М. Гусев,
кандидат экономических наук ИНДОНЕЗИЯ - НОВЫЙ ИГРОК НА БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ ПОЛЕ?
Прошедшая в конце 2007 г. по инициативе Соединенных Штатов международная конференция по ближневосточному урегулированию в американском Аннаполисе, как и события вокруг нее, продолжают привлекать внимание мировой общественности. Как известно, эта конференция не принесла сколько-нибудь ощутимых результатов. По многим признакам, участвовавшие в ней страны, а также те государства, которые оказывают непосредственное влияние на ситуацию на Ближнем Востоке (БВ), озабочены не столько положением дел здесь, сколько собственными интересами. Эти интересы связаны с той ролью, которая им отводится в данном регионе, а исходя из этого - и во всем исламском мире. В эту «большую ближневосточную игру» ныне вовлечены не только государства Ближнего и Среднего Востока, европейские державы и США, но и страны, расположенные очень далеко от непосредственных очагов конфликта. В частности, все более заметную роль среди участников ближневосточного урегулирования играет Индонезия.
Известно, что в последние месяцы препятствием на пути этого урегулирования стало обострение отношений между двумя самыми влиятельными палестинскими группировками - ФАТХ и ХАМАС. Соперничество за эффективное участие в преодолении этого противостояния, как и за решение проблемы в целом, развернулось между Королевством Саудовская Аравия (КСА) и Индонезией. Последняя не упустила случая использовать в своих интересах как конференцию в Аннаполисе, так и события, в большей или меньшей степени с ней связанные. Время, когда Индонезия, крупнейшая по населению страна мусульманского мира, пыталась скрытно или же как-то завуалированно расширять свое влияние в этом мире, прошло. Ныне все называется своими именами. «Страны БВ слишком глубоко и долго погружены в свои проблемы и порой слишком фокусируют внимание на некоторых субъективных аспектах, - заявил в мае 2007 г. министр иностранных дел Индонезии Х. Вираюда. - Мы, кто сопереживает трагедии этого региона со стороны, можем видеть картину яснее и лучше. Таким образом, мы в состоянии выдвигать свежие идеи, которые могут быть очень полезны в решении проблем». Реализуя свои амбициозные намере-
116
ния, Индонезия провела в начале 2007 г. в Джакарте Международный форум парламентариев мусульманских стран. В его работе участвовали представители 28 государств с преимущественно мусульманским населением. Основной темой развернувшейся дискуссии были проблемы национального единства и безопасности, причем рассматривались они сквозь призму событий, происходящих в Палестине. Как заявил президент Индонезии С.Б. Юдхойо-но, Индонезия надеется на создание уже в ближайшее время независимого и суверенного Палестинского государства. «Мы призываем обе палестинские фракции сесть за стол переговоров по мирному урегулированию разногласий в интересах народов Палестинской национальной автономии (ПНА) и формированию единого правительства», - заявил Х. Вираюда. С этой целью крупнейшая по численности мусульманская страна мира приглашает лидеров двух фракций в Джакарту, где готова выступить посредником переговоров. Глава индонезийской дипломатии заявил о готовности сначала провести переговоры с представителями ХАМАС, а затем организовать встречу представителей противоборствующих группировок.
Затем эту инициативу индонезийского президента перехватил Абдалла, король Саудовской Аравии, где такая встреча состоялась. Но вскоре Джакарта сделала очередной ход: Махмуд Аббас за поддержкой своей позиции в Аннаполисе приехал в Индонезию, предложив президенту страны С. Юдхойоно принять участие в переговорах. И тот принял предложение, оговорив его условием: отношения между ФАТХ и ХАМАС обязательно должны быть восстановлены. Что касается короля Абдаллы, то от ответа на прямой вопрос о его участии в переговорах он предпочел уклониться. После переговоров в Джакарте ХАМАС заявил протест Индонезии в связи с ее согласием на участие в предстоящих переговорах в США. Причина протеста очевидна - ведь эти переговоры планировались без участия ХАМАС. Тем не менее два многомиллионных объединения индонезийских мусульман - «Нахдатул Улама» и «Мухаммадия» - выразили готовность принять участие в налаживании отношений между враждующими палестинскими фракциями, мотивируя это тем, что с обеими у них сложились хорошие отношения. Примечательно, что после визита в Индонезию Махмуд Аббас встретился на Западном берегу реки Иордан с лидерами ХАМАС - впервые после захвата исламистами сектора Газа в июне 2007 г. Встреча состоялась через два дня после того, как участ-
117
вующие в переговорах с Аббасом лидеры ХАМАС Ф. Рунама и Х. Абу Овейк заявили о том, что исламистское движение не намерено впредь удерживать контроль над захваченными территориями. Было бы опрометчиво утверждать, что данное событие стало исключительно результатом переговоров в Джакарте, но, тем не менее, их временная близость и определенная последовательность оказались явно на пользу Индонезии. Даже то, что попытки примирения принесли скромные результаты и по прошествии короткого времени кровавые столкновения возобновились, не смогло поколебать убежденности Индонезии в своей роли миротворца на БВ.
Показательна реакция Израиля на происходящее. В свете грядущих неизбежных переговоров с палестинцами ему, не менее чем им, необходимо партнерство или, по крайней мере, диалог с наиболее влиятельными участниками предстоящего переговорного процесса. В их числе, безусловно, находится Иран, который превращается в региональную сверхдержаву и может оказать существенное влияние на ситуацию в регионе. Но для Израиля Иран является враждебной силой, поскольку декларирует необходимость уничтожения Израиля. В этих условиях, за отсутствием других возможных вариантов, Израиль вынужден с надеждой обратить свои взоры в сторону Индонезии, исповедующей взвешенный подход к международным отношениям и претендующей на роль посредника в сложных ситуациях. Международный резонанс также вызвали заявления индонезийского руководства о необходимости модернизации сложившихся в исламском мире устоев. Президент Юдхойоно неоднократно высказывался за улучшение управления мусульманскими странами, наведение ими мостов с Западом, призывая их осваивать демократические идеи и следовать примеру Индонезии, идущей по пути либеральной демократии. По словам А. Шихаба, специального советника Юдхойоно по Ближнему Востоку и бывшего министра иностранных дел, исламские страны переживают «дефицит демократии». Эти слова не остались не замеченными в Тель-Авиве.
Правда, во взаимоотношениях Индонезии и Израиля многое складывается не просто. Министр иностранных дел Индонезии Ха-сан Вираюда во время визита в Джакарту Махмуда Аббаса в очередной раз заявил, что дипломатические отношения с Израилем не будут восстановлены до тех пор, пока Палестина не станет независимой. Тем не менее его израильский коллега Ц. Ливни, выступая перед индонезийскими журналистами во время их первого визита в
118
эту страну в октябре 2007 г., проходившего в те же дни, что и визит Аббаса в Джакарту, сказала: «Израиль придает большое значение Индонезии как крупнейшей мусульманской стране. Мы не находимся в состоянии конфликта с исламским миром и открыты для взаимоотношений со всеми, кто этого пожелает. Роль ислама и арабского мира в дипломатическом процессе жизненно важна». Как шаг навстречу Индонезии можно рассматривать заявление президента Израиля Ш. Переса по завершении переговоров в Джакарте между Юдхойоно и М. Аббасом в октябре 2007 г., когда он признал важную роль этой страны в установлении мира между Израилем и Палестиной. На встрече с индонезийскими журналистами в Иерусалиме израильский президент сказал: «Индонезия открыла новую эру в восприятии ислама мировым сообществом. Современная Индонезия продемонстрировала, что модернизм и религия могут идти рука об руку». По словам Ш. Переса, это имеет особое значение, поскольку терроризм, осуществляемый исламистскими группировками, во многом результат того, что они рассматривают модернизацию ислама как выпад против него. Перес выразил удовлетворение присутствием индонезийских миротворческих сил в Ливане и тем, как они исполняют свой воинский долг. Уже после конференции в Аннаполисе в индонезийско-израильских отношениях произошло еще одно важное и явно неординарное событие: Израиль посетила делегация индонезийских высокопоставленных религиозных мусульманских деятелей. Сам факт их приезда в Тель-Авив можно считать подтверждением тезиса о поддержке мусульманской общиной Индонезии курса руководства страны, направленного на повышение ее роли в мировой политике, в том числе - в вопросах ближневосточного урегулирования. Уровень, на котором израильские должностные лица принимали делегацию, и доброжелательная тональность переговоров говорят о многом. С израильской стороны группу переговорщиков возглавлял президент Ши-мон Перес. В своем выступлении он отметил, что «люди всего мира должны отречься от того, чтобы использовать религию для обоснования террора и кровопролития». Со своей стороны, индонезийские священнослужители заявили, что прибыли в Израиль, чтобы «продемонстрировать сдержанность и умеренность ислама, как религии, искать сотрудничества и мира с другими странами и религиями и осудить исламский экстремизм».
Официальная точка зрения Джакарты состоит в том, что виновником конфликта все же является Израиль. Об этом заявил
119
после форума в Аннаполисе постоянный представитель Индонезии в ООН М. Наталегава: «Все усилия оживить мирный процесс на Ближнем Востоке полностью зависят от искренности Израиля в намерении решить проблемы, поскольку никто иной, как Израиль, является виновником ставшего уже бесконечным конфликта в регионе... Мы подчеркиваем, что израильская оккупация - сердцевина конфликта на БВ, особенно в Палестине, и это стало возможным посредством бесчисленных резолюций ООН. Есть основания полагать, что Индонезия тонко почувствовала, что она может извлечь для себя определенные выгоды из той тупиковой ситуации, которая, как считают в мусульманском мире, является результатом «израильской неуступчивости». Нынешняя позиция Израиля одинаково неприемлема для обеих сторон - и для самого Иерусалима, и для арабских стран. Что, однако, не мешает стремлению руководства Индонезии наладить отношения со всеми оппонирующими сторонами, включая Израиль. Но претензии Индонезии на «особую роль» в исламском мире требуют от нее очень тонкой игры. Индонезия, стремясь к достижению этой цели, пока не делает ошибок, дистанцируясь и одновременно демонстрируя определенные «реверансы» перед Израилем. Одним из таких «реверансов» стало предоставление израильской делегации возможности посетить о. Бали для участия во Всемирной парламентской конференции, состоявшейся в мае 2007 г., чему яростно сопротивлялись индонезийские исламские радикалы.
В июне того же года на том же острове Бали состоялась международная конференция, посвященная вопросам религиозной терпимости и подтверждению факта Холокоста. Уместно отметить, что трагедия времен Второй мировой войны ни в коей мере не затронула Индонезию, и многие в стране даже ничего не знают о трагических событиях, инициированных фашистами. Как заявил Д. Лендес, директор иерусалимского Института исследований вопросов еврейской нации, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Израилем и Индонезией, он чувствовал себя на Бали весьма комфортно. Незримый патронаж со стороны официальной Джакарты был очевиден, и израильская делегация была в полной безопасности. Обе страны определенно осознают необходимость налаживания индонезийско-израильского диалога. Джакарта находится явно в выигрышном положении, учитывая изоляцию Израиля в исламском мире. Отсюда его стремление преодолеть ее посредством налаживания диалога с самой крупной му-
120
сульманской страной, к тому же постоянно наращивающей авторитет в исламском мире. Складывается впечатление, что, используя диалог с Израилем, Индонезия пытается использовать сложившуюся ситуацию для расширения своего влияния на БВ. В высказываниях индонезийских политических деятелей и в индонезийской прессе неоднократно появлялись утверждения о правомерности претензий этой страны на более активную роль в решении ближневосточных проблем. Ведущая индонезийская газета «Джакарта Пост» писала: «Второстепенная роль индонезийской внешней политики на БВ перерождается в существенный фактор продвижения глобальной безопасности».
Последние годы Индонезия стремится играть более заметную роль в решении глобальных проблем мирового сообщества. Как утверждает известный индонезийский политический обозреватель Д.А. Фортуна (одна из директоров исследовательского Центра Ха-биби, нередко «озвучивающая» правительственные взгляды и настроения), Индонезия внутри страны и за ее пределами должна располагать полномочиями, значительно превышающими ее традиционно сложившийся и уже не соответствующий реалиям статус периферийного государства. Она в первую очередь подразумевает роль Индонезии в разрешении конфликта между Израилем и Палестиной. Безусловно, трудно нащупать грань между искренностью намерений индонезийского руководства по созданию независимого Палестинского государства и реализацией этим руководством собственных прагматических интересов. Можно лишь констатировать, что пока при активизации Индонезии на палестинском направлении противоречий между интересами Индонезии и ПНА не наблюдается. Впрочем, их не наблюдалось и в прежние годы, но тогда мир был совсем другим, и индонезийское руководство не находилось под прессом резкого возрастания роли исламского фактора как во внутренней, так и во внешней политике. Возобладают ли в такой непростой политической ситуации подлинные интересы исламской солидарности над своекорыстными побуждениями очередного «поборника справедливости» на БВ, на роль которого активно претендует Индонезия? Есть основания полагать, что стремление к лидерству в исламском мире постепенно под влиянием элит преобразуется в этой стране в «общенациональную идею». Пока президента Индонезии Юдхойоно и его команду трудно упрекнуть в нарушении равновесия между соблюдением подлинных интересов ислама и собственными прагматическими устремления-
121
ми. Но кто знает, как повернется дело в будущем?.. В острейшей политической борьбе за власть в стране, да и во всем исламском мире, правила нередко диктует политический ислам, интересы которого зачастую определяются далеко не интересами религии, а требованиями этой борьбы. Достаточно вспомнить последние парламентские и президентские выборы в Индонезии, когда власти, опасаясь нежелательной реакции со стороны избирателей, очень осторожно подходили к вопросу отношений с исламскими радикалами.
«Азия и Африка сегодня», 2008, № 3, с. 30-33.
Сабина Ридель,
политолог(Германия)
МУСУЛЬМАНЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. (Национальные концепции интеграции в сравнении)
В 25 странах Европейского союза сегодня проживает около 12 млн. мусульман, что примерно равно их числу в европейской части Российской Федерации. Но в отличие от России или Южной Европы, где ислам уже столетия уживается с христианством и другими религиозными сообществами, в Западной Европе иммигранты-мусульмане появились только после Второй мировой войны. Различные факторы привлекли внимание общественности к проблемам, связанным с иммиграцией мусульман. В этой статье мы попытаемся разобраться, как отдельные страны Европейского союза решают эти проблемы, какие у них развиваются концепции интеграции и насколько эта интеграция успешна. Рассмотрим ситуацию на примере таких стран, как Франция, Великобритания и Нидерланды, в которых проживает сравнительно большое число мусульман-иммигрантов и которые разработали совершенно разные концепции интеграции. В течение последних двух лет вопрос интеграции встал особенно остро в связи со следующими сенсационными событиями: убийство автора фильмов из Нидерландов Тео ван Гога мусульманином марокканского происхождения в ноябре
2004 г., теракты в Лондоне, совершенные иммигрантом из Пакистана в июле 2005 г., и волнения иммигрантов во Франции в ноябре
2005 г.
122