Научная статья на тему '\ страноведение \ просите мираиерусалиму'

\ страноведение \ просите мираиерусалиму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ страноведение \ просите мираиерусалиму»

Просите мира Иерусалиму

Ближневосточный кризис стал основной темой январских визитов российского президента в Палестину и Иорданию. О том, может ли активная позиция России, сумевшей наладить отношения и с арабским миром, и с Израилем, сдвинуть с мертвой точки разрешение арабо-израильского конфликта, рассуждает директор Института востоковедения РАН профессор Виталий Наумкин.

Ирина ВОРОБЬЕВА

ХАМАС террористическим движением. Поэтому нам вполне по силам решение такой задачи, как содействие консолидации палестинцев, примирению Фатх и ХАМАС, созданию коалиционного правительства или иной формы нормализации отношений между ними.

Да, нам не хватает экономического ресурса, но при этом есть серьезная российско-израильская заинтересованность в совместном бизнесе в энергетической, военно-технической и иных сферах. Например, обсуждается контракт по приобретению израильских беспи-лотников. Конечно, мы не готовы вбухивать в ближневосточное урегулирование такие же средства, как американцы. Тем не менее Россия предпринимает серьезные политические и дипломатические шаги, в том числе в партнерстве с Евросоюзом, и, конечно же, не отказываясь от сотрудничества с США. Без них ближневосточный мирный процесс не пойдет.

— Если в следующем году Барак Обама покинет Белый дом, а на его место придет даже не демократ, а консерватор, затормозит ли это решение ближневосточной проблемы?

— Если сравнивать Буша и Обаму, то, действительно, у республиканцев, особенно у неоконсерваторов, была более жесткая произраильская позиция. Стремление стать беспристрастным посредником, попытаться договориться с арабами, занять более благоприятную позицию в отношении исламского мира — характерно как раз для Обамы. Но в то же время Обама, который сначала потребовал от Израиля продлить после 26 сентября 2010 года

мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных арабских территориях, затем под внутренним давлением отказался от этого решения и стал требовать от палестинцев и израильтян начать I

Честный брокер

— Виталий Вячеславович, каковы шансы нашей страны на успех в качестве одного из международных посредников, в число которых входят США, ООН и Евросоюз?

— Сегодня Россия способна сыграть гораздо более значимую роль в ближневосточном урегулировании, чем прежде, поскольку она приобрела намного больший вес в международных делах, чем в 90-е годы прошлого века и даже в начале века ХХ-го. На нас работает равнопри-ближенность ко всем участникам конфликта. Небезосновательно считают, что Америка имеет особые отношения с Израилем, поэтому она не может быть нейтральным посредником, «честным брокером», а Россия может, и такая репутация у нашей страны уже есть. Нас никто не может обвинить в том, что мы отстаиваем интересы одной из конфликтующих сторон, в чем палестинцы упрекают американцев, полагая, что США действуют с оглядкой на свое израильское лобби. У нас хорошие отношения и с израильтянами, и с арабами, причем с палестинской стороны мы поддерживаем контакты не только с лидерами Палестинской национальной автономии (ПНА) — руководством Фатх, но и с движением ХАМАС, контролирующим сектор Газа. Россия, в отличие от Запада, не считает

прямые инвестиции / № 2 (106) 2011

28

переговоры без предварительных условий. По словам премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, он якобы был уже готов продлить этот мораторий, но американцы решили, что этого делать не нужно.

Обама является заложником внутриполитической ситуации, но именно при нем ближневосточная политика США стала более сбалансированной.

— Насколько серьезным фактором для влияния на Израиль со стороны России является российско-иранское партнерство?

— Наши отношения с Ираном иногда вызывают раздражение у наших израильских партнеров, но на самом деле повышают заинтересованность Израиля в тесном взаимодействии с Россией. Израиль воспринимает Иран как главную угрозу, поэтому все, что связано с Ираном, имеет для Израиля первостепенное значение.

— По данным СМИ, в начале прошлого года Бенья-мин Нетаньяху специально прилетал в Москву, чтобы убедить российское руководство не поставлять Ирану ЗРК С-300. Это так?

— У меня таких данных нет, но в СМИ эта информация действительно проходила. Израиль очень опасался, что Россия все-таки реализует контракт по поставкам Ирану этой системы ПВО. В нашем руководстве велись дебаты: имеем ли мы право и нужно ли нам в условиях введения санкций реализовывать этот контракт. Даже появились заявления разных официальных лиц с противоречащими друг другу элементами. Одни заявляли, что поставки С-300 подпадают под санкции, другие возражали. Но дело кончилось отменой контракта, что, с одной стороны, вызвало серьезное раздражение в Тегеране, с другой — значительно улучшило наши отношения с США и Израилем, который, впрочем, хотел бы, чтобы мы полностью дистанцировались от Ирана. Но мы не пошли на жесткие санкции, введенные против Ирана в одностороннем порядке США и Евросоюзом, и правильно сделали.

Виталий НАУМКИН,

директор Института востоковедения РАН, профессор

:' V-__У^1—Г?' - .' 17 ,.Ь 1

В Восточном Иерусалиме находятся главные святыни для трех религий — христианства, мусульманства, иудаизма: Храм Гроба Господня — место распятия и погребения Спасителя; Храмовая гора, на которой расположены мечеть Аль-Акса (мечеть Омара) и мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»); и главная святыня иудеев — Западная Стена Иерусалимского храма (Стена Плача).

Иран для нас — важный партнер, мы стараемся сохранить высокий уровень сотрудничества с ним. Россия построила АЭС в Бушере, у нас высокий уровень политических контактов, реализуются другие совместные проекты — сегодня обсуждается вопрос о второй очереди «Бушера», так называемом «Бушере-2». Мы не согласны с обвинениями, которые раздаются в адрес Ирана и основаны на уверенности в том, что это государство будто бы уже создает ядерное оружие. Иран никто за руку не поймал, и никаких данных о том, что он собирается сделать ядерное оружие, нет. Это лишь подозрения. Другое дело, что Иран практически формирует предпосылки для возможного осуществления военной ядерной программы в будущем.

— Несмотря на наше стремление оставаться честным посредником, израильтянам вряд ли понравились заявления президента о российской поддержке палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и госвизит в Палестину. Неслучайно, наверное, не состоялся визит Дмитрия Медведева в Израиль, куда он планировал ехать наряду с Палестиной и Иорданией...

— Я думаю, что теории заговора тут выстраивать не надо. Израиль — демократическое государство, и законодательство этой страны не запрещает проводить такие акции, как забастовка дипломатов с требованием повышения зарплаты. (Визит в Израиль был отменен именно в связи с забастовкой МИДа этой страны. — Ред.) Но коль скоро они бастуют, то невозможно подготовить необходимые документы, провести огромную дипломатическую работу, которая предшествует любому визиту, поэтому президент Израиля Шимон Перес принес официальные извинения Дмитрию Медведеву. Визит президента Медведева в Палестину интересы Израиля никоим образом не ущемил. Наоборот, активное содействие России мирному урегулированию конфликта — в интересах израильского народа, которому необходим мир с арабами, в первую очередь с палестинцами.

Другое дело, что разные люди по-разному смотрят на решение проблемы. Что до заявлений российских официальных лиц, то в них всегда подчеркиваются наша приверженность всем резолюциям Совета Безопасности ООН по этому вопросу, поддержка Арабской инициативы по урегулированию, не говоря уже о «Дорожной карте» (план урегулирования, разработанный международной «четверкой» посредников и одобренный в 2002-2003 годах палестинцами и Израилем. — Ред.).

Госвизит президента в Палестинскую автономию, которая пока еще не является государством, действительно беспрецедентен, поскольку стал определенным шагом к признанию палестинской государственности. Символичным было и то, что Медведев заехал на территорию ПНА не с территории Израиля.

Этот визит — показатель нашей активности, он говорит о том, что мы еще больше вовлекаемся в ближневосточный процесс и планируем помогать ПНА в развитии институтов ее государственности. Что она, кстати, вполне успешно делает. Это отмеча ют все международные организации, в том числе доноры, выделяющие деньги на их развитие. Выстроены системы взимания налогов, обеспечения безопасности, функционируют муниципальные службы. Однако вопрос о создании жизнеспособного независимого

прямые инвестиции / № 2 (106) 2011

29

палестинского государства в международно признанных границах сталкивается сегодня с очень серьезными, я бы даже сказал, непреодолимыми препятствиями, главным образом — со стороны руководства Нетаньяху-Барака-Либермана (Эхуд Барак — министр обороны Израиля, Авигдор Либерман — глава МИДа Израиля — Ред.).

Вечный спор евреев и арабов

— Что это за препятствия?

— Во-первых, Израиль, судя по высказываниям израильских лидеров, не проявляет готовности к решению вопроса о постоянных границах с Палестиной.

Во-вторых, несмотря на международное давление, он продолжает поселенческую политику на оккупированных арабских территориях, причем активнее, чем раньше. С точки зрения международного права эти поселения незаконны, хотя идет так называемое вертикальное расширение — создаются новые кварталы внутри поселений, основанных в том числе на землях, далеких от границ с Израилем, где совершенно очевидно должна быть территория будущего палестинского государства.

Госвизит Дмитрия Медведева в Палестинскую автономию стал шагом на пути признания палестинской государственности.

Число жителей в некоторых из них доходит до 30 тыс., а чем массивнее населенные пункты, тем меньше шансов на их эвакуацию в будущем.

В-третьих, происходит аннексия Восточного Иерусалима. Официально правительство Израиля считает Иерусалим вечной и неделимой столицей Израиля, поэтому возведение целых кварталов в Восточном Иерусалиме, как сказал Нетаньяху во время своего американского визита в ноябре прошлого года, это — не строительство на арабских территориях, а обустройство внутри самого Израиля.

Но для арабского и исламского мира, да и для всего мирового сообщества, подобная политика категорически неприемлема. Более того, все международные акты говорят о необходимости создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Это подчеркивает сегодня и президент Дмитрий Медведев.

И наконец, последний настораживающий момент: израильские власти сегодня постоянно называют палестинские территории «спорными», несмотря на общепризнанный на международном уровне факт их оккупации. Все это свидетельствуют о неготовности Израиля решить проблему путем создания двух государств, в том числе палестинского, которое должно появиться на территории компактной, протяженной, а не состоящей из разрозненных анклавов. Такая политика Израиля очень затрудняет переговорный процесс.

Неслучайно в сентябре прошлого года палестинцы отказались вступать в наметившиеся было под международным давлением переговоры — из-за нежелания Израиля заморозить строительство поселений.

— Александр Бовин (посол России в Израиле в 1991-1997 годах) в свое время заметил, что для евреев Восточный Иерусалим все равно что для нас Московский Кремль, а арабы требуют суверенитета над этим «Кремлем». Учитывают ли международные соглашения расположения христианских, иудейских и мусульманских святынь?

— Действительно, в этой части Иерусалима, в Старом городе, на территории площадью примерно в 1 кв. км

Из истории вопроса

В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании Организации освобождения Палестины и Израиля как партнеров по переговорам. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Раби-ном. В 1994 году заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа, на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов. В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа

создана Палестинская национальная автономия.

В 2005 году Израиль вывел из сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Были разрушены и четыре поселения в северной части Самарии. С 2006 года ситуация в Палестинской национальной администрации осложнилась внутрипалестинским противостоянием между движениями Фатх и ХАМАС. ХАМАС взял власть в секторе Газа и заявил о намерении создать там исламское государство. Лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас создал новое правительство на Западном берегу реки Иордан и назвал боевиков ХАМАС «террористами». В октябре 2007 года Израиль объявил

сектор Газа «враждебным государственным образованием» и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии и прекращая снабжение энергоносителями. В 2008 году, после полугодового перемирия между Израилем и движением ХАМАС, последний усилил обстрелы территории Израиля, а 27 декабря

2008 года Израиль начал операцию «Литой свинец», закончившуюся под международным давлением 18 января

2009 года. Сектор Газа был расчленен и фактически изолирован от внешнего мира. В результате военных действий погибли около 1,4 тыс. палестинцев

и 13 израильтян.

расположены святыни всех трех монотеистических религий — христианства, иудаизма и ислама. Естественно, что все международные соглашения предусматривают равный доступ представителей этих религий к своим святыням. Само же разделение города на Восточный и Западный Иерусалим сложилось еще до войны 1967 года. Существует карта разделения, согласованная на многочисленных переговорах (резолюции Совета безопасности ООН — с 242-й резолюции Совбеза, принятой после войны 1967 года, соглашения в Осло, переговоры между ООП и Израилем, «Дорожная карта»). Поэтому проблем в разделении города на Западный и Восточный возникнуть не должно, ответственность за это будет лежать на Организации Объединенных Наций, которой еще предстоит досконально рассматривать этот вопрос, помогать с определением статуса этой части города.

— И как дальше будут развиваться события? Ваш прогноз.

— Что будет дальше — неизвестно, и это порождает еще более тревожные тенденции, связанные с разочарованием значительной части палестинцев в перспективах создания своего государства. Еще два-три года — и места для него действительно не останется, поскольку эвакуировать израильтян будет невозможно, шанс уже фактически упущен. В результате многие палестинцы предлагают выдвинуть другой лозунг — создание единого демократического государства, где бы жили вместе и евреи и палестинцы. Но такое государство будет уже не еврейским, а двунациональным, что категорически неприемлемо для Израиля.

— В соответствии с «Дорожной картой» в этом году должны быть определены постоянные границы палестинского независимого государства...

Сикомора на российском участке в Иерихоне— свидетельство евангельского рассказа о приходе в город Иисуса Христа и Его встрече с мытарем Закхеем.

Дом русского паломника в Иордании откроется в этом году рядом с историко-религиозным заповедником «Место крещения Христа».

— До сих пор нет договоренностей о том, в каких границах его создавать. Палестинцы настаивают на границах до войны 1967 года, начавшейся 5 июля, с возможностью размена части территорий. По соглашениям, достигнутым в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП), закрепленным в Декларации, подписанной в 1993 году, решение таких проблем, как проблема беженцев или статус Иерусалима, откладывалось на последний этап мирных переговоров. Но по ним сегодня израильское правительство явно не хочет идти на уступки. С учетом же нерешенных вопросов о беженцах, еврейских поселениях, границах, Иерусалиме, мой прогноз на этот год скептический. Шансов на создание палестинского государства практически нет. Правда, речь может идти о создании государства во временных границах в результате перемирия, а не мирного договора.

Такой шаг, по мнению некоторых израильских деятелей из мирного лагеря, возможно, подтолкнет переселенцев не расширяться и даже уезжать из поселений, поскольку будет понятна бесперспективность проживания на землях, которые все равно отойдут палестинцам. ХАМАС, кстати, тоже так считает.

У него есть так называемая концепция долгосрочной «худны». «Худна» — перемирие, или прекращение огня. Решение же о постоянном статусе палестинского государства означает краткосрочную эвакуацию сотен тысяч поселенцев. А какой власти это по силам даже при наличии политической воли? Тем более власти, представленной людьми, временно собравшимися в коалицию, у которых разные повестки дня, интересы и отношение к политическим проблемам.

Тот же Нетаньяху, человек энергичный и, похоже, способный понять бесперспективность проводимого непримиримого курса, является заложником уз, связывающих его с партнерами по коалиции — религиозными деятелями (партия Шас), крайне правыми элементами из партии Либермана («Наш дом Израиль») и Либерманом, критикуемым за очень жесткий курс даже во внутренней политике. На мой взгляд, очевидно необходимым изменениям в политике Израиля мешает неспособность его политического истеблишмента к принятию серьезных, судьбоносных политических решений из-за ограничителей, связанных с коалиционным характером правительства. С палестинской же стороны серьезно подрывает шансы на урегулирование конфликта существующий раскол между Фатх и ХАМАС, который тоже пока не получается преодолеть.

— Судя по вашим словам, действия России вкупе с арабскими партнерами, с той же Иорданией, могут привести к примирению Фатх и ХАМАС, а что может изменить политику израильского правительства?

— Наверное, толчок внутри страны.

— Восстание израильского народа, заинтересованного в мире с арабами?

— Нет, восстания там не предвидится. Сегодня в израильском общественном мнении просматривается

И1АР-1АСС

\ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАСШТАБ \

прямые инвестиции / № 2 (106) 2011

31

усталость от ближневосточного конфликта, к тому же обстрелов нет — стена защищает, да и палестинцы, как Фатх, так и ХАМАС, соблюдают мир. Большинство израильтян не проявляют повышенного внимания к этой проблеме — живут палестинцы за стенкой, и ладно. И так может длиться десятилетиями, если бы не аннексия территорий, из-за которой через несколько лет места для палестинского государства действительно не останется. Я боюсь, что расширившиеся поселения, выдавливание арабов из Восточного Иерусалима будут иметь трагические последствия, прежде всего для самого еврейского народа Израиля.

— Как вы относитесь к мнению, что палестинцев жизнь за счет гуманитарной помощи вполне устраивает?

— Что же здесь хорошего — жить за счет благотворительности, когда каждый народ хочет самореализации и удовлетворения своих национальных прав? Даже народ юга Судана, несмотря на крайнюю неразвитость этой части страны, создает свою собственную государственность при поддержке мирового сообщества. На Кавказе добились независимости Абхазия и Южная Осетия, на Балканах Косово, нравится нам это или нет, стремится к независимости. А здесь в течение всей послевоенной истории часть людей ютятся в палатках, оставаясь беженцами. В том же Ливане живут без гражданства почти полмиллиона палестинцев. Какая гуманитарная помощь может компенсировать такую жизнь? Они же не домашние животные, а люди, которые хотят иметь перспективу. А какие перспективы у молодых газцев? Ну получает человек хлеб, кусок мяса, как-то живет, создает семью, рожает детей, а дальше что? Никуда не поедешь, блокада — израильтяне пропускают не более 125 грузовиков в день для снабжения огромного города в полтора миллиона человек. В последнее время сделано «послабление» — пропускается до 97 единиц ассортимента товарной продукции (для сравнения: в израильском супермаркете ассортимент включает 10-15 тыс. единиц). Работы нет, около 90% предприятий местного бизнеса либо закрыты, либо работают в малую часть своей мощности. Нет ни инвестиций, ни рынка нормального. Заняться нечем. Стоят разрушенные дома, объекты инфраструктуры.

Если Израиль рассчитывал, что таким образом ему удастся подорвать власть ХАМАС, то этого не произошло. Напротив, ХАМАС твердо поддерживают не менее трети населения, при этом крепнут позиции радикальных движений, целиком ориентированных на вооруженную борьбу. Думаю, не в интересах Израиля сегодня продолжать блокаду, которую международное сообщество не одобряет, да и подвергать остракизму движение ХАМАС. С ним нужно договариваться.

— Палестинское государство в границах до войны 1967 года признали Бразилия, Аргентина, Боливия,

Израильские и палестинские территории после Шестидневной войны 1967 года.

Уругвай, Гайана. Чем руководствовались эти латиноамериканские страны?

— Многие страны в мире считают, что к более конструктивной позиции Израиль подтолкнет широкое международное признание Палестинской национальной автономии как состоявшегося государства. Если предположить, что завтра все государства мира за небольшим исключением признают Палестину, то будет сделан очень серьезный шаг, означающий признание государства во временных границах.

В этом случае израильские поселения автоматически перейдут в разряд незаконно занятой территории чужого государства. Израилю это не нужно. Возникнет мощный фактор давления на Тель-Авив. Что же до государств Латинской Америки, то им не особенно важно, что по этому поводу скажет Израиль, и их руководство, на мой взгляд, планировало таким образом завоевать больше престижа на международной арене. Правда, есть предположение, что свою роль здесь сыграла большая арабская община в Латинской Америке. К примеру, до 8 млн арабов проживает в Бразилии.

— А возможно ли признание Палестинской автономии как государства арабским миром?

— Арабские страны имеют консолидированную позицию, поддерживая мирный процесс и выступая за реализацию арабского плана урегулирования, предложенного королем Саудовской Аравии Абделлой и утвержденного на арабском саммите 2007 года. По этому плану Израилю гарантируют признание со стороны арабов, подписание мирных соглашений и установление нормальных межгосударственных отношений при условии освобождения им арабских территорий, захваченных в 1967 году, признания им независимого палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа и обеспечение справедливого решения проблемы беженцев. Этот план не исключает возможности размена отдельных частей территории, что было ранее согласовано между арабами и израильтянами.

Однако Израиль считает, что возвращение палестинцев положит конец еврейскому государству. Арабы же говорят, что важен сам принцип; это не значит, что все, кто уехал, вернутся: одни уехали безвозвратно, другим потребуется компенсация. Вопрос о беженцах вполне решаем, но пока он тоже является камнем преткновения.

— Ряд ваших коллег считают, что для разрешения кризиса нужна хорошая ссора: мол, пусть они еще раз постреляют, а потом их возьмут за жабры и усадят за стол переговоров, а вы как считаете?

— Цинично так говорить: «пусть они постреляют...» Это же живые люди! Но в принципе — увы! — так может случиться. Новые столкновения не нужны, но они могут подтолкнуть стороны к возобновлению переговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.