКА). Если же говорить о том, какие возможности предоставляет статус академии, то для нас это стимул к дальнейшему развитию до уровня университета.

- За последние годы в ИНЭКА открылось несколько интересных специальностей, таких как «дизайн », «искусство интерьера », «реклама», «связи с общественностью ». Надо полагать, Вы начали активно работать на рыночный спрос?

- Да, если ранее вуз в основном работал под потребности «КамАЗа», то теперь круг потребителей его образовательных услуг значительно расширился. Вместе с тем мы не открываем новых специальностей ради самого процесса. Специальностей, востребованных на рынке труда, у нас много. В частности, мы начинаем готовить специалистов по эффектив-

ной организации перевозок (в основном автомобильных) - логистов. Это направление подготовки весьма актуально для нашего региона.

В ИНЭКА готовят специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также специалистов-дизайнеров, причем таких, которые были бы способны применять свои знания в промышленном производстве, особенно в автомобилестроении. Характеризуя нынешнее положение в сфере образования в Республике Татарстан, министр образования и науки РТ Н.М. Валеев отметил, что «наиболее востребованными для отраслей экономики республики являются инженерно-технические специальности... Существует дефицит в специальностях с высшим образованием в сфере машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической промышленности ». Многие специальности инженерного профиля, необходимые для предприятий Закамско-го региона РТ, в ИНЭКА имеются. Это и конструкторское, и технологическое направления подготовки специалистов.

Сейчас ИНЭКА переходит на индивидуализацию подготовки выпускников, владеющих теми программными продуктами и той средой проектирования, которые используются на производстве. Поэтому уже с третьего курса мы нацеливаем студента на будущее рабочее место. С учетом требований работодателя, прежде всего - ОАО «КамАЗ », осуществляется выполнение курсовых и дипломных проектов, а также введение в учебный процесс некоторых специальных дисциплин. Чтобы ускорить адаптацию наших выпускников на предприятиях автозавода, мы предполагаем перейти на систему подготовки специалистов по схеме «завод - втуз». Это значит, что после второго курса студенты, обучающиеся по инженерным специальностям, проходят производственную практику на своих будущих рабочихместах. На следующем курсе они одновременно учатся и работают в должности техника. На четвертом-пятом курсах - на инженерных должностях.

Такая «сквозная производственная практика » идет на пользу, в первую очередь -самим студентам: познакомившись с оборудованием и технологическими процессами в заводских условиях, они легче воспринимают спецдисциплины.

Ряды студентов вуза ежегодно пополняются выпускниками школ. Мы заключили договор о сотрудничестве с управлением образования г. Набережные Челны по организации профильных инженерных классов с ориентацией учащихся на специальности для ОАО «КамАЗ ». В соответствии с ним предполагается «создание сети профильных классов в рамках формирования единого образовательного пространства для реализации концепции «Образование через всю жизнь» и построения индивидуальных образовательных траекторий при подготовке кадров для автомобильной отрасли».

- Владимир Георгиевич, можно ли сказать, что создание КамПИ было элементом комплексного проекта под названием «КамАЗ »?

- Действительно, в начале 1970 г. маленький городок на Каме с населением 30 тыс. человек начал принимать строителей со всех концов нашей страны. Небывалый по масштабам размах строительства комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей, нового города и пригородной зоны потребовал сотни тысяч специалистов, рабочих, строителей. Через пять лет население Набережных Челнов выросло до 200 тыс. человек, а к концу XX в. превысило полмиллиона человек.

Наряду с пуском первой очереди Камского автомобильного завода руководители предприятия озаботились подготовкой специалистов для автомобильного производства. Возникла потребность в организации самостоятельного профильного вуза и в самом городе Набережные Челны. Строительство института началось в 1979 г. (в этом году, как известно, «КамАЗ » выпустил свой 100-тысячный автомобиль). 18 февраля 1980 г. вышел при-

каз Минвуза РСФСР об открытии Камского политехнического института с 1 апреля 1980 г. 1 сентября 1980 г. первому набору в количестве 200 человек дневного отделения машиностроительного факультета КамПИ вручили студенческие билеты. Начались занятия и у более 800 студентов 1-3-го курсов вечернего отделения общетехнического факультета Казанского инженерно-строительного института (КИСИ), перешедших в новый вуз. В июле 1983 г. состоялся первый выпуск специалистов нового вуза.

Камский политехнический институт начинался с четырех специальностей: «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», «Машины и технология литейного производства », «Машины и технология обработки металлов давлением », «Промышленное и гражданское строительство ». Все они предназначались для обеспечения машиностроительного производства заводов «КамАЗа».

За первые пять лет количество преподавателей увеличилось до 214 человек. Одновременно с совершенствованием учебно-воспитательного процесса укреплялась материально-техническая база института, шло становление его организационной структуры. При кафедрах создавались научно-исследовательские лаборатории.

Договор сотрудничества с Камским автогигантом (сентябрь 1987 г.) открыл хорошие перспективы для дальнейшего развития института. КамПИ должен был готовить специалистов для автомобильного производства, создать сеть филиалов выпускающих кафедр на заводах объединения. Ответственным шагом автомобилестроителей явилось участие в строительстве объектов института, кроме того, «КамАЗ» обязался ежегодно выделять оборудование для выполнения научно-исследовательских и лабораторных работ. В тот же период началось сотрудничество КамПИ с рядом предприятий Набережных Челнов, Елабуги и других городов региона, что позволило вузу выйти на новый этап развития. Институт расширялся, с каждым годом рос набор студентов.

С момента открытия вуз возглавляли три ректора: В.А. Саламашкин (1980-1985 гг.), И.Х. Садыков (1985-1996 гг.), А.Х. Хайруллин (1996-2007 гг.). С именем В.А. Саламашки-на связано становление Камского политехнического института, следующий ректор - И.Х. Садыков продолжил его дело. При нем улучшалась материальная база института, совершенствовался учебный процесс, были заключены договора о взаимовыгодном сотрудничестве с крупнейшими предприятиями региона. Его преемнику А.Х. Хайруллинуудалось добиться не только стабильного функционирования института, но и повышения его авторитета как учебно-научного центра в городе, Закамском регионе, в Республике Татарстан. КамПИ изыскивал дополнительные источники финансирования для решения экономических и социальных проблем, расширения образовательных услуг, открытия новых престижных специальностей, пользующихся спросом на рынке труда.

В связи с реформами в высшей школе 18 декабря 2001 г. приказом Министерства образования РФ Камский политехнический институт был переименован в Камский государственный политехнический институт.

«КамАЗ » увеличивал свои мощности, требовались квалифицированные специалисты современного автомобилестроения. Завод и город были заинтересованы в успешном развитии института и оказывали ему всемерную поддержку в материально-техническом оснащении. В своем приветствии по случаю 25-летнего юбилея КамПИ глава администрации города Набережные Челны И.Ш. Халиков отметил: «КамПИ - это alma mater многих руководителей и специалистов не только г. Набережные Челны, но и всего региона Закамья, это оплот передовой научной мысли, это первый самостоятельный институт нашего города».

- Каковы основные направления научно-исследовательской деятельности академии в настоящее время?

- Важнейшей составляющей деятельности вуза является наука. В современных условиях, когда мы от экономики «сырьевой» переходим к инновационной экономике знаний и наукоемких технологий, интеграция науки с образовательной и производственной деятельностью приобретает особую актуальность. Это вызвано тем, что, как отмечено в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, отсутствие такой интеграции усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг и одновременно с этим может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.

ИНЭКА сегодня - один из ведущих вузов региона и республики, располагающий мощным научным потенциалом. Академия имеет аспирантуру по 16 специальностям, в которой обучаются более 160 соискателей. В марте 2008 г. в Камской государственной инженерно-экономической академии открыт диссертационный совет для защиты докторских и кандидатских диссертаций по техническим специальностям: 05.02.01 «Материаловедение (в машиностроении)»; 05.05.03 «Колесные и гусеничные машины»; 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (в машиностроении)».

Только за последние три года сотрудниками академии защищено 11 докторских и 65 кандидатских диссертаций. Докторами наук стали и выпускники нашего вуза. Таким образом, можно утверждать, что в ИНЭКА сформировалась хорошая научная школа. В 2007 г. нашими учеными опубликовано 6 монографий и 177 статей в ведущих научных журналах. Выявление талантливой молодежи, которая готова служить науке, является основой кадровой политики академии. В целях дальнейшего развития научных школ, освещения научных разработок, выполняемых в лабораториях, поддержки аспирантов и докторантов, а также научно-педагогических кадров с 2001 г. у

нас выпускается периодический межвузовский научный сборник «Проектирование и исследование технических систем», а с 2007 г. - международный межвузовский научно-методический сборник «Образование в техническом вузе в 21 веке». Кроме того, периодически издаются сборники по итогам работы межвузовских научных конференций, посвященных актуальным вопросам инновационных технологий, экономической теории, анализу состояния системы высшего образования, вузовской науки и перспективам их развития.

ИНЭКА обладает достаточной лабораторной базой для ведения научно-исследовательских работ. Уже сегодня мы можем предложить городу и производству целый ряд готовых научных продуктов по всем направлениям сотрудничества. Вот некоторые из них:

• автоматизированная система испытаний и исследований двигателей внутреннего сгорания;

• формообразование машиностроительных деталей в режиме твердо-жидкой штамповки;

• анализ загрязняющих веществ в промышленных выбросах и в атмосферном воздухе зоны влияния основных подразделений ОАО «КамАЗ »;

• промышленная политика в регионе с развитым машиностроительным комплексом;

• информационная система управления процессом централизованного обеспечения инструментом;

• разработка научных основ и технологических принципов создания объемных на-нокомпозитов конструктивного назначения.

На сегодняшний день мы сотрудничаем с промышленностью, бизнесом, занимаемся поиском партнеров для внедрения своих разработок. Наиболее значимыми и востребованными из них являются: определение концентрации загрязняющих веществ в промышленных выбросах и атмосферном воздухе (руководитель - доцент Г.В. Маврин); складская, транспортная и сбытовая логистика нефтепродуктов (анализ, планирование и оперативное управление) для ОАО «Татнефть » (руководитель - доцент Ю.Н. Смирнов); бенч-маркинговые исследования в грузовом автомобилестроении в России и за рубежом (руководитель - профессор Б.Л. Кузнецов).

Кроме того, на основе бюджетного финансирования успешно развиваются фундаментальные исследования по таким направлениям, как разработка и исследование технологий интенсивного деформирования металлов с целью создания в металлах и сплавах нано-структурных состояний для производства высокопрочных деталей аэрокосмической техники (руководитель - профессор В.Г. Шибаков); математические проблемы теории тонкостенных конструкций (руководитель - профессор С.Н. Тимергалиев); исследование прочности, живучести тонкостенных элементов конструкций (руководитель - профессор Э.С. Сибгатуллин).

В настоящее время мы разворачиваем сотрудничество с ООО «ТранТехЭнерго » с целью создания совместного научно-производственного комплекса по изготовлению литых винтовых наконечников для электроэнергетики, нефтедобывающей промышленности. Академия обеспечивает научное и технологическое сопровождение данного проекта.

Другая проблема, которая стоит перед вузами, - решение кадровой политики в сфере науки и высшего образования. В настоящее время Правительством РФ принята программа «Научные и научно-педагогические кадры». Ожидается, что в ее рамках будет решена задача стимулирования преподавателей к научной деятельности. Придавая ей важное значение, мы разработали свою систему стимулирования научной деятельности.

- Как развивается международное сотрудничество ИНЭКА с зарубежными партнерами?

- Его основу составляют в настоящее время такие направления, как развитие взаимовыгодных связей с учебными заведениями, научными, культурными, промышленными учреждениями ближнего и дальнего зарубежья, участие в международных программах и проектах, конференциях, научных исследованиях, приглашение в академию зарубежных специалистов для обмена опытом и чтения лекций.

В октябре 2007 г. с корпорацией АРТЕСН World-Wide Inc. заключен договор фрай-чайзинга о создании на базе ИНЭКА международного центра образования по подготовке специалистов по программе АССР (Aptech Certified Computer Professional - профессиональный программист). Система учебных центров корпорации сертифицирована по международным стандартам качества ISO 9001:2000. Корпорация АРТЕСН Ltd. является авторизованным партнером в области образовательных услуг таких известных компаний, как Novell, IBM, Lotus, Adobe, Macromedia, Compaq, Motorola, Microsoft, Sylvan Prometric.

В январе 2008 г. руководство ИНЭКА и Институт интерактивного дизайна (Interactive Design Institute - IDI, Великобритания) заключили соглашение о подготовке дизайнеров по международной образовательной программе (на основе дистанционного обучения), которое поможет нашим студентам подготовиться к поступлению в британские колледжи и университеты по специальности «Искусство и дизайн ».

С 2007 г. ИНЭКА получила статус авторизованного учебного центра Microsoft IT Academy (уровень IT PRO Platinum). Задача центра - организовать обучение студентов с целью приобретения, в дополнение к высшему образованию, знаний и навыков, востребованных на современном IT-рынке.

Несмотря на небольшой опыт организации обучения иностранных студентов, у нас сейчас учатся граждане из Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Молдовы. Так, по направлениям Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию академия приняла в 2006 г. семь студентов из стран СНГ, а в 2007 г. - уже 16 (трое приняты по контракту).

ИНЭКА имеет договоры о сотрудничестве с вузами стран СНГ, преимущественно с инженерно-техническими. Среди них - Ташкентский государственный технический университет им. А.Р. Бируни, Самаркандский государственный университет, Азербайджанский технический университет и другие. Наше партнерство предполагает:

• обмен учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями;

• проведение совместных научных, методических конференций, в том числе с использованием современных средств связи;

• взаимную стажировку преподавателей, аспирантов и докторантов;

• согласование и координацию научных исследований в интересующих стороны областях;

• пользование научным оборудованием, которым располагает вуз-партнер;

• публикацию результатов работ ученых вуза-партнера в научных и научно-методических сборниках и трудах международных конференций.

Академия поддерживает научные связи с Фраунгоферовским институтом неразруша-ющих методов контроля (Германия), с Европейским центром физических исследований и перспектив, с рядом университетов Турции, а также с такими научными центрами России, как МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша, Институт экономики РАН, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, КГУ, КГТУ (КАИ).

- Владимир Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о характере взаимоотношений ИНЭКА с крупными предприятиями региона.

- Камский экономический регион, где сосредоточена группа заводов ОАО «КамАЗ », предприятия нефтеперерабатывающего и энергетического комплексов, развита транспортная инфраструктура, создана свободная экономическая зона «Алабуга», служит одним из центров успешного и многополюсного развития Республики Татарстан.

Необходимость инновационного подхода к организации и построению учебного процесса подготовки инженерных кадров для решения проблемы острого дефицита кадров в автомобилестроении обусловила разработку и реализацию программы ИНЭКА под названием «Инновационная система подготовки конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли». Предусматривается формирование в регионе образовательного автомобильного кластера на основе:

• обеспечения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ГОС и работодателей;

• ориентации на конкретный вид последующей профессиональной деятельности и определенные рабочие места под профессиональные заказы работодателей;

• повышения престижа инженерного образования;

• использования инновационных педагогических технологий и методик;

• индивидуализации выбора образовательной траектории;

• формирования интегрированных образовательных цепочек «школа - профтехучилище - вуз - предприятие»;

• концепции «Образование в течение всей жизни ».

Реализация программы будет способствовать подготовке специалистов, владеющих достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей производственной деятельности.

Сотрудничество с ОАО «КамАЗ » дает нашей академии ряд преимуществ. Отмечу следующие.

V Сохранность и повышение качества кадрового потенциала вуза, гарантирующего эффективность результатов его работы.

V Обеспечение престижа инженерных специальностей среди абитуриентов и родителей. Ежегодное выполнение плана приема на 1-й курс.

V Формирование инновационной модели опережающей подготовки специалистов для автомобильной отрасли.

V Создание системы ранней социально-экономической адаптации выпускников с использованием индивидуальных образовательных траекторий.

V Сохранение главенствующего положения ИНЭКА в научно-образовательном пространстве города и региона.

V Использование международных ресурсов для развития в академии инновационных технологий обучения.

V Создание системы диагностики качества учебных достижений студентов.

V Привлечение студентов и молодых преподавателей и сотрудников академии к научно-исследовательской работе.

V Опережающий рост профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников, принимающих участие в целевой дополнительной подготовке студентов.

V Дополнительные финансовые и другие ресурсы, способствующие развитию материально-технической базы вуза, а также улучшению социального положения сотрудников и студентов.

V Укрепление имиджа академии как регионального научного центра благодаря со-

зданию совместных с работодателем лабораторий, опытно-конструкторских бюро, инновационных учебных и научных групп и временных творческих коллективов по решению производственных проблем предприятий.

Программа реализуется на основе заключенных в 2008 г. Генерального договора о сотрудничеств с ОАО «КамАЗ », договоров с подразделениями акционерного общества о целевой дополнительной подготовке студентов, ученических договоров «студент - академия - предприятие », договоров со средними школами-партнерами по проекту «Профильные инженерные классы - основа инновационной системы подготовки конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли ».

В заключение нашей беседы я хотел бы добавить, что КамПИ-ИНЭКА - это alma mater многих руководителей регионального и федерального уровня. Среди ее выпускников - А.А. Галиахметов - заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ;

B.Л. Емельянов - депутат Государственного совета РТ, учредитель ТСЦ «Элекам»;

C.К. Киров - генеральный директор «КамАЗАвтодор»; С.Г. Рачков - генеральный директор корпорации «Растал»; Р.Ш. Ахмадеев - заместитель мэра Москвы, начальник управления организации территориального размещения промышленности; О.Л. Фет - заместитель генерального директора ОАО «ЗИЛ» (Москва); А.Б. Ершов - помощник по информационным технологиям, заместитель генерального директора ОАО «КамАЗ »; Р.Г. Каримов - глава администрации (Зеленодольск); Т.М. Кожевникова - заместитель гендиректора по экономике и финансам ООО «Камгэсгражданстрой»; В.Н. Плакин - генеральный директор ООО «Камстройсервис »; С.Х. Садыков - главный инженер АТП ОАО «Нижне-камскшина»; И.Ю. Степаненко - генеральный директор ООО «КамАЗмонтаж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.