Научная статья на тему '2010. 04. 025. Джабриль Амджад: Израиль и война в газе. Gabriil amgad. Исра'ил ва-л-харб ала Газа // al-quds. - Cairo, 2009. - n 122. - p. 63-72. - араб. Яз'

2010. 04. 025. Джабриль Амджад: Израиль и война в газе. Gabriil amgad. Исра'ил ва-л-харб ала Газа // al-quds. - Cairo, 2009. - n 122. - p. 63-72. - араб. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 025. Джабриль Амджад: Израиль и война в газе. Gabriil amgad. Исра'ил ва-л-харб ала Газа // al-quds. - Cairo, 2009. - n 122. - p. 63-72. - араб. Яз»

интересами «Ирана-уммы». Палестино-израильский конфликт, бывший в течение XX в. противостоянием двух национализмов, теперь расматривается движением «Хамас» не как палестино-израильский, а как мусульманско-иудейский конфликт.

Создание на Ближнем Востоке «шиитского полумесяца» должно заставить Израиль пересмотреть свою стратегию и тактику в регионе. Израилю придется отказаться от любых односторонних действий (как это было в 2000 г. в Южном Ливане и в 2005 г. в секторе Газа), так как обе территории стали местом базирования шиитских исламистских групп. Израиль должен принять во внимание (особенно в вопросе об иранском ядерном оружии) противоречие между «Ираном-уммой» и «Ираном-государством». По-видимому у Израиля есть три приоритетных внешнеполитических направления:

• сотрудничество с умеренными светскими суннитскими режимами в Иордании и Турции;

• сотрудничество со странами Центральной Азии, особенно учитывая их близость как к Ирану, так и Пакистану;

• сотрудничество с курдами, которые составляют значительное этническое меньшинство как в Турции, так и в Ираке и Иране.

Как бы далее ни развивались события, уже де-факто сформировавшийся и консолидирующийся «шиитский полумесяц» представляет собой колоссальную угрозу как для Израиля, так и для умеренных арабских стран.

И.А. Фадеев

2010.04.025. ДЖАБРИЛЬ АМДЖАД: ИЗРАИЛЬ И ВОЙНА В ГАЗЕ. GABRIIL AMGAD. Исра'ил ва-л-харб ала Газа // Al-Quds. - Cairo, 2009. - N 122. - P. 63-72. - Араб. яз.

Ухудшение палестино-израильских отношений, новая интифада, начавшаяся в 2000 г., распространившийся по всей Святой земле террор заставили мировое сообщество активизировать усилия в рамках ближневосточного урегулирования. Активность США в регионе резко возросла после трагических событий 11 сентября 2001 г. и начала войны в Ираке, а военные операции израильской армии, проводимые регулярно с осени 2002 г. в секторе Газа, фактически спровоцировали новый виток насилия, сопровождающийся, в свою очередь, масштабным сетевым противодействием ради-

кальных исламистских группировок (в особенности «Аль-Каиды») непосредственно на Ближнем Востоке и за его пределами.

В июне 2002 г. президент США Дж. Буш-мл. выступил с предложениями об окончательном урегулировании арабо-израильского конфликта. «Четверка» (квартет) международных посредников в составе США, России, ЕС и ООН сразу же поддержала американскую инициативу, разработав в ходе многочисленных встреч на уровне спецпредставителей и министров иностранных дел с привлечением министров Египта, Иордании, Саудовской Аравии развернутый поэтапный план решения палестинской проблемы, получивший названия «Дорожная карта», целью которого было показать маршрут, способный привести к мирному сосуществованию израильтян и палестинцев.

План «Дорожная карта» предусматривал:

- прекращение (до 31 июня 2003 г.) террора и насилия с обеих сторон; вывод израильских войск на позиции, которые они занимали до начала интифады; приостановление поселенческой деятельности на палестинских территориях; проведение в Палестинской национальной автономии (ПНА) политических реформ (включая разработку Конституции и проведение свободных выборов); создание (до декабря 2003 г.) независимого Палестинского государства с временными границами и атрибутами, но основанного на новой Конституции; проведение демократических выборов на территории ПНА; созыв международной конференции для поддержания палестинской экономики; начало процесса включения новой страны в число членов ООН;

- стабилизация (в 2004-2005 гг.) всех палестинских структур власти, установление постоянного статуса Палестины, решение вопросов об окончательных границах Палестинского государства, палестинских беженцах, израильских поселениях, статуса Иерусалима, нормализация отношений Израиля с Сирией, Ливаном и другими арабскими странами, созыв второй международной конференции по Ближнему Востоку и в итоге образование эффективной системы безопасности для всех государств региона в общем контексте арабо-израильского урегулирования.

Этому плану не суждено было сбыться, хотя в декабре 2003 г. израильский представитель Иоси Бейли и бывший министр информации ПНА Ясир Абез Раббо заявили в Женеве о достигнутой до-

говоренности пересмотра концепции всей «дорожной карты» с целью ее практического воплощения в жизнь.

Территориальные палестинско-израильские споры, впрочем, оказались неразделимы со многими политическими обстоятельствами, наиважнейшим из которых явился приход к власти в ПНА исламских радикалов («Хамас»). Как следствие кардинальным образом изменилась вся система палестинско-израильских отношений. Именно «Дорожная карта» требовала от палестинцев как можно скорее в контексте открытого обсуждения и прозрачного отбора кандидатов в ходе свободного многопартийного процесса провести открытые и честные выборы. В результате частичной реализации этого документа к власти в Палестинской администрации пришли силы, не признающие само право государства Израиль на существование в каких бы то ни было границах, а весь переговорный процесс оказался отброшен на десятилетия назад, в эпоху, предшествующую не только соглашениям Осло (1993), но и Мадридской конференции (1991).

«Хамас» «действительно стал камнем преткновения на зигзагообразном пути ближневосточного урегулирования, но в силу того, что сам мирный процесс в регионе оказался несовершенным и спекулятивным по вине Израиля и его влиятельных союзников. Поэтому одной из основных задач Израиля было ослабление роли «Хамас» (с. 63).

Движение исламского сопротивления «Харакят аль-Мукаума аль-Исламия - ХАМАС» было основано шейхом Ахмедом Ясином 14 декабря 1987 г. и вобрало в себя членов двух группировок, действовавших в секторе Газа, официально зарегистрированных как культурно-просветительские, занимающиеся благотворительностью организации: «Крыло Братьев мусульман Западного берега реки Иордан и сектора Газа» и «Исламский Джихад - Палестина». Примечательно, что Израиль долгое время оказывал данным палестинским общественно-политическим объединениям поддержку, видя в этих структурах противовес влиянию ООП.

Идеологической основой деятельности «Хамас» является Исламская хартия, в которой изложены не только принципы борьбы с Израилем, но и положения о противодействии ООП, с особым акцентом на развертывании всеобщего джихада, т.е. вооруженной борьбы для возвращения оккупированных территорий.

Основные задачи «Хамас» были сформулированы следующим образом:

- поддержка права участвовать в текущих делах во всех областях жизни;

- защита палестинского народа от агрессии сионистов, поддержка вооруженной борьбы;

- выдвижение на первый план моральной чистоты судебной системы и государственного судебного преследования при полной независимости и применимости этого закона для всех;

- сохранение единства «палестинской улицы» против раскола, который привел бы к гражданской войне;

- поддержка права палестинцев на вооруженную борьбу против оккупации до тех пор, пока она существует и пока не восстановлены все права палестинцев, не освобожден Иерусалим и не восстановлено право на возвращение беженцев, не освобождены заключенные и не ликвидированы еврейские поселения;

- пересмотр гражданско-административной структуры в секторе Газа на основе профессионального подхода;

- преследование коллаборационистов и коррупционеров, передача их дел суду;

- проведение административной и финансовой реформы и устранение коррупции;

- укрепление национального единства и устранение подрывных элементов; защита права палестинского гражданина на политическую, социальную и физическую безопасность и права на получение пищи;

- защита политических свобод и гражданских прав, политического плюрализма и права на свободу собраний, мыслей, высказываний, на свободу прессы и безопасности журналистов;

- укрепление принципа свободных и справедливых выборов в парламент, местные органы власти или профессиональные союзы;

- защита общественных организаций, благотворительных учреждений, ассоциаций, образовательных учреждении и других органов;

- поддержание культурного диалога и взаимного уважения.

Приход к власти «Хамас» оказал серьезное воздействие на

ход событий во всем ближневосточном регионе.

Правительство Израиля во главе с А. Шароном вынуждено было в одностороннем порядке уйти из Газы и даже возвести защитный барьер, отделяющий израильтян от палестинцев (с. 63).

Палестинское правительство до сих пор фактически остается подконтрольным группировке «Хамас», развернувшей ожесточенную борьбу за власть с движением Фатх, возглавляемым сейчас председателем ПНА М. Аббасом, к которому эта роль перешла после смерти Я. Арафата.

Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас создал новое правительство без участия представителей «Хамас». Однако его власть практически распространяется только на Западный берег.

Тем не менее большинство арабских государств продолжают ориентироваться на Фатх и М. Аббаса, хотя их позиции трудно назвать совершенно идентичными. Сирия и Иран не только симпатизируют, но и поддерживают в той или иной степени «Хамас». Что же касается такой важной страны для исламского мира, как Саудовская Аравия, то последняя пытается балансировать между обеими палестинскими организациями, но, по мнению ряда экспертов, ей значительно ближе «Хамас», ибо в нынешнем Фатх все еще заметны социалистические и националистические тенденции, плохо сочетающиеся с новой исламской идеологией.

Таким образом на сегодняшний день положение в ПНА остается чрезвычайно сложным. Это вызвано прежде всего продолжающимися силовыми действиями Израиля, крайней запутанностью дел в рамках всеобщего ближневосточного урегулирования и, конечно же, отсутствием всяческих оснований для национального примирения палестинцев в целом, которому сильно мешает отсутствие настоящей заинтересованности США и Израиля в разрешении конфликта между «Хамас» и Фатх. При этом Фатх контролирует Западный берег реки Иордан, «Хамас» - сектор Газа. Кроме того, наряду с данными объединениями в ПНА существуют и многие другие вооруженные группировки, номинально являющиеся союзниками той или другой стороны, но зачастую действующие самостоятельно (например, «Исламский джихад» - союзник «Хамас» и «Бригада мучеников Аль-Аксы» - союзник Фатх).

Сегодня диалог между движением «Хамас» и Израилем практически невозможен по причине радикальной позиции, которую занимают руководители «Хамас». К тому же любые действия Из-

раиля, подразумевающие поддержку М. Аббаса в Газе (например, силовое вмешательство), лишь усиливают конфронтацию между двумя палестинскими анклавами - Западным берегом и сектором Газа. Поэтому более реалистичным представляется диалог между «Хамас» и Фатх, инициирование которого способно открыть большие политические возможности перед Египтом, что позволит ему оставаться ключевой региональной державой в деле мирного урегулирования. Египет, кстати, поддерживает официальные и неофициальные контакты с обеими сторонами и имеет опыт посреднической деятельности при разрешении острых внутрипалестинских противоречий. В его интересах - способствовать достижению компромисса между двумя палестинскими группировками, поскольку изоляция «Хамас» и его невключение в ближневосточный мирный процесс могут привести к непредсказуемым последствиям на палестинских территориях в целом и в непосредственной близости от египетской границы - в частности.

16 января 2008 г израильская армия начала в секторе Газа массированную операцию против «Бригад Изидина Аль-Касама», а также других палестинских военизированных группировок («Исламский джихад», «Бригады Салах эд-Дина» и др.) в ответ, как заявили израильские власти, на непрекращающиеся обстрелы территории Израиля самодельными ракетами «Касам» и минометные обстрелы. Начало операции - это своего рода сигнал для Сирии, Ирана, «Хизбаллах», что еврейское правительство не пойдет на уступки.

Израильская акция возмездия распространилась и на Западный берег реки Иордан против боевиков «Бригад мучеников Аль-Аксы» - союзника Фатх. В ходе ее проводились «зачистки» районов базирования боевиков, наносились артиллерийские и авиационные удары. Убитыми оказались десятки палестинцев, в том числе мирных жителей. Израильтяне наносили «точечные удары», направленные против руководства палестинских военных организаций, вследствие чего погибли несколько членов командования военного крыла «Хамас» и других палестинских группировок.

Одновременно Израиль приступил к полной блокаде сектора Газа. Были закрыты все пограничные пропускные пункты, приостановлена подача электроэнергии (электростанция, снабжающая сектор Газа, находится на территории Израиля), ограничены по-

ставки бытового газа, горючего, медикаментов. Нарушилось функционирование многих структур городского хозяйства (водоочистных сооружений, хлебопекарен, магазинов и т.д.), а также больниц, поликлиник, родильных домов. Стало невозможным поступление гуманитарной помощи по линии ООН.

Жители сектора Газа (около 1 млн. человек) вновь оказались на грани гуманитарной катастрофы. США отказались от какого бы то ни было осуждения действий Израиля, определяя их как «законное право на самооборону для осуществления безопасности своих граждан» и возложили всю ответственность за происходящее в секторе Газа на движение «Хамас».

Операция против сектора Газа проводилась Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) не только для того, чтобы пресечь обстрелы израильских населенных пунктов боевиками ХАМАС и контрабандную доставку оружия и боеприпасов для них с территории Египта, но также для достижения стратегической цели - отстранения движения «Хамас» от власти в секторе Газа и восстановления здесь контроля администрации президента ПНА М. Аббаса, с которым Э. Ольмерт намерен продолжать переговоры и достичь политического урегулирования.

В целом тенденции, определяющие развитие современной ситуации на Ближнем Востоке, по мнению автора, характеризуются дальнейшей эскалацией напряженности как в Палестине, так и в соседних арабских странах. Палестино-израильский конфликт, остающийся ключевым вопросом ближневосточного урегулирования, очевидно, невозможно разрешить без восстановления единства палестинского национального движения, но это не входит в политические расчеты США и Израиля. В связи с этим уместно вспомнить активную, определяющую роль СССР в период принятия резолюции ООН в 1947 г. о создании еврейского и арабского государств. Несмотря на ее внешнюю «идеологизированность», именно эта позиция отражала национально-государственные интересы России еще со времен Российской империи, имевшей, как известно, свои мощные опорные пункты на Святой земле в виде храмов, монастырей и других объектов.

Совершенно очевидно, что на современном этапе палестинско-израильского противостояния крайне важны и определенные четкие коллективные миротворческие действия внешних гарантов

ближневосточного мирного процесса и тем более адекватные усилия непосредственных участников конфликта.

И.А. Нуриманов

ИСТОРИЯ

2010.04.026. ФОСС К. ЕГИПЕТ ПРИ МУАВИИ. ЧАСТЬ I: ПАПАС1 ФЛАВИЙ И ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ.

FOSS C. Egypt under Muawiya Part I: Flavius Papas and Upper Egypt // Mod. Asian studies. - L., 2009. - Vol. 72, N 1. - P. 1-24.

Имеется много папирусных документов, которые обрисовывают нам египетскую администрацию при Муавии. Наиболее важные из них были найдены в архиве папаса Флавия (главы администрации г. Фуса), которые относятся к 670 г. (с. 1). Архив состоит из 107 документов, основная часть которых написаны на греческом языке. Большинство из них - официальные документы, остальные же - частные письма Флавия.

Опираясь на эти документы, можно сказать что, несмотря на то что Египет входил в арабский халифат и там действовали исламские законы, отношения между руководящими органами были ближе к византийской традиции, нежели к арабской.

Государственная власть имела трехступенчатую иерархию: лампротатос, периблептос и иллюстриус. В первые два класса входили губернаторы провинций, высокопоставленные чиновники и военачальники. К последнему относились сенаторы и министры правительства. Продвижение к высшему рангу проходило только через захват соответствующей власти или же посредством приказа халифа (или вали). Однако в VI в. эти титулы потеряли свое значение, лампротатосами и периблептосами стали называть почетных людей. Только иллюстриус сохранил свои функции (с. 6).

Губернатор назначался непосредственно халифом, где вали предоставлялось большие полномочия. Страна была разделена на пять провинций, во главе которых стояли эмиры. Под контролем эмира были еще около 50-60 чиновников местного уровня. Власть в городах осуществляли должностные лица и муниципальные советы, а деревнях - старосты (их называли мейзон). Эмир часто нахо-

1 Термин, означающий должность губернатора города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.