Научная статья на тему 'ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ХУДОЖНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В'

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ХУДОЖНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЕПОВЕЦ / ЧЕРЕПОВЕЦКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ / ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Касаткина С.С.

В статье рассматривается история развития художественной жизни города Череповца во второй половине XX - начале XXI в., в рамках которой раскрывается тема индустриальных мотивов творчества череповецких художников. На основе архивных материалов Дома художника Череповца, каталогов выставок, личных воспоминаний и впечатлений художников представлена творческая история индустриальной группы художников города, процесс становления Череповецкого регионального отделения Союза художников России. Автор анализирует социокультурные обстоятельства города, в которых произошло обращение к теме индустриальных сюжетов. Современные художники возвращаются к сюжетам индустриальной тематики, связанной с грандиозной стройкой прошлого столетия - развитием самого Череповца и градообразующих предприятий металлургической и химической промышленности, но их интерес имеет иные критерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL THEME IN THE WORKS OF CHEREPOVETS PAINTERS IN THE SECOND HALF OF THE XX - EARLY XXI CENTURY

The article discusses the history of the development of the painters life of the city of Cherepovets in the second half of XX - beginning of XXI century, in which reveals the theme of industrial art of the Cherepovets painters. On the basis of archival materials of the House of Painters of Cherepovets, exhibition catalogues, personal memories and impressions of painters, the creative history of the industrial group of painters of the city, the process of formation of the Cherepovets regional branch of the Union of Painters of Russia is presented. The author analyzes the socio-cultural circumstances of the city, in which there was an appeal to the topic of industrial heritage. Modern painters return to the subjects of the industrial landscape associated with the grandiose line of the last century - the development of Cherepovets itself and the city-forming enterprises of the metallurgical and chemical industries, but their interest has other criteria.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ХУДОЖНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В»

ПРОМЗОНА

УДК 75.03(470.12)

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ХУДОЖНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

С. С. Касаткина

Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, SvetlanaCH5@rambler.ru

В статье рассматривается история развития художественной жизни города Череповца во второй половине XX — начале XXI в., в рамках которой раскрывается тема индустриальных мотивов творчества череповецких художников. На основе архивных материалов Дома художника Череповца, каталогов выставок, личных воспоминаний и впечатлений художников представлена творческая история индустриальной группы художников города, процесс становления Череповецкого регионального отделения Союза художников России. Автор анализирует социокультурные обстоятельства города, в которых произошло обращение к теме индустриальных сюжетов. Современные художники возвращаются к сюжетам индустриальной тематики, связанной с грандиозной стройкой прошлого столетия — развитием самого Череповца и градообразующих предприятий металлургической и химической промышленности, но их интерес имеет иные критерии.

Ключевые слова: Череповец, Череповецкое региональное отделение Союза художников России, история художественной жизни города, индустриальное наследие.

INDUSTRIAL THEME IN THE WORKS OF CHEREPOVETS PAINTERS IN THE SECOND HALF OF THE XX — EARLY XXI CENTURY

S. S. Kasatkina

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, SvetlanaCH5@rambler.ru

The article discusses the history of the development of the painters life of the city of Cherepovets in the second half of XX — beginning of XXI century, in which reveals the theme of industrial art of the Cherepovets painters. On the basis of archival materials of the House of Painters of Cherepovets, exhibition catalogues, personal memories and impressions of painters, the creative history of the industrial group of painters of the city, the process of formation of the Cherepovets regional branch of the Union of Painters of Russia is presented. The author analyzes the socio-cultural circumstances of the city, in which there was an appeal to the topic of industrial heritage. Modern painters return to the subjects of the industrial landscape associated with the grandiose line of the last century — the development of Cherepovets itself and the city-forming enterprises of the metallurgical and chemical industries, but their interest has other criteria.

Key words: Cherepovets, Cherepovets regional branch of the Union of Painters of Russia, history of the painters' life of the city, industrial heritage.

© Касаткина С. С., 2021

Ссылка для цитирования: Касаткина С. С. Индустриальная тема в творчестве череповецких художников во второй половине XX — начале XXI в. // Labyrinth: теории и практики культуры. 2021. № 1. С. 65—88.

Citation Link: Kasatkina, S. S. (2021) Industrial'naya tema v tvorchestve cherepoveckih hudozh-nikov vo vtoroj polovine XX — nachale XXI v. [Industrial theme in the works of Cherepovets painters in the second half of the XX — early XXI century], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 1, pp. 65—88.

Индустриальные города и производственный потенциал территорий сформировали промышленную тему в искусстве, восприятие которой определяет их образы. Исследованию истории художественной жизни Череповца с 60-х гг. XX — начала XXI в., а также изучению работ череповецких художников в индустриальной специфике посвящена данная статья.

Ведущим жанром живописи художников Вологодской области всегда оставался пейзаж. «К нему обращались практически все художники. В 1990-х и начале 2000-х годов в живописи вологодских художников начинает преобладать линия традиционной реалистической живописи, в которой пейзаж занимает доминирующее место» [Изобразительное искусство... , 2021]. Череповец по разным причинам был оторван от этой практики и стал городом, в котором со второй половины XX века сформировались новаторские тенденции промышленной темы в живописи и скульптуре.

В 50-е годы XX в. в Череповце начал строиться металлургический завод, в 70-е годы XX в. появились объекты химической промышленности. в город приезжали строители, формируя его новый «социальный капитал». Р. С. Колокольчикова справедливо замечает, что «местные власти Череповца при хроническом отставании развития материальной базы социально-культурной инфраструктуры города от темпов прироста населения, низкой обеспеченности горожан учреждениями культуры стремились использовать разнообразные приемлемые формы культурного развития и обслуживания населения» [Колокольчикова, 2009: 143—144]. Для освещения производственной темы череповецкой стройки в 1970-е гг. в Череповце на базе Череповецкого металлургического завода под руководством заслуженного художника РСФСР В. Н. Корбакова была организована республиканская индустриальная группа художников. В состав группы вошли заслуженный художник России В. А. Ветрогонский (Ленинград), заслуженный художник РСФСР А. В. Пантелеев (Вологда), народные художники России Суло Юнтунен (Петрозаводск) и Д. В. Журавлев (Новгород), А. М. Колчанов (Киров) и Э. Г. Браговский (Москва) [Шалаевская, 2012]. В группе работали не только живописцы, но и графики, скульпторы. Приезжал в Череповец и ленинградский скульптор, Народный художник СССР, академик Российской Академии Художеств, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Б. А. Пленкин. С художниками заключались договоры на творческие работы, которые иногда длились продолжительное время. Достойная оплата труда, возможность получить мастерскую и жилье были мотивом заниматься художественной работой в городе металлургов. Произведения авторов объединяла тема рабочего человека, тема индустриального промышленного пейзажа. «Образ стройки перерастает в образ созидательного труда, овеянного суровой и героической романтикой» [Николаева, 1983: 135]. Художники Череповца уверенно вписались в общий тренд того времени, посвятив свои работы труду череповецких строителей, сталеваров, химиков. В их творчестве присутствует индустриальный пейзаж с крупными промышленными зданиями и сооружениями. Заводы аллегорично вплетены в образ города, неразрывно связаны с ним. В сюжетах произведений ощущается мощь тяжелой индустрии, ответственность трудящихся перед теми задачами, которые на них были возложены. Несмотря на суровые реалии металлургического производства, в картинах, графических репортажах и скульптурах, посвященных Череповцу, раскрыта особая красота промышленной архитектуры, ощутима суть «металлургической цивилизации». Эта особенность художественного творчества имеет социально-нравственное значение, так как способствует воспитанию разумных потребностей и созидательных интересов человека и общества.

В. А. Ветрогонский. Обед строителям. Из серии «Северная Магнитка». 1965

(Белгородский художественный музей. URL: http://belghm.ru/o-muzee/koUekcii-istoriya-bgkhm/kollekcii/grafika/vetrogonskiy-v-a-5397/)

В. А. Ветрогонский. Строим Череповецкий конвектор.

Из цикла «По родному Северо-западу», серия «Северная Магнитка». 1979—1980

(Белгородский художественный музей. URL: http://belghm.ru/o-muzee/koUekcii-istoriya-bgkhm/kollekcii/grafika/vetrogonskiy-v-a-328/)

В. А. Ветрогонский. В морозный январь.

Из цикла «По родному Северо-западу», серия «Северная Магнитка». 1979—1980

(Белгородский художественный музей.

URL: http://belghm.ru/o-muzee/koUekcii-istoriya-bgkhm/kollekcii/grafika/vetrogonskiy-v-a-327/)

Серию работ о Череповце «Северная Магнитка» создал Владимир Ветрогонский. Творческую специфику художника оценивает В. И. Филиппова, отмечая, что «уже в первых графических работах этого автора можно отметить стремление отразить красоту северной природы, трудовой пафос рабочих будней Череповецкого металлургического комбината, романтику мощной индустрии. Графические серии «Заводские будни» (1953—1957), «Северная Магнитка» (1959—1971), «По родному Северо-Западу» (1953—1971) и многие другие серии этого автора являются интереснейшими повествованиями, острыми и выразительными, созданными мастером наблюдательным, влюбленным в окружающую жизнь» [Филиппова, 2016: 179]. Художественными сюжетами линогравюр, литографий и акварельных работ В. А. Ветрогонского стали образы металлургов, атмосфера строящегося города, интенсивность труда сталеваров и строителей, доменные печи, масштабное оборудование завода, расплавленный металл, природа Русского Севера.

В 70—80-е годы XX в. тема промышленного пейзажа раскрылась в творчестве заслуженного художника РСФСР А. В. Пантелеева. В его работах произошел сплав авангарда и реализма, проявился «суровый стиль». Индустриальные пейзажи и произведения, связанные с технической темой в творчестве А. В. Пантелеева 1950—1980 гг., рассматриваются И. Б. Балашовой. Полагаясь на мнение искусствоведа, необходимо отметить, что А. В. Пантелеев обращался к индустриальной теме в связи с исторической спецификой своего времени — ролью промышленности в построении социализма, а также в силу личной заинтересованности художника,

выполнявшего государственный заказ. «Создание Пантелеевым цикла произведений о роботах отразило важную для отечественного и мирового искусства проблему постижения сущности технического переворота, произошедшего в XX в.» [Балашова, 2009: 6]. Художник верил в торжество прогресса, раскрывая в своем творчестве обобщенный образ индустрии как ведущей приметы современности.

А. В. Пантелеев. Вечер на Шексне. 1981

(Живописный календарь. URL: https://vk.com/photo-151452534_457293976)

А. В. Пантелеев. Близ Череповца. 1976

(Живописный календарь. URL: https://vk.com/photo-151452534_457293727)

А. В. Пантелеев. Утро на Череповецком металлургическом заводе. 1977

(Живописный календарь. URL: https://sun9-24.userapi.com/impg/ Gl_SqqLqfUG5q8xHckKFmlKiqz0h02btZuiG2Q/tByX9fE3c08.jpg?size=777x800&quality= 96&proxy= 1&sign=db7b46ae002feecc6d238215c8a7e774&type=album)

А. В. Пантелеев. Монтаж 5-й домны. Череповец. 1985

(Живописный календарь. URL: https://sun9-9.userapi.com/impg/P6TGQESc-_sckC477DW--nVIABgOh3lrAwLZ4g/uzeGbTSoAoI.jpg?size=397x364&quality= 96&proxy= 1&sign=7254c01 ad22c4bdea4cfb5170e29eac3&type=album)

Н. И. Гришачев. С улыбкой о металлургах. 1974

(Культура Вологодской области. URL: http ://cultinfo.ru/ art/painting-and-schedule/grishachev-nikolai-ivanovich.php)

Помимо деятельности всесоюзной индустриальной группы художников, приезжавших периодически, художественная жизнь в городе развивалась в Вологодских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР в Череповце. По словам члена Союза художников России, заслуженного художника РФ, почетного академика Российской Академии Художеств, бывшего председателя Череповецкого регионального отделения Союза художников России

A. М. Шебунина, череповецкая группа состояла из девяти членов Союза художников СССР: А. Т. Наговицына, заслуженного художника РСФСР

B. В. Щепелкина, М. С. Каменского, Т. П. Контарева, Н. И. Гришачева, Л. Чистякова, Е. А. Соколова, заслуженного художника РСФСР В. А. Сергеева, В. Г. Смирнова [Шебунин, 2000: 1]. Художники работали по творческим договорам с Художественным фондом РСФСР, выполняя проекты (заказы), сдавали свои произведения художественному совету. Заказчиком работ был Художественный фонд РСФСР.

Н. И. Гришачев. На стройках пятилетки. 1983. Холст, масло. 115 х 150

(черно-белая фотокопия работы из архива Дома художника в Череповце)

Н. И. Гришачев. Строительство химического завода. 1983. Холст, масло. 75 х 100

(черно-белая фотокопия работы из архива Дома художника в Череповце)

О жизни художников в Череповце А. М. Шебунин вспоминает следующее: «Быть членом Союза художников тогда считалось очень престижно. Денег там не платили, но была возможность работать по творческим договорам через Художественный фонд. Многие считают партийную систему несовершенной, но внимания к искусству тогда было больше. Горком делал творческие заказы, престижные и дорогие. Так что была

возможность работать, заниматься творчеством и жить безбедно. Лимит был 400 рублей в месяц. Рабочий завода, сталевар получал 300—400 рублей, а это в четыре раза больше, чем инженер. Плюс свобода, поездки. Так что я тогда развернулся, сделал много заказов, памятников, мемориальных досок. Кроме того, на выставках лучшие произведения приобретали музеи. Причем покупали за значительные суммы. На деньги за пять медалей я мог жить полгода» [Мануйлов, 2018]. Горком партии курировал Союз художников. Произведения на выставки отбирал выставком. Художественный фонд, выставкомы следили за качеством работ.

Роль градообразующих предприятий в развитии художественной среды в городе была велика. На Череповецком металлургическом комбинате в 1960—80-е гг. существовало бюро технической эстетики, в котором также трудились художники, конструкторы, архитекторы. В 1980 г. А. М. Шебунин, работая на ЧерМК в отделе главного архитектора комбината, выполнил рельефы для стелы в честь 25-летия ЧерМК, а также серию плакет и медалей. В 1982 г. в ходе завершения строительства 5-й доменной печи металлургического завода по заданию ЦК комсомола был организован пленэр череповецких художников, в состав которого вошли А. В. Бабаев, В. А. Шагинов, Н. Ф. Федосов, А. М. Шебунин, В. Г. Смирнов. Металлургический комбинат привлекал к себе и скульпторов, т. к. в условиях производства можно было по специальной договоренности с руководством отлить из металла (череповецкого чугуна) свои художественные работы. В других городах региона такой прямой возможности практически не было. Поэтому в Череповце было создано множество портретов строителей и металлургов. Благодаря труду художников, мастеров пластических искусств у Череповца сформировался уникальный, колоритный и реалистичный художественный образ строящегося города в период его становления как промышленного гиганта Северо-Западного региона страны.

А. М. Шебунин. Фрагмент стелы. Череповец. 1980

А. М. Шебунин. Фрагмент стелы. Череповец. 1980

Художественное представление об индустриальном Череповце выражалось в выставочных пространствах региона и страны. До 1992 г. череповецкие художники входили в состав Вологодской организации Союза художников РСФСР. Произведения

череповчан неоднократно экспонировались на всесоюзных (республиканских), региональных (зональных), областных, отчетных и персональных выставках. Город поддерживал художников, была возможность работать по творческим договорам через Художественный фонд РСФСР. Городской комитет делал заказы. В 1985 г. под эгидой Вологодской организации Союза художников РСФСР, отдела культуры Череповецкого горисполкома, Череповецкого краеведческого музея была открыта выставка «Череповец — город-труженик в произведениях советских художников». Работы, посвященные памяти Героя Социалистического Труда, академика Ивана Павловича Бардина1, были представлены в выставочном зале музея Череповца. Участники выставки — художники из Череповца, нинграда, Новгорода, Вологды, Кирова. Индустриальная тема не для всех являлась ведущей, но органично вошла в творчество многих. «Образ металлургического гиганта, люди, работающие у огненных печей и горячих станов, запечатлены в произведениях народного художника РСФСР В. А. Ветрогонского, заслуженных художников РСФСР А. М. Колчанова, В. Н. Корбакова, Д. В. Журавлева, В. А. Сергеева, художников Л. П. Новиковой, Н. И. Гришачева, Э. Н. Иванова, В. А. Татаринова, В. С. Кровельщикова, В. Ю. Агафонова» [Ванева, 1985: 5]. Произведения о городе и крае внесли большой вклад в художественную летопись Череповца.

В 1989 г. череповецкие художники экспонировались в областной столице. Эта выставка стала результатом большого художественного труда. Г. Дементьева отмечает: «Так, за 1984—1986 годы наряду с групповыми, в Череповце прошли персональные выставки А. В. Щепелкина, А. М. Шебунина, В. А. Шагинова. Летом 1986 г. череповецкие художники познакомили со своими произведениями ленинградцев. Таким образом, выставка череповчан в Володе (в 1989 г. — С. К.) предопределена серьезной творческой работой коллектива художников и является ее закономерным итогом» [Дементьева, 1989: 3]. В вологодской выставке 1989 г. участвовало 25 череповецких художников, было представлено около 150 произведений, выполненных в разных жанрах, посвященных разным темам, в том числе и индустрии родного города, труду и заводу, воспринимаемому буквально как живой организм.

В 1992 г. в Череповце состоялось собрание череповецкой группы художников, в результате которого большинством голосов решили создать Череповецкую городскую организацию Союза художников России с правом юридического лица. Были избраны члены

А. М. Шебунин. Строитель. 1979

1 По инициативе И. П. Бардина (1883—1960), советского металлурга, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской премии и двух Сталинских премий первой степени, в Череповце был построен металлургический комбинат.

правления и назначен председатель — А. М. Шебунин. «30 июня 1992 г. был принят Устав организации и на федеральной основе, равноправно наряду с другими организациями, Череповецкая организация вошла независимо от Вологодской в Союз художников России. Вологодская область в правлении СХР получила два голоса. На местах началась работа по выходу из постигшего всех кризиса» [Шебунин, 2000: 4—5]. Вологодские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР, располагавшиеся в Череповце, прекратили свою работу. На базе Череповецкой организации СХР в декабре 1992 г. появилась фирма «Дом художника», существовавшая во многом на основе энтузиазма А. М. и Н. П. Шебуниных. Александр Михайлович Шебунин отмечает: «за два года работы были проведены 43 выставки, был учрежден конкурс "Старый город", стали продаваться работы художников...» [Шебунин, 2000: 6]. В 1996 г. фирма была закрыта, и освободившиеся помещения по решению правления ЧОСХР были распределены между художниками. В Череповце было сохранено не только здание Дома художника, но и фонд из 36 творческих мастерских. Состав Череповецкого отделения СХР постоянно пополнялся: с 1992 по 2020 годы состав увеличился более чем в 5 раз. Примечательно то, что с 2004 года в ЧОСХР выходит обозрение «Художник и время», работают студии, организуются пленэры, развивается сотрудничество с Череповецким музейным объединением и другими организациями культуры, науки и образования.

А. М. Шебунин. Эскиз медали «Строители кислородно-конвекторного цеха». 1982. Аверс. Д. 9 см. Б. к.

А. М. Шебунин. Эскиз медали «Строители кислородно-конвекторного цеха». 1982. Реверс. Д. 9 см. Б. к.

0

Фотография группы художников индустриального пленэра в Череповце. 2015

(из личного архива художника А. М. Шебунина)

В современной истории Череповецкого отделения СХР есть страницы, связанные с индустриальными мотивами в творчестве. В 2015 году, в год 60-летия Череповецкого металлургического комбината, был проведен межрегиональный индустриальный пленэр, который курировал скульптор, график, член Союза художников России, заслуженный художник РФ А. М. Шебунина. В Череповец приехали ведущие художники России из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Петрозаводска, Кирова, Вологды. На объектах дивизиона «Северсталь Российская Сталь» они создали более 100 работ, открыли выставку по итогам данного пленэра. В творческих работах художников на череповецком пленэре отразились грандиозные впечатления от увиденной мощи производства, магии огня расплавленного металла. Участники пленэра отметили, что традиция приглашать художников на ведущие предприятия в наше время оказалась забыта, что совершенно напрасно. И в XXI веке комбинат восхитил своей особой эстетической силой как гимн созидательному труду человека. Заслуженный художник РФ С. Ю. Горбачев, участник пленэра, уверен: «произведения искусства — это не реклама, что давно потеряла доверие человека, — это настоящая школа патриотизма и источник веры в будущее своей страны» [Череповецкий индустриальный пленэр, 2015: 8]. Художники на пленэре прониклись индустриальным потенциалом страны, многообразием заводской архитектуры, череповецким промышленным колоритом. Завод-гигант, отображенный в их этюдах, заставляет задуматься о том, как человек смог себя превзойти, создав огромное производство, преодолев свою природную слабость. Заслуженный художник РФ В. П. Полотнов определил задачу пленэра в том, что отображая сложнейшие конструкции цехов и домн, технологические процессы производства чугуна, стали, проката, быт заводчан в целом, художники собрали уникальный материал для дальнейшей работы о череповецком комбинате, о людях, работающих здесь [там же: 25].

А. М. Шебунин. Утро на Шексне. 2015. Бумага, гуашь. 60 х 80

(из личного архива художника А. М. Шебунина)

Председатель Череповецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» В. Н. Дмитриев отмечает: «Завод оказался очень интересным арт-объектом. Для меня это открытие. Богатство форм, линий, конструкций, цвета, игра света и тени. Увиденное вселяет гордость за тех, кто создавал индустриальную мощь нашей страны» [там же: 11] (фотографии работ В. Н. Дмитриева представлены художником). Член СХР Р. В. Зубков, отзываясь о пленэре, обозначил масштабы и смелость воплощенных решений индустриального гиганта: «Приятно увидеть своими глазами живую историю ЧерМК, созданного более полувека назад. Модернизация и современные технологии позволяют идти в ногу со временем. Больше всего удивлен запасом прочности оборудования, спроектированного в годы советских пятилеток. Все работает, все движется. Но главное — это, конечно, люди. Оптимизм и увлеченность своим делом не может не радовать. Такие пленэры, конечно, нужны как художникам, так и зрителям. Можно сказать даже больше — картины, посвященные теме труда, всегда ждут на выставках любого уровня» [там же: 15]. В 2016 году в Вологде открылась выставка работ художников по итогам Череповецкого индустриального пленэра «Гимн Северной Магнитке», где было представлено современное слово о человеке труда в изобразительном искусстве [Шутова, 2016].

Р. В. Зубков. Панорама ЧерМК. 2015. Холст, картон, масло. 35 х 40 (ArtLib.ru. URL: http://ww.artHb.ru/mdex.php?id=11&idp=0&fp=2&uid= 9623&üd=496220&idg=0&user_serie=13501)

Р. В. Зубков. «Сталеплавильное производство. 2015. Холст, картон, масло, 35 х 40 (ArtLib.ru. URL: http://www.artlib.ru/index.php?id= 11&idp=0&fp=2&uid=9623&iid= 496295&idg=0&user_serie=13501)

Р. В. Зубков. Цех разливки конвертерной стали. 2015. Холст, картон, масло, 35 х 40 (ArtLib.ru». URL: http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid= 9623&iid=495980&idg=0&user_serie=13501)

В. Н. Дмитриев. В горячем цехе.

Холст, масло. 45 х 45

В. Н. Дмитриев. Мастера стального потока.

Холст, масло. 48 х 72

В. Н. Дмитриев. Домна. Холст, масло. 88 х 80

В. Н. Дмитриев. Завод. Картон, масло. 50 х 70

В. Н. Дмитриев. На завод. Картон, масло. 25 х 35

В. Н. Дмитриев. Череповецкий порт.

Холст, масло. 40 х 50

В. Н. Дмитриев. Северянка.

Картон, масло. 40 х 80

Л. А. Борисова. Череповецкие жирафы. 2020. Бумага, акварель. 54 х 78

Л. А. Борисова. На судоремонтном заводе.

Бумага, акварель. 54 х 78. 2020

А. В. Иоганн. Этюд-репортаж о строительстве моста в Череповце через Шексну. 2021

А. В. Иоганн. Этюд-репортаж о строительстве моста в Череповце через Шексну. 2020

Помимо металлургического производства предприятие АО «Апатит» в 2019 году организовало для художников возможность индустриального пленэра на своей территории. Одиннадцать череповецких художников создали промышленные пейзажи, в которых объектами внимания оказались масштабные и колоритные здания производства — башня карбамида, цех по производству серной кислоты, самый мощный агрегат в России и Европе «Аммиак-3». Современные художники Череповца работают в разных техниках и жанрах, но тема индустрии традиционно им близка, потому что «родом из детства».

В качестве обобщения нужно отметить, что история художественной жизни города во второй половине XX в. во многом была связана с развитием индустриальной темы в творчестве художников. Промышленная тематика Череповца в их работах сформировала особый стиль, прославлявший «металлургическую цивилизацию», созданную в 1960—80-е гг. «Субъектами» индустриального направления в «череповецком» искусстве стали: республиканская индустриальная группа художников (приезжали в Череповец в творческие командировки); художники, работавшие при Вологодских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР в Череповце; художники при городских предприятиях (например, бюро технической эстетики при Череповецком металлургическом комбинате). Городские власти иногда выделяли художникам мастерские и квартиры, что было важным мотивирующим вопросом в их работе.

Знаменитая всесоюзная стройка в Череповце воспевалась приглашенными художниками из разных регионов страны. Это сформировало благоприятную творческую атмосферу, создало условия для развития новых художественных направлений и техник, таких как индустриальный пейзаж, графические репортажи и т. д. Произведения художников поражают воображение масштабными сюжетами о производственных площадках, гигантских механизмах, об укрощении в руках рабочих огня и стали. На их основе сформировался образ города в виде мощного, трудолюбивого, энергичного, постоянно развивающегося организма. В город активно приезжали люди, несмотря на все сложности экологии и проблемы городской комфортной среды. Более 65 лет в Череповце работает металлургический завод. Художники XX века реалистично запечатлели в произведениях многие страницы промышленной истории города, связанной с комбинатом. Их труды являются не только объектами искусствоведческого внимания, но и историческими источниками.

А. М. Шебунин. Преемственность. 2005. Череповец. (Культура Вологодской области. URL: http://cultinfo.ru/news/2018/4/70-years-shebunin)

Современные художники Череповца, авторы XXI века, во многом оказались воспитанными на работах своих учителей. Однако социокультурная ситуация в городе в наше время не предопределяет их систематическое творчество в жанре индустриального пейзажа. Художники обращаются к нему эпизодически, осознавая, что в индустриальных сюжетах города заключается глубинный смысл городской истории, «череповецкая романтика», визитная карточка города. Череповецкие художники Л. А. Борисова и А. В. Иоганн следуют традициям промышленного пейзажа, выбирая индустриальные сюжеты в своих этюдах. Произведения художников, созданные по индустриальным череповецким мотивам, находятся в фондах Третьяковской галереи и Русском музее, в фондах Череповецкого музейного объединения, ряд работ — в фондах Вологодской областной картинной галереи, некоторые — в частных коллекциях и в фондах у самих художников (авторов). В городе Череповце установлены монументальные произведения А. М. Шебунина. В Вологде работает Мемориальная мастерская художника Александра Пантелеева, где экспонируются некоторые работы автора по индустриальной тематике. В Череповце и Вологодской области нет специальной галереи, посвященной индустриальной теме в живописи и других видах искусства.

Библиографический список

Балашова И. Б. Индустриальная тема в творчестве А. В. Пантелеева в контексте советского промышленного пейзажа: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009. 26 с.

Ванева Л. Вступительная статья // Череповец — город — труженик в произведениях советских художников: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство: каталог. Вологда, 1985. 24 с.

Данилова Э. В., Вальшин Р. М., Юнусова А. В. Городской пейзаж как представление об образе и архитектуре города // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сборник статей / под ред. М. И. Бальзанникова, К. С. Галицкова, Е. А. Ахмедовой. Самара: Самар. гос. архит.-строит. ун-т, 2017. С. 96—99.

Дементьева Г. Вступительная статья // Художники Череповца: живопись. Графика. Скульптура: каталог выставки. Вологда, 1989. 56 с.

Изобразительное искусство Вологодской области XX — начала XXI века // Вологодская областная картинная галерея. URL: https://vologda-gallery.ru/collections/izobrazitelnoe-iskusstvo-vologodskoy-oblasti-hh-nachala-xxi-veka (дата обращения: 10.02.2021).

Колокольчикова Р. С. Череповец как феномен индустриального города (середина 1960 — середина 1980-х гг.). Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2009. 275 с.

Мануйлов С. Скульптор Александр Шебунин: «Сейчас к искусству и культуре относятся как к сфере услуг». 2018. ЦКЬ: https://cherinfo.ru/news/93666-skulptor-aleksandr-sebunin-sejcas-k-iskusstvu-i-kulture-otnosatsa-kak-k-sfere-uslug (дата обращения: 10.02.2021).

Николаева Е. В. Искусство и рабочий класс. Ленинград: Художник РСФСР, 1983. 253 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филиппова В. И. Роль В. А. Ветрогонского в формировании и развитии художественных традиций в Череповце во второй половине ХХ века // Социально-экономическое и культурное развитие России во второй половине Х1Х — начале ХХ1 века: сборник научных работ / ред.-сост. А. Е. Новиков. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2016. Вып. 7. С. 177—184.

Череповецкий индустриальный пленэр, 2015: каталог выставки / сост. А. М. Шебунин. Череповец: Оффициана, 2015. 48 с.

Шалаевская А. В. Образ череповецкого металлургического комбината в изобразительном искусстве России второй половины XX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 2, № 1. С. 141—146.

Шебунин А. М. Череповецкое региональное отделение. Союз художников России // Текущий архив Дома художника (г. Череповец). 30.06.1992 — 2000 гг. 20 с.

Шутова Ю. «Гимн Северной Магнитке» звучит в мастерской Александра Пантелеева // Без формата. URL: https://vologda.bezformata.com/listnews/zvuchit-v-masterskoj-aleksandra-panteleeva/47005834/?amp= 1 (дата обращения: 12.02.2021).

References

Balashova, I. B. (2009) Industrial'naya tema v tvorchestve A. V. Panteleeva v kontekste so-vetskogo promyshlennogo pejzazha: Avtoref. dis. ... cand. iskusstvovedeniya [Industrial theme in the works of A. V. Panteleev in the context of the Soviet industrial landscape: Synopsis of a thesis (Cand. Sc.)], St. Petersburg.

Cherepoveckij industrially]' plener; Katalog vystavki (2015) [Cherepovets industrial plein air 2015; Exhibition catalog], Cherepovets: Officiana.

Danilova, E. V., Val'shin, R. M., Yunusova, A. V. (2017) Gorodskoj pejzazh kak predstavlenie ob obraze i arhitekture goroda [Urban landscape as a representation of the image and architecture of the city], in: Tradicii i innovacii v stroitel'stve i arkhitekture. Gradostroitel'stvo: Sbornik statej, ed. by M. I. Bal'zannikov, K. S. Galickov, E. A. Ahmedova, Samara: Sa-marskij gosudarstvennyj arkhitekturno-stroitel'nyj universitet, pp. 96—99.

Dement'eva, G. (1989) Vstupitel'naya stat'ya [The introduction], in: Hudozhniki Cherepovca. Zhivopis'. Grafika. Skul 'ptura: Katalog vystavki, Vologda.

Filippova, V. I. (2016) Rol' V. A. Vetrogonskogo v formirovanii i razvitii khudozhestvennykh tradicij v Cherepovce vo vtoroj polovine XX veka [The role of V. A. Vetrogonsky in the formation and development of artistic traditions in Cherepovets in the second half of the twentieth century], Social'no-ekonomicheskoe i kul'turnoe razvitie Rossii vo vtoroj polovine XX — nachale XXI veka: Sbornik nauchnykh rabot, iss. 7, Cherepovec: Cherepoveckij gosudarstvennyj universitet, pp. 177—184.

Izobrazitel'noe iskusstvo Vologodskoj oblasti XX — nachala XXI veka (2020) [Visual art of the Vologda region of the XX — beginning of the XXI century], Vologodskaya oblastnaya kartinnaya galereya, available from https://vologda-gallery.ru/collections/izobrazitelnoe-iskusstvo-vologodskoy-oblasti-hh-nachala-xxi-veka (accessed 10.02.2021).

Kolokol'chikova, R. S. (2009) Cherepovec kak fenomen industrial 'nogo goroda (seredina 1960 — seredina 1980-kh gg.) [Cherepovets as a phenomenon of an industrial city (mid. 1960s — mid. 1980s)], Cherepovec: Cherepovecij gosudarstvennyj universitet.

Manujlov, S. (2018) Skul 'ptor Aleksandr Shebunin: "Sejchas k iskusstvu i kul 'ture otnosyatsya kak k sfere uslug" [Sculptor Alexander Shebunin: "Now art and culture are treated as a service sector"], available from https://cherinfo.ru/news/93666-skulptor-aleksandr-sebunin-sejcas-k-iskusstvu-i-kulture-otnosatsa-kak-k-sfere-uslug (accessed 10.02.2021).

Nikolaeva, E. V. (1983) Iskusstvo i rabochij klass [Art and the working class], Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

Shalaevskaya, A. V. (2012) Obraz cherepoveckogo metallurgicheskogo kombinata v izo-brazitel'nom iskusstve Rossii vtoroj poloviny XX veka [The image of the Cherepovets Metallurgical Plant in the visual arts of Russia in the second half of the XX century], Vest-nik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 2, no. 1, pp. 141—146.

Shutova, Yu. (2016) "Gimn Severnoj Magnitke" zvuchit v masterskoj Aleksandra Panteleeva ["Anthem of the Northern Magnitke" sounds in the studio of Alexander Panteleev], Bez formata, available from https://vologda.bezformata.com/listnews/zvuchit-v-masterskoj-aleksandra-panteleeva/47005834/?amp= 1 (accessed 10.02.2021).

Vaneva, L. (1985) Vstupitel'naya stat'ya [Introductory article], in: Cherepovec — gorod-truzhenik v proizvedeniyakh sovetskikh khudozhnikov: Zhivopis', grafika, skul'ptura, dekor.-prikl. iskusstvo: Katalog vystavki, Vologda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.