Научная статья на тему 'Непрерывное инженерно-техническое образование: опыт ИНЭКА'

Непрерывное инженерно-техническое образование: опыт ИНЭКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайниев Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное инженерно-техническое образование: опыт ИНЭКА»

Р. ЗАЙНИЕВ, доцент

В связи с обострением конкуренции на рынке труда и возрастанием требований к подготовке инженеров (бакалавров и магистров), техников и квалифицированных рабочих в ряде индустриально развитых центров нашей страны были введены многоуровневые интегрированные системы непрерывного инженерно-технического образования. В монографии С.Я. Галицкова и В.Н. Михелькевича приводятся примеры интегрированной системы многоуровневой подготовки инженерно-технических специалистов с привлечением разных типов учебных заведений [1].

Многоуровневые интегрированные системы непрерывного инженерно-технического образования «школа - колледж - вуз » начали создаваться в конце 1990-х- начале 2000-х гг. и на технических факультетах Камской государственной инженерно-экономической академии. Так, при факультете автоматизации и прогрессивных технологий (ФАиПТ) работает колледж под тем же названием с 1998 г., при автомеханическом факультете (АМФ) - с 2000 г., а с 2005 г.

Непрерывное инженерно-техническое образование: опыт ИНЭКА

колледж функционирует и при строительном факультете (СФ). Приведем в качестве примера структуру интегрированной системы непрерывного профессионального образования «школа - колледж - вуз» колледжа автоматизации и прогрессивных технологий (АиПТ) ИНЭКА {рис. 1).

Студенты колледжа изучают прогрессивные технологии, способы их автоматизации, а также получают основательную компьютерную подготовку, о чем свидетельствует выдача свидетельства государственного образца с квалификацией «оператор ЭВМ» после обучения в колледже в течение первых двух лет. Часть студентов колледжа после получения данной квалификации идут работать на производство, а большинство продолжают учиться на 3-м курсе колледжа. Основными видами деятельности техника являются: производственно-технологическая, организационно-управленческая, конструкторско-техноло-гическая и опытно-экспериментальная. Объектами его профессиональной деятельности могут быть технологические, энер-

Колледж АиПТ

ИНЭКА

Школа

Школа

Рис. 1. Структура «школа - колледж - вуз» колледжа АиПТ

гетические, транспортные, информационные и другие производственные процессы. Выпускникам колледжа предоставляется возможность получить высшее образование в ИНЭКА по соответствующим направлениям высшего профессионального образования по сокращенной программе за 3— 3,5 года [2, с. 57-58]. Колледж активно сотрудничает с набережночелнинскими средними школами №№ 8, 16, 29, 35, 40, 45, 46, 49, 52, 54, 56. Активно работают колледжи и на других технических факультетах ИНЭКА.

Опираясь на опыт работы колледжей, открытых при технических факультетах других учебных заведений нашей страны [3], мы разработали новую интегрированную систему непрерывного профессионального образования «школа - колледж - вуз» на базе технических колледжей ИНЭКА. Она начала внедряться с 2007 г. При этом мы учитываем новые реалии отечественной системы высшего образования в связи с переходом к двухуровневой системе высшего профессионального образования.

Мы полагаем, что подготовку инженера-бакалавра, инженера-магистра или дипломированного инженера целесообразно проводить по схеме «школа - колледж -вуз». Но интегрированная система образования «школа - колледж - вуз» предполагает тесную взаимосвязь ее элементов не только по форме, но и по содержанию. В предлагаемой системе (рис. 2) прием в колледж может быть осуществлен как после получения основного среднего (после 9-го класса), так и после получения полного среднего (после 11-го класса) образования. Причем желательно вести прием только тех учащихся после 11-го класса, которые обучались в профильных классах инженерно-технического, естественно-научного или физико-математического направлений. Конечно, идеальным вариантом приема в колледж является зачисление выпускников 11-х классов тех школ, с которыми ИНЭКА заключила договоры сотрудничества по организации классов профильного обучения инженерно-технического направления. Учащиеся школ, поступившие в колледж после окончания 9-го класса, первые

Школа

9

класс

10 кл.

11 кл.

Колледж

ИНЭКА Техник

ИНЭКА

I

Технический

колледж

10 11 №1

кл. кл.

Школа

Технический колледж №п

Инженер

Магистр

НВО

Бакалавр

Техник

Техник

4

3

Рис. 2. Внедряемая структура интегрированной системы непрерывного профессионального образования

два года продолжают учиться в своих школах до окончания 11-го класса.

После получения аттестата о полном среднем образовании учащиеся колледжа и вновь поступившие ученики после окончания профильных классов продолжают обучение в колледже ИНЭКА в течение двух лет (на 3-м и 4-м курсах). Получив специальность техника, выпускники имеют право продолжить образование в вузе или могут начать трудовую деятельность. Как показывает опыт, большинство выпускников колледжа поступают в ИНЭКА на соответствующие специальности по сокращенной программе обучения.

Именно на этапе перехода из колледжа в вуз заложено нарушение принципа преемственности по многим общеобразовательным, особенно по естественно-научным и математическим дисциплинам. В академию по сокращенной программе обучения поступают выпускники не только колледжа ИНЭКА, но и других технических колледжей и техникумов. Поэтому на первом этапе организации учебного процесса по интегрированной системе непрерывного профессионального образования были заключены договоры сотрудничества между ИНЭКА и техническим колледжем с целью корректировки программ по основным общеобразовательным и естественно-научным дисциплинам. При такой корректировке учебных дисциплин колледжей возрастает

успешность продвижения их выпускников в высшем профессиональном образовании.

Главной особенностью интегрированной системы непрерывного профессионального образования является курс теоретической подготовки (КТП), который студенты проходят на 1-м курсе академии. Как показывает опыт работы со студентами технических специальностей, обучающимися по сокращенной программе, они имеют очень слабые знания по математике и по некоторым другим естественно-научным дисциплинам. Программа КТП составляется таким образом, чтобы на этом этапе обучения в вузе подготовить студентов, собранных из различных колледжей, к продолжению обучения в вузе. После окончания КТП студентам может быть выдан сертификат (диплом) о неполном высшем образовании (НВО). С этим сертификатом студенты, которые не хотят дальше учиться, могут начать трудовую деятельность или поступить в другие учебные заведения, на другие специальности.

Заметим, что именно на этом этапе вуз из числа выпускников КТП должен выбирать студентов для дальнейшего продолжения учебы. Студенты, показавшие слабые результаты, должны быть направлены для учебы по другим специальностям (направлениям) или отчислены из вуза. Критерии отбора студентов разрабатывают выпускающие кафедры совместно с общеобразовательными (математики, физики, химии и т.д.). Предлагаемые студентам задания позволяют не только проверить предметные компетенции по математике, физике, химии, но и выявить профессиональные компетенции. Студент, справившийся с заданиями, зачисляется на 2-й курс академии на программы специалите-та или бакалавриата по данному направлению. После окончания бакалавриата, также на конкурсной основе, студент может поступить в магистратуру.

Особый интерес вызывает многоуровневая система непрерывного инженерно-технического образования «школа - лицей

- колледж - вуз». В перспективе интегрированную систему непрерывного образования «школа - колледж - вуз» можно дополнить лицеем - образовательным учреждением начального профессионального образования. Такая система является более гибкой и востребованной на рынке труда, особенно в связи с дефицитом специалистов начального и среднего профессионального образования. Структурная схема перспективной интегрированной системы непрерывного профессионального образования «школа - лицей - колледж - вуз » представлена на рис. 3.

равления образованием. По мнению министра образования и науки РТ, есть три веских аргумента в пользу выбора выпускником школы рабочей профессии в начале его трудовой деятельности. «Во-первых, - отметил Н.В. Валеев, - процесс обучения в средних специальных учебных заведениях направлен исключительно на приобретение практической составляющей будущей профессии, в то время как выпускник вуза получает в основном фундаментальную (научную) подготовку. Во-вторых, окончив профессиональное училище, выпускник получает вполне приемлемо оплачиваемую рабо-

Рис. 3. Перспективная структура «школа - лицей - колледж - вуз »

По данной системе прием в лицей осуществляется с целью получения учащимися рабочих специальностей, востребованных современным производством. Заказчиками таких специалистов могут выступать такие крупные промышленные предприятия автомобилестроения, как ОАО «КамАЗ» и его подразделения, ОАО «КамПРЗ», ОАО «КамАЗ-Металлургия», ОАО «КамАЗинструментспецмаш», ОАО «КамАЗ-Дизель » и другие.

Введение такой интегрированной системы находит поддержку на всех уровнях уп-

ту. Сегодня именно выпускник учреждения начального профобразования имеет преимущественную возможность трудоустроиться и серьезно конкурировать на рынке труда, так как он претендует на те специальности, которые пользуются спросом у работодателя. И, наконец, сегодня разработаны механизмы поэтапного образования по мере готовности самой личности его получить, в том числе материальной. На всех ступенях профобразования имеется реальная возможность обучения по сокращенным (ускоренным) программам. Практика показыва-

ет, что, получив рабочую профессию и поработав, человек принимает более осознанные решения в выстраивании своей профессиональной траектории. Либо становится высококвалифицированным рабочим, востребованным на рынке труда, либо принимает решение о дальнейшем повышении своего профессионального уровня и становится не менее востребованным инженером или менеджером производства » [4]. Таким образом, предлагаемая нами интегрированная система непрерывного профессионального образования «школа - лицей - колледж -вуз » вполне вписывается в концепцию образования в Республике Татарстан.

Особенностью данной структуры является включение в нее учреждения начального профессионального образования в виде лицея-профтехучилища для подготовки по рабочим профессиям. В лицей могут быть приняты выпускники как основной (после 9-го класса), так и полной средней школы (после 11-го класса), причем в первом случае продолжительность обучения составляет три года, включая обучение в 10-11-х классах своей школы или в прикрепленных к лицею школах, во втором случае - один год. Выпускник лицея получает рабочую профессию, как правило, востребованную на рынке труда. Обязательным условием в данной структуре непрерывного образования является направление выпускников, желающих начать трудовую деятельность, на базовые предприятия. Следовательно, обучение в лицее должно быть согласовано с предприятиями, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Выпускники лицея имеют право

поступить в колледж по тем же направлениям подготовки и после двухлетнего обучения получить квалификацию техника. Прием в колледж мы предлагаем осуществлять из числа выпускников лицея на конкурсной основе, а не по финансовым возможностям родителей. При конкурсном отборе можно применить «тесты интеллекта » и «тесты достижений», предложенные автором в работе [2]. Для поступающих на технические специальности, где требуются более глубокие знания математики, можно предложить «тесты на выявление математических способностей».

Выпускники колледжа могут продолжить обучение в ИНЭКА по соответствующему направлению подготовки специалистов ВПО или начать трудовую деятельность в должности техника. Прием на 1-й курс академии также предлагаем проводить на конкурсной основе, в частности по итогам собеседования и тестирования, учитывая достижения поступающего в производственной и научно-технической деятельности. Абитуриенты - выпускники других технических колледжей города и региона - зачисляются с учетом профиля, получаемого в СПО. После окончания первого курса студенту может быть выдан сертификат (диплом) о неполном высшем образовании (НВО). Далее для получения высшего об-

разования студент может продолжить обучение по программе бакалавриата (два года) или специалитета (три года).

Таким образом, интегрированная образовательная система обеспечивает более высокий уровень профессиональной подготовки специалистов всех квалификационных ступеней за счет непрерывного перехода от одной ступени к другой - от квалифицированного рабочего до инженера высшей квалификации или магистра.

Одним из приоритетных направлений подготовки инженерно-технических кадров является математическое образование. На основе требований,предъявляемых к специалисту нового поколения (в условиях перехода к двухуровневой системе ВПО), нами разработана научно-методическая концепция преемственности (НМКП) математического образования в системе «школа - колледж- вуз» инженерно-технического профиля, которая представлена на рис. 4.

Принцип преемственности математического образования в системе «школа -колледж - вуз» инженерно-технического профиля реализуется в подсистемах «школа - колледж », «школа - вуз », «колледж - вуз», «школа - колледж - вуз», которые являются элементами рассмотренных выше интегрированных систем непрерывного

НМКП математического образования в системе

профиля

i

Теоретико-методические основы

Методическая система

1

Модель подготовки выпускника вуза

t

Методика реализации

Рис. 4. Модель НМКП математического образования в системе «школа - колледж - вуз» инженерно-технического профиля

профессионального образования. Для каждой подсистемы разрабатываются теоретические и методические модели преемственности математического образования.

Теоретико-методологическая модель преемственности математического образования в системе «школа - колледж - вуз» инженерно-технического профиля базируется на следующих положениях.

1. Учет основных психолого-педагогических законов и принципов (фундаментальности математического образования и его прикладной и гуманитарной направленности, деятельностного и системного подходов и др.) во всех выделенных подсистемах.

2. Формирование математической культуры как важнейшей составляющей профессиональной и общечеловеческой культуры.

3. Ликвидация разрывов в математическом образовании при переходе от одной подсистемы к другой.

4. Введение творческого экзамена(собеседования) для учащихся, поступающих в профильные классы, колледжи и вузы.

5. Учет возрастной специфики и степени подготовленности обучаемыхв каждой из выделенных подсистем.

Предлагаемая методика реализации концепции преемственности математического образования в системе «школа - колледж - вуз» инженерно-технического профиля включает:

■ подготовку учителей начальных классов, способных развивать у учащихся начальной школы математическое мышление;

■ подготовкуучителей математики средней школы, способных формировать у учащихся навыки учебного труда и потребности в овладении знаниями инженерно-технического профиля;

■ подготовку и переподго-

товку преподавателей математики высшей инженерно-технической школы;

■ непрерывность математической подготовки студентов технических колледжей и вузов, способствующую формированию математических компетенций.

Модель подготовки специалиста инженерно-технического профиля завершает рассмотренную концепцию преемственности математического образования в системе «школа - колледж - вуз ». При этом четко подразделяется подготовка специалистов ВПО (бакалавр, специалист, магистр) и СПО (техник, специалист среднего звена). Высококвалифицированные специалисты как со средним техническим, так и с высшим инженерным образованием весьма востребованы современным отечественным производством.

Благодаря гибкой структуре и быстрой адаптации к изменяющейся конъюнктуре спроса на рынке труда, интегрированная многоуровневая система непрерывного образования создает благоприятные условия для реализации долгосрочной программы подготовки специалистов инженерно-технического профиля как для крупнейшего

автомобилестроительного комплекса заводов «КамАЗ », так и для машиностроительных и строительных фирм среднего и малого бизнеса.

Литература

1. Галицков С.Я, Михелькевич В.Н. Функци-

ональная специализация инженерного труда. - Самара, 2005.

2. См.: Зайниев Р.М. Будущему специалисту

инженерно-технического направления: Пособие для поступающих в колледжи и вузы инженерно-технического профиля.

- Набережные Челны, 2007.

3. См.: Бекренев А.Н, Михелькевич В.Н.

Интегрированная система многоуровневого высшего образования // Высшее образование в России. - 1995. - № 2; Тыхеев В.А. Единая система непрерывного профессионального образования молодежи и взрослых // Тезисы докладов научно-методического семинара «Проблемы многоуровневого высшего образования в Российской Федерации».

- СПб., 1992.

4. Валеев Н.М. Не баллом «единым» // Сту-

денческая газета (Молодежь Татарстана).

- 2008. - № 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.