АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО,
МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
УДК [338.483.1:658]:[338.486:711.2] DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10406
ТАНКИЕВА Тамара Ахметовна
Тульский государственный университет (Тула, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: [email protected] ПОНОМАРЕВА Марина Владимировна
Тульский государственный университет (Тула, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования
Имеющийся пласт научных исследований, посвященных использованию, преобразованию и сохранению разнообразных объектов, относящихся к промышленному наследию, позволяет сделать вывод о ряде преференций, которые индустриальное наследие может дать промышленным регионам, таких, как культурная и экономическая валоризация промышленных зон и зданий, решение экосистемных и экологических проблем, способствование преемственности поколений и снятию социальной напряженности. Одним из основных направлений использования объектов наследия в настоящее время является туризм и экскурсионная деятельность. По публикациям в научной литературе и открытых источниках был проведен анализ опыта использования промышленного наследия. Проведены полевые исследования объектов промышленного наследия Тульской области, а также опрос экспертов и потенциальных потребителей услуг промышленного туризма. В качестве основных методов исследования были использованы общенаучный анализ и синтез, неструктурированное интервью, анкетный опрос, методы описательной статистики. Показано, что старопромышленные регионы имеют богатое культурно-историческое наследие, которое позволяет создавать туристические инфраструктурные комплексы, мультифункциональ-ные кварталы и городские пространства, планировать однодневные и многодневные маршруты. Исследование предпочтений потенциальных потребителей туристских услуг показало, что наибольшим спросом пользуются программы, которые помимо объектов индустриального наследия включают действующие предприятия, реконструкции и музеи. Решения на основе технологий виртуальной и дополненной реальности могут составить альтернативу реконструкциям промышленных объектов. В техногенных ландшафтах потребителей привлекают нехарактерный для местности рельеф и
Ключевые слова:
промышленное наследие, промышленный туризм, потребители туризма, старопромышленный регион, породные отвалы, коричневые поля, городское планирование
«необычный вид». Перспективными программами промышленного туризма в Тульской области могут стать маршруты, связанные с развитием металлургии в регионе, а также включающие каменоломни в Венёвском районе и техногенный ландшафт «Романцевские горы» Узловского района.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тульской области в рамках научного проекта № 19-410-710004.
Введение
Индустриализация XIX и XX вв. привела к бурному росту городского населения, появлению техногенных ландшафтов, существенно сказалась на планировке населенных пунктов. Предприятия размещались в непосредственной близости от железнодорожных путей, в местах разработки полезных ископаемых или в крупных населенных пунктах, где была рабочая сила. Зачастую промышленные предприятия играли роль градообразующих и гра-доформирующих факторов. Глобализация, техническая революция, перенос производств в другие регионы, внедрение высокотехнологических процессов, новые требования к экологии и функциональности городских территорий привели к появлению заброшенных зданий и депрессивных пространств. Многие производства размещались в городских центрах, где в настоящее время стоимость на землю резко возросла, ставя перед собственниками объектов и городскими властями проблему поиска оптимального решения для таких промышленных зданий и зон.
Целью работы являлось изучение теоретических и практических аспектов использования индустриального наследия в старопромышленных регионах, выделение направлений применения промышленных зон и зданий при создании современных городских пространств, маршрутов промышленного наследия, ландшафтных парков и комплексов под открытым небом, а также выявление возможностей использования каменоломен и техногенных ландшафтов в туристических целях.
Теория
Согласно международному1 и Российскому2 стандартам под промышленным наследием (industrial heritage) понимается: «материальные и нематериальные активы, используемые в прошлом для выполнения производственной деятельности или оказания услуг, свидетельства промышленной культуры с точки зрения исторической, архитектурной, социальной, технологической или научной ценности». В хартии, принятой в 2003 году Международным комитетом по сохранению индустриального наследия (TICCIH), понятие промышленного наследия расширено: к промышленному наследию относят объекты, принадлежащие историческому периоду от начала промышленной революции второй половины VIII в. до наших дней, а также доинду-стриальные и протопромышленные «корни» и технологии.
Научные исследования использования, преобразования и сохранения разнообразных объектов и широкого пласта нематериального наследия, оставленных промышленным и до-индустриальным освоением территории, проводятся с точки зрения культурологии, истории, архитектуры, ландшафтного дизайна, экономики, туризма, географии, геоурбанистики, экологии, социологии и пр. Междисциплинарный подход к промышленному наследию может способствовать устойчивому развитию территории, получению экономических, социальных и других выгод (табл. 1).
1 ISO 13810:2015 "Tourism services - Industrial tourism -Service provision"
2 ГОСТ Р ИСО 13810-2016 Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг
Таблица 1 - Цели и выгоды для территории использования промышленного наследия
Table 1- The purposes and benefits for the territory of use of industrial heritage
Цели Выгоды
- сохранение зданий и промышленных ландшафтов;
Культур- - сохранение памяти о роли про-
ная вало- мышленности в истории территорий;
ризация - сохранение материальных свидетельств о технологиях производства, укладе жизни рабочих.
Экономи- - аренда зданий, территорий;
ческая - налоговые поступления;
валори- - создание туристического продукта;
зация - компонент бренда территории.
- новые рабочие места;
Экосистемные - повторное использование зданий и территорий; - дизайн территорий и городское планирование.
Экологи- экологическое восстановление и сана-
ческие ция территорий.
- преемственность поколений;
- патриотизм;
Социаль- - снятие социальной напряженности
ные вследствие деиндустриализации территорий; - социальная занятость.
Вопросы культурной валоризации объектов промышленного наследия исследованы в работах Дрожина Р.А. [1], Чайко Д.С. [2], Матвеевой Л.Д., Котовой Т.П., Лебедева А.И., Хисамутдиновой А.Ф. [3], Емельяновой Т.Б. [4] и ряда других отечественных [5-7] и зарубежных [8-10] авторов. Здания промышленных предприятий, относящиеся к XVIII и XIX вв., могут представлять историческую ценность [1], а материальные свидетельства о технологиях производства и укладе жизни рабочих -культурную и социальную ценности [3, 5, 8, 9]. Кроме того, в настоящее время большое значение придается сохранению памяти о роли промышленности в истории территорий: так из 21 объекта, входящего в список всемирного наследия ЮНЕСКО3, 15 были внесены в 2000 г.
3 UNESCO World Heritage Centre. URL: whc.unesco. org/en/ (Дата обращения: 01.10.2019).
Многие объекты промышленного наследия позволяют получить экономические выгоды [1, 3, 7, 10-14], связанные с перепрофилированием зданий, использованием объектов в туристической деятельности и в формировании бренда территории.
Экосистемные выгоды использования промышленного наследия в рамках устойчивого развития территорий [5, 8, 10] могут заключаться в создании новых рабочих мест, повторном использовании зданий и территорий, дизайне современных многофункциональных городских пространств.
Значительная часть территорий старопромышленных регионов подверглась серьезному техногенному воздействию вследствие промышленного освоения. Использование индустриальных зон для создания ландшафтных парков может способствовать экологическому восстановлению таких территорий, соблюдению современных санитарных норм и требований к безопасности окружающей среды [10].
Сохранение объектов промышленного наследия в регионах, где значительная часть населения была задействована в производстве, может служить социальным целям: преемственности поколений; патриотизму, снятию социальной напряженности вследствие деиндустриализации территорий [3, 10].
Данные и методы
В работе было проведено исследование опыта использования индустриального наследия в старопромышленных регионах в туристических целях на основе общенаучного анализа и синтеза данных, приведенных в научной литературе и открытых источниках. Кроме того, были изучены ресурсы, практики и перспективы использования промышленного наследия в Тульской области, которые включили:
• анализ текущего состояния экономики региона и культурно-исторических предпосылок для развития промышленного туризма;
• полевые исследования объектов промышленного наследия;
• опрос экспертов: организаторов туризма,
экскурсоводов, краеведов, представителей производств и экологических организаций;
• опрос потенциальных потребителей туристских услуг с помощью разработанных анкет.
В опросе потенциальных потребителей туристских и экскурсионных услуг приняли участие 564 чел. в возрасте от 14 лет до 81 года. Из них 72% составили жители области и 28% - гости края. Распределение по полу и возрастным группам респондентов представлено в табл. 2.
Таблица 2 - Структура выборочной совокупности респондентов исследования
Table 2 - Structure of a sample of respondents
of a research
Возраст Кол-во, % Мужчины Женщины
чел. чел. % чел. %
<23 109 19,3 36 6,4 73 12,9
23-35 235 41,7 107 19,0 128 22,7
36-50 148 26,2 49 8,7 99 17,6
>50 72 12,8 31 5,5 41 7,3
Всего 564 100 223 39,5 341 60,5
Результаты анкетирования обрабатывались методами описательной статистики.
Краткая характеристика Тульской области как промышленного региона
Тульскую область можно отнести к перспективным старопромышленным регионам Российской Федерации с потенциалом расширения состава «отраслевого ядра» экономики [15]. Производство представлено промышленными предприятиями разных видов и вносит более 40% в ВВП края [16]. Ключевыми отраслями региона являются: оборонно-промышленный комплекс, машиностроение, металлургия и химическая промышленность. С 2011 г. туризм стал рассматриваться как одно из перспективных направлений экономического развития области. В настоящее время регион, в том числе и как туристическая де-стинация, продвигается под брендом «Тула -мастерская России».
Глубокие исторические корни имеет металлургическое производство [17], производ-
ство оружия, добыча белого камня (мраморный известняк). В период первой и второй индустриализации была развита угольная промышленность - добыча бурого угля для производства тепловой энергии. История края связана с именами заводчиков: Демидовых, Баташовых, Мосоловых, Лугининых и конструкторов: Мосина, Стечкина, Шипунова, Грязева. Область обладает рядом брендов и объектов, связанных с промышленным производством: на территории Тулы находится старейший оружейный завод в России; сохранились усадьбы заводчиков; работает ряд традиционных производств (пастилы, пряников, тульского самовара, гармони); имеются памятники и музеи, посвященные промышленным брендам или обладающие коллекциями, отражающими промышленное наследие и настоящее Тульского края и пр. [17, 18].
Городские пространства
Для старопромышленных территорий, в которых города развивались вокруг производства, а жилая застройка и общественные здания соседствуют с промышленными предприятиями, исследование вопросов, связанных с использованием индустриальных зон при планировании современных городских пространств, является весьма актуальным.
В работе Дрожжина [1] рассматриваются три подхода к использованию индустриальных объектов: сохранение промышленной функции, частичная рефункционализация и полная рефункционализация (рис. 1).
Чаще всего, как в России, так и за рубежом, реставрации и сохранению подвергаются объекты, созданные до второй половины XIX в. [1, 5]. Для объектов, созданных позднее, может применяться широкий набор методов, позволяющих адаптировать здания под новое назначение и интегрировать их в городскую среду. Рядом иностранных ученых, курирующих проекты повторного использования индустриальных зон, например, Паулем Мёрсом, выделено несколько базовых принципов ре-функционализации объектов промышленного наследия:
• сохранение путем поиска нового назначения;
• поиск нового назначения, не прерывая традиции;
• этап поиска нового назначения объекта является самым долгим и самым ответственным: от нового предназначения зависит, насколько радикальным будет вмешательство;
• для каждого объекта определяется его суть (основное качество), а затем проверяется, насколько проект сохраняет его;
• при проектировании учитывается здание и пространство: насколько новый проект будет вписываться в имеющееся пространство;
• любое преобразование должно опираться на потребности современного поколения.
Сохранение промышленной функции:
•мемориальный путь -памятники промышленной архитектуры;
•совершенствование - новые технологии производства.
Частичная рефункционализация:
•реконструкция планировочной структуры; •превращение объекта в музей; •включение новых объектов.
Полная рефункционализация:
•перепрофилирование под культурноразвлекательные центры, гостиницы, предприятия торговли и пр.; •экологическая реабилитация; •снос промышленного объекта.
Рис. 1 - Направления использования и преобразования промышленных объектов и территорий по Дрожжину
Fig. 1 - Directions of use and transformation of industrial objects and territories by Drozhzhin
Возможность перепрофилирования промышленных объектов под новый вид использования зависит от градостроительных норм и правил, а также от устанавливаемого санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами класса опасности сооружений и зон, где располагалось производство.
Примером сохранения промышленной функции объекта индустриального наследия в Туле является Тульский оружейный завод, расположенный в историческом центре города. Завод был основан указом Петра I в 1712 г. Казенная оружейная фабрика расположилась на р. Упа рядом с Тульским кремлем. Для функционирования завода были проведены гидротехнические работы: прорыт обводной канал, который в настоящее время является руслом реки, созданы плотина и шлюз. Само производство оказалось размещенным на острове между руслом Упы и обводным каналом. Завод с момента создания не прерывал своей деятельности и несколько раз модернизировался. В настоящее время ПАО «Тульский оружейный завод» входит в холдинг НПО «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех». На территории предприятия находятся здания, относящиеся к XVIII, XIX и XX вв., различной степени сохранности, имеются заброшенные объекты. В рамках комплекса мер по восстановлению и реновации культурно-исторического центра Тулы возникла необходимость включения завода и его территории в городскую среду. Часть территории завода, прилегающая к Тульскому кремлю, была использована под пешеходную зону, а также при создании Казанской набережной. Для вписывания объектов завода в городскую среду было разработано колористическое решение фасадов с учетом архитектурного стиля и исторической ценности зданий (рис. 2). В настоящее время набережная является одним из самых посещаемых мест как гостями, так и жителями Тулы, а также площадкой для событийных мероприятий, таких как, например, международный фестиваль уличных театров «Театральный дворик».
В связи с необходимостью соблюдения коммерческой и государственной тайн проведение экскурсий для широкого круга лиц по самой территории предприятия ПАО «Тульский оружейный завод» невозможно, но объ-
ект хорошо виден как с Казанской набережной, так и с набережной р. Упы, что позволяет включать завод в городские маршруты как объект показа.
Рис. 2 - Корпуса Тульского оружейного завода (вид с Казанской набережной)
Fig. 2 - Buildings of the Tula Arms Plant (view from Kazanskaya Embankment)
Примером частичной рефункционализа-ции промышленного объекта может служить завод акустической аппаратуры ПАО «Октава», расположенный в центре Тулы. В связи с переоборудованием предприятия часть заводских площадей освободилась. Кроме того, планируется перенос производства из центра на окраину города. На освободившейся территории предприятия был создан творческий индустриальный кластер «Октава», который включает: мультимедийный Музей станка; лекторий; техническую библиотеку; лабораторию-мастерскую, оборудованную станками с числовым программным управлением; звукозаписывающую студию; центр дополнительного профессионального образования (высшая техническая школа); площадки для воркшопов, мастер-классов и событийных мероприятий. С момента открытия (23 апреля 2018 г.) по сентябрь 2019 г. кластер посетило около 110 тыс. чел. У жителей Тулы и области востребованы мероприятия, позволяющие получить информацию и консультации о реализации бизнес-идей, а у туристов пользуется спросом Музей станка: из 15 тыс. чел., посетивших экспозицию, 70 % составили гости края.
Полной рефункционализации подверглась ликероводочная фабрика, основанная в 1903 г. («винные склады»). После банкротства предприятия было решено сохранить здания фабрики и перепрофилировать пространство под торгово-деловой квартал. В настоящее время LiKËRKA LOFT включает торговые площади, офисы, гостиницу, кафе и рестораны, детские площадки и пространства для событийных мероприятий. Квартал расположен рядом со стадионом, в непосредственной близости от крупных учебных заведений города и городского парка. Гостиница пользуется спросом у футбольных болельщиков, а инфраструктура пространства - у молодежи Тулы и Тульской области.
Объекты, относящиеся к промышленному наследию, могут быть востребованы для туристических целей региона. Так Ясногорск как городской центр сложился благодаря предприятию, созданному в 1896 г. В 1970 г. общее количество рабочих завода составляло 37,7 % населения города. Машиностроительный завод был признан банкротом в 2007 г. и в 2011 г. закрыт. Город расположен в экологически чистом районе Тульской области, в 142 км от Москвы, недалеко от трассы М2, что создает предпосылки для развития туризма. Следует заметить, что в регионе существуют проблемы организации многодневных путешествий, связанные с недостаточной развитостью туристической инфраструктуры и низкой плотностью объектов показа по пути следования. Удобное расположение Ясногорска на маршруте, связывающем Москву, Тулу и Ясную Поляну, позволяет перепрофилировать здания завода под предприятие питания, музей и другие необходимые инфраструктурные объекты.
Маршруты промышленного наследия,
ландшафтные парки и комплексы под открытым небом
Примерами масштабных проектов по ревитализации промышленных территорий могут служит маршруты промышленного наследия в Германии [19 - 21] и Чехии [20].
Индустриальное наследие старопромышленного региона: СЕиЕВ/Ои1 1М
ресурсы, практика и перспективы использования х1х\/пи лпНЫ
ЖУРНАЛ
Так тропа промышленного наследия4 в Руре включает около 30 тематических маршрутов, соединяющих 55 объектов, представленных музеями, заводами, шахтами, ландшафтными парками, вышками, рабочими поселками и т.п. Тропа демонстрирует целый комплекс различных решений, включающих редеве-лопмент, реновацию, рекультивацию, санацию и ландшафтное освоение промышленных территорий и объектов [19]. Угольная шахта и коксохимический завод Цольферайн в 2001 г. вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В России имеется практика создания на месте закрытых предприятий комплексов под открытым небом [22, 23], например, Завод-музей истории горнозаводской техники в Нижнем Тагиле, открытый в 1989 г. Богатым промышленным наследием, связанным с металлургическим производством, обладает ряд старопромышленых регионов европейской части страны и Урала, в том числе и Тульская область.
Благодаря наличию болотных руд, доступных для добычи открытым методом, и леса на территории тульского края производство черной металлургии практически не прекращалось со времени первых следов обработки металла в IX в. по настоящее время. В Тульской области имеются объекты допромыш-ленного освоения территории, заброшенные предприятия и сопутствующая инфраструктура (объекты промышленного наследия) и действующие металлургические производства, созданные в разные периоды индустриализации страны: ПАО «Косогорский металлургический завод» (основан в 1897 г.), ПАО «Тула-чермет» (основан в 1931 г.), современный крупнейший в Европейской части России ли-тейно-сортопрокатный комплекс на базе конвертерной технологии «Тула-Сталь» (открыт в 2018 г.). Расположение объектов позволяет организовывать как небольшие локальные маршруты, так и многодневные, различной
1 URL: de.wikipedia.org/wiki/Route_der_Industriekultur
направленности (экологические, культурно-познавательные). Возможно комбинирование в маршрутах объектов промышленного наследия и действующих предприятий. Рядом с Косогорским металлургическим комбинатом находится Малиновая засека, где сохранились следы добычи железной руды открытым способом, шурфы, дудки, крицы, железнодорожная станция Рвы, остатки узкоколейной железной дороги, связывающей металлургический завод на Косой Горе с металлургическими заводами в Дубне и Лихвине (Суворов). В Туле, Дубне и других населенных пунктах области сохранились усадьбы железопромыш-ленников [17].
многодневные маршруты, связывающие объекты металлургического наследия
однодневные маршруты, связывающие объекты металлургического наследия
экологическая экскурсия, показывающая следы металлургического производства
экскурсия, показывающая этапы металлургического производства с посещением действующего предприятия
11% 12%
женщины мужчины
0% 20% 40% 60% Рис. 3 - Результаты ответа на вопрос «Какие туристические (экскурсионные) продукты (маршруты), связанные с металлургическим наследием, вызывают интерес?» Fig. 3 - Results of the answer to the question "What tourist (excursion) products (routes) connected with metallurgical
heritage attract interest?"
Анкетируемым было предложено выбрать туристические (экскурсионные) продукты (маршруты), связанные с металлургическим наследием, которые могли бы заинтересовать их или близких им людей (вопрос с возможностью множественного выбора). Большая часть анкетируемых проявила интерес к однодневным маршрутам, и экскурсиям (рис. 3). Женщины проявляют больший интерес к маршрутам экологической направленно-
сти, мужчины заинтересованы в экскурсиях с посещением действующих предприятий.
Эксперты, занимающиеся организацией экскурсий на территории области, отметили перспективность включения современных реконструкций и музеев в маршруты промышленного наследия. Анализ ответов респондентов выявил, что интерес к маршрутам, которые бы включали только объекты промышленного наследия, составляет только 13 % (рис. 4). Таким образом, в тропы промышленного наследия необходимо включать по возможности действующие предприятия, реконструкции и музеи.
60%
музеи действующие современные только объекты
промышленные реконструкции промышленного предприятия наследия
Рис. 4 - Результаты ответа на вопрос «Какие объекты следует включить в маршруты промышленного наследия?»
Fig. 4 - Results of the answer to the question "What objects should be included in routes of industrial heritage?"
Проектирование, согласование, создание и размещение реконструкций на маршрутах может потребовать значительных финансовых и временных затрат. В настоящее время возможно создание объектов и размещение их на маршрутах с помощью средств дополненной реальности. Анкетируемым было предложено оценить в баллах (от 0 до 5) привлекательность реконструкций доменных печей, мельниц, шлюзов и т.п., 1) воссозданных или 2) сделанных средствами виртуальной реальности. Средний балл первых составил 3,84, а вторых - 3,49, что говорит о том, что использование дополненной реальности
может составлять альтернативу и быть хорошим решением на первом этапе или в отсутствии средств.
Многодневные маршруты пешим ходом готовы посещать 26 % (в группе моложе 23 лет - 32 %), автотранспортом - 48 %, на велосипеде - 15 % (в группе моложе 23 лет - 26 %), водными средствами - только 6 %, комбинированным способом - 23 %. Посещение промышленных маршрутов летом предпочитают 49 % опрошенных, весной - 23 %, а 25 % респондентов безразличны к сезону.
Каменоломни
В Венёвском районе Тульской области находятся самые большие на территории Центрального федерального округа подземные каменоломни (Гурьевские каменоломни или Бяковские каменоломни), протяженностью свыше 80 км [24], где добыча мраморного известняка велась с XV в. Благодаря стабильной температуре в 9°-11° пещеры доступны для круглогодичного показа. Каменоломни помимо искусственных ходов включают геологические образования - карстовые провалы, пещеры и озера. Объект посещается небольшими неорганизованными группами в 3-10 человек, как правило, из Тулы и соседних областей, около 2-3 тыс. чел. в год.
Большинство респондентов при посещении каменоломен интересует возможность побывать в пещерах (рис. 5). Из вариантов, предложенных самими анкетируемыми, были «возможность сделать интересные фотографии» и «возможность попробовать старые методы добычи камня».
Эксперты отметили, что Венёвские каменоломни можно использовать как отдельный объект, так и с включением в маршруты с экскурсией по центру Тулы и посещением Тульского некрополя или Венёва, где можно видеть примеры использования известняка в строительстве. Кроме того, возможно использовать каменоломни в качестве спортивного объекта для экстремальных видов туризма.
побывать в познакомиться познакомиться с свое
пещерах со старой окаменелостями
технологией
Рис. 5 - Результаты ответа на вопрос «Что Вас могло бы заинтересовать при посещении Бяковских каменоломен?»
Fig. 5 - Results of the answer to the question "What could interest you at visit of Byakovsky stone quarries?"
Техногенный ландшафт
Разработка бурого угля Подмосковного бассейна началась более 160 лет назад, в 1853 г., и за это время было добыто 1589,3 млн. тонн угля. В настоящее время 12 % территории Тульской области составляют техногенные ландшафты [25]. Проблема техногенных ландшафтов или «коричневых полей», а также возможность их использования в туризме хорошо проработана в зарубежной научной литературе. В ряде исследований [26; 27] отмечается, что, несмотря на выпадение территорий из сельскохозяйственного и лесного производства, такие ландшафты привлекательны для туристов благодаря необычному рельефу (терриконы) и виду.
Перспективным туристическим объектом на территории Центрального федерального округа является природно-антропогенный ландшафт неподалеку от деревни Кондуки Тульской области. Другие названия - «Голубые озера», «Романцевские горы», Ушаков-ские карьеры. Кондуки являются визитной карточкой края и посещаются туристами из других областей (рис. 6). С самого высокого террикона высотой 207 м над уровнем моря открывается вид на Епифань и ландшафт, по-
крытый терриконами и озерами. В 2018 г. на территории объекта, благодаря усилиям руководителя организации «Экологическая защита», была образована особо охраняемая природная территория местного значения «Романцевские горы (Кондуки)».
Рис. 6 - Природно-антропогенный ландшафт ООПТ «Романцевские горы (Кондуки)»
Fig. 6 - Natural and anthropogenic landscape of Protected Areas "Romantsevskiye Mountains (Konduki)"
Основным достоинством территории, отмечаемым посетителями объекта и указанным в обосновании образования ООПТ, является «необычный вид». Респонденты, которым были предложены фотографии ландшафта, также отметили, что «необычный вид» и «наличие озер» являются основным достоинством места (рис. 7). Добыча угля прекратилась около 30 лет назад, а кислотно-щелочная реакция отвалов способствует низкой скорости зарастания территории и необычному цвету вод образовавшихся озер.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
58%57% 58%'
60%
мужчины женщины
70°% 60°% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
наличие озер необычный возможность свое для отдыха вид сделать фото
Рис. 7 - Результаты ответа на вопрос «Что Вы можете назвать главными достоинствами ООПТ «Романцевские горы»?»
Fig. 7 - Results of the answer to the question "What can you call the main advantages of Protected Areas "Ro-
mantsevsky Mountains?"
Риском потери основного преимущества «необычный вид» может стать естественное восстановление или рекультивация земли. Так как территория ООПТ окружена пахотными землями сельскохозяйственного назначения в значительном радиусе, то экологические методы прогнозирования скорости естественного восстановления, основанные на разнообразии ландшафта в пределах полета пчелы [26], позволяют предположить, что территория будет зарастать медленно. Чтобы оценить риски потери привлекательности в результате восстановления растительного покрова, респондентам было предложено оценить два изображения в баллах от 1 до 10: фотографию места и ту же фотографию, где средствами компьютерной графики был создан травяной покров терриконов, а водам озер предан естественный цвет. В качестве «доноров» растительности и цвета воды использовались фотографии природных озер и ландшафтов, характерных для Тульского края. Современная фотография получила оценку в 8,1 балла, а фотография, имитирующая естественное восстановление - 7,7 балла. В группе моложе 35 лет наблюдается разрыв почти в балл в пользу современного ландшафта, а респонденты возрастом свыше 50 лет предпочитают естественный вид.
Другими риском является высокая антропогенная нагрузка на территорию в настоящее время. Территория не имеет инфраструктуры, и посещение туристов загрязняет ее твердыми бытовыми отходами и отходами естественной жизнедеятельности.
ООПТ «Романцевские горы» может использоваться в рекреационных целях, для активных видов туризма и фототуризма. Кроме того, территория может входить в маршруты промышленного наследия вместе с заброшенными шахтными поселками в Узловой и Новомосковске.
Заключение
Имеющийся пласт научных исследований, посвященных использованию, преобразованию и сохранению разнообразных объектов, относящихся к промышленному наследию, позволяет сделать вывод о ряде преференций, которые индустриальное наследие может дать промышленным регионам, таких, как культурная и экономическая валоризация промышленных зон и зданий, решение экоси-стемных и экологических проблем, способствование преемственности поколений и снятию социальной напряженности. В настоящее время одним из основных направлений использования объектов наследия является туризм и экскурсионная деятельность.
Старопромышленные регионы имеют богатое культурно-историческое наследие, которое позволяет создавать туристические инфраструктурные комплексы, мультифункцио-нальные кварталы и городские пространства, однодневные и многодневные маршруты.
Проведенное в работе исследование показало, что наибольшим спросом у потенциальных потребителей туристских услуг пользуются маршруты промышленного туризма, которые помимо объектов наследия включают действующие предприятия, реконструкции и музеи. Решения на основе технологий виртуальной и дополненной реальности могут составить альтернативу реконструкциям промышленных объектов. В техногенных ландшафтах потребителей привлекают нехарак-
терный для местности рельеф и «необычный вид».
Перспективными программами промышленного туризма в Тульской области могут стать маршруты, связанные с развитием металлургии в регионе, а также включающие каменоломни Венёвского района и природно-антропогенный ландшафт на месте добычи
бурого угля «Романцевские горы» Узловского района.
Продвижение объектов промышленного наследия возможно в рамках существующего позиционирования Тульской области «Тула -мастерская России», что не потребует дополнительных финансовых вложений в разработку бренда.
Список источников:
1. Дрожжин Р.А. Реновация промышленных территорий // Вестник СибГИУ. 2015. №1 (11). C. 84-86.
2. Чайко Д.С. Современные инновационные подходы к сохранению и интеграции производственных объектов в дипломном проектировании МАрхИ // Academia. Архитектура и строительство. 2013. №1. С. 10-17.
3. Матвеева Л.Д., Котова Т.П., Лебедев А.И., Хисамутдинова А.Ф. Проблемы музеефикации индустриального наследия Южного Урала // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 24-35. DOI: 10.24411/2413-693X2018-10203.
4. Емельянова Т.Б. Музей «Дом и контора управляющего Сузунским медеплавильным заводом»: выявление, изучение, реставрация и музеефикация исторического объекта // Ба-ландинские чтения. 2017. №1. С. 106-109.
5. Боровикова Н.В. Критерии сохранения индустриального наследия // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 52-62. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-52-62.
6. Тютюнник Ю.Г. Понятие промышленного ландшафта // Биосфера. 2015. №3. С. 280-288.
7. Куракова О.А., Майоров М.В., Майоров М.В. Организационно-правовые и экономические аспекты освоения промышленных зон, расположенных в черте города, в соответствии с концепцией устойчивого развития территорий // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. Вып. 5. С. 525537. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.5.525-537.
8. Merciu F.-Cr., Merciu G.-L., Cercleux A.-L., Draghici C. Conversion of industrial heritage as a vector of cultural regeneration // 2nd World Conference on Design, Arts and Education - DAE 2013. Procedia - Social and Behavioral Sciences 122, 2014. Pp. 162 - 166.
9. Cercleux A.-L., Merciu F.-Cr., Merciu G.-L. Models of technical and industrial heritage re-use in Romania // Landscape, Environment, European Identity / Procedia Environmental Sciences 14, 2012. Pp. 216 - 225.
10.Cordeiro J. A Norma de qualidade e os desafios que se colocam ao turismo industrial. Dos Al-garves: A Multidisciplinary e-Journal. 2017. Iss. 30. Pp. 6 - 17. doi: 10.18089/DAMeJ.2017.30.1.
11.Фьерару В.А. Трансформация городского пространства: креативные кластеры как новый инструмент повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга // Известия СПбГЭУ. 2016. №4 (100). С. 184-186.
12.Афанасьев К.С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» // XVII Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции / под общ. ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2013. С. 40-43.
13.Попов В.К., Серяков С.В., Серякова Р.Э. Редевелопмент как средство экологизации землеустройства урбанизированных территорий // Известия ТПУ. 2014. №1. С. 191-197.
14.Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Актуальность системного формирования отечественного промышленного туризма // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2012. № 2. С. 60-63.
15.Сорокина Н.Ю. Классификация старопромышленных регионов для целей управления
СЕРВИС
Т. 13, No. 4 (86)
2019
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
устойчивым развитием // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №31. С. 257-267.
16.Богомолова К.О., Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Развитие промышленного туризма в Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т.12. Вып.3. С. 63-78. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10305.
17.Танкиева Т.А., Гребнева А.Ю., Королев А.В. Металлургическое наследие как потенциал для развития познавательного и промышленного туризма // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики: Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 340-348.
18.Танкиева Т.А., Королёв А.В. Бренды территории как основа продвижения региона (на примере Тульской области) // Сервис plus. 2018. Т.12. №4. С. 56-69. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10406.
19.Быстрова Т.Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных территорий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. №2. С. 9-14.
20.Klempa M., Bujok P., Porzer M., Skupien P. Industrial Complexes and their Role in Industrial Tourism - Example of Conversion // GeoScience Engineering, 2016. №1(62). Pp. 45-50. DOI: 10.1515/gse-2016-0008.
21.Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric
A. Transformation of industrial heritage -an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica. 2014. Vol. 18. Pp. 43-50.
22.Цхадая Н.Д. «Ухта - родина первой российской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ // Высшее образование в России. 2012. №4. С. 43-48.
23.Zaytseva, A., Brel, O., Kaizer, Ph. Russian Experience of Concervation and Renowation of Industrial Regions' Heritage. Journal of Environmental Management and Tourism [S.l.]. Vol. 9. Iss. 4. Pp. 766-770. DOI: 10.14505//jemt.v9.4(28).09.
24.Танкиева Т.А., Пономарева М.В., Королев А.В. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Тульской области // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 3-13. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10201.
25.Качурин Н.М., Левкин Н.Д., Калаева С.З., Чистяков Я.В. Породные отвалы ликвидированных шахт Подмосковного бассейна как источник выбросов пыли в атмосферу // Экология и промышленность России. 2016. Т. 20. №5. С. 47-51.
26.Hendrychov M., Kabrna M. An analysis of 200-year-long changes in a landscape affected by large-scale surface coal mining: History, present and future // Applied Geography. 2016. Vol. 74. Pp. 151-159.
27.Dolezalová J., Vojar J., Smolová D., Solsky M., Kopecky O. Technical reclamation and spontaneous succession produce different water habitats: A case study from Czech post-mining sites // Ecological Engineering. 2012. Vol.43. Pp. 5-12. DOI: 10.1016/j.ecoleng.2011.11.017.
Tamara A. TANKIEVA a Marina V. PONOMAREVA b
a-b Tula State University (Tula, Russia); a PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: [email protected] b PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: [email protected]
INDUSTRIAL HERITAGE OF THE OLD INDUSTRIAL REGION: RESOURCES, PRACTICE AND PROSPECTS OF USE
The available layer of the scientific research devoted to use, transformation and preservation of different objects that relate to industrial heritage, allows drawing a conclusion on a number of preferences which the industrial heritage
can give to industrial regions, such as cultural and economic valorization of industrial zones and buildings, the solution of ecosystem and environmental problems, contribution of continuity of generations and to removal of social tension. One of the main directions of using the heritage objects is tourism and excursion activity now. The authors analyze the experience of using industrial heritage according to publications in scientific literature and open sources. Field researches of objects of industrial heritage in Tula region and also polling of experts and potential consumers of industrial tourism services are conducted. The general scientific analysis and synthesis, an unstructured interview, questionnaire, methods of descriptive statistics are the main methods of a research. It is shown that old industrial regions have rich cultural and historical heritage which allows creating tourist infrastructure complexes, multifunctional quarters and city spaces, to plan one-day and multi-day routes. The research of preferences of tourist services potential consumers shows that programs which include not only industrial heritage sites, but the operating enterprises, reconstruction and the museums, are in the greatest demand. Decisions on the basis of technologies of virtual and augmented reality can make an alternative to reconstruction of industrial objects. Man-made landscapes attract consumers by relief, uncharacteristic for the area, and "an unusual look". The routes connected with metallurgy development in the region and also including stone quarries in Venyovsky district and a man-made landscape "Romantsevsky Mountains" of Uzlovsky district can become perspective programs of industrial tourism in Tula region.
The reported study was funded by RFBR and Tula region according to the research project № 19-410-710004.
References
1. Drozhzhin, R. A. (2015). Renovaciya promyshlennyh territorij [Renovation of industrial areas]. Vestnik SibGIU [Bulletin SibSIU], 1(11), 84- 86. (In Russ.).
2. Chajko, D. S. (2013). Sovremennye innovacionnye podhody k sohraneniyu i integracii proizvod-stvennyh ob"ektov v diplomnom proektirovanii MArhl [Modern Innovative Approaches to Preservation and Integration of Industrial Objects into Degree Designing MArhl]. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. [Academia. Architecture and construction], 1, 10-17. (In Russ.).
3. Matveeva, L. D., Kotova, T. P., Lebedev, A. I., Hisamutdinova, A. F. (2018). Problemy muzeef-ikacii industrial'nogo naslediya Yuzhnogo Urala [The Problem of Museumification of Industrial Heritage of the South Urals]. Service plus, 12(2), 24-35. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10203. (In Russ.).
4. Emel'yanova, T. B. (2017). Muzej «Dom i kontora upravlyayushchego Suzunskim medeplavil'nym zavodom»: vyyavlenie, izuchenie, restavraciya i muzeefikaciya istoricheskogo ob"ekta [The Museum House and Office of the Suzun Copper-smelting Plant Manager: Identification, Study, Restoration and Museumification of a Historical Object]. Balandinskie chteniya [Balandin Readings], 1, 106 -109. (In Russ.).
5. Borovikova, N. V. (2019). Kriterii sohraneniya industrial'nogo naslediya [Criteria for conservation of industrial heritage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universi-teta [Journal of Construction and Architecture], 2, 21, 52 - 62. doi: 10.31675/1607-1859-201921-2-52-62 (In Russ.).
6. Tyutyunnik, Yu. G. (2015). Ponyatie promyshlennogo landshafta [The Concept of Industrial Landscape]. Biosfera [Biosphere], 3, 280-288. (In Russ.).
Keywords:
industrial heritage, industrial tourism, consumers of tourism, old industrial region, pedigree dumps, brown fields, city planning
СЕРВИС
Т. 13, No. 4 (86)
2019
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
7. Kurakova, O. A., Mayorov, M. V., & Mayorov, M. V. (2019). Organizacionno-pravovye i ekonomicheskie aspekty osvoeniya promyshlennyh zon, raspolozhennyh v cherte goroda, v sootvetstvii s koncepciej ustojchivogo razvitiya territorij [Organizational-legal and economic aspects of the development of industrial zones, located in the city, in accordance with the concept of sustainable development of territories]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering], 14(5), 525- 537. doi: 10.22227/1997-0935.2019.5.525-537 (In Russ.).
8. Merciu, F.-Cr., Merciu, G.-L., Cercleux, A.-L., & Draghici, C. (2014). Conversion of industrial heritage as a vector of cultural regeneration. 2nd World Conference on Design, Arts and Education -DAE 2013. Procedia - Social and Behavioral Sciences 122, 162 - 166.
9. Cercleux, A.-L., Merciu, F.-Cr., & Merciu, G.-L. (2012). Models of technical and industrial heritage re-use in Romania / Landscape, Environment, European Identity. Procedia Environmental Sciences, 14, 216 - 225.
10.Cordeiro, J. (2017). A Norma de qualidade e os desafios que se colocam ao turismo industrial. Dos Algarves: A Multidisciplinary e-Journal, 30, 6-17. doi: 10.18089/DAMeJ.2017.30.1
11.Fieraru, V. A. (2016). Transformaciya gorodskogo prostranstva: kreativnye klastery kak novyj instrument povysheniya turisticheskoj privlekatel'nosti Sankt-Peterburga [Urban space transformation: creative clusters as a new tool of tourist attractiveness of Saint Petersburg]. Izvestiya SPbGEU [Bulletin SPbFTU], 4 (100), 184- 186. (In Russ.).
12.Afanasiev, K. S. (2013). Redevelopment promyshlennyh territorij i problema razvitiya «kreativn-yh kvartalov» [Redevelopment of industrial territories and the problem of development of "creative quarters"]. XVII Carskosel'skie chteniya [XVII Tsarskoye Selo readings]: Proceedings of the international scientific conference / ed. by V. N. Skvortsov. St.Petersburg, 40- 43. (In Russ.).
13.Popov, V. K., Seryakov, S. V., & Seryakova, R. E. (2014). Redevelopment kak sredstvo ekologiza-cii zemleustrojstva urbanizirovannyh territorij [Redevelopment as a means of urban land use planning ecologization]. Izvestiya TPU [Bulletin TPU], 1, 191- 197. (In Russ.).
14.Garnov, A. P., & Krasnobaeva, O. V. (2012). Aktual'nost' sistemnogo formirovaniya otech-estvennogo promyshlennogo turizma [Relevance of system formation of domestic industrial tourism]. Vestnik REA im. G. V. Plekhanova [Bulletin of G. V. Plekhanov Russian University of Economics], 2, 60 - 63. (In Russ.).
15.Sorokina, N. Yu. (2013). Klassifikaciya staropromyshlennyh regionov dlya celej upravleniya ustojchivym razvitiem [Classification of old industrial regions for the purposes of management of sustainable development]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. [Bulletin of Tula State University. Economic and legal Sciences], 3-1, 257- 267. (In Russ.).
16.Bogomolova, K. O., Tankieva, T. A., & Ponomareva, M. V. (2018). Razvitie promyshlennogo tur-izma v Tul'skoj oblasti [The industrial tourism development in Tula Region]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 63-78. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10305. (In Russ.).
17.Tankieva, T. A., Grebneva, A. Yu., & Korolyov, A. V. (2018). Metallurgicheskoe nasledie kak potencial dlya razvitiya poznavatel'nogo i promyshlennogo turizma [Metallurgical heritage as a potential for the development of cognitive and industrial tourism]. Razvitie turizma v kontekste in-novacionnyh processov sovremennoj ekonomiki [Tourism Development in the context of innovative processes of modern economy]: Collection of materials of the international scientific and practical conference, 340-348. (In Russ.).
18.Tankieva, T. A., & Korolyov, A. V. (2018). Brendy territorii kak osnova prodvizheniya regiona (na primere Tul'skoj oblasti) [Brands of the territory as a basis of promotion of the region (using the example of Tula region)]. Service Plus, 12(4), 56-69. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10406. (In Russ.).
19.Bystrova, T. Yu. (2014). Park Emsher: principy i priemy reabilitacii promyshlennyh territorij [Em-scher Park: principles and techniques for the rehabilitation of industrial territories].
Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. [Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN], 2, 9-14. (In Russ.).
20.Klempa, M., Bujok, P., Porzer, M., & Skupien, P. (2016). Industrial Complexes and their Role in Industrial Tourism - Example of Conversion. GeoScience Engineering, 162. doi: 10.1515/gse-2016-0008., 45-50.
21.Copic, S., Dordevic, J., Lukic, T., Stojanovic, V., Dukicin, S., Besermenji, S., Stamenkovic, I., & Tumaric, A. (2014). Of industrial heritage - an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany). Geographica Pannonica,18, 43-50.
22.Tskhadaya, N. D. (2012). «Uhta - rodina pervoj rossijskoj nefti»: strategicheskie orientiry infor-macionnoj politiki UGTU ["Ukhta- the birthplace of the first Russian oil": strategic guidelines for the information policy of the USTU]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 4, 43-48. (In Russ.).
23.Zaytseva, A., Brel, O., & Kaizer, Ph. (2018). Russian Experience of Concervation and Renowation of Industrial Regions' Heritage. Journal of Environmental Management and Tourism, [S.l.], 9, 4, 766 - 770. doi: 10.14505//jemt.v9.4(28).09.
24.Tankieva, T. A., Ponomareva, M. V., & Korolyov, A. V. (2018). Problemy i perspektivy razvitiya ekologicheskogo turizma v Tul'skoj oblasti. [Problems and prospects of ecological tourism development in Tula region]. Service plus, 12(2), 3-13. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10201 (In Russ.).
25. Kachurin, N. M., Levkin, N. D., Kalaeva, S. Z., & Chistyakov, Ya. V. (2016). Porodnye otvaly lik-vidirovannyh shaht Podmoskovnogo bassejna kak istochnik vybrosov pyli v atmosferu [Rocks of liquidated mines of the Moscow Region basin as a source of dust emissions into the atmosphere]. Ekologiya i promyshlennost' Rossii [Ecology and Industry of Russia], 5(20), 47-51. (In Russ.).
26.Hendrychov, M., & Kabrna, M. (2016). An analysis of 200-year-long changes in a landscape affected by large-scale surface coal mining: History, present and future. Applied Geography, 74, 151-159.
27.Dolezalova, J., Vojar, J., Smolova, D., Solsky, M., & Kopecky, O. (2012). Technical reclamation and spontaneous succession produce different water habitats: A case study from Czech post-mining sites. Ecological Engineering, 43, 5-12, doi: 10.1016/j.ecoleng.2011.11.017.
Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 65-79. РО!: 10.24411/1995-042X^019-10406.
Tankieva, T. A., & Ponomareva, M. V. (2019). Industrial heritage of the old industrial region: resources, practice and prospects of use. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 65-79. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10406. (In Russ).