DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-39-44 УДК 94(47).084.8
Дата поступления статьи: 10/III/2018 Дата принятия статьи: 18/IV/2018
А.В. Карпов
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО СОВЕТСКОГО ГОРОДА
(НА ПРИМЕРЕ ЧЕРЕПОВЦА)
© Карпов Антон Владимирович — аспирант кафедры истории и философии, Череповецкий государственный университет, 162600, Российская Федерация, г. Череповец, пр. Луначарского, 5. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4342-3260
Статья посвящена исследованию проблем развития промышленности в провинциальном городе Череповце во второй половине 40-х гг. XX в. Рассмотрены основные проблемы, с которыми столкнулись городские предприятия в первые послевоенные годы. Автор указывает на факторы, положительно влиявшие на развитие череповецкой промышленности, в числе которых отсутствие разрушений городской инфраструктуры, зданий и оборудования в период Великой Отечественной войны, выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура. На протяжении военных лет в городе не прекращалось строительство важных промышленных предприятий. Особый импульс развитию всего народного хозяйства Череповца придало решение о возобновлении строительства Череповецкого металлургического завода на базе железорудных месторождений Кольского полуострова и углей Печорского бассейна. Эти преимущества позволили городской промышленности досрочно выполнить пятилетний план и в 1950 г. существенно превзойти довоенные показатели. B то же время, несмотря на перевыполнение плана по валовому выпуску продукции, работу промышленности города нельзя однозначно назвать эффективной. В развитии легкой и пищевой промышленности наблюдались сильные диспропорции, в то время как одни предприятия демонстрировали феноменальные темпы роста производительности, другие находились в состоянии глубокого кризиса. Послевоенное производство в целом было слабо ориентировано на выпуск товаров народного потребления, что приводило к систематическому невыполнению планов по их выпуску, низкому качеству и высокой себестоимости. Для населения данные товары были малодоступны. Подобная ситуация являлась закономерной, так как основной упор, особенно с началом холодной войны, делался на развитие промышленности группы «А», а вопросы снабжения населения товарами широкого потребления отходили на второй план.
Ключевые слова: промышленность, провинциальный город, производственные планы, демилитаризация экономики, товары народного потребления.
Цитирование. Карпов A.B. Развитие промышленности послевоенного советского города (на примере Череповца) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 39-44. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-39-44.
АННОТАЦИЯ
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-39-44 Submitted: 10/III/2018
UDC 94(47).084.8 Accepted: 18/IV/2018
A.V. Karpov
INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF POST-WAR SOVIET CITY (ON THE EXAMPLE OF CHEREPOVETS)
© Karpov Anton Vladimirovich — postgraduate student of the Department of History and Philosophy, Cherepovets State University, 5, Lunacharsky Street, Cherepovets, 162600, Russian Federation. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4342-3260
ABSTRACT
This article is devoted to the industrial development problems in the provincial city of Cherepovets in the second half of the 1940. During the war, Cherepovets was the closest nonoccupied city to the besieged Leningrad with a population just over 30 thousand people. The city was regularly bombed by the German air force. However, it did not lead to a serious destruction of infrastructure. The main difficulties of urban enterprises in the postwar years are considered in the article. The author points out factors which were positively influencing the development of cherepovets industry. This includes the lack of destruction of the infrastructure, buildings and equipment during the Great Patriotic War, as well as an advantageous geographical position and a well-developed transport infrastructure. The building process of new important industrial enterprises wasn't stopped during the war. The long-awaited construction of a shipyard was completed in this period. The decision to built a metallurgical plant in Cherepovets is a very important moment in the regional history. It has affected the development of every sphere in the city. These advantages allowed the urban industry to fulfil the five-year plan ahead of schedule and surpass the pre-war figures by 70 % in 1950. At the same time, the industrial process was not quite effective, despite being ahead of plan. The strong disproportions in development of the light industry were peculiar for many Cherepovets companies. While some enterprises demonstrated phenomenal growth rates of productivity, others were in a state of deep crisis. Post-war production, in general, was not focused on the consumer goods production. This led to the failure of production plans for consumer goods, low-quality products and high costs. These products were mostly unavailable to the population. Such a situation was natural since the focusing on the industrial development was on group «A». Especially since the beginning of the Cold War and the questions of supplying the population with consumer goods receded into the background.
Key words: industry, provincial town, production plans, demilitarization of the economy, consumer goods.
Citation. Karpov A.V. Razvitie promyshlennosti poslevoennogo sovetskogo goroda (na primere Cherepovca) [Industrial development of post-war Soviet city (on the example of Cherepovets)]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 2, pp. 39-44. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-39-44.
В условиях начавшейся холодной войны главной чертой социально-экономической политики СССР, несмотря на окончание военных действий, оставалось развитие тяжелой и военной промышленности. В то же время в разных регионах страны «продолжение индустриализации» имело свои особенности [Токарева, с. 21]. Данная тема изучалась многими авторами, однако до сих пор в ней имеется немало неисследованных аспектов. В частности, не нашли должного отражения проблемы экономического развития промышленности Вологодской области и одного из ее ведущих городов — Череповца. Цель данной работы — изучить особенности развития промышленности Череповца после завершения Великой Отечественной войны, который за несколько послевоенных десятилетий превратился из небольшого провинциального го-
рода в один из крупнейших центров промышленности европейской части СССР.
Переход экономики СССР от войны к миру ставил перед руководством страны две основные задачи: перевод промышленности на выпуск мирной продукции и восстановление разрушенных предприятий. При этом специфика развития экономики каждого региона во многом определялась масштабами разрушений. Демилитаризация промышленности, несмотря на желание властей выполнить все в кратчайшие сроки, повлекла за собой сокращение производительности труда и общий спад производства СССР со 127 млрд руб. в 1945 г. до 106 млрд в 1946 г. Предприятия столкнулись с серьезными трудностями: необходимо было вносить кардинальные изменения в технологический процесс, переоснащать станки и обору-
дование, перераспределять трудовые ресурсы на гражданские объекты, осуществлять переподготовку кадров [Попов, с. 122—123].
Череповец в годы войны был ближайшим к блокадному Ленинграду неоккупированным городом. Город регулярно подвергался бомбардировкам со стороны немецкой авиации, однако они не привели к серьезным разрушениям его инфраструктуры. Отметим, что промышленность Череповца имела ряд преимуществ в послевоенном развитии относительно городов, подвергшихся оккупации.
Во-первых, городские предприятия не подверглись разрушениям, порче зданий и оборудования, что позволило им сохранить основные производственные фонды в работоспособном состоянии, избежать крупных вложений в восстановление техники и капитальные ремонты зданий и сооружений [Михеев, Адрианов, с. 169].
Во-вторых, предприятия города с первых и до последних дней войны не прекращали своей деятельности, что позволило им, несмотря на кадровые потери, сохранить отлаженный процесс производства продукции.
В-третьих, Череповец был важным узловым центром, имевшим в своем распоряжении развитую транспортную инфраструктуру. Промышленности города удалось избежать крупных проблем со снабжением и сбытом: в городе были железная дорога и речной порт, — это давало возможность своевременно получать сырье и отгружать готовую продукцию, открывало перспективы для строительства новых производств.
В-четвертых, в Череповце во время войны и в первые послевоенные годы не прекращался процесс строительства и расширения производств, что позволило добиться прироста валового выпуска продукции (см. табл. 1) и досрочно выполнить пятилетний план. В 1950 году по выпуску валовой продукции предприятия города на 72 % превзошли довоенные показатели 1940 г. (Череповецкий центр хранения документации (ЧЦХД). Ф. 393. Оп. 1. Д. 83. С. 26).
В 1941 г. вступила в эксплуатацию швейная фабрика. Предприятие ежегодно показывало стабильные темпы роста производственных показателей, а переход на выпуск мирной продукции прошел безболезненно. В 1943 г. завершилось возведение Череповецкого речного порта, а в октябре
1947 г. — строительство судоремонтно-судострои-тельного завода — одного из важнейших предприятий промышленности города (ЧЦХД. Ф. 393. Оп. 1. Д. 81. С. 4). В 1947 г. принимается решение о строительстве Череповецкой спичечной фабрики на берегу реки Ягорба, которая впоследствии будет перепрофилирована в фанеро-трубный завод [Бланк, с. 45, 76]. Также в период с 1945 по 1950 г. были построены пивоваренный завод, маслозавод, цех водочного завода, рыбозавод, проведена реконструкция завода «Красная звезда» и др. К концу четвертой пятилетки на Череповецких предприятиях было освоено производство 30 видов новой продукции, которая ранее не выпускалась (ЧЦХД. Ф. 7. Оп. 5. Д. 75. Л. 373. С. 373).
В четвертой пятилетке продолжилось активное развитие тяжелой и добывающей промышленности СССР, в том числе и на Европейском Севере. В этот период начинается интенсивная разработка Печорского угольного и Ухтинского нефтяных и газовых месторождений. Крупные военные заказы получали верфи Архангельской области, в Моло-товске началось строительство крупного судостроительного завода [Супрун, с. 5]. Значительно увеличивается роль тяжелой промышленности в Карелии, Мурманской области, Республике Коми. В декабре 1947 года принимается решение о возобновлении строительства Череповецкого металлургического завода на базе железорудных месторождений Кольского полуострова и углей Печорского бассейна» [Челноков, с. 140]. Во многом решение было обусловлено выгодным географическим положением города, наличием развитой транспортной инфраструктуры и потребностью предприятий Европейского севера и металле. С 1948 г. начинается строительство Череповецкого металлургического завода, одного из крупнейших сталелитейных предприятий СССР, повлекшее за собой бурное развитие промышленности и инфраструктуры города Череповца. В город потянулись рабочие со всей страны. Учебные заведения, в числе которых механический техникум и школа ФЗО, активно готовили специалистов массовых профессий: за год было выпущено около 3000 рабочих, свыше 500 человек прошло переподготовку [Очерки истории Вологодской организации КПСС. С. 3].
Несмотря на бурное развитие промышленности и рост валового выпуска продукции, важно отме-
Группа предприятий 1940 1945 1947 % выполнения плана 1947 г.
Всесоюзная промышленность 12 747,7 13 091 13 060 102,3
Областная промышленность 1 520,9 3 152,1 3 205,7 101,7
Местная промышленность 1 040 1 176,7 1 173 99,7
Кооперации (промкооперация и кооперация инвалидов) 10 809,8 14 060,7 18 111,9 128,8
Таблица 1
Выпуск валовой продукции предприятий города Череповца за 1947 г. в ценах 26/27 г., в тыс. руб.
Примечание. Составлено и подсчитано по: ЧЦХД. Ф. 393. Оп. 1. Д. 81. С. 22.
тить, что производительность многих заводов и фабрик Череповца существенно снизилась по сравнению с довоенными показателями. Изношенность оборудования, аварийное состояние производственных помещений, сокращение численности рабочих и их квалификации — проблемы, с которыми столкнулись предприятия во многих городах СССР. Так, за период с 1940 по 1945 г. численность работников, занятых в промышленности и строительстве в СССР, сократилась на 19,2 % [Фильцер, с. 29]. Череповец потерял за годы войны 7800 человек убитыми (23 % от численности населения в 1941 г.), тысячи вернулись инвалидами, большинство из них были мужчины трудоспособного возраста. Пришедшие на их место женщины, юноши, девушки, а иногда и дети без должного образования и опыта работы не могли в короткие сроки освоить необходимые профессии [Череповец..., с. 87].
В трудном положении находилась лесная отрасль Европейского севера, не имевшая прямого отношения к военному комплексу. За годы войны она потеряла более трети своих мощностей, а после ее окончания долгие годы не могла выйти из затянувшегося кризиса [Супрун, с. 5]. Не исключением была и лесная промышленность Череповца и Вологодской области. С 1941 по 1945 год заготовка древесины треста «Череповецлес» сократилась в 2,9 раза. Массовая мобилизация людей и техники в условиях военного времени серьезно повлияла на состояние производства. Леспромхозы области отдали фронту большую часть техники, производственные и жилые здания и сооружения. После войны в сфере лесозаготовок отсутствовала упорядоченная система управления промышленными предприятиями, следствием чего была неэффективная работа, простои, низкий уровень механизации, кадровые проблемы. Все это привело к тому, что в 1947 г. череповецкий лесозавод выполнил план всего на 33,2 %, а довоенные показатели выпуска продукции были достигнуты только в 1950 г. (Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 1932. Оп. 1. Д. 1230. С. 42).
Нехватка рабочих и изношенность производственных фондов наблюдалась и на других череповецких предприятиях. Так, производительность завода автоспецоборудования «Красная звезда» (одного из крупнейших предприятий Череповца), несмотря на выполнение планов в 1947 году, была на 15 % ниже аналогичного показателя 1940 года. Основными причинами снижения производительности и валового выпуска продукции стали моральный и физический износ оборудования. Завод постоянно испытывал трудности со снабжением электроэнергией и необходимыми для производства материалами, не хватало квалифицированных кадров (ЧЦХД. Ф. 7. Оп. 5. Д. 75. Л. 373).
Перебои в электроснабжении предприятий были одной из проблем, сдерживающих развитие экономики города. После войны Череповец, как и многие другие города, нуждался в электроэнергии, выработка которой с 1941 по 1945 г. сократилась
на 10 %, действующая электростанция общего пользования мощностью 1334 КВт, сооруженная еще в начале века, не могла обеспечить развитие промышленности. На некоторых предприятиях были смонтированы силовые установки с общей мощностью 300—350 кВт. Однако это не решало проблемы. Только в 1947 г. было завершено строительство долгожданной электростанции судоремонтного — строительного завода мощностью 1200 кВт (ГАВО. Ф. 1932. Оп. 1. Д. 1230. С. 152).
Одной из тенденций послевоенных лет было медленное развитие промышленности «группы Б» и пищевой промышленности. Неурожаи 1946 г. и последовавший за ними голод 1946—1947 гг. серьезным образам сказались на производительности многих промышленных предприятий СССР. Недостаток сырья и финансирования пагубно сказывались на работе предприятий легкой и пищевой отраслей, коммунального хозяйства, строительства. Исключение составляла лишь рыбная индустрия [Супрун, с. 6].
В результате рассмотрения пищевой промышленности Череповца в 1945—1950 гг. автор приходит к выводу, что она находилась в глубоком кризисе, особенно в период 1946—1947 гг. В 1947 г. производительность хлебокомбината снизилась в 1,4 раза по сравнению с 1946 годом и более чем в 2,4 раза по сравнению с довоенными уровнем. Производительность городской мельницы в этот период упала на треть. Неурожай 1946—1947 годов негативно отразился на работе Горпищекомбината, артели «Пищевик», водочного завода (см. табл. 2) и других предприятий города (ЧЦХД. Ф. 393. Оп. 1. Д. 81. С. 19, 27, 29).
Таблица 2
Выпуск валовой продукции Череповецким водочным заводом с 1940 по 1947 г. в ценах 26/27 гг.
Год Выпуск продукции, тыс. руб.
1940 1562
1946 692,1
1947 381
Примечание. Составлено и подсчитано по: ЧЦХД. Ф. 393. Оп. 1. Д. 81. С. 19, 27.
Медленно возвращалась к довоенным объемам производства кондитерская фабрика. За годы войны ее производительность снизилась более чем в 2 раза, штат сотрудников сократился на треть. Фабрике потребовалось более 3 лет для того, чтобы вернуться к довоенным объемам производства (ГАВО. Ф. 1932. Оп. 1. Д. 1230. С. 168).
Легкая промышленность Череповца во второй половине 40-х годов ХХ века развивалась неравномерно. Одни предприятия ежегодно показывали феноменальные темпы роста, в то время как другие долгое время не могли оправиться от послевоенной рецессии. К числу первых относились артели «Красный октябрь» и «Красный ткач». Это были одни из самых быстро развивающихся предприя-
тий города. «Красный октябрь» выполнил план 1947 года на 109,5 % и превысил довоенные показатели в 1,5 раза. «Красный ткач» в 1947 г. стал лидером по валовому выпуску продукции среди всех предприятий Череповца, его показатель составил 7634,4 тыс. руб., что в 1,58 раза выше показатели 1946 г. и в 6 раз — довоенного. В отличие от многих предприятий, столкнувшихся с трудностями перехода на выпуск мирной продукции, специфика производства и технологического процесса городских артелей остались без изменений. К тому же они не испытывали потребности в высококвалифицированных кадрах и дорогостоящем оборудовании. Эти и другие преимущества позволили им успешно развиваться в первые послевоенные годы (ГАВО. Ф. 1932. Оп. 1. Д. 1232. С. 65-67).
В числе предприятий, испытавших серьезный производственный спад, можно выделить Фабрику обуви, восстановление которой проходило крайне медленно. В 1947 г. выполнение производственного плана составило всего 62,3 %. Фабрика после войны столкнулась с комплексом проблем технического и кадрового характера, сильно тормозивших ее дальнейшее развитие (ГАВО. Ф. 1932. Оп. 1. Д. 1232. С. 65-67).
Одной из важнейших послевоенных задач, стоявших перед промышленностью СССР, было повышение доступности и качества товаров ширпотреба. Однако на практике данная задача решалась крайне медленно. Многие потребительские товары на полках магазинов были однотипные, низкого качества, однако они были почти недоступны для большинства населения. Так, стоимость велосипеда достигала 400 руб., кровати — 1200 руб., гардероба — 1636 руб., в то время как средний заработок составлял в 1950 году 646 руб. (РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. С. 161). Одной из причин недоступности товаров широкого потребления было невыполнение государственных планов выпуска продукции установленного ассортимента союзными предприятиями. С одной стороны, предприятия успешно выполняли и даже перевыполняли планы по валовому выпуску продукции, в то время как показатели по выпуску отдельных товаров (в основном широкого потребления) были провалены. Например, в Череповце «Горпромкомбинат» из 14 установленных плановых изделий выполнил план в 1946—1947 году только по 5 изделиям, а производство таких изделий, как бондарная посуда и лыжи, в 1947 г. было совершенно прекращено. В целом по артелям города в 1947 году из 76 изделий ширпотреба был выполнен план по производству только 31 вида. Аналогичная ситуация была зафиксирована и двумя годами позднее, когда из 78 планируемых видов изделий план был выполнен только по 31 (ЧЦХД. Ф. 393. Оп. 1. Д. 81. С. 78).
В числе других проблем легкой промышленности Череповца можно выделить завышенную себестоимость, высокий процент брака, длительные сроки изготовления и низкое качество продукции. Следствием плохого качества и высокой цены явил-
ся низкий спрос на продукцию Череповецкого производства. Часто она залеживалась в магазинах и складах (ЧЦХД. Ф. 7. Оп. 5. Д. 75. Л. 373. С. 58).
Подводя итог развитию промышленности Череповца в четвертой пятилетке, необходимо отметить, что предприятия города испытывали аналогичные трудности, с которыми сталкивались многие заводы и фабрики в СССР. К их числу можно отнести: изношенность оборудования и сооружений, кадровый дефицит, проблемы в электроснабжении, высокий процент брака продукции и высокую себестоимость, трудности в развитии отдельных сфер (пищевой, лесной) и т. д. В то же время череповецкая промышленность имела ряд особенностей и преимуществ, которые позволили ей в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск мирной продукции и досрочно выполнить пятилетний план. Город практически не пострадал в войне, небольшие мобильные предприятия смогли быстро перейти на выпуск мирной продукции, не останавливались реконструкция и строительство новых производств. Особое значение имело начало строительства металлургического завода, повлекшее за собой развитие инфраструктуры предприятий-смежников, в город потянулись рабочие со всей страны, начался стремительный процесс урбанизации города.
Библиографический список
Бланк A.C. Череповец. Архангельск: Северозападное книжное издательство, 1966. 167 с.
Михеев В.И., Адрианов В.Н. Череповец и война. Череповец: Полиграфист, 2005. 285 с.
Очерки истории Вологодской организации КПСС / Н.В. Лебедев, В.А. Дмитриев, П.А. Зиновьев [и др.]. Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1969. 512 с.
Попов В.П. Экономическая политика советского государства. 1946-1953 гг. Тамбов: ТГТУ, 2000. 221 с.
Супрун М.Н. Экономическое развитие Европейского севера СССР в послевоенный период: основные тенденции и результаты // Российская история. 2009. № 3. С. 205-210. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=12328091.
Токарева Т.Н. Экономическая политика СССР в 1945-1953 гг. и ее влияние на промышленное развитие Нижнего Поволжья: дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2006. 231 с.
Фильцер Д. Советские рабочие и поздний сталинизм. М.: РОССПЭН, 2011. 358 с.
Челноков Б.В. Череповец: История. Современность. Взгляд в будущее. Кемерово; Череповец: Кузбассвузиздат: Череповец, 2012. 423 с.
Череповец. Вехи истории. СПб.: Северо-Западное книжное издательство, 1977.
References
Blank A.S. Cherepovec [Cherepovets]. Arkhangelsk: Severo-zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo, 1966, 167 p. [in Russian].
Mikheev V.I., Adrianov V.N. Cherepovec i vojna [Cherepovets and war]. Cherepovets: Poligrafist, 2005, 285 p. [in Russian].
N.V. Lebedev, Dmitriev V.A., Zinoviev P.A. et al. Ocherki istorii Vologodskoj organizacii KPSS [Essays on the history of Vologda organization of KPSS]. Vologda: Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo, 1969, 512 p. [in Russian].
Suprun M.N. Jekonomicheskoe razvitie Evropejskogo severa SSSR v poslevoennyj period: osnovnye tendencii i rezul'taty [Economic development of European north of the USSR in the post-war period: basic tendencies and results]. Rossijskaja istorija [Russian History], 2009, no. 3, pp. 205—210. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=12328091 [in Russian].
Tokareva T.N. Ekonomicheskajapolitika SSSR v 1945— 1953 gg. i ee vlijanie na promyshlennoe razvitie Nizhnego
Povolzhja: dis.... kand. istoricheskih nauk [Economic policy of the USSR in 1945—1953 and its influence on the industrial development of the Lower Volga Region: Candidate's of Historical Sciences thesis]. Astrakhan, 2006, 231 p. [in Russian].
Filtser D. Sovetskie rabochie i pozdnij stalinizm [Soviet workers and late Stalinism]. M.: ROSSPEN, 2011, 358 p. [in Russian].
Chelnokov B.V. Cherepovec: Istorija. Sovremennost'. Vzgljad v budushhee [Cherepovets: History. Modernity. Look into the future]. Kemerovo; Cherepovets: Kuzbassvuzizdat: Cherepovec, 2012, 423 p. [in Russian].
Cherepovec. Vehi istorii [Cherepovets. Landmarks of history]. SPb.: Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo, 1977 [in Russian].