Научная статья на тему 'Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете'

Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовский университет / инженерная психология / психология труда / индустриально-организационная психология / организационная культура / ордерный подход / industrial-organizational psychology / Saratov university / engineering psychology / work psychology / industrial and organizational psychology / organizational culture / order approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксеновская Людмила Николаевна

Статья посвящена истории формирования и развития организационной психологии в одном из старейших российских университетов, Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (СГУ). Выделены три этапа развития психологической науки и образования в СГУ: начало преподавания психологии (1917), создание отделения психологии в составе биологического факультета (1971) и открытие факультета психологии (2010). Показано, что второй и третий этапы являются этапами последовательного формирования организационно-индустриальной психологии в СГУ как в плане научно-исследовательской и практической работы, так и в плане создания системы подготовки организационных психологов. Становление организационной психологии в СГУ было связано с решением задач обеспечения развития Военно-промышленного комплекса СССР и транспортной инфраструктуры в регионе. В это время была создана лаборатория инженерной психологии. Исследования были сосредоточены преимущественно на проблеме психоакустики в космической отрасли и на изучении зрительного восприятия. Основным методом исследований являлись аппаратные психофизические и психофизиологические исследования. В тематическое пространство исследований были включены проблемы психических состояний человека-оператора, психологическая проблема проектирования автоматизированных систем управления, проблема субъективной оценки, психологическое тестирование сотрудников предприятий, проектирование комнат психологической разгрузки, проблемы психологии управления. На третьем этапе становление организационной психологии в СГУ связано с участием психологической науки в решении актуальных задач развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности деловых организаций. Была открыта магистерская программа по профилю «Организационная психология» и кафедра психологии бизнеса на базе Торгово-промышленной палаты Саратовской области. С 2010 года в сотрудничестве с зарубежными коллегами ежегодно проводится научнопрактическая конференция «Организационная психология: люди и риски». В учебном процессе магистратуры принимают участие работодатели выпускников факультета по специальности» организационная психология». Теоретико-методологической базой большинства исследований и разработок является ордерный подход к социально-психологическому изучению организационной культуры Л. Н. Аксеновской. Основными методами исследования стали методы моделирования (включая компьютерное моделирование) и методы ордерной диагностики. Тематическое пространство исследований включает в себя изучение на базе ордерного подхода проблем организационной культуры, управленческого взаимодействия, лидерства, медиакультуры, эмоционального интеллекта, а также проблему инновационного потенциала личности и проблему негарантированной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксеновская Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial and Organizational psychology in Saratov State University: history and current trends

The article devoted to forming and development of organizational psychology in Saratov National Research State University named after N. G. Chernishevsky, one of the oldest Russian universities, the ninth and the last of universities, which have opened by emperor Nikolay’s II decree (in 1909). Three stages of development of psychological science and education in SSU have been distinguished: the beginning of teaching of psychology (1917), the creating of department of psychology based on biological faculty (1971) and the opening of Faculty of Psychology (2010). As shown in the article the second and the third stages are the steps of coherent forming of industrial and organizational psychology (I-OP) in Saratov State University (SSU) in terms of research and practical work and in terms of creation of system of organizational psychologists teaching. Forming I-OP in SSU has been connected with solving the problem of providing the development of Military-Industrial Complex (MIC) in USSR and transport infrastructure in region (the second stage). The laboratory of engineering psychology has been organized. The scientific supervision of Saratov psychologists’ research has been carried out by Yu. M. Zabrodin (Institute of Psychology of the Academy of Sciences USSR, IP AN USSR) and V. P. Zinchenko (Moscow State University, MSU). The main researches have been focused on the problem of psychoacoustics in space industry (A. A. Ponukalin, R. Kh. Tugushev, V. V. Kozacha) and on research of visual perception (S. I. Avgustevich). The main research methods were hardware psycho physical and psycho physiological researches. The problems of mental states of human-operator, psychological problem of ACS (Automatic Control Systems) projecting, the problem of subjective evaluation, psychological testing of entity staff, projecting of psychological recovery rooms, the problems of psychology of management have been included in the area of research. The third stage the development of I-OP in SSU has been connected with participation of psychological science in solving the modern problems of market economics development and increasing of compatibility of business organizations. The Master Program “Organizational Psychology” and the Department of Business Psychology based on Trade-Industrial Chamber of Saratov region have been opened. Since 2010 the research and practical conference “Organizational psychology: people and risks” in partnership with foreign colleagues is held. The employers are taking part in Master Program teaching process of future alumni — organizational psychologists. The theoretical and methodological basis of most researches is order approach to socio-psychological study of organizational culture authored by L. N. Aksenovskaya. The main methods of research have been methods of modeling (including computer modeling) and methods of order diagnostics. The problem of organizational culture, managerial interaction, leadership, media culture, emotional intelligence as well as the problem of innovation potential of personality and problem of job insecurity are included in area of research based on order approach.

Текст научной работы на тему «Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете

АКСЕНОВСКАЯ Людмила Николаевна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Саратов, Россия

Статья посвящена истории формирования и развития организационной психологии в одном из старейших российских университетов, Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (СГУ). Выделены три этапа развития психологической науки и образования в СГУ: начало преподавания психологии (1917), создание отделения психологии в составе биологического факультета (1971) и открытие факультета психологии (2010). Показано, что второй и третий этапы являются этапами последовательного формирования организационно-индустриальной психологии в СГУ как в плане научно-исследовательской и практической работы, так и в плане создания системы подготовки организационных психологов. Становление организационной психологии в СГУ было связано с решением задач обеспечения развития Военно-промышленного комплекса СССР и транспортной инфраструктуры в регионе. В это время была создана лаборатория инженерной психологии. Исследования были сосредоточены преимущественно на проблеме психоакустики в космической отрасли и на изучении зрительного восприятия. Основным методом исследований являлись аппаратные психофизические и психофизиологические исследования. В тематическое пространство исследований были включены проблемы психических состояний человека-оператора, психологическая проблема проектирования автоматизированных систем управления, проблема субъективной оценки, психологическое тестирование сотрудников предприятий, проектирование комнат психологической разгрузки, проблемы психологии управления. На третьем этапе становление организационной психологии в СГУ связано с участием психологической науки в решении актуальных задач развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности деловых организаций. Была открыта магистерская программа по профилю «Организационная психология» и кафедра психологии бизнеса на базе Торгово-промышленной палаты Саратовской области. С 2010 года в сотрудничестве с зарубежными коллегами ежегодно проводится научно-практическая конференция «Организационная психология: люди и риски». В учебном процессе магистратуры принимают участие работодатели выпускников факультета по специальности» организационная психология». Теоретико-методологической базой большинства исследований и разработок является ордерный подход к социально-психологическому изучению организационной культуры Л. Н. Аксеновской. Основными методами исследования стали методы моделирования (включая компьютерное моделирование) и методы ордерной диагностики. Тематическое пространство исследований включает в себя изучение на базе ордерного подхода проблем организационной культуры, управленческого взаимодействия, лидерства, медиакультуры, эмоционального интеллекта, а также проблему инновационного потенциала личности и проблему негарантированной занятости.

Ключевые слова: Саратовский университет, инженерная психология, психология труда, индустриально-организационная психология, организационная культура, ордерный подход.

Адрес: 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83

E-mail: [email protected]

Введение

Историю развития индустриально-организационной психологии (ИОП) в Саратовском государственном университете (СГУ) следует анализировать с учетом двух контекстуальных факторов: контекста общей истории становления психологической науки и образования в Саратовском университете и контекста истории страны и Саратовского региона. История становления и развития психологической науки и образования в СГУ может быть разделена на три основных этапа (первый контекст рассмотрения): 1) начало преподавания психологии в СГУ в составе историко-филологического факультета, затем филологического факультета и межфакультетской кафедры педагогики и психологии (1917-1971 гг.); 2) создание отделения психологии и его работа в составе биологического факультета, затем — факультета социальных и гуманитарных наук, далее факультета философии и психологии (1971 -2010 гг.); 3) создание и развитие факультета психологии в 2010 году.

Методологический базис психологии в СГУ закладывался на первом этапе такими выдающимися учеными, как С. Л. Франк и А. А. Крогиус (основоположник тифлопсихологии в России). Этот этап отмечен одновременным развитием гуманитарного потенциала психологии и его прикладных возможностей.

Второй этап, связанный с созданием в составе университета отделения психологии, сохранил и развил обе тенденции. Гуманитарная линия исследований была продолжена в работах создателя отделения психологии профессора Л. П. Доблаева и его ближайших сотрудников — доцентов Р. Г. Селивановой и И. Э. Стрелковой, а прикладная экспериментальная линия была представлена группой приглашённых молодых физиков, защитивших вскоре кандидатские диссертации по психологии. Группу сформировал и возглавил А. А. Понукалин (впоследствии доктор социологических наук, профессор), организовавший лабораторию инженерной психологии в составе отделения психологии биологического факультета СГУ. В состав группы вошли Р. Х. Тугушев (впоследствии доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии) и В. В. Козача (впоследствии доктор социологических наук, профессор). Инженерной психологией, психологией труда и психологией управления в эти годы занимались доценты Е. И. Гарбер и С. И. Августевич.

Третий этап развития психологической науки и образования в СГУ связан с созданием факультета психологии в 2010 г. и переходом на уровневую систему подготовки психологов (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В этот период в учебные планы бакалавриата был включен модуль по выбору «Организационная психология», открыты магистерская программа по профилю «Организационная психология» и кафедра психологии бизнеса на базе Торгово-промышленной палаты Саратовской области.

Таким образом, основы саратовской университетской психологии заложены выдающимися психологами сто лет назад (с 1917 г.), а развитие непосредственно организационно-индустриальной психологии связано с двумя последующими этапами, включившими в себя сначала активную работу в области инженерной психологии и психологии труда (с 1972 г.), а затем — в области организационной психологии (с 2010 г.).

Второй контекстуальный фактор (история страны и региональная история), оказавший влияние на особенности формирования индустриально-организационной психологии в СГУ, связан прежде всего с необходимостью участия психологов в решения актуальных для государства задач в рамках двух разных исторических периодов и характерных для них двух разных политико-экономических укладов (плановая социалистическая экономика и рыночная экономика в условиях глобализации и кризисных явлений). В первом случае

(1970-1980-е гг.) саратовские психологи приняли активное участие в развитии инженерной психологии, психологии труда и эргономики, выполняя заказы государственных структур и ведомств, преимущественно для военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР. Во втором случае с начала 1990-х годов саратовские психологи включились в решение задач, актуальных для предприятий и организаций, работающих в условиях рыночной экономики, развивая такую проблематику организационной психологии, как диагностика и формирование организационной культуры, оценка и обучение персонала, проблемы организационного стресса, вовлечённость, негарантированная занятость, управленческое взаимодействие, лидерство, инновации и др.

Влияние фактора региональной истории на особенности формирования ИОП в СГУ связаны с длительным существованием Саратова в качестве «закрытого города». Это обстоятельство (существование большого числа предприятий ВПК и организаций высшего военного образования) стало, с одной стороны, ограничением, поскольку десятилетиями имелись препятствия для посещения Саратова иностранными коллегами. Однако, с другой стороны, оно же послужило благоприятным условием для работы с промышленными и транспортными предприятиями ученых-психологов и для распределения выпускников отделения психологии в лаборатории этих предприятий. Следует также отметить, что в течение десятилетий из-за отсутствия собственного диссертационного совета саратовские психологи защищали кандидатские и докторские диссертации в диссертационных советах ведущих университетов Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), что способствовало развитию научных контактов с авторитетными научными психологическими школами нашей страны.

Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете (1972-2008 гг.)

Рассмотрим более подробно теоретические основы, превалирующую тематику исследований, формы институционализации профессиональной коммуникации и систему подготовки организационных психологов для каждого из этапов развития индустриально-организационной психологии в СГУ. Это развитие осуществлялось на пересечении тематических полей инженерной психологии, психологии труда и психологии управления в двух направлениях. Идейным вдохновителем одного из них явился проф. Ю. М. Забродин (ИП АН СССР), а идейным вдохновителем другого стал проф. В. П. Зинченко (кафедра инженерной психологии и психологии труда МГУ). Эти две линии оказались достаточно независимыми по отношению друг к другу в рамках кафедры психологии. Обращает на себя внимание позитивная роль, которую играл в развитии обоих направлений создатель отделения психологии профессор Л. П. Доблаев, пригласивший для работы на кафедре обоих молодых исследователей.

В 1972 г. в составе отделения психологии А. А. Понукалиным была создана лаборатория инженерной психологии (Понукалин, 2012). В соответствии с учебным планом в задачу лаборатории входила организация и проведение практики на крупных промышленных предприятиях оборонного комплекса, часть из которых имела социологические лаборатории, где работали выпускники-психологи. В ходе практики студентами выполнялись эмпирические исследования для дипломных работ. Основную тематику исследований хорошо представляют собственные научные интересы руководителей практики — сотрудников лаборатории: «Социально-психологические проблемы проектирования АСУ» (Р. Х. Тугушев), «О проблемах управления эмоциональным состоянием оператора АСУ» (А. А. Понукалин), «Особенности

взаимодействия в системе «человек-машина», определяемые внушаемостью оператора» (В. В. Козача).

В 1972 г. А. А. Понукалин знакомится с Ю. М. Забродиным, работавшим в то время заместителем директора ИП АН СССР, и начинает работать над кандидатской диссертацией под его руководством. Началась совместная с коллективом Юрия Михайловича разработка проблем психоакустики в контексте психофизики. Параллельно шли исследования совместно с ВНИИ РПА им. А. С. Попова под руководством Ю. М. Забродина в области изучения проблем психологии восприятия шумов в акустических условиях кабины космического летательного аппарата, разрабатывались программы психологической поддержки и разгрузки для космонавтов. В это время В. В. Козача конструирует комнаты психологической разгрузки для промышленных предприятий. Такая комната была, например, создана университетскими психологами на заводе технического стекла. Расширение тематического пространства исследований происходит и за счет разработки проблемы оценивания в психологии, к которой подключился Л. П. Доблаев.

В 1979 г. А. А. Понукалин под руководством Ю. М. Забродина защищает кандидатскую диссертацию «Психологические особенности оценки сложных сигналов» (ИП АН СССР, 1979). В этом же году коллектив лаборатории принимает участие в V Всесоюзном конгрессе по инженерной психологии. Руководил конгрессом Б. Ф. Ломов, тогда — директор ИП АН СССР. По инициативе Ю. М. Забродина в Саратовском университете начинают проводиться всероссийские конференции с изданием сборников научных трудов (в том числе, «Проблемы психологической поддержки операторов человеко-машинных систем, 1983; «Психические характеристики деятельности человека-оператора», 1985; «Измерение психических характеристик человека-оператора», 1986; «Психология труда в условиях проблемных ситуаций», 1996). Коллектив лаборатории инженерной психологии принимал активное участие в тематических Всесоюзных конференциях, проводившихся Ю. М. Забродиным в период с 1979 по 1983 гг. Годом позже коллектив лаборатории принял участие в организованной Ю. М. Забродиным в Ереванском госуниверситете конференции «Психологические аспекты тренажёростроения» и в совещании по авиационно-космическим тренажерам в Пензе с участием космонавтов. В эти же годы Р. Х. Тугушев и А. А. Понукалин активно включаются в разработку междисциплинарной проблемы искусственного интеллекта на стыке психологии и математики. Были опубликованы работы «Проблемы психотехнического отражения некоторых характеристик интеллектуально подвижных систем» (Р. Х. Тугушев) и «Социальные проблемы искусственного интеллекта» (А. А. Понукалин).

После перехода А. А. Понукалина на работу в качестве заведующего кафедрой в Саратовский технический университет многостороннее сотрудничество с Ю. М. Забродиным в СГУ продолжил Р. Х. Тугушев, возглавивший к тому времени кафедру психологии. С 1975 г. по приглашению Л. П. Доблаева на кафедру пришёл С. И. Августевич. Параллельно он начал сотрудничество с В. С. Мерлиным, погрузившись в проблему интегральной индивидуальности. С. И. Августевич в рамках учебного плана также вёл практикум по зрительному восприятию и по своей оригинальной методике формировал у студентов культуру экспериментальной и командной работы. В 1978 г. С. И. Августевич создал первую в СССР лабораторию психологии труда на автотранспорте при Саратовском областном управлении автотранспорта. Началась работа по изучению и решению психологических проблем водителей. Лаборатория стала одной из немногих, которые возрождались в то время в разных областях народного хозяйства после продолжительного перерыва, связанного с закрытием психотехнических лабораторий психологии труда И. Н. Шпильрейна — С. Г. Геллерштейна в 1925-1937 гг. С созданием лаборатории появилась возможность организации практики для студентов-психологов на ее базе,

а также для трудоустройства выпускников. Из числа своих дипломников Семён Иосифович сформировал коллектив лаборатории. Сотрудники лаборатории занимались диагностикой и сенсорной реабилитацией водителей, расширялся круг вопросов, связанных с психологией управления, проблематика которой стала ключевой в деятельности лаборатории.

Таблица 1. Ведущие ученые-психологи СГУ первого периода развития индустриально-организационной психологии (1972-2008 гг.)

Ключевая персона Годы жизни Научная специализация

Лев Петрович Доблаев 1922 - 2010 Психология субъективных оценок и суждений

Алексей Алексеевич Понукалин 1938 - 2016 Психоакустика, оценка сложных сигналов

Рашид Хасьянович Тугушев 1940 - 2008 Психоакустика, психодиагностика

Владимир Витальевич Козача 1948 - 2004 Психоакустика, системы «человек-машина»

Евгений Ильич Гарбер 1923 - 2001 Психология труда

Семен Иосифович Августевич род. 1937 Психология зрительного восприятия, психология водителя,

психология управления

Курс «Психологии труда» на кафедре психологии читал военный врач доцент, кандидат медицинских наук Е. И. Гарбер. Им написано оригинальное учебное пособие «Психология труда». Евгений Ильич осуществлял подготовку студентов к прохождению практики в лётном военном училище, где под руководством военных психологов проходила работа по освоению навыков применения некоторых методик психодиагностики в конкретной сфере профессиональной деятельности. В рамках пятилетнего обучения студенты-психологи имели возможность пройти всестороннюю как теоретическую, так и практическую подготовку в области инженерной психологии и психологии труда. Трудоустройство выпускников со специализацией «инженерная психология и психология труда» осуществлялось в лаборатории промышленных и транспортных предприятий, в различные «закрытые» НИИ. Лаборатория инженерной психологии была оснащена современным для того периода времени сложным оборудованием для психоакустических исследований.

Индустриально-организационная психология в Саратовском государственном университете сегодня

В 2010 г. в СГУ был открыт факультет психологии, который сразу же начал подготовку студентов по Болонской системе (бакалавриат — магистратура — аспирантура). В программу бакалавриата на третьем и четвертом курсе был включен модуль по выбору «Организационная психология», а также была открыта магистерская программа по профилю «Организационная психология». В 2013 г. магистерская программа по организационной психологии успешно прошла общественно-профессиональную аккредитацию Ассоциации классических университетов России (АКУР). Успеху способствовали несколько факторов.

Первый фактор. Участие в учебном процессе членов Ассоциации работодателей выпускников факультета психологии, представляющих крупный региональный бизнес (участие в разработке ООП, ведение занятий, организация практик и трудоустройство выпускников. Достаточно отметить, что таким работодателем стал концерн «Дубки», в состав которого входит психологическая компания «Персонал-Консалтинг», насчитывающая более 160 психологов, выполняющих высокоспециализированные виды психологической работы в сфере организационной психологии).

Фото 1. Р. Х. Тугушев и А. А. Понукалин

Фото 2. Семинар лаборатории инженерной психологии

Фото 3. В. В. Козача проводит эксперимент

Фото 4. Комната для психоакустического исследования

Фото 5. Хронометраж работы инженера

Фото 6. Сотрудники лаборатории психологии труда

Л. П. Доблаев Р. Х. Тугушев Е. И. Гарбер Р. Г. Селиванова И. Э. Стрелкова А. А. Крогиус С. И. Августевич Ю. М. Забродин

Второй фактор. Наличие собственной ежегодной научно-практической конференции «Организационная психология: люди и риски». Конференция была учреждена в 2010 г. при активном содействии Т. Ю. Базарова (МГУ; ВШЭ) и с участием О. С. Дейнеки (СПбГУ). Год спустя партнёром конференции стала кафедра организационной психологии Колледжа естественных наук Университета штата Колорадо (США). Международный состав участников конференции за годы расширился за счет кафедры психологии труда и организационной психологии Стокгольмского университета (Швеция), Вайомингского университета (США), Анкарского университета (Турция), университета Анже (Франция). С 2015 года конференция используется как площадка для разработки региональной проблематики в сотрудничестве с региональными властями и бизнесом. Она проводится ежегодно и по её результатам издается сборник научных трудов участников конференции с одноименным названием («Организационная психология: люди и риски», 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016). В рамках конференции зарубежные и отечественные психологи читают публичные лекции и проводят мастер-классы для участников.

Третий фактор. Наличие партнёрских отношений с Университетом штата Колорадо (США) и Университетом штата Вайоминг (США), позволивших организовать стажировки преподавателей, работающих в области организационной психологии, и аспирантов, которые не только прошли обучение, но также провели исследования в США и приняли участие в конференциях SIOP APA, а также опубликовали за рубежом результаты совместных исследований. Кроме того, был реализован пилотный проект обучения студентов магистратуры «Организационная психология» СГУ в дистанционной магистратуре по организационной психологии в Колорадском университете (руководитель — доктор К. Крейгер (Kurt Kraiger).

Четвёртый фактор. Артикуляция организационно-культурной тематики в качестве центральной для развития организационной психологии на факультете психологии СГУ и опора на ордерный подход к социально-психологическому изучению организационной культуры Л.Н. Аксеновской, что и определяет своеобразие саратовской организационной психологии на современном этапе развития. На базе ордерного подхода защищены одна докторская диссертация и три кандидатских диссертации по специальности 19.00.05 (социальная психология).

Пятый фактор. Работа ежегодной Летней психологической школы по ордерным исследованиям в спортивно-оздоровительном лагере СГУ на Волге, где студенты бакалавриата, магистранты и аспиранты обсуждают результаты своих исследований и знакомятся с новыми научными концепциями в общении с видными учеными — гостями Школы.

Шестой фактор. Наличие электронного журнала на английском языке с международной редколлегией «International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice», который даёт возможность обмениваться идеями и результатами исследований участникам конференции «Организационная психология: люди и риски».

К настоящему времени состоялись восемь выпусков магистерской программы «Организационнаяпсихология».Среди выпускников есть граждане Турции. Организационные психологи со степенью магистра востребованы в организациях Саратовской области, других регионов России, за рубежом (Германия, Турция, США). Новой тенденцией стало приглашение организационных психологов для работы на предприятиях региона в качестве линейных менеджеров, с чем психологи успешно справляются.

Фото 7. Выпуск 2013 года магистерской программы «Организационная психология».

Фото 8. Зарубежные гости К. Крейгер, А. Ланц и П. Фридрих на одном из заводов концерна «Дубки», где стажируются и работают саратовские организационные психологи.

1Й®

Фото 9. К. Крейгер и З. Берн (США) (в центре снимка) знакомятся с психологической службой Саратовской

таможни (главный психолог — выпускница магистерской программы «Организационная психология» Е. А. Ковальчук).

Фото 10. Т. Ю. Базаров (Москва), П. Фридрих (Швеция) и коллеги из США на факультете психологии Саратовского государственного университета.

Ордерный подход к изучению организационной культуры — научная школа организационной психологии в Саратовском государственном

университете

Характеризуя теоретико-методологические основы развития организационной психологии на факультете психологии в СГУ и превалирующую проблематику организационно-психологических исследований, следует коротко вновь вернуться к историческим аспектам формирования ИОП в СГУ Автор этой статьи после окончания СГУ получила приглашение присоединиться к рабочей группе С. И. Августевича в Институте повышения руководящих работников Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и включилась в исследовательскую проблематику группы, связанную на тот момент времени с психологией управления. В 2008 г. была защищена докторская диссертация на тему «Социально-психологическая модель организационной культуры: концепция, методология, технология изменения (ордерный подход)».

Ордерный подход к социально-психологическому изучению и изменению организационной культуры является качественным и ориентирован на методологические стандарты гуманистической психологии. В рамках ордерного подхода культура понимается как этико-детер-минированный порядок (ордер), а организационная культура определяется как сложный социально-психологический порядок организационно-управленческих взаимодействий, конституируемых и регулируемых подсистемами этических смыслов участников взаимодействия (Аксеновская, 2005; 2007). Этические смыслы играют ключевую роль в сортировке информации по критерию «правильно/не правильно», «хорошо/плохо», поэтому решение задачи по согласованию этических смыслов участников взаимодействия позволяет снизить уровень «организационных трений», по Т. Питерсу, и повысить эффективность взаимодействия. Управленческое взаимодействие является моделеобразующим параметром для социально-психологической модели организационной культуры (ордерной модели) и в зависимости от используемой лидером модели управленческого взаимодействия («родительской», «командирской» или «пастырской») формируются соответствующие аспекты (субордера) организационной культуры («семейный», «армейский» или «церковный»). Целостный социально-психологический ордер (организационная культура) содержит все три субордера. Основным методом социально-психологической работы с организационной культурой является метод моделирования (метафорического, графического, игрового и физико-математического).

В реальных проектах по изменению организационной культуры диагностика организационной культуры не выделяется в самостоятельный вид сбора и анализа информации, а осуществляется косвенными средствами в процессе обучения персонала. В исследовательской практике применяется комплекс из трёх диагностических методик (оценка степени выраженности субордеров, оценка степени сформированности субордеров и сотериоло-гическая методика оценки уровня развития лидерских качеств руководителей), а также создаётся и расширяется спектр методов компьютерного моделирования полученных результатов (Аксеновская, 2010; 2015; 2017; Глухова, Аксеновская, 2016). Для осуществления изменений применяется метод социально-психологического тренинга в ордерной версии. При исследовании ряда проблем на базе ордерного подхода вместе с ордерными методиками применяются и другие методы исследования: анализ крови (организационный стресс), тестирование (вовлечённость, негарантированная занятость, мотивация), опросные методы (конфликтность, адаптация), айтрекинг и нейровизор (принятие управленческих решений) и др. В последние годы за счет активности магистрантов расширился спектр организаций, где выполняются ордерные исследования (театры, университеты, РЦП) (Аксеновская, 2016). С открытием инициативной научно-исследовательской работы «Ордерные структуры и процессы в психологии: культура, этика, смысл» появилась возможность систематично и на плановой основе развивать ордерный подход.

Тематическое пространство организационно-психологических исследований, проводимых на факультете психологии СГУ включает следующие направления: а) исследования «классических» и новых проблем организационной психологии на базе ордерного подхода (плюс к выше упомянутым темам исследования эмоционального интеллекта лидеров, исследования медиакультуры предприятий) (Дорошин, 2014; Кравцова, 2016); б) исследования феномена негарантированной занятости на промышленных предприятиях региона (Смирнова, 2015; 2016); исследования инновационного потенциала руководителей (Понукалин, 2010). Два последних направления выполняются в количественной парадигме и широко используют методы математической обработки данных. Таким образом, и на современном этапе развития ИОП на факультете психологии СГУ сохраняются две линии — гуманитарная, связанная с

преимущественным использованием качественных методов исследования, и естественнонаучная, связанная с использованием возможностей естественных и точных наук. Большое внимание в последнее время уделяется развитию интердисциплинарных (когнитивная психология, кросс-культурная психология, юридическая психология) и междисциплинарных подходов (физика, математика, лингвистика, культурология, география) при изучении организационно — психологических проблем. Междисциплинарное сотрудничество поддерживается и развивается с помощью системы междисциплинарных семинаров, в которых совместно работают и общаются организационные психологи и представители ряда факультетов и институтов СГУ

Таблица 2. Современные организационно-психологические исследования в Саратовском

государственном университете

Направление исследований Основные представители

Социально-психологические исследования организационной культуры Аксеновская Л. Н. (1997, 2008,

(ордерный подход) 2016)

Организационная культура, субъективная незащищёность сотрудника в Смирнова А. А. (2010, 2015, 2016)

условиях негарантированной занятости (job insecurity)

Организационная культура, эмоциональный интеллект и лидерство Кравцова А. К. (2013)

Организационная культура, медиакультура организаций Дорошин И. А. (2016)

Инновационная деятельность организаций Понукалин А. А. (2012)

Характеризуя другие тенденции и перспективы развития индустриально-организационной психологии в СГУ отметим создание в 2014 году лаборатории когнитивной психологии, оснащение которой позволяет развивать аппаратные исследования проблем организационной психологии, а также открытие кафедры психологии бизнеса на базе торгово-промышленной палаты Саратовской области. Последний проект позволил существенно расширить базу предприятий, на которых студенты, специализирующиеся по организационной психологии проходят практики и проводят свои исследования. Другой важной перспективой развития ИОП в СГУ является углубление и расширение профессиональных связей с коллегами в России и за рубежом. Установились и поддерживаются контакты факультета психологии с департаментом психологии НИУ ВШЭ при энергичном содействии В. А. Ключарёва. Большие надежды факультет психологии СГУ связывает с реализацией совместного проекта «Столыпинская реформа: версия 2.0», который идёт в СГУ под руководством профессора Т. Ю. Базарова (Базаров, Аксеновская, 2016). В рамках этого проекта во взаимодействии с Тахиром Юсуповичем формируется целая генерация молодых саратовских психологов. Постоянную поддержку и помощь со стороны Т. Ю. Базарова факультет психологии всегда ощущает и высоко ценит.

Заключение

Развитие индустриально-организационной психологии в Саратовском государственном университете началось позднее, чем в ведущих университетах нашей страны. Первый этап становления психологической науки и образования в СГУ начавшийся в 1917 г., длился 64 года и был в значительной степени связан с методологическими, специально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами. С 1972 г., когда в составе отделения психологии была организована лаборатория инженерной психологии, началось становление и развитие ИОП в СГУ под научным руководством видных московских учёных и научных

школ, представляемых ими (Ю. М. Забродин, ИП АН СССР, и В. П. Зинченко, МГУ). Ключевую роль в этом процессе сыграла целая плеяда замечательных саратовских психологов в лице Л. П. Доблаева, А. А. Понукалина, Р. Х. Тугушева, В. В. Козачи, С. И. Августевича и Е. И. Гарбера. Им удалось не только заложить основы подготовки в университете индустриально-организационных психологов и обеспечить предприятия региона высококвалифицированными кадрами, но и внести свой вклад в научную разработку актуальных для 1970-1980-х гг. ХХ века проблем инженерной психологии, психологии труда и психологии управления.

Резкая смена исторических условий развития нашего государства отразилась и на процессе развития ИОП в стенах СГУ Процесс радикальных изменений в экономике и закрытие предприятий ВПК, на сотрудничество с которыми было ориентировано отделение психологии СГУ, повлёк за собой достаточно длительный процесс изменения представлений о задачах индустриально-психологической психологии, ее клиентах, методах исследований и методах практической работы в сложившемся к тому времени коллективе ведущих организационных психологов СГУ. Параллельно их ученики активно вовлекались в работу по созданию новых частных организаций, по участию в управлении ими, в консалтинговую деятельность и энергично осваивали новые для себя знания в общении с зарубежными коллегами и коллегами из других российских вузов.

К 2010 г., с открытием факультета психологии, сложились необходимые предпосылки для начала нового этапа развития ИОП в СГУ. Факультет перешёл на уровневую систему подготовки психологов, открыл магистратуру по организационной психологии, создал тесные партнёрские отношения с работодателями выпускников факультета, с коллегами из других вузов как в РФ, так и за рубежом, начал проводить ежегодную конференцию по организационной психологии. Было закуплено современное оборудование для исследований и открыта базовая кафедра психологии бизнеса. Начались защиты кандидатских диссертаций по социально-психологическим проблемам организационной психологии молодыми учёными-психологами.

Следует особо отметить, что с 2010 г. усилия руководства только что созданного факультета психологии по развитию ИОП поддерживались старшими и ставшими к тому времени легендарными коллегами — Л. П. Доблаевым, А. А. Понукалиным, Р. Г. Селивановой, И. Э. Стрелковой, С. И. Августевичем. Эта преемственность и сотрудничество поколений свидетельствует о правильном характере развития и самой саратовской психологической школы, и ИОП в её составе как значимого и перспективного направления. Традицией стало также поддержание и развитие отношений с ведущими учеными и психологическими школами нашей страны (СПбГУ и МГУ). Активное ядро организационных психологов факультета психологии СГУ сегодня представлено Л. Н. Аксеновской, А. А. Понукалиным -мл., А. Ю. Смирновой, А. К. Кравцовой, И. А. Дорошиным.

Сегодня организационные психологи Саратовского университета воспринимают себя как исторически обоснованную часть всего советского и российского сообщества индустриально-организационных психологов и видят своё настоящее и будущее в качестве результативно сотрудничающей части развивающегося мира ИОП, с уважением и признательностью отмечая важную роль, которую играет в процессах интеграции нашего сообщества журнал «Организационная психология».

Литература

Августевич, С. И. (2011). История ограниченного поля видения. В сб.: Опыт и перспективы развития университетской психологии в Саратове: материалы Юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 40-летию кафедры психологии (9-10 декабря 2011 г.) (5-14). Саратов: ИД «Дельта».

Аксеновская, Л. Н. (2005). Ордерная концепция организационной культуры: вопросы методологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.

Аксеновская, Л. Н. (2007). Ордерная модель организационной культуры. Москва: Академический проект; Трикста.

Аксеновская, Л. Н. (2010). Методика ордерной диагностики организационной культуры. Известия саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 10(4), 63-68.

Аксеновская, Л. Н. (2016). Ордерные исследования организационной культуры: характеристика, актуальные вопросы и перспективы. В сб.: Социально-психологические проблемы современного общества: личность, группа, организация (9-27). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.

Аксеновская, Л. Н. (2017). Сотериологическая методика оценки уровня развития лидерских качеств. Изв. Сарат.ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 6(1), 38-52.

Аксеновская, Л.Н. (2015). Методика диагностики степени сформированности субордеров организационной культуры. Известия Сарат. ун-та. Новая серия Философия. Психология. Педагогика, 15(4), 65-72.

Базаров, Т. Ю., Аксеновская, Л. Н. (2016). Российский регион как объект социально-психологического вмешательства: концепция, технология, опыт. Московский экономический журнал, 4. URL: http://qje.su/

Глухова, О. Е., Аксеновская, Л. Н. (2016). Моделирование организационного и организационно-культурного взаимодействия: атомистический подход. Саратов: Саратовский источник.

Дорошин, И. А. (2014). Ордерная диагностика медийных аспектов организационной культуры. Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 14(3), 71-75.

Кравцова, А. К. (2016). Влияние эмоционального интеллекта лидера на организационную культуру. Направления и методы его развития. В сб.: Социально-психологические проблемы современного общества: личность, группа, организация, Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.

Понукалин, А. А. (2010). Социальная психология управления инновационной деятельностью. Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 10(4), 83-88.

Понукалин, А. А. (2012). Психологическая школа Ю. М. Забродина в СГУ. В сб.: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент: материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (3-16). Саратов: ИЦ «Наука».

Смирнова, А. Ю. (2015). Двухкомпонентная модель субъективной незащищённости в сфере труда в зарубежных исследованиях: психологическое содержание и диагностика феномена. Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 15(4), 99-106.

Смирнова, А. Ю. (2016). Значение ролевого конфликта в переживании субъективной незащищённости в сфере труда. Организационная психология, 6(4), 14-28. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY

Industrial and Organizational psychology in Saratov State University: history and current trends

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Liudmila AKSENOVSKAYA

NATIONAL Research Saratov State University, Saratov, Russia

Перевод: Н. П. Гришина, К. С. Нестерова, Н. Г. Романенко (факультет психологии СГУ) Translation from Russian: N. P. Grishina, K. C. Nesterova, N. G. Romanenko (SSU)

Abstract. The article devoted to forming and development of organizational psychology in Saratov National Research State University named after N. G. Chernishevsky, one of the oldest Russian universities, the ninth and the last of universities, which have opened by emperor Nikolay's II decree (in 1909). Three stages of development of psychological science and education in SSU have been distinguished: the beginning of teaching of psychology (1917), the creating of department of psychology based on biological faculty (1971) and the opening of Faculty of Psychology (2010). As shown in the article the second and the third stages are the steps of coherent forming of industrial and organizational psychology (I-OP) in Saratov State University (SSU) in terms of research and practical work and in terms of creation of system of organizational psychologists teaching. Forming I-OP in SSU has been connected with solving the problem of providing the development of Military-Industrial Complex (MIC) in USSR and transport infrastructure in region (the second stage). The laboratory of engineering psychology has been organized. The scientific supervision of Saratov psychologists' research has been carried out by Yu. M. Zabrodin (Institute of Psychology of the Academy of Sciences USSR, IP AN USSR) and V. P. Zinchenko (Moscow State University, MSU). The main researches have been focused on the problem of psychoacoustics in space industry (A. A. Ponukalin, R. Kh. Tugushev, V. V. Kozacha) and on research of visual perception (S. I. Avgustevich). The main research methods were hardware psycho physical and psycho physiological researches. The problems of mental states of human-operator, psychological problem of ACS (Automatic Control Systems) projecting, the problem of subjective evaluation, psychological testing of entity staff, projecting of psychological recovery rooms, the problems of psychology of management have been included in the area of research. The third stage the development of I-OP in SSU has been connected with participation of psychological science in solving the modern problems of market economics development and increasing of compatibility of business organizations. The Master Program "Organizational Psychology" and the Department of Business Psychology based on Trade-Industrial Chamber of Saratov region have been opened. Since 2010 the research and practical conference "Organizational psychology: people and risks" in partnership with foreign colleagues is held. The employers are taking part in Master Program teaching process of future alumni — organizational psychologists. The theoretical and methodological basis of most researches is order approach to socio-psychological study of organizational culture authored by L. N. Aksenovskaya. The main methods of research have been methods of modeling (including computer modeling) and methods of order diagnostics. The problem of organizational culture, managerial interaction, leadership, media culture, emotional intelligence as well as the problem of innovation potential of personality and problem of job insecurity are included in area of research based on order approach.

Keywords: industrial-organizational psychology, Saratov university, engineering psychology, work psychology, industrial and organizational psychology, organizational culture, order approach.

Address: 83 Astrakhanskaya, 410012, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Introduction

The history of forming and development of industrial and organizational psychology in Saratov State University (SSU) should be analyzed taking into account two contextual factors: context of common history of psychological science and education system forming in Saratov University and context of history of country and Saratov region. The history of establishing and development of psychological science and education system in SSU can be devoted into three main steps. First. The beginning of teaching of psychology in SSU based on historical and philological faculty, then philological faculty and interdepartment chair of pedagogy and psychology (1917-1971). Second. The creation of department of psychology based on biological faculty, then on Faculty of Social and Humanitarian Sciences, then on Faculty of philosophy and psychology (1971-2010). Third. The creation and development of Faculty of Psychology in 2010.

Methodological foundations of psychology in SSU in the first stage has been laid such distinguishing scientists as S. L. Frankl and A. A. Krogius (the founder of tiflopsychology in Russia). This stage marked simultaneous development of humanitarian potential of psychology and its applied opportunities.

The second stage, which connected with creation of department of psychology, saved and developed both tendencies. Humanitarian line of researches has been continued in work of professor L. P. Doblaev, creator of department of psychology, doctor of psychological sciences, and his closest colleagues — postgraduate students of professor I. V. Strakhov docents R. G. Selivanova and I. E. Strelkova. As for applied experimental line, it has been represented by group of invited by professor L. P. Doblaev young physicians, who have got candidate degree in psychology later. This group formed and led by A. A. Ponukalin (doctor of sociological science, professor in later times), who organized laboratory of engineering psychology based on department of psychology in Biological Faculty SSU. R. Kh. Tugushev (doctor psychological science, professor, head of chair of psychology in later times) and V. V. Kozacha (doctor of sociological science, professor in later times) became the part of this group. The docents E. I. Garber and S. I. Avgustevich have studied engineering psychology, work psychology and psychology of management in these years.

The third stage of development of psychological science and education in SSU connected with creation of Faculty of Psychology in 2010 and conversion on three-level of teaching of psychologists (bachelor, master and postgraduate study levels). In this period the module of choice "Organizational psychology" has been included in teaching plans for bachelor, the master program "Organizational psychology" and the Department of Business Psychology based on Trade-Industrial Chamber of Saratov region have been opened.

Thus the basis of Saratov University's psychology have been established by distinguishing thinkers-psychologists hundred years ago (since 1917), and development of literally organizational and industrial psychology is connected with two consequent stages which include in the beginning active work in the area of engineering psychology and work psychology (since 1972) and then — in the area of organizational psychology (since 2010).

The second contextual factor (the history of country and regional history), which influenced the specific of forming of organizational and industrial psychology in SSU connected first of all with necessity of participation of psychologists in solving actual for our country problems within two different historical periods and two different political-economic structures specific for them (plan socialistic economy and market economy in framework of globalization and crisis). In the first case (1970-1980th) Saratov psychologists take active part in development of engineering psychology, work psychology and ergonomics, when execute the order of governmental bodies mainly for MIC of

USSR. In the second case since1990th Saratov psychologists join to the solving important problems for business that work in market economy circumstances. They research such problems of organizational psychology as problem of organizational stress, engagement, job insecurity, managerial interaction, leadership, innovation and so on.

The long lasting history of Saratov as a "closed" city impact on forming of I-OP in SSU with specific features. The reason of this state (a great number of MIC factories and organizations of higher military education) became, on the one hand side, a restriction, as many years there were obstacles for visiting Saratov for foreigner colleagues. On the other hand side, it creates favorable circumstances for scientists psychologists for work with industrial and transport entities and for the distribution of department of psychology's alumnus to the laboratory based these entities. Also it should be mentioned that for decades, because of the absence of their own dissertation council, Saratov psychologists defended their PhD and doctoral dissertations in the dissertational councils of leading universities in Moscow and Leningrad (later St. Petersburg). This contributed to the development of scientific contacts with the authoritative (top) scientific psychological schools of our country.

I-O psychology in Saratov State University: 1972 - 2008

Let us consider theoretical basis, dominate theme of research, forms of industrialization professional communication and system of teaching of organizational psychologists for each of these two stages of development of industrial and organizational psychology in SSU in more details. The I-OP in Saratov State University developed on crossing of engineering psychology, work psychology and managerial psychology. It had two directions. Ideological inspirer of the first one was a doctor of psychological science Yu. M. Zabrodin (IP AS USSR), who was a scientific supervisor of A. A. Ponukalin. And the mastermind of the second way of I-OP was a scientific supervisor of S. I. Avgustevich a doctor of psychological science V. P. Zinchenko (a chair of engineering and work psychology department of Moscow State University). Those two directions were rather independent to each other within department of psychology. It should be noted the positive role which was played in development of both directions by the founder of department of psychology professor L. P. Doblaev who had invited for job at the chair of both young researchers.

In 1972 A. A. Ponukalin founded laboratory of engineering psychology as a part of department of psychology (Ponukalin, 2012). According to the curriculum the task of laboratory included an organization and carrying out a practice at the large industrial enterprises of defense industry. Some enterprises had sociological laboratories where graduates in a psychology worked. Students carried out empirical researches for their theses during the practice. The main field of researches could be presented of own scientific interests of heads of practice, the staff of laboratory: "Social and psychological problems of design of Automatic Control Systems" (R. Kh. Tugushev), "About problems of management of an emotional condition of the operator of ACS" (A. A. Ponukalin), "The features of interaction in the human-machine system determined by suggestibility of the operator" (V. V. Kozacha).

In 1972 A. A. Ponukalin met Yu. M. Zabrodin, who was working at that time as the deputy director of the IP AS USSR, and began to work on the PhD thesis under his supervision. Development of problems of psychoacoustic in the context of psychophysics began joint with Zabrodin's group. In parallel, researches in collaboration with the Institute of Broadcasting Reception and Acoustics of name A. S. Popov under the leadership of Yu. M. Zabrodin, concentrated on problems of perceptual psychology of noise in acoustic conditions of a cabin of the space aircraft were conducted and

programs of psychological support and stress management for astronauts were developed. At that time V. V. Kozacha was designing psychological recovery rooms for the industrial enterprises. Such room, for example, was created by university psychologists at the plant of technical glass. Extention of the topical field of researches was provided by development of an assessment issue in psychology that was jointed by L. P. Doblaev.

In 1979 A. A. Ponukalin under the supervising of Yu. M. Zabrodin defended the PhD thesis "Psychological features of difficult signals assessment" (IP AS USSR, 1979). Same year the staff of laboratory took part in the fifth All-Union congress of engineering psychology. The congress was directed by B. F. Lomov. At the initiative of Yu. M. Zabrodin the All-Russian conferences with the issue of collections of articles began to be held in Saratov State University («Experimental psychology», 1980; «Problems of psychological support of operators of human-machine systems», 1983; «Problems of psychology of subjective judgments and evaluation», 1984; «Psychic traits of activity of an operator», 1985; «The measurement of psychic traits of an operator», 1986; «Subjective judgment in a structure of activity», 1987; «Psychological mechanisms of forming of subjective judgment»,1989; «Work psychology in conditions of problem situations», 1996). Also the staff of laboratory of engineering psychology took active part at the topical All-Union conferences held by Yu. M. Zabrodin during 1979-1983. In 1984 the stuff of laboratory took part at the conference «Psychological aspects of simulation» organized by Yu. M. Zabrodin in Yerevan State University and at the meeting devoted to aerospace simulation training systems in Penza together with astronauts. In the same years R. Kh. Tugushev and A. A. Ponukalin actively began to develop a cross-disciplinary problem of Artificial Intelligence (AI) on crossing of psychology and mathematics. There were published articles "Problems of psychotechnical reflection of some characteristics of intelligently mobile systems" (R. Kh. Tugushev) and "Social problems of AI" (A. A. Ponukalin).

When A. A. Ponukalin had joined to Technical University to work as the head of department, cooperation with Yu. M. Zabrodin in SSU was continued by R. Kh. Tugushev, who had been the head of the psychology department by that time. In 2001 R. Kh. Tugushev got a doctorate in psychology at the specialty of industrial psychology, engineering psychology and ergonomics (MSU). His doctoral thesis was named as "The system approach at an experimental and application-oriented psychodiagnosis of the actor of work" and the scientific consultant was professor R. V. Gabdreev. Since 1975 S. I. Avgustevich by L. P. Doblaev's invitation had begun to work at the department of psychology. S. I. Avgustevich by supervising of the head of the department of engineering and work psychology of the faculty of psychology of MSU V. P. Zinchenko worked on his PhD thesis devoted to experimental studying of visual perception and the process of identification (decoding) of images (sketches). At the same time S. I. Avgustevich cooperated with V. S. Merlin to study the problem of integral individuality. According to the curriculum S. I. Avgustevich conducted a practical work on a visual perception and formed to students a culture of experimental and team work by the original technic. In 1978 S. I. Avgustevich founded the first laboratory of motor transport industrial psychology in the USSR based on the Saratov Regional Management of Motor transport. The work on studying and deciding of drivers' psychological problems was started. After a long break connected with closing of psychotechical laboratories of work psychology of I. N. Shpilrein, S. G. Gellershtein in 1925-1937, the Avgustevich's laboratory became one of the first laboratories that was reviving in the different fields of the national economy.

Since foundation of laboratory there had been an opportunity to organize a practical work to students in a psychology on its base and also to employ of graduates. The stuff of laboratory created by S. I. Avgustevich from his students was carrying out a diagnostic and a sensory rehabilitation of drivers. The field of questions connected with a managerial psychology was extanding and the perspective of managerial psychology became key in activity of laboratory. In 1983 S. I. Avgustevich

defended the PhD thesis by V. P. Zinchenko supervising in Moscow State University, had worked on the department of psychology in Saratov State University before 1989 and then he had a job transfer to Moscow. Since 1971 to 1984 S. I. Avgustevich had published 38 articles (including publications in "Psychological Journal" and "Questions of Psychology") about the method of the limited field of vision, results of the research of the assessment actions while the field of vision was limiting and about a psychological service at the motor transport sphere.

Table 1. Key Industrial and Organizational Psichology researches of the first period (1972-2008)

Key person Born - ■ died Speciality

Leo Doblaev 1922 - 2010 Subjective judgments and evaluation

Alexey Ponukalin 1938 - 2016 Psychoacoustic researches, assessment of difficult signals, psychological states of human-operator, psychological problem of Automatic Control Systems projecting

Rashid Tugushev 1940 - 2008 Psychoacoustic researches, psychodiagnosis of the actor of work, design of Automatic Control Systems

Vladimir Kozacha 1948 - 2004 Psychoacoustic researches, interaction in the human-machine systems, projecting of psychological recovery rooms

Evgeny Garber 1923 - 2001 Work psychology

Semen Avgustevich born 1937 Visual perception, psychology of the limited field of vision, psychology

of driver, psychology of management

The course of "Work Psychology" was given at the department of psychology by a medical officer, associate professor, candidate of medicine E. I. Garber. He wrote the original education guidance "Work psychology". Eugeny Garber conducted students training to the practical work in the flight military school, where was the work on development of skills of application some methods of psychodiagnosis in a certain sphere of action. During the five years of education, students of the psychology department could have broad education including theoretical and practical training in the field of engineering and work psychology. An employment of graduates in an "Engineering and Work Psychology" was carried out to laboratory of industrial and transport enterprises and also in closed scientific research institutes. The laboratory of engineering psychology was equipped with the current difficult equipment for psychoacoustic researches.

Industrial and Organizational psychology in SSU today

In 2010 SSU founded the faculty of psychology, which started to train students according to the level-based system (bachelor degree — master's degree — postgraduate study). The program of a bachelor degree on the third and fourth year included the elective course "Organizational psychology". We also opened the master's program "Organizational Psychology". In 2013, the master's program in organizational psychology has been successfully accredited by the Association of Classical Universities of Russia (ACUR). Success was promoted by the following factors:

Factor 1. Participation of members of Employers' association of the graduates of psychological faculty in educational process that represent large regional business (participation in development of academic program, teaching classes, organization of internships and employment of graduates. One of such employers is group of companies "Dubki" that includes the psychological company "Personnel-Consulting" with more than 160 psychologists in the staff who execute specialized types of psychological work in the sphere of organizational psychology).

Factor 2. Managing of the annual research-to-practice conference "Organizational psychology: people and risks". The conference was founded in 2010 with an active assistance of T. Yu. Bazarov (MSU; HSE) and O. Deyneka (St. Petersburg University). Since the year of 2011 the department of organizational psychology of College of Natural sciences of Colorado State University (USA) became the partner of a conference. The international list of conferees extended in years by the department of work and organizational psychology of Stockholm university (Sweden), University of Wyoming (USA), Ankara University (Turkey), University of Angers (France). Since the year of 2015 the conference is used as the platform for development of a regional perspective in cooperation with the regional authorities and business. It is carried out annually and results are published in the collection of scientific works of conferees with the cognominal name ("Organizational psychology: people and risks", 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016). Within the conference foreign and Russian psychologists give public lectures and hold master classes for participants.

Factor 3. Partnership with Colorado State University (USA) and University of Wyoming (USA) that helped to organize internships for professors working in the field of organizational psychology and postgraduate students who could conduct researches in the USA, participate in the SIOP APA conferences, and also published results of joint researches. Moreover, the draft project of training of students of master's program "Organizational psychology" in the online master's program of organizational psychology in Colorado State University was realized (headed by PhD. K. Kraiger)

Factor 4. Articulation of organizational and cultural topic as the central theme for development of the organizational psychology at faculty of psychology in SSU based on the order approach to social psychological studying of organizational culture created by L. N. Aksenovskaya. This defines an originality of Saratov organizational psychology at the present stage of development. On the basis of order approach one doctoral dissertation and three Candidate's dissertations are defended in the VAK field 19.00.05 (social psychology).

Factor 5. Managing of the annual summer psychological school of order researches in the camp of SSU based on the Volga river, where undergraduates and graduate students discuss results of their researches and get acquainted with new scientific concepts in communication with scientists — guests of School;

Factor 6. Online journal in English with the international editorial board "International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice" that gives an opportunity to exchange the ideas and results of researches to conferees of "Organizational psychology: people and risks".

So far, the master's program "Organizational Psychology" has eight graduations, there are citizens of Turkey among graduates. Masters — organizational psychologists are much-wanted in the organizations of the region, other cities of Russia, abroad (Germany, Turkey, the USA). A new tendency consists on the invitations of organizational psychologists for work at the enterprises of the region as top and line managers.

Order approach to study of organizational culture — organizational psychology

academic school in Saratov state university

Describing the theoretic — methodological bases of development of organizational psychology at faculty of psychology in SSU and perspective of organizational and psychological researches, it is necessary to return shortly to historical aspects of formation of industrial-organizational psychology in SSU. The organizer and head of the master's program "Organizational Psychology" (L. N. Aksenovskaya) received the invitation after the graduation from SSU to join the working group of S. I. Avgustevich who was working in the Institute of professional development of the Ministry of

Amelioration and Water Management of the USSR and joined in the research perspective of group connected with psychology of management. At the same time she was working on the PhD dissertation at the department of social psychology of faculty of psychology of St. Petersburg University under the supervision of the doctor of psychological sciences, professor V. E. Semenov ("Modeling of managerial interaction as a method of optimization of organizational culture". It was defended in 1997 in St. Petersburg University). Later she started the work on the doctoral dissertation, the scientific consultant of which was a doctor of psychological sciences, professor of department of social psychology of faculty of psychology of MSU T. Yu. Bazarov ("Social and psychological model of organizational culture began: concept, methodology, technology of change (order approach)". It was defended in 2008 in MSU).

Order approachto social-psychologicalresearch and change of organizationalcultureisqualitative and is focused on methodological standards of humanistic psychology. Within the order approach the culture is defined as an ethic-determinated order, and organizational culture is defined as a complex social and psychological order of the organizational and managerial interactions constituted and regulated by subsystems of ethical senses of participants of interaction (Aksenovskaya, 2005; 2007). Ethical senses play a key role in sorting of information by criteria "correct/incorrect", "good/bad" therefore the coordination of ethical senses of participants of interaction allows to reduce the level of "organizational tensions" (T. Peters) and increase efficiency of interaction. Managerial interaction is the modeling parameter for social and psychological model of organizational culture (order model), depending on the model of managerial interaction used by the leader ("parental", "commander" or "pastoral") the corresponding aspects (suborders) of organizational culture are formed ("family", "army" or "church"). The complete social and psychological order (organizational culture) contains three suborders. The main method of social and psychological work with organizational culture is the modeling method (metaphorical, graphic, game, physical and mathematical).

In live projects of organizational culture change, diagnostics of organizational culture is not allocated in an independent type of collecting and analysis of information, and performed by indirect means in the course of employee training. In research practice the complex of three diagnostic techniques is applied (assessment of expressiveness degree of suborders, assessment of formation degree of suborders and soteriological assessment technique of development level of leadership skills of heads), and also the range of computer modeling methods of the received results extends (Aksenovskaya, 2010; 2015, 2017). The method of a social and psychological training in the order way is applied to implementation of changes. For the research of a number of problems on the basis of the order approach together with order techniques other methods of a research are also applied: blood test (organizational stress), testing (emotional intelligence, engagement, job insecurity, motivation), polling methods (proneness to conflict, adaptation), eye-tracking and neurovisor (adoption of administrative decisions), etc. In recent years, due to activity of graduates the range of organizations where order researches are carried out is extended (theaters, universities, the Russian Orthodox Church). After opening of scientific initiative "Order structures and processes in psychology: the culture, ethics, sense" appeared an opportunity for systematical and planned-based development of the order approach.

The subject arrangement of organizational and psychological researches conducted at faculty of psychology of SSU includes the following directions: a) researches of "classic" and new problems of organizational psychology on the basis of order approach (plus to mentioned subjects, researches of emotional intelligence of leaders, researches of media culture of enterprises) (Doroshin, 2014; Kravtsova, 2016); b) job insecurity phenomenon researches at the industrial enterprises of the region (Smirnova, 2015; 2016); c) researches of innovative potential of leaders (Ponukalin, 2010). The last two directions are carried out in a quantitative paradigm and widely use methods of mathematical

data processing. Thus, industrial and organizational psychology at faculty of psychology in SSU develops two lines at the present stage — humanitarian, connected with primary use of qualitative methods of research, and natural-science, connected with opportunities of natural and exact sciences. Great attention is given to development of interdisciplinary (cognitive psychology, cross-cultural psychology, legal psychology) and cross-disciplinary approaches (physics, mathematics, linguistics, cultural science, geography) in researches of organizational and psychological problems. Cross-disciplinary cooperation develops by the system of cross-disciplinary seminars where organizational psychologists and representatives of the other faculties and institutes of SSU communicate and build work.

Table 2. Modern organizational and psychological research in Saratov State University

Current researh trend Main exponents

Sociopsycological research organizational culture (order approach) L. N. Aksenovskaya (1997, 2008, 2016)

Organizational culture, job insecurity A. Yu. Smirnova (2010, 2015, 2016)

Organizational culture, emotional intelligence and leadership A. K. Kravtsova (2013)

Organizational culture, mediaculture of organizations B. A. Doroshin (2016)

Innovation activity of organizations A. A. Ponukalin - j. (2012)

Describing the other tendencies and prospects of development of industrial and organizational psychology in SSU it is necessary to note creation of laboratory of cognitive psychology in 2014 that has special equipment to develop hardware researches of organizational psychology, and also opening of department of business psychology on the basis of the Trade-Industrial Chamber of Saratov region. The recent project allowed to expand the list of enterprises where students - organizational psychologists can serve internships and conduct the researches. The other important prospect of development of industrial and organizational psychology in SSU is expansion of professional communications with colleagues in Russia and abroad. Faculty of psychology works closely with the department of psychology of High School of Economics under the assistance of V. Klucharev. Great expectations of faculty of psychology of SSU are pinned on implementation of the joint project "Stolypin's reform: version 2.0" headed by the professor T. Yu. Bazarov [10]. Within this project the whole generation of young Saratov psychologists is formed. The faculty of psychology always feels and appreciates strong support and help of T. Yu. Bazarov.

Conclusion

The development of I-OP in Saratov State University has begun later than in leading universities of our country. The first stage of foundation of psychological science and education in SSU, which has begun in 1917, lasted 64 years and was mainly connected with methodological, specific psychological and psycho - pedagogical problems. Since 1972, when laboratory of engineering psychology based on department of psychology, the establishing and developing of I-OP in SSU under scientific guidance of top Moscow researchers and their scientific schools (Yu. M. Zabrodin, IP AS USSR and V. P. Zinchenko, MSU) have begun. The whole group of distinguished Saratov psychologists such as L P. Doblaev (1922-2010), A. A. Ponukalin (1938-2016), R. Kh. Tugushev (1940-2008), V. V. Kozacha (1948-2004), E. I. Garber (1923-2001), S. I. Avgustevich (1937) have played key role in this process. They not only found the basis of industrial organizational psychologists' teaching in university and provided entities of region with highly qualified staff but also made an impact in scientific development of engineering psychology problems, problems of work psychology and psychology of management which were actual in 1970-1980th.

The sharp change of historical circumstances of our country's development reflects on the process of I-OP's development in SSU. The process of radical changes in economy and closing of entities in MIC industry, in which the department of psychology SSU was focused on, has caused process of changes in industrial and organizational psychology as well. These changes have concerned the tasks of I-OP, its clients, methods of research and methods of practical work in collective of leading organizational psychologists in SSU formed by 90th. Their students have been involved in work on creating of new private organizations, on taking part in management of them, in consulting and learned new for them selves skills in communication with foreign colleagues and colleagues from other Russian universities.

The necessary premises for the beginning of new stage I-OP' development in SSU have aroused by 2010 with opening of Faculty of Psychology. The Faculty has gone over on three-level system of psychologists' teaching, has opened Master Program on organizational psychology, has created close partnerships with employers of faculty's alumni, with colleagues from other universities in Russia and abroad, has begun to organize annual conference in organizational psychology. Modern equipment for research has been bought and practical based Department of Business Psychology has been opened. Young scientists-psychologists have begun to define their PhD devoted to socio-psychological problems in organizational psychology.

It should be mentioned that our elder colleagues who became a legends by that time since 2010 supported all efforts of administration of brand new Faculty of Psychology in development of I-OP. There names are L. P. Doblaev, A. A. Ponukalin, R. G. Selivanova, I. E. Strelkova, S. I. Avgustevich. This continuity and cooperation of generations testifies the correct nature of the development of both the Saratov Psychological School itself and the I-OP based on it as a significant and promising direction. It became a tradition to maintain and develop the relations with the leading scientists and psychological schools of our country (St. Petersburg State University and Moscow State University). Doctor of psychological sciences L. N. Aksenovskaya, candidate of sociological sciences A. A. Ponukalin Jnr., candidate of psychological sciences A. Yu. Smirnova, candidate of psychological sciences A. K. Kravtsova, candidate of psychological sciences I. A. Doroshin are the active core of organizational psychologists of the Faculty of Psychology in SSU nowadays.

Today the organizational psychologists of Saratov University perceive themselves as historically justified part of the entire Soviet and Russian community of industrial and organizational psychologists. They see their present and future as an effectively cooperating part of the developing world of I-OP. They also are respectfully and gratefully acknowledging the important role, which journal "Organizational Psychology" played in the integration of our community.

References

Aksenovskaya, L. N. (2005). Ordernaya kontseptsiya organizatsionnoi kul'tury: voprosy metodologii [The warrant concept of organizational culture: issues of methodology]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta. Aksenovskaya, L. N. (2007). Ordernaya model'organizatsionnoikul'tury [Order model of organizational

culture]. Moskva: Akademicheskii proekt; Triksta. Aksenovskaya, L. N. (2010). Metodika ordernoi diagnostiki organizatsionnoi kul'tury [The method of order diagnosis of organizational culture]. Izvestiya saratovskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 10(4), 63-68. Aksenovskaya, L. N. (2016). Ordernye issledovaniya organizatsionnoi kul'tury: kharakteristika, aktual'nye voprosy i perspektivy [Order research of organizational culture: characteristics, topical issues and perspectives]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie problemy sovremennogo obshchestva: lichnost,gruppa, organizatsiya (9-27). Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta.

Aksenovskaya, L. N. (2017). Soteriologicheskaya metodika otsenki urovnya razvitiya liderskikh kachestv [The technique of diagnosing the degree of formation of suborders of the organizational culture]. Izv. Sarat. un-ta. Nov ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 6(1), 38-52.

Aksenovskaya, L. N. (2015). Metodika diagnostiki stepeni sformirovannosti suborderov organizatsionnoi kul'tury [The technique of diagnosing the degree of formation of suborders of the organizational culture]. Izv. Sarat. un-ta. Novaya ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 15(4), 65-72.

Avgustevich, S. I. (2011). Istoriya ogranichennogo polya videniya [The history of the limited field of vision]. In: Opyt i perspektivy razvitiya universitetskoi psikhologii v Saratove: materialy Yubileinoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 40-letiyu kafedry psikhologii (9-10 dekabrya 2011 g.) (5-14). Saratov: ID «Del'ta».

Bazarov, T. Yu., Aksenovskaya, L. N. (2016). Rossiiskii region kak ob'ekt sotsial'no-psikhologicheskogo vmeshatel'stva: kontseptsiya, tekhnologiya, opyt [The Russian region as an object of social and psychological intervention: the concept, technology, experience]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 4. URL: http://qje.su/

Doroshin, I. A. (2014). Ordernaya diagnostika mediinykh aspektov organizatsionnoi kul'tury [Order diagnosis of media aspects of organizational culture]. Izv. Sarat. un-ta. Novaya ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 14(3), 71-75.

Glukhova, O. E., Aksenovskaya, L. N. (2016). Modelirovanie organizatsionnogo i organizatsionno-kul'turnogo vzaimodeistviya: atomisticheskii podkhod [Modeling of organizational and organizational-cultural interaction: atomistic approach]. Saratov: Saratovskii istochnik.

Kravtsova, A. K. (2016). Vliyanie emotsional'nogo intellekta lidera na organizatsionnuyu kul'turu. Napravleniya i metody ego razvitiya [The influence of the emotional intelligence of the leader on the organizational culture. Directions and methods of its development]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie problemy sovremennogo obshchestva: lichnost, gruppa, organizatsiya. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta.

Ponukalin, A. A. (2010). Sotsial'naya psikhologiya upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu [Social psychology of innovation management]. Izv. Sarat. un-ta. Novaya ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 10(4), 83-88.

Ponukalin, A. A. (2012). Psychological school of Yu. M. Zabrodin in SSU. In: Problemy sovremennoi psikhologii: teoriya, praktika, eksperiment: materialy yubileinoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, posvyashchennoi 40-letiyu kafedry psikhologii (3-16). Saratov: Nauka.

Smirnova, A. Yu. (2015). Dvukhkomponentnaya model' sub'ektivnoi nezashchishchennosti v sfere truda v zarubezhnykh issledovaniyakh: psikhologicheskoe soderzhanie i diagnostika fenomena [Two-component model of subjective insecurity in the world of work in foreign studies: the psychological content and diagnosis of the phenomenon]. Izv. Sarat. un-ta. Novaya ser. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 15(4), 99-106.

Smirnova, A. Yu. (2016). Znachenie rolevogo konflikta v perezhivanii sub'ektivnoi nezashchishchennosti v sfere truda [The role of the role conflict in the experience of subjective insecurity in the world of work]. Organizational psychology, 6 (4), 14-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.