Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИЗМ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунов Андрей Валерьевич, Вилкова Карина Сергеевна

Статья посвящена развитию индустрии гостеприимства. Рассматриваются предпосылки к возникновению первых средств размещения. Показаны история становления и современное состояние этой отрасли экономики в России на примере Владимирской области. Авторы раскрывают проблемы индустрии гостеприимства и предлагают пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOSPITALITY INDUSTRY: FORMATION, CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

The article is devoted to the development of the hospitality industry. It examines the prerequisites for the emergence of the first accommodation facilities. The history of the formation and the current state of this branch of the economy in Russia is also shown on the example of the Vladimir region. In the article, the authors reveal the problems of the hospitality industry and suggest ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). С. 42-50. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). P. 42-50.

Научная статья УДК 338.48

ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1 2 Андрей Валерьевич Свистунов , Карина Сергеевна Вилкова

1 2

' Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Муром, Россия

1 svistunov-murom@yandex.ru

2

vilkovakar@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена развитию индустрии гостеприимства. Рассматриваются предпосылки к возникновению первых средств размещения. Показаны история становления и современное состояние этой отрасли экономики в России на примере Владимирской области. Авторы раскрывают проблемы индустрии гостеприимства и предлагают пути их решения.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, туризм, этапы развития, современное состояние, проблемы

Для цитирования: Свистунов А. В., Вилкова К. С. Индустрия гостеприимства: становление, современное состояние и тенденции развития // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). C. 42-50.

Original article

THE HOSPITALITY INDUSTRY: FORMATION, CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

12 Andrey V. Svistunov , Karina S. Vilkova

1 2

' Murom Institute of Vladimir State University, Murom, Russia

1 svistunov-murom@yandex.ru

2

vilkovakar@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the development of the hospitality industry. It examines the prerequisites for the emergence of the first accommodation facilities. The history of the formation and the current state of this branch of the economy in Russia is also shown on the example of the Vladimir region. In the article, the authors reveal the problems of the hospitality industry and suggest ways to solve them.

Keywords: hospitality industry, tourism, stages of development, current state, problems For citation: Svistunov A. V., Vilkova K. S. The hospitality industry: formation, current state and development trends. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). P. 42-50. (In Russ.).

Индустрия гостеприимства является одной из крупнейших и быстро растущих отраслей в современной экономике. К ней относят туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, органи-

© Свистунов А. В., Вилкова К. С., 2022

зацию выставок и проведение различных научных конференций. Удовлетворение запросов и потребностей гостя является главной задачей отрасли, которая решается за счет основных и дополнительных услуг. Индустрия гостеприимства постоянно эволюционирует и является одной из основных отраслей, вносящих вклад в экономику развитых и развивающихся стран [1, с. 189].

Появлению первых гостевых хозяйств способствовало совершенствование дорожной сети в наиболее активных в экономическом отношении государствах Древнего мира. Изначальной задачей маршрутной сети было обеспечение высокой мобильности пехоты и торговых караванов.

По мере развития ранних цивилизаций активизировалось деловое общение и повышалась функциональность дорожной сети. Появились новые участники дорожного движения -паломники, бродячие артисты, дипломаты и др. Им уже не подходил ночлег под открытым небом, и, как следствие, начали возникать первые средства размещения. С началом эпохи Средневековья зародились их новые виды.

В начале прошлого века гостиничные предприятия стали объединяться с предприятиями сферы развлечений, общественного питания и др. В настоящее время субъекты размещения поступают так же, но отличительной особенностью является тот факт, что они стремятся обеспечивать комплексный подход, который гарантирует широкий спектр услуг.

В отечественной истории гостеприимства по наличию фактора планирования гостиничного дела Д. Г. Брашнов и Е. В. Мигунова выделяют три ключевых этапа [2, с. 23-32].

1. Допетровская эпоха (с древнейших времен до конца XVII в.).

На Руси существовала традиция, которая предусматривала строительство «въезжей избы» - отдельного дома, служившего для размещения путников. С течением времени они стали именоваться для торговцев подворьем. Подворья купцов вмещали в себя помещения для складирования товаров, стоянки обозов и т. п. С XII в. отмечается увеличение количества постоялых дворов для обслуживания гонцов, купцов и пр. Отрасль гостиничного хозяйства в Российском государстве сформировалась во второй половине XVII в.

Составление Соборного уложения 1649 г. при правлении Алексея Михайловича стало знаменательным моментом, который считается завершением данного этапа в развитии гостиничного дела, поскольку документ регулировал отдельные аспекты в деятельности средств размещения.

2. Эпоха новой организации гостиничного дела (с начала XVIII в. по 1917 г.).

Реформы Петра I частично затронули индустрию гостеприимства. Санкт-Петербург

строился с ориентиром на потенциальных «туристов» - дворян из провинции и иностранцев. В это время был введен термин avsteria - городское средство размещения.

На этом этапе появляется курортная застройка. Примером первого русского курортного поселения является Петрозаводск, основанный в 1703 г. Это поселение стало настолько популярным, что в 1777 г. получило статус города. Строительство курортов широко развернулось вдоль границы страны на юге на рубеже XVШ-XIX вв.

В XIX в. гостиничное дело становится более популярным, развивается преимущественно в крупных городах. В это время появились стандарты, регламентировавшие нормы строительства средств размещения. За следующие сто лет было создано более 5 тыс. гостиниц.

3. Эпоха государственного планирования индустрии гостеприимства (с 1917 г. по настоящее время).

Приход большевиков к власти в 1917 г. стал новой вехой в поощрении курортного дела со стороны государства. В 1920 г. был подписан декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», после чего принимаются меры по улучшению индустрии гостеприимства. Следствием этого стало увеличение номерного фонда за восемь лет примерно в шесть раз.

Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 5 апреля 1943 г. № 336 «Об улучшении работы гостиниц в городах РСФСР»1, утвержденное в годы Великой Отечественной войны, в первую очередь должно было способствовать решению жилищной проблемы для эвакуируемых семей. Помимо этого, оно устанавливало основные требования к организации гостиничной деятельности.

С утверждением постановления от 20 июня 1963 г. «О порядке финансирования работ по повышению благоустройства гостиниц, осуществляемых при ремонте зданий гостиниц»2 начался новый этап в становлении отечественного гостиничного дела. Он характеризуется значительным увеличением номерного фонда в период до 1990 г.

Реформы 1990-х гг. отрицательно повлияли на отрасль. Их следствием стало уменьшение номерного фонда. Подъем индустрии наблюдается с 2001 г.

По данным, приведенным в таблице 1, видно, что количество средств размещения и мест в них за последние двенадцать лет выросло в 2,3 раза. Это свидетельствует о том, что популярность набирают длительные поездки, которые предполагают размещение на предприятиях гостеприимства.

Таблица 1

Динамика роста гостиничного сектора в России

_в период с 2010 по 2021 г. [3]_

Год Число предприятий Вместимость (тыс. мест)

2010 12 585 1 263

2011 13 062 1 294

2012 14 019 1 345

2013 14 583 1 387

2014 15 590 1 573

2015 20 135 1 763

2016 20 534 1 848

2017 25 292 2 168

2018 28 074 2 415

2019 28 302 2 496

2020 27 328 2 473

2021 28 979 2 634

Наиболее высокий рост отмечался в 2017 г. (на 4 758). Это может быть следствием подготовки страны к Чемпионату мира по футболу, который проводился в России в 2018 г. Спад наблюдался лишь в 2020 г. Он был связан с распространением инфекции и повсеместным карантином в первой половине года. В это время терпела убытки не только индустрия гостеприимства. По данным Ростуризма, въезд в Россию иностранных туристов по сравнению с 2018 г. сократился почти в четыре раза, в три споловиной раза снизилось число поездок россиян за рубеж.

В настоящее время для поддержки развития индустрии гостеприимства в регионах существуют различные государственные программы. Например, во Владимирской области реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», действует ассоциация отельеров и рестораторов Владимирской области. Целью этой организации является развитие Владимирской области как туристически привлекательного региона, разработка механизмов и мер, способ-

1 Об улучшении работы гостиниц в городах РСФСР: постановление СНК РСФСР от 5 апр. 1943 г. N° 336 (ред. от 22 авг. 1966 г.) // Свод законов РСФСР. Т. 7. 1988. С. 409.

2 О порядке финансирования работ по повышению благоустройства гостиниц, осуществляемых при ремонте зданий гостиниц: постановление Совмина РСФСР от 20 июня 1963 г. № 779 // Свод законов РСФСР. Т. 7. 1988. С. 410.

А. В. СВИСТУНОВ, К. С. ВИЛКОВА

45

ствующих развитию индустрии гостеприимства, программ и проектов, содействующих повышению уровня загрузки коллективных средств размещения, расширению спектра услуг и улучшению качества обслуживания [4].

На рисунке 1 видно, что количество средств размещения во Владимирской области растет неравномерно. Наибольший рост был в 2015 г. (на 74 ед.). По данным Росстата, поток туристов по России в этом году увеличился на 5 % по сравнению с предыдущим годом.

♦ Числи средств размеще шн Рис. 1. Численность средств размещения во Владимирской области [5]

По данным за 2015-2021 гг., приведенным в таблицах 1, 2 построены диаграммы (рис. 2, 3). Таким образом, число лиц, размещенных на предприятиях гостеприимства, в целом по стране плавно росло до 2020 г. Во Владимирской области ситуация схожая, но отличается неравномерным ростом с 2015 по 2019 г.

Таблица 2

Численность лиц, размещенных на предприятиях гостеприимства в России и Владимирской области в 2010-2021 гг. [3; 5]

Год Число размещенных лиц (тыс. чел.)

Россия Владимирская область

2010 34 746,5 491,100

2011 37 399,5 518,600

2012 41 065,1 549,800

2013 42 635,2 516,469

2014 44 218,9 503,809

2015 49 284,2 623,700

2016 54 430,9 665,900

2017 61 563,2 645,800

2018 71 538,1 645,700

2019 76 041,7 703,700

2020 47 382,5 365,900

2021 66 539,8 598,700

80 000 70 000

21Ш

201Ь

201/

2018 Год

2019

¿010

Рис. 2. Численность лиц, размещенных на предприятиях гостеприимства в России в 2015-2021 гг. (тыс. чел.)

201;

2016

2017

2018 Год

2019

2020

2021

Рис. 3. Численность лиц, размещенных на предприятиях гостеприимства во Владимирской области в 2015-2021 гг. (тыс. чел.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Город Муром - одно из наиболее популярных направлений для туристов во Владимирской области. Этому способствуют благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение (город - крупный железнодорожный узел магистрали Москва - Казань - Екатеринбург, расположен на пересечении сухопутного пути, ведущего в южные районы Нижегородской области, водного пути по р. Оке), культурно-историческая привлекательность (былинный герой Илья Муромец, святые Петр и Феврония, большое количество религиозных объектов). На примере Мурома рассмотрим современное состояние индустрии гостеприимства в исторических городах страны.

Согласно докладу о социально-экономическом развитии округа Муром по состоянию на 1 января 2021 г., одним приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в Муроме являются гостиницы1.

Согласно приказу финансового управления администрации округа Муром от 28 сентября 2021 г. № 58 «О внесении изменений в приложение № 1 к приказу финансового управления от 03.10.2018 "Об утверждении перечня кодов целевых статей расходов бюджета округа и порядка их применения"», в перечень расходов были добавлены следующие статьи: мероприятия по формированию конкурентоспособного регионального туристского продукта; мероприятия по созданию благоприятных условий по развитию туризма2.

В 2018 г. администрацией округа был принят административный регламент предоставления муниципальной услуги «Оказание туристско-информационных услуг» . Он разработан в целях повышения качества и доступности предоставления услуги, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги и определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при оказании муниципальной услуги. Результаты оказания - предоставление информации, удовлетворяющей заявителя, или отказ в предоставлении информации.

Существует также регламент для муниципальной услуги «Осуществление экскурсионного обслуживания». Результатом предоставления услуги может быть проведение экскурсии или отказ в таковом. Обеспечением информирования по вопросам, связанным с предоставлением этих услуг, занимается муниципальное бюджетное учреждение (далее - МБУ) «Отдел туризма».

На примере Мурома видно, что администрация делает определенные успехи в развитии индустрии гостеприимства, в частности, обеспечивает правовую поддержку отрасли. Кроме того, в городе совершенствуются предприятия размещения. Например, в 2019 г. на месте не функционировавшей около пятнадцати лет гостиницы «Русь» появился современный гостиничный комплекс Х-КООМ, в сентябре 2022 г. после реставрации открылся отель «Муром». Помимо них в городе также располагаются: отели «Святогор», «Муромская усадьба», «Три богатыря», «Есенин», ретро-отель «Купеческий двор», гостиница «Волна» и др. В городе имеются музеи, выставочный центр, парк аттракционов, рестораны, кафе, кофейни, бары, клубы, парки отдыха, религиозные объекты. Местные турагентства предлагают экскурсии по городу, а МБУ «Отдел туризма» разрабатывает новые современные маршруты по Мурому.

На данный момент в городе планируется строительство новых объектов гостеприимства в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Большое внимание уделяется сохранению и возрождению объектов культурного и природного наследия, а также созданию и продвижению новых турпродуктов, которые смогут привлечь не только россиян, но и иностранных туристов. В частности, для этих целей планируется формирование комфортной среды с созданием мобильных туристических приложений, а также обустройство специализированного оборудования - интерактивных модулей с установкой у достопримечательностей, системы туристской навигации, экскурсионного транспорта, бренди-рованных остановок и мультимедийных киосков.

1 Доклад о социально-экономическом развитии округа Муром по состоянию на 1 января 2021 года [Электронный ресурс] // Округ Муром: офиц. сайт органов местного самоуправления. URL: http://murom.info/2021/03/д-о-к-л-а-д-о-cоциально-экономичеcком-ра-4/ (дата обращения: 22.08.2022).

2 О внесении изменений в приложение № 1 к приказу финансового управления от 03.10.2018 «Об утверждении перечня и кодов целевых статей расходов бюджета округа и порядка их применения» [Электронный ресурс]: приказ финансового управления администрации округа Мурома от 28 сент. 2021 г. N° 58 // Округ Муром: офиц. сайт органов местного самоуправления. URL: http://murom.info/2021/09/приказ-финансового-управления-админ-410/ (дата обращения: 22.08.2022).

3 Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Оказание туристско-информационных услуг» [Электронный ресурс] // Округ Муром: офиц. сайт органов местного самоуправления. URL: http://murom.info/2018/08/админиcтративный-регламент-предост/ (дата обращения: 22.08.2022).

По данным администрации Владимирской области, Муром в 2019 г. принял 165 тыс. однодневных туристов-экскурсантов, в 2020 г. - 143 тыс. В новогодние праздники в начале 2021 г. турпоток вырос на 26,5 % [6].

Туристы, приезжающие в Муром, чаще всего остаются не более чем на два дня. Это одна из проблем, существующих в отрасли на данный момент. Для ее решения администрация округа Муром взяла на себя задачу по формированию территориально-сервисного комплекса (далее - ТСК) «Муром», глобальной целью которого является создание полноценной туристской инфраструктуры, которая обеспечит по приемлемой цене комфортное проживание в Муроме и увлекательную четырехдневную программу пребывания для 134 тыс. туристов в год.

Для создания и продвижения проекта ТСК «Муром» на рынок создан муниципальный туроператор. Целью его создания стало снижение себестоимости турпродукта для конечного потребителя путем объединения интересов представителей туротрасли. В перечень задач муниципального туроператора входит формирование рынка «сложного» предложения (с малой доходностью), формирование бренда территории, контроль качества предоставляемых в рамках реализованного турпродукта услуг, аккредитация партнеров проекта, гарантия определенного турпотока для участников проекта.

Для юридической, бухгалтерской и иной поддержки участников проекта будет создан отдельный проект на базе бизнес-инкубатора, в задачи которого входят консультативные функции, организация тематических семинаров, обучающих программ и другая поддержка, необходимая участникам ТСК, в том числе помощь в формировании документации для получения грантов и субсидирования затрат в части реализации инвестиционных проектов. Для консультативной поддержки конечного клиента и сбора статистической информации, а также для отработки обратной связи создан Визит-центр, задачами которого являются консультации с индивидуальными туристами, формирование предложений по организации личного времени для организованных туристов, обеспечение комфортных условий для ожидающих туристов, общая информационная поддержка, организация бесплатных обзорных экскурсий.

Несмотря на относительно положительную динамику, в индустрии гостеприимства существуют определенные проблемы. К ним можно отнести недостаточную загруженность номеров: индустрия не восстановилась после пандемии 2020 г. Это подтверждают статистические данные Росстата, приведенные в таблице 2: количество лиц, размещенных на предприятиях гостеприимства в 2021 г., не достигло даже уровня 2018 г. Нестабильная ситуация с составом предприятий для размещения во Владимирской области также является проблемой современной индустрии гостеприимства.

Несовершенство действующей нормативно-правовой базы регулирования сектора создает трудности для привлечения и поддержки частных инвесторов, контроля и оценки эффективности инвестиций [7, с. 425]. Существуют стандарты, регулирующие деятельность индустрии гостеприимства, но они недостаточно конкретны. Например, в регламенте администрации г. Мурома отсутствует четкое определение туристско-информационной услуги и не определены ее характеристики.

Для решения выявленных проблем предлагаются следующие мероприятия:

- увеличение количества государственных проектов для поддержки индустрии гостеприимства;

- повышение квалификации кадров предприятий гостиничного сектора, в том числе руководящего состава, для более качественной работы объектов этой отрасли. Для достижения максимального использования трудовых ресурсов предприятия необходимо выстроить эффективную систему управления персоналом, это возможно при условии реализации рациональной кадровой политики и стратегии. Согласно исследованиям, грамотное и своевременное проведение аттестации персонала способно увеличить отдачу от персонала как минимум на 10-15 % [8, с. 665];

- введение четких стандартов, контролирующих деятельность средств размещения. На предприятиях необходимы собственные не противоречащие законодательству Российской Федерации стандарты, в которых указаны зоны ответственности каждого сотрудника (не должно быть такого, чтобы один сотрудник выполнял обязанности других). Необходим также контроль со стороны вышестоящего руководства и государства в виде регулярных проверок. Стандарты должны быть гибкими и отражать пожелания клиентов, соответствовать концепции предприятия гостеприимства.

Таким образом, индустрия гостеприимства играет большую роль в экономике страны. Современное состояние индустрии характеризуется ростом гостиничного сектора и увеличением количества лиц, размещенных на предприятиях гостеприимства. Помимо этого, в отрасли существуют проблемы, к которым можно отнести действующую нормативно-правовую базу, недостаточную загруженность номеров, связанную с кризисом 2020 г. Тенденциями развития индустрии гостеприимства являются, на наш взгляд, более продуманный подход к государственному контролю над предприятиями в данной сфере, к управлению деятельностью сотрудников со стороны руководителей предприятий гостиничного сектора, а также увеличение количества привлекательных туристских комплексов, которое повлечет за собой загруженность номерного фонда.

Список литературы

1. Гайдаенко А. А., Гайдаенко О. В., Худов А. М. Перспективы развития индустрии гостеприимства и туризма в эпоху цифровизации // Инновации и инвестиции. 2021. № 10. С. 189-193.

2. Брашнов Д. Г., Мигунова Е. В. Основы индустрии гостеприимства: учеб. пособие. М.: Флинта, 2013.

3. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. Туризм. Коллективные средства размещения. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm/ (дата обращения: 10.08.2022).

4. Ассоциация отельеров и рестораторов Владимирской области [Электронный ресурс]. URL: http://aoirvo.tilda.ws/ (дата обращения: 22.08.2022).

5. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. Туризм. Коллективные средства размещения. URL: https://rosstat.gov. ru/statistics/turizm/ (дата обращения: 10.08.2022).

6. Батырь Ю. Александр Ремига: «Мы разрабатываем по Гороховцу и по Мурому две подпрограммы развития, учитывающие все аспекты приема туристов» // Интерфакс: [сайт]. 2021. 23 июля. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/interview/interview/80451/ (дата обращения: 22.08.2022).

7. Аверин А. В., Поздняков К. К., Свагдиене Б. О проблемах развития туризма и индустрии гостеприимства в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 12-3. С. 419-426.

8. Лебедева Т. Е., Лазутина А. Л., Виноградова С. А. Развитие кадрового потенциала организации индустрии гостеприимства // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 654-667.

References

1. Gaidaenko A. A., Gaidaenko O. V., Khudov A. M. Perspektivy razvitiya industrii gostepriimstva i turizma v epokhu tsifrovizatsii [Prospects for the development of the hospitality and tourism industry in the era of digitalization]. InnovatsU i investitsii. 2021, no. 10, pp. 189-193. (In Russ.).

2. Brashnov D. G., Migunova E. V. Osnovy industrii gostepriimstva [Hospitality Fundamentals]. Moscow, Flinta, 2013. (In Russ.).

3. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti kollektivnykh sredstv razmeshcheniya po Rossiiskoi Federatsii [Key performance indicators of collective accommodation facilities in the Russian Federation]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Turizm. Kollektivnye sredstva razmeshcheniya. (In Russ.). Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm/ (accessed: 10.08.2022).

4. Assotsiatsiya otel'erov i restoratorov Vladimirskoi oblasti [Association of hoteliers and restaurateurs of the Vladimir region]. (In Russ.). Available at: http://aoirvo.tilda.ws/ (accessed: 22.08.2022).

5. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti kollektivnykh sredstv razmeshcheniya po Rossiiskoi Federatsii i sub''ktam Rossiiskoi Federatsii [Key performance indicators of collective accommodation facilities in the Russian Federation and constituent entities of the Russian Federation]. Federal'naya sluzhba gosudarstven-noi statistiki. Turizm. Kollektivnye sredstva razmeshcheniya. (In Russ.). Available at: https://rosstat.gov.ru/ statistics/turizm/ (accessed: 10.08.2022).

6. Batyr' Yu. Aleksandr Remiga: "My razrabatyvaem po Gorokhovtsu i po Muromu dve podprogram-my razvitiya, uchityvayushchie vse aspekty priema turistov" [Alexander Remiga: "We are developing two development subprograms for Gorokhovets and Murom, taking into account all aspects of tourist reception"]. Interfaks. (In Russ.). Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/interview/interview/80451/ (accessed: 22.08.2022).

7. Averin A. V., Pozdnyakov K. K., Svagdiene B. O problemakh razvitiya turizma i industrii goste-priimstva v Rossii [On the problems of development of tourism and hospitality industry in Russia]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki iprava. 2021, no. 12-3, pp. 419-426. (In Russ.).

8. Lebedeva T. E., Lazutina A. L., Vinogradova S. A. Razvitie kadrovogo potentsiala organizatsii industrii gostepriimstva [Development of personnel potential of the organization of the hospitality industry]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. 2019, no. 13, pp. 654-667. (In Russ.).

Информация об авторах А. В. Свистунов - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, туризма и массовых коммуникаций, Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых;

К. С. Вилкова - студентка 4 курса направления «Туризм», Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Information about the authors A. V. Svistunov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Murom Institute of Vladimir State University;

K. S. Vilkova - 4th year student of the direction "Tourism ", Murom Institute of Vladimir State University.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 28.09.2022; принята к публикации 01.10.2022.

The article was submitted 20.09.2022; approved after reviewing 28.09.2022; accepted for publication 01.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.